Здесь мы встречаемся с закономерностью, которая вложена Господом одинаково в мир неодушевленный, в растения, в мир животных и в мир Духа. Мы знаем, что количество электричества измеряется перемножением силы тока, напряжения и времени. Таковы же законы гидростатики. В отношении воспитания детей по аналогии можно сказать: его успех будет обеспечен, если мы не будем жалеть своих сил, с волевым напряжением будем работать над детьми, не урывками, а всегда, все время посвящая этому делу. Здесь аналогии и с трудом садовника, которому удается выращивать прекрасные цветы, высокой культуры плоды и ягоды лишь после многих лет упорного труда. Достижение цели как следствие упорного труда – это закон, данный Богом человечеству после грехопадения: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». И без пота нет успеха, без пота невозможно пропитание, невозможна сама жизнь. «Дай кровь – прими Дух», – говорят старцы, понимая под кровью усилия, измождение тела. «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя», – говорит Премудрый Соломон ( Притч. 6:10–11 ). Бережно относиться ко времени рекомендует и Апостол Павел, советуя поступать «дорожа временем, потому что дни лукавы» ( Еф.5:16 ). Труд над ребенком, как основа воспитания, был заповедан еще евреям в Писаниях Ветхого Завета. «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его», – говорится в книге Премудрости Иисуса Сына Сирахова ( Сир. 30:13 ). В Новом Завете Апостол Павел так характеризует труд родителей: «...как отец детей своих, мы просили и убеждали, и умоляли» ( 1Фес.2:11–12 ). «...Проклята земля за тебя... терние и волчцы произрастит она тебе...» – услышал Адам от Бога после грехопадения ( Быт.3:17–18 ). И мы знаем, как неудержимо склонны развиваться духовные тернии в душах наших детей – тернии злых наклонностей и страстей. Упорный, длительный труд нужен для возделывания пашни и материальной, и духовной, и непрерывно, и неослабно надо вырывать из ее среды быстро разрастающиеся сорняки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

И в тебе, человек, существует такая таинственная станция, которая сурово обличает твои преступления и говорит тебе нелицеприятную истину. Имя этой станции — совесть. Не помогут похвалы и величания, которыми осыпают тебя окружающие, если мучит и жжет, как огонь, голос совести. Таинственная станция человеческой совести впервые зазвучала в раю после грехопадения Адама. Когда воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, и скрылся (ср.: Быт. 3, 9–10). Увидел и умер Англичанин Джон Редмор в ранней молодости переселился в Америку и прожил там пятьдесят лет. За все эти годы он ни разу не был на Родине, но страстно хотел туда вернуться и умереть там. Уже семидесятилетним стариком Джон отправился на корабле из Америки в Англию. Душа его трепетала от близости встречи с отечеством, и, когда корабль причалил, он с палубы наконец увидел то, к чему так жадно стремился. Увидев Родину, он заплакал от радости и в тот же миг, не успев сойти с корабля, умер. Показал Господь Моисею землю обетованную с горы Нево, всю землю показал ему и сказал: Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь (Втор. 34, 4). Потерял и деньги, и жизнь В небольшом селе Каменный мост был убит некто Франье Заец. Это случилось так. Некий незнакомец пришел к Франье просить ночлега. В разговоре с хозяином гость обронил, что он печатник на денежной фабрике и знает, как можно без труда напечатать тысячную купюру. Заец, подталкиваемый алчностью, сразу же начал договариваться с гостем о незаконных деньгах. Незнакомец попросил у хозяина тысячную купюру, чтобы по ее образцу изготовить фальшивок столько, сколько тот пожелает. Заец немедленно протянул ему купюру. Незнакомец, спрятав ее в карман, убил хозяина и скрылся. Это произошло в августе 1938 года. Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою (Притч. 16, 8). Уча других, сам не научается Человек заставил воду бежать быстрее, а сам предается лености. Человек заставил электричество светить, а сам пребывает во тьме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И они хотят навязать и России такой же образ жизни. Это же очень легко – управлять людьми через один рубильник. И вы видите, какой ответственный господин занимается в нашей стране рубильником. Очень ответственный господин, мы даже боимся о нем сейчас сказать что-то плохое, а то этот рыжий гений электричества возьмет и отключит всех нас. Он может Кремль отключить, если ему станет интересно посмотреть, к чему это приведет! Вот как они действуют на Кавказе? Они дают команду своим ваххабитам – надо убить какого-нибудь старейшину, какого-нибудь пожилого человека, и давай посмотрим, как люди к этому отнесутся. Они убили и смотрят на реакцию общества, они такие эксперименты делают. Дают команду – надо убить какого-нибудь политика известного, посмотрим, что из этого получится? Убивают человека, и они смотрят, пишут аналитические отчеты. Говорят им: надо на Нальчик напасть, прямо днем, – происходит нападение на город. Аналитики работают, смотрят, как и что получается, какая следует реакция; все это рассчитывается, это очень хитрая стратегия. Братья и сестры, мы живем в очень лукавое время. Мы должны дорожить тем, что в нашем храме мы можем изучать Священное Писание, и мы можем анализировать современные события в свете Слова Божия. Потому что в том свете, в котором преподносит нам все события голубой экран, -в этом свете ничего не разглядишь. Это телевидение – оно так все преподнесет, что ничего не поймешь. Итак, мы прочитали четвертый и пятый стихи, где говорится, что «грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» , и далее: «Воздайте ей» . То есть сначала звучит призыв выйти из Вавилона, никак не отождествлять себя с этой лукавой системой вещей, отделиться от них, чтобы не получить вместе с ними воздаяние, чтобы не испить вместе с ними чашу гнева. И когда призыв к исходу прозвучал, говорится: «Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое» ( Откр.18:6 ). И далее: «Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: “сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!”» ( Откр.18:7 ). Андрей Кесарийский так объясняет словосочетание «вдвое воздайте ей по делам ее» : «Это говорится или к неповинным, претерпевшим много зла от правителей того города, потому что они своим терпением скорбей служат причиной большего наказания своих мучителей».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Из предлагаемой Бланкенгорном гипотезы мы должны только отвергнуть те предположения, которые он высказывает относительно спасения Лота 599 . По его мнению, Лот, как кочевник, привыкший к наблюдениям над явлениями природы, по подземному гулу и шуму догадался об угрожающей опасности и заблаговременно удалился из Иорданекой окрестности. Вследствие землетрясения, как полагает Бланкенгорн, в месте нахождения библейской «окрестности Иорданской» образовалась огромная трещина, или провал земли; в образовавшееся отверстие хлынули наружу жидкие и газообразные массы; происшедшие при этом, как это часто бывает при землетрясениях, разряжения атмосферного электричества, воспламенили огромные массы горючих веществ – различных газов, серы, асфальта, петролеума, покрывших всю долину. Огромный столб пламени, высоко поднимавшийся вверх, распространившийся по окрестности отвратительный запах горевшей серы и густые слои различных испарений, покрывшие место катастрофы, – все это вместе дало основание Аврааму представлять совершившуюся катастрофу в том вид, в каком изображает ее бытописатель: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба... И встал Авраам рано утром... и посмотрел к Содому и Гоморре... и увидел: вот дым поднимается от земли, как дым из печи» ( Быт. 19:24, 27–28 ). Относительно самого действия, уничтожив-шего Иорданскую окрестность, бытописатель употре-бляет выражение, допускающее предполагать возможность и землетрясения: «и ниспроверг города сии и всю окрестность сию...» ( Быт. 19:25 ). Выражением «и ниспроверг» переведено стоящее в еврейском тексте вы-ражение «вайягафок» от глагола " гафак» – обращать, оборачивать, отсюда – опрокидывать, ниспровергать; в греческом тексте стоит « κατστρεψ» от глагола – καταστρφ – оборачиваю, переворачиваю, опрокидываю вниз ( κατ – вниз и στρψω – кручу, верчу). Эти выражения позволяют видеть в уничтожении окрестности Иорданской некоторую быстроту действия, сопровождавшуюся вместе с тем колебанием или сотрясением местности, переворотом в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Истинное чудо совершается в духе верующего, когда усматривает он в видимо случайном и феноменально-причинном волю Того, которым вся быша так же, как и это явление. «Причиною, почему не верят истинным чудесам, – говорит Паскаль 102 , – служит недостаток любви. «Но вы не верите, ибо вы не из овец моих». Причиною веры в ложные чудеса служит тоже недостаток любви». – «Пришествие беззаконника, – говорит апостол, – по действию сатаны будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что не приняли любви истины для своего спасения» 103 . Чудеса тут ложные именно потому, что они воспринимаются, как производимые человеком греха, сыном погибели, противящимся и превозносящимся «выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет, как Бог , выдавая себя за Бога» 104 . Ложность «чудес» этих в том, что действия «сына греха» станут восприниматься, как его собственные действия, а пониматься, как действия Бога, за которого он себя будет выдавать, – как чудеса. Это будет то, что мы назвали отрицательными чудесами; ошибка тут будет в истолковании своих восприятий, и она – от недостатка любви. Всякий факт может и должен быть объяснён, но и всякий факт, как отблеск Предвечного, может возбудить по отношению к себе чувство благоговения. И действительно, настоящее чудо и должно состоять именно в таком рационально объяснимом, в широком смысле (но не поспешно объясняемом), явлении. Даже высшее чудо – воскресение Христа – есть явление естественное, но пока только единственный пример, так сказать, высшего закона же. Уже по одному тому это есть естественное явление, что всё будет подчинено закону воскресения: все мы воскреснем; а с другой стороны, воскресение есть разумная необходимость (Соловьёв) 105 . Конечно, мы не можем определить жизненного процесса (в широком смысле) с точки зрения научного рационализма. Но ведь даже механизма заряжения электричеством кондуктора мы не можем объяснить, да и механизма мало ли ещё чего, по-видимому, самого простого, не можем описать; но это нисколько, с точки зрения научного мировоззрения, не мешает нам считать такие явления естественными и раздельно-объяснимыми. Было бы нелепостью требовать сейчас объяснения всех явлений жизни и таких особенно, где происходит воздействие духовных причин и имеются нравственные двигатели. Мы можем только видеть «божественную» необходимость («divina necessite» – по терминологии Леонардо да Винчи), «разумную» (по терминологии Гёте), факта воскресения, но, разумеется, теперь ещё невозможно объяснить или даже объяснять способ воскресения. Но если даже предположить, что никогда подобные явления не будут объяснены, то всё-таки оттого они нисколько не делаются невозможными.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Истинное чудо совершается в духе верующего, когда усматривает он в видимо случайном и феноменально-причинном волю Того, которым вся быша так же, как и это явление. «Причиною, почему не верят истинным чудесам,— говорит Паскаль (Паскаль. Мысли. Гл. XXII, VI),— служит недостаток любви. «Но вы не верите, ибо вы не из овец моих». Причиной веры в ложные чудеса служит тоже недостаток любви».— «Пришествие беззаконника, говорит апостол, по действию сатаны будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Фес.9:10). Чудеса тут ложные именно потому, что они воспринимаются, как производимые человеком греха, сыном погибели, противящимся и превозносящимся «выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.4). Ложность «чудес» этих в том, что действия «сына греха» станут восприниматься, как его собственные действия, а пониматься, как действия Бога, за которого он себя будет выдавать,— как чудеса. Это будет то, что мы назвали отрицательными чудесами; ошибка тут будет в истолковании своих восприятий, и она — от недостатка любви. Всякий факт может и должен быть объяснен, но и всякий факт, как отблеск Предвечного, может возбудить по отношению к себе чувство благоговения. И, действительно, настоящее чудо и должно состоять именно в таком рационально объяснимом, в широком смысле (но не поспешно объясняемом), явлении. Даже высшее чудо — воскресение Христа — есть явление естественное, но пока только единственный пример, так сказать, высшего закона же. Уже по одному тому это есть естественное явление, что все будет подчинено закону воскресения: все мы воскреснем; а, с другой стороны, воскресение есть разумная необходимость (Соловьев). Конечно, мы не можем определить жизненного процесса (в широком смысле) с точки зрения научного рационализма. Но ведь даже механизма заряжения электричеством кондуктора мы не можем объяснить, да и механизма мало ли еще чего, по-видимому самого простого, не можем описать; но это нисколько, с точки зрения научного мировоззрения, не мешает нам считать такие явления естественными и разделыюобъяснимыми. Было бы нелепостью требовать сейчас объяснения всех явлений жизни и таких особенно, где происходит воздействие духовных причин и имеются нравственные двигатели. Мы можем только видеть «божественную» необходимость «divina necessite» — по терминологии Леонардо да Винчи), «разумную» (по терминологии Гете), факта воскресения, но, разумеется, теперь еще невозможно объяснить или даже объяснять способ воскресения. Но если даже предположить, что никогда подобные явления не будут объяснены, то все-таки оттого они нисколько не делаются невозможными.

http://sueverie.net/o-sueverii.html

Многие ли знают устройство телефона, и многим ли понятно действие электрического тока, но это не мешает не смыслящим ничего в физике пользоваться услугами телефона, телеграфа и признавать существование электричества. Тут факт перед глазами; его можно не понимать, так или иначе объяснять, но отвергать нельзя. По этой причине не смогли люди отвергнуть и христианство в самом начале его появления. Странная и непонятная была проповедь апостолов, но факт был у слушателей перед глазами, и они принимали христианство. О чем проповедовали апостолы? Во-первых, они ничего не проповедовали и ничему не учили, в том смысле, в каком мы теперь эти слова употребляем. Они просто ходили и рассказывали, разносили по миру " благую весть " о том, что произошло в Иерусалиме. Что же там произошло, по словам апостолов? А то, что в мире, на земле " ЖИЗНЬ ЯВИЛАСЬ, И МЫ ВИДЕЛИ И СВИДЕТЕЛЬСТВУЕМ, И ВОЗВЕЩАЕМ ВАМ СИЮ ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ " (1 Ин. 1, 2), и поэтому теперь тленному сему надлежит облечься в " нетление и смертному в бессмертие " (1 Кор. 15, 53). Вот вся суть Евангелия, то есть " благовестий " . Это, выражаясь грубо, квинтэссенция апостольской проповеди. И проповедуя об этом, апостолы о себе говорили: " Мы научились отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в похотях, и облечься в нового " (Еф. 4, 21- 24). Мы уже перешли от смерти в жизнь (1 Ин. 3, 14), и хотя еще стенаем, ожидая искупления тела нашего (Рим. 8, 23), хотя внешний наш человек и продолжает еще тлеть, но внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Знаете, как обновляются, например, корнеплодные растения? В то время как плод начинает гнить снаружи, внутри его начинает завиваться новая жизнь - росток. Все оболочки его постепенно тлеют и заменяются новыми; выньте из земли осенью посажанную весной полусгнившую луковицу, и вы найдете там совершенно новый плод... Вот это-то и есть тот факт, который постоянно был перед глазами слушателей апостольской проповеди. Люди слушали, смотрели на апостолов и видели, что это действительно какие-то новые люди. Жизнь в них била ключом. Чрезвычайно энергичные, необычайно сильные духом, с поразительно проницательным умом, прозревшим в будущее, с какими-то необыкновенными телами, совершенно безболезненными, излучавшими живительные токи, так что больные, прикасаясь к ним, выздоравливали, эти люди совсем не знали страха смерти. " Аще и что смертное испивали, не вредило им " . Разница между проповедниками христианства и прочими людьми была так очевидна, что в одном месте - именно в Листре - язычники, увидев Павла и Варнаву, сказали: " Это боги в образе человеческом сошли к нам " , а жрец Зевса бросился вскоре приносить им жертву. И много труда стоило апостолам разубедить своих слушателей, что они не боги, а обыкновенные люди, такие же, как и они...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1822...

Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (...)Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. ... И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? Евангелие от Луки 24:13-31   “Ко мне так немцы в 41-м приходили” Наш паломнический автобус возвращался в Петербург из Псковской области. Дорога была скользкая, автобус — без зимних шин. В какой-то момент на повороте в гору на пустынную до того дорогу внезапно выскочила фура... Автобус, увертываясь вправо, зарылся глубоко в сугроб и с места не двигался, как его ни толкали, подкладывая предварительно ветки и хворост под колеса. Выбраться из такой глуши было невозможно: до села километров 15-20, на дороге — ни одной попутки, сотовые сигнал не ловили, смеркалось и холодало... Единственное, что вселяло надежду — одинокий деревянный дом при дороге, с темными окнами. Мы постучались в калитку. Вышла старенькая бабушка лет 80-ти с белыми волосами до плеч, со свечой в руке. Услышав о застрявшем в снегу автобусе, она вынесла все лопаты, какие были в доме. Стали раскапывать колеса, но это не помогло... Двое мужчин отправились пешком в село за трактором, а бабушка разрешила нам, паломникам, погреться до приезда трактора. А нас было человек 40-50! Вздохнув, она сказала: «Что ж делать, проходите. Ко мне так немцы в 41-м приходили…». Не знаю, были ли мы похожи на захватчиков только количеством или чем-то еще, но тем не менее встретила нас бабушка удивительно тепло. Электричества не было, горели свечи; в уютной комнатке стояла старинная прялка с колесом, на полу лежали цветные дорожки, связки лука висели на стене. Бабушка разместила нас в двух комнатках, все улеглись под шубами и теплыми куртками — кто на кроватях, кто на полу, свободного места не было. А я и еще несколько человек спать не торопились: сели в тесной кухоньке у печки, стали угощать друг друга дорожным пайком, слушали бабушкины рассказы. Оказалось, что живет она одна, а родственники раз в месяц привозят ей все необходимое; что деревня вымерла, и вдалеке дома стоят заколоченные.

http://foma.ru/pisma-o-sluchayax-v-puti....

Но вера христианская приобретает в сердце человека действительное значение, только становясь его верою в богосыновство всякого другого человека. Вот закон духовной жизни: «кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика; истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мф. Х, 41, 42 ). Награда пророка, праведника, ученика Христова есть достоинство пророка, праведника, ученика Христова. Если я подаю чашу холодной воды ученику Христову как именно ученику, если я принимаю пророка, праведника как именно пророка и праведника, то он для меня становится учеником Христовым, пророком, праведником. А это, во – первых, значит, что он действительно становится пророком и праведником, подобно тому как, учась у кого-нибудь, я делаю то, что он действительно становится учителем, ибо не может быть учителя без ученика, не может быть пророком никем не признанный за пророка; во – вторых же, это значит, что и во мне самом проявляется достоинство пророка, праведника, ученика Христова: принимая пророка, праведника, ученика Христова как пророка и праведника, я в себе утверждаю достоинство пророка и праведника. Подобно как в физическом мире действие равно противодействию, так что чем ударяем, то самое получает равный удар; тело, возбуждающее электричество, само электризуется, так и в духовном мире оскверняющий человека, унижающий его, говорящий брату своему рака или безумный, сам оскверняется и унижается, а признающий или возбуждающий в другом богосыновнее достоинство утверждает его в себе. Принимающий ученика Христова верою принимает в себе Христа так же, как, принимая Христа, принимает Пославшего Его ( Мф. Х, 40 пар.). На этом основании вера в Иисуса Христа требует как своего следствия и веры христианина в свое богосыновство, как своего утверждения, признать всех гонимых за правду, уничиженных и страдающих братьями Христа. Как любовь к Богу становится действительною в любви к людям, так и вера в Христа становится для человека спасительною лишь чрез служение меньшим братьям Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Они видели в Святом Духе только некую безличную энергию, что-то, что нам бы напомнило электричество или силовое поле. Но апостолы свидетельствуют о том, что Святой Дух — личность, и более того, Бог. Например, мы читаем: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2). Дух говорит о Себе как о личности — «Мне», «Я», у Него есть особые замыслы в отношении Варнавы и Савла, и именно Он призывает их на служение. Схождение Святого Духа на Апостолов. Тканый покров алтаря церкви Святого Николая, Теддингтон, Глостер, Англия. Автор Джеки Бинз. www.JacquieBinns.com Апостольский собор в Иерусалиме начинает свое обращение словами Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян 15:28). Святой Дух несомненно личностен, и Он проявляет волю — что-то Ему угодно, а что-то нет, и Он проявляет ее через соборное решение Церкви. Особые дары Святого Духа подаются через апостольское рукоположение: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого... через возложение рук Апостольских подается Дух Святой (Деян 8:17-18, см. также Деян 14:23). Те, кого рукоположили апостолы, наделены даром рукополагать следующее поколение церковных служителей — и так любого современного православного епископа или священника связывает с апостолами непрерывная цепочка рукоположений. Дух, свидетельствующий об истине Господь Иисус говорит: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. ...Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 14:26; 15:26). Как Церковь не есть просто собрание единомышленников, но организм, живущий Святым Духом, так и вера всякого христианина не просто набор убеждений, но проявление — и дар — живущего в нем Духа. Как говорит апостол, никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12:3). Святой Дух проявляет Себя в великих подвижниках более явно, чем в обычных верующих, потому что святые дают Ему больше возможности действовать, но Он пребывает в любом христианине, и никто не может обладать подлинной верой во Христа без Святого Духа.

http://foma.ru/svyatoj-dux.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010