13 Да восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя того единаго, исповедание его на земли и на небеси. 14 И вознесет рог людий своих: песнь всем преподобным его, сыновем Израилевым, людем приближающымся ему.  1 Аллилуия. Аггея и Захарии. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних (селениях).  2 Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.  3 Хвалите Его, солнце и луна; хвалите Его, все звезды и свет.  4 Хвалите Его, небеса небес и вода, которая превыше небес:  5 Да восхвалят имя Господне, ибо Он сказал - и они явились, повелел - и создались.  6 Поставил их во век и в век века: повеление дал - и не пройдет оно.  7 Хвалите Господа от земли: змеи и все бездны;  8 Огонь, град, снег, лед, ветер бурный, исполняющие волю Его;  9 Горы и все холмы, деревья плодоносные и все кедры;  10 Звери и все скоты, гады и птицы пернатые;  11 Цари земли и все народы, властелины и все судьи земли;  12 Юноши и девы, старцы с молодыми.  13 Да восхвалят имя Господне, ибо превознесено имя Его Единого: исповедание Его (совершается) на небе и на земле!  14 И Он возвысит силу народа Своего. (Такова) песнь всех преподобных Его, сынов Израиля, людей, приближающихся к Нему.     Призыв всех тварей – духовных и чувственных – к прославлению Творца и особая цель этого призыва. – Почему пророк говорит немного о небесных силах и пространнее – о видимых предметах? – Различные способы прославлять Бога; хвала Ему неодушевленных тварей. – Мир имеет Творца и Промыслителя. – Обращаясь к земным тварям, почему псалмопевец перечисляет те из них, которые кажутся бесполезными, или вредными? – Нужно благо­дарить Бога за установление власти Царей. – " Ибо превознесено имя Его Единого " . – Свою славу Господь распростра­нить и на Израиля, если он будет исполнять Его заповеди. Этим он внушает еще нечто другое. Что же такое? То, чтобы никто из безумных не думал, будто существуют два Создателя. Так как твари различны, отличаются друг от друга по существу своему, именно: одни чувственные, другие духовные, одни видимые, другие невидимые, одни облеченные телами, другие бестелесные, то, чтобы кто-нибудь из различия созданий не стал заключать о двух Создателях, пророк учреждает один хор, воссылая Богу от всех одно песно­пение и внушая, что одного и того же Бога должны славосло­вить и горния и дольния твари, и тем научая, что один Созда­тель тех и других.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

150 . «Прежние грехи, будучи воспоминаемы в своих образах, вредят. Ибо если они приносят с собою печаль, то удаляют от надежды, а представившись без печали, влагают внутрь прежнюю скверну. Если хочешь приносить Богу неосужденное исповедание, то не вспоминай грехов по виду их, но мужественно терпи находящие скорби за них» (прп. Марк Подвижник . Слова, 2.151,153). 151 . «Господь много любит кающегося грешника и милостиво прижимает его к Своей груди: «Где был ты, чадо Мое? Я давно жду тебя». Господь всех зовет к Себе голосом Евангелия, и голос Его слышен во всей вселенной: «Придите ко Мне, овцы Мои. Я создал вас, и люблю вас. Любовь Моя к вам свела Меня на землю, и Я все претерпел ради вашего спасения, и хочу, чтобы вы познали Мою любовь и сказали, подобно апостолам на Фаворе: Господи, хорошо нам с Тобою»» (прп. Силуан Афонский . Писания, IX.27). 152 . «Кто исповедует свои грехи, от того они отступают, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества и не терпят обличения и позора. Таинством Исповеди решительно очищаются все грехи, сделанные словом, делом, помышлением… Исповедание грехов необходимо, чтобы надлежащим образом раскаяться в прежних грехах и для того, чтобы предохранить себя на будущее время от падения в грехе… Ничто, ничто так не помогает исцелению от раны, нанесенной смертным грехом, как частая исповедь» (свт. Игнатий (Брянчанинов) . Наша воля и воля Божия 153 . «Светлейшее учение Спасителя нашего таково: «да будет воля Твоя» ( Мф. 6, 10 ). Кто искренно произносит эту молитву, тот оставляет собственную свою волю и возлагает все на волю Божию… А воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы нам оправдывать себя и верить себе, и тогда они легко порабощают человека, [принявшего такой образ мыслей]» (прп. Варсонофий Великий. Руководство, 40, 124). 154 . «Великое благо – предаться на волю Божию. В душе тогда один Господь, и нет другой мысли, и она чистым умом молится Богу. Когда душа всецело предалась на волю Божию, тогда Сам Господь начинает руководить ею, и душа непосредственно учится от Бога… Горделивый не хочет жить по воле Божией: он любит управлять собою сам; и не понимает того, что не хватает у человека разума без Бога управлять собою» (прп. Силуан Афонский . Писания, VI.1).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

15: 3), часто согрешающих вновь призывая к исповеданию грехов напоминанием: Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! кто устоит? (аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит) (Пс. 129: 3), нуждающихся в милости Божией научая говорить: " помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей " (Пс. 50: 1), призванных во святыню утверждая словами: " не отвергни меня от лица Твоего " (Пс. 50: 13), влекомым в судилище влагая в уста слова: " избави мя от клеветы человеческой " (Пс. 118: 134), боящимся восстания врагов внушая молиться: " избавь меня от врагов моих, Боже " (Пс. 58: 2), терпящих и благодетельствуемых возбуждая к благодарности словами: " терпя уповал я на Господа, и приклонился ко мне, и услышал молитву мою " (Пс. 39: 2). О, великая лира, души людей по всей вселенной, как бы какие струны, настраивающая к единому исповеданию! Как же такой и столь великий муж, украшение человеческих нравов, для восхваления которого нет слов, устроивший на земле ангельскую жизнь и увенчиваемый на небе похвалами ангелов, по какому попущению мог он впасть разом в два главнейшие греха? Ведь главнейшие из заповедей " не убивай " , " не прелюбодействуй " (Исх. 20: 13, 14), а в эти именно два главнейшие греха попущено было ему впасть. Нередко, углубившись в себя и размыслив обо всем этом, я повергаюсь в изумление, и подобно тому как судно в море носимое туда и сюда без кормчего заливается волнами, так нередко мой разум совершенно подавляется и запутывается в смятении мыслей: как муж, украшенный столькими добродетелями, царь и пророк, раб Христа и отец Его, раб по природе, отец по плоти ( " книга родства Иисуса Христа, сына Давидова " Мф. 1: 1), возвеличенный добродетелями более, чем царским венцом, облаченный в багряницу, и с искреннейшим смирением говоривший: " Господи! Не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? " (Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои, ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1589...

15. Гла имъ вы же кого м глаголете быти; Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? 16. вщавъ же петръ реч: ты хртосъ, снъ бга живаг. Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго Ты Христос, Сын Бога живаго. Христос, т. е. обещанный Мессия (чит.. объясн. 1 ст. 1 гл.), воплотившийся Сын Бога живаго, т. е. истинный, единородный Сын истинного Бога, второе лицо Св. Троицы ( Ин. 10:35; 11:27 ). Истинный Бог называется живым в противоположность языческим богам неистинным, мертвым. Это исповедание высказал апостол Петр, как всегда пламенный, нежно любящий, стремительный, предупреждающий других апостолов (Злат.); но оно было общее от лица всех апостолов. 17. И вщавъ реч блженъ варъ к плоть и кровь не в теб, но цъ мой, иже на нбсхъ: Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах Блажен еси(ты), Симон, вар Иона (сын Ионин) и пр. В этих словах Господь похваляет Симона за правильное понятие о Себе и говорит далее, что именно на таком веровании будет основана вся религия христианская. Не плоть и кров открыли (яви) тебе это, т. е. не какой-либо человек внушил тебе исповедание Иисуса Христа Мессиею, истинным Сыном Божиим. Словами плоть и кровь в Священном писании называется человек. Так ап. Павел пишет, что когда Господь призвал его благовествовать о Нем язычникам, тогда он не стал советываться с плотию и кровию, т. е. с другими людьми ( Гал. 1:15–16 ). Но Отец Мой, Иже (сущий) на небесех, т. е. истинное верование в И. Христа открыто, внушено Петру Самим Богом. Ты слышал голос Бога Отца, как бы так говорил Господь Петру при этом, в делах и словах Его Сына. И поскольку ты проповедал Моего Отца, то и Я именую родившего Тебя: как ты сын Ионин, так и Я Сын Моего Отца, т. е. одной сущности с Родившим (Тр. л.). «Почему И. Христос не Сам Себя открывает, не говорит: Я Христос, а доводит учеников до того, чтобы они исповедали Его Христом?» вопрошает св. Златоуст и отвечает: «потому, что сие и Ему тогда было приличнее, и их более побуждало верить сказанному».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

18:27); так Павел, когда удостоился известного видения, назвал себя " извергом " (1 Кор. 15:8); так и этот пророк называет себя " окаянным " , сначала со стороны своей природы, говоря: " о, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый " , а потом со стороны душевного состояния: " с нечистыми устами " . Он назвал свои уста нечистыми, как я думаю, в противоположность с теми огненными устами чистых сил, с их совершеннейшим служением. Не останавливаясь на этом, он произносит исповедание и за весь народ, присовокупляя: " и живу среди народа также с нечистыми устами " . Почему же он осуждает здесь свои уста? Он выражает свою нерешительность. Так и три отрока, находясь в пещи, говорили почти тоже самое: " нет нужды нам отвечать тебе на это " (Дан. 3:16) ( у св. И. Зл. - несть нам отверзти уст (Дан. 3:33). И теперь, когда было время песнопения и славословия, и когда пророк видел горные силы делавшими это, он справедливо обращает слово к устам, которые призваны особенно к такому служению. По этой причине он назвал нечистыми свои уста, но уста народа – не по этому, а потому, что иудеи были исполнены беззакония. " И глаза мои видели Царя, Господа Саваофа " . Потому, говорит, я скорблю и плачу, что, будучи недостойным, я удостоился такой чести, превышающей мое достоинство, превосходящей мое естество. Впрочем, когда он говорит: " видел " , то разумей здесь не точное знание, но возможное для него. И посмотри, как полезно исповедание: он осудил самого себя, и тотчас был очищен. Далее он говорит: " Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника: и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен " (ст. 6, 7). Некоторые говорят, что это – прообразы будущих таинств: и этот алтарь, и разложенный огонь, и служебная сила, и прикосновение к устам, и очищение грехов; но мы пока будем держаться истории и скажем, для чего это происходило. Пророк имеет быть послан к народу иудейскому – возвестить нечто страшное и невыносимое.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1 . Апостол же, проповедуя во всем своде своих писаний, хорошо также говорит, обращаясь к галатам: Павел апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом ( Гал.1:1 ). Видишь, до какой степени хорошо он согласуется сам с собой в приведенном выше и в этом. Он ведь говорил выше: ныне уже не знаем Христа по плоти, а здесь говорит: избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом. Итак, здесь явствует то же самое, чему он учил выше. 2 . Ведь говоря, что послан он не через человека, сказал так: не знаем Христа по плоти и потому послан не через человека, но через Иисуса, ибо посланный через Христа послан [Col. 55] не через человека, но через Бога; имени же человека уже не остается на долю Того, Кто всецело присвоил Себе божественность. И потому, когда говорил, что послан не человеками и не через человека, но Иисусом Христом, хорошо прибавил и Богом Отцом, то есть указал, что послан от Бога Отца и от Бога Сына. 3 . Во всяком случае, непременно подобает в силу тайны священного и неизреченного рождения, чтобы в них было два Лица – Рождающего и Рожденного, но при этом единая сила Бога посылающего. И потому он, говоря, что послан от Бога Отца и от Бога Сына, показывает в Лицах некое двойственное число, но учит, что посылает единая сила. Глава 5. Как богохульство – отвергать божество у Христа, так и богохульство – отрицать, что Он истинный человек 1 . Но, говорит, Христом Иисусом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых. И светлейший и удивительный учитель, (266) зная, что Господа Иисуса Христа нужно проповедовать и как истинного Бога, и как истинного человека, всегда проповедует в Нем величие божества, чтобы не оставить всецело исповедание Воплощения, исключая и вымыслы Маркиона истинным Воплощением, и скудоумие Евиона – совершенным божеством, чтобы не верили ни в то богохульство, что Господь Иисус Христос полностью человек без Бога, [Col. 56] ни в то, что Он – Бог без человека. 2 . Поэтому хорошо, что апостол, проповедуя, что он послан как от Бога Отца, так и от Бога Сына, тут же присоединил исповедание Божественного воплощения, говоря: воскресившим его из мертвых, уча таким образом, что тело воплощенного Бога восставлено из мертвых, а рядом это: если же и знали Христа по плоти, правильно прибавляя: то ныне уже не знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

1) Все те, которые рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всяческой чести, дабы имя Господне и учение не хулились. 2) [Те] же, которые имеют господами верных, не должны пренебрегать [ими], ибо они братья; но тем более они должны служить им, ведь они верные и возлюбленные, они – соучастники благодеяний. Сему учи и увещевай. 3) Если кто учит иначе и не довольствуется здравыми словами Господа нашего Иисуса Христа и тем учением, что по благочестию, 4) горд, ничего не знает, но болен страстью к вопрошанию и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, богохульства, лукавые подозрения, 5) споры между людьми поврежденного ума, и которые чужды истины, почитающие благочестие за прибыльное дело. 6) Великая выгода – благочестие и довольство. 7) Ибо мы ничего не принесли в мир сей; никакого сомнения, что не можем ничего и вынести. 8) Имея пропитание и покров, будем довольны тем. 9) Ибо желающие стать богатыми впадают в искушение, и в сеть дьявола, и во многие бесполезные и вредные похоти, которые погружают людей в гибель и пагубу. 10) Ибо корень всех зол есть алчность, которой предавшись, некоторые уклонились в заблуждение от веры и сами себя пригвоздили к злосчастным скорбям. 11) Ты же, о человек Божий, убегай сего, настигай же правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость. 12) Подвизайся добрым подвигом веры/веди доблестную борьбу веры/, охватывай вечную жизнь, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. 13) Предписываю тебе пред лицом Бога, все животворящего, и Христа Иисуса, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, 14) чтобы ты соблюл заповедь без пятна и порока, даже до пришествия Господа нашего Иисуса Христа, 15) которое в свое время явит блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, 16) Который единый имеет бессмертие и в свете обитает неприступном, Которого ни один из человеков не [только не] видел, но и видеть не может. Ему честь и держава присновечная! Аминь. 17) Богатым в веке сем предписывай не высоко мудрствовать и не на богатство неверное уповать, но на Бога живаго (дающего нам все обильно для пользования); 18) [чтобы они] благотворили, становясь богатыми добрыми делами, легко расщедривались и общались, 19) собирали себе сокровище, доброе основание на будущее, чтобы достигнуть истинной жизни. 20) О Тимофей! Залог храни, отвращаясь нечестивых словесных новшеств и прекословий лжеименного знания, 21) которому некоторые, обещав [приверженность], уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

2:10); должны, следовательно, признавать некоего Творца. « Мы же народ Его и овцы пажити Его ». « Входите во врата Его с исповеданием, во дворы Его с песнопениями, исповедайтесь Ему, хвалите имя Его » (ст. 4). Чьи мы овцы, узнай из слов Единородного: « овцы Мои слушаются голоса Моего » (Ин. 10:27). Его мы и « народ », как Он говорил нам о том устами пророка: « и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом » (Иез. 36:28). Итак Он есть Господь и Бог; тем и другим называется Сын, как и Отец. В Его врата пророк приглашает войти « с исповеданием », а во дворы « с песнопениями ». Сначала, следовательно, должно принести исповедание, и после этого уже петь. Подобно тому как двери закрывают дворы, и никто не может очутиться внутри двора, если не войдет чрез дверь, так точно и мы, прежде чем не исповедуемся, не можем воспевать, потому что нужны чистое сердце и уста, свободные от греховной скверны, если мы хотим угодить Богу жертвою наших песнопений. « Исповедайтесь Ему, хвалите имя Его ». Опять пророк ставит исповедание раньше хвалы, желая яснее пред нами запечатлеть сказанное в предшествующем стихе. Исповедаться пророк повелевает Ему как Богу, а хвалить велит имя Его, каковым является Спаситель, поскольку это последнее служит причиной нашего спасения, как о том свидетельствуют Петр и Иоанн, говорившие иудеям: « ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись » (Деян. 4:12). Вполне справедливо псалмопевец в виду этого и присовокупил: « ибо благ Господь, во век милость Его, и в род и род истина Его » (ст. 5). Истина Его, явившись в настоящем роде, явится и в будущем, когда Он воздаст каждому по делам его. А эта неоспоримая и неложная истина заключается в том, что Христос « Господь, во век милость Его » , потому что как Христос, т. е. как милосердый и человеколюбивый, Он в настоящей жизни дарует Свою милость, чтобы мы, если по беспечности и впадем в заблуждение, обратились к Нему по Его человеколюбию. ПОСЛЕСЛОВИЕ К V т. Полного собрания творений св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

2:18). Смотри, как и здесь он делает то же самое. Смысл слов его следующий: (Христос) прошел тем же путем, которым мы идем теперь, или даже труднейшим; Он испытал все человеческое. Когда (апостол) сказал: " И нет твари, сокровенной от Него " , - то указывает на божество; а когда стал говорить о плоти Его, то опять говорит нечто уничиженное: " Итак, имея " , - говорит, - " Первосвященника великого, прошедшего небеса " ; - показывает великое Его попечение (о людях), о которых Он ходатайствует как о своих, и не хочет, чтобы они падали. Моисей, говорит, не вошел в по­кой, а Он вошел; и каким образом, это я объясню. Впрочем не удивительно, что (апостол) нигде прямо не выразил этого: он или для того, чтобы (евреи) не думали искать себе оправдания, включил (Моисея) в число других, или для того, чтобы не подумали, будто он порицает этого мужа, не выра­зился ясно, - потому что если они, хотя он не сказал ничего подобного, обвиняли его, будто он говорит против Моисея и закона, то гораздо более стали бы обвинять, если бы он ска­зал, что (покой есть) не Палестина, а небо. Впрочем он не все приписывает Первосвященнику, но требует некоторого дела и от нас, именно: исповедания. " Итак, имея " , - говорит, - " Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего] " . О каком исповедании говорит он? (Об исповедании того), что есть воскресение, воздаяние и бесчисленные блага, что Христос есть Бог, что (наша) вера - правая: это мы должны исповедывать, это содержать. Истинность всего этого очевидна из того, что первосвященник вошел (в небо) (Евр. 9:24). Итак, будем исповедывать, чтобы нам не отпасть; хотя этих благ (здесь) и нет, но мы будем исповедывать; если бы они были теперь же, то были бы ложью. Истинно и то, что они отло­жены, потому что Первосвященник наш велик: " мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших " . Он не не знает нашего состояния, как многие из первосвященников, которые не знают (не только) страждущих, но и того, что такое страдание.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

2 . Вера является необходимым условием приема в Церковь . «И евнух сказал: вот, вода, что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» ( Деян.8:36–37 ) 92 . В словах евнуха мы имеем, по-видимому, самое древнее крещальное исповедание веры. Только вера от всего сердца может открыть двери в Церковь . По Псевдо-Дионисию, епископ вопрошает крещаемого, чего он ищет. «Когда этот муж, по наставлению восприемника, боголюбезно осудит безбожие, неведение истинного добра, отчуждение от Божественной жизни и станет просить о приближении через священное посредство его [то есть епископа] к Богу и вещам божественным: тогда иерарх внушает ему, что обращение его должно быть всесовершенное…» 93 . Исповедание веры должно предшествовать крещению и сопровождать его. «После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие…» 94 Эта вера была целью апостольской проповеди : «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим.10:13–14,17 ). Вера есть ответ на призыв Божий, но есть и дар Божий. Как ветхого Израиля, избранного народа Божия, была даром Бога, так и вера нового Израиля остается даром Божиим. Поэтому вера является необходимым условием вступления в Церковь . Она же является необходимым условием пребывания в Церкви. Вера до крещения есть предварительный ответ на призыв Божий, а вера после крещения есть совершенный ответ на этот призыв. Мы увидим ниже, что желающие вступить в Церковь подвергались особому обучению, которое не кончалось моментом крещения, но продолжалось и после крещения. Через раскрытие учения об Евхаристии и через участие в ней вера становилась совершенной, потому что вступление в Церковь есть «обращение к Богу всесовершенному и непорочному» 95 . Только в Евхаристическом собрании ответ на призыв Божий может быть полным и совершенным. Вера необходима для вступления в «тело» ( 1Кор.12:13 ), но она необходима и для пребывания в нем. Другими словами, вера не есть некий момент в жизни, а есть постоянное состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010