«Это место в высшей степени замечательно. Если бы была возможность совершенно удовлетворительно объяснить, что значит эта находка, то многое бы объяснилось в истории евреев. Новейшие неправославные ученые любят утверждать, что книги из глубокой древности, известные под именем Моше, явились в свет и сделались известны евреям гораздо позже Моше; по мнению некоторых. Именно после того, как Хелкия нашел древний список в храме» (проф. Гуляев, с. 371). Последнему предположению так называемых теоретиков развития о происхождении некоторой части Пятикнижия, именно Второзакония, в данное время (см. напр. Stade, Geschirhe Isr. I, s. 650 и далее) противостоит уже то, что найденная книга закона в библейском тексте представляется не вновь появившеюся книгою, а издавна вполне известной (отсюда – определенный член: (гас) сефер – (гат) тора), а в параллельном месте ( 2Пар.34:14 ) она прямо называется «книгой закона Господня (данную) рукою Моисея» (сефер торат Иегова бейяд Моше). Выражение же «книга закона» было, бесспорно, техническим термином для всей совокупности писаний Моисея, которые все под общим именем «книги закона» Моисей повелел левитам (священству во главе с первосвященником) хранить в самом ковчеге завета ( Втор.31:24–26 ). Если найденная Хелкией книга далее называется «книгою завета» (сефер-габберит 4Цар.23:2–3,21 ; 2Пар.34:30–31 ), то и это название, как и предыдущее, гораздо более приложимо ко всему Пятикнижию, чем к какой-либо отдельной части его, напр., к Второзаконию. Если против признания найденной книги целым Пятикнижием указывают, между прочим, на краткость времени, в какое Шафан ( 4Цар.22:8,10 ) и после Иосия ( 4Цар.23:2 ) могли прочитать ее, то в ( 2Пар.34:18 ) сказано, что Шафан читал в ней (евр. бо), т.е., нет надобности думать, что прочитана была вся книга; если же, далее, говорят, что прещения Божии, очевидно, содержащиеся в книге и столь поразившие царя (ст. 11, 16) и народ ( 4Цар.23:2–3 ), более всего напоминают о прещениях ( Втор.28 и другие), то прещения этого рода находятся и в других частях Пятикнижия, например, ( Лев.26 ). Важнее же всего то, что как завет народа с Иеговою был заключен и мог быть заключен только на основании целого закона ( 4Цар.23:2–3 ), а не отдельной его части, так и последующая реформа культа ( 4Цар.23:4–20 ) и заключительное к ней законное совершение Пасхи (ст. 21–24) могли быть осуществлены только на основании законов всего Пятикнижия ( 4Цар.23:24–25 ), в частности праздник Пасхи – на основании главы Исх.12 ( Исх.23:15,34:18 ; Лев.23:5–8 ; Чис.28:18–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 20. …Прочее о Езекии и о всех подвигах его... написано в летописи царей Иудейских… – так заключает священный историк свое повествование о Езекии. Во 2-й книге Паралипоменон целых четыре главы посвящены описанию благочестивых дел Езекии 670 . Глава 22. Благочестивые деля Иосии, 16-го царя Иудейского 671 а) Время воцарения (642 до Р. X.), продолжительность царствования (31 г.) Иосии и имя его матери Иедида (ст. 1). б) Богоугодный характер царствования Иосии (ст. 2). в) Повеление об исправлении повреждений храма (ст. 3–7). г) Книга закона, найденная в доме Господнем священником Хелкией, и страх царя при чтении ее (ст. 8–11). д) Посольство к пророчице Олдаме, насчет содержания книги (ст. 12–14). е) Ответ Олдамы с предсказанием, что гнев Божий, о котором говорится в книге, постигнет Иудеев, но не коснется Иосии (ст. 15–20). Ст. 8–10. …И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем... И читал ее Шафан пред царем. Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои... Какая это была книга? Вопрос сей вызывается различными несогласными, относительно ее, предположениями. Некоторые, напр., полагают, что найденная книга была Второзаконие Моисеево, или даже небольшая часть его, где находятся сильные прещения Божии на преступников закона, чтение которых, собственно, и привело, будто бы, в такой ужас благочестивого царя Иосию. Другие же, напротив, не стесняются полагать, что найденная книга содержала все богодухновенное Писание, т. е. не только пять книг Моисеевых, но и другие свящ. книги, где заключаются грозные пророчества о наступающих бедствиях Иерусалима 672 . Некоторые, наконец, ограничиваются тем мнением, что находка Хелкии состояла, собственно, из Пятикнижия Моисеева, первоначально составлявшего одну нераздельную книгу. Наиболее вероятнейшим представляется это последнее и, так сказать, срединное, между крайностями, мнение. В самом священном повествовании книга, найденная Хелкией, называется книгою закона Господня, данной (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1. В чем заключалось ложное представление о Завете? 2. Что мы знаем о пр. Михее? 3. В чем упрекал Михей пророков своего времени? 4. Как определяет пр. Михей истинное благочестие? 5. Какие черты носит мессианское пророчество Михея? 6. С чем была связана языческая реакция при Манассии? 7. В чем она проявилась? 8. Какие события сопровождали начало проповеди пр. Софонии? 9. Каков основной смысл Кн. Софонии? §7 Реформа Иосии. Пророки Наум и Аввакум (628-609 годы) 1. Политические предпосылки реформы. В 30-х годах VII века экспансия Ассирии кончилась. Элам, Вавилония и Египет сбросили иго Ниневии. Мидийское царство необычайно усилилось. Скифы захватили часть Ближнего Востока. Молодой иудейский царь Иосия воспользовался этой ситуацией и взял под свой контроль всю Палестину. Это был, по словам митр. Филарета, «царь, не только благочестивый, но и беспримерный в благочестии» (Соч. Слова и речи, т. III, с.1). Он окружил себя ревнителями веры и торжественно заявил о своей приверженности «Богу Давида». Он приказал вырубить священные рощи, разбить идолов и разрушить их жертвенники по всей стране (2 Пар 34,1-7). Проассирийская партия после разрыва Иосии с Ниневией потеряла всякое значение. Ведущее место заняли поборники религиозных реформ: секретарь царя Шафан, его сын Ахикам, комендант Иерусалима Маасея, Шаллум, заведовавший дворцовыми облачениями, и верховный священник Халкия. 2. Находка Книги Закона. Весной 622 года Иосия предпринял ремонт Храма, надзор за которым поручил Шафану. Однажды во время работ священник Халкия нашел в тайнике свиток, который оказался Книгой Закона. Он передал ее Шафану. Тот ознакомился с содержанием рукописи и принес ее царю. Иосия прочел несколько строк и пришел в ужас: книга явно и недвусмысленно запрещала воздвигать где-либо алтари Ягве, кроме Храма Иерусалимского. А между тем в столице и повсюду в стране издавна были воздвигнуты сотни жертвенников. Согласно мнению бл. Иеронима и свт. Иоанна Златоуста, Книга Закона, найденная Халкией, была Второзаконием. Именно там содержится требование совершать служение Богу только в одном, свыше указанном месте (Втор 12,5-7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Но снова повторю: полного совпадения между теми и другими данными быть не может, кроме указанной причины, еще и потому, что религиозные истины даются раз и навсегда, для всех людей самого разнообразного культурного уровня. А научные истины доступны лишь людям со специальной подготовкой и все время подвергаются переменам, в зависимости от новых и новых выводов науки. Нельзя проводить соединяющие нити между недвижной скалой и быстро текущей рекой. Будем помнить, что если преступны лживые, богоборческие утверждения материалистической науки, то отнюдь не полезны и противоположные, навязываемые науке представления, якобы диктуемые интересами защиты Библии. Библия в защите и «подтверждении» не нуждается. А наука нуждается в полной свободе своих выводов. Конечно, домыслы, приводимые в защиту и «подтверждение» Библии, гораздо менее вредны, чем злоухищрения безбожников, но и они могут быть неполезны. Сколько вреда в свое время принесло осуждение теории мироздания Коперника или теории эволюции Дарвина. Никак нельзя было торопиться с их осуждением, тем более что сами создатели этих теорий были людьми верующими. Коперник был церковным старостой в своем англиканском приходе. Укажу попутно и на более мелкие и менее известные случаи неполезного применения научных терминов к библейскому тексту. В библейском повествовании о святом пророке Ионе в подлиннике, в еврейском тексте, говорится, что его проглотила «большая рыба», по-еврейски «даг гадол». При переводе этого текста на современные языки вместо «большая рыба» было поставлено «кит», так как согласно старинному научному представлению именно кит является самой большой рыбой. Это представление сохранялось до половины XIX века, и еще в английской зоологии О.Гольдсмита, изданной в 1857 году, кит причисляется к рыбам. А сколько насмешек вынесла Церковь из-за этой неудачной замены слова, сколько плохо утвержденных душ поколебалось и усомнилось! То же самое можно повторить относительно слова «заяц» в Пятикнижии Моисея. По-еврейски тут стоит слово «шафан». Это небольшой копытный зверек, в русской зоологии называется даманом, по-английски хираксом. Он водится в Сирии и Африке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Олар буны Жаратан Ийени Ибадатханасыны бузылан жерлерин 6 усталара, урылысшылара, тас тлесин м Ибадатхананы керекли болан аашларды м жонылан тасларды сатып жумсасын. 7 Деген менен, олара берилген гмисти есабы талап етилмесин, йткени олар адал ислейди». 8 Бас Хилкия хаткер Шафана: «Мен Жаратан Ийени Ибадатханасынан Нызам китабын таптым», – деп, китапты Шафана берди. Шафан китапты оыды. 9 Соынан хаткер Шафан патшаа: «улларыыз Ибадатханадан табылан гмислерди алып, оны Жаратан Ийени Ибадатханасындаы ислерди алып тапсырды», – деген хабар алып келди. 10 Соынан ол: Хилкия маан бир китап берди», – деди м китапты патшаа оып берди. 11 Патша Нызам китабындаы сзлерди еситкенде, кийимлерин жыртты. 12 Ол Хилкияа, Шафан улы Ахиама, Михая улы Ахбора, хаткер Шафана м з хызметшиси Асаяа былай деп буйырды: 13 «Барып, табылан бул китапты сзлери аында мен ушын, халы ушын м пткил Яуда ушын Жаратан Ийени еркин соралар. Ата-бабаларымызды бул китапты сзлерине ула аспааны м онда бизлер ушын жазылан бул сзлерге сай жасамааны себепли, Жаратан Ийени бизлерге арсы зеби уллы». 14 Хилкия, Ахиам, Ахбор, Шафан м Асая барып, Хархасты алыы улы болан мухаддес кийимлерге Шаллумны аялы пайамбар Хулда менен сйлести. Хулда Ерусалимни екинши блиминде жасайтуын еди. 15 аял олара былай деди: «Израилды удайы Жаратан Ийе сизлерди маан жиберген адама былай деп айтылар деп атыр: 16 Жаратан Ийе былай дейди: „Яуда патшасыны оыан китабында жазыланындай, бул жерге де, бул жерде жасайтуын халыты басына да апатшылы 17 Олар мени трк етти м баса удайлара ттетки ттетип, пткил ислери менен Мени зебимди келтирди. Сонлытан бул жерге арсы зебим м ол снбейди. 18 Жаратан Ийеден ушын сизлерди жиберген Яуда патшасына былай деп айтылар: сен еситкен сзлер Израилды удайы Жаратан Ийе былай дейди: 19 Бул жер м бул жерде жасайтуынларды м нлетке ким етилгени аында Мени сзлеримди еситкенде, жреги езилди м Маан бойсынды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Тушканчик (мышь горная) Т., или горной мышью, в Синод. пер. назван, видимо, даман, или жирян [Procavia syriaca; евр. шафан]. Даманы – млекопитающие животные. По внешнему виду и строению зубов напоминают грызунов. Длина тела – 30–60 см, хвоста – 1–3 см. Туловище толстое, голова большая, шея толстая; конечности стопоходячие, относит. короткие. На передних лапах по 4, на задних – по 3 пальца с плоскими ногтями. Живут колониями, иногда довольно крупными, в горных, скалистых районах ( Пс. 103:18 – в Синод. пер. – «заяц»; Притч. 30 – в Синод. пер. – «горные мыши»). Встречается в Передней Азии и в Африке. В Израиле живут в скалах вдоль долины р. Иордан и в горах вокруг Геннисаретского озера, а также на юге Палестины. Израильтяне считали дамана нечистым животным ( Лев. 11:5 ; Втор. 14 – в Синод. пер. – «тушканчик»). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

20 И делал он неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его; 21 и ходил тою же точно дорогою, которою ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его, и поклонялся им, 22 и оставил Господа Бога отцов своих, не ходил путем Господним. 23 И составили заговор слуги Аммоновы против него, и умертвили царя в доме его. 24 Но народ земли перебил всех, бывших в заговоре против царя Аммона; и воцарил народ земли Иосию, сына его, вместо него. 25 Прочее об Аммоне, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 26 И похоронили его в гробнице его, в саду Уззы. И воцарился Иосия, сын его, вместо него. 22 1 Восьми лет был Иосия, когда воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иедида, дочь Адаии, из Боцкафы. 2 И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево. 3 В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана, сына Ацалии, сына Мешулламова, писца, в дом Господень, сказав: 4 пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесенное в дом Господень, которое собрали от народа стоящие на страже у порога, 5 и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на исправление повреждений дома, 6 плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тесаных камней для исправления дома; 7 впрочем не требовать у них отчета в серебре, переданном в руки их, потому что они поступают честно. 8 И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее. 9 И пришел Шафан писец к царю, и принес царю ответ, и сказал: взяли рабы твои серебро, найденное в доме, и передали его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню. 10 И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан пред царем. 11 Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои. 12 И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

27 Башнею поставил Я тебя среди народа Моего, столпом, чтобы ты знал и следил путь их. 28 Все они – упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо, – все они развратители. 29 Раздувальный мех обгорел, свинец истлел от огня: плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились; 30 отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их. В то время как Ассирия шла к упадку, возросла сила Иудеи, которая под властью Иосии (640–609) вернула себе границы Соломонова царства. В год смерти Ассурбанипала (в 630 г. он удалился от власти и в 628 г. умер) Иосия начал очищение страны от языческих храмов и занял северные области. В год нашествия скифов (622 г.) он предпринял религиозную реформу. 3 В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана, сына Ацалии, сына Мешулламова, писца, в дом Господень, сказав: 4 пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесенное в дом Господень, которое собрали от народа стоящие на страже у порога, 5 и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на исправление повреждений дома, 6 плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тесаных камней для исправления дома; 7 впрочем не требовать у них отчета в серебре, переданном в руки их, потому что они поступают честно. 8 И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее. 9 И пришел Шафан писец к царю, и принес царю ответ, и сказал: взяли рабы твои серебро, найденное в доме, и передали его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню. 10 И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан пред царем. 11 К огда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои. 12 И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря: 13 пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

2Пар.34:15 .  И начал Хелкия, и сказал Шафану писцу: книгу закона нашел я в доме Господнем. И подал Хелкия ту книгу Шафану. 2Пар.34:16 .  И понес Шафан книгу к царю, и принес при этом царю известие: все, что поручено рабам твоим, они делают; 2Пар.34:17 .  и высыпали серебро, найденное в доме Господнем, и передали его в руки приставникам и в руки производителям работ. Стихи 15–17 почти дословно сходны с ( 4Цар.22:8–9 ); только в ст. 16 добавлено: «все, что поручено рабам твоим, они делают». (LXX неудачно: πν τ δοθν ργριον χειπ τν παδων σου τν ποιοντων; слав.: «все сребро дано в руки рабов твоих, творящих дела»). 2Пар.34:18 .  И также донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан перед царем. 2Пар.34:19 .  Когда услышал царь слова закона, то разодрал одежды свои. 2Пар.34:20 .  И дал царь повеление Хелкии и Ахикаму, сыну Шафанову, и Авдону, сыну Михея, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря: 2Пар.34:21 .  пойдите, вопросите Господа за меня и за оставшихся у Израиля и за Иуду о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господа, который воспылал на нас за то, что не соблюдали отцы наши слова Господня, чтобы поступать по всему написанному в книге сей. Стихи 18–21 также почти дословно сходны с ( 4Цар.22:10–13 ); только в ст. 20 в числе посольства к Олдане назван «Авдон», в ( 4Цар.22:12 ) – «Ахбор» (в обеих рецензиях: «сын Михея»); несомненно, – имя одного и того же лица. В стихе 21: «не соблюдали» (ло-шамеру) вместо стоящего в ( 4Цар.22:13 ): «не слушали» (ло-шамеу). 2Пар.34:22 .  И пошел Хелкия и те, которые от царя, к Олдане пророчице, жене Шаллума, сына Тавкегафа, сына Хасры, хранителя одежд, – а жила она во второй части Иерусалима, – и говорили с нею об этом. 2Пар.34:23 .  И она сказала им: так говорит Господь Бог Израилев: скажите тому человеку, который послал вас ко мне: 2Пар.34:24 .  так говорит Господь: вот Я наведу бедствие на место сие и на жителей его все проклятия, написанные в книге, которую читали пред лицем царя Иудейского,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

17 и высыпали серебро, найденное в доме Господнем, и передали его в руки приставникам и в руки производителям работ. 18 И также донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан перед царем. 19 Когда услышал царь слова закона, то разодрал одежды свои. 20 И дал царь повеление Хелкии и Ахикаму, сыну Шафанову, и Авдону, сыну Михея, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря: 21 пойдите, вопросите Господа за меня и за оставшихся у Израиля и за Иуду о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господа, который воспылал на нас за то, что не соблюдали отцы наши слова Господня, чтобы поступать по всему написанному в книге сей. 22 И пошел Хелкия и те, которые от царя, к Олдане пророчице, жене Шаллума, сына Тавкегафа, сына Хасры, хранителя одежд, - а жила она во второй части Иерусалима, - и говорили с нею об этом. 23 И она сказала им: так говорит Господь Бог Израилев: скажите тому человеку, который послал вас ко мне: 24 так говорит Господь: вот Я наведу бедствие на место сие и на жителей его все проклятия, написанные в книге, которую читали пред лицем царя Иудейского, 25 за то, что они оставили Меня и кадили богам другим, чтобы прогневлять Меня всеми делами рук своих. И гнев Мой возгорится над местом сим и не угаснет. 26 А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, так скажите: так говорит Господь Бог Израилев о словах, которые ты слышал: 27 так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Богом, услышав слова Его о месте сем и о жителях его, - и ты смирился предо Мною, и разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь. 28 Вот Я приложу тебя к отцам твоим, и положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие и на жителей его. И принесли царю ответ. 29 И послал царь, и собрал всех старейшин Иудеи и Иерусалима, 30 и пошел царь в дом Господень, и с ним все Иудеи и жители Иерусалима, и священники и левиты, и весь народ, от большого до малого; и он прочитал вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/457/...

   001    002    003   004     005