Интерьер церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского мон-ря в с. Папортка. Фотография. 2011 г. Интерьер церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского мон-ря в с. Папортка. Фотография. 2011 г. В 1857 г. в Казанском приходе числилось 1722 чел. Указом Синода в сент. 1876 г. при церкви было открыто земское училище. В 1890-1916 г. настоятелем был свящ. Евгений Васильевич Знаменский. После 1917 г. Казанский храм не был разорен: сохранились 5-ярусный позолоченный иконостас, почти все росписи и несколько икон XIX в. Ок. 1930 г. богослужения были прекращены, помещение церкви переоборудовано под зернохранилище. Псаломщик Петр Федорович Виноградов был расстрелян, вероятно в янв. 1930 г. В нояб. 1941 г. Папоротка была захвачена нем. войсками, 15 дек. освобождена, но храм в период Великой Отечественной войны не пострадал, и 27 мая 1946 г. в нем возобновились богослужения. По решению Тульского облисполкома от 9 апр. 1969 г. здание церкви было поставлено на гос. охрану, на фасаде зап. притвора прикреплена доска: «Памятник архитектуры XIX века. Казанская церковь. Охраняется государством». В 50-60-е гг. XX в. настоятелями были священники Сергей Александрович Пересветов, Петр Иванович Карасёв, Николай Иванович Бойко, Порфирий Николаевич Доброхотов, Александр Тихонович Козачинский, В. М. Желудков, в 1972-1990 гг.- Емельян Климентьевич Полищук. По преданию, возникновение мон-ря в с. Папоротка предсказал старец схиархим. Иринарх (Попов Степан Сергеевич; 1871-1950), который после возвращения из ссылки в Северном крае и Казахстане проживал в соседнем с. Левинка (ГАТО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 2746. Л. 21; УФСБ по Архангельской обл. Д. П-11397). В 2001 г. могилу старца Иринарха близ левинского храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 90-х гг. XX в. при Казанском храме сложилась монашеская община, к-рой руководил настоятель (1998-2001) прот. Иоанн Титов. 21 июля 2001 г., в день престольного праздника, 12 сестер Щегловского тульского мон-ря во главе с игум. Игнатией (Сидоровой) были переведены в с. Папоротка, где образовалась новая жен. обитель. Ее духовником стал прот. И. Титов, принявший монашеский постриг с именем Кирилл (возведен в сан игумена). 14 янв. 2002 г. Тульской епархией РПЦ утвержден устав мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1319844.html

В дек. 1857 г. Н. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и, видимо, произвел благоприятное впечатление на митр. С.-Петербургского Григория (Постникова) , способствовавшего его дальнейшему карьерному росту. В 1858 г. Н. была поручена ревизия Оренбургской консистории и оренбургских духовно-учебных заведений и уфимских муж. и жен. мон-рей. По окончании ревизии 17 мая 1859 г. Н. назначен ректором Новгородской ДС и настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Митр. Григорий предполагал поставить Н. викарием С.-Петербургской епархии. Но из-за скорой кончины митрополита (17 июня 1860 г.) это назначение не состоялось. 22 окт. 1860 г. в столичном Казанском соборе Н. был хиротонисан во епископа Тульского и Белёвского, в нояб. прибыл в Тулу. При нем велось строительство Щегловского тульского в честь Пресвятой Богородицы монастыря . В обители архиерей освятил 9 июня 1863 г. первую (домовую) ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (в нее перенесли копию чудотворной Киево-Печерской иконы «Успение»), а 8 сент. 1864 г.- 2-этажный собор в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Высочайшим соизволением и определением Синода от 30 сент. 1868 г. мон-рь был учрежден. 24 мая 1886 г. в честь 25-летия служения Н. на Тульской кафедре в Щегловской обители заложен теплый храм во имя прп. Никандра Псковского, освященный 24 сент. 1889 г., в день памяти этого святого. Н. особо заботился о жен. обителях. В 1861 г. он выдал Каширской жен. богадельне (см.: Каширский во имя великомученика Никиты женский монастырь ) «сборную книгу» и благословил одну из сестер отправиться в С.-Петербург для сбора средств «в пользу устрояемой общины» ( Геронтий (Кургановский). 1909. С. 44-45). По ходатайству Н. указом Синода богадельня была обращена в общежитие, открытие к-рого епископ возглавил 27 июля 1862 г. Когда в 1884 г. община была преобразована в нештатный общежительный мон-рь, Н. возглавил его торжественное открытие. В 1893 г. Н. поддержал инициативу вдовы полковника Г. К. Голикова по устроению в имении Липово Крапивенского у. Тульской губ. жен. общины (см.: Липовская в честь Владимирской иконы Божией Матери женская пустынь ).

http://pravenc.ru/text/2565278.html

Единственный в России удел Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы - это основанный в её честь Щегловский мужской монастырь, что стоит на Тульской земле, в старинном граде Туле. Начало XIX века является фактической датой основания монастыря в Щеглове. Ранее в Туле уже существовал мужской монастырь. В страшный день 22 июня 1552 г. отогнали туляне 30-ти тысячную рать хана Девлет-Гирея. В благодарность за спасение Тулы, на костях убиенных воинов, на месте, где особенно много полегло защитников города, воздвигается монастырь в честь пострадавшего за правду Предтечи Иоанна. Это был первый в Туле монастырь, основанный в 1553 году у юго-восточной стены Тульского кремля. С этого года положено начало организованному мужскому монашескому житию в Туле. Можно установить преемственную связь монашеских обителей в Туле. В 1799 г. решением Священного Синода была открыта самостоятельная Тульская епархия. Именно с этого года начинает явственно проступать образование организованного «монашеского жития» в Земле Тульской. В 1801 году Иоанно-Предтечев монастырь был упразднен, и в нем разместился архиерейский штат открытой Тульской епархии. Однако, «граждане многолюдной Тулы, скорбящие об упразднении Предтечевой обители сердечно желали восстановить прежнюю или основать новую монашескую общину». Этим ходатайством жителей Тулы было предопределено создание нового монастыря, и им оказалась «Богородичная мужская обитель, что в Щеглове». Сначала для новоназначенного тульского владыки среди прекрасной природы бывшей Щегловской засеки в 1810 году был построен архиерейский вместительный загородный дом-дача. В связи с тем, что в штат архиерейского дома входило несколько монашествующих, на даче был освящен домовый храм и заведен монашеский уклад жизни. В середине XIX века по инициативе и на средства Московского купца Василия Ивановича Макарухина (основателя монастыря) рядом с архиерейским домом стали возводить комплекс зданий будущего уже самостоятельного монастыря.В мае 1860 г. состоялась закладка центрального собора, который через четыре года (8 сентября 1864 г.) был освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы.

http://sobory.ru/article/?object=00878

  ЖУРНАЛ 93 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначении секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых. Справка: 31 марта 1999 года (журнал 27) Священный Синод назначил секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых клирика Московской епархии протоиерея Максима Максимова. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразив благодарность протоиерею Максиму Максимову за труды, понесенные в качестве секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых, освободить его от этой должности с сохранением за ним членства в комиссии. 2. Секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых назначить игумена Дамаскина (Орловского), клирика Московской епархии, члена комиссии.   ЖУРНАЛ 94 СЛУШАЛИ: Прошения Преосвященных митрополита Тульского и Белевского Алексия, архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана об утверждении их в должности настоятелей (игуменов) особо значимых обителей их епархий. Справка: Освященный Архиерейский Собор, прошедший в Москве в феврале 2011 года, постановил, что «правящие архиереи могут быть настоятелями (священноархимандритами) исторически значимых или крупнейших монастырей епархий в порядке исключения» (п. 25 Определения «О внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить Преосвященного митрополита Тульского и Белевского Алексия в должности настоятеля (игумена) Богородичного Щегловского мужского монастыря города Тулы и Введенского Макариевского мужского монастыря села Жабынь Белевского района Тульской области. 2. Утвердить Преосвященного архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона в должности настоятеля (игумена) мужского монастыря во имя Архистратига Михаила села Козиха Новосибирской области. 3. Утвердить Преосвященного архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана в должности настоятеля (игумена) Кирилло-Белозерского мужского монастыря города Кириллова Вологодской области и Спасо-Прилуцкого мужского монастыря города Вологды. 4. Наместников прочих мужских монастырей Тульской, Новосибирской и Вологодской епархий утвердить в должности настоятелей (игуменов).

http://patriarchia.ru/db/text/1586149.ht...

Интерьер храма составляет органично связанные между собой элементы - настенная живопись, два иконостаса, иконы, предметы, декоративно-прикладного искусства. Все выполнено примерно в 80-х годах XIX века. Все это создает единый исторический ансамбль внутреннего убранства храма. Настенная живопись по стилистическим признакам относится к концу XIX века. Письмо выполнено в традициях академической школы, но в сюжетных композициях просматриваются традиции народного искусства. Масляная живопись покрывает стены, своды и несущие столпы. Особый интерес представляет расположенная на западной стене композиция и изображением Страшного Суда. Иконостас пятиярусный, позолоченный, украшен резными витыми полуколоннами и накладной деревянной резьбой. В праздничном ряду сохранилось две иконы, которые можно отнести к памятникам, исторически связанным с данным иконостасом. Остальные иконы современного письма. Иконостас в приделе во имя Вознесения Господне трехъярусный. Также украшен витыми полуколоннами и резьбой. Поновлен бронзовой краской. Иконы датируются концом XIX века и в преобладающем большинстве исторически связаны с храмом. Есть интересные иконы письма знаменитых афонских мастерских: «Достойно есть», 1901 г. и «Скоропослушница» начала XX века. Богоборческая волна XX века прошла и через Папоротку. Богослужения прекратились в 1930 г. Чтобы не произошло полного разорения храма, женщина по имени Мария хранила у себя ключи от него. Второе рождение храма началось сразу после войны. С Божией помощью местные жители сумели отстоять свою святыню, благодаря чему храм не подвергся разорению — почти все росписи и иконы остались на своих местах. В 1998 г. настоятель храма о. Иоанн решил надстроить старую ограду храма. Предварительно были разобраны северный и южный входы. Выкладывая новую ограду из кирпича, оба проема снова сложили, оставив вход только с западной стороны. Однако за год до приезда монахинь участок стены на месте бывшего северного проема вдруг обвалился. Когда уже был основан монастырь и встал вопрос о входе на территорию келейного корпуса, стало понятно, что стоит делать именно в месте обрушения стены. Здесь его указала сама Царица Небесная. И 21 июля 2001 г. по благословению пресвятой Богородицы и епископа Тульского и Белевского Кирилла в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери из Тульского Богородичного Щегловского монастыря в Свято-Казанский храм приехали 12 сестер во главе с игуменией Игнатней (Сидоровой).

http://sobory.ru/article/?object=06946

Ограда на основательном фундаменте из каменных столбов с деревянной решеткой была украшением храма и всей этой местности. Внутреннее пространство Казанской церкви было расписано, пол был каменный. Дубовые алтари, резной и точеный иконостас из липы, множество старинных икон в дорогих окладах, серебряная утварь и напрестольные кресты говорили о том, что церковь в Мясново, по своему статусу сельская, была красивой и благолепной, с любовью обустроенной. Надпись на одном из крестов гласила: «В 1770-м году…построен сей крест мирским подаянием в село Клин в церковь Казанския Богородицы рачением священнослужителей и старосты». В советское время храм был закрыт. Постановление «О закрытии Казанской церкви поселка Мясново» подписано 17 января 1933 года. Закрытая, оскверненная и разграбленная церковь разделила судьбу церквей по всей России, из уникальных церковных ценностей и святынь почти все утрачено. Храм вскоре и снесли. Прихожане Казанской церкви некоторое время продолжали собираться на богослужения в доме у священника. Богадельня для инвалидов была закрыта. Уцелел старинный намоленный образ святого Николая. Надпись с обратной стороны гласит: образ написан иноками Святой горы Афон Благовещенского скита русской Пантелеимоновой обители по заказу тульского купца, который заказал икону для Казанского церкви. Сегодня икона Николы чудотворца из мясновской Казанской церкви хранится в верхнем храме Всехсвятского кафедрального собора Тулы, видеть образ и помолиться перед ним может каждый – он расположен слева от царских врат. Восстановить прежний облик церкви в новое время помогли архивные документы, в том числе, «Главная церковная и ризничная опись Тульской епархии и уезда села Мяснаго Казанской церкви за 1857 год». Современное состояние [ править править код ] История нового храма началась в ноябре 2001 года в Богородичном Щегловском Пантелеимоновом монастыре на официальной встрече епископа Тульского и Белевского Кирилла и мэра Тулы Сергея Казакова. Обсуждение реконструкции монастыря перешло в разговор о судьбе Мясново, в котором более 24 тысяч жителей были лишены приходского храма. Мэр не возражал против строительства и выделил участок земли.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Казански...

Так, на иконе из московского храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Бутырской слободе М. изображена слева от блж. Ксении в молении к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» на фоне Московского Кремля и Петропавловской крепости. На иконе иконописцев И. Ю. и Н. В. Самолыго М. представлена справа в паре с блж. Василием Московским. Святые изображены на фоне Московского Кремля, в рост, в 3/4-ном повороте, с воздетыми руками в молении к образу благословляющего Христа в облачном сегменте. На М. длинное подпоясанное розовое платье с длинными свободными рукавами и зеленый плащ, на голове белое покрывало; лик с закрытыми глазами. Известны иконы блаженных местночтимых жен с включением образа М.: на иконе из ц. арх. Михаила дер. Зембин Борисовского р-на Минской обл., написанной в минской иконописной мастерской «Завет», святая представлена в группе жен вместе с блаженными Ксенией Петербургской и Валентиной Минской. М. изображена 1-й справа, на фоне Московского Кремля, в рост, с открытыми глазами, руки скрещены на груди, через левую кисть перекинуты четки. На ней подпоясанное зеленое платье с растительным орнаментом, белый платок. На иконе из Благовещенского храма пос. Благодатное Волноваховского р-на Донецкой обл. М. изображена с блаженными Ксенией Петербургской и Домникой Алешковской. М.- слева, в рост, вполоборота, руки подняты в жесте моления, глаза закрыты, на ней темно-синее платье и белый платок. М. входит в собор Московских и Тульских святых. На иконе «Собор Тульских святых» (2000-е гг.) из Успенского кафедрального собора М. представлена слева в верхнем регистре в молении к возносимому ангелами Казанскому образу Божией Матери. На иконе «Собор Тульских Святых» нач. XXI в. из Щегловского Богородицкого мон-ря М.- во 2-м ряду, 1-я справа, изображена погрудно. На родине М., в с. Себино Кимовского р-на Тульской обл., установлены ее скульптурные изображения (авторы П. С Добаев (2014) и И. Л. Котенёв (2015)). В работе Добаева старица представлена стоящей, на ней длинное платье с цветочным узором, голова покрыта платком, завязанным узлом на уровне плеч; правая рука - перед грудью ладонью вверх, в левой, согнутой в локте,- четки, у ног - птица.

http://pravenc.ru/text/2562616.html

В 1998 году по благословению Тульского митрополита Серапиона (Фадеева) Успенский храм села Венев-монастырь был передан Щегловскому тульскому монастырю для организации подворья, а 1 ноября того же года он был обращен в сестричество. Год спустя указом Священного Синода от 19 июля 1999 года сестричество было преобразовано в женский монастырь, настоятельницей которого была назначена монахиня Алексия (Бажина). За сравнительно короткий срок с 1999 года в Веневе монастыре произошло много созидательных событий: отреставрирован северный предел нижнего храма в честь преподобного Пафнутия Боровского, в нем же находится трапезная для насельниц обители, восстановлен центральный купол храма, построена фасадная часть монастырской ограды, построены три келейных корпуса, а также хозяйственные помещения. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в Веневе монастыре проживает 10 насельниц. Монастырское хозяйство – скотный двор, молочная ферма, огород, парники, маленькая пасека, восстанавливаемый фруктовый сад — все это на хрупких плечах небольшой женской монашеской общины. Небольшими группами и поодиночке приходят в это святое место паломники, которым всегда покажут и расскажут историю Венева монастыря поистине являющегося жемчужиной земли Тульской. Архитектура [ править править код ] Архитектурный ансамбль Свято-Никольского Венева монастыря занимает видное место среди немногих в Тульской области памятников церковного искусства, созданных до XVIII-ro века. Каменный храм, построенный в конце XVII века вместо обветшавшей деревянной церкви, сохранился с внешней стороны почти нетронутым. Как свидетельствует издание «Приходы и церкви Тульской Епархии» 1895 года (с.672) нижний храм во имя свт. Николая был освящен в 1696, верхний Успенский — в 1701 году. С северо-западной стороны к храму была пристроена шатровая колокольня, на 3-м этаже которой располагалась настоятельская келья. Как и большинство памятников этого периода, Венев монастырь является творением неизвестного архитектора, потрудившегося с весьма талантливым коллективом. Усилием многих был создан исключительно цельный архитектурный памятник, в котором удачно сочетались гармония, красота и простота.

http://azbyka.ru/palomnik/Венев-Никольск...

Погребение совершено 16-го марта 1886 года. Так окончилась жизнь этого энергичного деятеля, который, вышед из мещанской семьи, личной энергией достиг почтенного общественного звания и значительных прав и, умирая, оставил о себе добрую память. Хорошо его знавшие уважали его за многие черты его личного характера. Это был человек приветливый, ласковый, добрый; услужливый, расторопный, почти постоянно благодушный и весьма подвижной 23 . Все эти простые, но умные и энергичные чисто русские люди – иеромонах Никандр, Гавриил Васильевич и Александр Гаврилович Бочарниковы, отлично отвечали заветным намерениям В. И. Макарухина; это были простые, но крепкие и истинно трудовые руки, существенно необходимые для такого многосложного и чрезвычайно хлопотливого дела, как создание целого монастыря. Все они, вместе со своим первоначальником В. И. Макарухиным, похоронены в стенах ими созданной св. обители и останутся в ней навсегда истинно достопамятными. IV. Основание обители Аще не Господь созиждет дом, Всуе трудишася зиждущии: Аще не Господь сохранит град, Всуе бде стрегий.   Пс. 126:1   Настойчивым и честным трудом составив значительное состояние и при этом ведя строго скромный образ жизни, В. Ив. Макарухин естественно пришел к мысли – назначить или определить свое состояние на одно доброе и богоугодное дело, которое бы благословил Господь как истинную жертву благоговейного раба своего. Но – какое же дело? – По обычаю древнерусскому Вас. Ив. нашел себе советника в лице своего тайного духовника старца-иеромонаха Никандра. Однажды, полный святых дум о высоком деле благотворительности, В. Ив-ч приходит к о. Никандру и со всем детским простосердечием открывается ему, что имеет большое состояние и желал бы употребить оное на истинно доброе и не малое дело. Старец сердечно отнесся к этому заявлению боголюбивого простеца и повел с ним беседу об основании св. обители там, где ее не существует, но где она была, именно в Туле. Сюда направлена была мысль о. Никандра потому, что он по происхождению был туляк и знал о желании тульских граждан восстановить упраздненный в Туле Предтечев монастырь. Любя свой родной город Тулу, о. Никандр усердно и убедительно ходатайствовал пред В. Ив-чем о том, чтобы в Туле устроилась св. обитель иночествующих. Беседа его по сему предмету с В. Ив-чем закончилась полным успехом: В. Ив-ч дал на то свое полное согласие пред Боголюбской иконой Пр. Богородицы, пред которой они вдвоем беседовали о построении монастыря. Царица Небесная была, так сказать, единственной посредницей между ними. И вот почему сия икона Богородицы составляет заветную святыню Тульской Щегловской обители. Она помещается в храме Богородицы-Млекопитательницы на левом северном столбе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Новопостриженный о. Герман недолго оставался в приютившей его обители. 4-го января 1877 года он подает прошение преосвященному тульскому Никандру о принятии его в число братства «в знакомый ему Щегловский Богородичный монастырь», но при этом предваряет сына письмом, чтобы и он сам получше обдумал переход отца в Тулу и чтобы лично подал прошение преосвященному. На это сын отвечал от 13 января: «Я вчерашний день, то есть 12-го числа сего января, в 7 часов вечера, был у владыки и подал ему вашу бумагу (прошение), которую он принял с величайшим удовольствием, – был чрезвычайно доволен вами, что вы поторопились присылкою, а то он несколько раз говорил об этом о. эконому Иоанну, который очень рад и благодарен вам за поспешность. Он, т. е. эконом и слышать не хочет, чтобы откладывать это дело до весны. Вероятно, угодно было самому Промыслу Божию так устроить. Владыка сегодня же сделал распоряжение о перемещении вас из Орловской епархии в Тульскую. Вероятно, на днях будет послана бумага в Орловскую консисторию. Эконом о. Иоанн хлопоты об этом деле принял с охотою и усердием на себя. Прошу вас от себя быть во всем спокойным и возложить устройство этого дела на волю Божию. Наш поклон отцу игумену и Сильвестру с Иосифом. Передайте им, что перемещение ваше в тульскую епархию последовало согласно моему желанию. Желание сына – долг священный (исполнить?). Они сердиться на вас не должны. Прощайте, дорогой! – Владыка мне сказал, что вас в Туле ожидает сан иеромонаха, ради общих наших благ». – Однако и после сего Герман сильно колебался и уступил только энергичному настоянию о. эконома Иоанна – подал прошение в Орловскую консисторию о своем перемещении и был перемещен. По приезде в Тулу, вскоре, 12-го мая того же 1877 года, он был посвящен в иеродиакона архиепископом Никандром, а 3-го июля 1877 года – в иеромонаха, в Щегловском монастыре. Совершившееся таинство над старцем Германом глубоко волновало его старческую душу чувством святого умиления видимо для всех при том присутствовавших и близких ему людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010