Теперь о ложном учении, заполнившем весь протестантский мир и даже захватившем часть православных христиан, – о хилиазме, тысячелетнем Царстве Христовом. Учение это основывается на неправильном прочтении двадцатой главы Откровения Апостола Иоанна Богослова. Существует несколько вариантов заблуждений по этому поводу. Одни считают, что наступит царство антихриста, придет Христос, разрушит его, умертвит антихриста дыханием уст своих, будет Страшный суд и начнется тысячелетнее Царство Христово. Другие считают, что, явившись в этот мир, Христос уничтожает существующую систему вещей, царствует тысячу лет с верующими на этой земле, потом на короткое время будет дана свобода антихристу, затем Христос уничтожит антихриста дыханием уст своих и будет Страшный суд. Иными словами, будет вначале первое воскресение мертвых, когда воскреснут праведники, потом тысячелетний период жизни на земле, потом царство антихриста, Суд, второе воскресение, и наконец – вечная жизнь. Так, например, еретик Апполинарий, осужденный Вторым Вселенским Собором 381 года, считал, что задолго до кончины мира Христос придет на землю, поразит антихриста, воскресит праведных и будет царствовать с ними (чувственно) тысячу лет, потом воскресит грешных и осудит их. С точки зрения православной догматики, оба мнения глубоко ошибочны. Царство Христово, тысячелетнее Царство, уже существует. Оно началось тогда, когда Иисус Христос на голгофском кресте сказал: Совершилось. И продолжается это Царство до сих пор. К сожалению, в этом вопросе заблуждались даже многие святые отцы, осуждавшиеся в свое время за это церковью. Почему же возникает ошибка? Что такое первое воскресение? Это воскресение в земной жизни, когда неверующий становится верующим, язычник – христианином. Второе воскресениеэто воскресение плоти по окончании царства антихриста. Но в Царство Небесное после этого воскресения попадут только те, кто прошел первое воскресение, то есть те, которые воскресли из тьмы неверия к вере. В Откровении сказано: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время ( Откр.20:1–3 ). Мы уже говорили, что власть диавола на земле, выражаясь современной терминологией, нелегитимна. Она не имеет права на существование. Так же, как и грех не имеет права на существование после голгофской жертвы Христа. Он продолжается вопреки свершившейся реальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

    «Прочие же из умерших, — говорит, — не ожили» (Апок. XX:5). Ибо ныне есть час, когда мертвые слышат глас Сына Божия; и услышавшие — оживают (Иоан. V:25), прочие же из них не оживают. А добавление: «Доколе не окончится тысяча лет» должно быть понимаемо в том смысле, что они не ожили в то время, когда должны были ожить, перейдя от смерти к жизни. И потому, когда наступит день, в который совершится воскресение тел, они выйдут из гробов не для жизни, но для суда, т. е. для осуждения, которое называется второй смертью. Ибо кто не ожил, пока окончится тысяча лет, т. е. кто во весь тот период времени, в который совершается первое воскресение, не услышал глас Сына Божия и не перешел от смерти к жизни, тот во второе воскресение, которое будет воскресением плоти, окончательно вместе с этой плотью перейдет в смерть вторую. Далее говорится: «Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» (Апок. XX:5-6), т. е. тот, кто участник его. Участник же его тот, кто не только возвратился к жизни от смерти, состоящей в грехах, но и остался твердым в той жизни, к которой возвратился. «Над ними, — говорит, — смерть вторая не имеет власти». Имеет, следовательно, эту власть над теми прочими, о которых выше говорит: «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет»; потому что сколько бы каждый из них не жил в теле во весь тот промежуток времени, который называется тысячью лет, никто из них не возвратился к жизни от той смерти, в которой держало его нечестие, чтобы, оживши так, сделаться участником первого воскресения и чтобы над ним смерть вторая власти не имела. Глава Х. Что отвечать тем, которые думают, что воскресение применимо только к телам, а не к душам    Некоторые думают, что речь может идти только о воскресении тел; и потому утверждают, что и это первое воскресение будет в телах. Кому свойственно, говорят они, падать, тому свойственно и восставать (воскресать). А падают, умирая, тела; от падения они и называются падалью. Следовательно, заключают они, возможно, воскресение не душ, а тел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В тропаре праздника Входа Господня в Иерусалим слышим мы: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси, Лазаря Христе Боже…» Общее воскресение… уверяя… Что это значит? Это значит, что Христос воскресил Лазаря для того, чтобы уверить нас в возможности общего воскресения всех людей в день Страшного Суда, чтобы опровергнуть нечестивое мнение людей, утверждающих, будто воскресения мертвых быть не может, будто со смертью человека все кончается, и он погружается в вечную глубочайшую тьму. Св. апостол Павел говорил весьма важные слова о воскресении Господа Иисуса Христа: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 13–14). Вера наша тщетна — вера во Христа, вера в Бога тщетна, если не верить в воскресение, всеобщее воскресение, и прежде всего воскресение Христово. Скажите, разве не терзает сердца миллионов людей тяжкий вопрос: как. зачем, почему попускает Бог, чтобы грешные, нечестивые, угнетающие других, отнимающие имущество вдов и сирот, лжецы, лжесвидетели, доносчики, — чтобы они благоденствовали, как часто видим. Как допускает, чтобы люди благочестивые, люди тихие, люди добрые, люди бедные испытывали тяжкую нужду, подвергались гонениям сильных. Где, говорят, правда у Бога? Где?!! В воскресении — в воскресении мертвых! Скажите, в наши страшные дни, когда в несчастной стране корейской творятся чудовищные преступления, чудовищные злодеяния, от которых содрогаются сердца милосердных людей, как, как может быть, чтобы Господь попустил уничтожить этот героический народ? О, не может быть, никогда не может быть! Если даже останутся разбойники-агрессоры безнаказанными теперь, в жизни этой, то ждет их воскресение — страшное воскресение на суд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

И. Скерцо Эсхатология Воскресение людей В книге Откровение указываются два различных воскресения: «И я увидел престолы и сидящих на них, которым было дано судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, а также тех, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли клейма на лоб и на руку свою. И они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Остальные [λοιποι] из мёртвых не ожили [ουκ εζησαν], пока не окончится тысяча лет. Этовоскресение [αναστασς] первое. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним вторая смерть не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет». ( Откр.20:4–6 , ПЕК). «И отдало море мёртвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мёртвых, бывших в них, и они судимы были, каждый по делам своим». (Откровение 20:13, ПЕК). Поскольку весь Новый Завет ясно говорит лишь об одном физическом воскресении после пришествия Господа, неизбежно возникает вопрос, как понимать эти два воскресения в книге Откровение: какое из них образное, а какое физическое. Следует всегда придерживаться понятия, что Евангелие – буквальная часть Нового Завета, а Откровение – символическая книга. «Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все [παντες], находящиеся в могилах, услышат голос Его, и выйдут: сотворившие благое – в воскресение [αναστασιν] жизни, сделавшие злое – в воскресение суда». ( Ин.5:28,29 , ПЕК). Евангелие ясно говорит об однократном воскресении всех людей. Стоящее в греческом оригинале Ин.5:28 слово παντες – все, исключает еще какое-либо последуещее физическое воскресение других людей. В связи с этим возникает противоречие с книгой Откровение. Но это противоречие разрешается тем, что одно из воскресений является действительно образным. Свидетели Иеговы подразумевают, что «первое воскресение» не является физическим, а относится к помазанным 144000 на небесах, и оно началось с 1914 года:«Павел отмечал, что их воскресение начнется вскоре после начала присутствия Христа в 1914 году и что одни воскреснут раньше других». (Откровение, его грандиозный апогей близок!, глава 40, стр. 289).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Посмертное существование в эту эпоху представлялось однозначно безрадостным. Новый Завет открывается радостной вестью о Воскресении Христовом. Крестная смерть Спасителя, Его схождение во ад и Его последующее Воскресение являются победой над царством сатаны и самой смертью. Вся суть Нового Завета содержится в главном песнопении Пасхи: Христос Воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ, И сущим во гробех Живот даровав. Вера в грядущее всеобщее воскресение составляет основное содержание христианской веры, все остальное второстепенно. Об этом очень эмоционально говорит апостол Павел: «если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15, 19). В 25-й главе Евангелия от Матфея совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем страшном суде: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25, 31-32). Новый Завет убеждает в том, что воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. «...Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29). Здесь сказано «все». Апостол Павел пишет: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). Таким образом, смерть и последующее воскресение становятся всего лишь рубежами бесконечно длящейся жизни. Очень важно, что грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: «не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор. 15, 51). Наверное, в вечной жизни человека ожидает не какое-то статичное состояние, а новая деятельность. Ведь Царство Небесное называется Вечной жизнью, а жизнь - это всегда деятельность... Из намеков апостола Павла мы можем даже предположить, в чем будет заключаться эта деятельность - в бесконечном познании Бесконечного Бога. И разве это не наивысшее блаженство?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/a...

Следует также обратить внимание на то, что Иисус говорит о двух видах воскресения: о воскресении жизни и о воскресении осуждения. Воскресение станет событием, которое затронет всех людей, но не для всех оно будет означать жизнь. Термин «жизнь» в данном случае указывает на жизнь вечную, которую получат уверовавшие в Иисуса. Воскресение и жизнь, таким образом, не полностью синонимичны, и слова Иисуса, обращенные к Марфе, подчеркивают это различие. Иисус называет Себя воскресением, «но поскольку воскресение может быть также к осуждению, слова «Я есмь жизнь» содержат дополнительный смысл, ибо воскресение означает то, для чего воскреснут все, а жизнь – то, для чего воскреснут те, кто воскреснет во спасение». Событие, которое должно произойти в Вифании, каким-то образом соотносится с всеобщим воскресением: может быть, воскрешение Лазаря должно стать его прообразом или началом. Еще одним прообразом всеобщего воскресения станет событие, о котором повествует Матфей: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Мф. 27:51–53 ). Всего этого, однако, не знает Марфа, которая воспринимает слова Иисуса о том, что воскреснет брат ее, как указание на всеобщее воскресение «в последний день», о котором говорили пророки Исаия и Иезекииль в приведенных выше цитатах. Но не этого утешения она ждет от Иисуса. Тогда Иисус произносит один из тех афоризмов, начинающихся словами «Я есмь», посредством которых раскрывает смысл Своего служения: «Я есмь воскресение и жизнь». Слова о том, что верующий в Него не умрет, а если и умрет, оживет, имеют смысл обобщения и относятся к вечной жизни – к тому спасению, которое Иисус принес людям. Но в данной конкретной ситуации они относятся к конкретному лицу, которое будет возвращено к жизни Иисусом. Это воскресение должно стать прообразом не только всеобщего воскресения, но и вечной жизни – того Царства Небесного, приближение которого возвестил Иисус в самом начале Своей проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Не так обстояло дело с Воскресением Христовым. Христос воскрес к нетленной жизни, которую все обретут в грядущем веке. Когда Иисус восстал из Гроба, Он больше не был подвержен слабости, немощам, болезням, смертности. «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6: 9). Хотя Он остался осязаемым, физически реальным, из плоти и крови (см.: Лк. 24: 36–39 и мою статью «Up It Comes Again – the Whack-a-Mole Heresy»), Он больше не был подвластен физическим ограничениям века сего – в том числе, очевидно, и ограничениям времени и пространства, ведь Он мог скрыться с глаз по Своей воле и явиться в запертой комнате, не открывая и не выламывая дверь (Лк. 24: 31, Ин. 20: 19). Воскресение Иисуса было не просто концом рассказа о Его земной жизни, но первым шагом к воскресению всего мира Чаяние большинства иудеев эпохи Второго Храма было в том, что в конце сего века Мессия явится, и все мертвые воскреснут (см., например, 3 Езд. 7: 25 и далее). Когда апостолы размышляли о значении Воскресения Христова, им становилось ясно, что всеобщее воскресение уже началось . Воскресение Иисуса было не просто концом рассказа о Его земной жизни, но первым шагом к возрождению и воскресению всего мира. Именно это имел в виду апостол Павел, говоря: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1 Кор. 15: 22–24). Павел вряд ли выразился бы яснее: всеобщее воскресение, долгожданное иудеями вместе с победой Мессии, началось. Христос Сам был первым из воскресших, а принадлежащие Ему будут воскрешены при Его Втором Пришествии – в то время, когда Он окончательно упразднит всякую иную власть, кроме Своей собственной, включая власть смерти, и предаст Царство Отцу. Учитывая, что Воскресение Иисуса не было подобно воскрешениям всех остальных (например, Лазаря и дочери Иаира), но событием, явившим силу будущего века в сем веке, нельзя сделать иного вывода. Таким образом, всеобщее воскресение наступит не через долгое время после Воскресения Иисуса – всеобщее воскресение уже началось .

http://pravoslavie.ru/156639.html

Объясняя эту вечную истину православной веры, святые Отцы говорили: «Мы проповедуем не только одно пришествие Христово, но и другое, которое будет гораздо славнее первого. Ибо при первом доказал Он Свое терпение, а при втором – явится в венце Божественного Царства... При первом пришествии лежал Он в яслях, обвитый пеленами, а во второе – оденется светом яко ризою ( Пс.103 – Примеч. ред.). При первом пришествии Он претерпел крест, пренебрегши посрамление ( Евр.12 – Примеч. ред.), а при втором – придет во славе, в сопровождении ангельского Воинства. Посему не останавливаемся мы лишь на первом пришествии, но ожидаем и второго... Придет Спаситель не для того, чтобы опять быть судиму, но – чтобы судить осудивших Его. Тот, Кто некогда молчал, будучи судим, напомнит [об этом] законопреступникам, показавшим при кресте свою дерзость, и скажет: Сия сотворил еси, и умолчах ( Пс.49:21 ). Тогда Спаситель пришел ради домостроительства спасения (δι οκονομαν), наставлениями поучая людей, а ныне они в силу необходимости, хотя бы того и не желали, покорятся (подвергнутся) Его царствованию». Воскресение мертвых Воскресение мертвых произойдет при Втором Пришествии Владыки Христа, Победителя смерти и Воссоздателя жизни. Об этом свидетельствует Сам Спаситель: Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро е воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения ( Ин.5:28–29 ). Об этом благовествует и святой апостол Павел: Сеется тело душевное, восстает тело духовное... Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:44, 53 ). «Воскресение есть, несомненно, вторичное соединение души и тела и повторное восстановление распавшегося и умершего (ниспавшего) живого существа». Воскресение мертвых – это основание христианского учения о вечной жизни и цели людского бытия, на котором созидается вечное существование человеческой личности. Благодаря Воскресению Владыки Христа, Богочеловека, необходимость воскресения мертвых стала абсолютно естественной и логичной.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Оно произойдет в конце жизни нашего мира одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа. Действием всемогущества Божия тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. Христианское учение о воскресении мертвых основано, прежде всего, на факте Воскресения Христа, на словах Спасителя о воскресении и на апостольской проповеди. Однако уже в Ветхом Завете вера в воскресение не была явлением редкостным. В воскресение мертвых веровал Авраам, принося в жертву сына своего Исаака (Евр. 11:17–19). Такая же вера была у Иова, и ее не поколебали его тяжкие страдания: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога (Иов. 19:25–26). Тайна всеобщего воскресения мертвых была открыта пророку Исаии: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26:19); пророку Иезекиилю, созерцавшему в видении поле, усеянное сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другой, облеклись (оделись) плотью и оживотворялись духом (Иез. 37:1–14); пророку Даниилу: Многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12:2). Сам Христос не раз говорил о воскресении мертвых: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5:25). Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5:28–29). Во времена Иисуса Христа вера в воскресение мертвых была широко распространена в еврейском народе. Это подтверждают слова Марфы, сестры умершего Лазаря: Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день (Ин. 11:24). В среде законоучителей израильского народа существовало два противоположных взгляда на воскресение мертвых: его признавали фарисеи, но не признавали саддукеи.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Тот же, кто пророчествует в собрании, наставляет слушающих его; апостол подчеркивает это: «(пророчествующий) говорит людям в назидание, увещание и утешение» (14:3). По-видимому, пророками в первохристианских общинах называли, в первую очередь, проповедников, говоривших в Духе. Наряду с учителями (διδσκαλοι) пророки занимали почетное место в Церкви. Именно они, внимая Святому Духу, возложили руки на Павла и Варнаву, когда те отправлялись в свое первое путешествие (Деян.13:1–3). Апостол Павел упоминает их сразу после апостолов (12:18). Четвертая часть. 15:1–58 а. 15:1–11 Преемство проповеди Главным в апостольской проповеди было благовестие о Воскресении Христа: «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (15:3–4). Проповедь, по мнению апостола Павла, часть Предания. В связи с этим апостол перечисляет явления воскресшего Христа, мы узнаем о явлении «более, нежели пятистам братий в одно время» (15:6), о котором ни в евангелиях, ни в Деяниях не сказано ни слова: «а после всех явился и мне, как некоему извергу» (15:8). Явление Воскресшего апостолу Павлу сделало последнего апостолом, «наименьшим из Апостолов» (15:9). Однако, апостол Павел сообщает, что благодатию Божию он потрудился больше, чем остальные (15:10). б. 15:12–22 Воскресение Христово и общее воскресение Воскресение Христа залог воскресения мертвых. Не верить в воскресение мертвых, значит не верить в Воскресение Христа. Верить в Воскресение Христа, значит верить в воскресение мертвых; иначе «вера наша тщетна»(15:17). «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (15:20). Умерли все в Адаме, во Христе все оживут (15:22). с. Эсхатология. 15623–28 Второе Пришествие Христа станет знаком общего воскресения (15:23). Как Победитель, Сын «предаст Царство Отцу», когда «Он низложит всех врагов под ноги Свои» (15:24–25). Последним побежденным врагом будет Смерть (15:26), которая в Послании апостола персонифицируется; смерть вошла в мир грехом Адама (Рим.5:12–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010