В период с 1917 по 1943 год Русская Церковь, находившаяся в условиях богоборческих гонений и вынужденной изоляции, не имела возможности поддерживать связи с Коптской Церковью, равно как и с другими Церквами. Однако сразу после обретения такой возможности контакты были возобновлены. Уже в 1945 году состоялся первый визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Египет — эту страну посетил Святейший Патриарх Алексий I. Тогда же в Каире было учреждено представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки, в непосредственные задачи которого входило поддержание контактов как с Александрийской Православной Церковью , так и с Коптской Церковью. Второй раз Святейший Патриарх Алексий побывал в Египте и встретился с Коптским Патриархом Кириллом VI в 1960 году. Делегации Коптской Церкви регулярно приглашались на общецерковные торжества Русской Православной Церкви, в том числе они присутствовали на Поместных соборах 1971 и 1990 годов. В 1991 году визит в Египет также совершил Святейший Патриарх Алексий II , а в 2010 году — Святейший Патриарх Кирилл. Значительный вклад в активизацию межцерковных контактов с коптской стороной внес председатель ОВЦС митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим , лично неоднократно посещавший Египет еще с конца 1950-х годов, будучи в сане архимандрита и занимая пост начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Большое внимание этим контактам приснопамятный владыка уделял и на должности председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Первым Предстоятелем Коптской Церкви, совершившим визит в пределы Московского Патриархата, стал Патриарх Шенуда III (1972 год). В 1988 году он вторично во главе большой коптской делегации посетил Русскую Православную Церковь, приняв участие в торжествах в честь 1000-летия Крещения Руси. В 2008 и 2009 годах по благословению Патриарха Шенуды коптские делегации присутствовали на погребении Святейшего Патриарха Алексия II и интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Представители Русской Православной Церкви посещали в 2012 году Каир для присутствия на погребении Патриарха Шенуды III и на интронизации Патриарха Тавадроса II.

http://patriarchia.ru/db/text/5838002.ht...

В стране веками шла упорная борьба, с одной стороны, между богатыми греческими и многочисленными коптскими идолопоклонниками, а с другой — между греческим христианским руководством и многочисленными коптскими христианами, которые всегда при случае выражали свое недовольство и антипатию к чужеземцам, разрушая греческие храмы и произведения искусства. Национальное сознание коптов, постоянно формирующееся под живым воздействием древних традиций и обычаев, превратившихся уже в христианские, поддерживало преграду, разделявшую коптов и греков. Объединить их не смогли ни Птоломеи, ни проповедь таких великих представителей египетского христианства, как Шенуда и Ориген 4 . Христианское богословие александрийской школы отличалось мистическим направлением. Богословы любили созерцать в христианстве его таинственную, непостижимую сторону, высшее, духовное, божественное, находили удовлетворение в глубоком религиозном чувст­ве, отвращаясь от всего рационалистического. Во Христе они прежде всего видели Бога во плоти 5 . Нужно сказать, что гностицизм — тоже продукт мистицизма: дуалистическая гностическая философия реальное бытие видела не в чувственном мире, а в невещественном свете божественных эонов. На почве мистицизма возникли докетизм, монархизм, аполлинаризм, от которого до монофизитства оставался всего один шаг. 1. Монофизитская ересь Христологическое еретическое движение в V в. делится на две части: на несторианство и монофизитство. Монофизитство, крайняя противоположность несторианству, возникает в противовес ему. Первыми монофизитами были те, кто выступил против несторианства, защищая III Вселенский собор в Ефесе и святителя Кирилла Александрийского. Несомненно, родиной монофизитства был Египет. Выражение святителя Кирилла Александрийского — “Одна воплотившаяся природа Бога Слова” — было той догматической основой, на которую он опирался. Скончавшийся в 444 г. святитель Кирилл не успел искоренить монофизитскую ересь. Его многосторонняя деятельность вызывала различные суждения.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

В телефонном uhmepbью ONTV, одному из самых популярных и влиятельных спутниковых новостных каналов, 60-летний Патриарх резко раскритиковал поведение сил безопасности и то, как Морси справился с ситуацией. Он сказал, что слезоточивый газ на территории церкви означал «переход красной черты». «Церковь в течение двух тысяч лет была национальным символом, - сказал Феодор. - Она не подвергалась чему-то подобному даже в самые мрачные времена... Никаких положительных и четких реакций от государства не было, но есть еще Бог. Церковь не просит чьей-либо защиты, только защиты от Бога». Феодор добавил, что президент Морси в телефонной беседе обещал ему сделать все, чтобы защитить собор, но «в реальности он для этого ничего не предпринял». Вечером в воскресенье Морси осудил насилие и объявил о расследовании. Государственные СМИ процитировали его: «Всякую агрессию в отношении собора я воспринимаю как агрессию в отношении лично меня». Правительство также анонсировало, что Морси возродит Национальный совет по правосудию и равенству, бездействующий полугосударственный орган, нацеленный на поощрение религиозного мира. Однако патриарх Феодор в телевизионном интервью отозвался об этом шаге откровенно пренебрежительно. «Довольно уже образований, комитетов, групп или чего там еще, - сказал он. - Мы хотим действий, а не слов, и, с вашего позволения, имен и комитетов уже множество, а действий никаких нет». Гнев Папы ставит Коптскую церковь в положение, в котором она не бывала в течение трех десятилетий, - в открытую оппозицию правительству. Предыдущие предстоятели за свою оппозиционность государству заплатили высокую цену. Предшественник Феодора Папа Шehyдa III nyблuчho столкнулся с Анваром Садатом в 1981 году, и закончилось это для него домашним арестом в монастыре на Синае. Во время правления Мубарака Шенуда в основном ограничивал свою критику режима закрытыми дверьми и старался сохранять лицо в публичных отношениях с Мубараком. Из-за такой стратегии в последние годы перед революцией многие молодые копты считали его чуть ли не коллаборационистом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Наш портал называется «Богослов.Ru», поэтому давайте познакомим читателей с научно-богословской деятельностью вашей церкви. Хотелось бы задать следующие вопросы. Великие египетские святители Афанасий, Кирилл и другие создали в свое время, которое сейчас называют «золотой век богословия», немало трудов. Но писали они на греческом языке. Большинство коптов сейчас говорит на арабском. Ведутся ли в вашей церкви исследования и переводы святых отцов Церкви на современный арабский язык? Доступны ли их творения современному коптскому верующему? Двести лет назад было движение за перевод греческих текстов на английский, а через сто лет началось движение за перевод этих текстов на арабский. Есть очень древние, XIII-XIV века, тексты некоторых из святых отцов на арабском языке. Но, конечно, этого мало. Поэтому в последние 50–60 лет некоторые из наших монахов и священников начали переводить тексты на арабский. Один из священников-переводчиков сфокусировался на переводе всех библейских текстов, каждой книги, с особым вниманием к святоотеческим толкованиям, что привело к рождению нового движения изучения святоотеческого наследия. Также некоторые из наших исследователей ездили за границу изучать иностранные языки, главным образом греческий и сирийский. Вернувшись, они впервые начали переводить святоотеческие тексты напрямую с греческого на арабский! Вместо того чтобы работать с английскими или французскими переводами, они переводили греческий текст. То же самое с английскими текстами. Изначально я планировал изучать каноническое право, так как был юристом. Но когда пришел просить на это благословение, Шенуда III — он в тот момент был нашим патриархом — отправил меня изучать патристику, дабы я смог переводить с греческого или английского на современный язык, а потом эти тексты можно было бы переводить на арабский. Так что да, что у нас есть такое движение. Но я, конечно, хотел бы, чтобы было гораздо больше ученых, которые могли бы этим заниматься, и мы пытаемся это реализовать. Как ведется работа по сохранению коптского языка? Какой процент прихожан понимает богослужение на этом языке? В каком объеме богослужение совершается на арабском языке? Или уже много английского языка звучит за богослужением?

http://bogoslov.ru/article/6194231

При участии митрополита Кирилла был выработан текст совместного «Московского заявления», в котором стороны призвали государственных лидеров конфликтующих сторон к мирному разрешению споров. Все эти годы митрополит Кирилл принимал меры для смягчения позиций сторон-участниц конфликта и главное для недопущения перерастания национального и геополитического противоборства в межрелигиозное противостояние. 24 ноября 2000 г. в Москве состоялась четвертая трехсторонняя встреча духовных лидеров России, Армении и Азербайджана, в которой приняли участие Патриарх Алексий II, Католикос всех армян Гарегин II и шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. Участники встречи пришли к единому мнению, что, несмотря на остроту межнационального противостояния, усилиями религиозных лидеров удалось предотвратить перерастание территориального спора в межрелигиозный конфликт. В рамках поддержания теплых дружественных отношений Русской Православной Церкви с Восточными Православными (дохалкидонскими) Церквами в 1998 г. состоялась состоялся визит в Русскую Православную Церковь архиепископа Багдада и Басры Мор Савериуса Джамиль Хауа (Сирийская Церковь), архиепископа Багдада Авака Асадуряна (Армянская Апостольская Церковь), архимандрита Луки Аль-Хури, генерального викария Греко-Православной Церкви в Багдаде (Антиохийский Патриархат). В ходе визита делегация была принята Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В том же году состоялся визит в Москву Католикоса-Патриарха Ассирийской Церкви Востока Мар Дынхи VI с целью освящения приходского храма общины Ассирийской Церкви Востока, которая была построена при поддержке ОВЦС и лично митрополита Кирилла. В связи с решением о начале двустороннего диалога с дохалкидонскими Церквами Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было направлено послание Его Святейшеству Папе Шенуде III, Предстоятелю Коптской Церкви. В своем ответном послании Папа Шенуда приветствовал и поддержал решение Русской Православной Церкви и выступил с предложением пригласить для участия в указанном диалоге также и иные Церкви дохалкидонской традиции, с которыми Коптская Церковь поддерживает отношения. 5 июля этого года состоялась встреча председателя ОВЦС Армянской Апостольской Церкви епископа Езника (Петросяна) с председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополитом Кириллом. В ходе встречи обсуждались перспективы двустороннего диалога между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью.

http://patriarch.patriarchia.ru/drevnie-...

Святейший Владыка далее сообщил о блаженной кончине в минувшем году Предстоятелей двух дохалкидонских Церквей: в марте скончался Патриарх Коптский Шенуда III, а в августе — Эфиопский Патриарх Абуна Павел. Патриархом Коптской Церкви был избран епископ Феодор. На его интронизации, которая состоялась 18 ноября в соборе апостола Марка в Каире, присутствовала делегация Русской Церкви. Святейший Владыка выразил надежду, что отношения с Древними Восточными Церквами будут развиваться в традиционно добром и взаимоуважительном ключе. Святейший Патриарх Кирилл затем отметил: «Русская Православная Церковь, следуя увещанию апостола подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуд. 1:3), продолжает нести в инославной среде свидетельство об истине, хранимой Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью». «Это тем более важно сегодня, поскольку во многих странах мира, которые некогда по праву назывались христианскими, проявляется непонимание, а иногда и вражда по отношению к христианам. В этих условиях, кажется, можно было бы рассчитывать на христианскую солидарность в защите достоинства верующего человека, в осуждении открытой вражды к верующим и фактов вандализма в отношении христианских святынь. К сожалению, далеко не все протестантские церкви и объединения осознают всю опасность подобных проявлений человеческого безумия, рассматривая их в контексте свободы выражения мнений и часто следуя греховным обычаям, которые предлагает секулярный мир», — констатировал Предстоятель Русской Церкви. Кроме того, добавил Святейший Владыка, протестантские сообщества продолжают идти по пути либерализации, при этом пересматривая свои вероучительные принципы, прежде всего в области экклезиологии и учения о нравственности. «Благословение " однополых союзов " и рукоположение лиц, открыто заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, практически стало нормой для многих западных протестантских сообществ», — напомнил Патриарх. При этом «Русская Православная Церковь в диалоге с инославием твердо свидетельствует о традиционных христианских ценностях, призывая всех, кто именует себя христианами, к верности нормам Священного Писания и Апостольского Предания».

http://patriarchia.ru/db/text/2772435.ht...

В периода от 1917 до 1943 г. Руската Църква, която и била в условията на богоборчески преследвание и принудителна изолация, и е нямала възможност да поддържа контакти с Коптската Църква, както и с други Църкви. Въпреки това, веднага след като получава такава възможност, контактите са били подновени. Още през 1945 г. се е състояло първото посещение на Предстоятеля на Руската Православна Църква в Египет - тази страна е била посещавана и от Светейшия Патриарх Алексий I. По същото време в Кайро е учредено представителство на Патриарха Московски и на цяла Русия при Александрийския и на цяла Африка Патриарх, чиито непосредствени задачи са - поддържането на контактите както с Александрийската Православна Църква, така и с Коптската Църква. Светейшият Патриарх Алексий посетил за втори път Египет и се срещнал с Коптския Патриарх Кирил VI през 1960 г. Делегации на Коптската Църква са били редовно канени на общоцерковни тържества на Руската Православна Църква, включително са присъствали и на Поместните събори през 1971 и 1990 г. През 1991 г. Светейшият Патриарх Алексий II също посетил Египет, а през 2010 г. - Светейшият Патриарх Кирил. Значителен принос за засилването и активизирането на междуцърковните контакти с коптската страна има председателят на ОВЦС, митрополит Ленинградски и Новгородски Никодим, който лично е посещавал Египет многократно от края на 50-те години на миналия век, когато е бил в ранга на архимандрит и заемал поста Ръководител на Руската духовна мисия в Йерусалим. Приснопаметния Владика е обръщал голямо внимание на тези контакти, и докато е бил на длъжност председател на Отдела за външни църковни връзки на Московската Патриаршия. Първият предстоятел на Коптската Църква, посетил Московската Патриаршия, е патриарх Шенуда III (1972 г.). През 1988 г. той отново, начело на голяма коптска делегация, посетил Руската Православна Църква, участвайки в честванията в чест на 1000-годишнината от Покръстването на Русия. През 2008 и 2009 г. с благословията на патриарх Шенуда коптските делегации присъствали на погребението на Светейшия Патриарх Алексий II и на интронизацията на Светейшия Патриарх Кирил. Представители на Руската Православна Църква са посетили Кайро през 2012 г., за да присъстват на погребението на Патриарх Шенуда III и на интронизацията на Патриарх Тавадрос II.

http://mospat.ru/bg/news/87907/

А удалось ли поймать кого-то из тех, кто бежал — неизвестно. Говорят, ловят. -Какой итог можно подвести по текущей ситуации? — На сегодняшний момент могу сказать одно: арабская республика Египет падает в экономическую яму. Взять хотя бы то, что совсем недавно стоимость доллара была равна 5 фунтам за доллар, потом 6-ти, сейчас показатели резко взлетели до 7 фунтов за доллар. Из экономического кризиса нужно выходить. Новому президенту сейчас будет очень непросто. Беседовала Елена Вербенина — Отец Леонид, недавно стало известно, что Хосни Мубарак подал в отставку. Как Вы прокомментируете произошедшее событие? — Около 7 часов вечера телеканал Аль-Джазира передал эту информацию. Думаю, чтобы делать выводы о произошедшем, нужно выждать время. Сейчас никто ничего не знает. Неизвестно даже, где находится семья бывшего президента. Сейчас главное – выяснить, что будет с теми десятками тысяч людей, которые были на площади Тахрир. Уйдут ли они. Никто не гарантирует, что они не выйдут с какими-то другими требованиями о каком-нибудь очередном или внеочередном референдуме. Лично я, откровенно говоря, ни за – ни против новой или ушедшей власти. Я за то, чтобы наши люди не пострадали. Это меня беспокоит в первую очередь. Мы готовы сотрудничать с любой властью, кроме радикальных исламистов. Вот чего надо бояться. Не так страшная армия или что-то еще, как те люди, которые исповедуют радикальный ислам. — Что сейчас происходит в Каире? — Весь Каир гремит. Люди лютуют, разъезжают и бегут толпами с флагами. Визжат, кричат, ездят. Так они выражают радость. Но что будет дальше? Налицо – экономический и политический кризис, как из него выходить? — Но с другой стороны, хорошо, что к какому-то результату пришли? — Время покажет, сейчас остается только ждать, набираться терпения. Страна достаточно быстро погрузилась в хаос, а выходить из него, думаю, будет непросто. — Расскажите, как проходили последние дни, что изменилось со времени нашего последнего выхода на связь? — На площадях все последние дни все еще были люди. Как обычно на площади Тахрир осуществлялась основная концентрация митингующих. 2 февраля газеты писали, что проходила демонстрация копских священнослужителей. Священники копской церкви вышли на демонстрацию в районе Мохандезин в поддержку правительства. В то же время существовала информация, что некоторые христианские общины выражают поддержку демонстрантов. То есть община слегка разделилась. Но эти демонстрации не носили массовый характер. Нужно заметить, что когда этот кризис только начинался, глава копской Церкви Шенуда III призывал всех христиан, по возможности, реально оценивать ситуацию и не допустить никаких кровопролитий, быть сдержанными и если выражать несогласие – делать это корректно. А, в общем-то, он поддержал действующего на тот момент президента. Это было единственное публичное заявление главы копской церкви.

http://pravmir.ru/prezident-egipta-podal...

Большой резонанс в копт. среде имел публичный разбор «богословских ошибок» М. а.-М. в лекциях Шенуды III. Ключевым вопросом было учение об обожении человека, которое развивал М. а.-М. Фактически он стал первым за мн. века после святителей Афанасия и Кирилла Александрийских египтянином, заговорившим об этом. Однако патриарх Шенуда воспринял рассуждения М. а.-М. как еретическое нововведение, основывая свою контраргументацию на том, что обожение невозможно из-за греховной испорченности человеческой природы (см. подробнее: Masson. 2005; Idem. 2007). Ряд обвинений, выдвинутых против М. а.-М. патриархом и некоторыми совр. коптскими богословами, основывается на использованных им сравнениях, напр., чудесного насыщения хлебами с Евхаристией (в толковании на Мк 6. 35-44) или распятия Иисуса Христа - со «вторым крещением кровью» (в толковании на Лк 23), а также на утверждении М. а.-М. о том, что «Христос был распят дважды»,- со «вторым распятием» М. а.-М. сравнивает чувство богооставленности, которое испытал Христос на Кресте, выразив его словами «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк 15. 34). К числу др. заблуждений М. а.-М. относят: непризнание развода даже в случае прелюбодеяния (согласно М. а.-М., КЦ, дозволив развод по причине прелюбодеяния, слепо последовала за ап. Матфеем, «стоявшим на уровне Закона Моисеева», в то время как в Евангелиях от Марка и Луки развод вообще не дозволяется); мнение о том, что заключительная часть Евангелия от Марка принадлежит не евангелисту, а одному из 70 апостолов, восстановившему утерянные ранее главы материалом из других канонических Евангелий; утверждение, что Иуда причастился на Тайной вечере, и др. Некоторые даже находят в сочинениях М. а.-М. повод для обвинения его в несторианстве (слова о том, что воплощение Логоса «связало и проявило два бытия - бытие Христа до воплощения в личности Логоса и бытие Логоса во плоти в личности Иисуса Христа», понимаются как провозглашение существования личности Бога-Логоса и личности Иисуса Христа).

http://pravenc.ru/text/2562620.html

Министерство иностранных дел Египта выразило главе дипломатической миссии Ватикана в Каире возмущение по поводу высказываний Папы Римского, а глава МИД АРЕ Ахмед Абу аль-Гейт поручил послу своей страны в Ватикане получить разъяснения Святого Престола относительно слов, сказанных Согласно позиции египетского МИД, " подобные высказывания отрицательно влияют на усилия по продвижению диалога между разными религиями и цивилизациями " МИД Египта отметило, что неподобающие отзывы об исламе Папа сделал в момент наиболее острой необходимости диалога, когда все стремятся избегать высказываний и заявлений, которые под прикрытием разговоров о свободе мнений демонстрируют незнание ислама как религии. Постоянный представитель Египта при ООН Магид Абдель Фаттах отметил, что Папа Римский нанес значительное оскорбление исламу, исламскому миру и Ахмед Абу аль-Гейт заявил, что сделанные Бенедиктом XVI " неудачные " заявления говорят о " недостатке понимания настоящего ислама " Министерство потребовало незамедлительного изменения Папой своей позиции и извинений за свои высказывания. По вопросу выступления Папы Римского свою точку зрения обозначил Мухаммед Сейид Тантауи – шейх университета Аль-Азхар, крупнейшего в мире мусульманского учебного заведения. Он осудил высказывания Бенедикта XVI, отметив, что " подобные заявления говорят об очевидном незнании ислама, которому приписывают то, чего нет на самом деле " Кроме того, Аль-Азхар призвал Ватикан к научному подходу в изучении ислама, что позволит обеспечить взаимное уважение, необходимое для диалога между представителями разных религий. В целом стоит отметить, что реакция Аль-Азхара по своей тональности и содержанию была близка к официальной позиции египетского правительства. С критикой высказываний Папы Римского выступил глава Коптской православной церкви Шенуда III, подчеркнув, что отвергает любое попрание символов и святынь мусульманской религии. По его мнению, Бенедикт XVI должен был " принять во внимание и учесть реакцию исламского мира прежде чем делать подобные заявления " Представители католической общины Египта со своей стороны выступили с заявлением, в котором утверждали, что сказанные Папой Римским слова о пророке Мухаммеде и об исламе не являются его мнением, а лишь частью вступления к его академической речи.

http://religare.ru/2_33437.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010