6 . Об этом Христе, о Котором ты утверждаешь, что Он – только Сын Человеческий, он свидетельствует как о Сыне Божием. Кому, ты хочешь, чтобы мы поверили? Тебе или Петру? Полагаю, ты не столь бесстыден, чтобы дерзнуть поставить себя прежде первого из апостолов? Хотя на что ты не дерзнешь? Или как тебе не презирать апостола, если ты смог отрицать Бога? Он же говорит: Ты – Христос, Сын Бога Живого ( Мф.16:16 ). Разве это имеет в себе нечто двусмысленное или непонятное? Настолько просто и открыто это исповедание, оно проповедует Христа как Сына Божия. Возможно, ты отрицаешь сказанное, но евангелист свидетельствует. Или ты скажешь, что апостол лжет? Но это гнусная ложь – обвинять апостола во лжи. 7 . Не о другом ли каком Христе, [Col. 69] возможно, будешь уверять, это сказано? Но это – род новой странной выдумки. Что же остается? Надо думать, одно: чтобы было прочитано, как и что написано, и чтобы было прочитано верно, чтобы, наконец, ты, вынужденный либо силой, либо необходимостью, когда будешь не в состоянии доказывать ложь, отступился от нападок на истину. Глава 13. Исповедание святого Петра получило подтверждение истинности от Самого Христа 1 . Но, однако, поскольку я воспользовался свидетельством верховного апостола, которым он публично исповедал Господа Иисуса Христа Богом, увидим, каким образом Тот подтвердил его исповедание, которое он произнес, ибо это многим больше того, что сказал апостол, если сказанное им похвалил Сам Бог. Так, когда апостол говорил: Ты – Христос, Сын Бога Живого, что ответил Господь Спаситель? Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф.16:17 ). Свидетельство всего Божества 2 . Если не угодно тебе пользоваться свидетельством апостола, воспользуйся Божиим, ведь восхваляя то, что сказано, Бог прибавил Свое ручательство к сказанному апостолом; таким образом, даже если это высказывание происходило из уст апостола, Бог, признав его, сделал его Своим. (279) Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф.16:17 ). Следовательно, в апостольском высказывании ты видишь свидетельство и Святого Духа, и присутствующего Сына, и Бога Отца; что же ты найдешь превосходящее это или подобное этому? Сын похвалил, Отец присутствовал, Дух Святой открыл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

δ) (Благочестие) вместе с истинной верой основывается на прилежной молитве и добрых делах. О нем так говорит Апостол: благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим.4:8 ). Посему правильно называются благочестивыми только те, которые, воссылая к Богу непрестанные молитвы, удаляются от всякого нечестия и греха. Здесь, разумеется, благочестие ненаружное, какое имели Фарисеи, но истинное и сердечное, чтобы иначе и о нем не сказал Господь: люди сии... чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит om Меня ( Мф.15:8 ). И еще: Фарисей слепой: очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их ( Мф.23:26 ). Испов., I, отв. на вопр. 79. (Близкий к идолопоклонству порок) есть лицемерие, когда кто наружные дела благочестия, как например, пост и строгое наблюдение обрядов, употребляет для приобретения уважения народа, не помышляя о внутреннем исправлении сердца своего ( Мф.6:5–7 ). – Катих. стр. 101. III. Особенные виды внешнего богопочтения 1) Исповедание веры. α) Оно состоит вообще в открытой жизни христианина, сообразной с учением веры, особенно в виду опасности пострадать за нее от врагов истины. Какое должно быть ближайшее и непременное действие сердечной веры в Бога? Исповедание сей самой веры. (Исповедовать веру) значит открыто признавать, что мы содержим Православную веру, и притом с такою искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могла заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. Апостол Павел свидетельствует, что оно (исповедание веры) нужно для спасения: сердцем веруют к праведности, а устами исповедают ко спасению ( Рим.10:10 ). Почему нужно для спасения не только веровать, но исповедовать Православную веру? Потому что если бы кто для сохранения временной жизни или земных выгод отрекся от исповедания Православной веры, то показал бы тем, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь. Кат. стр. 17. См. также (стр. 13) 8-е и 9-е блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Беседа 52. Евангелие от Матфея, глава 14, 33–36. «Исповедание апостолами Христа Сыном Божиим» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и сегодня мы будем оканчивать чтение 14-й главы, читая с 33-го по 36-й стих. 33-й стих входит в прошедшую беседу, где мы вспоминали хождение по водам Сына Божия. Это было великое и знаменательное чудо, показавшее апостолам, что осуществлять странствование по житейскому морю этого мира и при этом не погибнуть в его пучинах мы можем только во Христе и со Христом. Пораженные этим великим чудом, апостолы исповедовали в Иисусе Христе Сына Божия. Сказано: Мф.14:33 . «Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий». Исповедание Иисуса из Назарета как Сына Божия меняет все доселе существовавшие представления о Теофании (Богоявлениях). Оказывается, что Бог собеседует с миром не только через посредство Ангелов, пророков, чудеса и знамения но может и настолько приблизиться к Своему творению, что и по виду может стать как человек, то есть Его откровение о Самом Себе, может приобрести абсолютно человеческие черты. Сказано: «Узами человеческими влек Я их, узами любви…» ( Ос.11:4 ); и еще: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). Сам факт, что бессмертный Бог принимает на Себя подобие смертной плоти, и приемлет в Своем истинном Человечестве и самую смертность, свидетельствует о величии Любви, именно о самоуничижении Богочеловека Христа Иисуса. Как мы и прочитали: «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба». Слово «уничижил» можно перевести с греческого и как «опустошил», то есть лишил Себя добровольно той Божественной славы и власти, каковую имел и прежде создания мира. Но оставаясь по природе Богом, Он освятил в Самом Себе и смирение, и самоуничижение и придал сим добродетелям новый формат духовного доброделания.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В святоотеческой литературе очень много написано о таких обманах, подменах и иллюзиях: о таких прельщениях; написано обычно в тонах глубокой скорби, что и понятно. Сознательно принимающий духа лжи и злобы, достоин глубокого плача. Но, во-первых, его выбор обычно соответствует его же жизненному материалу. Он говорит: я выбираю коммерцию или блуд (тем более, что это можно обозначить в более изящных терминах) или что угодно еще, но не Бога, потому что Он мешает заниматься мне всем этим. По крайней мере, тут без обмана. Кроме того, при таком открытом противостоянии скорее можно отказаться от любого безобразия, когда оно не прикидывается чем-то другим. Но тот, кто желает жить в согласии с христианством, а вместе с тем принимает «духа лестча», говорит себе: я занимаюсь коммерцией, но не ради коммерции, а чтоб помогать другим, и тем самым, выполняю заповедь любви; или: это вовсе не блуд, а высшая и прекраснейшая степень самоотдачи; я уже перестаю жить собой, а живу другим человеком. Такие картинки представляют собой простейшие изображения неразличения духов. Довольно частое дело – представлять мир своих страстей как мир послушания чистым добродетелям. Гораздо серьезнее те искажения духовного опыта, которые приводят к неразличению духов в собственно духовной сфере. Апостол Иоанн продолжает: «Духа Божия и духа заблуждения (лестча) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ио. 4,2–3). Это различие Божественной правды от заблуждения лишь на первый взгляд имеет исключительно доктринальный характер, никакого отношения к нравственной сфере не имеющее. На самом деле исповедание Иисуса Христа, пришедшего во плоти, означает исповедание всей полноты правды, которую Он, воплотившись, принес на землю, иначе это исповедание не Христа, а теории (духа лестча). Именно такое понимание открывает апостол Иоанн Богослов в других местах этого послания. « Что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: я познал Бога, но заповедей Христа не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (2, 3–4). «Дети Божии и дети дьявола узнаются так: всякий не делающий правды не есть от Бога, равно, как и не любящий брата своего " (3,10). « Имеющий Сына Божия, имеет жизнь; не имеющий Сына Божия, не имеет жизни» (5,12).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

В этом последнем мы имеем не только злоупотребление властью, юридическое убийство, но и правомерную самооборону Ветхого против Нового: summum ius summa iniuria (высшее преступление – высшее наказание (лат.) – Прим. ред.). Исповеданием Своего мессианства перед архиереями Ветхого Завета Христос произносил Себе осуждение на смерть, которое и не замедлило прийти со стороны торжествовавших его врагов... «Все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать его смерти; и, связав его, отвели и предали Понтию Пилату, правителю» ( Мф.27:1–2 ), 197 потому что без утверждения римской власти сами они не имели права вынести смертный приговор. Перед игемоном же они обвиняли Христа, конечно, уже не в религиозном, но политическом преступлении. Чтобы быть понятными и убедительными для него, они воспользовались орудием клеветы и политического доноса: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» ( Лк.23:2 ), это и явилось формальным предлогом для приговора. «И была надпись вины Его: Царь Иудейский» ( Мк.15:26 ). «Тогда Иуда, предавший его, увидел, что Он осужден» ( Мф.27:3 ). Что Иуда пережил за эту ночь и что открылось пред ним? Не пытаемся передать мучения любви, которые испытывал предатель, видя терзания и поношения, которым подвергался Учитель от сонмища иудейского. Но в этих мучениях раскрывалась для Иуды та истина, которая в нем затмилась, и рассеивалось наваждение сатанинское, жертвой которого он стал. Иуда услышал из уст Иисуса перед лицом Ветхозаветной Церкви (хотя и представшей в образе Анны и Каиафы) торжественное исповедание, что Он есть Христос, Сын Бога Живаго. Это – то самое исповедание, которое было произнесено апостолом Петром от лица всех учеников, в том числе и Иуды, и о котором Он сказал, что открыл его Петру Сам Отец Небесный. И это исповедание все время звучало вокруг Него, из уст бесноватых, из уст самарянки и Нафанаила. Но оно порой так мучительно затмевалось в Иуде находящими сомнениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В этом последнем мы имеем не только злоупотребление властью, юридическое убийство, но и правомерную самооборону Ветхого против Нового: summum ius summa iniuria. Исповеданием Своего мессианства пред архиереями Ветхого Завета Христос произносил Себе осуждение на смерть, которое и не замедлило прийти со стороны торжествовавших Его врагов... «Все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти: и связавши Его, отвели и предали Понтию Пилату, правителю» ( Мф. 27:1–2 ), 30 потому что без утверждения римской власти сами они не имели права вынести смертный приговор. Пред игемоном же они обвиняли Христа, конечно, уже не в религиозном, но политическом преступлении. – Чтобы быть понятными и убедительными для него, они воспользовались орудием клеветы и политического доноса: «мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» ( Лк. 23:2 ), это и явилось формальным предлогом для приговора. «И была надпись вины Его: Царь Иудейский» ( Мк. 15:26 ). «Тогда Иуда, предавший Его, увидел, что Он осужден» ( Мф. 27:3 ). Что Иуда пережил за эту ночь и что открылось пред ним? Не пытаемся передать мучения любви, которые испытывал предатель, видя терзания и поношения, которым подвергался Учитель от сонмища иудейского. Но в этих мучениях раскрывалась для Иуды та истина, которая в нем затмилась, и рассеивалось наваждение сатанинское, жертвою которого он стал. Иуда услышал из уст Иисуса пред лицом ветхозаветной церкви (хотя и представшей в образе Анны и Каиафы), торжественное исповедание, что Он есть Христос, Сын Бога Живого. Это – то самое исповедание, которое было произнесено ап. Петром от лица всех учеников, в том числе и Иуды, и о котором Он сказал, что открыл его Петру сам Отец Небесный. И это исповедание все время звучало вокруг Него, из уст бесноватых, из уст самаряныни и Нафанаила. Но оно порой так мучительно затмевалось в Иуде находящими сомнениями. Разве же не усумнились в Нем теперь и все Его ученики? Но теперь уже не остается места сомнению: Он есть Христос, Сын Бога Живого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос Сын Бога живаго, пришедый в мир грешный спасти, от нихже первый есмь аз. Слова: «Ты еси Христос Сын Бога живаго» впервые сказаны ап. Петром в ответ на вопрос Христа к ученикам: «кого Мя глаголете быти?» ( Мф.16:15–16 ). В этом исповедании Петра заключается сущность христианской веры. Все, что написано в Евангелии, написано, по слову евангелиста Иоанна, для того, чтобы люди веровали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:31 ). На вере в Божество Христово, на исповедании, что Он есть не простой человек, а единосущный Сын Бога живого, истинного, в противоположность мертвым языческим богам, – на этой вере, на этом исповедании, как на твердой скале, основана Церковь Христова, неодолимая вратами ада ( Мф.16:18 ). На вере в Божество Христа держится догмат искупления. Страдания и смерть Христовы подъятые за нас имеют искупительную силу только потому, что подъял их не человек, не ангел, а сам Сын Бога живого. – Слова: «пришедый в мир грешные спасти, от нихже первый есмь аз», принадлежат ап. Павлу ( 1Тим.1:15 ). Он говорит: «верно слово и всякого приятия достойно, что Христос пришел в мир спасти грешников (а не праведников), из которых я первый». Называя себя первым грешником, Павел своим примером удостоверяет в том, что Христос есть Спаситель грешников. Он как бы так говорит: «Я ли не величайший грешник, хульник, гонитель, и однако же Господь помиловал меня. Итак верно и несомненно, что он помилует и всякого грешника, верующего во Христа, который затем и пришел в мир, чтобы спасти грешников». Влагая в уста грешнику, приступающему к св. тайнам, слова исповедания апп. Петра и Павла, св. Церковь требует от нас, чтобы мы этими словами выражали два чувства: чувство веры в Искупителя и чувство своего недостоинства, своей греховности. То и другое чувства имеют необходимую связь. Если я чувствую себя великим грешником, то не могу не чувствовать нужды в Искупителе. Грех делает меня безответным пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Видишь ли, кого он оплакивает и кого не щадит? Не тех, которые согрешили, но — которыя покаялись, и не просто не покаялись, но после одного и двух увещаний к раскаянию, не захотели послушаться. Выражения: « предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу », означают не что иное, как это, чего должно опасаться, чтобы и с нами не случилось теперь. Ибо хотя нет при нас Павла, который угрожал коринфянам, но предстоит Христос, который чрез него говорил тогда, и если мы не перестанем упорствовать, Он не пощадит нас, но сильным ударом поразит и здесь и там. Посему « предстанем пред лицем Его во исповедании, во псалмах воскликнем Ему » (Пс. 94:2). « Если ты согрешил », говорит (Писание), « не прилагай более грехов и о прежних молись » (Сир. 22:1). И еще: « обвинитель в первой речи на суде прав по отношению к себе » (Притч. 18:17). Не будем же ждать обличителя, но ранее займем его место, и таким образом, своею откровенностию сделаем Судию более милостивым. Я хорошо знаю, что ты исповедуешь свои грехи и чрезмерно сокрушаешься; но я хочу не этого только, а желаю убедиться, желаешь ли ты оправдать себя и делом. Пока это исповедание ты не сделаешь плодотворным, до тех пор, хотя и будешь осуждать себя, не можешь отстать от последующих грехов. Никто ничего не может делать с усердием и надлежащим образом, если наперед не будет убежден, что это дело принесет пользу. Так сеятель после посева семян, если не будет ожидать жатвы, никогда не будет и жать. Разве кто стал бы трудиться напрасно, не надеясь получить ничего доброго от своего труда? так и сеющий слова, слезы и исповедание, если делает это без доброй надежды, не может отстать от грехов, как одержимый еще пороком отчаяния; но как земледелец, отчаявшийся в произрастении плодов, уже не станет отвращать того, что наносит вред семенам, так и сеющий слезное исповедание, но не ожидающий от него никакой пользы, не будет в состоянии отклонить того, что вредит покаянию. А вредит покаянию коснение в одних и тех же грехах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

Вопрос Иисуса: за кого почитают его люди? Идя из Вифсаиды Юлиевой на север, Он и на пути беседовал с Апостолами. Дорогой Он спросил их: за кого почитают Меня люди? (Мк. 8, 27). — Иисус хотел, чтобы Апостолы сами сказали Ему, за кого они почитают Его. Он, конечно, знал мнения народа и Апостолов о Нем, и если спросил — за кого почитают Меня люди, — то только для того, чтобы этим вопросом вызвать признание самих Апостолов. Много уже знамений явлено им, почти все учение Иисуса уже преподано им, да и самим им дана власть совершать именем Иисуса чудеса, поэтому вполне своевременно было им познать, наконец, Кто их Учитель? Апостолы сказали Иисусу, что в народе различные мнения о Нем: при дворе Ирода Антипы Его считали за воскресшего Иоанна Крестителя, народ же считает Его за одного из ветхозаветных пророков, за Илию, Иеремию и других. На вопрос же — а вы за кого почитаете Меня? (Мк. 8, 29; Мф. 16, 15) — ответил Петр: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16). Апостолы, как постоянные спутники Иисуса, видели Его бедность, смирение и даже уничижение; они знали, что в постоянных утомительных путешествиях Ему часто негде бывало и головы преклонить; они понимали поэтому, что Он не тот Мессия, какого ждали и ждут евреи. Словом, если бы они смотрели на Иисуса только как на Человека, то, по человечеству Его (по плоти и крови), не могли бы признать в Нем истинного Мессию, Христа, Сына Бога живого. Однако они признали Его, и признали потому, что в делах Его видели дела Самого Бога. Таким образом, Сам Бог, открывшийся в делах Иисуса, вразумил Апостолов, что Иисус есть действительно Мессия. Потому-то Иисус и сказал Петру: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. Исповедание Петра было высказано так твердо, решительно, что Иисус сказал ему: ты — Петр, то есть камень, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 17). Объяснение слов Иисуса: на сем камне я создам церковь Мою... Это изречение Иисуса толкуется различно. Одни полагают, что, говоря о камне, на котором Он создаст Церковь Свою, то есть общество верующих в Него людей, Он назвал камнем высказанное Петром исповедание веры в Него как Христа, Сына Бога живого, — что это исповедание, эта вера, крепкая как камень, послужит неодолимым основанием для возведения на нем величественного здания Церкви Христовой, которую и силы ада не победят. Речь эта иносказательная и представляет общество верующих в виде здания, построенного на крепком фундаменте, на скале. Таковым фундаментом, скалой, камнем, то есть основанием, на котором зиждется Церковь Христова, следует признать непоколебимую веру во Христа как воплотившегося Бога; без этой веры не может быть Церкви Христовой; она не может существовать и при слабой вере, так как при первом же испытании, при первом гонении падает, как падает дом, выстроенный на песке, от первого наводнения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Глава I «Созижду Церковь Мою (Иисус Христос) – «яже есть дом Божий... столп и утверждение Истины»... «Егоже дом мы есмы " " (Ап. Павел). Одна и единственная Церковь создана Пастыреначальником и утверждена Апостолами. Отсюда – «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », ибо – «едино тело, един Дух... един Господь, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех» (Ап. Павел). «Слово плоть бысть» и « мы видели славу Его» – «видели и свидетельствуем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась нам» (Ап. Иоанн). Сын Божий вошел в мир, к нам пришел; великая тайна воплощения, страдание и Воскресение – это реальность, которою живет Христова Церковь . «Невозможное стало возможным, мост установился между Богом и миром»... «Бог воскресил Его из мертвых, расторгнув узы смерти, ибо ей невозможно было одолеть Его... чему все мы свидетели» ( Дeяh. II, 24,32 ) отсюда – Радость Вечной Жизни и ее торжество: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного вечного жития начало». – Христос Воскресе! – « Сия есть победа, победившая мир – вера наша», и еще – «Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев... не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» – в этом сущность Православного исповедания и благовестия. Единая Христова Церковь и наряду с этим римское католичество, протестантство и из протестантства вышедшие секты, претендующие на присвоение себе имени Церкви Христовой. Где же подлинно Христова Апостольская Церковь , «Церковь Семи Вселенских Соборов и десяти столетий единства Христианского мира», а где Церковь , отступившая от основ раннего благовестия, т.е. Церковь новшеств? Можно ли рассматривать все существующие христианские исповедания и общества (секты) как равноценные? Что у них общее? В чем отступили они от учения Христа и Апостолов? Каждый православный христианин обязан знать: а) Православие, б) что представляют собой инославные исповедания и секты, в) в чем расходятся они с Православием и г) чем они обосновывают свои расхождения с учением Христа, с учением Церкви Христовой. Эти вопросы и составляют предмет сравнительного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010