... надлежит быть и разномыслиям между вами... ( 1Кор. 11:19 ). Но начинает он с жесткого отметания абсолютизации чьего-либо, даже своего собственного авторитета, если он подменяет главенство Христа в Церкви. Павла огорчали не только те, кто не желал его слушать и напрочь отвергал его авторитет, но и те, кто с восторгом его почитал. В этом почитании он также видел угрозу единству христианской общины. Иначе не сделал бы он такого неожиданного горького вывода: 14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя ( 1Кор. 1, 14–15 ). Мудрость Божия и мудрость человеческая Итак, кто-то из коринфян почитал Павла и готов был следовать за ним всегда и во всем. А кто-то, совсем наоборот, как мы увидим, считал его самозванцем-псевдоапостолом. Еще бы: ведь его проповедь была, во-первых, о Христе-Спасителе, позволившем казнить Себя на позорном столбе, и, во-вторых, о взаимном терпении и жертвенности как следовании за Христом. Она выглядела в их глазах как что-то уж слишком несуразное и примитивное. Что это за апостол, который толкует о таких детских вещах, как любовь, сострадание и жертвенность! Нам бы что-нибудь по-серьезнее, по-мудрее! Услышать бы о высоких истинах о Боге! Да, христианство красиво, глубоко и содержит много мудрости, унаследованной из богатой библейской традиции, – так вот и покажи нам эту мудрость и глубину! А что ты нам без конца толкуешь об этом странном недоразумении – распятом Мессии! Дальше мысль апостола как будто отклоняется от этой темы единства. В действительности же, как мы увидим, мысль о единстве Церкви лишь получает новое измерение. Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова ( 1Кор. 1:17 ). 1Кор. 1, 18 – 2, 5 – отрывок, известный как Слово о Кресте (по первым словам ст. 18). Неудивительно, что этот текст читается в Православной Церкви как Апостольское чтение в праздники Честного Креста (например, Воздвижения: 1Кор. 1, 18–24 ) и Великой Пятницы ( 1Кор. 1, 18 – 2, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Некоторые из комментаторов полагают, что это было дешевое кислое вино, которое и сейчас иногда называют уксусом. Если так, то это придает дополнительный смысл: вино, впервые появляющееся у Иоанна в рассказе о свадебном пире в Кане, вино, а не уксус делается крестным питьем Того, Кто претворил в него – но другое, лучшее, – простую воду. Но и вода у Иоанна – не просто вода, а библейский символ благодати, милости Божьей, она течет в жизнь вечную , она – вода живая , стихия Святого Духа. «Кто жаждет – иди ко Мне и пей», – обращается Иисус к иудеям, здесь же Он жаждет Сам и утоляет эту жажду «уксусом», пропитавшим губу, протянутую Ему на острие копья. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Можно было бы долго рассуждать о символике крови и воды, столь важной для четвертого евангелиста, но лучше обойтись без комментариев. Сын Человеческий сходит во ад, в последнюю бездну человеческого страдания. Быть Его учеником – значит следовать в этом за Ним, и все это очень конкретно, это называется «социальным служением», однако, у нас оно не считается первостепенно значимым. Церковные приюты для бомжей, например, защита от несправедливости, от насилия, от растления – действенное сострадание, где оно? Но если нет дел любви , то, что такое христианство, как не «медь звенящая или кимвал бряцающий»? И здесь мы подходим к евангельскому отрывку следующего воскресения, связанного с Воздвижением Креста Господня. НЕДЕЛЯ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ (МК. 8.34 – 9,1)

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

О любви Божией к нам и о конце света, объявленном концом христианской любви Слово перед Воздвижением Святого Креста Архимандрит Иакинф (Унчуляк) Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб (Ин. 3: 16). Возлюбленные верующие! Совсем мало времени отделяет нас от праздника Воздвижения Креста Господня. Поэтому Святая Церковь напоминает нам гласом нынешнего Евангелия о воплощении Господа, Его добровольном страдании, о Кресте и безмерной любви, которую Он проявил к нам ради нашего спасения. Сам Господь Иисус Христос открывает нам неизреченную тайну Своего воплощения, когда говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13). То есть никто другой не восходил одесную Отца, кроме Сына, воплотившегося ради нас, претерпевшего Крест за всех. Однако не станем понимать это так, будто Сын, сойдя с небес, какое-то время не находился возле Отца. Он, как Бог, одновременно был и на небе, и на земле, и на Кресте на виду у всех людей, словно самый провинившийся человек, осужденный на смерть. Ибо Спаситель пришел не только для того, чтобы исцелить больных или изгнать из храма меновщиков денег. Он пришел, чтобы претерпеть за нас смерть. И не обычную смерть, а крестную. Не в каком-нибудь укромном месте, не в пустом поле, а там, наверху, на горе Голгофе, чтобы быть видимым и ангелам, и людям, и бесам. Чтобы все уверовали, что Он Спаситель мира, и избавились от осуждения за грех. Вот почему Он приводит нам в пример Моисея. Ведь когда Моисей проходил с избранным народом через аравийскую пустыню Едом, полчище ядовитых змей ринулось на народ, и кого жалили, тот сразу умирал. И вот, когда Моисей молился, Бог велел ему отлить медного змия и затем вознести его на столп и прибить на самом высоком месте. И кого ужалит змея, тот пусть тут же посмотрит на этот столп и медного змия и останется жив (см.: Чис. 21: 8). И когда Моисей сделал так, он спас весь народ от такой лютой смерти. Моисей прообразует Христа, пришедшего, чтобы вывести нас из рабства сатане

http://pravoslavie.ru/156289.html

Последнее евангельское чтение, завершающее наше осеннее поклонение обретенному святой Еленой Кресту Христову – короткий отрывок из Евангелия от Марка. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Господь говорит парадоксами: кто хочет спастись – тот погибнет, а кто погибнет ради Него и принесенной Им Благой Вести – тот спасется. Важна также последовательность: сначала – отвергнись себя. Но что это значит? Речь идет об отвержении того, что святитель Феофан Затворник называет «самостью». О смирении. Но не игре в смирение, подменяющей его сплошь и рядом. О покаянии как перемене ума, что дословно и означает это понятие. Ницше назвал бы это «переоценкой всех ценностей». Богу приносят в жертву самое ценное, а самое ценное – это так называемый «ум». Или «плотское мудрование», говоря словами апостола Павла. И он же, обращаясь к христианам, пишет «а вы имеете ум Христов». Отказаться от своего «ума», чтобы иметь ум Христов. Что невозможно. Но невозможное человекам возможно Богу. Важно лишь упорное желание отказа от «своего», вменение его ни во что по примеру того же апостола. При принятии своей судьбы (взятии креста), а с ней и всего ужаса этого мира, что и будет означать наше следование за Христом. Спасение только в этом. История каждого – каждая история – может стать историей спасения, священной историей, но может и оказаться всего лишь одним из бесчисленных сериалов с бездарным сценарием, бездарной режиссурой и бездарными актерами. Ничем. Как когда-то заметил А. Ф. Лосев: «Жизнь или бессмыслица, или жертва». Разумеется, эта позиция – крайняя. Но разве не таковы требования Христа, если читать их незамыленным взглядом, не сводя Его учение к благостной мыльной опере с религиозным антуражем?

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 августа потому, что 14 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 августа. Праздник Преображения Господня, по важности события, - великий и двунадесятый. К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки. Этот обычай - священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: " Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего " (Исх. 23, 19); " Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику " (Лев. 23, 10); " Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих " (Притч. 3, 9). Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением. Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо " Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней " (Пс. 23, 1). Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (Спас на холсте) 16 августа празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло в 944 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2119...

Призрит Он и на тех, кто обижен нашим бытовым неправедным судом. И не важно, что мы не произносим его вслух, – Господь сказал: «Я знаю мысли их» ( Втор.31:21 ). «Он создал сердца всех их и вникает во все дела их, Он знает тайны сердца» ( Пс.32:15, 43:22 ). «Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!» ( Пс.7:10 ) – так славит Господа в Псалтири богоотец пророк Давид, имея в виду «собственно то, что составляет плоды гнева и что составляет корень вожделений наших, так как сердце наше служит жилищем гнева, утробы же наши составляют источник вожделений наших, а то и другое вместе порождает грех» 460 . Помни всегда об этом испытании, душа моя! И не забывай о том, что на всякий суд неправедный в конце века найдется суд праведный, истинный и – последний. И от решения этого последнего Суда (который недаром называют Страшным) будет зависеть твоя судьба уже не на краткий миг – на вечность. Устрашись этого суда, душа! Устрашись и будь благоразумна, чтобы пустым, мимолетным словом, неуловимою мыслью тебе самой не закрыть для себя врата Царства. Помни слова Авраамовы из притчи о богатом и Лазаре: «Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:26 ). Не углубляй этой пропасти! Чти четвертку первыя седмицы. Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Преподобней: Простерла еси руце твои к щедрому Богу, Марие, в бездне зол погружаемая, и якоже Петру человеколюбно руку Божественную простре твое обращение всячески Иский. Преподобная Мария в своей исповеди старцу Зосиме, невзначай для себя встретившему ее во Иорданской пустыне, так описывала зов Христов, который услышала она среди своей прежней безбожной жизни, тот зов, который стал призванием ее к жизни равноангельской: «Однажды на рассвете я увидела, что все идут в церковь , и пошла с остальной толпой, – говорила святая. – И вот я вместе с нею вступаю в притвор. Когда пришел час святого Воздвижения Креста, расталкивая других и в свою очередь теснимая, я пыталась протиснуться к дверям, ведущим внутрь храма, где молящимся являли Животворящее древо Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Радуюсь, что само это теперешнее священное Собрание – благодаря участию в нем Высокопреосвященнейшего Владыки митрополита Мелетия и Преосвященнейшего епископа Владыки Иеремии – так ясно свидетельствует о кафолической – всеобъемлющей – природе Православия и о живом единстве Православной Церкви. Благодарно исповедую мою привязанность к смиренной, но славной нашей Богословской школе преподобного Сергия, к ее прошлому, когда я в ней учился под ректорством приснопамятного епископа Кассиана и к ее настоящему, в котором мне благодаря приглашению ректора о. протоиерея Алексия и совета профессоров – теперь уже пять лет дано принимать участие. Сколь многим я обязан общению с учителями моими, с моими коллегами и студентами. Кончая, возвращаюсь к началу моего слова. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» Что у меня, что не было бы дано от Него. Все мое – не от меня. Итак, я должен теперь замолкнуть. Могу только преклонить сердце и колена и просить о дарах Благодати Утешителя. «Дух Премудрости Твоея моим подаждь помышлениям, Дух разума безумию моему даруй… да на всяк день Духом Твоим благим к полезному наставляем, сподоблюся творити Заповеди Твоя.» Да совершается сила Христова – и в немощи моей. Да исполняется в моем служении воля Небесного Отца – и мною, недостойным Его Благости. Аминь Воздвижение Креста Господня Так возлюбил Бог мир… Начало церковного года обращает наши взоры на Крест Христов – знамение непреодолимой любви Бога к созданному Им миру. Открывается церковный год двумя великими праздниками: сначала мы радостно встречаем Рождество Пресвятой Богородицы, а потом совершаем торжество Воздвижения Креста. Так соединяются в эти дни память о начале земного пути Христова с памятью о завершении этого пути. В начале пути – приснодевственная Богоотроковица, а в конце его – Крест, Воскресение, Слава… Приснодевственная Божия Матерь, Животворящий Крест и Живоносный Гроб – три великие знамения любви Божией к миру. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Сегодня, в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, мы вспоминаем другую победу, совершившуюся в Иерусалиме, на холме Голгофе, около 2000 лет том назад. На Куликовом поле победителем был князь Дмитрий Донской, и с ним весь русский народ, на Голгофе Победитель – Господь наш Иисус Христос, и с Ним все спасаемое человечество. Куликовская победа спасла на народ от исторической гибели, Христос Спаситель совершил победу еще более великую Христос боролся не за земное царство – Он Сам сказал: «царство Мое не от мира сего» ( Ин.18:36 ). Он пришел в мир для того, чтобы всех людей привести к Богу Отцу и сделать их чадами Царства Божия. На кресте Христос искупил наши грехи и Своею смертию даровал нам Жизнь Вечную. Он «для того и умер, и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим.14:9 ). Голгофской победой – Крестом – Христос приобрел Себе всех людей – живых и мертвых. Празднуя эту победу, мы возвышаем Крест, поклоняемся ему и прославляем результат победы – дивное Воскресение Христово. В праздник Воздвижения мы повторяем, в пределах нашей возможности, то что сделал Патриарх Иерусалимский Макарий после того, когда в 326 году, т. е. 1654 года тому назад, святая царица Елена произвела раскопки и нашла Крест Господень. Патриарх поднимал Крест, чтобы он был виден толпе людей, а народ восклицал: «Господи, помилуй!». Так сделали и мы вчера во время Всенощного бдения. Несмотря на то, что Голгофская победа и победа на Куликовом поле так различны по своей величине и целям, в них есть и одно общее. Это полное самоотвержение. Христос отвергся Себя, когда взошел на крест; русские воины не думали о себе, когда сражались за Отечество. Они исполнили слово Христа, сказавшего: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Так должны поступать и мы. Цель нашей жизни – исполнить заповеди Христовы, не думая о себе. Так мы на деле прославим Крест Христов и Его Святое Пресветлое Воскресение. Аминь. Слово на Воздвижение Креста Господня

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

1 . Вас попросили прочитать ваше конкурсное сочинение на собрании в классе, причем должно присутствовать несколько официальных лиц. 2 . Вы взялись посидеть вечером со своей четырехлетней племянницей, а сестра с мужем отправились в гости. 3 . Вам хочется возглавлять других ребят при выполнении каких-либо дел в школе или на приходе. 4 . В зимний вечер вам предложили собраться с друзьями на природе – для начала вы выходите на улицу и смотрите, что за погода на дворе. 5 . Вы собираетесь в храм на пасхальную службу. После того, как закончите разыгрывать сценки, помолитесь Богу, чтобы Он помог вам достойно подготовиться ко всем обстоятельствам, которые встретятся в жизни, и, самое главное, стать достойным Его Царствия. 27. Приход Жениха Неделя Крестопоклонная Вот мы и достигли середины Великого поста. Крест полагают в центре храма и убирают цветами. И снова мы поем тропарь Кресту, тот самый, который пели и в сентябре в праздник Воздвижения Креста Господня, но на этот раз с земными поклонами. На протяжении первой половины Великого поста мы сугубо каялись в своих грехах и с особым тщанием пересматривали всю свою предыдущую жизнь. Великопостные молитвы и песнопения помогали нам лучше понять, чего Господь хочет от нас. Мы просили прощения и прощали других. А теперь в центре нашего внимания оказываемся не мы сами, а Господь, Его восхождение на Крест. Крестный путь На наших уроках мы следовали за Спасителем из Галилеи в Самарию и в Иудею. Спаситель пришел в Святой град Иерусалим, приветствуемый радостными криками «Осанна!» Время пребывания Его на земле подходило к концу. Он пытался предупредить апостолов, что впереди их ждут тревожные времена. Он повелел нам быть готовыми ко всему, так как никто не знает когда наступит конец мира, когда Господь вновь придет, чтобы судить нас. Ныне Господь указывает нам путь на Крест, в молчаливом смирении следуя воле Небесного Отца. «Хорошо, добрый и верный раб!» Слуга сказал: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2 ...изабудут оплакать своего покойника ради заботы о чужом...— Матф. 8, 21—22. 3 Кто нарушит одну из заповедей сих малейших...— Матф. 5, 19. 4 Лицемер, вынь прежде бревно из своего глаза...— Матф. 7, 5 5 ...что Иисус делал и чему учил от начала.— Деян. ап. 1,1. 6 Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?— Рим. 2, 21. 7 Кто из вас думает быть мудрым в веке сем...— I Коринф. 3, 18. 8 Мы безумны Христа ради.— I Коринф. 4, 10. 9 Потому что немудрое Божие премудрее человеков.— I Коринф. 1, 25. 10 Вся ты прекрасна, возлюбленная моя...— Песнь пес. 4, 7. 11 Люби ближнего, как самого себя.— Лев. 19, 18; ср.: Лук. 10, 27. 12 …кто не погнушался принять облик раба во спасение раба...— ср. Филипп. 2, 6—7. 13 ...чтобы спастинекоторых.— Часть фразы из I Коринф. 9, 22. 14 Юстиниан— византийский император (527—565). 15 Святой град— Иерусалим. Автор подразумевает, по-видимому, праздник в память обретения императрицей Еленой, матерью Константина, Крестного древа. В праздник Воздвижения Креста в главном Иерусалимском храме молящимся показывали обломок Крестного древа, якобы найденный матерью императора Константина Еленой. 16 Иерихон— город в Палестине. 17 Эмеса— город в Сирии. 18 ...бежали, как Петр и Иоанн к животворящему гробу Господню...— апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии Магдалины, что тело Христа исчезло из гроба, бегом бросились туда, где он был похоронен (Иоанн 20, 4). 19 ...звавшийся Никон, жизнь которого... соответствовала имени его.— Имя Никон ( Nikwn ) звучало по-гречески сходно с причастием настоящего времени глагола “побеждать” ( nikwn ). 20 ...десятка твоя победила... разумел совершенство монашеского подвига.— Число десять, согласно христианской символике чисел,— число совершенства. 21 ...невидел чего глаз, не слышало ухо...— I Коринф. 2,9. 22 Тыпрекраснее сынов человеческих.— Пс. 44,3. 23 Позволь мне прежде пойти и похоронить отца Моего... предоставь мертвым погребать своих мертвецов.— Матф. 8, 21—22. 24 Патрикий— один из высших титулов византийской табели о рангах; кувикулярий— придворный из личной охраны императора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=913...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010