Григор II и Барсег начали искать контактов со многими возможными союзниками армян, возобновил переписку и обмен посольствами с церковными и политическими лидерами Византии, Римской курии, с сельджуками, с армянскими общинами Палестины и Египта, где его поддержал везир Фатимидов Бадр аль-Гамаль армянского происхождения ( D é d é yan. 2003. Vol. 2. Pt. 5. P. 881-891; Mutafian. 2012. Vol. 1. P. 255-256). Посол Григора II в 1075 г. встречался с папой Римским Григорием VII, чем было положено начало постоянным прямым контактам Армянской и Римско-католической Церквей ( Halfter. 1996. S. 118-120). Сохранилась переписка Григора с Иоанном X, патриархом Сирийской яковитской Церкви (1067-1073). В Зап. Европе все более интересовались Ближ. Востоком и говорили о крестовом походе на Иерусалим, Римская курия быстро осознала большое значение армян как союзников в этом регионе. Монета кн. Костандина I. XI в. Аверс, реверс Монета кн. Костандина I. XI в. Аверс, реверс В кон. XI в. Византия еще частично сохраняла свое влияние в регионе; ей принадлежали юж. побережье М. Азии, Равнинная Киликия и Кипр; княжества К. А. считались вассалами Византии, к-рая помогла крестоносцам в разгроме мусульм. гос-в М. Азии и Сирии и в создании крестоносных гос-в. Этому способствовали также княжества К. А. Войско 1-го крестового похода появилось у сев.-зап. границы Горной Киликии осенью 1097 г. Брат Васила Гоха кн. Баграт (в лат. источниках Панкратий (Pancratius)) указал крестоносцам кратчайшие пути, ведущие из М. Азии в Киликию, Антиохию и Эдессу. За эти услуги он получил от крестоносцев неск. крепостей в Приевфратском регионе Сев. Сирии ( Guillaume de Tyr. 1986. Vol. 1. P. 348; D é d é yan. 2003. Vol. 2. Pt. 5. P. 1137-1154). Вначале арм. князья доверяли руководителям крестоносцев и помогали им. Однако в нач. 1098 г. крестоносцы во главе с Балдуином Фландрским заняли Эдессу, где в то время правил кн. Торос, армянин правосл. исповедания. Вскоре франки устроили переворот, убили Тороса и отстранили армян от власти, образовав собственное Эдесское графство .

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Рядом с орденом тамплиеров образовался и другой военный монашеский орден – госпитальеров. Первою целью этого братства была благотворительность. Когда тамплиеры преобразовали свой орден в монашествующее рыцарство, то их примеру последовали и госпитальеры (иначе называемые «иоанниты»); отличительная одежда их – черный плащ с белым крестом. Эти ордена получили решительное преобладание в делах и судьбах иерусалимского королевства и были могучими факторами в борьбе христиан с мусульманами. Еще значительнее было третье средство, которое поддерживало христианские королевства на Востоке. Провансальские бароны не могли забыть того, что сюзерен их, тулузский герцог, был князем в Триполи; точно в таком же положении относительно Востока находились князья и бароны лотарингские: двое из лотарингских князей имели на Востоке княжества – один эдесское, другой иерусалимское. Связь Лотарингии и Прованса с тремя упомянутыми малоазийскими княжествами была жива и поддерживалась обменом отношений. Особенное значение имело событие 1131 г., когда прекратилась в Иерусалиме лотарингская линия. Балдуин, король Иерусалимский, пред смертью сделал весьма умный шаг: он связал родственными узами линию лотарингского дома с одной из самых сильных графских фамилий на Западе; он обручил свою дочь Мелизинду с Фулько, графом Анжу и Мена. Графства Анжу и Мен, окружавшие родовые владения французского королевского дома (Капетингов), были гораздо обширнее королевских владений; графы Анжу и Мена далеко превосходили своим могуществом Капетингов. Балдуин, предложивши руку своей дочери одному из самых сильных феодальных французских владетелей, связал интересы иерусалимского королевства с интересами анжуйского дома, владевшего всей Средней Францией; теперь в делах иерусалимского княжества была заинтересована не только Южная Франция, но и Средняя. Но этот союз обещал еще громадные политические выгоды для всего христианского Востока в ближайшее время. Именно после прекращения в Англии линии Вильгельма-завоевателя английская корона была предложена анжуйскому дому и сын Фулька сделался королем Англии. Когда таким образом во власти одного дома сосредоточились половина Франции, вся Великобритания и иерусалимское королевство, дом анжуйский заявил свои претензии на норманнскую корону. Важность этого союза для христианских княжеств на Востоке будет вполне ясна, если скажем, что благодаря лишь ему в половине XII столетия мог состояться второй крестовый поход.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Получается так, что из четырех государств теперь уже на Востоке – Иерусалимское королевство, графство Триполи, графство Эдесское и княжество Антиохийское – полностью независимый князь Антиохии, а граф Эдессы и граф Триполи тоже независимы. Очень неточно, когда в разных книгах по истории пишут, что это были вассалы, это были отдаленные сеньории Иерусалимского королевства. Они были независимыми государствами, но правитель Эдессы и правитель Триполи – они лично вассалы короля иерусалимского. Он не имеет права вмешиваться в их внутренние дела без приглашения этих государств, но они обязаны ему поставлять войска. Например, в графстве Триполи было 300 рыцарей – с сотней рыцарей, по требованию, граф Триполи должен был явиться по зову иерусалимского короля. В Триполи опять получилась страшная резня. Бодуэн договорился с населением, договорился с эмиром о том, что если город сдастся, откроет ворота, то население будет выпущено, но договор нарушили итальянцы, генуэзцы. Они устроили безумную резню, которая закончилась гибелью тысяч людей и сожжением великой арабской библиотеки Триполи. Фульхерий Шартрский как раз пишет о том, что король был в ярости, потому что он с гораздо большим удовольствием получил бы выкуп с пленников и так далее, что он был совершенно против резни, но, тем не менее, это произошло. Окончательно, почти в полной мере, все побережье ливанское переходит под власть крестоносцев, под власть франков. Остается только два центра на всем побережье – это Тир и Аскалон, Тир на севере, Аскалон на юге. Бодуэн продолжает выступать, особенно после взятия Триполи, как глава этой конфедерации, глава братства государей-крестоносцев на Востоке. Он, предположим, в 1111 году приходит на помощь графству Эдесскому со своей армией, когда тюрки-сельджуки наступают с востока, участвует в эвакуации христианского населения на западный берег Евфрата и оказывает постоянную поддержку. Поддерживает тесные контакты с Византией. Византийский император Алексей Комнин его всячески будет подначивать, чтобы тот вступил в войну с Антиохийским княжеством, благо он отлично знает, как Бодуэн ненавидит Танкреда. Тот никогда этого не сделает, конечно.

http://pravmir.ru/pervyie-koroli-ierusal...

Состоялась очень странная церемония в одном из соборов, мы, кстати, так и не знаем, в каком именно соборе Эдессы, очень противоречивые сведения – усыновление по армянским средневековым обычаям. Причем это очень странный обычай. Непонятно, он не находит отклика в других армянских текстах, но Торос стоял в широкой рубахе длинной, в пол, голый, или в штанах, там непонятно. Бодуэн тоже заходил полуобнаженный, и у алтаря он должен был пролезть через рубашку, и они в общей рубахе должны были оказаться, потереться грудью – какая-то странная такая сцена, как отец и сын. Не очень долго Бодуэн тешился со своим отчимом, нареченным отцом, потому что вскоре началось восстание армянского населения. Торос был убит, растерзан, а власть всю армянские ишханы, армянские князья местные передали Бодуэну, который провозгласил себя князем Эдессы. Он, кстати, использовал именно титул princeps и dux – князь и дука/герцог. Впоследствии созданное неожиданно весной 98-го это государство на Евфрате будет известно как графство Эдесское, и следующие правители будут сохранять титул графов. Бодуэн I в Эдессе Строительство своего государства Когда армия Первого крестового похода подыхает от голода у стен Антиохии, которую пытается взять, бьется с тюрками-сельджуками, выигрывает вопреки всем, казалось бы, условиям, когда рыцари бьются за дело Христа, сражаясь против многочисленно превосходящих войск сарацин летом 98-го года, Бодуэн занимается строительством своего государства. Более того, это государство тут же наносит легкий вред, отчасти пользу, отчасти вред войску Первого крестового похода, потому что люди устают сидеть без еды под стенами Антиохии и уходят к Бодуэну, раз он уже правит богатыми городами вдоль Евфрата. Создается такое государство, которого, казалось бы, мир еще не видел. Самым близким аналогом были нормандские государства на юге Италии, где арабское население, греческое православное византийское население, лангобарды, нормандцы и все это под властью нормандцев – нормандцы, которые занимают основные крепости, устанавливают относительно доверительные отношения с местными восточными народами, устанавливают очень сложную систему сдержек и противовесов. То же самое происходит в Эдессе.

http://pravmir.ru/pervyie-koroli-ierusal...

Прибытие крестоносцев к Дамаску. Миниатюра из сочинения Себастьена Мамро «Заморские походы». 70-е гг. XV в. Худож. Ж. Коломб (Paris. fr. 5594. Fol. 148v) 19 марта 1148 г. кор. Людовик VII достиг Антиохии, где был торжественно принят кн. Раймундом, к-рый рассчитывал при помощи войска крестоносцев организовать наступление на Алеппо (Халеб) и отвоевать Эдесское графство. Однако франц. король предпочел продолжить путь в Иерусалим. В апр. в Иерусалим прибыл отряд еп. Оттона Фрайзингского, приехали Людовик VII и уцелевшие в походе представители франко-герм. знати. Все они были тепло приняты кор. Балдуином III; впосл. войско крестоносцев фактически стало инструментом борьбы правителя Иерусалимского королевства за укрепление границ своего гос-ва. 24 июня 1148 г. в Акре в присутствии королей Балдуина III, Людовика VII и Конрада III состоялся совет крестоносцев, где было принято решение начать наступление на Дамаск - столицу сравнительно небольшого, но выгодно расположенного эмирата, которым правил Муин ад-Дин Унур. Войско примерно из 50 тыс. крестоносцев собралось в Тиверии; 23 июля оно подошло к окрестностям Дамаска. Для эмира Унура это нападение не могло быть неожиданным. За неск. месяцев до этого он спешно начал работы по укреплению столицы эмирата, а также обратился за помощью к Нур ад-Дину Зенги и Сейф ад-Дину Гази, атабекам Алеппо и Мосула. Когда их войска, начавшие движение к Дамаску, достигли Хомса, о приближении армии мусульман стало известно в лагере крестоносцев. Тем самым осада города была сорвана. 28 июля под угрозой нападения мусульман крестоносцы спешно отступили от города и вернулись на свои земли. Эта неудача обострила противоречия, существовавшие внутри коалиции крестоносцев, и сделала невозможными дальнейшие совместные действия. Конрад III предлагал осадить Аскалон и двинул туда свои войска. Но собственных сил у герм. короля было крайне мало, поэтому, не получив поддержки от др. предводителей крестового похода, Конрад III прекратил наступление и покинул Св. землю. Людовик VII провел в Иерусалиме еще неск. месяцев и в апр. 1149 г. отправился морем во Францию.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

2-й крестовый поход был воспринят в Зап. Европе как поражение. Особенно тяжело неудачу переживал Бернард Клервоский. Он направил папе Евгению III апологию «О размышлении» (De consideratione libri quinque) в 5 книгах, в которой доказывал, что главной причиной неудачи экспедиции были грехи крестоносцев. Многие современники событий считали, что на результат похода повлияло вмешательство диавола (Annales Herbipolenses//MGH. SS. T. 16. P. 3; Gerhohi praepositi Reichersbergensis Ex commentario in psalmos. XXXIX/Ed. E. Sackur//MGH. Lit. T. 3. P. 435-437). Во Франции нек-рое время обсуждались планы новой экспедиции. Бернард Клервоский занимался проповедью крестового похода, и его деятельность имела определенный успех. Кор. Людовик VII склонялся к поддержке этого предприятия, однако Римская курия выступила против. В течение неск. десятилетий велись переговоры о выкупе из плена крестоносцев, захваченных тюрками. 2-й крестовый поход привел к изменению отношений между Францией и Византийской империей. Кор. Людовик VII и его советники обвиняли имп. Мануила I в соглашении с врагом. В то же время отношения Конрада III и Мануила I, первоначально враждебные, заметно улучшились. Осенью 1148 г. Конрад III встретился с Мануилом I в Фессалонике и подтвердил союз с Византией. Сицилийское королевство, прежде занимавшее двусмысленную позицию по отношению к участникам похода, оказалось в изоляции, т. к. против него были готовы выступить Франция, Германия и Византия. Положение гос-в крестоносцев ухудшилось. Осада Дамаска спровоцировала рост военной угрозы для Иерусалимского королевства и привела к тому, что опасность нападения мусульман теперь распространилась на всю протяженность его сухопутной границы. Ни Антиохийское княжество, ни остававшаяся под властью христиан часть Эдесского графства не получили от крестоносцев реальной поддержки. В 1150 г. гр. Жослен II Эдесский попал в плен к Нур ад-Дину Зенги и находился там до своей смерти. В 1151 г. его владения были полностью захвачены мусульманами. Осада Дамаска традиционно оценивается как серьезный просчет крестоносцев, т. к. город не представлял опасности для Иерусалимского королевства. Оказавшись под ударом крестоносцев, эмир Дамаска был вынужден искать поддержки Зенгидов Сев. Сирии. В итоге Дамаск оказался под контролем правителя Алеппо Нур ад-Дина Зенги, а центром консолидации мусульман стала Сирия. 3-й крестовый поход (1189-1192)

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

3) Поход бедноты. Первым в поход двинулось ополчение бедноты примерно в 50 000 человек, возглавляемое знаменитым монахом Петром Пустынником и бедным рыцарем Вальтером Голяком. Не имея припасов, эта неуправляемая толпа разоряла те места, по которым проходила. Так «крестоносцы» дошли до Константинополя. Император сначала посоветовал крестьянам ждать прибытия рыцарского ополчения и только вместе с ним переправляться в Малую Азию. Но невоздержанные крестоносцы, которые были поражены богатством столицы и хотели большего, чем пропитание, взялись за грабежи пригородов. Алексею оставалось только переправить их на турецкий берег Мраморного моря, где эти неорганизованные толпы, покинутые своим предводителем Петром Пустынником, были уничтожены в первой же схватке с турками. 4) Первый Крестовый поход (участники, маршрут, результат) В 1097 г. под Константинополем собралась большая рыцарская армия, во главе которой стояли Готфрид Бульонский, Раймон Тулузский и др. После длительных переговоров крестоносцы дали императору вассальную присягу и обещали вернуть Византии все захваченные у турок земли. Крестоносцы переправились в Малую Азию, взяли Никею и еще несколько турецких крепостей. Почти полтора года потребовалось рыцарям, чтобы пересечь Малую Азию и осадить Антиохию. Здесь они оказались в критическом положении – войско поредело, припасы кончились, а на помощь осажденным приближается многотысячное турецкое войско. Император Алексей Комнин побоялся прислать византийскую армию – он считал, что крестоносцы обречены. Чудом, вдохновленные находкой копья, которым был проткнут Господь, они сумели взять Антиохию и разбить турок. Императора обвинили в измене и отказались возвратить Антиохию и Палестину Византии. В 1099 г. крестоносцы подошли к Иерусалиму и взяли его штурмом. Ожесточенные рыцари устроили в городе жуткую резню. 5) Государства крестоносцев в Палестине. Рыцарские ордена. На завоеванных территориях возникли крестоносные государства – Иерусалимское королевство, княжество Триполи, княжество Антиохийской и графство Эдесское. Для продолжения войн с турками были основаны рыцарские монашеские ордена – Орден Тамплиеров, Орден Иоаннитов (Мальтийский) и Тевтонский Орден. Рыцари, вступавшие в эти ордена, давали монашеские обеты, но главной их деятельностью становилась не молитва, а война с мусульманами.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

А.А. Федоров-Давыдов Глава седьмая. Иерусалимские короли I. Осада Антиохии Умирая, Балдуин назначил быть преемником своей власти графа Эдесского Балдуина Бургского. Многие рыцари не хотели допустить этого, но один из приближенных к Балдуину, граф Иосцелин Куртнейский, собрал большее число голосов за Балдуина. И последний был объявлен Иерусалимским королем. В награду за это Балдуин II передал графство Эдесское Иосцелину. Но в то время Антиохия терпела много: из Сирии, Персии Месопотамии поднялась на нее мусульманская сила под предводительством эмира Эль-Гази. Боэмунда не было, Танкред уже умер; сын Боэмунда был несовершеннолетним, и княжеством управлял за него Рожер Сицилийский. Быстро шлет Рожер в Иерусалим гонцов просить помощи у короля иерусалимского. Но враги не ждут и крепким кольцом стягиваются вокруг Антиохии. Рожер видит, что дело плохо, что времени дальше терять нельзя, и вышел в битву дать отпор мусульманам. Но битва была неудачная; Рожер был убит, и если бы иерусалимский король не подоспел и не нанес решительного удара мусульманам, последние прочно утвердились бы в антиохийских владениях. Теперь снова начались бедствия христианских колоний в Палестине. Магометане не оставляли своей заветной мысли – изгнать крестоносцев из Палестины раз навсегда и восстановить свое могущество на Востоке. Деятельно беспрестанно то там, то тут поднимались новые ополчения сарацин и нападали на христианские владения. Былого единодушия, былой цельности крестоносного войска уже не было, да теперь и интересы его разбились согласно интересам крестоносных князей. А последние спешили устроиться прочно во вновь завоеванных областях, и каждый действовал против магометан сам по себе, за свой страх. Так, после неудачных битв граф Эдесский Иосцелин и приближенные рыцари были взяты в плен и заточены в одну из месопотамских крепостей. Явившийся на помощь к ним иерусалимский король подвергся той же участи. Верные до сих пор крестоносцам армяне помогли, было, им: они завладели магометанской крепостью и освободили Иосцелина; но сами зато снова подверглись осаде полчищ магометан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами». Крестовые походы были вызваны: Крестовый поход «бедноты» Первому Крестовому походу предшествовал так называемый «Крестовый поход бедноты», так как в него отправились в основном бедные крестьяне и рыцари. Папа Римский обещал участникам похода отпущение всех прошлых и будущих грехов, вероятно, поэтому на пути в Святую землю крестоносцы занимались грабежами и разбоем. Тем более, что обеспечить продовольствием и всем необходимым 80-тысячную армию не представлялось возможным. До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей. Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.) Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше. Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим. В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись: Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.  Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

http://pravmir.ru/krestovye-pohody/

Когда все факторы совпали по времени, Византия оказалась обреченной... Глава 2. Латинская империя Как быстро выяснилось, крестоносцы вовсе не собирались воссоздавать некогда единую Священную Римскую империю – наиболее логичный вывод из минувших событий. Ни для кого не являлось секретом, что в последние столетия на титул «Римского императора» претендовал только Германский король, который не участвовал в 4-м Крестовом походе. А без него ни проводить выборы Латинского императора, ни производить раздел земель Византии было невозможно с точки зрения правовой логики. Да и сам факт выбора второго императора, существующего помимо Германского короля и императора Западной империи, не свидетельствовал о намерениях французов и венецианцев интегрироваться с ним. Иными словами, это был настоящий захват и попытка создать новое государство на месте Византии подобно тому, как в свое время были созданы крестоносцами Иерусалимское королевство, Антиохийское и Эдесское княжество, графство Триполи. Как уже говорилось выше, перед штурмом Константинополя латиняне квалифицировали всех византийцев преступниками, как «соучастников» Алексея V в убийстве императора Алексея IV. А если они неправоспособны, как преступники, то, следовательно, их имущество и земли подлежат занятию новыми собственниками. Естественно, новое государство должно было иметь своего главу, но в основу выбора Латинского императора положили «договорную» теорию, согласно которой монарх является лишь «первым среди равных» и получает свои полномочия от вассалов. Поэтому в первую очередь вожди латинян начали раздел Римской империи. Были переписаны все области, принадлежавшие Византии, а затем рыцари приступили к их дележу. Как и прежде, венецианцы получили наибольшие выгоды. К ним отошли Диррахий, Ионийские острова, многие острова Эгейского моря, области в Пелопоннесе, остров Крит, гавани во Фракии и Галлиполи и области во Фракии. Храм Святой Софии был также отдан в руки венецианским клирикам 1036 . Затем дело дошло до выборов Латинского императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010