Но не все его члены были казнены. Некоторым из них удалось влиться в другие ордена, например, в испанский орден Калатравы, в португальский орден Иисуса Христа, в шотландский орден св. Андрея и в орден «Шотландского Чертополоха». Третий орден, созданный в Палестине в XII в. – орден Св. Марии, или Тевтонский орден . Он назывался так потому, что в него принимались только немецкие рыцари. В XIII в. после окончания Крестовых походов этот орден был переведен в Прибалтику. Через некоторое время он начинает экспансию в Прибалтике, с дальней целью покорения Руси. В 1242 г. орден потерпел поражение в битве на Чудском озере с войсками св. блгв. князя Александра Невского. В 1410 г. Тевтонский орден участвует в Грюнвальдской битве, в 1558–1583 гг. – в Ливонской войне. Внешне рыцари этих орденов отличались друг от друга. Иоанниты носили плащ сначала черный, затем красный с белым крестом. Тамплиеры – белый плащ с красным крестом. Тевтонцы – белый плащ с черным крестом. Все эти ордена, как крупная религиозная, военная и политическая сила сыграли чрезвычайно серьезную роль во всей системе Крестоносного движения. В середине XII в. мусульманские правители объявили священную войну газават против христиан. Были разгромлены войска графа Триполи и захвачено одно из первых крестоносных государств – графство Эдесское. После этих событий над латинскими государствами в Малой Азии нависла серьезная угроза, особенно со стороны турок-сельджуков. В 1145 г. папа Евгений III призывает ко Второму Крестовому походу. Проповедь к нему была написана Бернардом Клервоским, который обратился с ней к европейским государям. Второй поход, который возглавили французский король Людовик VII и германский император Конрад III, начался в 1147 г . и закончился в 1148 г . Он был недолгим и безуспешным. Более того, этот поход способствовал усилению противоречий между крестоносцами и Византией. Во второй половине XII в. положение латинских государств на Востоке становится еще более шатким, особенно после того, как в 1187 г . египетский султан Саладин вступил в Иерусалим, захватил в плен короля Иерусалимского, великого магистра Тамплиеров и присоединил к Египту часть Сирии – Месопотамию. Саладин захватил не только все Иерусалимское королевство, но также и часть графства Триполи и Антиохийское княжество. Эти события вызвали панику в Европе. Поэтому в этом же 1187 г . папа объявляет Третий Крестовый поход (1189–1192), который возглавил король Англии Генрих II Плантагенет . Во время похода Генрих II скончался, и поход возглавил его сын Ричард Львиное Сердце . Этот поход возглавили также король Франции Филипп II Август и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2058 . Стасюлевич М. М. Осада и взятие Византии турками. – СПб., 1854. 2059 . Степаненко В. П. Византия в международных отношениях на Ближнем Востоке (1071–1176). – Свердловск, 1988. – 238 с. 2060 . Степаненко В. П. Византия и гибель графства Эдесского (1150 г)//ВВ. – 1989. – Т 50. – С. 85–92. 2061 . Степаненко В. П. Военный аспект культа Богоматери в Византии (IX-XII вв.)//АДСВ. – 2000. – Вып. 31. – С. 198–221. 2062 . Степанова Е. В. Императорские печати иконоборческого периода. Некоторые наблюдения//АДСВ. – 1999. – Вып. 30. – С. 83–94. 2063 . Степовик Д. Иконология й иконография. – Ивано-Франкивськ, 2003. 2064 . Степовик Д. Равенна... византийська//Пам’ятки Украïни. – 2003. – 1–2. 2065 . Стюарт Дж. Холл. Учение и жизнь ранней церкви. – Новосибирск, 2000. 2066 . Суворов Н. С. Византийский папа. Из истории церковно-государственных отношений в Византии. – М., 1902. – 159, 5 с. 2067 . Суворов Н. С. К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в восточной церкви. – М., 1906. – 194 с. 2068 . Суворов Н. С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции в период вселенских соборов. – Ярославль, 1884. – 400 с. 2069 . Сувров Н. С. О церковных наказаниях: Опыт исследования по церковному праву. – СПб., 1876. – 337 с. 2070 . Сумарокова И. София Константинопольская//История и жизнь. – 2002. – 1. 2071 . Сюзюмов М. Я. Борьба за пути развития феодальных отношений в Византии//Византийские очерки. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – С. 34–63. 2072 . Сюзюмов М. Я. Василики как источник для внутренней истории Византии//ВВ. – 1958. – Т 14. – С. 67–75. 2073 . Сюзюмов М. Я. Византийские этюды. – Екатеринбург: Изд-во УрГу, 2002. – 396 с. 2074 . Сюзюмов М. Я. Византийский город (середина VII – середина IX в.)//ВВ. – 1967. – Т 27. – С. 37–70. 2075 . Сюзюмов М. Я. Внутренняя политика Андроника Комнина и разгром пригородов Константинополя в 1187 году//ВВ. – 1957. – Т 12. – С. 58–74. 2076 . Сюзюмов М. Я. Дофеодальный период//АДСВ. – 1972. – Вып. 8. – С. 3–41. 2077 . Сюзюмов М. Я. Закономерный переход к феодализму и синтез//АДСВ. – 1975. – Вып. 12. – С. 33–53.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛДУИН I (1058 - 2.04.1118), кор. Иерусалимский (с 1100), один из предводителей 1-го крестового похода . Б., граф Фландрский, сын гр. Евстахия Бульонского, брат Готфрида Бульонского , в 1096 г. дал обет освободить Гроб Господень. Участвовал в осаде Никеи (14 мая - 16 июня 1097). В 1098 г. с небольшим отрядом занял Эдессу и стал основателем первого гос-ва крестоносцев на Ближ. Востоке - Эдесского графства. После смерти Готфрида Бульонского в 1100 г. Б. был приглашен в уже захваченный крестоносцами Иерусалим в качестве правителя-регента. Несмотря на противодействие папского легата Даймберта, 25 дек. короновался в храме Гроба Господня и стал первым иерусалимским королем. Предпринял 3 похода против Египта и против эмиров Сельджукского султаната, сохранявших позиции в Сирии и Палестине. Захватил прибрежные палестинские порты Акко (Акра), Триполи, Бейрут и Сидон, чем обеспечил связь своего королевства с христ. странами. К 1115 г. распространил свои владения на всю территорию Палестины и закрепился на берегу Красного м. (зал. Акаба). В нач. 1118 г. предпринял поход в Египет, дошел до дельты Нила, умер на обратном пути в Иерусалим. Похоронен в храме-усыпальнице в Иерусалиме. Лит.: Gindler P. Graf Balduin I. von Edessa. Halle, 1901; Br é hier L. Baudouin I//DHGE. T. 6. Col. 1372-1379; A History of the Crusades/Ed. K. M. Setton. L., 1969. Vol. 1. P. 368-409; Prawer J. Histoire du Royaume Latin de Jérusalem. P., 1975. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: АЙЮБИДЫ мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. XIII в.

http://pravenc.ru/text/77436.html

35 . Ты служишь неразумному богу без разума и души. Видишь ли ты, что мудрость, учение и проповедь твоего Мухаммеда бесполезны? Разве это не темнее хаоса? Из-за этого вы не знаете, что такое освящение души и тела. Горе вам, скверным. Я тебе ясно показал, что такое твоя молитва , да ты и сам это знаешь из своего учения. И я открыл всю твою погибель и снова собираюсь показать тебе разрушение и гибель твоих души и тела. Как же ты не хочешь спастись от грехов, которые совершил? Мухаммед заповедал тебе обязательно мыть все тело с головы до ног водой или землей, причем так, чтобы земляная масса была отмерена подходящим сосудом, чтобы ты не взял слишком много или мало. Смотри, что я скажу тебе: душа не освящается ни водой, ни землей. Если же вы говорите, что душа освящена, то она не имеет необходимости в освящении водой или землей. А я говорю тебе, что душа соединяется с телом. И как же ты говоришь, что душа освящена Богом, а тело, будучи грязным, должно каждый деть омываться водой? Если ты говоришь, что его необходимо вымыть водой, ибо оно осквернено (грехами или нечистотами), а только потом молиться, то я возражу тебе, что душа и тело – одно целое, и освящение от Бога относится и к душе, и к телу, так же, как и душа, и тело подвержены скверне. И святое никогда не бывает оскверненным, скорее оскверненное освящается. И если святое окажется оскверненным, то не может снова сделаться святым с помощью воды. Видишь, как ты все время заблуждаешься. 36 . Далее, скажи мне, почему ты говоришь, что твой Коран является словом Бога, “пришедшим и несотворенным”? Я знаю Слово Бога как “Свет от Света”. И как соединяется непостижимая и простая природа с твоей книгой, тончайшая природа с таким объемным предметом, который к тому же попирается ногами людей и является творением рук человеческих? Почему же ты называешь эту “пришедшую и несотворенную” книгу Словом Бога? Тело же моего Христа не является творением человеческим и не попирается ногами. Почему же ты не соглашаешься с тем, что я говорю: Слово Бога соединено с плотью и является “рожденным и несотворенным”? Если твоя книга, будучи брошенной в печь, не может помочь себе самой, как же ее называть Словом Бога? И если Господь спасся от иудеев и взошел на небо, чтобы жить там, то как же нам называть Его, если не Богом Словом? И если ты говоришь, что мы не можем постичь, уразуметь и изучить Слово Бога на основе материальной книги, как же ты не согласен с моей точкой зрения, подкрепленной многими свидетелями, что Слово Бога соединилось с плотью и является “рожденным и несотворенным”? Таким же образом и мы нашли в материальной плоти нематериальность и тонкость Бога и узнали славу Его, явную славу Слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

46. Таков Сын Божий в начале Своего спасительного служения людям. А в конце Иисус говорит ученикам Своим: " Идет князь мира сего (т. е. князь всех плотских мудрований и лжи) и во Мне не имеет ничего " (Ин. 14, 30), т. е. ни единой от тех смертоносных страстей. Каково расстояние между Богом и сатаной, таково между любовью и плотскими похотьми. 47. Бог есть Любовь. Только через Бога можно любить творение Божие, и самое отвратительное. Потому первая заповедь гласит: " Люби Господа Бога своего " , и только затем: " Люби ближнего своего " . Без любви к Богу всякая другая любовь нереальна и недолга. Как порывы теплого ветра, которые уступают место морозу. Даже самого себя человек не умеет любить, не имея любви к Богу. Только в Боге человек может любить себя как тварь Божию. О самолюбии же говорит блаженный Диадох: " Кто любит себя, тот не может любить Бога " . 48. Когда Христос давал заповедь: " Люби ближнего своего " , Он не имел в виду, как думают многие, что нужно любить только добрых и праведных, здоровых, видных и знатных, но и злых, и неправедных, и больных, и прокаженных, и горбатых, и слепых, и безобразных, и гадких, и отвратительных. Словом, всех тех, которых любил Он и никто другой. А это невозможно человеку, который не любит Бога, и который через любовь к Богу как через небесную призму не простирает любовь свою на все, что Бог создал. Как один из любящих любит не только своего возлюбленного, но и его увечного сродника, и не только его новую шелковую одежду, но и негодную, ветхую. 49. Любовь не есть просто сердечное ощущение. Любовь - царица всех чувств, благородных и положительных. Преподобный Феодор Эдесский говорит: " Любовь с полным правом называется матерью добродетели, главой закона и пророков " . Все остальные благородные и положительные ощущения - как бы ее придворные дамы. Потому апостол и пишет Колоссянам, что любовь - совершенство. " Любовь есть связь совершенства " (Кол. 3, 14). А к Солунянам: " Господь да управит сердца ваши на любовь Божию " (2 Сол. 3, 5). Воистину, любовь есть наикратчайший путь в Царство Небесное. Любовь уничтожила разделение между Богом и человеком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1940...

6 . Теперь же я спрошу тебя о твоем новом боге и о твоей вере. Как и когда ты это узнал и каким образом был научен такому богословию? Бога, которого признаем мы, христиане, никто никогда не видел: ни ангелы, ни пророки, ни кто-либо из людей. И Бог не являл себя никакому смертному, как ты болтаешь, говоря, что каждый день бог приветствовал и приветствует Мухаммеда. И если ты говоришь, что знаешь бога от Мухаммеда, значит он является руководителем твоей жизни, и поэтому ты называешь его пророком и посланником Божиим. 7 . Всем известно, что Мухаммед не является ни пророком, ни посланником Божиим. Он был воспитанником Абу Талиба и наемным работником Хадиджи, сопровождавшим караваны верблюдов по делам в Дамаск и другие места. Он переводил их с места на место, выполняя поручения своей хозяйки. И твой Коран свидетельствует о нем, что в течение 32 лет он был неверующим. И если он прожил 47 лет, то как же он 15 лет был богобоязненным, а 32 года – нечестивцем с дурной репутацией, не знающим бога и не имеющим закона. Он имел 10 жен и 16 рабынь. Скажи мне, когда он их взял – после того, как стал богобоязненным или до этого? Приведи мне свидетельство об этом, если можешь. И опять же, Мухаммед произошел от греха и семени человеческого, и сам он грешил и производил на свет детей. Как же ты говоришь о нем, что он брат Христа, когда он не только грешник, но и совершенный враг Бога. Ведь ты знаешь, что до того, как стать богобоязненным, он был и вором, и ночным лазутчиком, и разбойником, и многих людей убил в их постелях из-за женщин. Ведя необузданную развратную жизнь, он покупал травы, которые использовал для разжигания блудной страсти, чтобы она не вызвала пресыщения, чего никогда и не было, так как он применял эти средства. Итак, почему ты называешь пророком и посланником Божиим человека распутного, нечестивого, бесчестного, разбойника, убийцу и грабителя? 8 . Скажи мне, что означают понятия “пророчество” и “посланник”? Видит Бог , ты не можешь этого знать, если только не будешь научен христианином. О, никогда не краснеющий и бесстыдный человек! Ты считаешь, что Мухаммед в течение 32 лет не был ни пророком, ни посланником, ни учителем, ни богобоязненным человеком, не молился и не знал бога, но после всего этого узнал его. Но если он все это отрицает, как якобы не происходившее с ним в течение 32 лет, то почему бы и мне, христианину, не отрицать произошедшее с ним после этого – в последние 15 лет?

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

9 . Сначала объясни мне, как и каким образом он узнал Бога? Если ты говоришь, что Бог послал ангела своего к нему и научил его богопознанию, то значит, ангел является посланником Бога к нему и к народу. А он был лжецом и обманщиком. Если же ты его называешь пророком, то покажи мне, что он предсказал и где это записано, и что он вам заповедал и какое знамение или чудо сотворил. Ведь я прочел и изучил все ваши книги. Если он, как вы говорите, был пророком, то почему же он не предсказал и не предугадал того, что ему надлежит упасть с коня, на котором он будет сидеть, что его войско потерпит поражение, и что все его зубы будут выбиты из-за одного неверного шага? 10 . И потом, если он был пророком, то как же он, собираясь начать войну с Хабаром, не знал, что сам он и все его воины потерпят поражение? Сам он, однако, бежав, спасся в пещере, где оставался три дня и три ночи, едва не умерев. К твоему большому стыду ты говоришь, что ангел закрыл вход в пещеру паутиной и что ищущие его увидели это и сказали, что в пещере не могло никого быть, так как там паутина. И как же он не предсказал, что никто из его четверых детей не будет жить? Почему он не сказал народу и коннице о своем бегстве? И как же он не предвидел, что спустя некоторое время курайшиты привяжут его к хвосту пьяной верблюдицы, и он так бесславно закончит свою жизнь? 11 . И я говорю это не от себя, но об этом свидетельствуют халдеи, оказавшиеся там, как мы сами узнали. Однако ты говоришь, что мы якобы солгали. Но тогда покажи мне его пророчество и где оно написано. Ибо я прочел твой Коран и не нашел записанного там пророчества Мухаммеда, кроме маленького отрывка об Адаме и Еве, Сифе и Аврааме, Исааке и Иакове, Ное, Лоте, Ионе, Моисее, Аароне, Иисусе Навине, Соломоне, Иосифе, Енохе, Илие, Иезекииле, Захарии, Иоанне Предтече, Иисусе Христе, святой Марии, святой Анне (ее матери), Иоакиме, святых апостолах, особенно о Симоне Петре, которого на твоем языке называют Симеон Сафа. Я обнаружил, что твой Коран говорит и истину, и ложь: истина – в учении Бахиры, ложь – в писании Османа. Из этого мы делаем вывод, что писание твое не было послано с неба, ибо иногда оно говорит истину, а иногда – ложь. На этом основании мы убеждаемся, что он не был ни пророком, ни посланником. Ибо посланник и пророк – это другое.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Uthemann 1985 – Anastasii Sinaitae. Sermones duo in constitutionem hominis secundum imaginem Dei, necnon Opuscula adversus monotheletas/Ed. K.-H. Uthemann. Turnhout – Leuven, 1985 (CCSG 12). Abstract Saint Anastasius of Sinai. Chapters against monothelites: 1–2 chapters/Translation from Ancient Greek, introductory article and notes by hegumen Adrian (Pashin) For the first time ever the work of St. Anastasius of Sinaís “Chapters against the Monothelites” (two chapters out of six) are translated into Russian. In the first chapter, St. Anastasius reveals his doctrine of the three states of the human will: natural, unnatural and supernatural. In the second one, he analyzes and refutes some of the provisions of the monophelite doctrine. The next four chapters of the “Chapters against Monothelites” and the “Florilegia against Monothelites” that adjoin them will be published in the following issues of the Theological herald. 46 Скорее всего, под этим «внешним» прп. Анастасий подразумевает несторианина Марона Эдесского. В «Путеводителе» (Anastasius Sinaita. Viae dux 13, 10, 105–106) Синаит приводит его слова: «Разве есть место, неразумные, где не присутствует неограниченное Божество? Ведь, наполняя небо и землю и везде присутствуя, непременно Оно было и во гробе Иисуса, как и во всем творении». 53 Ср.: Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего ( Ин.2:19–21 ). 58 Так мы перевели на русский язык смысл употребленной прп. Анастасием игры слов: πορον (=πορα) – апория, трудность, недоумение, ψυχρν – холодный, призрачный, πειρον – неученое, беспредельное. 64 Аналогичная с началом второй части этой главы игра слов: πορα – апория, трудность, недоумение, πειρα – неопытность, незнание Читать далее Источник: Преподобный Анастасий Синаит. Главы против монофелитов: 1-2 главы (Пер. с древнегреч. Вступ. сл. и прим. игумена Адриан (Пашин))//Богословский вестник. 2017. Вып. 1-2. 24-25. С. 573-591.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

А твой пророк учил, что водой очищается и смывается всякая болезнь души и тела. Только что мы видели, как вода не могла освятить поврежденную ногу, видимую и материальную. Так как же она сможет освятить и омыть невидимую душу? Если же ты говоришь, что молитва является освящением души, то почему же и не тела? Теперь же я говорю тебе: “Лучше сначала вылечить ногу, затем выстирать и снова сделать белой одежду, т.е. сначала освятить и осветить душу, а затем само тело вымыть водой и мылом. Горе тебе, жалкий! В день суда святую душу позовут в рай или скажут: Иди, моющий тело, в рай?” 40 . Когда человек умирает и его хоронят, разве через три дня он не становится пищей червей, не начинает смердеть и разлагаться, так что, если его тело не было бы закопано в землю и скрыто могильной плитой, то всякий, приблизившийся к нему, от зловония умер бы? Так какая же польза человеку от мытья тела на протяжении всей жизни? Ведь пророк Давид говорит: “Сердце чисто созижди во мне, Боже” ( Пс 50:12 ). И хотя Моисей постился 40 дней, у него плохо пахло изо рта. И он, взяв листья дерева, вытер свои губы. А Бог , разгневавшись, сказал ему: “Почему ты вытер губы листьями? Иди и постись еще 40 дней”. И я теперь ищу освящения души и тела. И если у тебя плохо пахнет изо рта, то что мне до того? Ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт 3:19 ). Теперь скажи мне, Агарянин! Если Бог принял скверно пахнущий рот пророка и не сказал ему: “Вымой его водой” или “Вытри”, как же ты говоришь, что водой освящаются душа и тело? Ты заблуждаешься. И всякий раз, когда ты совершаешь грех , не только тело приобщается греху, но и душа. Сейчас ты водой смыл с тела грязь. Какой же водой ты собираешься очистить от греха невидимую душу? Так как же можно пять раз в день мыть тело, а душу оставить в небрежении? Разве душа не больше тела? Ведь ты не смог вылечить ноги водой, как ты очистил одежду, но только с помощью врачей и лучших лекарств. Сейчас хочу сказать тебе: У тебя есть могила, снаружи – удивительная усыпальница из золота и жемчуга, а внутри – полная зловония и червей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Абу Бакр вместе с Мухаммедом отправился против арабов и с этого момента начал побеждать. Много людей собралось посмотреть на победившего Мухаммеда, который снова выступил против них. Придя в Мекку, он оттеснил арабов, укрепился, захватил город и окрестности и издал закон: “Всякий, не признающий Мухаммеда пророком и посланником Божиим, должен умереть”. Из страха смерти многие присоединились к нему и уверовали в него, и он захватил города и земли арабов. 58 . Придя к колодцу Замзам, т.е. “глубокая бездна”, он захватил находящийся рядом город Сусаита, т.е. “черный камень”. Там его люди схватили старуху и семь ее детей и сказали ей: “Уверуй со своими детьми в Мухаммеда и его бога, что он пророк и посланник бога”. Она ответила: “Дайте мне увидеть его и поговорить с ним”. Они отвели ее к нему, и она спросила: “Почему ты называешь себя пророком и посланником, и кто твой бог? Для меня бог – это Афродита, утренняя звезда. Кого же ты называешь Богом?” Он говорит ей: “Есть другой бог. Его рабы – Михаил и Гавриил. Я же – посланник этого бога”. Старуха спросила: “А где живет твой бог, о котором ты говоришь?” Он ответил, что на небе, и показал рукой вверх. Старуха поинтересовалась: “Только ты один знаешь его или твой народ тоже? И голос его такой же, как у нас, земных людей, или отличается?” Мухаммед сказал: “Ни я, ни стоящие вокруг не знаем бога”. Старуха удивилась: “Ты утверждаешь, что поднялся к богу одним шагом в твоих сандалиях, а сейчас говоришь, что не знаешь его. Как же ты называешь себя пророком и посланником?” Мухаммед ответил: “Архангел Бога Гавриил приходит ко мне каждый день и возвещает то, о чем я говорю”. Старуха сказала: “Когда архангел говорит с тобой, ты один слышишь это, или твой народ тоже? Если это слышат все, то все они – посланники архангела, и нет у тебя благодати. Если же ты один, то архангел является посланником, а ты – никем. Итак, не называй себя посланником”. Мухаммед говорит: “Измени свое мнение, чтобы не погибнуть тебе и детям твоим от меча”. Старуха отвечала: “Побойся бога, которого ты знаешь. Прикажи, чтобы сначала убили моих детей, а затем меня, чтобы они, как безрассудные и глупые, оставшись без меня, не поверили бы твоему лживому учению, и чтобы мы не отреклись от нашего бога”.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010