Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 75. О воскресении (в трех пунктах) Теперь мы должны рассмотреть все связанное с воскресением и сопровождающее его. Прежде всего, должен быть рассмотрен вопрос о самом воскресении. Во-вторых, мы рассмотрим вопрос о причине воскресения (В. 76). В-третьих – его время и образ (В. 77). В-четвертых – его исходная точка или исходный предел (В. 78). И в пятых – состояние тех, которые воскреснут (В. 79). В первом из этих вопросов мы имеем следующие пункты для выяснения: 1) Должно ли быть воскресение тела? 2) Будет ли это воскресение для всех без исключения? 3) Является ли это воскресение природно-естественным? Раздел 1. Должно ли быть воскресение тела? То, что воскресение тела не должно быть, представляется из следующего: Возражение 1. Написано: «Человек ляжет и не встанет, до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» ( Иов. 14:12 ). Но «скончания неба» не будет, так как и земли, к которой это, казалось бы, менее применимо, «пребывает во веки» ( Еккл. 1:4 ). Поэтому мертвый человек никогда не воскреснет. Возражение 2. Христос доказывает воскресение людей цитированием слов: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф. 22:32 ; Исх. 3:6 ). Но ясно, что, когда эти слова были произносимы, Авраам, Исаак и Иаков жили только в смысле души, а не тела. Поэтому воскресение будет не тел, но только душ. Возражение 3. Апостол ( 1Кор. 15 ), по-видимому, доказывает воскресение необходимостью награды за труды, понесенные святыми в этой жизни, ибо если бы они верили в воздаяние только в этой жизни, то они были бы самыми несчастными из людей. Но достаточной наградой за труд этой жизни может быть одна область души, так как для орудия (т.е. в данном случае для тела) не необходимо получить славу вместе с делателем (душою). Поэтому и в чистилище, где души получают наказание за то, что они сделали, находясь в теле, они наказываются без тела. Поэтому нет необходимости утверждать воскресение тела, но достаточно утверждать воскресение душ, которое состоит в их изъятии из смерти греха и несчастья для жизни и благодати славы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Ростов. Митрополичий двор. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Около 1670 г. вплотную с Судным приказом по заказу митрополита Ионы Сысоевича возводится надвратная церковь Воскресения с фланкирующими ее северный фасад двумя крепостными башнями. Этим комплексом был великолепно оформлен главный вход в митрополичий двор - Святые ворота. Облик церкви Воскресения поражает и контрастным сочетанием сурового, почти лишенного украшений верха храма с нижней частью, в изобилии украшенной разнообразным кирпичным узорочьем, многоцветными изразцами, а также большим живописным киотом. В завершении памятника использованы некоторые детали, заимствованные у стоящего напротив Успенского собора. Однако сделано это с исключительной сдержанностью. Церковь Воскресения - это надвратная церковь. Храм - пятиглавый, с одной световой и четырьмя декоративными главами, с трехчастным алтарем на двухъярусном подклете. Церковь стоит над воротами с коленчатым проездом, с трех сторон окружена галереями, перед воротами со стороны Соборной площади - две круглые башни. Церковь Воскресения располагается над Святыми воротами Ростовского кремля. Ворота с церковью находятся в центре северного фасада кремля и обращены к главному храму комплекса — Успенскому собору. Датой постройки церкви Воскресения считают 1670 год. Она была возведена первой из домовых церквей и представляет собой начальный этап грандиозного архитектурного замысла митрополита Ионы по созданию Митрополичьего двора. Церковь Воскресения пережила два крупных пожара, в 1730 и 1758 годах. После 1788 года в церкви, как и во всех остальных домовых храмах Ростовского кремля, не проводились богослужения. На ее нижних этажах были размещены склады и ледники. В XIX веке здание церкви Воскресения, как и остальные строения Ростовского кремля, начало приходить в упадок. В 1861 году был проведен ремонт храма. Произошло это благодаря инициативной группе ростовского купечества, главным вдохновителем которой являлся И. И. Хранилов, а жертвователями — Д. М. Плешанов и М. А. Хлебников. Однако восстановление церкви ограничилось ремонтом крыши и обновлением фресок. Из-за того, что нижний этаж в течение многих лет использовался в качестве склада льда и погреба, кирпич фундамента отсырел и начал разрушаться. Поэтому, несмотря на ремонт, церковь продолжала находиться в аварийном состоянии. В 1890 году была проведена реставрация первого этажа, в ходе которой была предотвращена угроза обрушения здания. Также был восстановлен декор церкви. Во время смерча, пронесшегося над Ростовом 24 августа 1953 года, с церкви Воскресения была снесена кровля и четыре главы. Одна из глав упала в пруд, другая застряла между звонницей и стеной церкви, остальные были отброшены от здания на некоторое расстояние.

http://sobory.ru/article/?object=00589

ГЛАВА V. СОСТОЯНИЕ СОВЕРШЕННОГО ОБОЖЕНИЯ Обожение человека начинается в этой жизни и станет совершенным и необратимым в веке будущем. Полное явление и окончательное выражение истинного общения людей с Богом, начавшись здесь и сейчас, завершится их воскресением в славе и вознесением на небеса. Воскресение верующих, связанное с воскресением Христа, приводит их к полному богоусыновлению и обожению. Подобно Христу, восставшему из мертвых и вошедшему в славу Отца, верующие восстанут в славе и удостоятся видения Его лицом к лицу. Воскресение и возрождение Воскресение Христа – не просто факт Его личной земной жизни, но важнейшее событие для всего человечества. В истории ветхозаветного Израиля и Церкви были и другие воскресения и вознесения, но лишь Христово воскресение имеет непосредственное отношение к жизни всего человечества. Подобно тому как целью воплощения Христа было спасение человека, так и Его воскресение и вознесение объясняются только в свете промысла Божия о человеке: «Тем, чем стал, Господь стал ради нас, будучи нерожденным и несотворенным по Своему божеству… И ради нас Он воскрес и вознесся, уго-товляя нам воскресение и вознесение в бесконечные веки» 362 . Однако в последний день будут воскрешены и верующие и неверующие. В связи с этим возникает серьезная проблема. Если воскресение человека основано на воскресении Христа и, следовательно, связано с Его нетварной обоживающей благодатью и если эта благодать, как мы видели, передается человеку не механически и не магически, а через участие человека в таинствах, через нравственное и духовное участие в жизни Христа – если все это так, то как могут воскреснуть те, которые никогда Его не признавали и не имели с Ним никакого общения? Если бы воскресли одни верующие, все было бы понятно и не возникло бы мысли о «механической» передаче божественных даров; но ни Григорий Палама , ни другие святые отцы не ограничивают воскресение мертвых лишь верующими. Воскресение будет всеобщим; и верующие и неверующие восприимут свои тела и вступят в вечную, хотя и разную по своей сущности, жизнь. При этом к неверующим будут причислены не только те, которые веровали, а затем потеряли веру во Христа, но и те, которые никогда не признавали Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 82-й. О состоянии блаженных после их воскресения (В четырех пунктах). Теперь мы должны рассмотреть вопрос о состоянии, в котором воскреснут достигшие блаженства, а именно: 1) нечувствительность их тел; 2) тонкость их тел (В. 83); 3) быстрота их тел (В. 84); 4) прозрачность их тел (В. 85). Под первым заголовком мы имеем следующие четыре пункта для выяснения: 1) Воскреснут ли святые нечувствительными в теле? 2) Будут ли они все одинаково нечувствительны? 3) Сделает ли эта нечувствительность прославленные тела не имеющими чувств? 4) Будут ли после воскресения все чувства святых в акте? Раздел 1. Будут ли тела святых после воскресения нечувствительными или невосприимчивыми к страданиям? То, что тела святых после воскресения не будут нечувствительными, представляется из следующего: Возражение 1. Все смертное является чувствующим. Человек и после воскресения будет смертным разумным животным, ибо таково определение человека, которое никогда не отделится от него. Поэтому тело воскресших будет чувствительным. Возражение 2. Все то, что находится в потенции к форме другой вещи, чувствительно в отношении к чему-то еще, ибо это есть то, что имеет в виду Аристотель под понятием чувствительности к другой вещи («Зарождение и Разрушение»). Тела святых будут в потенции к форме другой вещи после воскресения, так как материя, в соответствии с тем, что она находится в одной какой-было форме, не теряет своей потенции к другой форме. Тела святых после воскресения будут иметь материю совместно со стихиями, потому что они будут воссозданы из той же самой материи, из которой они теперь составлены. Поэтому они будут в потенции к другой форме, и, тем самым, они будут чувствительными и восприимчивыми. Возражение 3. Согласно Аристотелю (там же) противоположности имеют естественную склонность быть активными и пассивными друг к другу. Тела святых после воскресения будут составлены из противоположностей, а поэтому они будут восприимчивыми или способными чувствовать и страдать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Что такое Крест, дерево крестное, на котором был распят Иисус Христос? Что такое Крест и почему именно на этой неделе, именно в это воскресенье выносится он на середину храма и следующая седмица вся назначена Церковью быть Крестопоклонной? 17 марта, 2011 Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Что такое Крест, дерево крестное, на котором был распят Иисус Христос? Что такое Крест и почему именно на этой неделе, именно в это воскресенье выносится он на середину храма и следующая седмица вся назначена Церковью быть Крестопоклонной? Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Что такое Крест, дерево крестное, на котором был распят Иисус Христос? Что такое Крест и почему именно на этой неделе, именно в это воскресенье выносится он на середину храма и следующая седмица вся назначена Церковью быть Крестопоклонной? Крест, по учению Церкви (вы это можете найти, например, в каноне Кресту Господню, который каждую пятницу читается в келейном правиле), — это есть образ Пресвятой Троицы, Триипостасного Бога: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа Святого. Вот что такое Крест — образ. Какое отношение существует между Первообразом и образом? Мне уже не раз доводилось говорить с этого места — с проповеднического амвона нашей церкви — об отношении между Первообразом и образом, а в данном случае — между Пресвятою Троицею и крестным знамением, Крестом, который стоит перед нами. Отношение это такое, что некоторые свойства Божии, Самого Бога, Самой Пресвятой Троицы присутствуют в этом Кресте, в образе. Если бы я был каким-нибудь профессором, если бы это был не проповеднический амвон, а какая-нибудь кафедра, то я бы мог много рассказать вам об отношении между первообразом и образом. Не только между иконой и ее Первообразом — Божеством и Святостью, а между самым обыкновенным предметом, который мы себе представляем, и тем понятием, которое создает себе о нем человек.

http://pravmir.ru/pochemu-na-trete-voskr...

Фома Аквинский (католический святой) Трактат о последних вещах. Вопрос 87-й. О знании, которое люди будут иметь после воскресения на Суде, о достоинствах и недостатках (В трех пунктах). Теперь, идя по порядку, мы должны говорить о том, что будет после воскресения. Первое, что следует обсудить, это то знание, которое люди будут иметь после воскресения, на Суде, относительно достоинств и недостатков, т.е. относительно положительных и отрицательных качеств. Во-вторых, необходимо рассмотреть вопрос о самом всеобщем Суде, как относительно его времени, так и относительно места, где он будет (В. 87). В-третьих, мы обсудим вопрос о том, кто будет судить, и кто будет судим (В. 89). В-четвертых, мы будем говорить о форме, в которой Судья придет для совершения Суда (В. 90). В-пятых, мы рассмотрим вопрос о том, что будет после Суда, состояние мира и тех, которые воскреснут (В. 91). В первом вопросе мы имеем следующие три пункта для выяснения: 1) Будет ли на Суде каждый человек знать свои грехи? 2) Будет ли на Суде каждый человек способен читать то, что находится в чужой совести? 3) Будет ли способен каждый видеть одним взглядом все достоинства и недостатки, как свои, так и чужие? Раздел 1. Будет ли после воскресения каждый знать все те грехи, которые он совершил? То, что после воскресения каждый не будет способен знать все те грехи, которые он совершил, представляется из следующего: Возражение 1. Все то, что мы узнаем, мы или получаем вновь через свои чувства, или же вынимаем это из кладовой своей памяти. Но после воскресения люди будут неспособны воспринимать свои грехи посредством чувства, потому что эти грехи будут делами прошлого, в то время как чувство воспринимает только настоящее. Кроме того, многие грехи избегнут сохранения в памяти грешника, и он будет неспособен вызвать их из кладовой своей памяти. Поэтому, после воскресения человек не будет иметь знания всех тех грехов, которые он совершил. Возражение 2. Петр Ломбардский говорит, что «существуют книги совести, в которых вписаны заслуги каждого». Никто не может читать что-либо в книге, если оно не обозначено в ней, а грех составляет свою отметку на совести, согласно церковному толкованию на слова Рим. 2:15 «свидетельствует совесть их» (ПЛ 191, 1346; Ориген «На Рим.» ПГ 14, 894), каковая отметка, по-видимому, есть не что иное, как вина или пятно позора. Но так как во многих людях это пятно позора многих грехов изглажено благодатью, то представляется, что человек не может читать в своей совести все те грехи, которые он совершил, т.е., иначе говоря, мы пришли к тому же выводу, что и прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Беседа XLIII. О пятом члене символа веры. О явлениях Господа нашего Иисуса Христа ученикам по воскресении И воскрешшаго в третий день по писанием. Господь наш Иисус Христос на третий день после смерти, как вы знаете, братие, воскрес из мертвых, – душа Его соединилась опять с телом, только уже прославленным и светоносным. О воскресении Его вскоре многие узнали различными способами. Воины, которые стерегли гроб Его с ужасом узнали сие потому, что Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был гроб Его и притом произошло великое землетрясение. Ангелы также возвестили о воскресении Христовом Марии Магдалине и некоторым другим. Сам Иисус Христос по воскресении неоднократно являлся многим, как то: Марии Магдалине, Мироносицам, Апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, апостолам в доме, которого двери были заперты. Затем чрез восемь дней по воскресении Господь опять явился апостолам. При этом апостолу Фоме, который не был при первом явлении и не верил словам апостолов, что они видели воскресшего Господа, – дал осязать Свои раны, чтобы уверить Его. Чрез несколько времени он явился ученикам при море Тивериадском во время рыбной ловли. При этом Он восстановил Петра, который во время суда над ним у первосвященников три раза отрекся от Него, в звании Апостола троекратным вопросом, обращенным к нему: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня»? и поручением пасти стадо Его. Потом многократно являлся Господь апостолам в продолжение четыредесяти дней; в некоторый же день явился более, нежели пятистам верных вместе. Передавая об этом явлении Апостол Павел говорит, что многие из видевших Господа в это время (разумеется, время написания послания к Коринфянам) находились еще в живых, а некоторые уже умерли ( 1Кор.15:6 ). Господь являлся ученикам своим для того, чтобы удостоверить их в истине Своего воскресения. А постолы сначала отнеслись недоверчиво к первым известиям о воскресении Иисуса Христа. Чтобы уверить их в этом Господь, являясь им, пользовался всеми возможными способами уверения: Он беседовал с ними, вкушал пред ними пищу и питие, позволял им осязать руки и ноги и ребра свои. Особенно недоверчиво отнесся к известию о воскресении Христовом апостол Фома. Когда ему апостолы сказали о том, что видели воскресшего Господа, он ответил им: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И вот спустя восемь дней после этого, когда все ученики были вместе и Фома с ними в запертом доме, явился Господь и сказал им: «мир вам»! Потом обратившись к Фоме, сказал ему: «подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома, уверившись в истине воскресения Господа, воскликнул: Господь мой и Бог мой. На это Господь ответил ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Скачать epub pdf Содержание Отношение к загробной жизни. По ту сторону смерти… Но верования первых христиан изначально были революционно новыми. Почему? Попробуем разобраться. Если бы Воскресения Христова не было     Существует распространенное мнение, что вера в воскресение Христа была основана на уже существовавших верованиях различных религий. Это утверждение опровергли многие христианские богословы. В современном богословии эта тема тоже не раз поднималась, например епископом Англиканской церкви Николасом Томасом Райтом. Епископ Николас Райт – один из ведущих современных специалистов по Новому Завету, известен, в частности, тем, что в достаточно либеральной англиканской среде твердо отстаивает веру в буквальное, телесное, физическое воскресение Господа Иисуса Христа и приводит целый ряд доводов. В своих лекциях Райт предлагает рассмотреть исторический фон, на котором возникло христианство , чтобы убедиться: вера в Воскресение Христово – революция, а не естественное развитие языческих или иудейских верований той эпохи. Какие же доводы приводит Николас Райт? Отношение к загробной жизни. По ту сторону смерти… …для язычников: Языческий мир не сомневался в непобедимости смерти. Считалось, что после смерти все отправляются в призрачный подземный мир, откуда нет возврата. И только Платон и его последователи верили в какую-то форму чисто духовного бессмертия и полагали, что душе гораздо лучше оставаться чистой, навсегда отделенной от тела. Само слово «воскресение» означало для язычников не какую-то неведомую «жизнь после смерти», а буквальное возвращение к телесной жизни в этом мире – независимо от того, что происходило с человеком сразу после смерти. И в такое воскресение язычники категорически не верили. Правда, в литературных памятниках можно найти множество упоминаний о призраках умерших, которые могут являться живым. Но это никогда не называлось «воскресением»воскресение могло быть только телесным. … для иудеев: Что же до иудеев, то часть из них (например, саддукеи) была солидарна с язычниками и не верила ни в какую будущую жизнь – тем более, телесную. Другие (как философ Филон Александрийский) сходились, скорее, с последователями Платона, которые ожидали славного, но чисто бестелесного посмертия. Но большинство иудеев, насколько мы можем судить, верили в воскресение мертвых в последний день, когда Бог преобразит весь мир и даст Своим верным новые тела, чтобы жить в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Матвеевское, урочище. Церковь Воскресения Христова. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воскресения Христова Год постройки:1722. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Первомайский район, Матвеевское, урочище Координаты: 58.536414, 39.697681 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Воскресения Христова. Деревянная церковь. В селе Матвеевском церковь Воскресения Христова, деревянная. Число причта: поп, дьячек и пономарь. В приходе 6 дворов. Престолы: Воскресения Христова. Год постройки: 1722. Утрачена. Год утраты не установлен. http://forum.yar-genealogy.ru/ Восстановление древнего храма Воскресения Христова в селе Матвеевском, Пошехонского уезда В 1722 году, тщанием местных жителей, была устроена деревянная церковь во имя Воскресения Христова в селе Матвеевском, Пошехонского уезда, в сорока верстах от села Пертомы, нынешнего города Пошехонья. Кто были строители храма, вновь ли его сооружали, или же строили храм вместо прежнего, обветшавшего, остается неизвестным; но безошибочно можно полагать, что это были помещики. Простым обывателям из крестьян на такое многотрудное дело не достало бы ни средств, ни уменья. Обилие лесов в той стороне и бывшее тогда крепостное право, дававшее дешевый, почти даровой, труд, тем более могли способствовать такому устроению храма Божия. Но для церкви, раз устроенной, необходим служащий причт. приходских людей при церкви села Матвеевского было немного. Средства к содержанию причта оказывались также недостаточными, и потому нельзя полагать, чтобы члены служащего причта при Воскресенской церкви жили подолгу. В первых годах настоящего столетия, именно в 1807 г., всех приходских людей здесь было мужеска пола 54 души и женского 55, принадлежащих, по крепостному владению, четырем разным владельцам.

http://sobory.ru/article/?object=39111

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Перед Вами книга о Воскресении из мертвых Христа Спасителя. Вы открываете работу, в которой с Вами будут говорить святые мученики, засвидетельствовавшие Воскресение Христа самой жизнью; Вы соприкоснетесь с античными авторами I–II веков, не принимающими Воскресения, но все же пишущими об этом событии; с вами будут говорить мужи апостольские и апологеты. Вы также услышите отзвук Воскресения Христова – этого вселенского события – в различных произведениях II–IV веков. Наконец, перед взором читателя предстанет красота и ясность Воскресных Евангелий на греческом языке – языке апостольской проповеди. Мы станем рядом с живыми участниками событий: войдем в сад Иосифа Аримафейского, с Мироносицами увидим отваленный камень, войдем в отверстый Гроб, узрим Ангела, и мысленно соприкоснемся с воскресшим Христом. Благая весть Воскресения Христова, весть надежды и бессмертия для каждого право верующего во Христа, весть, в которой лежат духовные истоки нашего бытия – вот вкратце содержание книги, которую Вы держите в своих руках. Введение За каждой воскресной всенощной мы поем: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу…» 1 Как провозглашаем слово «видевше», когда Спаситель восстал из мертвых почти две тысячи лет тому назад? Но мы возвещаем неложно. Светоносное присутствие в Церкви Святаго Духа раскрывает совершившееся Господне Воскресение и дает нам радость созерцать самого воскресшего Христа. Когда благодатию Святаго Духа в душу приходит Христос, блистая сияниями Божества, то Он животворит нас и делает так, что мы ощущаем Его в себе живым, бессмертным и нетленным 2 . Как только верующая душа соединяется с Триипостасным Богом и, таким образом, воскресает силой Христовой, она удостаивается зреть мысленно и таинственно чудное Воскресение и воспевает: «Воскресение Христово видевше…». 3 Воскресение души – это ближайшее соединение со Христом, Который есть Вечная Жизнь. Воскресение души, бывающее прежде всеобщего воскресения тел – избавление, для которого Бог Отец дал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь 4 . Кто любит Господа, тот силой воскресшего Христа очищает свое естество, и тогда его охватывает бесконечная радость, потому что Спаситель дает ему жизнь вечную.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010