– Пост, в день которого Варух имел прочесть речи Иеремии ( Иер. 36:6, 9 ), был пост чрезвычайный, так как он был объявлен в месяц 9-й ( Иер. 36:9 ), приблизительно в нашем декабре, между тем как ежегодный пост, установленный для евреев при Моисее, имел место в день очищения, в 10-й день 7-го месяца ( Лев. 16:29, 23:27 ). Поводом к этому чрезвычайному посту, не указанным в тексте, могла послужить приближающаяся опасность со стороны халдеев. Иер. 36:10–13 10. И прочт Вархъ в книз словеса в дом Гдни, в дом сна Сафан во двор вышнмъ в вратъ дом Гдн новыхъ, во ушы всхъ людей. 10. И прочитал Варух написанныя в свитке слова Иеремии в доме Господнем, в комнате Гемарии, сына Сафанова, писца, на верхнем дворе, у входа в новыя ворота дома Господня, в слух всего народа. 11. И слыша снъ сна Сафан вс словеса Гдн книги. 11. Михей, сын Гемарии, сына Сафанова, слышал все слова Господни, написанныя в свитке, 12. И сниде в домъ цревъ, в домъ книжника, и се там вс кнзи сдх, и Далеа снъ и Наанъ снъ Аховровъ, и снъ Сафань, и снъ и вси кнзи: 12. И сошел в дом царя, в комнату царскаго писца, и вот, там сидели все князья: Елисам, царский писец, и Делаия, сын Семаия, и Елнафан, сын Ахбора, и Гемария, сын Сафана, и Седекия, сын Анании, и все князья. 13. И возвст имъ вс словеса, же слыша чтща Варха во ушы людемъ. 13. И пересказал им Михей все слова, которыя он слышал, когда Варух читал свиток в слух народа.  – Гемария, сын Сафанов, писец (книгочий, Иер. 36:10, 12 ) был, может быть, брат Ахикама, упомянутого в Иер. 26:24 , может быть, отца Годолии – наместника Навуходоносора в Иудеи по разрушении Иерусалима. Он принадлежал, в таком случае, к знатному роду. О дворе вышнем см. Иер. 7:1, 2 . – О вратах дому Господня новых см. Иер. 26:10 . – Домом книжника ( Иер. 36:12 ), или (по Иер. 36:20, 21 ) «домом Елисамы книгочия», называется отделение царского дворца, в котором помещалась государственная канцелярия. Принадлежавшие к ее составу лица назывались, вероятно, все писцами, книгочиями, книжниками. По крайней мере, не только Елисам называется «книгочием», как главный из членов канцелярии, здесь ( Иер. 36:12 ), при перечислении всех этих членов, но и другой из них, Гамария, выше ( Иер. 36:10 ) назван также книгочием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Действие царя вновь вступает в противоречие с поведением его отца, царя Иосии, после прочтения ему Книги Закона, обнаруженной в Храме ( 4Цар. 22:8–13 ). Между прочим, и тогда Сафан оказался участником событий. Попытка уничтожить слова Бога оказалась безуспешной. Иеремия просто велел составить еще один свиток (28), куда вошло особое послание к Иоакиму в ответ на его нечестивое поведение. В новом свитке говорилось об отказе ему в праве передать царскую власть своему наследнику, как сделал в свое время Давид по отношению к Соломону (30б; ср.: 3Цар. 2:4 ), и повторялось предсказание, что он будет лишен надлежащего погребения (30в; ср.: 22:19). В новом свитке к старому тексту были добавлены еще новые слова (32). Это отражает продолжение пророческого служения Иеремии и начало письменного собрания его высказываний. 37:1 – 39:18 Последние дни Иудеи 37:1–10 Помощь Египта? Теперь события быстро развиваются, подходя к последнему поражению Иудеи и Иерусалима от руки Вавилона. С этого момента действие происходит в период последних дней правления Седекии, царя, которого посадил на престол сам царь вавилонский ( 4Цар. 24:17–18 ). Весь вопрос в том, прислушается ли царь к пророчеству Иеремии о необходимости сдаться победителю, чтобы смягчить катастрофу; послание, о котором говорится в ст. 2, вначале прозвучало в 21:1–10. Седекия не должен был думать, что Египет сможет оказать действенную помощь. Хотя царь постоянно отказывался принять во внимание все послания Иеремии, он, тем не менее, стал активно искать пророка, отчаянно надеясь на ободрение. Он настоял на том, чтобы Иеремия вновь исполнил полагающуюся пророку роль посредника (3), что было безусловно запрещено пророку (7:16) как раз по причине жестокосердия Иудеи. Желание Седекии услышать волю Божью было неискренним, поскольку он был готов принять лишь то, что сам хотел услышать. В этот период осада города вавилонскими войсками была временно снята из–за продвижения египетских войск, поскольку Египет намеревался отобрать часть территории у своего старого врага (4–5). Это дало вполне естественные основания возлагать ошибочные надежды на Египет, от чего постоянно предостерегал Иеремия. Вероятно, Седекия все же возлагал на это свои надежды. Однако ситуация не изменилась (6–10). Единственным значительным фактором оставалось намерение Господа покарать Иудею. Поверхностное восприятие часто питает ложные надежды. 37:11–21 Иеремия в темнице

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

36.2–4. В этот свиток вошло большинство ранних проповедей Иеремии (гл. 1–25.14). 36.5. Заключен не означает «посажен в темницу». Речь идет о домашнем аресте или, скорее всего, о запрещении выступать публично. 36.10. Сафан, отец Гемарии, был одним из инициаторов реформы Иосии. Этим объясняется сочувствие его сына, Гемарии, Иеремии. 17. Первое выселение иудеев в Вавилон (597 г.) (4 Цар 23.36–37; 24.1–17) Иоаким признал власть Вавилона, но вскоре поддался уговорам фараона и восстал. Он умер, вероятно, в тот момент, когда халдейские войска были уже у стен города. 36 Двадцати пяти лет был Иоаким, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Зебудда, дочь Федаии, из Румы. 37 И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его. 1 Во дни его выступил Навуходоносор, царь Вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него. 2 И посылал на него Господь полчища Халдеев, и полчища Сириян, и полчища Моавитян, и полчища Аммонитян, — посылал их на Иуду, чтобы погубить его по слову Господа, которое Он изрек чрез рабов Своих пророков. 3 По повелению Господа было это с Иудою, чтобы отвергнуть его от лица Его за грехи Манассии, за все, что он сделал; 4 и за кровь невинную, которую он пролил, наполнив Иерусалим кровью невинною, Господь не захотел простить. 5 Прочее об Иоакиме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 6 И почил Иоаким с отцами своими, и воцарился Иехония, сын его, вместо него. 7 Царь Египетский не выходил более из земли своей, потому что взял царь Вавилонский все, от потока Египетского до реки Евфрата, что принадлежало царю Египетскому. 8 Восемнадцати лет был Иехония, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Нехушта, дочь Елнафана, из Иерусалима. 9 И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делал отец его. 10 В то время подступили рабы Навуходоносора, царя Вавилонского, к Иерусалиму, и подвергся город осаде. 11 И пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к городу, когда рабы его осаждали его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

244 Поправка О. Г. Большакова: «Эта непонятная фраза легко расшифровывается, если читать не суфун (корабли), а сафан, что значит, согласно ал-Мунджиду (Ал-Мунджид фи-л-луга ат-таб‘а ал-ишруна. Байрут, 1969. С. 338. Средняя колонка), “кожа ската, которую употребляют на рукоятках меча». Мечи с рукоятками, обтянутыми кожей ската с бугорками, похожими на бусины, хорошо известны специалистам» (Большаков 2000. С. 58). 245 Сводка разных вариантов из текстов Амина Рази и Наджиба Хамадани (Ибн Фадлан 1956. С. 240. Примеч. 705). Ни в Мешхедской рукописи, ни у Йакута этого фрагмента нет. 247 Волга. А. П. Ковалевский, исходя из текста, не отождествлял пристань, куда прибывали русы и где происходили торги, с городом Булгаром (Ибн Фадлан 1956. С. 218. Примеч. 565б). Однако А. Зеки Валиди Тоган, К. Цегледи и др. высказывались в пользу именно Булгара (Ибн Фадлан/Тоган. S. 31: араб, текст. Примеч. 4; Czeglédy 1939. S. 221; Фахрутдинов 1977. С. 66). 248 Такие большие дома открыты археологами в торговых городах Северной Европы: Хедебю (Дания), Ладога (Лебедев 1978. С. 23–24). 249 Использование одной лохани для нескольких человек является чертой быта германского происхождения (Лебедев 1978. С. 23). 251 «Слово раббун у Ибн Фадлана применяется только в религиозном смысле...» (Ибн Фадлан 1956. С. 181. Примеч. 176). 252 «... Мамлюк – “невольник» (обращенный в рабство свободный человек). Молодых рабов Ибн Фадлан называет “отроками» – гулам …; если же он говорит о рабе как таковом, то «абд.., мн. ч. »убайд... В таких случаях я перевожу “раб», “рабы " » (Ибн Фадлан 1956. С. 243. Примеч. 736). О термине «гулам» см. ниже, примеч. 27. 253 Употреблен термин ра " ис – «глава». По А. П. Ковалевскому, «главарь», с одной стороны, приравнивается к слову малик – «царь» в значении «предводитель», «князь» ... В другом случае рейс (ра " ис. – Т. К.) – «главарь» приравнивается к кябир – «большой», «старейший» ... В отношении русов, по-видимому, это слово имеет второе значение. Так, один из упомянутых здесь «главарей» русов в дальнейшем именуется сначала более общим термином «выдающийся муж из их числа», а потом снова «главарь» (Ибн Фадлан 1956. С. 244. Примеч. 745).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несколько благородных семейств отвратились от нечестия и обратились к тому истинному Богу, о котором проповедовал Иеремия и другие пророки. На сторону пророков стало семейство Сафана, занимавшего высокое положение, и это влиятельное семейство настойчиво защищало их от преследования. Сам царь Иосия, когда до него дошло известие о славе юного пророка, получил также новое подкрепление в своем намерении покончить с нечестием и обратиться к истинной религии. Восстановление заброшенного храма производил он твердо и настойчиво. Трем из своих высоких сановников, именно Сафану писцу, Маасею градоначальнику и Иоаху дееписателю, он дал поручение сообщить первосвященнику Хелкии определение, чтобы собранные суммы наконец обращены были на предназначенную цель, чтобы серебро было передано этим высоким сановникам, которые и должны были на них отчасти купить строительные материалы, и отчасти платить архитекторам и рабочим. И вот, было приступлено к работам. Но когда еще происходили приготовления к этим работам, первосвященник Хелкия разбирая различный мусор в храме, вдруг, к своему величайшему изумлению, нашел ветхий манускрипт, который оказался величайшею драгоценностью. Это была книга закона, писанная рукою Моисеевою. В какой части храма она была найдена, – неизвестно, но открытие совершилось в то время, когда сановники вынимали деньги, собранные для возобновления храма, из ящиков, в которых они находились. По раввинскому преданию, книга была найдена под грудой камней, под которой она была скрыта, когда Ахаз сожигал другие списки закона. Но возможно, что она лежала скрытою в самом ковчеге, который Манассия бросил в сторону в какое-нибудь из многих помещений вокруг храма, где она и могла легко оставаться незамеченною, пока не попала на глаза первосвященнику. Как только найдена была эта драгоценность, о ней немедленно доложили царю. Сафан, опытный в чтении подобных рукописей, как и требовала от него должность писца, сам исследовав книгу, немедленно же постарался познакомить с ее содержанием и своего государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

8:1–18 Пророк перечисляет разновидности процветавшего в городе идолопоклонства: поклонение «идолу ревности» (ст. 5,6); поклонение «животным» (ст. 7–13); культ «Фаммуза» (ст. 14,15); поклонение «солнцу» (ст. 16). Все слои общества были заражены грехом: и старейшины (ст. 11,12), и женщины (ст. 14), и даже священники (ст. 16). 8 вот подобие мужа. См. 1,27. 8 принес меня... в Иерусалим. Некоторые исследователи предполагали, что пророк на самом деле перенесен был Духом Божиим в Иерусалим или что он сам однажды совершил туда поездку (см. ком. к 6,1–3). Но эти предположения не являются обязательными: пророк здесь путешествует лишь в воображении, такое с ним бывало и раньше, а также случалось с другими пророками (3,12.14; 37,1; 40,1; 2Кор. 12,20 ). 8 с северной стороны у ворот. Эти ворота соединяли внешний двор храма с внутренним. идол ревности. Ср. ст. 3: «возбуждающий ревность». Он навлекает на себя особый гнев ревнующего о собственной чести Господа ( Исх. 20,5 ), потому что как раз на этом месте следовало пребывать славе Божией (см. ст. 4), а отнюдь не идолу. Под идолом ревности подразумевается, вероятно, Астарта, ханаанская богиня. 8 изображения... животных. Поклонение животным это поклонение твари, а не Творцу ( Рим. 1,25 ). Человек по обетованию Божию должен владычествовать над животными ( Быт. 1,28 ), а не обожествлять их. 8 Иезания, сын Сафанов. Писец Сафан был исполнителем реформы царя Иосии ( 4Цар. 22,3–14 ; 2Пар. 34,8.15–20 ). Воскурение благовоний во храме составляло исключительное право священников ( 2Пар. 26,16–21 ; Исх. 30,7–10 ; Чис. 16,40; 18,1–7 ). 8 по Фаммузе. Во времена Иезекииля Фаммуз почитался как бог плодородия и владыка низшего мира. Поклонение Фаммузу было связано с ежегодными циклами умирания и возрождения растительности. См. Втор. 28,11.12 ; Агг. 1,10.11; 2,15–19 ; Зах. 8,10–12 ). 8 двадцати пяти мужей. В помещение между жертвенником и притвором храма могли входить только священники. Храм смотрел на восток. Вместо того, чтобы обратить свои лица ко храму и, будучи предстателями народа, оплакивать его прегрешения (9,4; ср. Иоил. 2,17 ), эти двадцать пять мужей буквально повернулись спинами к дому Божию и ко Господу, меж херувимами восседающему в нем, чтобы поклониться восходящему солнцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«Это место в высшей степени замечательно. Если бы была возможность совершенно удовлетворительно объяснить, что значит эта находка, то многое бы объяснилось в истории евреев. Новейшие неправославные ученые любят утверждать, что книги из глубокой древности, известные под именем Моше, явились в свет и сделались известны евреям гораздо позже Моше; по мнению некоторых. Именно после того, как Хелкия нашел древний список в храме» (проф. Гуляев, с. 371). Последнему предположению так называемых теоретиков развития о происхождении некоторой части Пятикнижия, именно Второзакония, в данное время (см. напр. Stade, Geschirhe Isr. I, s. 650 и далее) противостоит уже то, что найденная книга закона в библейском тексте представляется не вновь появившеюся книгою, а издавна вполне известной (отсюда – определенный член: (гас) сефер – (гат) тора), а в параллельном месте ( 2Пар.34:14 ) она прямо называется «книгой закона Господня (данную) рукою Моисея» (сефер торат Иегова бейяд Моше). Выражение же «книга закона» было, бесспорно, техническим термином для всей совокупности писаний Моисея, которые все под общим именем «книги закона» Моисей повелел левитам (священству во главе с первосвященником) хранить в самом ковчеге завета ( Втор.31:24–26 ). Если найденная Хелкией книга далее называется «книгою завета» (сефер-габберит 4Цар.23:2–3,21 ; 2Пар.34:30–31 ), то и это название, как и предыдущее, гораздо более приложимо ко всему Пятикнижию, чем к какой-либо отдельной части его, напр., к Второзаконию. Если против признания найденной книги целым Пятикнижием указывают, между прочим, на краткость времени, в какое Шафан ( 4Цар.22:8,10 ) и после Иосия ( 4Цар.23:2 ) могли прочитать ее, то в ( 2Пар.34:18 ) сказано, что Шафан читал в ней (евр. бо), т.е., нет надобности думать, что прочитана была вся книга; если же, далее, говорят, что прещения Божии, очевидно, содержащиеся в книге и столь поразившие царя (ст. 11, 16) и народ ( 4Цар.23:2–3 ), более всего напоминают о прещениях ( Втор.28 и другие), то прещения этого рода находятся и в других частях Пятикнижия, например, ( Лев.26 ). Важнее же всего то, что как завет народа с Иеговою был заключен и мог быть заключен только на основании целого закона ( 4Цар.23:2–3 ), а не отдельной его части, так и последующая реформа культа ( 4Цар.23:4–20 ) и заключительное к ней законное совершение Пасхи (ст. 21–24) могли быть осуществлены только на основании законов всего Пятикнижия ( 4Цар.23:24–25 ), в частности праздник Пасхи – на основании главы Исх.12 ( Исх.23:15,34:18 ; Лев.23:5–8 ; Чис.28:18–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Пар.5:11 .  Сыновья Гада жили напротив их в земле Васанской до Салхи: 1Пар.5:12 .  в Васане Иоиль был главный, Шафан второй, потом Иаанай и Шафат. 1Пар.5:13 .  Братьев их с семействами их было семь: Михаил, Мешуллам, Шева, Иорай, Иаакан, Зия и Евер. 1Пар.5:14 .  Вот сыновья Авихаила, сына Хурия, сына Иароаха, сына Галаада, сына Михаила, сына Иешишая, сына Иахдо, сына Буза. 1Пар.5:15 .  Ахи, сын Авдиила, сына Гуниева, был главою своего рода. 1Пар.5:16 .  Они жили в Галааде, в Васане и в зависящих от него городах и во всех окрестностях Сарона, до исхода их. 1Пар.5:17 .  Все они перечислены во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского. Родословие Гада. Совместная жизнь колена Гадова с Рувимовым на восточно-иорданской стороне, общие войны с агарянами ( 1Пар.5:10, 19–20 ) и одинаковая судьба ( 1Пар.5:26 ) являются причиной того, что родословие Гада излагается вслед за генеалогией Рувима. 1Пар.5:11 .  Сыновья Гада жили напротив их в земле Васанской до Салхи: Колено Гадово жило в середине Галаада, составлявшего южную часть владений Ога Васанского ( Втор.3:12–13 ), севернее Рувима. Салха лежит в расстоянии 6–7 часов пути от Боцры и 30 часов пути на восток от Иордана. Об уделе колена Гада (см. Нав.13:24–28 ). 1Пар.5:12 .  в Васане Иоиль был главный, Шафан второй, потом Иаанай и Шафат. Остается совершенно непонятным, почему не перечисляются ближайшие потомки Гада ( Быт.46:16 ), и в каком отношении к ним стоят лица данного стиха. Несомненно лишь, что как они, так и нижеупоминаемые жили или в начале VII до Р. X. при Иеровоаме II, или на полстолетия позднее – при Иоафаме иудейском ( 1Пар.5:17 ). 1Пар.5:16 .  Они жили в Галааде, в Васане и в зависящих от него городах и во всех окрестностях Сарона, до исхода их. Согласно с ( Втор.3:12 ) колено Гадово жило не во всем Галааде, а только в одной половине его; другая была отдана полуколену Манассиину ( Втор.3:13 ). Что же касается Васана, то, по ( Нав.13:30 ), весь он был отдан потомкам Манассии, ввиду чего показание данного стиха наводится в противоречии с этим свидетельством. Для устранения его ссылаются обыкновенно на то, что заселение гадитами части Васана падает на более позднее время. Как пастухи, они могли занять такие места, которые оказались лишними для манасситов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1. В чем заключалось ложное представление о Завете? 2. Что мы знаем о пр. Михее? 3. В чем упрекал Михей пророков своего времени? 4. Как определяет пр. Михей истинное благочестие? 5. Какие черты носит мессианское пророчество Михея? 6. С чем была связана языческая реакция при Манассии? 7. В чем она проявилась? 8. Какие события сопровождали начало проповеди пр. Софонии? 9. Каков основной смысл Кн. Софонии? §7 РЕФОРМА ИОСИИ. ПРОРОКИ НАУМ И АВВАКУМ (628–609 годы) 1. Политические предпосылки реформы. В 30-х годах VII века экспансия Ассирии кончилась. Элам, Вавилония и Египет сбросили иго Ниневии. Мидийское царство необычайно усилилось. Скифы захватили часть Ближнего Востока. Молодой иудейский царь Иосия воспользовался этой ситуацией и взял под свой контроль всю Палестину. Это был, по словам митр. Филарета, «царь, не только благочестивый, но и беспримерный в благочестии» (Соч. Слова и речи, т. III, с.1). Он окружил себя ревнителями веры и торжественно заявил о своей приверженности «Богу Давида». Он приказал вырубить священные рощи, разбить идолов и разрушить их жертвенники по всей стране (2 Пар 34,1–7). Проассирийская партия после разрыва Иосии с Ниневией потеряла всякое значение. Ведущее место заняли поборники религиозных реформ: секретарь царя Шафан, его сын Ахикам, комендант Иерусалима Маасея, Шаллум, заведовавший дворцовыми облачениями, и верховный священник Халкия. 2. Находка Книги Закона. Весной 622 года Иосия предпринял ремонт Храма, надзор за которым поручил Шафану. Однажды во время работ священник Халкия нашел в тайнике свиток, который оказался Книгой Закона. Он передал ее Шафану. Тот ознакомился с содержанием рукописи и принес ее царю. Иосия прочел несколько строк и пришел в ужас: книга явно и недвусмысленно запрещала воздвигать где-либо алтари Ягве, кроме Храма Иерусалимского. А между тем в столице и повсюду в стране издавна были воздвигнуты сотни жертвенников. Согласно мнению бл. Иеронима и свт. Иоанна Златоуста, Книга Закона, найденная Халкией, была Второзаконием. Именно там содержится требование совершать служение Богу только в одном, свыше указанном месте (Втор 12,5–7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ст. 20. …Прочее о Езекии и о всех подвигах его... написано в летописи царей Иудейских… – так заключает священный историк свое повествование о Езекии. Во 2-й книге Паралипоменон целых четыре главы посвящены описанию благочестивых дел Езекии 670 . Глава 22. Благочестивые деля Иосии, 16-го царя Иудейского 671 а) Время воцарения (642 до Р. X.), продолжительность царствования (31 г.) Иосии и имя его матери Иедида (ст. 1). б) Богоугодный характер царствования Иосии (ст. 2). в) Повеление об исправлении повреждений храма (ст. 3–7). г) Книга закона, найденная в доме Господнем священником Хелкией, и страх царя при чтении ее (ст. 8–11). д) Посольство к пророчице Олдаме, насчет содержания книги (ст. 12–14). е) Ответ Олдамы с предсказанием, что гнев Божий, о котором говорится в книге, постигнет Иудеев, но не коснется Иосии (ст. 15–20). Ст. 8–10. …И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем... И читал ее Шафан пред царем. Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои... Какая это была книга? Вопрос сей вызывается различными несогласными, относительно ее, предположениями. Некоторые, напр., полагают, что найденная книга была Второзаконие Моисеево, или даже небольшая часть его, где находятся сильные прещения Божии на преступников закона, чтение которых, собственно, и привело, будто бы, в такой ужас благочестивого царя Иосию. Другие же, напротив, не стесняются полагать, что найденная книга содержала все богодухновенное Писание, т. е. не только пять книг Моисеевых, но и другие свящ. книги, где заключаются грозные пророчества о наступающих бедствиях Иерусалима 672 . Некоторые, наконец, ограничиваются тем мнением, что находка Хелкии состояла, собственно, из Пятикнижия Моисеева, первоначально составлявшего одну нераздельную книгу. Наиболее вероятнейшим представляется это последнее и, так сказать, срединное, между крайностями, мнение. В самом священном повествовании книга, найденная Хелкией, называется книгою закона Господня, данной (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  001     002    003    004