Сколько здесь веры в Бога и человека; сколько любви к тому и другому; какое богатство терпения; какой неунывающий дух! Обвеянный истинно-христианским настроением образ этой страдалицы, – тихий и нежный, как тих и нежен бывает закат летнего догорающего дня, – сколько он вливает святого умиления в наше сердце! Нет, Господи, накажи лучше расслаблением жил, но не дай ослабнуть душе нашей в вере и надежде. Укрепи нашу волю, дабы нам понести легко не одр только, не постель, а то бремя и иго, о которых Ты сказал: «Иго Мое благо и бремя Мое легко» ( Мф.11:30 ). Аминь. «Легион» «Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него» ( Лк.8:30 ). «В наш век электричества и пара, победы над пространством и временем – говорить, а тем более верить в бесов, это – отсталость». Так часто с легкомысленной дерзостью, и даже в печати, заявляет неверующая часть нашего современного общества. Но неужели предупреждение святого Апостола: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ) – потеряло теперь свою силу? Неужели страшный образ гадаринского бесноватого, который такими живыми, неизгладимыми чертами рисуется в сегодняшнем евангельском чтении, не имеет для себя повторений?.. В самом деле, приглядитесь к этой беспощадной, разрушительной работе нашего исконного врага! Что он сделал с человеком, – этим венцом земных творений, царем и священником всей внешней природы, по своим бессмертным совершенствам «умаленным малым чим от ангел» ( Пс.8:6 ). Куда девалась яркая, творческая мысль человека. Где высший человеческий дар – свобода? Что сталось с его богоподобной душой, предназначенной к бесконечному развитию и нравственному блаженству? Узнаете ли вы в несчастном «бесноватом» светлого ангела земли – человека? Да, жестоко и нагло развенчан царственный повелитель всех тварей! Подавлено и оскорблено в нем всякое человеческое достоинство – и несчастный, «одержимый бесами», доведен до последней степени унижения. «В одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах» ( Лк.8:27 ) – он связывался цепями и узами... но он разрывал узы и, утратив всякую способность к самоопределению, «бесноватый» на все смотрел глазами вселившегося в него духа злобной силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

Смелость нужна не только на войне. В жизни она тоже похвальна. Не надо бояться остаться без денег. Не надо бояться, что тебе сядут на шею просители и любители дармовщины. Потому что боящийся не совершенен. А смысл нашей жизни в любви. Страх — это недоверие Богу, обидное и оскорбительное. Нищета или богатство вещь безразличная. Как у правильно замечают, нищета и богатство – это не деньги, это самоощущение. Евангельский максимализм – это не плохо. Евангелие не говорит о нищете как наилучшем образе жизни.. Нищета или богатство вещь безразличная. Как электричество, автомобиль или компьютер. Богатство, как езда на автомобиле может быть опасно. Назначение богатого – быть небесным бухгалтером. Ведь ум, здоровье, трезвость, рассудительность богатый не нашел на улице. Все это ему дал Бог. А он принимая эти фантики и дары, должен это распределить с любовью между теми, кто не умеет пользоваться деньгами. Конечно себе надо оставить, но главное не забывать что ты – только бухгалтер. Много дано, но и много спросится. Зачем тебе кий за 4000 евро, пять ведер устриц или еще один дом в Испании? И нищета может сокрушить и изуродовать душу. В нищете нет никакого прока и достоинства, если она не ради Бога. Любовь –животворит, плоть не дает ничего. Мы ведь живем для любви. А смысл нашей жизни не в том, о чем поет Буба Кикабидзе, что мои года – мое богатство, а том, что душа как птица, перелетала бы с ветки на ветки, все ближе и ближе к верху древа жизни, поближе к небу, чтобы, когда придет смерть, это небо оказалось ближе. Еще раз вспомним этот момент Евангелия. И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостаёт мне?

http://pravmir.ru/pritcha-o-bogatom/

Социализм и анархизм рано или поздно встретятся как смертельные враги. Но это враги-близнецы, которые так срослись, что для них оторваться друг от друга значит убить друг друга. Только что социализм переходит от созерцания к действию, он становится революционным, анархическим — до того первобытного восторга разрушения, который ведь и есть ночная душа всякой революции: ее не может быть без этого восторга, как без электричества не может быть грозы. Но, с другой стороны, и анархизм, только что пытается наполнить реальным содержанием свой идеальный остов, поневоле заимствует это содержание у социализма и принужден утверждать какой-нибудь внешний порядок, ограничивающий беспредельную свободу личности, то есть принужден утверждать тот же самый «принцип власти», отрицание коего есть исходная точка анархии. Это значит, что социализм и анархизм — не две правды и не две лжи, а две полярно-противоположные половины единой высшей правды, не соединимые на той метафизической плоскости, на которой они доселе двигались. Если я утверждаю себя, свою личность как единое абсолютное начало, то я утверждаю себя против всех, отрицаю всех для себя; если я утверждаю всех, общественность как единое, абсолютное начало, то я утверждаю всех против себя, отрицаю себя для всех. Для того чтобы выйти из этого противоречия, чтобы утвердить всех в себе и себя во всех, я должен утвердить себя и всех как единое в третьем, высшем, соединяющем, абсолютном начале: я и все — едино только в Боге; человек и человечество — едино только в богочеловечестве. Любовь, которую заповедал людям Христос, и есть открытие этого богочеловеческого единства. Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино. Только эта последняя любовь есть в то же время последняя свобода; только эта последняя любовь — абсолютное утверждение других в Боге — есть в то же время последняя свобода — утверждение себя в Боге. Антиномия личности и общества, метафизически предельного я и не-я, анархизма и социализма разрешается лишь в синтезе, совершенном соединении Богочеловека с богочеловечеством, в безгранично-свободной и безгранично-любовной религиозной общине, в грядущей истинной единой соборной и вселенской Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Трудоголик найдет ваш самый нейтральный комментарий или лайк в сети, который можно истолковать как несогласие с ним, любимым, устроит вам скандал, а иногда и без скандала, молча, ничего не объясняя, отфрендит и забанит. В реальной жизни трудоголик всегда будет в курсе, кто про него что-то не то сказал и готов едко и зло ответить или смертельно обидеться и всем окружающим об этом сообщить. Откуда только время берется при такой занятости! При этом внешне трудоголик великодушен к наиболее злобным (а лучше еще и глупым) своим критикам или противникам. В сети он выставит скриншот их злобной и глупой записи и посмеется вместе со своими комментаторами. В жизни – сделает презрительное лицо и бросит через плечо: «Собака лает – караван идет». Типа, у нас тут великие дела или мы тут пашем в поте лица – что нам до этих бездельников? У трудоголика попросту нет смирения. Он такой немыслимо «крутой» в глазах собственных и окружающих, что тихо пройти мимо или прислушаться и тем более извиниться перед другим – выше его сил. Нельзя ронять нимб «совершенного человека». Десять заповедей — не для него Самое неприятное – другое. Трудоголик нарушает одну из десяти заповедей, которые, как известно, Христос не отменял. А именно – четвертую: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его». Речь вовсе не о том, чтобы скрупулезно, как современные иудеи, не пользоваться электричеством, проходить определенное количество шагов или сверяться со списком запрещенных работ. Речь о том, что Бог определил время отдыха. Причем именно это время Он считает посвященным Себе. В 31 главе книги Исход Бог уточняет: «шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу». Правда, дальше тот же 15 стих звучит пугающе: «всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти».

http://pravmir.ru/moy-rabochiy-den-nacha...

Учение Церкви о рабовладении и гражданской свободе – учение, которого точное объяснение так было необходимо для статьи, написанной духовным лицом и от имени всей Церкви – «Собеседник» излагает в своем «Слове о освобождении крестьян». В этом «Слове», чтоб поддержать свое собственное учение и выдать за учение Церкви, «Собеседник» прибегает: 1 . К изменению текста в Послании св. апостола Павла к Коринфянам, который читается в славянском переводе так: Если и можешь быть свободным, больше поработи себя ( 1Кор. 7; 21 ). 2 . К объяснению этого текста противоположно тому, как объясняет его Церковь . Такое поведение «Собеседника» требует, чтоб здесь изложено было точное учение Православной Церкви о рабстве и рабовладении. Гражданское рабство есть последствие греха – греха в обширном смысле, или той вечной смерти, которою заразился род человеческий в своем корне, в праотцах. 185 «Собеседник» находит начало рабства в проклятии, произнесенном Ноем на Ханаана, сына Хамова, сбывшемся над отдаленным потомством Ханаана. Но, сказав это, казанский журнал далее говорит, что начало рабства – грех . «О! – восклицает он. – Если б не было на земле греха, не было бы и рабства!» (Март, с. 335, 336, 337). Грех, объявший, охвативший человечество и землю, как яд, как зараза, действующие с быстротою электричества, совершил чудовищное превращение в природе человека и в природе земли сряду по падении Адама, сряду по произнесении проклятия на человека и землю Богом, а не во времена Ноя. Из поведаний библейских видим, что величайшие праведники Ветхозаветной Церкви – Авраам, Исаак, Иаков, Иов – имели рабов и передавали их в наследство своим детям. Этого мало: Взял Авимелех (царь Герарский), – говорит Книга Бытия, – тысячу дидрахм серебра, и овец, и тельцов, и рабов, и рабынь, и дал Аврааму ( Быт. 20; 14 ). Авимелех дарит рабов – праведный Авраам принимает в подарок рабов. Такой же подарок из рабов и рабынь получил великий Авраам от царя Египетского ( Быт. 12; 16 ). Святая Сарра, супруга Авраама, по причине неплодства своего возводит вместо себя на ложе святого мужа рабыню Агарь, египтяныню. Агарь зачала от Авраама и по этому поводу возгордилась. Сарра пожаловалась мужу на поведение наложницы. Авраам отвечал ей: Вот, раба твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее ( Быт. 16; 1–6 ). Когда Агарь убежала от Сарры и скиталась в пустыни, явился ей Ангел и сказал: Возвратись к госпоже своей и покорись ей ( Быт. 16; 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Человечество неоднократно переживало и голод, и холод, и вооружённые конфликты разных масштабов. Но если в сознании людей пленительным и немеркнущим светом сияла идея будущего, которое нужно завоевать, приблизить, построить, на худой конец, просто дождаться, то беды заканчивались и жизнь продолжалась. Гораздо хуже, когда головы пусты, сердца холодны и «история кончилась». Имея перед очами ума историческую перспективу, можно было в голодном 25м году открыть «Артек». Или в системе Рабфаков в не отапливаемых помещениях обучать массы рабочей молодёжи теории стихосложения. Сегодня такие вещи кажутся неповторимыми. Для неверующих будущего нет. «Как-нибудь будет», — произносят они и, глядя вперёд, видят мрак, непроницаемый, как чернила. Для верующих будущее есть, но оно задрапировано в пурпурные одежды Апокалипсиса. Ни один нормальный человек (если бы выбор эпохи для жизни был возможен) не захочет жить во времена великой скорби, какой не было от начала мира и не будет (см. Мф. 24:21 ). Обычному человеку хочется обычной жизни с безгрешными радостями и «христианской кончины, безболезненной, непостыдной, мирной». Если уж нельзя убежать от сгущающихся туч, то хочется, по крайней мере, чтобы тучи не сгущались так быстро. Это не в нашей власти. Когда становится ясно, что проблему нельзя ни обойти, ни перепрыгнуть, остаётся скрепить сердце и встречать неизбежную сложность лицом к лицу. Христос зовёт нас к воздержанию и молитвенному труду особенно тогда, когда очертания виденного глазами совпадают с очертаниями слышанных пророчеств. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно… Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих бедствий и предстать пред Сына Человеческого ( Лк. 21:34-36 ). Итак, будем молиться. Сообщит ли телевизор о глобальных переменах в мировом климате, или опять начнутся перебои с электричеством и выплатой пенсий, или власти разрешат гей-парад… Будем молиться. Умножение молитв не означает, что мы будем добавлять слова к словам. Скорее, мы должны будем добавить огонь к огню и жар — к жару. А если у кого молитва ещё не была огнём, то, значит, он ещё ни разу не молился.

http://azbyka.ru/fiction/religija-serdca...

Чем, некоторых христиан, так испугала вакцина от ковид? Вакцины от оспы не боятся, вакцины от кори не боятся… а от ковид, боятся. В чем проблема? Вы скажите, что эта вакцина малоизученная, опасная. Так любая вакцинация несет в себе риски. В мире, вообще жить опасно. Тут машина сбила, там кирпич на голову упал, пароход затонул, газ взорвался… И при таком изобилии рисков, из городов никто не бежит, от поездок на транспорте не отказывается, газом и электричеством пользуются. А химиотерапия при лечении рака, например, не опасна что ли? Вот уж где поистине организм ядом накачиваетя, и ничего, никто не возмущается. Да и любое лекарство, помогая одному «органу», зачастую, калечит другой. Так может дело не в опасности? Тогда в чем? Может Господь запретил вакцинироваться? Красть запрещал, лгать запрещал, блудить запрещал, обращться к гадалкам запрещал, лгбт-нечисть запрещал… врачей и лекарства, не запрещал. Так в чем проблема? Вакцина мешает исполнять заповеди Божии? Противоречит догматическому учению Церкви? Не дает исповедовать Символ Веры? А может быть, вакцина от ковид, как утверждает один мой знакомый, ослабляет вашу веру? Тогда возникает логичный вопрос: «А был ли мальчик?», то есть, была ли эта самая, вера? Вспомните слова апостола: «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38,39) А еще апостол Павел, пишет: «нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14) Мораль очевидна: Если Некто, самолично, вопреки Слову Божиему, прочертил для себя «красную линию» и посчитал вакцинацию от ковид «нечистым» делом, то преступив через эту линию, он совершит грех. А тот, кто таких самоличных «линий» не чертил, может при желании, спокойно вакцинироваться. Вы скажете: А если нет желания вакцинироваться, но меня заставляют, что делать? Первое, - не надо прикрываться «духовными» причинами, таковых просто нет.

http://bogoslov.ru/article/6171749

— Что вообще значит «благодать»? В сорок монастырей — это чтобы ее ведрами можно было носить? — Да, да… Но благодать — это же действие личностного Бога. И если ты выполнил все правильно, но твоя душа не чиста, Господь не то что не услышит твою молитву, Он может ее не исполнить. Как в Евангелии сказано: «…если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим». То же самое происходит в любой другой сфере духовной жизни. Мы надеемся на правильное совершение тех или иных действий, забывая о внутреннем преображении, о работе над собой. И это свойственно не только малоцерковным людям, это очень часто встречается и среди прихожан с большим стажем. « Батюшка, что делать с прошлогодней святой водой? 50 литров! » — Вернемся к цветочкам. Люди едут поклониться мощам, набирают этих бутонов, камешков, мешочков с землей с могил старцев, поясков и прочее. В чем принципиальное отличие таких «святынек» и амулетиков от частиц мощей?  — Мы должны понимать, что, придя к мощам того или иного святого, мы не должны ожидать от него автоматического чуда. Например, мы почитаем такого-то святого, да? От него осталась одежда, остались вещи, которыми он пользовался. Они святы для нас как память об этом человеке, мы ощущаем близость этого святого, когда молимся рядом. Например, епитрахиль праведного Иоанна Кронштадтского. Когда я стоял в двух шагах от нее, я ощутимо себе представил, что сам отец Иоанн надевал эту епитрахиль, молился за людей. И у меня было желание обратиться к нему с молитвой. Но можем ли мы считать, что сама по себе эта епитрахиль по умолчанию раздает благодать? Является ли она тем самым проводом, по которому электричество оттуда с неба придет на землю, чтобы загорелась лампочка? Нет. Все зависит от человека, от его веры. Для человека верующего, который осознает, что это святыня, она может быть подспорьем в обращении к святому в молитве, но опять же не самодостаточной вещью, которая автоматически совершает чудеса.

http://pravmir.ru/chto-mne-delat-s-prosh...

Что такое " вещь в себе " - нам неизвестно. То, чем является в мире вещественном " вещь в себе " , - в Боге есть любовь. Другими словами: любовь - это Бог в себе. Если ты спросишь: что такое Бог по существу, мы ответим: Любовь. Это слово недоступно нашему разумению, но доступно нашему чувствованию. Если же ты спросишь дальше, что такое любовь по существу, ты так же не получишь ответа, как при вопросах о сущности физических явлений. И там ты познаешь лишь проявления той или иной силы, а не самую. силу " по существу " . Ты изучаешь проявления и действие электричества или притяжения, но что такое по существу электричество или притяжение, остается совершенно непостижимым. Так же и здесь. Мы знаем о любви очень много. Нам открыты ее свойства, ее действия, ее проявления. Все, что надо знать человеку в пределах земного бытия о Боге, он знает, знает, что Бог есть любовь и каковы свойства, действия и проявления любви. Поэтому, если хочешь постигнуть тайну Существа Божия, читай в слове Божием то, что говорится там о действии Любви в мире: " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится " (1 Кор. 13, 4-8). " Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства " (Кол. 3, 14). " В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение " (1 Ин. 4, 18). " Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас " (1 Ин. 4, 12). " Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь " (1 Ин. 4, 8). Неизвестный. Из всего тобой сказанного о Боге всего доступнее моему пониманию то, что ты сказал сейчас. Но как связать это с триединством? Любовь есть единое начало, и " лица " Божии раздробляют его в нашем представлении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1921...

Это особенно для нас важно знать, потому что было бы невозможным и сотворение самого мира, если бы не было изначала добровольного желания Сына Божия принести крестную жертву для спасения мира: " - все Им (Сыном Божиим) и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровью креста Его, и земное и небесное " (Колос. 1, 16-20). И сказал Бог: " Да будет свет! " И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро. Это и был первый " день " мира . Беседа о первом дне творения Первым действием образовательного творчества Божия было создание света: " и сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро: день один " (1, 3-5). Странным может показаться, как это мог появиться свет и чередоваться день и ночь с первого дня творения, когда еще не было солнца и других светил небесных. Это давало повод атеистам XVIII в. (Вольтер, энциклопедисты и др.) издеваться над Св. Библией. Но эти жалкие безумцы не подозревали, что их невежественные насмешки обратятся против их самих. Свет по своей природе совершенно независим от солнца (огонь, электричество). Свет только потом, по воле Божией, сосредоточился, и то не весь, в светилах небесных. Свет есть следствие колебания эфира, которое теперь производится главным образом через солнце, но которое может быть произведено и множеством других причин. Если первобытный свет мог явиться раньше солнца и мог быть, как например, свет теперешнего северного сияния, результатом соединения двух противоположных электрических течений, то, очевидно должны быть и моменты, когда этот свет начинался, достигал высшего блеска и затем опять уменьшался и почти прекращался. И таким образом, по библейскому выражению, были дни и ночи, могли быть вечер и утро, прежде чем явилось солнце, служащее именно мерилом для определения этих частей времени.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010