«Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост». Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости. «Придем с усердием, держа, как щит, крепкое оружие поста, все вражеские козни лукавого отразим, верующие. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями. И потому, со дерзновением молясь, припадаем к Нему, взывая и прося мира и великой милости для своей души». Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы. «Приди, окаянная душа, с телом своим, исповедуйся Создателю мира и оставь прежнее безумство, и принеси Богу слезы покаяния». Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое. «Я согрешил больше всех людей, я один согрешил против Тебя, но, Спаситель, будь милостив как Бог к созданию Твоему». Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя Спасе благоутробием Твоим. Из Великого Канона святого Андрея Критского О посте Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Мф. 6, 14-18 Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.

http://pravoslavie.ru/1602.html

Поэтому, когда люди говорят о проблемах на Украине, то надо понять, почему это. Это из-за того, что есть две Украины. И они никак не могут договориться друг с другом. Даже понять друг друга они могут с трудом. Потому что история этих регионов складывалась совсем по- разному.  -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.  -Здравствуйте, отец Олег.  -Здравствуйте.  -У меня вопрос о рождении Иоанна Крестителя по Евангелию от Луки (Лк. 1, 67-69): «И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего». Я давно пыталась выяснить, что означают слова: рог спасения? Потому что еще и в Псалтыре встречается это понятие. Это, видимо, из Ветхого Завета, но я, к сожалению, не нашла более подробного объяснения. Пожалуйста, объясните, что такое рог спасения.  -Слово «рог» означает «превознесенный». То- есть, спасение, которое как бы явлено всем. Это псалом (Пс. 17, 3). Я прочитаю его. «Господь - твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое». То –есть, здесь речь идет о том, что Господь- щит, Он -скала, на которую мы опираемся. И он же в тоже время рог спасения. Конечно, хорошо было бы посмотреть как это на еврейском языке. Потому что «рог спасения» может означать «глас спасения», если это рог, в который дудят как в трубу. А если рог -это от слова «рога», то это означает превознесение. То -есть спасение, которое явственно всем. Как, например, рога оленя на его голове.  -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.  -Здравствуйте, отец Олег.  -Здравствуйте.  -С поклоном к вам и здоровья вам желаю, Елена.  -Спасибо.  -Вот меня интересует такой вопрос. Вернее, у меня даже два вопроса. Почему нигде в Библии не указано имя жены Лота? Почему-то я нигде не могла найти. И второй вопрос. Меня интересуют институты священства. Когда они появились? По наследству ли они переходили? Или они в каких-то специальных школах обучались? Как они сосуществовали с левитами? Левиты -очень красивый народ. Они светлые, голубоглазые. Учился ли в школе Иисус Христос? Вот это меня очень интересует.

http://radonezh.ru/text/ya-nikak-ne-mogu...

Председатель был в полном отчаянии. И план выполнять надо, и голода боится, и властей безбожных. И людей жалко — как выживут? Махнул рукой — служите свой молебен! Три дня всем миром постились, даже скотину не кормили. А на небе — ни облачка. Наконец, с иконами и молитвами пошли люди в поле. Впереди — отец Феодосии в полном облачении. Все взывают к Богу, все души словно в одну слились в покаянии: “Прости нас, Господи, вздумали жить без Тебя. Господи, помилуй…” И вдруг видят — на горизонте появилась тучка. Сначала маленькая, а потом всё небо над полем заволокло. Как же все они к Богу взывали! И пошёл дождь. Да не просто дождь, а настоящий ливень! Напоил Господь землю. Председатель радовался: “Молитесь хоть каждый день!” И что удивительно — в соседних районах ни одной капли не упало. Пять лет было тогда сыну отца Феодосия. Теперь он сам стал батюшкой. Зовут его отец Фёдор. Спросишь его про тучку, озабоченное лицо и просветлеет. Можно ли забыть тот ливень Божественной благодати? Теперь отец Фёдор храм Всех Святых строит, чтобы люди от духовной жажды не погибли. Щит Отправлялся на Крымскую войну полковник Андрей Карамзин, сын известного историка, написавшего знаменитую “Историю государства Российского”. Как защитить жизнь дорогого брата? Сестры вшили ему в мундир девяностый псалом, в котором такие слова: Прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Такова была вера в православных семьях: святые слова защитят лучше любого щита. Андрей Карамзин во всех сражениях оставался невредим. Но однажды перед боем он поленился переодеться в тот мундир, где были спасительные строки, и в самом начале битвы был убит наповал. Случайно ли это? Со святыней Враг целился прямо в сердце. Он бил наверняка, без промаха. Но пуля не коснулась груди офицера, она застряла в медной иконе святителя Николая. Офицер Борис Савинов прошёл с этой святыней страшными дорогами войны — от Москвы до Кенигсберга, воевал под Сталинградом, на Южном и Белорусском фронтах. Был несколько раз ранен, лежал в госпиталях, но сердце его на всех огненных дорогах охраняла икона Николая Чудотворца. Охраняли его и молитвы, ибо он с детства был верующим, даже диаконом до войны успел стать. Охраняли Бориса и молитвы его деда и отца, расстрелянных после революции за то, что они были священниками. Но у Бога нет мёртвых. У Него все живы. Разве не молились они за своего внука и сына, когда тот шёл в бой, когда в него целился враг?

http://azbyka.ru/deti/detyam-o-vere

Пс.17:30 .  С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену. «Яко Тобою избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену». Всякаго злоумышления, всяких сетей (сии сети называет искушением и стеною) избегну по Твоей благодати. Пс.17:31 .  Бог! – Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него. «Бог мой, непорочен путь Его». Правдиво управляешь всем, а потому и не теряю благодушия. «Словеса Господня разжжена». А сие дознал я из Твоих нелживых словес, ибо разжженным, как сказали мы уже прежде, называет, что испытано и не имеет в себе подлога. «Защититель есть всех уповающих на Него». Не я один пользуюсь сею помощию, ею пользуются все имеющие такую же на Него надежду. Пс.17:32 .  Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего? «Яко кто Бог, разве Господа? и кто Бог, разве Бога нашего?» Ибо нет другаго Бога, так чтобы один Бог подавал просимое одному, а другой другому. Пс.17:33 .  Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь. «Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой». Его силою укрепившись, и я поспешаю шествовать стезею правою. Пс.17:34 .  Делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня. «Совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя». Как еленям в естестве их дал силу попирать ядовитых животных; так и мне дал силу превзойти и стать выше врагов. Пс.17:35 .  Научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук. «Научаяй руце мои на брань». Ибо, воздевая их на молитву, преодолеваю неприязненных мне. «И положил еси лук медян мышца моя». Потому устроил, что мышцы мои, подобно медному и несокрушимому луку, мещут стрелы во врагов. Пс.17:36 .  Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня. «И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя: и наказание Твое исправит мя в конец: и наказание Твое то мя научит». Согрешившаго вразумил Ты, падшаго воставил; и показал, какое зло – грех , и сподобил спасения. Пс.17:37 .  Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.7:9 .  Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне. Пс.7:10 .  Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже! «Подвигнись против неистовства врагов» – точная характеристика отношений к Давиду Саула и его сподвижников. Ненависть Саула не имела за собой никакого оправдания и повода, она была слепою и в слепоте грозной и неразборчивой на средства. – «Пробудись... на суд». Бог как бы оставил Давида, не обращает на него внимания, как бы заснул, предоставил его врагам несправедливо его преследовать, а между тем им же заповедан «суд», т. е. строго справедливая оценка действий каждого, которой (справедливостью) должен руководиться всякий в своих делах и суждениях. В преобладании нечестивых Давид видит попрание закона Божия, о восстановлении которого он и молит Бога. Если Господь восстанет на защиту попранной в лице Давида справедливости, то «сонм людей станет вокруг Тебя», все народы и, в частности, евреи ( «сонм» – собрание) будут благоговеть, преклоняться пред Ним, как единым Судиею. Защита невинно гонимого вознесет пред народом Бога «на высоту», вселит и утвердит веру народа, что в Нем одном правда и защита. Господь есть судья не только отдельного человека, но и всех народов. История завоеваний евреями Палестины и борьба с языческими народами ясно показывала, что Господь властно распоряжается всем миром и Его суду, приговору никто не может противостоять. Исповедуя пред Ним «свою правду и непорочность», Давид молит «прекратить злобу нечестивых», т. е. гонения своих врагов. Пс.7:11 .  Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем. Пс.7:12 .  Бог – судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий, Так как Бог – судия праведный и долготерпеливый, не сразу карающий врагов, то Давид вверяется Ему и видит в Нем свой «щит», опору и защиту. Пс.7:13 .  если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, Пс.7:14 .  приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Самое бы ужасное – от глубокой веры до самого отвратительного богохульства – всё было бы записано. И ничего сделать невозможно. И не ставьте перед собой задачу: общество обратить в Церковь . Не получается. Потому что параллельно строится также царство. Вот историософия такого дана у блаженного Августина в его книге «О граде Божием». Где граду Божию – Церкви – противопоставляется град, который строится сатаной, злыми силами. И борьба этих двух градов за души – а ведь речь-то идёт о вечности, не просто о чём-то, а о вечности – вот эта борьба безпощадная и не знает никакой жалости. Апостол так и сказал, что наша брань не с плотью и с кровью, а с тьмы века сего, с духами злобы поднебесными (см. Еф. 6:12 ). Поэтому если хотите противостать им, то приобретите оружие. Какое? Откройте послание к Ефесянам и найдите 6-ю главу. Давайте это оружие и иметь. Господи, помилуй. И иметь это оружие. Вот он переосмыслил вооружение римского воина. Смотрите, 11-й стих 6-й главы: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, – не с людьми, не с начальством, не с кем-то, а,] против тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною [пояс], и облекшись в броню праведности [вот кольчуга, которая надевалась на тело], и обув ноги в готовность благовествовать мир; паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие [Вот это оружие]. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне [вот как он хотел, чтобы и о нём], дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования ». Вот щит веры, он и изображён у Казанского собора, такая его маститая фигура; и тут, конечно, да, античная фигура, эти одежды и в руках меч.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих. " . Теперь сравните слова этого заклинания с Евангельскими словами Спасителя: " Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. " (Мф., 5:10-12). " А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. " (Мф., 5:44-45). Думается, комментарии излишни. Это заклинание-задержание очень любят иметь за пазухой, как меч, наши прихожанки. Одна грозит прочесть его мужу, гуляющему налево, мол, после этой молитвы всё у тебя отсохнет! И действует - мужики начинают побаиваться... Другая регулярно читает перед каждым выходом на работу, а то начальник что-то часто стал придираться... " Задержалка " настолько популярна, что кочует по разным молитвословам, увеличивая тиражи. И подержав в руках такой " щит " , хочется воскликнуть: " Господи, даруй нам такую молитву, чтобы задержать превращение наших православных в язычников " ! К сожалению, не " Молитвенный щит " виноват в стремлении многих верующих к магизму и суевериям. Эта книжка лишь выполнила социальный заказ, главное, был спрос, а на спрос возникло и предложение. Многие другие молитвословы тоже полны подобными молитвами " на потребы " , хотя и в более разжиженном виде. Даже простой здравый смысл заставляет спросить: зачем нам, например, молитвы " от зубной боли " , " от глазных болезней " ? Почему в 21-м веке нельзя просто в больницу сходить? Ведь есть Божья заповедь доверять врачам, ибо от Бога их искусство. Также и другие многопотребные молитвы - зачем они? Чего не сказано в утреннем или вечернем правиле, о чём забыли сказать святые Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Антиох, Василий Великий, Пётр Студийский, Иоанн Дамаскин? Думается, именно об этой " многомолитвенности " говорил Спаситель:

http://ruskline.ru/analitika/2008/02/26/...

«Тяжко мне очень, – говорит Саул, – филистимляне воюют против меня, а Бог оставил меня и более не дает мне ответа ни чрез пророков, ни в сновидениях». Длиннобородый, страшный Самуил выступает в туманах. Потревожен могильный сон его – слова глухи. «Для чего же ты вопрошаешь меня, когда Господь оставил тебя и стал за соперника твоего?» Да отнимется у него царство, отдастся Давиду. – И предаст Господь, вместе с тобою, даже Израиля в руки филистимлян; и завтра ты и сыновья твои будете со мною. Саул в ужасе падает на землю. А на другой день, в бою, филистимляне обратили в бегство израильтян. На горе Гелвуе пали сыновья Саула – среди них Ионафан, друг юных дней Давида. Саул видит, что все погибло. Уже лучники тяжело ранили его стрелами. Он просит своего оруженосца заколоть его. Тот не решается. «Тогда Саул взял меч и пал на него». II Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Псалом 50. Узнав о смерти Саула Давид рвет на себе одежды, плачет, постится до вечера. Нет, он не мертвый псе, не блоха, не пеликан, а растущий и мужающий Давид, завтрашний царь, нынешний воин, победитель амаликитян и как всегда певец. Не только стенал, рвал одежды. Но и оплакал Саула в лире. …Горы Гелвуйские! Да не будет на вас ни росы, ни дождя, ни полей плодоносных, «ибо там опозорен щит доблестных, щит Саула, как бы он ни был помазан елеем». …«Дщери Израильские! Плачьте о Сауле, одевавшем вас в багряницу с драгоценностями, возлагавшем золотые украшения на ваши наряды». Про это можно еще сказать: дань уважения помазаннику. Но Ионафан не был помазанником и давно, еще сняв епанчу свою, передав се Давиду как и меч, и лук, пояс – передал все права на царство. О нем слова, заканчивающие песнь, уж не внешний вопль. В них живое, человеческое сердце Давида. И насколько они проще! «Сколько о тебе, брат мой Ионафан: ты был для меня так драгоценен; любовь твоя ко мне была превыше любви женской». Ни об одной из жен своих не обмолвился Давид словом. Соломон прославил Суламифь. Давид упоминает солнце и луну; горы у него дымятся; прыгают онагры, зайцы. Все он прижимает к сердцу – морс и долины, львов и аистов. И нигде нет женщины. Но вот Ионафан: этот выше всего. «Любовь твоя ко мне была превыше любви женской».

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Христианин – духовный воин В Послании к Ефесянам апостол Павел приводит целый абзац с воинской терминологией. Вот он: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы (κρτος – potentia) Его. Облекайтесь во всеоружие (πανοπλα) Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Потому что наша брань (πλη) не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие (πανοπλα) Божие, дабы вы могли противостоять (νθστημι) в день злый и, все преодолев, устоять (στημι). Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню (θραξ) праведности и обув ноги в готовность благовествовать миру; а паче всего возьмите щит (θυρες) веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы (βλος) лукавого; и шлем (περικεφαλα) спасения возьмите, и меч (μχαιρα) духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6.10-17). А во втором послании к Тимофею он прямо призывает последнего быть как «добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2.3). У священномученика Игнатия Богоносца та же воинская терминология: быть христианином значит «воинствовать». Он обращается к пастве словами: «Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете вы, от Кого получаете и содержание. Пусть никто из вас не будет перебежчиком. Крещение пусть остается с вами как щит, вера – как шлем, любовь – как копье, терпение – как полное вооружение» . Тертуллиан в первой «Апологии» говорит, что христиане собираются для общей молитвы, чтобы окружить Бога «как бы войском» собранном в одном месте (manu facta), и эта сила угодна Богу (haec vis deo grata est)» .      У Оригена термин «христианин» отождествляется с термином «воин»: «Доблестным Христовым воинам надлежит всячески подвизаться за истину и, насколько возможно, никоим образом не допускать входа ложного убеждения» . А сама Церковь отождествляется с воинством Божиим, расположенным в своем стане. Так, святитель Лев Великий в толковании на Второе послание к Тимофею говорит: «Тому, кто был причислен к Божьему воинству, надлежит быть свободным от прочего, чтобы он не отвлекался никакими узами необходимости от Господнего стана, к которому приписано его имя» .

http://bogoslov.ru/article/6194948

Этот враг грозен для нас потому, что, подчиняя нас себе, он отнимает от человека то, что является самым дорогим для него: право на вечное спасение. Из кирпичей отдельных грехов и страстей быстро вырастает высокая стена, разделяющая душу человека от Бога. Грех сушит сердце, отнимает дар молитвы, умиления, благоговения – все то, что составляет духовное богатство человека и что верующий человек накапливает в себе годами. Грех лишает человека покоя совести, братского мира в отношениях с ближними: грех ссорит людей между собой, натравливает друг на друга, из друзей делает врагов. Долголетний и нераскаянный грех может довести человека до отчаяния – самого тяжкого из всех грехов. Неисчислимо тяжелы последствия греха и велика его власть над душою человека. И мы, христиане, будучи добрыми воинами Иисуса Христа, в первую очередь должны вести духовную войну с этим врагом. Мы должны стоять на страже дверей своего сердца, чтобы не давать греху войти в него и возобладать над ним. Завещая нам вести духовную войну, Господь в руки наши вложил сильное духовное оружие, «щит веры, которым возможем угасить все раскаленные стрелы лукавого» ( Еф. 6:16 ). Нашу веру слово Божие называет щитом. Какую веру? Веру в то, что Господь Спаситель совершил Свой земной подвиг во имя нашего спасения от греха: Он взял на Себя всю тяжесть наших грехов, чтобы выстрадать за них на Голгофском кресте и, во имя этих страданий и смерти, каждому кающемуся грешнику давать прощение. Наша вера – это щит и потому, что мы по вере знаем о бесчисленных победителях греха в лице святых людей, которые не только нам показывают пример этой духовной брани, не только вдохновляют нас своею жизнью на борьбу с грехом, но и имеют дерзновение оказывать нам в этой войне свою небесную помощь. В руке каждого христианина есть «духовный меч», это – слово Божие. Слово Божие и устрашает грешника, и ободряет воина в борьбе с грехом, и дает силу и крепость нашему слабому духу. Устрашая, оно говорит нам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9–10 ). Ободряя же и утешая грешника в борьбе с грехом, слово Божие говорит нам: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак. 1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010