В воскресенье епископ Тавадрос стал 118-м патриархом Коптской православной церкви Египта. Тавадрос II наследует Шенуде III, который скончался в марте этого года в возрасте 88 лет после 40 лет во главе коптской церкви. Епископ Тавадрос. © REUTERS Mohamed Abd El Ghany Каковы полномочия коптского патриарха? Как глава автокефальной (то есть полностью независимой) церкви, он является для коптов тем же, чем Папа римский для католиков. Его полный титул звучит как «Папа Александрийский и Патриарх всей Африки на Священном Престоле св. апостола Марка». Он руководит 51 епархией и определяет религиозную доктрину. Кто такие копты? Копты представляют собой большинство египетских христиан, которые распределены по более чем десяти различным церквям. Они любят называть себя «подлинными египтянами». Их название произошло от греческого слова «aegyptos» путем редукции первого слога. Они занимают видное место как в истории, так и в современной жизни Египта, и не желают, чтобы их воспринимали как «меньшинство». В результате активной работы прошлого патриарха Шенуды III в сообществе наблюдается религиозный подъем. Монастырь преподобного Бишоя в Египте, где похоронен патриарх коптской церкви Шенуда III Сколько их? У нас нет достоверных данных на этот счет. На коптов приходится порядка 6-10% от 83 миллионов египтян. В церкви обычно называют цифру в 12%. Египетские копты – это потомки тех, кто не перешел в ислам с течением веков. Эмиграция также играет заметную роль. В США находится их крупнейшая диаспора, в которой насчитывается 500 000 человек. В чем их отличие от других христиан? Их церковь зародилась в результате раскола. В 451 году в Халкидоне египетские христиане делали выбор в пользу монофизитской доктрины, из которой следует, что Христос обладает единой божественной природой. Примерно такой же доктрины за несколькими отличиями придерживается и православная церковь. Коптские ритуалы довольно сложны, в них большое место отводится культу мучеников. Кроме того, существуют католическая и евангелическая коптская церкви, которые были основаны в XIX веке. Их одеяния восходят еще к временам фараонов. К тому же, как и египетским мусульманкам, коптским женщинам нередко делают обрезание.

http://pravoslavie.ru/57313.html

В Египте копты выбрали нового патриарха Каир, 6 ноября 2012 г. Новым патриархом Коптской православной церкви стал епископ Тавадрос Новым патриархом Коптской православной церкви стал епископ Тавадрос, сообщает Русская служба ВВС. Прежний глава коптских православных христиан, Папа Александрийский и патриарх святейший Шенуда III скончался 17 марта этого года в возрасте 88 лет.На его место претендовали три священника: 54-летний доктор медицины, епископ Рафаэль, 60-летний фармаколог, епископ Тавадрос и 70-летний юрист, иеромонах Рафаэль из монастыря Абу-Мина. Процедура выбора патриарха представляла собой лотерею. В Соборе Святого Марка в Каире записку с именем Тавадроса вытащил из прозрачного ящика мальчик с завязанными глазами. Имена трех претендентов стали известны во время голосования на специальном совете, собравшем 2,4 тысячи представителей всех коптских общин в октябре. Копты составляют, по разным данным, от 6% до 10% населения Египта. Большинство из них исповедуют христианство и принадлежат к древневосточной Коптской православной церкви, которая не входит в семью поместных православных церквей. Новый патриарх был выбран в непростые для коптской церкви времена, когда число нападений на коптов в Египте растет. Многие христиане опасаются, что приход к власти исламистов ничего хорошего им не принесет. Выбор Имена кандидатов были написаны на листах бумаги и вложены в хрустальные шары. Один из двенадцати мальчиков, которые были претендентами на участие в процедуре, сыграл роль божественного промысла. Он вытащил шар с именем Тавадроса, помощника исполнявшего обязанности патриарха епископа Пахомия. Епископ Пахомий затем взял из рук мальчика записку и показал ее всем собравшимся в церкви. Для того чтобы избежать нечестной игры во время выборов, транслировавшихся по телевидению, все три бумажных бюллетеня с именами кандидатов были одного размера и сложены одинаково. Копты уверены, что именно таким образом ключевой в процессе выборов становится божья воля. Интронизация епископа Тавадроса состоится 18 ноября.

http://pravoslavie.ru/57212.html

Делегация Коптской Церкви посетила Свято-Тихоновский университет 14 ноября 2019 г. 12:41 12 ноября 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла делегация Коптской Церкви во главе с ректором Коптской духовной академии и семинарии епископом Макарием посетила Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет  в Москве и ознакомилась с его историей и методикой преподавания богословских и гуманитарных наук. В состав делегации вошли проректоры Коптской духовной академии и семинарии архимандрит Паисий, архимандрит Василий, преподаватели Коптской духовной семинарии Кириллос Айман Мхан, Нэнси Набил Набих, преподаватели Коптской духовной академии Сами Сабри Шакер, Адель Фахри Саде, преподаватель Коптской духовной академии, секретарь Института коптских исследований, член Комиссии по диалогу между Русской и Коптской Церквами Исхак Агбан Шенуда, студенты Коптской духовной академии Эллиа Юсеф Фахем, Ирэн Ашраф Лотфи, Мона Мунир Беставрос. Визит делегации коптского духовного учебного заведения проходил по приглашению Святейшего Патриарха Кирилла и по благословению Святейшего Патриарха Коптского Тавадроса II. Цель визита — обсуждение возможности сотрудничества. В мае 2019 года делегация Московской духовной академии побывала в Каире, в Коптской семинарии и Институте коптских исследований. Ответный визит делегации Коптской академии и семинарии направлен на ознакомление с российскими духовными учебными заведениями. Епископа Макария и остальных гостей в ПСТГУ встречали проректор по международной работе, доктор церковной истории, доктор исторических наук протоиерей Георгий Ореханов, проректор по учебной работе И.В. Тарасова, декан богословского факультета, доктор богословия, кандидат теологии протоиерей Павел Хондзинский, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и Восточных Церквей, доктор теологии, кандидат философских наук, профессор протоиерей Олег Давыденков. Гости ознакомились с образовательными направлениями и научной деятельностью университета, посетили Соборную палату, храм равноапостольного великого князя Владимира и храм святых отцов Поместного Собора 1917-1918 гг., ознакомились с дипломными работами студентов факультета церковных художеств, выставленными в Московском епархиальном доме.

http://patriarchia.ru/db/text/5531458.ht...

Разделы портала «Азбука веры» 12 Апр 2022 В Египте больше месяца остаются под стражей христиане, попытавшиеся восстановить разрушенный храм В Избранное В Египте больше месяца держат в заключении христиан, попытавшихся отстроить свой храм, пострадавший от поджога в 2016 году, после того, как они долго дожидались разрешения от властей в законные сроки, сообщает «Cедмица.RU» со ссылкой на catholicnewsagency. Девять христиан остаются под стражей, а их единоверцы и правозащитники безуспешно требуют их освобождения. «Вместо того, чтобы преследовать и бросать в тюрьмы местных прихожан, органам власти и правоохранительным службам следовало бы своевременно отреагировать на их справедливые требования и выдать разрешение на восстановлении церкви, – заявляет Исхак Ибрагим, эксперт по свободе религии и убеждений в организации «Египетская инициатива по правам личности» (Egyptian Initiative for Personal Rights). Он напоминает, что прихожане действовали по закону и сделали все возможное, чтобы получить разрешение на восстановление храма законным путем, но власти проигнорировали их просьбы. Предметом конфликта стал коптский христианский храм Святого Иосифа и Абу Сефейна в селении Эзбет Фараг Аллах (провинция Минья). В 2016 году храм понес тяжкий ущерб от пожара по невыясненным причинам – хотя многие местные прихожане уверены, что имел место поджог. Это единственный храм для 800 христиан местной сельской общины. Власти выдали по запросу общины разрешение на снос остатков сооружения, однако так и не ответили на заявку о выдаче разрешения на полное восстановление храма. Правозащитники Египетской инициативы по правам личности заявляют, что проволочки с выдачей разрешения незаконны, поскольку закон Египта о строительстве церквей 60, принятый в 2016 году, отводит властям четыре месяца для ответа на подобные запросы общин. 22 января десятки христиан-коптов провели демонстрацию у штаб-квартиры Коптской христианской епархии Саламута с требованием о немедленной выдаче разрешения на строительство нового храма. На следующий день прошла сидячая забастовка протеста христиан в Эзбете. 30 января сотрудники сил безопасности арестовали девятерых христиан этой сельской общины, их имена: Абануб Магди Семаан, Гергес Самир Гергес, Джаид Саад Зекри, Милад Махрус Тауфика, Милад Реда Тауфик Айяд, Мина Салиб Хосни, Мунир Самир Мунир, Раймонд Мамдух Уильям и Шенуда Салиб Хосни. Их до сих пор держат в предварительном заключении по обвинению в «терроризме и участии в незаконном собрании, представляющем угрозу общественному порядку». Мунира Самира Мунира сочли зачинщиком и лидером группы, ему предъявлено дополнительное обвинение в «организации собрания с целью посягательства на государственную власть».

http://azbyka.ru/news/v-egipte-bolshe-me...

Христиане и египетская революция Египетские христиане были вынуждены выбирать между хлебом и собственным достоинством с одной стороны, и религиозным долгом, выраженном в повиновении Патриарху — с другой стороны… 17 февраля, 2011 Египетские христиане были вынуждены выбирать между хлебом и собственным достоинством с одной стороны, и религиозным долгом, выраженном в повиновении Патриарху — с другой стороны… Минас Монир — журналист, исследователь и писатель, работает в Великобритании. Автор нескольких опубликованных исследований по вопросам богословия, эксперт по Египту и политической теологии. В настоящее время — редактор Majalla — журнала о ближневосточных вопросах, и учится на М.А. в Кембриджской Теологической Федерации. Копт, православный по вероисповеданию (Александрийская Православная Церковь). Специально для портала « Правмир «. «В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов ее». Исаия 19:19. Наверное, это пророчество Исаии, написанное около 500 лет до н.э., когда евреи находились в вавилонском плену, осуществилось 6 февраля в Египте, когда христиане служили службы в центре площади Тахрир. В этот знаменитый  поистине исторический  момент  мусульмане встали стеной вокруг христиан, чтобы защитить их, когда те молились. Это был ответ на поступок христиан, охранявших молитву мусульман на этой площади в течение 18 дней демонстрации. Это ясно показало, что свобода слова, достойная жизнь и хлеб — законные требования для каждого египтянина, жившего под давлением режима более 3 десятилетий — независимо от вероисповедования или идеологических воззрений. Однако существует определенная напряженность в отношениях этих требований между людьми и их священноначалием. Во-первых, бывший египетский режим заставлял средства массовой информации и религиозные учреждения за несколько недель до революции не допустить ее. Коптский Патриарх Шенуда III, и Ахмед аль-Тайеб, Верховный имам Азхар часто появлялись на телевидении, чтобы продемонстрировать свою солидарность с бывшим режимом и его предводителем Мубараком. Представители Святого Синода на службах велели коптам не выходить на улицы и оставаться дома – через три дня — 25 января — вспыхнула революция.

http://pravmir.ru/xristiane-i-egipetskay...

Что значит быть коптским Патриархом сегодня? Через два месяца в Коптской церкви в Египте появится новый Патриарх, которому предстоит пасти стадо Христово в эпоху социальных и политических бурь. Патриаршее служение в такой непростой политической и религиозной обстановке потребует от будущего патриарха поистине выдающихся качеств. 27 марта, 2012 Через два месяца в Коптской церкви в Египте появится новый Патриарх, которому предстоит пасти стадо Христово в эпоху социальных и политических бурь. Патриаршее служение в такой непростой политической и религиозной обстановке потребует от будущего патриарха поистине выдающихся качеств. По окончании 40-дневного траура по Папе Шенуде III , скончавшемуся 17 марта в возрасте 88 лет, Священный Синод Коптской Православной Церкви начнет процесс избрания нового главы Церкви. О том, что ждет нового Патриарха, размышляет каирский журналист Минас Монир . Через два месяца в Коптской церкви в Египте появится новый Патриарх, которому предстоит пасти стадо Христово в эпоху социальных и политических бурь. Патриаршее служение в такой непростой политической и религиозной обстановке потребует от будущего Патриарха поистине выдающихся качеств. По сути, Патриарх Коптской церкви является духовным, а также политическим, лидером примерно для десяти миллионов египтян. Издревле Патриарх этой одной из древнейших церквей представлял и защищал интересы коптов перед императором, калифом или президентом. Он выступает лидером блока, куда входят около 9% египтян. Они подчиняются всем его решениям, включая те, которые сложно было бы провести по-другому, поскольку его решения освящены религиозным ореолом, окружающим Патриарха. После восшествия на патриарший престол харизматичного Шенуды III прошло четыре непростых десятилетия. Новому Патриарху предстоит занять значимый с политической точки зрения пост в исторический для страны момент накануне первых президентских выборов после свержения Мубарака и создания проекта новой конституции Египта. В последние годы жизни Шенуда III сумел расширить сферу своего религиозного влияния и стать значимой силой в египетской политической жизни. Его теплые взаимоотношения с прошлой властью включали участие в различных выборах в качестве политического лидера благодаря его способности управлять политическими пристрастиями миллионов коптов.

http://pravmir.ru/chto-znachit-byt-kopts...

Эритрейская Церковь 30 августа 2005 г. 14:03 На территории нынешнего государства Эритрея, на юго-западном побережье Красного моря, в первые века новой эры находилось христианское царство Аксум. Оно пришло в упадок после мусульманского нашествия, в VII cmoлemuu, и на его месте возникло новое Эфиопское царство. Этот регион долгое время сохранял свою относительную независимость, пока в XVI веке не попал под Османское владычество. С 1890-го по 1941 год Эритрея была итальянской колонией, затем ее территорию захватила Великобритания. В 1952 году Эритрея вступила в федерацию с Эфиопией, сохраняя при этом широкие права автономии, а в 1962-м была полностью аннексирована Аддис-Абебой и превращена в обычную эфиопскую провинцию. Длительная национально-освободительная борьба закончилась провозглашением 24 мая 1993 года независимости Эритрейского государства. Население  Эритреи исповедует христианство монофизитского толка, который не принимает христологических догматов Халкидонского Вселенского собора 451 года. Церковь Эритреи до начала 1990-х годов была частью Эфиопской, а до получения ею автокефалии — Коптской дохалкидонской Церкви, не имеющей общения с Православными Церквами. В июле 1993 года епископы Эритреи при поддержке правительства страны подали прошение папе Коптской Церкви Шенуде III об отделении от Эфиопской Церкви и даровании автокефалии. 28 сентября 1993 Коптский Священный Синод удовлетворил это прошение и взял на себя обязательство подготовить в коптских монастырях десять епископов для Эритрейской Церкви. 19 июня 1994 года в Каире папа Шенуда пятерых из них хиротонисал во епископов. Предоставление автокефалии произошло с согласия Эфиопской Церкви. В сентябре 1993 года патриарх Эфиопский Павел и архиепископ Эритреи Филипп одобрили разделение Церквей, провозгласив вместе с тем желание продолжать дальнейший исторический путь в духе братства и взаимопонимания.. В феврале 1994 года было подписано соглашение в Аддис-Абебе, подтвердившее автокефальный статус Эритрейской Церкви и признавшее преимущество чести среди Восточных дохалкидонских Церквей в Африке за Коптской Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/37837.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЫЙ МОНАСТЫРЬ [мон-рь (апы) Шенуте, Дейр-эль-Абьяд, Дейр-Анба-Шенуда], в В. Египте; расположен на краю Ливийской пустыни, примерно в 10 км к северо-западу от совр. г. Сохаг. Основан апой Пжолем ок. 340 или 350 г., дядей Шенуте , или самим Шенуте в нач. V в. Б. м. является одним из древнейших памятников христ. архитектуры Египта. Название «Белый монастырь» (араб. Дейр-эль-Абьяд) стало широко употребляться не ранее XIII в. Белый мон-рь. Общий вид Белый мон-рь. Общий вид Первые сведения о мон-ре содержатся в «Житии Шенуте» (Vita Sinuthii. 13, 24, 30-32). Вероятно, сначала мон-рь имел небольшие размеры, там находился колодец и склад. В житии говорится о знамении, способствовавшем строительству монастырской церкви. Шенуте явился Иисус Христос и повелел построить церковь. Шенуте ответил, что у него нет средств на строительство, тогда ему было велено идти в пустыню, где он обнаружил кошель с деньгами. На эти деньги были наняты рабочие для строительства. Можно предположить, что вместе со строительством церкви велась перестройка всего мон-ря. Помимо церкви в источниках упоминаются также кельи монахов, двор, 11 печей, хранилища для хлеба. Судя по проповедям Шенуте «О нашествии эфиопов» (De Aethiopium invasionibus. I-III), мон-рь в его время был крупным центром, к-рый мог разместить и накормить окрестное население, пострадавшее от набега кочевников. Известны имена нек-рых архимандритов мон-ря, бывших после Шенуте: Виса (Беса), автор жития Шенуте, Зиновий, секретарь Шенуте, Петр (V-VI в.), Геннадий (VIII в.). О Б. м. неоднократно упоминается в «Истории Александрийских Патриархов» (Х в.). Абу-ль-Макарим в трактате (ранее неверно приписанном Абу Салиху, XII в.) сообщает о захоронениях в мон-ре апостолов Варфоломея и Симона Кананита, о могиле Шенуте, находившейся на вершине горы, в районе Атрипе (разорена во время вторжения Ширкуха в XII в.). В качестве особой святыни в мон-ре хранился деревянный, отделанный слоновой костью ящик с книгами, в к-рые Шенуте записывал пожертвования мон-рю. Араб. ученый Якут (XII-XIII вв.) упоминает о Б. м. в своем географическом словаре. Небольшую заметку о мон-ре оставил аль-Макризи (XV в.). Он отмечает древность мон-ря, правильно локализует его и указывает общую площадь (7,5 акров), но в то же время сообщает, что мон-рь разрушен и ничего, кроме церкви, не сохранилось. Самые поздние упоминания о Б. м. в араб. источниках относятся к XVII в.

http://pravenc.ru/text/77970.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ [БВСЦ; англ. Middle East Council of Churches; араб.        ], межконфессиональная христ. орг-ция, основанная рядом правосл., восточноправосл., протестант. и англикан. Церквей в мае 1974 г. на I Генеральной ассамблее в Никосии (Кипр). Обязательным условием членства в БВСЦ является признание Церковью-членом Апостольского и Никео-Константинопольского Символов веры. Сопредседателями Совета были избраны митр. Лаодикийский Игнатий (Хазим) (Антиохийская Православная Церковь; с 1979 Патриарх Антиохийский Игнатий IV ), свящ. Ованнес Агаранян (Армянская Апостольская Церковь) и митр. Сомуил (Коптская Церковь). В 1990 г. на V Генеральной ассамблее к Совету присоединились римо-католики и сопредседателем стал еп. Юсеф аль-Хури. С 1994 г. сопредседателями Совета были: правосл. Патриарх Александрийский Парфений III (в 1996 его в качестве сопредседателя сменил митр. Лимасольский Хрисанф (Кипрская Православная Церковь), копт. Патриарх Александрийский Шенуда III , лат. Патриарх Иерусалимский Мишель Саббаи и глава Совета евангелических Церквей Сирии и Ливана пресвитерианский пастор Салим Сахиуни. В наст. время членами БВСЦ являются почти все крупные Церкви Ближ. Востока, в т. ч. Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и Кипрская Православные Церкви, арм. Киликийский Католикосат, Коптская Церковь, Сирийская Церковь, ближневост. католич. Церкви (Армянская, Халдейская, Коптская, Мелкитская, Маронитская, Сирийская Католические Церкви и лат. Иерусалимский Патриархат), англикан. Епископальная Церковь в Иерусалиме и на Ближ. Востоке и Епископальная Церковь в Судане, Евангелическо-Лютеранская Церковь в Иордании, ряд реформатских Церквей и объединений (Евангелическая Церковь Египта, Евангелическая Церковь в Судане, Синод Евангелической Церкви в Иране, Национальный евангелический синод Сирии и Ливана, Национальный евангелический союз Ливана, Пресвитерианская Церковь в Судане, Союз армянских евангелических Церквей на Ближ. Востоке, Французская реформатская Церковь в Тунисе, Национальная евангелическая Церковь в Кувейте) и Протестантская Церковь в Алжире, объединяющая методистов, реформатов, пятидесятников и членов Армии спасения. Из традиц. ближневост. Церквей не входит в Совет только ассир. Церковь Востока.

http://pravenc.ru/text/149383.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Коптские святые Пжоль, Псой, Шенуте. Икона (Красный мон-рь) [Дейр-эль-Ахмар, Дейр-Анба-Бишой; араб.    ,      ], мон-рь Коптской Церкви ; расположен в В. Египте близ совр. г. Сохаг, на территории рим. пров. Фиваида Вторая; один из древнейших и наиболее хорошо сохранившихся памятников христ. архитектуры и искусства Египта . Принятое название К. м. связано с цветом его внешних стен, сложенных из красного кирпича, в отличие от расположенного в 4 км южнее от него Белого монастыря , стены которого построены из белого известняка. История К. м. основан в сер.- 2-й пол. IV в. и до VII в. был частью монашеского союза Белого мон-ря, состоявшего из 2 муж. мон-рей и жен. обители. Наиболее известным архимандритом союза был Шенуте (Шенуда), к-рый управлял монастырями ок. 80 лет до своей кончины (ок. 466). В копт. традиции К. м. носит имя подвижника Псоя (Пшой, Бишой; IV в.). Краткое араб. Житие Псоя содержится в верхнеегип. редакции копто-арабского Синаксаря (кон. XII - нач. XIII в.) под 5 амшира (30 янв.; SynAlex. Vol. 3. P. 792-793), где указано его греч. имя-прозвище - Петр (так же в Энкомии в честь ап. Марка Иоанна , еп. Шмуна, VI - нач. VII в.; см.: Un encomio di Marco Evangelista/Ed., trad. T. Orlandi// Orlandi T. Studi Copti. Mil., 1968. P. 18). Согласно Синаксарю, Псой, уроженец дер. Псоне (араб. Басуна), был сподвижником апы Пжоля, дяди Шенуте и возможного основателя Белого мон-ря; они подвизались на горе в Атрипе (араб. Адриба), где к ним позднее присоединился юный Шенуте, построили в этой местности храм (возможно, первоначально пещерный), а рядом с ним - отдельные келии, к-рые еще существовали во время составления Синаксаря. В Житии Шенуте, составленном Бесой ( Висой ; посл. треть V в.; см.: Еланская А. И. Изречения египетских отцов. СПб., 20012. С. 122), Псой назван жителем горы Псоу (вероятно, имеется в виду К. м.). Об обители сохранилось меньше исторических свидетельств, чем о Белом мон-ре, по отношению к к-рому она всегда занимала второстепенное положение. К. м. упоминают в каталогах монастырей Египта копт. свящ. Абу-ль-Макарим (кон. XII - нач. XIII в.) и мусульманский историк аль-Макризи (XV в.).

http://pravenc.ru/text/2458977.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010