После смерти Авраама Бог благословил И. (Быт 25. 11), явился ему и подтвердил Свой завет с родом И. (Быт 26. 2-5). Однако И. в глазах Божиих не равен Аврааму: это благословение дается И. не за собственные заслуги, а за то, что его отец слушался голоса Божия и соблюдал наставления Божии (Быт 26. 5). Почти сразу же по окончании цикла преданий об Аврааме («толедот Фарры»), где И. находится в тени отца, начинается цикл преданий об Иакове («толедот Исаака»), в к-ром И. вновь оказывается на 2-м плане повествования о деятельном Иакове. Рассказы о рождении у И. в возрасте 60 лет близнецов Иакова и Исава (Быт 25. 19-26), о том, как Иаков купил у Исава первородство (Быт 25. 27-34) и как Иаков похитил у Исава отцовское благословение (Быт 27), пронизаны темой соперничества 2 братьев. Отношения Иакова и Исава во многом повторяют отношения Измаила и И.: в обоих случаях отцовское (и Божие) благословение получает не старший, а младший брат; причем именно младший становится прародителем евр. народа, а старший - прародителем одного из соседних народов (Измаил - арабов, Исав - идумеев). Долгому неплодию Сарры соответствует долгое неплодие Ревекки, к-рая родила Исава и Иакова лишь после молитв И. Повествование о том, как И. отослал Иакова за женой в Месопотамию, в семью Вафуила, чтобы Иаков не женился на «местной» (Быт 27. 46-28. 5), напоминает рассказ Авраама об И. (Быт 24). И. выходит на 1-й план в повествованиях Быт 26, в рамках «толедота Исаака», между рассказами о том, как Иаков купил у Исава первородство, и о том, как Иаков похитил у Исава отцовское благословение. Все повествования Быт 26 имеют параллели в истории Авраама. В Быт 26. 1-10 рассказывается, как И. во время голода ушел к филистимлянам в Герар и, опасаясь за жизнь, выдавал свою красавицу-жену за сестру, так что некий мужчина из числа хозяев страны по неведению едва не совокупился с ней, что стало бы грехом всего народа (Быт 26. 10), и как царь, узнав истину, гарантировал И. безопасность (Быт 26. 11). Эта история напоминает рассказ об Аврааме в Быт 20 (см. также: Быт 12. 10-20). В Быт 26. 12-33 говорится об Авимелехе, царе Герара, и о его военачальнике Фихоле, к-рые, видя, что Господь помогает И., заключили с ним союз после споров за обладание колодцами с водой. В названии того места отражено, что именно здесь союз был скреплен клятвой: Вирсавия (Беэр-Шева) - колодец клятвы. Эта история, включая детали (Фихол, Вирсавия), напоминает рассказ про Авраама в Быт 21. 22-33.

http://pravenc.ru/text/674115.html

Крупных городов, кроме Иерусалима, на данной территории никогда не существовало, оседлое население жило в небольших горных селениях, часто независимых и нередко воевавших друг с другом. Крайний же юг Палестины занимает пустыня Негев, северная часть которой в древности носила упоминающееся в Библии название Цин На Юго-западе она незаметно переходит в Синайскую пустыню, тянущуюся до самого Египта. Климат жаркий и очень сухой, дождей не бывает в течение всего года, зимние температуры доходят до †24†26, летние – до †45†47. Это необитаемая пустыня североафриканского типа, жизнь возможна здесь лишь в оазисах, у источников воды, единственным же более-менее крупным оазисом является Беэр-Шева (Вирсавия), способная прокормить до нескольких сотен человек. Во времена Авраама она, вероятнее всего, была необитаема, а позже была заселена потомками его клана. Изначально же Авраам со своим кланом поселился в Самарийской степи, ведя полукочевой образ жизни и перемещаясь между Шхемом (Сихем) и Бейт-Элем (Вефиль), который, можно думать, был древним культовым центром, традиционным в этой местности ( Быт.12:6–8 ). Конечно, то, о чём у нас шла речь выше, представляет собой лишь внешнюю сторону происходящего. Собственно, только её и может описать и проанализировать историк; духовная же сторона и значимость событий научному анализу не поддаётся. Библейский автор говорит нам о голосе Божием, который услышал Авраам и за которым последовал ( Быт.12:1–4 ); такие события, разумеется, не сможет ни подтвердить, ни опровергнуть ни один историк. Конечно, сам Авраам наверное рассказывал о пережитом к-л. из своих современников, иначе об этом его духовном опыте (как, впрочем, и ни о каком другом из того, о котором говорит нам Книга Бытия) мы бы ничего не узнали. Но никаких подтверждений пережитого Авраамом опыта из других исторических источников у нас нет. Впрочем, в известном смысле это всё же не совсем так. Выше нам уже приходилось говорить о том, что феномен профетизма в древности был известен многим народам в силу своей широкой распространённости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

3 стоял уже около восточных ворот, а не северных (что возможно – см. объяснение ст. 3), то он здесь подходит к ним ближе для измерения. – «К воротам» во внешней стене храма, ведущим во двор храма. – «Обращенным лицом к востоку». Кроме них были еще северные и южные ворота; все три были совершенно одинакового устройства и величины; посему подробно описываются только одни восточные ворота, как главные и святейшие, через которые входит Иегова ( Иез.43.4 ) – «И взошел» для измерения. – «По ступеням их», которые, как видно из дальнейшего, были устроены не в стене, а снаружи ее, не входили в ее черту. Двор храма предполагается находящимся, как в Соломоновом храме, на террасе горы. Из ст. 22 и 26 видно, что этих ступеней было 7, каковое число LXX ставит и здесь: «и вниде во врата зрящая на восток седми степньми» (вместо «взошед», вайаал, читали шева, «семь»). – «И нашел меры в одном пороге ворот одну трость ширины». Вся толщина стены, равная трости, т. е. 6 локтям, поперечно прорезывалась воротами, порог которых (см. план 1:А) посему должен быть шириною тоже в эту трость, т. е. в 6 локтей см. план 1, а-в. Ширина для порога громадная и говорящая о святости места, куда вели ворота. – «И в другом (букв.: «и в одном») пороге одну трость ширины». Буквальное повторение предыдущей фразы, бросающее тень на подлинность (диттография); если текст верен, то может разуметься порог противоположной стороны сооружения ворот (c-d), о котором речь в ст. 7 (но о нем здесь речь преждевременна и потому неясна) или же так называемый у греков «верхний порог», верхний косяк, перекладина дверей, » υπερθυριον, в отличие от нижнего порога, " υποθυριον, superbus в отличие от inferus (Naevius apud Movium IV, 278. Plant. Мас. V, 1. Розенмюллер.), – но указывать меру для такого порога лишне, – в виду его равенства с нижним. LXX «порог» передают αιλαμ, что у LXX всегда транскрипция евр. улам «притвор» – так называют они здесь порог (евр. саф) должно быть за большую величину этого порога ( ет-саф немного похоже по начертанию на улам).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Новый сайт для палестинских детей пропагандирует путь шахида Москва, 9 марта 2006 г . Власти Палестинской автономии (ПА) начали использовать электронные средства массовой информации для влияния на детей с тех пор, как в 2000 году у ПА появилось собственное теле- и радиовещание. Детские передачи, воспевающие «юных героев, прошедших путь шахида», идут по телеканалам ПА практически каждый день. На этой неделе пришедшее к власти «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС) существенно расширило зону пропагандистского информационного охвата, открыв в Интернете специальный сайт для детей, сообщает «Газета» . Сайт «Аль-Фатех» (http://www.al-fateh.net/) с точки зрения оформления выгодно отличается от пропагандистских роликов, ежедневно идущих по палестинскому телеканалу PATV. Иллюстрации здесь яркие и красочные, рассчитанные именно на детей в возрасте до 14 лет. Интерфейс «Аль-Фатех» прост и доступен ребенку, обладающему базовыми навыками работы с компьютером. На сайте можно собрать головоломку, решить несложный ребус или арифметическую задачку. Ребенок, ответивший на вопросы правильно, может отправить свою фотографию, и она обязательно будет размещена в «зале славы» сайта. Также на «Аль-Фатех» размещены постоянно обновляющиеся комиксы, мультфильмы, смешные истории и прочие развлекательные материалы. Имеется большой раздел «писем и рисунков, присланных нашими читателями». Вообще, авторы сайта очень грамотно вовлекают свою аудиторию в деятельность проекта, используя естественные детские желания – быть услышанным, заслужить уважение сверстников и взрослых, прославиться. Именно в игровой форме среди детей Палестины пропагандируется главный тезис, ради которого, собственно, сайт и создавался. Авторы «Аль-Фатех» последовательно внушают аудитории, что лучший способ заслужить славу, почет и уважение – это «пройти путь шахида», стать террористом-самоубийцей. В «зале славы» рядом с фотографиями детей, правильно отгадавших загадки, размещены рассказы о юных шахидах с портретами малолетних террористов-самоубийц и описаниями их «подвигов». Рассказы лишены дидактичности, способной отпугнуть ребенка; терроризм описывается как чрезвычайно интересное, увлекательное и вместе с тем почетное дело. Вот один из подобных рассказов: «Сегодня мы поговорим о юном герое Назиме Аль-Джаабари, прошедшем путь шахида. Когда его мать узнала, что сын стал шахидом (Аль-Джаабари был одним из двух исполнителей терактов, организованных ХАМАС на автобусных остановках в городе Беэр-Шева 31 августа 2004 года; тогда кроме самих террористов погибло еще 16 человек), она пошла на базар и там накупила сладостей и кофе, чтобы угостить всех, кто придет ее поздравить. «Сионистские секретные службы никогда не смогут победить палестинское сопротивление, пока за нашу свободу будут сражаться такие герои, как мой сын», – говорит счастливая мать».

http://pravoslavie.ru/16555.html

II. В Гаваоне С. во сне явился Господь и сказал: «Проси, что дать тебе» ( 3Цар. 3:5 ). С. попросил даровать ему разумное сердце, чтобы справедливо судить народ и различать, где добро, а где зло ( 3Цар. 3:9 ), а также премудрости и знания ( 2Пар. 1:10 ). За эту просьбу Господь обещал дать ему больше богатства и славы, чем любому из царей, правивших как до, так и после него. кроме того, С. была обещана долгая жизнь, в том случае если он будет следовать заповедям Божьим; этого, однако, не случилось: С. дожил лишь до 60 лет. О мудрости С. можно судить по тому, как он решал судебные дела (см. 3Цар. 3:16–28 ); его мудрость была «выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян» ( 3Цар. 4:30 ). С. называли автором 3000 притчей и 1005 песен ( 3Цар. 4:32 ). Часть их сохранилась в Притч. 1:1 – Притч. 9:1 ; Притч. 10:1–22:16 ; Притч. 25 – Притч. 29:1 (⇒ Песнь песней ⇒ Екклесиаст). Разные люди, в т.ч. и цари, услышав о мудрости С., стремились познакомиться с ним лично ( 3Цар. 4:33.34 ), среди них была царица Савская (⇒ Шева) ( 3Цар. 10:1–13 ; 2Пар. 9:1–12 ). Позднее С. приписали апокрифич. книгу «Премудрость Соломона» и псевдоэпиграфы типа «Псалмы Соломона» и «Песни Соломона» (⇒ Апокрифы). III. 1) С. прославился не только своей мудростью. Его власть и богатство также овеяны легендой. Известен С. и как строитель: своему народу он оставил величеств. ⇒ храм. При сооружении храма С. оказал помощь тирский царь ⇒ Хирам (1), приславший искусного ремесленника ⇒ Хирама (2). Сооружение храма началось в 480 г. после исхода евреев из Египта, на четвертом году царствования С. (967 г. до Р.Х.) ( 3Цар. 6:1 ; ⇒ Летосчисление, IV,2). Строит-во было завершено через семь лет, т.е. в 961 г. до Р.Х. В течение след. 13 лет ( 3Цар. 7:1 ) С. продолжал строительство своего дворца. В общей сложности сооружение храма и дворца заняло 20 лет ( 3Цар. 9:10 ), с 967 по 947 г. до Р.Х.; 2) масштабные строит. работы, в т.ч. возведение укреплений, городов для запасов и колесниц, требовали много рабочих рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Однако, раздавая награды сподвижникам, Давид совершенно забыл о балансе политических интересов, позволив своим сородичам из колена Иуды оттеснить в ходе празднования его возвращения на царство старейшин других колен, и последние справедливо почувствовали себя обиженными. Здесь, на переправе через Иордан, между старейшинами десяти колен и колена Иуды возникла перебранка, во время которой один из лидеров вениамитян Савей (Шева), сын Бихри, и призвал все остальные колена снова отступиться от Давида и вернуться в свои шатры, к прежней, свободной жизни, когда над евреями еще не было царя: “И отправился царь в Гилгал, и Кимам отправился с ним; и весь народ иудейский и половина народа исраэльского провожали царя при переправе. И вот пришли все исраэльтяне к царю и сказали они царю: почему похитили тебя братья наши, люди Иудины, переправили через Ярден царя и дом его и всех людей Давида с ним? И отвечали все мужи Иудины Исраэльтянам: потому что царь сродни нам. И почему это так рассердило вас? Разве мы что-нибудь съели у царя или унесли с собой в подарок? И отвечал Исраэль мужам Иудиным и сказал: десеть частей (колен) моих у царя, и у Давида больше моих, чем твоих. Так зачем же ты унизил меня? Разве слово наше о возвращении царя нашего не было первым? Но жестче было слово мужей Иудиных, чем слово Исраэльтян. И оказался там негодяй по имени Шива сын Бихри, биньяминянин; и затрубил он в шофар и сказал: нет нам доли у Давида и нет удела нам у сына Ишая. Все по шатрам своим, Исраэль! И отошли все Исраэльтяне от Давида, последовав за Шивой сыном Бихри. Иудеи же следовали за царем своим от Ярдена до Иерушалаима” ( 2Цар. 19:41-44,20:1-2 ). Таким образом, Давид вошел в Иерусалим только в сопровождении сынов колена Иуды. Так начался новый мятеж, однако, видимо, Давиду потребовалось еще несколько дней, чтобы осознать весь масштаб нависшей над его царством новой угрозы. Среди тех, кто вместе с другими жителями столицы вышел приветствовать его возвращение, Давид заметил и сына Ионафана Мемфивосфея — резко похудевшего, постаревшего, обросшего волосами и бородой, в грязной одежде, ибо со времени бегства Давида в знак траура Мемфивосфей перестал подстригать бороду и волосы и менять одежду.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

Юг, как мы сказали, принадлежал Хамидам. Бесполезно было бы входить в рассмотрение всех семейных имён, под которыми они известны в европейском предании. Должно только заметить, что к ним принадлежали многие народы, носящие имя Себа и Шева: весьма важное по своему значению в истории просвещения и мифологии. К Хамидам принадлежали и все первоначальные жители Ханаана, и Филистимляне, и Финикийцы, которых древнейший город, по указанию Ветхого Завета, так же как и по другим свидетельствам, и был Сидон, и жители некоторых островов в Средиземном море (как, например, Кипра), и Лудим, которых находим ещё и теперь в южных границах Марока и в оазисе Гуалата под именем Шелухов или Лудая и Лудамар. Очевидно, понятие о родстве народов основано было не на тождестве языков; иначе Евреям должно было бы приписать себя к Хамову племени по сродству наречий израильского и финикийского. Колена семитические населили страну, ближайшую к горной системе араратской. К ним причислены Эламиты северной Аравии, Арамейцы сирийские, Ассирия и двое племён, которых невозможно определить, Арфаксад, от которого Евреи вели своё начало, и Луд, без всякой причины принятый за Лидийцев. Должно заметить, что многие отрасли семитические носят названия, повторенные в родословной Хамидов: таковы Ассур, Себа, Гавила и Луд. Это, кажется, намёк на смесь поколений. Колена яфетические показаны самыми многочисленными изо всех. О них в особенности употреблено выражение: «от них разделились острова народов», которое не повторяется ни о Хамидах, ни о Семитах. Вероятно, им приписывалось большое расселение и, может быть, какой-то особенный почёт, высказанный в признании их за старшее племя в роде человеческом. К ним принадлежат многие народы, живущие или жившие на северных скалах Арарата и на кавказском пригорье, как Месех (вероятно Мосхи) и Тубал (кажется, Иверцы), многие, которых жилища были ещё далее на север, как Гомер, Рифаф, Тирас, Фогарма и Магог, и наконец другие, которые явно входят в состав иранского племени, именно Доданим (быть может, Пеласги 14 ; во всяком случае – народ западный), Мадаи (без сомнения Мидийцы) и Яван, которых угодно книжникам считать Ионийцами или Эллинами, но которые, вероятно, суть не что иное, как система сармато-славянская или Аза-Ваны (по крайней мере в словесности санскритской царь Кала-Явана и Яваны вообще явно принадлежат Бактрии и Афганистану) 15 . С именем Яван соединены, как и следовало, имена, напоминающие мир эллино-пеласгический.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРАД крепость на севере пустыни Негев . В Библии об А. говорится в связи с неудачной попыткой «сынов Израиля» вторгнуться в Ханаан (Числ 21. 1; 33. 40); позже царь А. назван среди плененных (Нав 12. 14). В этом районе селились потомки приемного отца Моисея кениты (Суд 1. 16). Место древнего А.- Тель-Арад в северо-вост. части долины Беэр-Шева (см. Вирсавия ) - знал еще Евсевий Кесарийский (Ономастикон. 14. 1-3). Археологические исследования А. в 60-70-х гг. XX в. (Й. Ахарони , Р. Амиран, З. Херцог) велись одновременно на 2 уровнях телля: нижнем (город раннебронзовой эпохи - IV-III тыс. до Р. Х.) и верхнем (крепость железного века). Была раскопана основная часть территории крепости и обнаружено большое количество остраконов с надписями. Они фрагментарны или состоят из 1-2 слов, но позволили создать стратифицированную эпиграфическую шкалу и дали материал для изучения древнеевр. письменности. План городского квартала периода ранней бронзы План городского квартала периода ранней бронзы Располагавшееся на нижнем телле древнейшее поселение в А. прошло путь от поселка эпохи энеолита до города, укрепленного каменной стеной с полукруглыми башнями (эпоха ранней бронзы). Последний был поделен на кварталы частных дворов, имел культовые и общественные центры, систему сбора и хранения воды, поддерживал торговые связи с Египтом (в слоях много егип. керамики и др. находок). Нижний телль был покинут в кон. III тыс. до Р. Х. На верхнем телле выделяют 7 периодов (А. I - A. VII). Их датировка и историческая интерпретация продолжают служить почвой для дискуссии. Согласно Ахарони и Херцогу, первое поселение железного века (X в. до Р. Х.?) на верхнем телле не было укрепленным, но вскоре на его остатках выстроили крепость, к-рая просуществовала, хотя и со значительными перестройками, ок. тысячи лет. Стены (квадрат 50 ´ 50 м с воротами и башнями) были разделены поперечными стенками на помещения. В северо-зап. части открыт вытянутый с запада на восток культовый комплекс с внешним вост. двором, внутренним зап. помещением со скамьями вдоль стен, у задней, зап., стены - небольшое (1,2 ´ 1,2 м) помещение с кремневой стелой. К святилищу относились, видимо, 2 малых каменных алтаря (на них установлено присутствие следов жира животных) и большой алтарь во внешнем дворе, от к-рого сохранился каменный фундамент. В устройстве святилища исследователи усматривают нек-рые параллели с Иерусалимским храмом (Исх 26. 15-25; 1 Цар 6. 2).

http://pravenc.ru/text/75814.html

Во-вторых, даже секты, отторгнувшиеся от Буддизма, сохранили таинственность пещер. Таковы, например, Яйны, которым принадлежат прекрасные памятники Панду-Ленские. Ни в каком отношении не должны мы и не можем принимать Буддизм за реформу древнейшего Брахманства. Я не говорю уже о нелепом мнении считавших его за корень Брахманства; оно уже исчезло, как исчезнут почти все системы современные, взятые не из фактов, а из произвола учёных. Буддизм есть плод Шиваизма, его изнанка, покой от его бурной жизни, неподвижное созерцание его беспорядочной и бессмысленной деятельности. Они издревле всегда шли вместе без вражды и без столкновения, потому что они родились в одной и той же стране, от одного и того же строя души. От этого Будда в Индостане носит часто имя Нараяна, заморского или морского; от этого их древние храмы всегда стоят рядом (тут дело не об аршинах), от этого в легенде Матияндра, иначе Локивара, Падмапати свидетельствует о связи Шиво-Унгизма и Буддизма; от этого же в отечестве Шиваизма, в царстве Шева-Мероэ, находится и самая область, давшая имя Саманству, земля Саман, которой смешно искать нового производства, и давшая даже имя самому Будде на южной оконечности Азии, в форме Самано-Кодом. Нельзя при этом случае не вспомнить показания древних (едва ли не Страбона), что Кадм царствовала в Эфиопии. Не смешение ли это понятий, происшедшее из непонятных названий? Я знаю, что чем яснее и убедительнее становится эта Связь Индии с восточной оконечностью Африки, тем упорнее старая система будет притягивать все факты к подтверждению мнимой первобытности Индостанского образования: поэтому прибавлю: когда в одной земле мы видим два начала образованности при двух началах языка и племенных примет, и видим каждое из этих начал развившимся чисто и отдельно в двух других странах, то должно первую считать смесью, а другие две коренными. Нельзя предположить, чтобы судьба разделила Индостан следующим образом: вы, курчавые черныши, идите в Африку и несите туда Будду и Шиву, а Брахмы не трогайте; возьмите с собой такие-то идеи художественные и такие-то корни слов, а стремление мыслительное и литературное и такие-то корни вы оставьте дома; они пойдут в придачу к Брахманизму, преобразованному и к семьям белоликим и длинноволосым, и я их отправлю за Инду-Кху в Иран и далее-далее до края земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

От этого, когда мы видим дуализм развитый или в зародыше у какого-нибудь народа, мы должны рассмотреть начало божества благого и по его характеру узнать, какая именно сторона жизни и духа выражается в мнимом божестве зла; верить же на слово показаниям древних писателей, ослеплённых односторонним направлением мысли, безрассудно и непростительно, а к несчастью почти все критики впадают в эту ошибку, и наука, вечно перебирая хаос фактов, рассказанных кое-как, не может никаких привести в стройное и органическое. Гностики, как всем известно, признавшие ветхозаветного Саваофа за духа зла, очевидно, почерпнули своё странное учение из Египетского (может быть Ханаанского) источника. Поклонение Евреев Тифону засвидетельствовано писателями древности, следовавшими показанию Египтян. Вообще такое мнение считается ошибкой, плодом недостаточной критики и сбивчивого понятия, а может быть и выдумкой злой клеветы. Но прежде чем мы произнесём приговор, надобно ещё узнать, какая мысль первоначально выражена была Тифоном и не совпала ли она с идеей божества, которому поклонялись Евреи. Критики начинают с того, что признают Тифона за олицетворение зла; и потом отвергают всякое сходство между ним и Иеговой. Гораздо естественнее и разумнее бы было сперва признать сходство и посмотреть, не выводится ли из него настоящий характер Озирисова брата врага. Мы видели, что памятники Египта были произведением духа, развившегося около верховьев Нила, в земле Кушитской; что просвещение Египта шло с Юга и мало-помалу подвигалось на Север, составляя новые царства и приходя в соприкосновение со стихиями чуждыми; что самые таинственные образы религии были почерпнуты из природы южной, и самые таинственные святилища, монолиты, которые были скрыты от непосвящённых взоров, вырывались из скал родной Эфиопии. Самое имя Фив (Диосполис) открыло нам единство Зевса, т. е. Высшего бога Египетского, с Сивой, сыном или владетелем горной области Мероэ. Это сходство подтверждается древним именем Мероэ, Саба или Шева, и опровергает бессмысленное показание, будто бы имя Мероэ дано Шеве завоевателем Камбизом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010