В 373 году в Эдессе был построен и освящен большой храм в честь святого апостола Фомы. Событие это упоминается в «Эдесских хрониках». С VII века для Эдессы начинаются неспокойные времена. Город завоевывают сначала арабы, персы, потом отвоевывает Византия, вновь завоевывают турки. Во время первого крестового похода граф Балдуин при содействии жителей легко овладел Эдессой и сделал ее главным городом своего Эдесского графства. Более полустолетия просуществовало Эдесское графство под властью различных франкских князей как передовой оплот Иерусалимского королевства против турок. В непрерывных войнах с мусульманами франки держались стойко и храбро. Но в 1143 году произошла жесточайшая битва с мусульманами, которыми предводительствовал эмир аль-Дин Джинки. 13 декабря 1144 года город пал. Известно, какая судьба его могла ожидать: разграбление и разрушение храмов и домов, убийство христиан и крестоносцев, осквернение святынь. Чтобы сохранить святые мощи от поругания, крестоносцы решили перенести их в иное, более безопасное место. Почему выбор пал на остров Хиос, можно лишь предполагать, дата же перенесения мощей крестоносцами известна – 6 октября 1144 года. Один из рукописных документов, написанных спустя 113 лет, сообщает, что на Хиос «тело святого апостола Фомы было перенесено с почтением». Остров Хиос упоминается еще в Деяниях святых апостолов (см.: Деян 20: 15): там в 58 году побывал апостол Павел. Известно также, что в середине III века на острове претерпел мученическую смерть святой Исидор, и там же в V веке была основана епископская кафедра, так что под «Актами» Халкедонского Собора (451 г.), Собора в Константинополе (680 г.) и Никейского Собора (787 г.) стоят подписи епископа Хиоса. Однако остров не был спокойным местом: за владение им спорили между собой Генуя и Венеция. Венецианцы даже попытались выкрасть святые мощи, правда, неудачно: тревога, поднятая жителями Хиоса, заставила их спасаться бегством, так что им удалось унести только серебряную урну. В 1258 году между генуэзцами и венецианцами произошло сражение за контроль над основными морскими путями, ведущими на Восток. Манфреди, сын императора Федерико II Свевского, отправил на подмогу венецианцам свой флот, в состав которого входили и три ортонских галеры под командованием капитана Леона. Победу в битве одержали венецианцы, получив права на близлежащие острова в Эгейском море, в том числе и на остров Хиос, куда пристали ортонские галеры.

http://pravoslavie.ru/3525.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВ [лат. Ivo, Yvo; англ. Ives] (VII в.?), свт. (пам. зап. 24 апр., 10 июня), почитается как персид. проповедник в Англии. Наиболее ранние свидетельства о почитании И. содержались в несохранившемся Житии, написанном в нач. XI в. Андреем (Витманом), аббатом монастыря Рамси. В кон. XI в. агиограф Госцелин по заказу Гериберта, аббата Рамси, составил др. Житие, дополнив сочинение Андрея сведениями из устной традиции. 24 апр. 1001 или 1002 г. в сел. Слепе (ныне Сент-Айвс, графство Кембриджшир) во время земледельческих работ был обнаружен саркофаг с останками неизвестного епископа. Останки, вероятно, относились к рим. эпохе и принадлежали человеку из поселения, расположенного на месте совр. г. Годманчестер. На место находки прибыл монах из Рамси, которому явился епископ, сообщил, что он И., и указал могилы 3 своих спутников. 10 июня по повелению аббата Эднота мощи святых были перенесены в Рамси, где со временем была выстроена ц. во имя И. Через нек-рое время крестьяне сообщили о том, что по ночам они видели луч света, тянувшийся от Рамси до Слепе. В ознаменование этого чуда мощи спутников И. были положены в серебряную раку и помещены в церковь в сел. Слепе. У мощей И. в монастыре Рамси совершались исцеления. Братия Рамси предприняла попытку собрать сведения об И. По свидетельству Госцелина, аббат Андрей, совершив паломничество в Иерусалим, сообщал, что И. известен и широко почитается в Греции. Возможно, Андрей спутал И. с Ивой , еп. Эдесским, или к.-л. др. вост. святым. На основе собранных сведений оформилась исторически недостоверная агиографическая легенда, согласно к-рой И. род. в Персии и оставил родину ради проповеди Евангелия. Он направился на запад, посетив «Великую Асию», Иллирик, Рим и Галлию. Король франков убеждал его остаться в Галлии, но И. отказался. Вместе с 3 спутниками, из к-рых назван сын сенатора Патрикий, святитель прибыл в Англию и до конца жизни проповедовал христианство в Мерсии.

http://pravenc.ru/text/200447.html

Многочисленные религиозные поводы: освобождение Гроба Господня и других святых мест являлись прикрытием для реализации экономических и политических интересов европейских правителей, государства которых в условиях экономического роста нуждались в новых рынках и территориях. Наряду с этими очевидными причинами крестовые походы стали также отражением усиления прозелитических устремлений Римской церкви, которая, пережив в середине XI в. раскол, сосредоточила усилия на утверждении своего влияния на Востоке. В результате I Крестового похода, завершившегося взятием Иерусалима вслед за Никеей и Антиохией, на Востоке образовались латинские государства: Иерусалимское королевство, Антиохийское княжество, Триполитанское и Эдесское графства и др. Путь крестоносцев на Восток пролегал через Киликию. Армяне, видя в крестоносцах христианских собратьев, возлагали на них большие надежды, думая, что они могут положить конец вынужденному изоляционизму Киликии. Армянский летописец Матеос Урхаеци писал, что «они [крестоносцы] приходили разорвать цепи христиан, избавить от ига неверных святой град Иерусалим, вырвать из рук мусульман Священный Гроб, хранивший в себе Бога». Киликийские армяне не только восторгались приходом крестоносцев, но оказывали им действенную помощь, вплоть до военной, что способствовало установлению отношений Киликии с государствами Западной Европы. Известно, что правители Киликии поддерживали государства крестоносцев провиантом, оружием и вооруженными отрядами. Широкое распространение получили дипломатические браки, которыми армянские правители Киликии через своих сестер и дочерей роднились с франкскими правителями Востока. II Крестовый поход, начавшийся после взятия Эдессы турками в 1144 г., не принес ожидаемых результатов. В середине XII в. пала Антиохия, а в 1187 г. Саладин захватил Иерусалим. Перед лицом серьезной угрозы европейские правители (Ричард Львиное Сердце, Филипп II Август и Фридрих Барбаросса) в 1189 г. объявили о начале III Крестового похода. Барбаросса решил добираться до Святой земли через Киликию, в которой тогда правил князь Левон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Достигнутый в Малой Армении успех открывал царю Иоанну полную возможность непосредственно затем поставить вопрос об Антиохийском княжестве. Особенные обстоятельства благоприятствовали планам царя. В 1130 г. князь Боемунд II трагически погиб в войне с турками. После него остались малолетняя дочь Констанца и княгиня – вдова Алиса, дочь иерусалимского короля. Желая овладеть властью в княжестве, Алиса вступила в переговоры с эмиром Мосула Зенги, которому скоро затем предстояло играть важную роль на Востоке; но решительные меры иерусалимского короля Балдуина II, вступившего в Антиохию, положили предел интригам честолюбивой вдовы, которая принуждена была удовольствоваться небольшим уделом с городом Лаодикеей. Преемник Балдуина, король Фулько, нашел способ предохранить наследницу Антиохийского княжества от притязаний матери ее тем, что нашел ей жениха в лице французского владетельного графа Раймонда Пуатье. Но в то же самое время вдова антиохийского князя нашла способ сообщить царю Иоанну Комнину о своем плане брачного союза между наследницей Антиохийского княжества и одним из царевичей – сыновей Иоанна. Нет сомнения, что в Константинополе весьма охотно принято было это предложение, и, может быть, в связи с ним следует рассматривать поход, о котором мы говорили выше. Раймонд Пуатье своим немедленным согласием отправиться на Восток и принять сделанное ему предложение расстроил надежды царя Иоанна на соединение Антиохии с империей и, кроме того, нанес оскорбление его сюзеренным правам. Здесь не может идти речь об известной присяге, какую давали Алексею Комнину почти все вожди по отношению к завоеваниям старых владений империи, временно отошедших к туркам: феодальные отношения Антиохии к империи основывались на договоре с Боемундом 1108 г., когда этот последний дал Алексею присягу на верность и получил в качестве лена Антиохию и некоторые области Эдесского графства. Нужно думать, что Иоанн придавал широкое значение своим правам и что, с его точки зрения, даже Иерусалим должен был, как прежняя область империи, считаться его леном.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Западная армия направились на Восток. 1 июля при Дорилее их атаковали основные силы турок. В результате кровопролитного сражения войска султана Кылыч Арслана были разгромлены. Даже его сокровищница попала в руки крестоносцев. Дорога через Малую Азию была открыта. В течение большей части пути христианская армия страдала больше от голода, жажды и жары, чем от турок. Алексий тем временем взял Смирну, Эфес, Сардис и ряд других городов на Эгейском побережье, прикрыв, таким образом, тыл франкам. В эту пору взаимоотношения между Византией и крестоносцами были еще весьма хорошими. Алексий снабдил западную армию проводниками и дал в сопровождение отряд инженерных войск под началом генерала Татикия. Когда крестоносцы достигли Таврских гор, они нашли себе союзников среди армян, компактно проживавших в так называемой Малой Армении. С их помощью Балдуин, брат Годфрида Бульонского, захватил древнюю Эдессу и основал первое крестоносное государство - графство Эдесское. В октябре 1097 г. крестоносцы начали осаду Антиохии. Это казалось безумным предприятием. Их армия была недостаточно большой, чтобы полностью блокировать город, а стены его - слишком мощны для штурма. В 1085 г. турки взяли великий город через измену. Теперь их правитель города также боялся измены, поэтому многие христиане были изгнаны, церкви осквернены, а патриарх Иоанн и часть его окружения брошены в темницу. Через несколько месяцев осады крестоносцы находились в самом плачевном положении. Город по-прежнему был неприступен, а среди них царили голод и эпидемии. Турки постоянно тревожили их вылазками, а мусульманские правители соседних городов собирали громадную армию в помощь осажденным. Большой поддержкой стал прибывший к Антиохии английский флот, с которым император Алексий послал крестоносцам инструменты и материалы для сооружения осадных башен и метательных машин. Огромную помощь крестоносцам оказывал также византийский остров Кипр, регулярно посылавший им припасы. Помощь была организована патриархом Иерусалимским Симеоном, изгнанным из своего города турками и пребывавшим в изгнании на этом острове.

http://sedmitza.ru/lib/text/434802/

Тут восстание началось в Вифлееме. Православные восстают в Вифлееме, изгоняют мусульманский гарнизон и зовут скорее крестоносцев. Конный отряд во главе с Танкредом и Бодуэном де Бургом, запомните их связь в этом плане, въезжает в Вифлеем, дарует поцелуй мира, как сказано, грекам и сирианам. Сирианами называли всегда православных сирийского антиохийского обряда. Сирианами и сирийцами никогда в хрониках крестовых походов не называли мусульман. Сириане – это всегда христиане, и чаще православные. Освобождают место Рождества Господа нашего. Потом возвращаются к Иерусалиму. Бодуэн принимал участие в той чудовищной резне мусульманского населения, от которой волосы дыбом вставали даже у христианских хронистов по количеству убитых тогда. Потом он уехал на север и поступил за деньги, как наемник, довольствуясь денежным фьефом, как это называли, не землями, а выплатами, к князю Боэмунду Антиохийскому, дяде Танкреда. Там и оставался до того, как Бодуэн I отправился из Эдессы в Иерусалим, тогда тот его призвал в Эдессу. Поэтому Бодуэн занимает свое место, уже Бодуэн II. Вот его прижизненный, очень детальный портрет на монете графства Эдесского. Эдесса — Бодуэн II де Бург Бодуэн II, граф Эдессы, будем называть его Бодуэн II, тоже заключает брак с местной армянской княжной, армяно-халкидониткой – Морфией Мелитенской – княжной, опять же, принадлежащей не к Армянской Апостольской, а к Византийской (халкидонской) Православной Церкви. Был великий город рядом, недалеко от Эдессы, на месте, где Сирия соприкасается с Анатолией, город Мелитена. Правителем Мелитены был бывший византийский сановник Гавриил, армянин-халкидонит, которого именно за счет его принадлежности к халкидонской Византийской Церкви очень не любило миафизитское население, сирийцы-миафизиты и армяне-миафизиты, считавшие его предателем. Он был человеком достаточно тираничным, сказочно богатым, признал себя вассалом франкского правителя Эдессы. Очень рад был, когда Бодуэн II сделал предложение, попросил руки его дочери. Потом, правда, «любимый зять» стал требовать у тестя много денег.

http://pravmir.ru/pervyie-koroli-ierusal...

Впоследствии Эдесса на некоторое время вновь обрела независимость, но с III по VI вв. по Р.Х. подпала под власть Римской Империи. В эту эпоху город Эдесса был значительным центром Христианства. Широкую известность здесь приобрела эдесская богословская школа, основанная в IV в. св. Ефремом Сирином . В конце V в. в городе распространилось учение монофизитов (получивших здесь наименование яковитов). В начале VII в. Эдесса захвачена персами, но по миру 629 г. возвращена Византии. В первой половине VII в. завоёвана арабами, отвоёвана в 1031 г. византийцами. В 1083–1086/87, 1095–1098 гг. Эдесса в составе государств, основанных армянскими феодалами. В это время город в основном был заселён сирийцами, армянами и греками; также значительный центр арабской и армянской культуры (в XII в. здесь жил известный армянский историк Матэос Урхаеци). В 1098 г. Эдесса, захваченная крестоносцами, стала центром эдесского графства. В 1144 г. подпала под власть правителя Мосула и Халеба Имад-ад-Дина Зенги, в 1182 г. Салах-ад-Дина. Затем переходила от одних властителей к другим, в 1637 г. завоёвана Османской Империей, переименована в Урфу. Ныне же Эдесса в пределах Турции. 4 Св. Абгар V Аршакуни, или бар Ману Уккама, царь Эдессы, столицы Осроэнского царства, правил с 4 г. до Р.Х. до 7 г. по Р.Х., и во второй раз с 13 по 50 гг. по Р.Х. Личность этого легендарного монарха окутана весьма многими тайнами, а порой и мистикой. До сих пор историкам всего мира не удалось до конца выяснить, кто же был этот царь Абгар? Одно можно сказать определённо, что царь Абгар происходил из династии Аршакидов и был в близких родственных связях с царским домом Армении. Однако, несмотря на это, (при переложении предания о св. Абгаре с сирийского языка на армянский язык) древняя армянская историография делает св. Абгара царём Великой Армении, празднование его памяти уже в древности было внесено в календарь Армянской Церкви. Память св. царя Абгара V Аршакуни Вселенская Православная Церковь празднует декабря 31 (января 13) (о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 636 – 642 гг. Византия потеряла Сирию, Палестину, Верхнюю Месопотамию, Египет, в результате чего территория империи сократилась втрое. С этого времени одним из главных направлений внешней политики византийских императоров становится отвоевание территорий у арабов. С другой стороны, победы императора Льва Исавра в середине VIII в. на Западе позволили присоединить к Византии области Восточного Иллирика, вследствие чего Константинопольскому Патриарху оказались подчиненными церковные организации на Балканах (на территории Эллады, Фракии, будущих территориях Сербии, Болгарии и Румынии). Об обширности территории Патриархата и его чрезвычайной разветвленности служит тот факт, что в IX в. количество одних азиатских епископий было 432. В начале X в. от Константинопольского Патриархата отделилась Болгарская Церковь . В 1054 г. произошел раскол Церкви на Западную и Восточную. В результате, начиная с XI в., удаление от католической Европы сделало Вселенского Патриарха первоиерархом Православного мира. Но не следует забывать, что первенство Константинополя – это первенство в братской любви ко всем остальным Православным Церквам. Вселенский престол служил порукой сотрудничества и согласия с остальными Восточными патриархами (Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским). С конца XI в. начался период крестовых походов. В результате первого крестового похода 1096 г. на Ближнем Востоке появились новые государства: Иерусалимское королевство, графство Эдесское, княжество Антиохийское, княжество Триполи и др., просуществовавшие до второй половины XIII в. В 1185 г. сицилийский король Вильгельм II отторгнул от Византии Ионические острова, а в 1191 г. английский король Ричард I овладел Кипром. В ходе четвертого Крестового похода 1204 г. Византия пала – был взят Константинополь. На территории Византии образовалась Латинская империя, просуществовавшая до 1261 г. Центром греческой жизни в этот период стал г. Никея, куда переместились двор императора и Патриархия. В 1259 г. в битве при Пелагонии никейские войска разгромили несколько армий латинян, а в 1261 г. почти без сопротивления отряды императора Михаила VIII Палеолога заняли Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мавзолей в Кирре. II–XII вв. Мавзолей в Кирре. II–XII вв. В 30-40-х гг. VI в. стены К. были перестроены по инициативе имп. Юстиниана I, когда он укрепил границы и городов Сирии, находившихся под угрозой нападений персов и арабов. В К. был сооружен новый водопровод, к-рый должен был обеспечить его водой во время возможной осады. Чтобы почтить великие святыни К., имп. Юстиниан после перестройки дал городу новое название Агиополь («город святых»; Procop. De aedificiis. II 11). Ок. 610-629 г., как и вся Сирия, К. был оккупирован персами, в 637 г. перешел под контроль арабов-мусульман. Правосл. кафедра в К. так и не была восстановлена; в VII-XI вв. известны епископы К. Сирийской яковитской Церкви . В 1-й пол. XII в. город некоторое время находился в руках крестоносцев и входил в состав Эдесского графства. Латиняне переименовали К. в Корицию (Coricia) и вновь перестроили его укрепления. В 1150 г. город был захвачен мусульм. эмиром Нур ад-Дином и окончательно потерял военно-стратегическое значение. В ходе крестоносных войн XII-XIII вв., а также в результате эпидемии XIV в. К. постепенно покидали жители, и с тех пор он не заселялся. Титулярная кафедра К. в XIX-XX вв. сохранялась в иерархии Маронитской католической Церкви . В 300 м к югу от юж. ворот города сохранились остатки некрополя рим. эпохи и большой мавзолей в виде 6-гранной башни (II-III вв.). В средние века некрополь начали использовать мусульмане, а древний мавзолей стал почитаться как могила мусульм. святого Урии бен Ханана (прор. Урии; совр. араб. название К. восходит к его имени). Культ этого святого известен с XII в. по упоминанию о нем араб. географа аль-Харави. В XIV в. рядом с мавзолеем была построена мечеть. Традиция почитания прор. Урии сохраняется среди местного населения до наст. времени; крестьяне окрестных селений приходят поклониться святому по пятницам в весенний сезон и приносят в жертву овец и коз. В совр. научной лит-ре высказывается предположение, что могила «пророка Урии» некогда заменила собой христ. святыню и может быть идентифицирована с «могилой пророка» (св. Иоанна Крестителя) близ К., о которой упоминал Феодорит ( Theodoret. Hist. rel. XXI 10; Pe ñ a. 2000. P. 121). Тем не менее для уверенной идентификации сведений в наст. время недостаточно.

http://pravenc.ru/text/1841117.html

Нечаянная встреча мертвого Балдуина с живым, в час крестного хода, принята была христианами Иерусалимскими за указание Промысла; граф был единодушно провозглашен королем и венчан в храме Воскресения; графство же свое уступил он родственнику Иосселину Куртенайскому. Первым делом благочестивого Балдуина было созвать собор в Наблузе, городе Самарийском, под личным своим председательством и патриарха Иерусалимского Гварамунда, для устроения Церкви, которая страдала от частых перемен патриарших, и для укрощения соблазнов, ибо разврат доходил до высшей степени, от стечения всякого рода людей в Иерусалим. Но собор сей, несмотря на благочестивую цель свою, послужил только для обличения, а не для очищения нравов. Не усмирилось и честолюбие духовных властей Палестинских, ибо преемник кроткого патриарха Гварамунда, Стефан, бывший сперва воином, стал нагло требовать, от второго Балдуина, то же, что и надменный Даимберт от первого, т. е. обладания Иерусалимом; застигнутый внезапною смертью , которую иные приписывали яду, жестоко отвечал он пришедшему посетить его королю, на вопрос: «Как он себя чувствует?» – «Так как ты сего желал!» При самом начале своего царствования, Балдуин должен был спешить на помощь княжеству Антиохийскому, правитель коего, неосторожный Рогер, пал в кровопролитной битве против страшного Ильгази, властителя Алепского. Сопутствуемый Честным Древом Креста, король одержал славную победу над полчищами сарацинскими; но не прошло и двух лет, как он сам сделался жертвою своего мужества, устремившись в Эдессу, для освобождения её графа Иосселина, которого взял в плен Балак, преемник побежденного им султана Алепского. Неосторожный Балдуин, уже однажды испытавший горесть плена, когда еще был графом Эдесским, опять впал в руки врагов христианских, и заключен был в укрепленный замок. Напрасно покусились освободить его пятьдесят мужественных юношей армянских, обрекшие себя на гибель для спасения своего государя. Тайно проникли они во внутренность стен и истребили стражу, но не было возможности бежать; спасся один только Иосселин; в страннической одежде достиг он Св. града, и там, сложив цепи свои на Св. гроб, рассказал плачевную участь короля гражданам Иерусалимским. Между тем, раздраженный султан осадил в замке Балдуина и прочих пленников, взял их опять, на груде развалин, и, сохранив жизнь одному королю, увел его с собою в Месопотамию. При первой вести о пленении короля, сарацины египетские собрались на равнинах Аскалонских, надеясь, одним мощным напором, вытеснить христиан из всей Палестины; но, по звуку набатного колокола, выступили дружины из Св. града, под предводительством Евстафия, графа Сидонского, избранного в наместники осиротевшему царству. Сам патриарх нес пред полками Честное Древо Креста, невыразимый ужас внезапно объял врагов – они бежали с поля битвы, и победители с торжеством возвратились во Св. град.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010