«И сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1:27 ). »И сказал: потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» ( Быт.2:24 ). " Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак что Бог сочетал, того человек да не разлучает« ( Мф. 19:6–7 ; сравн. Мк. 10:6–9 ; 1Кор. 6:16–18 ; Ефес. 5:31–32 . Приведенными словами Христос Спаситель хорошо дает понять, что через брак Сам Бог тайно соединяет двоих в одно духовное целое, в одно тело, а потому брак не обыкновенный обряд, а действительное таинство. Именно о браке говорит св. апостол Павел, что »тайна сия велика« ( Ефес. 5:32 ). Здесь, под этими словами, никак нельзя понимать того, что св. апостол говорит о тайне союза Христового с Церковью; нет, контекст (этого места) ясно свидетельствует, что апостол ведет речь именно о »таинстве брака«, о тайном союзе, общении мужа и жены. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» ( Быт. 2:24 ). »Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Ефес. 5:32 ). Св. апостол говорит, что »тайна брака« есть таинство не относительно чего либо иного, а именно таинство, что ко Христу и Церкви, относительно Христа и Церкви, т. е. это таинство через Церковь освящается Самим Христом, и этот союз мужа и жены апостол сравнивает с союзом Христа и Церкви ( Ефес. 5:22–25 ). Если бы брак был простым обыкновенным союзом, то св. апостол не говорил бы, что этот союз есть »тайна великая« и это не обыкновенная »тайна«, а именно относительно »Христа и Церкви«. Апостол предвидел, что появятся еретики, которые будут толковать его слова по своему, а потому и пишет, что брак есть »тайна великая« – не простая, не обыкновенная, а тайна относительно Христа и Церкви. В другом месте тот же апостол говорит: »жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе« ( 1Кор. 7:39 ). Выражение: »только в Господе« показывает, что брак освящается Церковью, ибо, когда св. апостол говорит о таинствах, то всегда подчеркивает, что через них проявляет действие Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

2Тим.4:19–22 . Целуй Прискиллу и Акилу и Онисифоров дом. Ераст оста в Каринфе. Трофима же оставих в Милите боляща. Потщися прежде зимы приити. Целует тя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и братия вся. Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с нами 3 . – Прискилла и Акила – это те же делатели палаток, о которых Апостол часто упоминает и у которых он даже жил. О жене упомянул прежде, потому что она отличалась большею верою и усердием; так она обратила к вере и Аполлоса. Вообще же Апостол высказывает приветствие для того, чтобы с одной стороны утешить, с другой стороны, – показать свое почтение и любовь, а что всего важнее – чтобы сподобить великой благодати приветствуемых. И Онисифоров дом. Сам Онисифор был в Риме. Поэтому Апостол приветствует домашних Онисифора, желая и в них пробудить такую же ревность, какую обнаружил Онисифор. Ераст оста в Каринфе. Хотя прежде Апостол не упоминало нем и о Трофиме, но здесь упоминает для того, чтобы показать, что он остался совершенно один и нуждается в Тимофее. Трофима же оставих в Милите боляща. Милит находится вблизи Ефеса. Оставил ли апостол ПавелТрофима в Милите, когда плыл в иудею, или он опять посетил эти места, после того как былуже в Риме, достоверно сказать не возможно. Но почему Апостол не исцелил Трофима, а так и оставил больным? Потому что святые люди не все могли делать, чтобы другие не подумали, что у них какая–то лучшая природа, чем у всех людей. Потщися прежде зимы приити, пока я еще в живых, а если зима задержит тебя, то ты можешь не увидеть меня. Целует тя... и Лин. Говорят, что это тот Лин, который был вторым епископом в Риме после Петра. – И Клавдия. Видишь ли, что и жены были усердны и пламенны в вере и распинались миру? И этот пол, если только пожелает, бывает нисколько не хуже мужеского. И братия вся, из которых более усердных в вере Апостол уже упомянул по имени. Господь Иисус Христос со духом твоим. Сугубая помощь – от Иисуса Христа и от Святого Духа. Апостол как бы так говорит: с наитием Святого Духа, Которого ныне имеешь ты, да будети Господь Иисус Христос с тобою; а если это так, то ты не будешь скорбеть о моей кончине. Или: со духом твоим – значит: с духовною благодатию, – так как не восстановленный духовною благодатию не может наслаждаться пребыванием Иисуса Христа. Благодать с нами. Апостол испрашивает благодати и себе, чтобы всегда благоугождать Богу и всегда иметь духовные дары благодати Его. Аминь. Послание к Титу

http://azbyka.ru/otechnik/Ikumenij_Trikk...

13. Темже аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего. «И потому, если пища соблазняет брата моего, не стану есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего». Апостол показывает, как велика обязанность заботиться о том, чтобы не соблазнять немощного ближнего. Внушаемая св. Павлом осторожность, чтобы не злоупотреблять свободою, не требовала такого воздержания, чтобы на всю жизнь отказаться от употребления мясной пищи. Но он говорит, что, если бы для устранения соблазна нужно было решиться совсем не есть мяса, то и это надобно сделать, или, надобно решиться никогда не есть мяса. Апостол это правило изображает на самом себе, показывая, что и он, будучи избранным сосудом благодати и Апостолом языков, не свободен от этого долга. «Если», говорит, «пища соблазняет», или вводит в грех «брата моего», за которого Христос умер, «не стану есть мяса во век», или никогда, «чтобы не соблазнить брата», чтобы не ввесть его в грех, и чрез то не подвергнуть его опасности потерять спасение. Глав. 9, 1. Несмь ли Апостол? несмь ли свободь? не Иисуса Христа ли Господа нашего видех? Не дело ли мое вы есте о Господе? 2. Аще иным и несмь Апостол, но обаче вам есмь: печать бо моего апостольства вы есте о Господе. Апостол, сказав: «не стану есть мяса во век», в подтверждение слов своих, доказывает свое апостольское достоинство, и далее показывает, как он, будучи истинным Апостолом, отказывался от своих апостольских прав, «чтобы», как говорит он, «не поставить какой преграды благовествованию Христову» ( 1Кор.9:12 ). «Не Апостол ли я? не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего? не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол, ибо печать моего Апостольства вы в Господе». «Не Апостол ли я? не свободен ли я?» Были между коринфскими христианами лжеучители, которые не хотели Павла почитать Апостолом; потому Павел какбы мимоходом доказывает свое Апостольство. Так как Павел во многих случаях отказывался от прав своих: например, трудами рук своих приобретал необходимое для содержания себя и своих сотрудников ( Деян.20:34 ): то враги Павла хотели доказать, что он, не будучи истинным Апостолом, не осмеливался пользоваться апостольскими правами, чтобы получать необходимое для своего содержания от учеников своих, или не был свободен.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В сосуде находились всевозможные звери, пресмыкающиеся и птицы, которых закон запрещал Евреям употреблять в пищу. И был голос с неба, который говорил: «Петр, встань, заколи и ешь». Петр отвечал: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего нечистого и скверного». Голос говорит ему: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Это повторилось три раза, и сосуд опять поднялся на небо. Апостол Петр недоумевал, что означало бы это видение. Святой Дух открыл Петру: «Три человека ищут тебя; встань и иди с ними, потому что Я их послал». Апостол Петр сошел вниз и увидел, что три человека ищут его. Он спросил: «За каким делом вы пришли ко мне?». Они отвечали: «Корнилий сотник, человек праведный и милосердный к бедным, удостоился видеть Ангела, который приказал позвать тебя и послушать твоих речей». Апостол Петр пригласил посланных Корнилием в дом, угостил их; а потом вместе с ними отправился к Корнилию (в Кесарию). Между тем Корнилий, ожидая Петра, созвал своих родственников и близких друзей. Когда Апостол Петр пришел, то они встретили его не только с радушием, но и с благоговением, как посланника Божия. Апостол Петр стал проповедовать им об Иисусе Христе. Во время проповеди Святой Дух сошел на язычников, и они стали прославлять Бога разными языками. Тогда Апостол Петр сказал: «Кто может запретить креститься водой тем, которые как и мы получили благодать Святого Духа». И крестил их во имя Иисуса Христа. Так, по милосердию Божию, спасение от Иудеев перешло к язычникам ( Римл. 11, 11 ). § 7. Заключение Апостола Петра в темницу и чудесное освобождение его Ангелом (Деян. 6 и 7 гл.). Смерть Апостола Петра. Евангелист Марк. Царь Ирод 14 приказал заключить Апостола Петра в темницу, а потом хотел убить его. Ночью внезапно осиял темницу свет, и явился Ангел Господень. Апостол Петр спал. Ангел разбудил его и сказал: «Встань, обуйся и оденься». Апостол Петр встал, цепи упали с рук его, и он свободно обулся и оделся. Ангел сказал ему: «Следуй за мной». Апостол Петр последовал за ним, думая, что все это совершается не в действительности, а в видении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Глава I Надписание и приветствие (1–2). Благодарность, молитва и увещание апостола (3–7). Не должно стыдиться свидетельства о Христе (8–12). О сохранении вверенного Тимофею учения (13–14). Пример Онисифора (15–18). 2Тим.1:1 .  Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2Тим.1:2 .  Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. Апостол находился во время написания послания в узах. Тем не менее он нисколько не падал духом и продолжал считать себя «апостолом Иисуса Христа по воле Божией». Выражая это свое убеждение, он имеет в виду тех своих противников, которые, указывая на его стесненное положение, говорили: «какой же это апостол? Апостол должен быть всегда на свободе, чтобы проповедовать волю Пославшего его…», апостол на это заранее отвечает указанием на «волю Божию», которая, очевидно, ведет Павла особыми путями, даже путем стеснений, к достижению указанной для него цели. С другой стороны апостол указывает на то, что он имеет «обетование жизни во Христе Иисусе», т. е. надеется на то, что Христос при втором Своем пришествии на землю дарует ему вечную блаженную жизнь ( Кол 3:3–4 ; Гал 6:8 ). Поэтому-то он, не унывая, терпит всяческие страдания и лишения. 2Тим.1:3 .  Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, 2Тим.1:4 .  и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 2Тим.1:5 .  приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. Эти стихи лучше перевести так: «благодарность питаю я к Богу – Которому служу от прародителей – в чистой совести (т. е. не лицемерную, подлинную благодарность), поскольку ( ς неправильно переведено союзом: что) непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих, днем и ночью желая видеть тебя», и далее – по русскому тексту. Этими словами апостол ободряет Тимофея, который, находясь в разлуке с своим учителем и руководителем, вероятно, впадал иногда в сомнения относительно успеха своей деятельности в Ефесе. Апостол помнит о его слезах, какие Тимофей проливал при расставании с ним, помнит о его нелицемерной вере, составляющей, так сказать, наследственное сокровище в душе Тимофея, и искренно благодарит Бога за своего любимого ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Апостол сейчас же пришел на помощь своему возлюбленному сотруднику (1, 7) и написал Колоссянам убедительное послание, где раскрыл истинное учение о Лице Иисуса Христа и указал им опасности от лжеучителей. Послание отправлено с Тихиком и Онисимом, а Епафрас остался на некоторое время при апостоле. Послание написано из Рима, в 62 г., во время вторых римских уз. Глава 1-я 1 ст. Павел, волею Божией Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, 2 ст. находящимся в Колоссах святым и верным братьям во Христе Иисусе. В этих первых стихах послания мы видим обычный привет апостола Павла, какой он делал и другим церквам в начале своих посланий, причем шлет привет Колоссянам и от Тимофея, одного из своих ближайших сотрудников. 3 ст. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас. С этой половины 3-го стиха и до 11 ст. апостол пишет Колоссянам, что он благодарит Бога и всегда молится за них, за то, что они преуспевают в познании слова Божия, которое приносит среди них добрые плоды. 4 ст. Услышавши о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым. Апостол несомненно знал и ранее о вере Колоссян во Христа, но теперь он услышал от Енафраса, так сказать, о силе, качественности их веры, о том, какова она есть на деле, равно от Епафраса же услышал он и о том, как они осуществляют заповедь Христову о любви живой, деятельной, которую они проявляют ко всем святым, т. е. к христианам, к какой бы они церкви ни принадлежали. 5 ст. В надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования. Эта вера Колоссян и их любовь христианская, так деятельно проводимая ими в жизнь, в своем основании имеет, говорит апостол, христианскую надежду на получение уготованного истинным последователям Христа небесного блаженства, о чем, замечает апостол, они уже слышали из Евангельского благовествования. 6 ст. Которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине. Это Евангельское благовествование распространяется также и у Колоссян, как распространяется и во всем мире, и приносит плод, т. е. нравственно перерождает людей, перевоспитывает их ум, сердце и волю и возрастает, т. е. – и число верующих во Христа становится все больше и больше. Это благодатное воздействие Евангельского учения на умы и сердца людей вы, говорит апостол Колосским христианам, замечали и видели между вами с того дня, как в первый раз услышали это благовествование и познали его благодатную силу во истине, т. е. познали на деле, истинно, действительно. Изображая величие действования Евангельского учения на умы и сердца людей, апостол этим самым хочет предохранить Колоссян от уклонения в сторону появившихся среди них лжеучителей, учение которых, по сравнению с божественным учением Христа, было ложно и, по воздействию на узы и сердца людей, так ничтожно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Гал.1:2 .  и все находящиеся со мною братия – церквам Галатийским: Апостол хочет сказать, что все, окружающие его в настоящее время, христиане (вместо «находившиеся» лучше перевести «находящиеся») сочувственно относятся к предпринятому им шагу по отношению к Галатским церквам и согласны с его взглядами. Гал.1:3 .  бла­го­дать вам и мир от Бога Отца и Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, Апостол не присоединяет, против своего обыкновения (ср. напр. вступление в посл. к Рим. и 1 Кор.), похвалы читателям за твердость их веры. Это показывает, что Апостол слишком сильно был огорчен поведением галатских христиан, которые в настоящее время держали сторону противников Павла – иудействующих. – «Благодать и мир» – ср. Рим.1:7 . Гал.1:4 .  Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Гал.1:5 .  Ему слава во веки веков. Аминь. Апостол конечно имеет здесь в виду иудействующих, которые, выставляя свое требование о том, что и в христианстве необходимо соблюдение обрядового закона Моисеева, этим самым как бы ослабляли силу искупительных заслуг Господа Иисуса Христа. Апостол говорит поэтому, что Христос «отдал Себя в жертву за грехи наши, для того чтобы согласно воле или решению нашего Бога и Отца, избавить нас от подчинения настоящему лукавому веку или, иначе, такому порядку жизни, при котором человек не мог не грешить». Если же Апостол называет этот порядок жизни «настоящим» ( ενεστς), то это не значит, что он еще продолжается: слово это равняется здесь выражению «сей» ( Рим.8:38 ; 1Кор.3:22 ) и представляет собою противоположность выражению «век будущий», как обозначается в Н. Завете времена мессианского спасения ( Мф.12:32 ; Рим.8:38 ). – Так как иудействующие, отнимая значение у заслуг Христа, вместе с этим унижали и Бога и Отца нашего, Который соблаговолил принять эти заслуги как вполне удовлетворяющую за грехи человечества жертву, то Апостол в конце приветствия воссылает славословие «Богу и Отцу». Гал.1:6–10 . Указывая на повод, по какому он обращается к Галатам с посланием, Апостол говорит, что Галаты позволили лжеучителям отвлекать себя от Бога, Который призвал их к общению с Собою во Христе. При этом он упоминает о том, что Галаты стали на сторону противников Павла. Итак отдаление от Бога и Христа и в то же время потеря доверия к их просветителю Павлу – вот что побуждает Апостола обратиться к Галатам с словом строгого увещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое», говорил апостол Павел галатам (Гал.1:11); коринфянам он писал: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа?» (1Кор.9:1). Апостол Павел считал, что он послан на проповедь не Церковью, а самим Христом, а значит он апостол, равный двенадцати апостолам Христовым, «Апостол, выбранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал.1:1;ср.1:12). В начале Послания к Галатам апостол Павел обосновывает подлинность своего апостольства, оспариваемого иудействующими. В частности, он указывает на тот факт, что после явления ему Христа на дороге в Дамаск, он не пошел сразу же в Иерусалим, чтобы получить своего рода «инвеституру» от двенадцати апостолов, а направился в Аравию (Гал.1:11–17). В свою очередь, в Деяниях подразумевается, что он получил некое научение в Дамаске и был там крещен (Деян.9:17–19), а об удалении в Аравию не сообщается. Между тем, оно весьма значимо: апостол Павел избирает царский путь, именно царскому пути следовали все мистики. Он хочет удалиться в пустыню, остаться в одиночестве, побыть некоторое время наедине с Богом и полностью отдаться в руки Божьи. В этот период апостол Павел испытал могущественное действие Святого Духа и позже рассказал о своем духовном опыте в Послании к Фессалоникийцам: «…наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе» (1Фес. 1:4–5). Мы мало что знаем о жизненных перипетиях апостола Павла до того, как он отправился в свое первое миссионерское путешествие около 45 года. Помимо трехлетнего уединения в пустыне, нам известно о преследованиях его в Дамаске, откуда ему удалось убежать, спустившись в корзине с городских стен (Деян.9:23–25; 2Кор.11:32–33). В Послании к Галатам упоминается о кратком пребывании апостола Павла в Иерусалиме (Гал.1:18). В течение некоторого времени он был вынужден скрываться в родном городе Тарсе (Деян.9:30; Гал.1:21). Мы знаем, что в это же время Варнава, бывший по происхождению киприотом, тот самый Варнава, который уже стал известным благодаря своей щедрости в первой Иерусалимской общине (Деян.4:36–37), а позже, после обращения апостола Павла, представил его апостолам, был отправлен апостолами в Антиохию, чтобы поддержать появившуюся там Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

– Посмотрим, правда ли это? В послании к Галатам мы читаем следующие слова апостола Павла: «Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» ( Гал.2:9 ), ибо, говорит выше апостол, они увидели, «что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» ( Гал.2:7 ). Иначе говоря, апостолу Петру было вверено от Бога проповедовать преимущественно «обрезанным», т. е. Иудеям. Каким же образом, спросим мы у католических богословов, апостол Петр мог занимать в Римской Церкви епископскую кафедру и жить в языч. Риме, если ему от Самого Господа было указано быть проповедником Евангелия среди Иудеев? И не выходит ли, если согласиться с католиками, что апостол Петр не остался верным своему назначению и вместо благовестия среди Иудеев проживал безвыходно в Риме? Что апостол Петр по основании Римской Церкви не жил безвыходно в Риме, открывается также из того, что апостол Павел находил нужным писать послание к христианам Римской Церкви. В самом деле, неужели счел бы нужным апостол наставлять в вере паству, которая имела в это время своим наставником и епископом самого апостола Петра? И не походило бы последнее на так несвойственный апостолам обычай вмешиваться в область друг друга? ( Рим.15:20 ). Между тем апостол пишет Римским христианам: «Я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему» ( Рим.1:11 ). Можно ли поэтому допустить, чтобы Римские христиане нуждались в «утверждении» апостола Павла, имея своим епископом того, кого сам Павел в послании к Галатам называет апостолом-столпом (см.: Гал.2:9 )? Очевидно, в таком случае, что апостол Петр, хотя и положил основание Римской Церкви 1 , однако епископом в собственном смысле, т. е. управителем в ней быть не мог, так как призван был к проповеди среди «обрезанных». Вот почему Павел и счел своею обязанностью «утверждать» римских христиан, как он сам о том пишет, " по данной (ему) от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия» ( Рим.15:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Апостол прежде всего говорит, что все, что он скажет далее о евреях, будет вполне согласно с истиною, потому что он не может солгать, пребывая в тесном жизненном общении со Христом. Кроме того, и совесть его свидетельствует тоже, что Апостол говорит от себя лично (мне), а совесть его не может его обманывать, так как она подает свой голос в Духе Святом, т. е. будучи руководима не какими-либо плотскими интересами, а высшим беспристрастным началом – Св. Духом, живущим в верующих. Хотя совесть Павла не может сообщать свое свидетельство читателям послания сама непосредственно, но уже то обстоятельство, что Апостол на нее ссылается, показывает, что она не допустит Апостола сказать неправду. Таким образом, Апостол, говоря о свидетельстве совести, хочет этим сказать, что свои заверения он высказывает уже после того, как испытал их истинность в своей совести. Рим.9:2 .  что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: Апостол не говорит, о чем он так печалится, но это и без слов понятно. Очевидно, он скорбит об отвержении евреев от Царства Христова. Рим.9:3 .  я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, «Я желал бы», т. е. если бы можно было через собственное самопожертвование спасти народ еврейский, Апостол пошел бы на такое самопожертвование 32 . – «Быть отлученным» ( αναθεμα), т. е. тем предметом, который у евреев обрекался на погибель для удовлетворения гнева Божия (ср. Гал.1:8 и сл.; 1Кор 12:3, 16:22 ). Апостол хотел бы погибнуть, лишившись общения со Христом, погибнуть для вечного спасения за своих братьев, чтобы т. е. не на них, а на него обрушился гнев Божий (подобно Моисею – ср. Исх 32:32 ). Рим.9:4 .  то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; Рим.9:5 .  их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. Апостол перечисляет достоинства еврейского народа, ввиду которых стоило бы, по его мнению, пожертвовать ему личным своим спасением для спасения так отличенного Богом народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010