В 639 г. Н. захватили войска халифа Умара, и город стал частью Халифата. В 717 г. в Н. произошло землетрясение, разрушившее большинство рим. построек. С X в., после распада Халифата, Н. переходил от одних властителей к другим - его захватывали карматы (927/8), византийцы (942, 972), Хамданиды, Марваниды, Укайлиды, Артукиды. В эпоху крестовых походов власть над Н. оспаривали сельджуки и крестоносцы Эдесского графства. В 1170/71 г. Н. без сопротивления захватил сельджукский правитель Нур ад-Дин Занги; он жестоко обошелся с христ. населением, приказав разрушить все новые церковные постройки; была разграблена церковная сокровищница и сожжено множество книг ( Mich. Syr. Chron. T. 3. P. 339-340). После захвата Салах ад-Дином (1182) город переходил от Айюбидов к Зангидам и обратно. Конец процветанию Н. положило его завоевание монгольским ханом Хулагу (1259), когда город подвергся новому разграблению, а затем пришел в упадок. После распада Монгольской империи Н. владели племенные тюрк. союзы Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу, а в нач. XVI в. он был захвачен иран. гос-вом Сефевидов. В 1515 г. Н. был взят войсками османского султана Селима и с этого времени в течение 4 веков находился в составе Османской империи. Город стал столицей санджака в составе эялета Диярбакыра, позднее был присоединен к санджаку Мардин в эялете Багдад. В Н. сформировалось полиэтничное население из ассирийцев, курдов, армян, евреев и турок. Описания Н. оставили мн. путешественники - арабские в кон. IX - XIV в. ( Honigmann, Bosworth. 1993. P. 984) и европейские в XVII - нач. XX в. ( Fiey. 1977. P. 114-129; Wilmshurst. 2000. P. 44-45). В результате раздела Османской империи, продолжавшегося до 1923 г., Н. был включен в состав владений Турецкой республики. Через Н. по старой Багдадской железной дороге прошла граница, отделившая его от Сирии, где на др. стороне из ассир. дер. Бет-Залин (букв. «Камышовое») и Старого города возник городок Эль-Камышлы (Камышовый). Цитадель оказалась в Бет-Залине, а 2-я часть Старого города - в Н. С этого времени большую роль в социальной и экономической жизни Н. играли отношения с Эль-Камышлы. Н. оказался провинциальным поселением вилайета Мардин, отличительной особенностью которого была полиэтничность населения. В 1948 г. окончательно исчезла большая евр. община, последние представители к-рой выехали в новосозданное гос-во Израиль. В 2015 г., в ходе гражданской войны в Сирии, сиро-тур. граница была закрыта. В Н. начались беспорядки, городской совет был распущен, введен комендантский час. Большая часть населения (ок. 60 тыс. чел.) была эвакуирована из-за опасности близких военных действий в Сирийском Курдистане. Христианство в Н.

http://pravenc.ru/text/2577685.html

Некоторое время спустя христиане, опасаясь осквернения, решили тайно перенести мощи апостола в Месопотамию. Что и было исполнено. А еще несколько лет спустя к помощи апостола решил обратиться сам раджа. Один из его сыновей стал одержимым, и царь решил вскрыть гробницу апостола и, взяв частицу его мощей, приложить к ней царевича. Когда он задумал это, ему явился сам апостол Фома. Апостол укорил раджу, что, будучи его гонителем при жизни, он ищет помощи у мертвого, и, тем не менее, посоветовал обратиться к вере во Христа. Царь все-таки вскрыл гробницу апостола, но мощей естественно там не обнаружил. Тогда он взял землю из гробницы и, повесив ее на шею сыну, помолился: – Господи Иисусе Христе! Молитвами апостола Твоего Фомы исцели сына моего и я уверую в Тебя. Царевич исцелился и раджа, согласно преданию, покаялся и принял христианство. Мощи и почитание В житии апостола Фомы говорится, что мощи апостола покинули Индию вскоре после его казни. Однако, согласно другим версиям, мощи пробыли в Индии гораздо дольше и лишь около ста лет спустя были перенесены в Эдессу. В 373 году в Эдессе был построен и освящен большой храм в честь святого апостола Фомы. С VII века для Эдессы начинаются неспокойные времена. Город постоянно переходил из рук в руки. После первого крестового похода Эдесса становится центром Эдесского графства. В 1143 году произошла жесточайшая битва с мусульманами, которыми предводительствовал эмир аль-Дин Джинки. 13 декабря 1144 года город пал. Чтобы сохранить святые мощи от поругания, крестоносцы решили перенести их в иное, более безопасное место – на остров Хиос. Это произошло 6 октября 1144 года. В 1258 году после войны между генуэзцами и венецианцами мощи были перенесены в итальянский город Ортону. Это произошло 6 сентября 1258 года. В Ортоне они пребывают и поныне. Мощи апостола Фомы хранятся в двух раках – в крипте, где на раке устроен престол, и в приделе – в раке-бюсте, которую верующие выносят на крестный ход. Части мощей апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Начинается первый плен Бодуэна де Бурга. Бодуэн де Бург отсидит несколько сроков на Востоке несколько раз в своей жизни. А графство Эдесское переходит к антиохийцам, потому что они смотрят на это все через речку, понимают, что им делать тут нечего, уходят, но зато потом спасают Эдессу от тюрок, но побочный эффект от всей операции – во главе Эдессы оказывается кто? Танкред, тот неутомимый Танкред, амбициозный очень человек. Бодуэн II с Жосленом де Куртенэ сидит в крепости Харпут к востоку от Евфрата три года. С большим трудом им удалось бежать. Когда прибыли армяне, искренне любившие Бодуэна как своего государя, а нормандцы антиохийские к этому времени немножко уже замучили поборами всех, Жослен тут же женился на армянке. Правда, он сделал более правильный ход – женился на армянке-миафизитке, родной по вере большей части армянского населения, Беатрисе. Армяне приходят их спасать, устраивают резню в тюрьме, в крепости. Бодуэн и Жослен бегут, переплывают Евфрат, спасаясь – там удивительная была погоня. Но оказываются никому не нужными. Армяне из Турбесселя тоже добиваются того, чтобы город все-таки передали Бодуэну и Жослену. Они вместе начинают войну за графство Эдесское, потому что Танкред говорит: «Я вам его не отдам». Вопрос, почему? Неважно. И дальше два года северную Сирию сотрясала война между князем Антиохийским Танкредом и графом Эдесским Бодуэном де Бургом. 1108 год. Они сходятся в бою, причем на стороне обоих претендентов бьются мусульмане, это очень интересно. Вначале все-таки добиваются мирного разделения. Большую часть Эдесского графства, особенно восточные территории и саму Эдессу, Танкред в итоге уступает, забирает очень прибыльные северо-западные земли себе, но часть оставляет. Хорошо, вроде бы примирились. Дальше уже Бодуэн де Бург начинает войну против Антиохийского княжества, чтобы отомстить. И сходятся в бою антиохийцы, и вместе с ними бьется эмир Алеппо со своим аскаром, со своим войском. А на стороне Бодуэна де Бурга и Жослена, которые вообще вторгаются на христианские земли, борются турки-сельджуки из-за Евфрата. Проходит, по сути (это 1108 год), девять лет с момента, как Танкред и Бодуэн де Бург освобождают Вифлеем вместе, борются за дело Христа, а тут уже вместе с мусульманами борются друг с другом за власть в северной Сирии.

http://pravmir.ru/pervyie-koroli-ierusal...

417 Хетум II князь. Княжил в 1110–1143 гг. Сын Ошина I, дед Нерсеса Ламбронаци. Оставил Ламброн своему старшему сыну Ошину II. 419 Имеется в виду первый крестовый поход, провозглашенный папой Урбаном II в 1095 г. В 1097 г. войска крестоносцев, соединившись в Константинополе, переправились в Малую Азию. На захваченных территориях крестоносцы создали ряд графств и княжеств – Эдесское графство (1098), Антиохийское княжество (1098) и др. В 1099 году был взят Иерусалим и создано Иерусалимское королевство, в вассальной зависимости от которого находились все остальные княжества. 422 У князя Хетума II было два сына – Ошин и Смбат и несколько дочерей, из которых известна лишь одна, вышедшая замуж за Васила, сына Апирата. Во время войны Византии с Торосом II в битве за Мсис погиб Смбат, сражавшийся в войсках византийцев против Тороса II, а Ошин был взят в плен. Он смог освободиться, лишь выплатив огромный выкуп и оставив в залог своего малолетнего сына Хетума (см.: Смбат Спарапет. История. М., 1856, с. 95–96). 424 Григорис, Нерсес Шнорали, Васил, Зоравар были сыновьями Апирата и внуками Григора Магистроса. 427 Рубениды отстаивали свою независимость в борьбе с Византией. В 1138 г. в войне с Византийской империей Левон I со своими двумя братьями, Торосом и Рубеном, попал в плен. В 1145 г. Торосу удалось бежать. Он поднял восстание в Киликии и восстановил армянское княжество. Однако и после этого Торосу и его братьям не раз приходилось отражать натиск византийских войск, вступавших часто в борьбу с Рубенидами в союзе с турками-сельджуками и опиравшихся в этой борьбе на Хетумидов, соперников Рубенидов. Здесь автор имеет в виду поход императора Мануила в 1159 г., завершившийся мирным договором, по которому Анарзаба и Маместия возвращались Византийской империи, а другие области Киликии должны были признать власть Византии. Император Мануил в свою очередь отказался от мысли завоевать эти земли. 428 Зоравар – внук Григора Магистроса, младший брат Васила, Григориса и Нерсеса. Он же Шаан, как об этом свидетельствуют памятные записи: имя его дочери – Шаандухт, что дословно означает «дочь Шаана».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Среди других кампаний, которые он вел, конечно же, как я сказал, очень важную роль играли атаки на приморские крепости. Очень интересный прецедент. На самом деле Бодуэн допускает чудовищную резню мусульманского населения только один раз – когда берет Кесарию Палестинскую. Тогда все население мусульманское – женщины, дети – было истреблено. С мусульманами у Бодуэна были, в принципе, очень интересные отношения. Когда он только утвердился в Эдессе в 1098 году, его главным противником был эмир города Самосаты, который прямо рядом с Эдессой, тюркский эмир, которого звали Балдак. Они с ним воевали, а потом Бодуэн, когда занял и стал уже полноценным правителем Эдессы, собрал сокровища своего убитого отчима и выкупил Самосату. То есть у него хватило ума дипломатического, сочетая военное давление и очень выгодное предложение, буквально договориться с этим эмиром и убедить его, что у него нет другого выхода, выкупить город. Здесь наоборот. В Кесарии в 1101 году мы видим чудовищную резню, тысячи убитых. Со всеми другими городами – в Сидоне, в Бейруте Бодуэн поступает совершенно по-другому: он грозит повторением кесарийской резни и предлагает населению сдаться и уйти, и добивается сдачи. То же самое он пытается сделать в Триполи, поскольку к этому времени становится ясно, что Триполи взять необходимо, это важнейший порт Ливана. Пытаются его уже очень долго осаждать провансальские крестоносцы, создающие свое государство Камеллы, Ля-Камель. Бодуэн в данном случае выступает впервые в 1109 году как глава конфедерации или братства независимых франкских правителей Востока. Он призывает антиохийского князя Танкреда, с которым очень сложные отношения; призывает графа Эдесского, своего доброго дальнего кузена Бодуэна II, наследника; приходит со своей армией на помощь провансальским крестоносцам. Все они собираются – северные князья и он, у стен Триполи. Он еще судит, выступает впервые как судья в распрях между разными франкскими князьями, всех их примиряет. И они добиваются взятия Триполи, который становится центром нового государства, графства Триполийского, это провансальское государство. Граф Триполи признает себя вассалом иерусалимского короля.

http://pravmir.ru/pervyie-koroli-ierusal...

Это очень интересная степень подготовленности людей к диалогу и яркая иллюстрация того, что, когда нужно было, от религиозного фанатизма отказывались быстро, легко и крайне умело. Хотя опять же это не второе, а третье поколение франков, рожденных на Востоке, якобы бывших более предрасположенных к диалогу с мусульманами. Один действительно родился почти на Востоке в южной Италии, полугреческой, полуарабской, а второй из Арденн пришел. Из Арденн приходят периодически люди, способные создавать условия для блистательного межхристианского диалога. В итоге Танкреда и Бодуэна II мирит король Бодуэн Иерусалимский, созывает на совет в Триполи и уже просто силой заставляет примириться, выступает как арбитр. Граф Бодуэн возвращается в Эдессу. Дальше у него происходит очень серьезное столкновение с его кузеном Жосленом, который был главным инициатором побега, главным инициатором войны и так далее. Еще очень важный момент происходит – графство Эдесское страдает от нашествия тюрок-сельджуков. 1111 год, собираются все государи заморской земли, чтобы проследить за важной операцией – эвакуацией христианского населения с восточного берега Евфрата. Сирийские и армянские деревни опустошают, все уходят на западный берег Евфрата. Христиане остаются только в городах к востоку от Евфрата, а всю сельскую местность оставляют мусульманам, потому что действительно этот поток тюрок делает невозможным там христианское пребывание. Когда идет эта эвакуация через Евфрат, появляются тюрки и начинают резать отставших беженцев. Бодуэн II бросается со своими рыцарями на помощь христианам сирийским и армянским, бьется и едва не попадает в плен еще раз. А вскоре после этого у него происходит размолвка с Жосленом де Куртенэ. Бодуэн ему завидует, Бодуэн его опасается, понимает, что у того лучше отношения с армянами даже, в итоге он у него отбирает Турбессель и высылает из пределов графства Эдесского. Жослен бежит к Бодуэну I в Иерусалим и получает от него княжество Галилейское. Парадокс в отношении этих кузенов: когда умрет Бодуэн I, именно князь галилейский скажет: отдайте престол Бодуэну де Бургу. А тот в благодарность отдает ему графство Эдесское, и представители рода де Куртенэ будут последними наследными графами Эдессы. Эта рокировка происходит в 1118 году. Не великий завоеватель, но неоценимый защитник

http://pravmir.ru/pervyie-koroli-ierusal...

Это опять же описано еще одним православным человеком, там не только мелькиты, не только греки, не только грузины, не только православные сирийцы, но и русские появляются на Святой Земле, потому что именно с Бодуэном встречается знаменитый русский черниговский игумен Даниил. Как раз в правление Бодуэна он находится на Святой Земле. Бодуэна он называет не «король Бодуэн», а «князь Балдуин». Говорит, что князь к нему очень хорошо относился, он участвовал даже в одном из королевских рейдов в сторону Трансиордании. Что игумен Даниил, что Фульхерий Шартрский, капеллан короля иерусалимского, описывают эти шествия общие, как на самом деле православное население встречает радостно иерусалимского короля, когда тот возвращается из походов, с зажженными свечами, славословиями, молитвами, пением. Устанавливается такой, жестокий по отношению к мусульманам, но очень интересный в плане межхристианских взаимоотношений мир в пределах королевства Иерусалимского. Если примерно такое государство наследует Бодуэн, то к концу его 18-летнего правления в Иерусалиме оно значительно расширяется. Тир по-прежнему мусульманский и Аскалон (Ашкелон). Все остальное побережье принадлежит франкам, король иерусалимский – неоспоримый глава этой конфедерации, которую помогает расширять и опять же, когда дело касается Триполи, сохранить границы графства Эдесского. Умирает Бодуэн после очередной кампании, направляясь в Египет, умирает в походе. Что очень важно – ему тогда почти 60 лет. Вообще, очень сильная эта фигура. Вот гравюра Гюстава Доре, уже поздняя, «Смерть короля Бодуэна». Бодуэн меняет наше представление о возрасте в Средние века. Смерть короля Бодуэна I Иерусалимского В эпоху крестовых походов будет появляться целый ряд персонажей, очень странных, которые не укладываются в этот стереотип, что если до 40 лет дожил, то уже старик, и ты умираешь. Бодуэн до 30 с лишним лет не сделал ничего значимого, не обладал никаким опытом межконфессионального и межрелигиозного общения, в отличие от того же Танкреда, рожденного в южной Италии, знавшего отлично арабский язык и появившегося на Востоке примерно в 20 лет с лишним, а не в 30 с лишним. До 30 с лишним лет находится в тени своих братьев, чтобы потом стать создателем двух государств, в том числе первого франкского государства на Востоке. Его упрекали в роскоши и высокомерии

http://pravmir.ru/pervyie-koroli-ierusal...

Вероятно, в характеристиках, которые латиняне и византийцы давали друг другу, все же была определенная доля правды. Конечно, утонченность и дипломатичность византийцев с полным основанием могла показаться хитростью воинственным, малообразованным и грубоватым западным рыцарям, и такое отношение западного человека к восточному закрепилось надолго. Алексей I решил избавиться от рыцарей уже проверенным способом: он переправил их через Босфор в Малую Азию, в Никею, к туркам. Но в отличие от бедноты, возглавляемой Петром Пустынником, рыцари-крестоносцы были представителями высшего слоя западного общества, и отделаться от них византийскому императору было не так просто. Ему пришлось взять на себя определенные обязательства, оказывать им военную, дипломатическую и материальную помощь. Поэтому, когда крестоносцы переправились в Малую Азию, с ними были и довольно многочисленные, хорошо укомплектованные отряды византийского войска. Никея сдалась византийскому войску. Это вызвало недовольство европейских рыцарей. Общая атмосфера недоверия сгущалась. По мере продвижения европейских рыцарей по территории Малой Азии сокращалась им помощь со стороны Византии. В то же время рыцари-крестоносцы одерживали победы над турками-сельджуками. Войска крестоносцев вошли в Сирию. Был захвачен богатый город Эдесса, и в 1098 г . основано первое государство крестоносцев – Эдесское графство во главе с Бодуэном Фландрским . После долгой и трудно осады первоклассной византийской крепости Антиохии крестоносцы захватили ее. Однако после взятия Антиохии они сами же оказались в ней осажденными подошедшими свежими силами турок-сельджуков. Существует предание, что в этот критические момент, когда крестоносцы оказались в трудном положении, к Боэмунду Тарентскому пришел не то крестьянин, не то монах и говорит, что ему в снах являлся апостол Андрей, утверждавший, что в Антиохийской церкви св. Петра зарыта величайшая реликвия – копье, которым пронзили распятого на Кресте Иисуса Христа, и если воины Христовы найдут его, то спасутся от врагов. Начались поиски, и под плитами церкви св. Петра в Антиохии был найден проржавевший кусок металла, напоминавший наконечник копья. Находка воодушевила рыцарей настолько, что им удалось отбить Антиохию от турок. После этого Боэмунд Тарентский основал второе государство крестоносцев – Антиохийское княжество .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, объединения гос-в по религиозному признаку по сути существовали лишь номинально. Их отношения осложнялись большим числом противоречий и прямых военных столкновений, т. к. каждое из небольших государств в регионе боролось как с мусульманами, так и с христианами за укрепление своего положения. Крепость крестоносцев (впосл. т. н. цитадель Салах-ад-Дина) близ соврг г. Аль-Хаффа (Сирия). Сер. X–XII вв. Крепость крестоносцев (впосл. т. н. цитадель Салах-ад-Дина) близ соврг г. Аль-Хаффа (Сирия). Сер. X–XII вв. Для того чтобы обеспечить беспрепятственный доступ паломников, а также приток товаров из Европы, правители Иерусалимского королевства стремились завоевать палестинское побережье. Кор. Балдуин I организовал несколько экспедиций против Египта и Сельджукского султаната, в ходе к-рых существенно расширил границы гос-ва, захватив порты Акра (Акко), Триполи, Бейрут и Сидон (ныне Сайда, Ливан). К 1115 г. территория Иерусалимского королевства включала всю территорию Палестины; кор. Балдуину I удалось поставить под контроль Вади-эль-Араба вплоть до зал. Акаба. При кор. Балдуине II (1118-1131) королевство достигло наибольших размеров, однако уже при кор. Фульке Анжуйском (1131-1143) мусульманские государства стали опережать крестоносцев в том, что касалось политической и военной консолидации. В 40-х гг. XII в. лидером мусульманских сил в регионе стало атабекство Мосула, которым управлял Имад ад-Дин Зенги (1127-1147). В дек. 1144 г., после нескольких лет упорного натиска на Эдесское графство, Зенги захватил Эдессу. Гр. Эдессы Жослен II (1131-1150) сохранил лишь небольшую часть своих владений к западу от Евфрата и не имел надежд своими силами отстоять все графство. Осенью 1146 г. ему удалось ненадолго вернуть себе Эдессу, однако из-за военного превосходства мусульман ему пришлось вновь отступить. С падением Эдесского графства общее положение крестоносцев на Востоке ухудшилось; создалась прямая угроза падения Антиохийского княжества. Изменить ситуацию не могли ни правитель Антиохийского княжества Раймунд из Пуатье, ни правивший Иерусалимским королевством совместно со своей матерью Мелисендой Балдуин III (1143-1162, с 1153 единолично).

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

26 июня крестоносцы двинулись вглубь М. Азии, однако отсутствие единого командования привело к тому, что войско разделилось на 2 части. Авангард, состоявший из нормандских и северофранц. рыцарей, находился под командованием Боэмунда Тарентского. Основные силы крестоносцев, включавшие армии из Юж. Франции и Лотарингии, а также отряд Гуго Великого, перешли под командование Раймунда Тулузского. Разделение крестоносцев позволило Кылыч-Арслану I атаковать авангард Боэмунда Тарентского в битве при Дорилее 1 июля 1097 г. Тюрки использовали свое численное преимущество, чтобы оттеснить войска Боэмунда Тарентского к лагерю и нанести им серьезный урон, однако подошедшая к концу дня армия гр. Раймунда Тулузского решила исход битвы в пользу крестоносцев. Битва при Дорилее сломила сопротивление сельджуков. Войско крестоносцев под предводительством визант. военачальника Татикия († после 1099) направилось в Каппадокию, откуда открывалась прямая дорога на Сирию и Палестину. На подступах к Каппадокии войско покинули отряды Танкреда и Балдуина, к-рые отклонились на юго-восток, в сторону Киликийской Армении, и заняли города Тарс (ныне Тарсус, Турция) и Мамистру. Войска крестоносцев воссоединились в Мараше (ныне Кахраманмараш, Турция), однако вскоре Балдуин вновь покинул расположение армии и направился к берегам р. Евфрат. Позднее он получил приглашение стать соправителем Эдессы. В марте 1098 г. было основано 1-е гос-во крестоносцев - Эдесское графство . Захват Антиохии Готфридом Булонским и Робертом Фландрским в 1097 г. Миниатюра из сочинения Иакова из Марланта «Зерцало истории». Ок. 1325–1335 гг. (Den Haag. Koninklijke Bibl. KA XX. Fol. 255) Захват Антиохии Готфридом Булонским и Робертом Фландрским в 1097 г. Миниатюра из сочинения Иакова из Марланта «Зерцало истории». Ок. 1325–1335 гг. (Den Haag. Koninklijke Bibl. KA XX. Fol. 255) В окт. 1097 г. главные силы крестоносцев вышли к долине р. Оронт и начали осаду Антиохии, к-рая продолжалась с 20 окт. 1097 по 3 июня 1098 г. Основной проблемой осаждавших была нехватка продовольствия, частично решавшаяся за счет поставок из Киликии и Эдессы, а также через порты Селевкии и Лаодикии, которые находились под контролем крестоносцев.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010