Кроме того, языческие религиозные обычаи Манассии могут быть лучше поняты из сведений о восточных религиях, которые получены благодаря археологии. Известно, что Манассия был противоположностью своему отцу: он восстановил все жертвенники идолам, которые разрушил Езекия, и соорудил жертвенник Ваалу ( 4Цар. 21,3 ). Характерен горький плач пророка Исаии: Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы ( Ис. 1, 21 ). Замечательные находки в Рас–Шамре (древний Угарит) дают объяснение тому недоумению, которое вызвал полный горечи и обличения плач Исаии. Находки в Рас–Шамре помогают обрисовать подробную картину отвратительного поклонения Ваалу, который является основной мишенью обличений также и пророка Осии. Между прочим, жертвоприношения детей языческому богу Молоху, которые происходили во времена Манассии в долине Енном ( 4Цар. 23, 10 ), засвидетельствованы археологическими раскопками. 377 Конечно, существуют и другие археологические находки, которые в полной мере подтверждают то, что говорится в Ветхом Завете о царях Езекии и Манассии, а мы перечислили только самые важные из них.   Царствование и деяния Иосии   Царь Иосия взошел на трон всего восьми лет от роду и правил царством Иуды тридцать один год. Это был благочестивый правитель – делал он угодное в очах Господних. Он руководил реконструкцией храма, во время которой первосвященник Хелкия нашел книгу закона. Писец Сапфан (рус. перевод – Шафан. – Ред.) прочел ее царю Иосии ( 4Цар. 22, 1–10 ). После этого Иосия приказал прочесть эту книгу перед всем народом и заключил со всем своим народом договор перед Богом, по которому все обязались соблюдать заповеди Божии. Народ одобрил обязательство и обещание Иосии. В результате царем были предприняты непосредственные и эффективные меры по искоренению идолопоклонства и поддержанию здоровых религиозных убеждений народа ( 4Цар. 23,1–20 ). Благодаря археологам эти события полностью подтверждены. Одни считают, что книга закона, которая была найдена во время реставрации и восстановления храма, была оригиналом Пятикнижия Моисея (см.: 2Пар. 34, 14 ), другие – что это лишь одна из книг Пятикнижия, Второзаконие, которая была помещена в ковчеге. Но рационалисты наших дней говорят, что это не была книга закона, так как эта книга якобы более позднего происхождения...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Но, по мнению Бохарта, Шафан есть тушканчик (jerboa, gerboise)». Заметим, что строго правильный, с Еврейского, перевод наш не говорит: отрыгает жвачку, а говорит: жует жвачку. Грызуны не имеют того отдела желудка, который принадлежит отрыгающим, но между тем они беспрестанно жуют и двигают челюстями. Этого было достаточно, чтобы обратить внимание народа на эту особенность, при том они исключаются из числа предназначенных в пищу строением своих ног. Мы повторяем, что практически верное определение животных для народа не имело в виду ученой классификации. 1007 (Ст. 7–8). «Свинья», по-видимому, считалась самым нечистым из животных в вследствие своей нечистоплотности, и вследствие того, что играла важную роль в языческих жертвоприношениях. Так по крайней мере можно судить из Исаии LXV; 4; LXVI, 3, и из 2 Маккав. VI, 18, 19 и послед. Известно, что свинья была священна в Крите, что ее приносили в жертву Геркулесу, Венере, Церере у Греков; Изиде у Египтян; Пенатам или Ларам у Римлян (Hederichs lexicon mythologicum), и Бахусу в Египте (Геродот, II, 47–48). Известно, что отвращение к свинье перешло, вероятно, от Израильтян-Семитов к родственным им Арабским племенам и обращено в закон исламом. По преданию Иудейскому, мясо свиньи порождало проказу. Мнхаэлис («Законы Моисеевы») указывал на общее верование жителей южных стран о том, что свиное мясо порождает накожные болезни (сравни вступл. в гл. XIII). Обо всех упомянутых выше животных (ст. 3–8), т. е. не только названных для примера и особого предостережения, но и обо всех подходящих под определение закона, сказано: «к трупах их не прикасайтесь – нечисты они для вас«. Замечательно, что еще сильнейшее выражение употреблено о птицах запрещенных (ст. 13) и о пресмыкающихся (ст. 20): »скверны для вас» 1008 (Ст. 9–12). Породы рыб, дозволенных в пищу, очерчены очень ясно: «оне должны иметь плавательныя перья, и чешую», поэтому все рыбы, составляющие переход от ракообразных к рыбам (на прим. твердочешуйчатые, к которым относятся акулы и осетры), были запрещены, как запрещены все змееобразные рыбы, как на прим., угри, все китообразные, все раки и моллюски.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

5. Эти молитвы Иеремии, обычно называемые «исповедями», включены в разные места его книги. См.: H.W. Robinson. Тне Cross of Jeremiah, 1950. Есть мнение, что они составляли первоначально отдельный сборник, хотя доказательств этому нет. «Исповеди» давали повод толкователям (особенно протестантским) видеть в Иеремии чистого индивидуалиста. Но в таком подходе есть элемент утрировки. «В его представлении, справедливо отмечает Л. Буйе, — как и в представлении всех других пророков, Бог обращается не к отдельному человеку, но всегда к народу. Но верно и то, что благодаря Иеремии народ Божий начинает отличаться от всех других тем, что он перестает быть безликой массой и становится обществом личностей, превращается в то, что вскоре получит наименование Церкви» ( Л. Буйе. О Библии и Евангелии, с 76). Об особенностях проповеди Иеремии см.. G. von Rad. Тне Old Tesmamenm Theology, II, р. 196, ff. Глава десятая ИЕРУСАЛИМСКАЯ РЕФОРМА Иудея и Израиль, 622-609 гг. По боговдохновенному разумению пророков Израильских — вестников Грядущего, цель договора между Ягве и народом есть истинное соединение Божества с человеком. Вл. Соловьев     Царю Иосии шел двадцать шестой год, он был молод, смел, энергичен и почти совсем освободился от опеки старых сановников. При дворе образовался теперь тесный круг поборников реформ. В него входили, секретарь царя Шафан, его сын Ахикам, комендант Иерусалима Маасея, Шаллум, заведовавший дворцовыми облачениями, верховный священник столицы Хилкия. Опираясь на них, Иосия наконец пошел на окончательный разрыв в Ниневией. До сих пор он все еще формально числился ее данником. Занятая борьбой с врагами, Ниневия довольствовалась номинальным подчинением Иудеи. Весной 622 г. Иосия объявил о полном восстановлении царства Давида, простиравшегося «от Дана до Беершебы». Чтобы поднять значение Иерусалимского храма, царь замыслил произвести в нем капитальную реставрацию. За триста лет своего существования Дом Божий пришел в ветхость. Вследствие того, что предпочтение нередко оказывалось другим святилищам, он надолго оставался без надлежащего ремонта. Некоторые цари производили в нем перестройки, изуродовавшие ансамбль.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Подобные обвинения красной нитью проходят через всю пророческую литературу; они получили достаточно яркое выражение и у Иеремии, который в своем гневе и отчаянии доходит до того, что хотел бы напоить до-пьяна всю страну: «царей, священников, пророков и всех жителей Иерусалима... и разбить их друг о друга» ( Иер.13:13–14 ). За огульным осуждением – не народа и не отдельных лиц, – но режима, представленного князьями и священниками, кроется определенная программа, главными лозунгами которой были: борьба с иерархией и протест против социального неравенства. Ни один из до-пленных пророков не отзывается одобрительно о священниках; последние нередко обвиняются в пьянстве, лицемерии, коварстве, равнодушии к религии 3 . Со времен Амоса раздается протест против практики культа, против освященных обычаем праздников и жертвоприношений, бывших важным источником благосостояния жрецов. Борьба с иерархией, идеологически воплощенная в требовании чистоты культа, является до известной степени отголоском аналогичной борьбы в соседних странах. Период вассальной зависимости Иудеи от Ассирии падает преимущественно на время Ассархадона и Ассурбанипала, бывших приверженцами иерархической партии. Неудивительно, что в это время иерархия занимает господствующее положение и в Иудее; пророки оппозиционного направления подвергаются жестоким гонениям. Наряду с культом Яхве процветают преимущественно ассирийские культы, являясь выражением политического подчинения Ассирии. С упадком последней в Иудее возрождается борьба против иерархии; поскольку протест направлен против посторонних культов, к нему могут примкнуть и жрецы Яхве. Реформа Иосии осуществлена была, по-видимому, в результате временного соглашения между столичным жречеством и народной партией. Далеко не случайно, что восьмилетний Иосия в свое время возведен был на престол при деятельном участии „народа земли“ 4 . Но реформа могла быть проведена лишь после смерти Ассурбанипала и лишь благодаря тому, что к народной партии примкнули оппозиционно настроенные элементы правящего класса, – среди них небезызвестный Шафан, сын и внук которого были друзьями и покровителями Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тексте идет работа с массами связанных друг с другом слов, характерными оборотами и частыми ассонансами. В книге впечатляют гармония и торжественность. Повторения и целые системы ключевых слов структурируют отдельные части текста и соединяют разные части между собой. Текст насыщен объяснениями, каждое положение весьма рационально аргументируется; центральные богословские темы поддерживаются в сознании с помощью регулярных повторов – прежде всего это подчеркивается семикратным или многократным доказательством. Формулы часто являются аллюзиями на более ранние важные тексты, предполагают, что эти тексты известны, и, видимо, вызывают их в памяти целиком. К ранней стадии этого «формульного языка» относятся и многие из так называемых «девтерономических» вставок в предыдущие книги Пятикнижия. Книга Второзакония, в свою очередь, содержит ссылки на такие тексты. Таким образом, «девтерономические» вставки не всегда представляют собой более поздние имитации языка Втор (как часто считают), но иногда взяты из текста, предшествующего Втор или его ранней стадии. Поэтому есть основания думать, что язык и богословие Втор и девтерономической традиции указывают на редакционную работу, в результате которой возникло досвященническое Четырехкнижие (см. ниже, C.II.6. и VI.3). Многие черты указывают на то, что авторов Втор нужно искать среди людей, обладавших значительной литературной, богословской и юридической компетенцией – иерусалимской элиты. Они стояли во главе движения, целью которого были политические и культовые реформы; в результате этих реформ Израиль должен был вновь обрести свою идентичность. Так первосвященник Хелкия и писец Шафан – чиновники высшего ранга, приближенные царя – участвуют в нахождении «книги закона» ( 4Цар.22 слл.); позже с семьей Шафана (в первую очередь с Годолией) была связана жизнь пророка Иеремии. Кроме того, в языке Книги Второзакония есть черты сходства с придворным речевым стилем и с языком литературы премудрости, распространенной в кругах чиновников высокого ранга.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Второе и важнейшее значение закона о чистых и нечистых животных было выделение народа Израильского из среды других народов не родом пищи, которая, вероятно, для всех народов была одинакова, а образом ее посвящения Богу и теми понятиями и чувствованиями, которые соединялись в уме народа с употреблением в пищу животных, принадлежащих не человеку, а Создателю их. К этому надо еще присовокупить, что не каста жрецов должна была исполнять эти законы, а весь народ святой, который должен был помнить ежедневно и постоянно свое священническое призвание (сравни стихи 44 – 45 этой главы). Присовокупим к этому, что в случае крайности не вменялось в преступление вкусить животного, хотя чистого, но или неправильно заколотого, или умершего, следовало только омыться и остаться нечистым до вечера ( Лebum XVII, 15 ). Здесь ясно выступает смысл законов: памятование о воле Иеговы и сохранение себя от осквернения. 1004 (Ст. 3–4). Отрыгание жвачки есть отличительный признав травоядных четвероногих; этим законом исключались все плотоядные и всеядные; из общего вида травоядных четвероногих исключаются все, которые не имеют роговых раздвоенных копыт. Невозможно, в практическом смысле, дать более ясное понятие народу о требованиях закона. Животные, поименованные в стихах 4 – 7, суть лишь примеры этого ясного закона. Так, верблюд указан как пример животного, отрыгающего жвачку, но копыта которого не удовлетворяют требованиям закона. У верблюда копыто представляет собою широкую лапообразную подушку, на которой он ступает. Мясо верблюда считается нездоровым. Хотя кочевые Азиатцы и Арабы едят его, но мясо его не считается хорошим для пищи. 1005 (Ст. 5). " Тушканчик«, по-Еврейски Шафан, буквально «прячущийся». Брюс говорит, что у Арабов имя его тофун-родственно Еврейскому (Кларк). Славянский наш перевод дает греческое название хирогрил, которое означает, кажется, дикобраза. Лютер называет его «das Kaninchen», кролик (также и Остервальд – 1е lapin, и Англ. узакон. текст). Кларк думает, «что это Нугах Syriacus, порода грызуна, величиною с кролика, с короткими ушами, круглой головой, длинными задними ногами, предназначенными для прыганья, и без хвоста.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Детей зовут Змей, Блоха и Пчела Мы уже отмечали непостижимость для человека движения змеи по скале. С другой стороны, со змеёй обычно связывают ядовитые зубы, хотя далеко не все змеи опасны для человека. В Быт 3 у змея мифические свойства — он умнее всех зверей и демонстрирует здесь опыт искушения. Ядовитому укусу змеи уподобляются в Пс 139:4 ранящие речи нечестивцев, и в Пс 57:5 их глухота к добру сравнивается с глухотой аспидов. В Исх 7:8–13 превращение жезлов в змей и наоборот и поглощение одних змей другими имеет некоторое сходство с трюками заклинателей змей, которые могут на весу удерживать за шею кобру в состоянии временной неподвижности, а также со способностью кобры поглощать других змей. Но пророк Исаия рисует нам счастливую картину своего видения мессианских времён, когда младенец будет играть над норой кобры и гнездом гадюки, когда все — друзья и вражда века разобщённости (Быт 3:15) побеждена. Не верится, что родители могут назвать своё дитя Змей (Наас), но это имя встречается в 1 Цар 11:1–2 и 2 Цар 17:25,27. Другие родители дают имя Бло­ха (Парош) или Пес (Халев), или Пчела (Девора). В важной истории 4 Цар 22 встречаются имена Кролик (Шафан), Мышь или Крыса (Ахбор), пророчица Ласка или Крот (Ол­дама); встречается и более привычное женское имя Овца (Рахиль) и мужское Голубь (пророк Иона). Во времена Ветхого Завета часто выбор имени, даваемого матерью при рождении младенца, был результатом тщательного обдумывания и отражал надежду на то, что имя будет защитой от злых сил, что так названный ребёнок будет жалить, как пчела, кусать, как змея или собака и т. д. Арабы говорят: “мы называем своих верблюдов для себя, а своих детей для врагов”. Два таинственных зверя: бегемот и левиафан Бегемот можно перевести как ‘большое животное’, а левиафан, вероятнее всего, — как ‘извивающееся животное’. Это два могучих, сильных создания, описанные во всём их великолепии и мощи в конце перечня природных чудес (Иов 40:10–41:26). Для их идентификации предлагались многие животные — слоны, бизоны, дельфины, киты, — но предпочтение отдано гиппопотаму для бегемота и крокодилу для левиафана. Они в самом деле наиболее близки к описанию в книге Иова, но едва ли соответствуют ему полностью. Скорее поэт имел в виду чудовищ, традиционно символизирующих хаос. Создание Творцом вселенной часто описывается как победа над такими гигантами. Покоряя их — таков смысл истории — Бог из хаоса рождает мир порядка, жизни и красоты.

http://pravmir.ru/referat-dzh-iton-krug-...

в) Пресмыкающиеся. Из пресмыкающихся в Палестине, особенно в Заиорданской области, водилось много различных пород змей (нахаш, serpens), в частности ехидна (эфе, echis corinata), василиск (петен, цефе), породы ящериц (летаа, phyodactylus lobatus), в частности хамелеон (тиншемет, chamaeleo vuigaris), аспид (шахал, – aspis), скорпион (акраб, – scorpio afer). г) Грызуны. Из грызунов были известны: кроты (холед, – mustela vulgaris), мыши (акбар, – mus), ежи (киппод, – erinaceus europaeus), зайцы (арнебет, – lepus syriacus), кролики (шафан, – hyrax syriacus). 2) Птицы. Из птиц, мясо которых употреблялось евреями в пищу, были известны: горлицы (тор, turtur auritus), голуби (йона, – columba), куропатки (коре, – caccabis saxafilis) и перепелки (селав, – nachtigal). Что касается «кур», то хотя о них нет упоминания в книгах ветхого завета, но из упоминания в книге Иова ( Иов. 38:36 ; у Иерон. gallo) о петухе (секви) можно догадываться, что порода кур была известна евреям и до вавилонского плена. После же плена, как видно из свидетельств книг Нового Завета ( Мф. 23:37; 26:75 ; Лк. 13и др.) и свидетельств талмуда, где в одном из трактатов (Беца) между прочим находится рассуждение о яйце, снесенном курицей в субботу, куры стали домашнею птицею у евреев. Гуси и утки, издревле известные египтянам, могли быть издавна известны и евреям. Весьма вероятно, что о них именно упоминается в 1 (3) Цар. 5под «барбурим абусим». Из птиц, мясо которых не употреблялось евреями в пищу, были известны: воробьи (циппор, – passer – στρουθον), ласточки (сус, м. б. сус агур, – hirundo, дерор – cypselus), аисты (хасида, – ciconia alba), цапли (анафа, – ardea cinerea, ardea ibis), орлы (нешер, перес, – aquila), ястребы (нец, шахаф, – larus), коршуны (рахам, даа, айа, – vultur), совы (кос, йаншуф, – ulula), пеликаны (шалак, кат, – phalacrocorax carbo), филины (тиншемет, – strix flammea). Из летающих млекопитающих – летучие мыши (аталлеф, – vespertilio). Из летающих змей – летающий дракон (ср. Ис. 14:29 ), – «сараф меофеф».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Эти глиняные буллы сохранились потому, что оказались обожжены во время иерусалимского пожара, устроенного вавилонянами. Одна из печатей принадлежала пророку Варуху (Берехъягу бен-Нериягу), сыну Нирии, другая – его брату Сераии (Серия-гу бен-Нериягу), третья – царскому писцу Елисаму (Элишаму) (см.: Иер. 36, 12 ), четвертая – Иерамеилу (Иерахмиелю), сыну царя Иоакима (см.: Иер. 36, 26 ), пятая – первосвященнику Азарии (Азарьягу) (см.: 1Пар. 6, 13 ), сыну первосвященника Хелкии, нашедшего в Храме книгу закона ( 4Цар. 22, 8 ). Хозяином еще одной печати был Гемария (Гемарьягу бен-Шафан), упоминаемый в Книге пророка Иеремии: на пятом году правления Иоакима, т. е. в 604 г. до Р.Х., когда Иеремия предсказал разрушение Иерусалима, а Иоаким сжег свиток его пророчеств (см.: Иер. 36, 20–26 ), Гемария, сын Са-фанов, писец, в числе прочих упрашивал царя не делать этого (см.: Иер. 36, 10–12, 25 ). Сами свитки были, скорее всего, папирусными: именно этот материал чаще всего применялся в Сиро-Палестинском регионе для письма, однако климатические условия в Сиро-Палестине, в отличие от египетских, не позволяют сохраниться текстам на папирусе, а в допленное время иудеи, находившиеся в зоне египетского влияния, пергаментом для письма не пользовались. Археологическим подтверждением данного факта является наличие на оборотной стороне всех найденных печатей допленного времени, налагавшихся на свиток, четкого отпечатка папирусного листа. Этим, кстати, объясняется как то, почему пророк Иеремия повелевает Сераии бросить свиток своих пророчеств в Евфрат, привязав к нему камень (см.: Иер. 51, 63 ), – ведь кожаный свиток утонул бы безо всякого груза, – так и то, почему свиток, виденный пророком Иезекиилем (см.: Иез. 2,10 ), был исписан с двух сторон, – так часто поступали именно с папирусами. В силу этого обстоятельства надписи допленного времени сохранились лишь на более долговечных материалах – глине, камне и даже серебре. В 1979 г. при раскопках долины сыновей Енномовых в Иерусалиме были найдены две небольшие серебряные пластинки VII-VI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

См.: J. Brighm. А Hismory of Israel, р. 286. Глава четырнадцатая И НА РАЗВАЛИНАХ ЖИВЕТ НАДЕЖДА Иудея — Египет, 587-580 гг. Надежда, я сказал, есть ожиданье грядущей славы; ценность прежних дел и благодать — его обоснованье. Данте, Рай, XXV     Жестоко расправившись с Иерусалимом, Навуходоносор, однако, не желал окончательной гибели Иудеи: она была нужна ему как провинция, служащая заслоном против Египта. Поэтому он оставил на месте часть сельского населения и во главе области утвердил наместником иудея Гедалию, который поселился в Мицпе с дочерями Седекии и халдейскими военными, оставленными в качестве советников. Гедалия принадлежал к партии мира и реформ; его отец Ахикам был другом Иеремии, а дед Шафан принимал деятельное участие в преобразованиях Иосии. Сам Гедалия, если судить по его печати, найденной в развалинах Лахиша, занимал еще при Седекии пост «начальника дворца» [ 1 ]. Навуходоносор был хорошо осведомлен о внутренних распрях в Иерусалиме, знал он и о деятельности Иеремии, который предсказывал победу его оружию. Поэтому вавилонский царь дал Набусардану строгую инструкцию относительно пророка: «Возьми его, обрати на него внимание, не делай ему ничего худого и поступи с ним так, как он скажет». Когда дворец был обречен огню, халдейские начальники нашли Иеремию в караульном помещении и освободили его. Однако потом Иеремию, вероятно, задержал один из солдат и направил его в Раму, где был сборный пункт пленных. Там Иеремия мог видеть толпы соотечественников, изнуренных голодом, ослабевших от страха, плачущих или тупо равнодушных. Они сбились кучками, жались друг к другу — жители каждого города старались держаться вместе. Кто побогаче — позаботились о своем имуществе. Оно было нагружено на ослов, верблюдов и мулов; халдеи разрешали брать с собой все. Поэтому лагерь был похож на причудливый базар или становище кочевников. Одна за другой выстраивались партии переселенцев, и конвой уводил их. Они бросали последний взгляд на родные холмы и били себя в грудь, проходя мимо гробницы праматери Рахили. Казалось, она оплакивала своих сынов, которым не суждено больше вернуться. «Вопль в Раме слышится, плач и рыдание: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер 31, 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002   003     004    005