Закрыть itemscope itemtype="" > Герб Его Императорского Величества 18.04.2007 2372 Время на чтение 5 минут 150 лет назад по указу Императора Александра II был введён Большой Государственный герб Российской империи, принятие которого в геральдической форме закрепило исторический процесс объединения русских земель и земель других народов под российской короной - 11 апреля 1857 года Традиции русской геральдики восходят к началу XVIII века, когда после путешествия по Европе Император Пётр Великий решил ввести геральдическую эмблематику в русскую социальную традицию. Это можно характеризовать не только как стремление сблизиться с европейской традицией, но и как выделение дворянства в особую социальную корпорацию, снабжённую особой символикой. В России, кроме дворян, гербами никто не имел права обладать. В отличие от Европы, где за особые заслуги гербами могли обладать и купцы, и простые горожане. Государственный герб России также нёс функцию символического обозначения суверенного статуса. Со времён Великого Князя Ивана III, а точнее, с 1472 года, герб претерпевал различные изменения, но основные его черты оставались неизменными - двуглавый орёл, увенчанный коронами. Поначалу корон было только две. Затем, во времена Лжедмитрия I, появилась третья, но в правление Царя Михаила Фёдоровича вместо третьей короны был водружён православный крест. Окончательно облик русского геральдического орла оформился в правление Императора Петра Великого в 1699 году, когда вновь была восстановлена третья корона, а в лапы орла, которые были до этого пусты, были вложены символы императорской и царской власти - скипетр и держава. Центральной частью Российского Имперского Орла ещё со времён Ивана Грозного был щит с изображением копейщика, которое затем стало ассоциироваться со св. Георгием Победоносцем. Именно св. Георгий как покровитель Москвы стал неотъемлемой частью Государственного герба России. Петровский герб России ещё не имел традиционной для Европы формы. Он был лишён таких атрибутов, как геральдический щит и щитодержатели. Российский двуглавый орёл как бы висел в воздухе и не накладывался на какое-либо поле, что также было нехарактерно для европейской геральдической традиции, где флаг и герб выполнялись в одной цветовой гамме и были взаимным продолжением и дополнением. Таким образом Государственный герб России не был образцом геральдического искусства, в котором к тому времени уже сложились свои каноны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Прости нас, Царская Семья, за страшный тот июль В память 95-летия мученической кончины Царской Семьи в Виннице установлен Царский щит 31.07.2013 1319 Уже третий год подряд в июльские дни на улицах областного центра появляются Царские билборды в память о Венценосных мучениках Романовых. Традиционно инициаторами установки выступают Русский православный центр «Святой Георгий» и Винницкий отдел Союза Русского Народа. Строка, вынесенная в заголовок, начертана на Царском щите. Это - попытка ещё раз напомнить современникам о произошедшем в Екатеринбурге страшном злодеянии, призвать задуматься об исторических судьбах своей страны. Необходимо отметить, что 17 июля не только и не столько день беспримерного злодеяния, но и день победы Августейших мучеников, победы над смертью и стяжание венца святости. В руках изуверов сверкнули кинжалы, Кровь жертв обагрила Ипатьевский дом, Но властно ли острое смертное жало Одиннадцать душ разлучить со Христом? Напрасно в ту ночь ликовали убийцы - В лице Твоём Русь обезглавить смогли, Но род их за царскую кровь истребится И память погибнет навек от земли. Царский щит будет украшать и освящать одну из центральных улиц города до конца августа. Стоит отметить, что в эти дни празднуется 110-летие канонизации преподобного Серафима Саровского – великого святого, прославленного по настоянию Государя Николая II. Провидя паденье Руси Православной В дни смуты, грядущей за Царством Твоим, Прославил Тебя и Тобою прославлен Саровский подвижник - святой Серафим. Последний куплет этого стихотворения Андрея Шабельникова использован в оформлении винницкого Царского щита. Не канут в забвенье года роковые - Где пролита кровь, там Господень алтарь, Молитесь о нас, страстотерпцы святые, Молись об отчизне земной, Государь! Эти строки утверждают победу святых Христовых Страстотерпцев, вопреки злобе их мучителей, вопреки потокам клеветы, вопреки всем нестроениям и соблазнам. Мы верим, что, молитвами Святых Царственных Мучеников, Господь помилует всех нас и даст возрождение и славу Отечеству нашему – Святой православной Руси.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/31/pr...

Чада Церкви и Отечества! приимите оружие и щит да сохраните верность и охраните веру отцов наших …. Церковь, уверенная в неправедных и нехристолюбивых намерениях врага, не престанет от всей кротости своея вопиять ко Господу о венцах победных для доблестных подвижников и благах нетленных для тех, которые душу свою положат за братию свою Московский Кафедральный Храм Христа Спасителя изначально создан как памятник воинской славы России, в благодарение Творцу за Его благодатную помощь в великом вооруженном противостоянии наполеоновскому нашествию 1812 года. Тогда христолюбивое воинство России, ее армия, ее народ противоборствовали ополчившемуся на наше Православное Отечество безбожию, стремившемуся по корить мир не только оружием, но и соблазнами власти, славы и обогащения. Возглавляемые признанным военным гением, воюющим «на земле с небом», значительно превосходящие численно, с огромным боевым опытом и с «освобожденной» совестью, войска врага, покорившие многие государства, на своем пути оставляли свидетельства богоотступничества, разоряя и опустошая храмы и монастыри, глумясь над святынями нашего народа. На следующий день по вторжении неприятеля Государь Император Александр I в своем приказе армиям воззвал к воинству России: » … не остается Нам ничего иного, как, призвав на помощь свидетеля и защитника правды, Всемогущего Творца небес, поставить силы Наши против сил неприятельских. Не нужно Мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим об их долге и храбрости …. Воины! Вы защищаете Веру, Отечество, Свободу. Я с вами! На зачинающего Бог!» В воззвании Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода, возглашенном вскоре во всех храмах России, про звучали такие слова: » … чада Церкви и Отечества! приимите оружие и щит да сохраните верность и охраните веру отцов наших …. Церковь, уверенная в неправедных и нехристолюбивых намерениях врага, не престанет от всей кротости своея вопиять ко Господу о венцах победных для доблестных подвижников и благах нетленных для тех, которые душу свою положат за братию свою …. »

http://pravmir.ru/pamyati-pochivshix-zas...

6. Феодор и Иоанн Ласкариды и восстановление Византийской империи Последними государями Никейской империи были сын и внук Иоанна Ватаца Феодор II Ласкарь (1254–1258) и Иоанн IV Ласкарь (1258–1261). По словам источников, тридцатитрехлетний Феодор, “будучи, согласно обычаю, посажен на щит,” 554 был провозглашен императором с согласия войска и знати. Феодор II, несмотря на слабое здоровье, посвящал все свое время, до вступления на престол, занятию науками и литературной деятельностью. В этом смысле его просвещенный отец делал все возможное и окружил сына лучшими учеными людьми того времени во главе с Никифором Влеммидом и Георгием Акрополитом. Вступив на престол, Феодор II, подобно отцу, развил энергичную политическую деятельность, которая заставила его забыть занятия науками и даже его любимой философией. Понимая серьезность внешних политических отношений, он главное внимание обратил на создание сильной армии. Феодор писал: “У меня одна истина, одна цель, одно стремление – всегда собирать Божье стадо и охранять его от враждебных волков.” 555 Будучи убежден, что греки должны полагаться лишь на свои силы, Феодор, может быть, являлся чуть ли не единственным “византийским” государем, который обратил внимание на “эллинизацию” войска, вопреки укоренившемуся обычаю пользоваться наемными войсками чуждых народностей. 556 Несмотря на некоторые неудачи, Феодор II с честью вышел из трудной борьбы, которую ему пришлось вести с Болгарией и Эпирским деспотатом. В 1258 году молодой государь в цвете лет (ему было всего 36 лет) скончался, оставив своему преемнику в целости обширные завоевания Иоанна Ватаца. Этот деятельный, философски образованный государь, жил и работал с мыслью, что суд над ним произнесет история. В одном из его писем мы читаем: “Суд истории будет произнесен в последующие поколения.” 557 Новейший историк времени Феодора II (Паппадопулос), не без некоторого увлечения, пишет: “Феодор умер очень молодым; иначе эллинизм мог бы надеяться на лучшие дни под мудрым управлением императора, который приложил все усилия к тому, чтобы основать греческую империю на твердых и незыблемых основаниях.” 558 Однако это устремление Феодора оставалось в области идеального. В действительности отряды наемников, представленных разными национальностями, играли важную роль в жизни Никейской империи в целом и в правление Феодора в частности. 559

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К вопросу о реликвиях Св. Димитрия Солунского в Успенском соборе Московского Кремля   Мощи и икона с житием вмч. Димитрия Солунского А.В. Рындина Недавно вышли в свет две работы, посвященные судьбе солунских реликвий, принесенных во Владимир из Фессалоник в 1197 г. и затем попавших в московский Успенский собор (1). Однако, многие вопросы, касающиеся " гробной доски " св. Димитрия, остаются пока в тени, неясна и окончательная дата живописной иконы, поновленной в 1701 г. Кириллом Улановым. Нам представляется, что на решение названных проблем может пролить свет анализ резного образа святого воина, обнаруженного в 1924 г. Н.Н. Померанцевым на чердаке Мироваренной Палаты Московского Кремля и определенного им как изображение св. Димитрия Солунского конца XIV - начала XV в. (2) По мнению исследователя, скульптура сильно пострадала от пожара (отсутствуют руки и сильно поврежден лик). Н.Н. Померанцев полагал, что в правой руке воин держал копье, а в левой - щит. (3) Согласно точке зрения Г. К. Вагнера, воин, представляющий собой св. Георгия, имеет общие иконографические и типологические черты с каменным Ермолинским Георгием Фроловских врат Московского Кремля, и создан, следовательно, во второй половине XV в. (4) Для Г.К. Вагнера образ св. Георгия - " Покровителя княжеского дома " как нельзя более отвечает идеологическим позициям эпохи Ивана III. (5) В связи с возможным функционированием статуи Г.К. Вагнер выдвигает гипотезу о ее пребывании " в архитектурной нише какой-либо кремлевской башни или великокняжеского дворца " (6) . Как видим - в связи с фигурой воина в науке бытует тот же круг " градозащитных " штампов, что и в случае с Николой Можайским, хотя по материалам письменных источников XVII-XVIII вв. и по современному бытованию киотных икон с рельефным изображением св. воинов, в частности, " Чуда Георгия о змие " , ясно, что они занимали место в интерьерах храмов, чаще всего в придельных иконостасах (7). Это в равной степени касается и древних балканских деревянных статуй.

http://sedmitza.ru/text/514948.html

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Сергий Радонежский Память - 8 октября Сергей Дарьичев   02:05 08.10.2023 1030 8 октября церковь вспоминает одного из самых значимых в истории Руси святых. В этот день преставился Сергий Радонежский, прославленный православной церковью в чине преподобного. Наверное, нет русского человека, который бы не слышал это имя, даже если он и далёк от церкви. Победа на Куликовом поле поставила его в один ряд с Дмитрием Донским и русским воинством. Ни один историк или писатель говоря о Куликовской битве не обошел стороной благословение Преподобного Сергия русскому воинству перед битвой. А его призыв к единению стал главным стержнем всей последующей истории Руси. Когда-то заканчивал катехизаторские курсы при Мурманской епархии, дипломная работа моя носила такое название: « Троице-Сергиева лавра и ее основатель преподобный Сергий, как молитвенный щит Руси.» Перечитал всё что сообщали о нем историки, и составители жития святых, художественные произведения Б. Зайцева и И. Шмелева. Тогда уже начинал опробовать свои поэтические задатки, потому без стихов не обошлось…

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/07/...

VII. Троицкая лавра Следующий день был весь посвящен Троицкой лавре. Во Святых вратах ее, чрез которые со времен Донского, в течение более четырех веков, все Князья и Княгини наши, удельные и великие, Цари и Царицы, Императоры и Императрицы, один за другим, приходили поклониться своему заступнику Сергию, – в сих вратах сидел Митрополит Московский, в великолепнейшем облачении, усыпанном жемчугом по багрянцу, в митре горящей каменьями: такое пышное достояние оставил убогий Сергий своему наместнику, вместе со своею крашенинною ризою. Вокруг Митрополита стояли четыре Архимандрита и весь духовный собор лавры, в богатейших ризах, с кадилами и свечами, и вся братия в мантиях тянулась за ними долгим рядом по густой аллее развесистых лип. Звон колокола возвестил, что Наследник стольких Царей идет, в свою очередь, воздать долг благодарности св. Угоднику. Вняв приветственной речи Митрополита, он вступил в священную ограду, где некогда Димитрий искал ободрения к Донской битве и укрывался внук его Темный, где супруга Uoahha III , Греческая Царевна София, испросила наследника себе и России, где крещен был Грозный и положен при рождении в раку Сергия, и молился у нее на пути в Казань и из Казани, где спаслась Россия во время Самозванцев, где юный Михаил, руководимый Архимандритом Дионисием и Келарем Палицыным, благословен на царство, и где скрылся от мятежей Стрелецких внук его Петр. По следам их шел Цесаревич припасть к чудотворной раке благодетеля земли Русской, который, соорудив свою обитель, как некий щит для охранения еще юной тогда столицы, сам возлег на вечную стражу. Божественная литургия, со всевозможным торжеством, совершилась в Троицком соборе, и еще одни царственные молитвы потекли в сие давнее их хранилище. Кельи Митрополита, где прежде всегда останавливались державные богомольцы, были приготовлены для Его Высочества, которому понравилось их готическое убранство; между многими портретами Царей особенно показался замечателен портрет Грозного. В обители Саввинской он изображен в благолепном возрасте мужества; здесь же с мрачным выражением времен Опричины: борода редкая, седая, глаза яростные, все черты напряжены страстью; судя по живописи, можно полагать портрет почти современным. Великий Князь смотрел на него с большим вниманием, покамест Жуковский поверял на лице Иоанна незабвенные строки Карамзина о ужасном виде Царя, возвратившегося из Александровской слободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

V. Святая София Громко имя св. Софии, давно и глубоко вкоренилось оно в землю Русскую: от красных берегов Босфора, где впервые услышали его послы Владимировы, отозвалось оно при великом Ярославе над синим Днепром в матери городов Российских и на истоках Волхова в родовой колыбели Славян. – Именем св. Софии загремело шумное вече Новгородское: под сень сего мощного имени стали стекаться гости иноземные, и страшно раздалось оно в рядах Меченосцев, когда бился с ними Новгород во дни битв своей юности. Но голос брани умолк, умолк и голос торговли; она течет иной рекою вдали от запустевших дворов иноземных, которыми некогда красовался сей древний союзник Ганзы, и звук вечевого колокола замолк: слышен только обычный благовест, сзывающий на молитву сынов Новагорода. Один Волхов по старому шумит под древнею стеною Кремля; один он не хочет утихнуть, и только в бурных его волнах неспокойным кажется вид обеих сторон. Торговой и Софийской, некогда враждебных друг другу; одна только св. София гласит о прежней славе Новгорода. Восемь веков протекли над нею и не смели коснуться; они изменили вокруг нее гражданский быт и самую природу и не проникли в заветное святилище; напрасно стучались они старческою рукою в два ее притвора: – их как бы отразили с южной стороны два в ней почиющие Князя, храмоздатель Владимир и щит Новагорода, храбрый Мстислав; а с западной укрепил за собою запоры Корсунских врат сонм духовных Владык Новагорода, избравший себе место сие последним приютом. Так пощадила рука времени древнее святилище, иногда только обновляемое рукою человеческой, и вступающий в его средину может еще на время забыть о настоящем в долголетии минувшего. Еще в глубоком куполе не разжалась рука Вседержителя, столько веков держащая судьбы великого Новгорода; и так не напрасно слышался от иконы таинственный глас иконописцам Царяградским, когда по воле Епископа Луки трижды старались они начертать благословляющую десницу Господа: «не пишите Мя с благословляющею рукою, но пишите Мя с сжатою; Аз бо, в сей руце Моей, сей великий Новгород держу; когда же сия Моя рука распространится, будет тогда и граду сему скончание.» – Так гласит местное предание, записанное благочестивыми предками.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  Выставка Верующие имели право и на более сильные проявления эмоций Яна Амелина   23 июля в Москве при большом стечении народа состоялся первый в России с 1986 года - времени последнего суда над религиозными диссидентами в Советском Союзе -процесс над православными христианами. Первая попытка закончилась ничем. Заседание перенесено на неопределенный срок, скорее всего, на осень. Еще 8 июля следователь Центрального административного округа УВД Москвы Роман Фролов предъявил обвинение пост. 213 ч. 2 УК РФ в совершении группового хулиганства Михаилу Люкшину и Анатолию Зякину -двоим участникам происшедшего 18 января инцидента на выставке " Осторожно, религия! " в музее и общественном центре имени Андрея Сахарова. Тогда шестеро христиан разбили и залили краской представленные там экспонаты. Дело было возбуждено в тот же день. В том, что оно имеет неблагоприятную для обвиняемых судебную перспективу, убеждает, например, повышенный интерес к происходящему со стороны посольства США в Москве (казалось бы, им-то что?). В то же время дело против устроителей выставки по ст. 282 УК РФ о возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды имеет перспективу быть спущенным на тормозах. Кстати, и завела-то его Таганская межрайонная прокуратура Москвы только 28 февраля, лишь после соответствующего обращения Государственной думы. Что же выставили на публичное обозрение участники действа в Сахаровском центре, куратором которого выступил некто Арутюн Зулумян? В качестве экспонатов предстали, например, щит с логотипом " Кока-колы " и исполненной по-английски надписью: " Сие есть кровь моя " . Или вот икона Спасителя с дырками для лица и рук -каждый посетитель мог сфотографироваться " на память " . Тут же голая женщина, " распятая " на обвешанном сосисками кресте, и много других аналогичных экспонатов. Многое становится понятным, если посмотреть на фамилии участников проекта " Осторожно, религия! " . Это около сорока маргинальных " деятелей искусства " . Среди них - скандально известный Олег Кулик, прославившийся " перформансами " , в ходе которых он то предлагал изумленной публике заглянуть под хвост коровы из папье-маше ( " Загляни в глубь матушки России " ), то рубил и разделывал на куски свинью с надписью " Россия " .

http://moral.ru/Sakh_press5.htm

  Обращение деятелей науки и культуры по поводу событий 18 января в Музее Сахарова     В редакцию поступило открытое обращение известных православных писателей, художников, скульпторов с осуждением кощунственной выставки в музее Сахарова " Осторожно, религия " . В числе подписавших: писатели Валентин Распутин, Василий Белов, кинорежиссер Никита Михалков, математик Игорь Шафаревич, актер и режиссер Николай Бурляев, художник Илья Глазунов, скульптор Вячеслав Клыков, историк Михаил Назаров и другие.   Обращение   14 января 2003 г. в музее и общественном центре им. Андрея Сахарова открылась выставка под названием «Осторожно, религия!», на которой группа «художников», выставила свои «работы», представляющие собою кощунственное глумление над Православными христи­анскими святынями. Куратор выставки - Арутюн Зулумян. Среди участников - скандально известные своими кощунственными богохульными эпатажами А. Тер-Оганьян, О. Кулик, А. Косолапов и другие, всего более сорока «авторов». 17 января «Независимая газета» напечатала статью, в которой были опубликованы фотографии некоторых кощунственных «экспонатов» выставки. В числе представленных на выставке «шедевров» - имитация иконы Спасителя «Великий Архиерей» большого размера с прорезями вместо лика, рук Спасителя и Евангелия. По замыслу автора В. Мамышева-Монро посетителям предлагается вставить свое лицо в прорезь и сфотографироваться в таком виде на установленный напротив фотоаппарат на треножнике, на котором висит табличка «Фото недорого». Именно так изображен сам автор на фотографии, опубликованной в «Независимой газете». Другой «экспонат», фотография которого представлена там же, представляет собой щит с логотипом « Coca- cola», на котором изображен лик Спасителя и надпись «Сия есть Кровь Моя» по-английски. Среди «экспонатов» - большого размера постер с фотографией обнаженной женщины, сфотографированной как бы распятой на кресте. Другие «экспонаты» -композиция из водочных бутылок, украшенных церковными куполами, кощунственная пародия на икону Божией Матери, стенд с изображениями иконографии Спаса нерукотворного, вместо лика Которого вставлены различные изображения, фотография Животворящего Креста с развешенной на нем гирляндой сосисок; под потолком помещения - развешенные в форме креста непристойные изображения обнаженных людей.

http://moral.ru/news03_0120_Muzei2.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010