Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИКОННИКОВ Герасим Тихонов, шуйский иконописец сер. XVII в. Упоминание о нем содержится под 1654 г. в Сказании о Шуйской Смоленской иконе Божией Матери (список Сказания кон. XVII в. находится в РНБ. Q. XVII. 79. Л. 72-173 - «Вкратце собранно известно сказание о пречюдней и чюдотворней иконе и о преславных чюдесех пресвятыя владычицы нашея Богородицы Смоленския, еже бе во граде Шуе в церкви Воскресение Христова, иже на посаде…»). В Сказании говорится, что во время эпидемии чумы, охватившей земли Сев.-Вост. Руси в 1654 г., прихожане ц. в честь Воскресения Христова, что на посаде в Шуе, дали обет поставить в своем храме Смоленскую икону Божией Матери и начали прилежно искать иконописца для этой работы. Выбор пал на жителя города «изурафа» И., очевидно потомственного иконописца, о чем свидетельствует его прозвание, доставшееся от отца («Герасим Тихонов сын Иконников»). В местном предании сохранились сведения о чудотворной силе иконы еще в период ее создания. Мастер дважды обнаружил, что в его рисунок с подлинника неведомая рука вносила изменения. Сочтя происходящее Божиим изволением, И. сообщил об этом заказчикам. Когда икона была готова и из дома иконописца ее перенесли в храм, моровое поветрие, унесшее жизни мн. людей, пошло на убыль. Икона (размеры 110×90 см) вплоть до 1935 г. находилась в Воскресенском храме Шуи, откуда ее предлагалось взять на гос. хранение в ГТГ (письмо дир. ГТГ М. П. Кристи - ГТГ ОР. Ф. 8. II. 635, 636). И. написал также Владимирскую икону Божией Матери, находившуюся в церкви с. Взорнова близ Шуи. И. принял постриг в Троицком монастыре г. Шуи и там же погребен. Лит.: Борисов В. А. Описание г. Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. М., 1851. С. 73, 75, 107-109, 422-438; он же. Шуйская школа иконописи в XVI ст.//Владимирские ГВ. 1852. 15. Ч. неофиц.; Поселянин Е. Богоматерь. С. 464, 699-700; Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Шуйской//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 600-603; Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 297. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/389048.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий 4 мин., 24.04.2020 Мы помним, что молятся не иконам, а перед иконами, обращаясь к Господу, Богородице, святым... И спасает нас не икона, а Господь. Об избавлении от морового поветрия можно молиться перед любой иконой, но некоторые из образов остались в истории именно как те иконы, перед которыми русские люди особо молились во время эпидемий. 1. Боголюбская («Боголюбивая») Московская икона Пресвятой Богородицы Образ написан в 1157 году. Прославился во время моровой язвы (чумы), свирепствовавшей в Москве в 1771 году. Икона находилась над Варварскими воротами Китай-города. По свидетельствам современников, многие люди получали исцеления от чумы после молитв перед ней. Память о чудесной помощи Богородицы совершалась ежегодно 18 июня. В канун этого дня образ снимался с ворот для народного поклонения. 2. Икона Божией Матери «Умиление» В 1337 году в Новгороде случилась эпидемия чумы. Люди молились Богородице перед чудотворной иконой «Умиление», просили Её о заступничестве и помощи. Моровое поветрие прекратилось. Перед образом «Умиление» молятся не только об избавлении от эпидемий - просят об исцелении недугов, о даровании покорности воле Божией. 3. Смоленская-Шуйская икона Божией Матери Образ Богородицы был написан Герасимом Иконниковом в Шуе «во избавление от постигших их бед и несчастий» во время эпидемии чумы 1653 года. Писать икону Герасиму было велено с образа Смоленской иконы «со всяким благоговением и поспешностию», чтобы успеть за неделю. Но, по преданию, во время работы над образом случилось нечто необыкновенное — положение ножек и ручек Младенца изменилось. На следующий день иконописец поправил рисунок, но икона вновь изменила свой вид. Через неделю образ был завершён. Икону установили в Воскресенском соборе. По свидетельствам, от неё исходило яркое свечение. Люди стали стекаться к иконе, молиться... Эпидемия продолжалась. К сожалению, самого Герасима Иконникова и его семью чума не пощадила, но через некоторое время после усердной общей молитвы болезнь вдруг разом прекратилась сначала у прихожан храма, а потом и во всей Шуе. 4. Грузинская икона Божией Матери

http://foma.ru/pered-kakimi-ikonami-moli...

В 1912 году каменные кельи были перестроены и расширены. В монастырском хозяйстве были каменные сараи, погреб, конюшня, скотный двор, баня. При монастыре действовала школа. В 1916 году Благовещенский монастырь особым указом Священного Синода был преобразован в женскую обитель. Настоятельницей была назначена игуменья Серафима из Серапионово-Алексеевской общины, что за Клязьмой всего в нескольких верстах от Вязников. Монастырь закрыли в 1920-е годы. Монахини удалились в Серапионовскую пустынь, где впоследствии были арестованы. Игуменью Серафиму сослали в лагерь. В 1930-е годы на территории закрытого монастыря было выстроено здание техникума, при этом монастырская ограда с южными воротами разобраны до основания, а келейные корпуса отобраны в жилой фонд Вязников. Оба храма (чудом уцелела и Всехсвятская надвратная церковь) переданы музею. Только благодаря музею и присвоению собору статуса памятника архитектуры мы сейчас видим церковь практически в неизменённом виде. Смотрите также: мужской монастырь въ г. Вязникахъ (1906 год, 197 страниц) Современное состояние [ править править код ] В 1990-х годах Благовещенский собор был передан Русской Православной Церкви, став приходским храмом. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней 21 июля 1999 года возрождение монастыря благословил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Постепенно восстанавливаются церкви, обустраивается территория. Храмы [ править править код ] Собор Благовещения Пресвятой Богородицы Надвратная церковь Всех святых Приписные приходские церкви Станки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Налескино. Церковь Казанской иконы Божией Матери (Подворья Мстерской женской обители в честь св. Иоанна Милостивого) Святыни [ править править код ] Древний чудотворный образ Казанской-Вязниковской иконы Божией Матери, Шуйская-Смоленская Икона Божией Матери, Икона " Споручница грешных " с частицей ризы Пресвятой Богородицы, Икона " Рождество Христово " с частицей яслей Господних, частица Животворящего Креста Господня, на котором был распят Христос, частица Ризы Пресвятой Богородицы, частицы мощей святаго Антония Великого – основателя монашества, святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова , частицы мощей Блаженной Матроны Московской, частицы мощей благоверных князей Петра и Февронии Муромских, преподобного Серафима Саровского, святителя Игнатия Брянчанинова , мироносицы Сусанны, Киево-Печерских отцов и Владимирских святых, частицы облачения святаго Иоанна Русского и святителя Спиридона Тримифунтского. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Слава, и ныне, глас 8: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона Одигитрии песнь 3-я и от втораго канона праздника Песнь 6 -я и прочая службы Пресвятыя Богородицы. Шуйская-Смоленская икона Божией Матери была написана в 1654–1655 годах в Воскресенском приходе города Шуи. В то время в городе свирепствовала моровая язва. Уповая на милость Божию и заступничество Богородицы, прихожане Воскресенской церкви поручили благочестивому иконописцу иноку Герасиму (перед кончиной он принял великую схиму) написать образ Смоленской Божией Матери. Этот образ издревле спасал русских людей от врагов и бед. Целую неделю, пока писалась икона, прихожане пребывали в посте и молитве. Когда икона была написана, священник Воскресенской церкви и народ перенесли ее в церковь и поставили на особо устроенном месте. С того времени моровая язва стала утихать, сначала в пределах Воскресенского прихода, а затем и во всем городе. От иконы Богоматери, поставленной в храме, совершилось много исцелений, особенно от глазных болезней и глухоты. Благодатная помощь от иконы была свидетельствована Суздальским архиепископом Стефаном в 1667 году. Прославились также некоторые списки с Шуйской иконы: в селе Павлове (Горьковская епархия), икона была написана в 1771 году во избавление от чумы, которая прекратилась после того, как в село принесли список иконы; в Ярославской церкви в честь святого Иоанна Златоуста , икона была написана благочестивым иереем по особому видению. Празднование иконе совершается также 28 июля. Службу в 1924 году составил настоятель Московской Ризоположенской церкви протоиерей Николай Миловский, уроженец города Шуи, питомец Шуйского духовного училища. К церковному употреблению служба была благословлена Местоблюстителем Патриаршего престола Митрополитом Петром 31 июля 1925 года. Читать далее Источник: Минея - М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея ноябрь. - 2002./Ч. 1. – 464; Ч. 2. - 576 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вскоре после этих событий местные жители перестроили собор в камне. Однако простоял этот пятиглавый храм недолго - вскоре сгорел. Пламя тогда уничтожило почти весь город, уцелело всего полтора десятка дворов. Чудесным образом была спасена и Шуйская Смоленская икона Божией Матери. Пожары свирепствовали в Шуе на протяжении всего XVIII века. Последний произошёл в 1792 году, и после него горожане решили возвести новый соборный храм в честь Воскресения Христова. На строительство ушло шесть лет. А 19 сентября 1799 года епископ Владимирский и Суздальский Виктор совершил чин освящения нового собора. В 1831 году в Шуе случилось новое горе - эпидемия холеры. Шуяне снова решили обратиться к своей заступнице. Они наложили на себя недельный пост, а после этого, в день чествования Смоленской иконы Божией Матери, вместе с образом прошли крестным ходом вокруг всего города. Болезнь отступила, а крестный ход стал ежегодным. Сохранились сведения о том, что он всегда продолжался почти два часа. На него неизменно собиралось всё городское духовенство с хоругвями и чтимыми иконами. Начинали звонить колокола всех церквей. Во время хода делалось несколько остановок для совершения молебнов. Что касается Воскресенского собора, то его в начале ХХ века решено было расширить. Появилась просторная и светлая трапезная; над западным входом воздвигли трёхглавие. Прихожане говорили, что при входе в собор " дух захватывало " от его убранства. Оштукатуренные побелённые стены украшала лепнина. У храма было три входа, а двери везде тоже были тройные - железные, дубовые с зеркальными стёклами и третьи - " окрашенные под дуб " . Южный вход украшало чугунное крыльцо с десятью колоннами, железной крышей и вызолоченными крестами. А в середине фронтона помещался образ Шуйской Смоленской Богоматери - он был выполнен на листовом железе в греческом стиле. Главный престол собора тоже был роскошен. В издании " Воскресенский собор города Шуя и чудотворный Шуйско-Смоленский образ Богоматери " (составитель Н.И. Никонов) он описан так: " Престол в центральном алтаре был из цареградского кипариса в серебряном чеканном облачении.

http://sobory.ru/article/?object=00143

е. сопровождающей человека в дороге, рассматривается старообрядческая икона «Богоматерь Смоленская «Одигитрия», с преподобными Марком Фряческим и Мароем (Мароном)» (кон. XVIII - нач. XIX в., частное собрание, Москва): эпитет Богородицы «Одигитрия» переводится с греческого как «Путеводительница», оба отшельника - помощники в пути, прп. Марк Фраческий - покровитель путешествующих, М.- изгонитель бесов ( Бусева-Давыдова. 2011. С. 86). К такого же рода образам примыкает Шуйская икона Божией Матери «Одигитрия» с изображением на полях ангела хранителя и М. (слева) (XIX в., частная галерея «Русская икона», Саров). Реже встречаются иконы с избранными святыми, выбор которых мог быть продиктован желанием заказчика иметь прежде всего образ соименного святого. Очевидно, к подобным памятникам можно отнести: икону посл. трети XVIII в. из собрания Х. Вилламо с изображением М. и св. Артемия Веркольского, предстоящих в молении центральному образу Спасителя на троне; подписную икону работы Якова Тощеева с образами святых Димитрия Ростовского (в центре), Петра Афонского, Димитрия Солунского (слева), и мц. Дарии и М. (справа); вверху «облачный» Спас (кон. XVIII в., ГВСМЗ; см.: Подписные иконы XVII - нач. XX в. в собр. Владимиро-Суздальского музея-заповедника: Каталог/Сост.: М. А. Быкова. Владимир, 2009. С. 61). Прп. Марон Сирийский с учениками. Исцеление больных и изгнание бесов. Фрагмент росписи ц. прп. Марона Пустынника в Москве. 1999–2004 г. Иконописец А. Ф. Дворников Прп. Марон Сирийский с учениками. Исцеление больных и изгнание бесов. Фрагмент росписи ц. прп. Марона Пустынника в Москве. 1999–2004 г. Иконописец А. Ф. Дворников Одна из ранних единоличных икон М. происходит из собрания С. И. Щукина и имеет точную дату создания, зафиксированную в надписи,- 1738 г. (ГИМ). Преподобный представлен на фоне перспективного пейзажа с горками и деревцами предстоящим благословляющему обеими руками «облачному» Спасителю в левом верхнем углу; в отведенной в сторону опущенной левой руке М.- раскрывающийся барочными витками свиток (без начертания текста), персты правой сложены в крестном знамении (троеперстие), правая рука в молении; голова не покрыта, по контуру нимба идет надпись «Преподобный Маронъ».

http://pravenc.ru/text/2562384.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Воскресенский собор в Шуе: тайны высокой колокольни 4 мин., 21.11.2022 Этот собор полон загадок. Как связаны с ним Эйфелева башня, спасение императорской семьи во время крушения поезда и начало повсеместных гонений на Церковь в 20-е годы ХХ века? Давайте разбираться… История Шуйского кафедрального собора в честь Воскресения Христова Фото Николая Винокурова/Фотобанк Лори Это не отдельное здание, это целый архитектурный ансамбль, памятник федерального значения в историческом центре города. Кроме главного кафед­рального собора, выстроенного в 1798 году, ансамбль включает Никольский собор (1756) и отдельно стоящую колокольню (1832). Церковь Воскресения Христова впервые упоминается в 1629 году. Главный престол освящен в честь Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери. Фото Игоря Сивцова В 1936 году Воскресенский собор отдали обновленцам. С прекращением богослужений в 1939 году из собора исчезла его главная святыня — Шуйская-Смоленская икона Богородицы. В начале девяностых собор передали Русской Церкви. Сегодня здесь находится подворье Николо-Шартомского мужского монастыря. Колокольню Воскресенского собора видно издали, уже при подъезде к Шуе. Архитектурная доминанта города, она возвышается на высоком левом берегу реки Тезы и потрясает воображение. 106 метров — самая высокая отдельно стоящая колокольня в Европе! Соборная колокольня 106-метровая колокольня Воскресенского собора — самое высокое здание в городе и первая по высоте в Европе среди отдельно стоящих звонниц. Строительство в 1810 году велось под началом Гауденцио Маричелли. Он планировал выстроить колокольню высотой около 64 метров, но просчитался: конструкция обрушилась… Стройку передали архитектору Евграфу Петрову, ученику знаменитого Казакова. Он составил новый проект четырехъярусной колокольни, уменьшив высоту каждого яруса, но увеличив общую высоту. Строительство завершилось через 22 года, в 1832 году. Колокола В 1888 году под Харьковом произошла железнодорожная катастрофа, в которой чуть не погибла семья императора Aлekcahдpa III и сам государь. В честь чудесного спасения для шуйской колокольни отлили колокол в 20 тонн — седьмой по весу в России.

http://foma.ru/voskresenskij-sobor-v-shu...

Павел разумел, видимо, отсутствие окладов. Действительно, священник П. Зверев уже в самом конце столетия писал об иконостасе собора: " Иконостас... шестиярусный, древний. За исключением двух икон в нижнем ярусе, все остальные иконы без риз " . Шестым ярусом автор считает, как следует из текста, " резное распятие с предстоящими или же, наоборот, самый нижний ряд, под местным, о котором он пишет: " Над самым полом находятся картины из исторических ветхозаветных событий, как то: встреча Авраама с Мельхиседеком, принесение Исаака в жертву, - видение Моисеем купины, - поклонение Евреев золотому тельцу при Синае, - благословение Исааком Иакова, - опускание Иоасифа братьями в ров и т.п " . Интересно также свидетельство Зверева о раме иконостаса (интересно прежде всего потому, что, вероятнее всего, именно в таком виде она сохранилась до закрытия и разграбления собора): " Царские врата массивны: около 5 аршин вышины и 3 ширины, - резные, вызолоченные на полимент; над ними, в нише иконостаса, два резных Ангела, осеняющих врата рипидами... " К моменту передачи монастыря Церкви внутреннее убранство Никольского собора было почти полностью уничтожено. Говоря о нём, " Памятники Отечества " скупо сообщают: " На внутренних стенах собора, сводах и гранях пилонов местами сохранилась штукатурка с остатками фресок " . В современном убранстве собора заслуживают внимания старинные иконы, помещённые у левого и правого клиросов. Слева - иконы Божией Матери " Тихвинская " и " Шуйская-Смоленская " , справа - " Нерукотворный образ Спасителя " очень выразительного письма. Судя по их размеру, эти иконы когда-то могли находиться в местном ряду иконостаса (но только не в Никольском соборе, а где-то ещё). А раньше, до революции, согласно свидетельству священника всё того же П. Зверева, главными святынями монастыря являлись Казанская икона Пресвятой Богородицы и образ Николая Чудотворца, помещавшиеся в Никольском соборе, первая - против левого клироса, вторая - против правого. Также заслуживали внимания иконы " редкого письма " , древние, ещё ко временам патриаршества относящиеся, напрестольные кресты и богослужебные книги. До наших дней эти " исторические " святыни не дожили, и об этом остаётся лишь сокрушаться. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=20721

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 11 (770) , 1 (33) . в этом году (за прошлые годы с 2010-11-22) Происхождение изображения: Загружено 2010-11-22, анонимно. Описание: БОГОМАТЕРЬ НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ СО 120 ЧУДОТВОРНЫМИ ИКОНАМИ БОГОМАТЕРИ. Первая половина XIX века. Москва. Дерево; темпера. 121 x 94. Поступила в 1941 году. Происходит из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве. Реставрирована в 1994 году в ГТГ И.В. Авериной. ГТГ инв. 28821. Клеймы: Нечаянная радость, Арапетская, Новоникитская, Призри на смирение, Цареградская, Святоильинская, Словенская, Иерусалимская, Писидская, Виленская, Лоретская, Корсунская, Ерманская, Семиозерская, Руденская, Яхромская, Яскинская, Теребинская, Что в Успенском соборе, Мати и Дева, Благоуханный цвет, Воспитание, Долинская, Неувядаемый цвет, Милостивая, Смоленская, Пахромская, Купятицкая, Дамаскинская, Селигерская, Новгородская, Новодворская, Барловская, Патменская, Сохомская, Прежде рождества Дево, Огневидная, Трех радостей, Умягчение злых сердец, Обет страждущих, Взыскание погибших, Не рыдай Мене Мати, Кипрская, Вододательница, Малетинская, Декточерская, Египетская, Елецкая, Ватопедская, Синыйская (?), Венская, яже в Уграх, Сокольская, Межетская, Девпетерубская, Ченстоховская, Римская, Молдавская, Антиохийская, Численская, Что Тя наречем обрадованная, Александрийская, Что у Спаса во дворце, Византийская, Кипяжская, Цесарская, Муромская, Тамбовская, Ильинская, Молченская, ?, Старорусская, Братская Киевская, Вутиванская, Любеческая, Жировская, Чтрево Твое бысть святое, Мателикийская, Думницкая, Пименовская, Ярославская, Колочская, Шуйская, Троеручица, Собольская, Умиление, Ахтырская, Галацкая, Великоустюжская, Ржевская, Коневская, Псковская, Святогорская, Абалацкая, Силуамская, Тольская (?), Костромская, Свенская, Грузинская, Петровская, Положение пояса, Далматская, Гребневская, Игрицкая, Югская, Звенигородская, Михсинская (Миасинская ?), Калужская, Исаковская, Почаевская, Филермская Собор Богородицы Амартинская Тумбовская Модецкая (Моденская ?) О всепетая Мати. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Собор Богородичных Икон (Многочастная Икона Пресвятой Богородицы) " .

http://pravicon.com/image-11757

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Можно ли целовать иконы во время эпидемии коронавируса? 2 мин., 04.03.2020 Вопрос читателя:  Грех ли, если боишься заразиться, целуя икону? И обязательно ли это в принципе делать в храме? Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Божие на Вас благословение! Греха в том, что человек боится заразиться, нет, потому что это естественный и вполне обоснованный страх. Другое дело, что некоторые наши страхи приобретают форму панического ужаса. В мире существует огромное количество вирусов, и немалое их число вызывает болезни, которые могут в определенных условиях привести к смерти человека. Но это знание не отменяет общения друг с другом и не заставляет большинство людей доходить до паники. Другое дело – эпидемии, когда человек поддается общему настроению и начинает бояться всего. Так было и так будет всегда. Люди легко поддаются общему настроению, и если один человек может преодолеть свои страхи, то в ситуации, когда паника распространяется среди его окружения, не важно, реального или же виртуального, тяжело сохранять спокойствие. Традиция целовать иконы достаточно древняя. Таким образом мы проявляем своё почитание Бога и святых, изображенных на этих иконах. Это благочестивая традиция, но никто не обязывает христианина целовать иконы, тем более если возникает страх заразиться во время эпидемии. Иконы регулярно протирают и чаще всего это делается специальным спиртосодержащей жидкостью. Но, если есть опасения, можно взять с собой чистый платок и перед целованием иконы смочить его в дезинфицирующем растворе и протереть икону, в этом нет ничего запрещённого. А можно на время эпидемии на время отказаться от этого обычая. Добавлю, что со многими чудотворными образами связаны не только единичные случаи исцелений и прекращения эпидемий. Например, икона Шуйская-Смоленская была написана в период эпидемии, и именно через почитание этого образа болезнь прекратилась. Да и вообще стоит помнить, что Бог имеет попечение о каждом из нас и такой важный момент, как тяжелая болезнь, уж никак не произойдет без попущения Божия.

http://foma.ru/mozhno-li-czelovat-ikony-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010