Эту речь свою святой Павел закончил словами, которыми и я закончу слово моё: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь» ( Гал.6:18 ). 23 сентября 1945 г. Воздвижение Креста Господня Праздник Воздвижения Креста Господня очень древний. Нам известно, что он праздновался уже в V веке, а установлен по поводу великой радости – обретения Креста Господня. Елена, мать первого христианского римского императора Константина, отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Это была трудная задача, ибо Иерусалим, после мученической смерти на Кресте Голгофском Господа Иисуса Христа, был дважды разрушен римлянами и лежал в развалинах, а на месте Голгофы языческий император Адриан, чтобы уничтожить память о Кресте Христовом, велел насыпать много земли и построить языческое капище Венеры. Мать императора Елена не знала, где начинать поиски Креста, но Господь послал ей одного старого еврея, Иуду, который указал, что Крест находится под капищем Венеры. Велела царица разрушить капище, и под ним нашли три Креста. Надписи на Кресте Христовом уже не было, но узнали его по тому, что приложением этого креста воскрешён был мёртвый, которого проносили мимо. Тогда огромная толпа народа в несказанной радости стала тесниться к Кресту Христову. Чтобы Крест всем был виден, патриарх Иерусалимский Макарий, став на возвышенном месте, воздвиг (поднял вверх) Крест Христов. Народ в восторге воспевал: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Без конца воспевал, как слышали вы вчера на всенощной при нашем воздвижении креста. Вот история этого праздника. Поминая Крест Христов, распятие и спасение мира Крестом Христовым, надлежит нам вникнуть в великое христианское учение о Кресте. С огромной глубиной и силой о значении Креста Христова говорит святой Апостол Павел в своём первом Послании к Коринфянам. Слушайте слова его, глубоко вникайте в их святое значение: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия» ( 1Кор.1:18 ). Юродство, безумие, сумасшествие для погибающих слова о Кресте, а для нас в нём вся сила Божия, ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну». Это говорил ещё пророк Исайя. «Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» ( 1Кор.1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Суд Божий над миром 26.09.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Воздвижение Креста Господня Слово в праздник Воздвижения Креста Господня Воздвижение Креста Христова над миром — суд над всем, что совершается в человечестве. Мы знаем, что прежде чем наступит последний Страшный Суд, все увидят знамение Креста в небе. Все станут свидетелями его Воздвижения. И накануне Своих крестных страданий Господь со всею силою утверждает крестную тайну — тайну Своего Божества и Своего подлинного человечества. Царь славы входит в Свои страшные Страсти. Он будет поруганным Царем, увенчанным терновым венцом. Вместо державного скипетра Ему издевательски вложат в руку трость. Его возведут на Крест бесчестия как на Престол. Он будет убит как один из рабов-преступников. Однако Господь знает, что Он от начала Сущий. И Он говорит, что когда Он придет в Своей славе, то отделит одних от других. Он поставит одних одесную Бога Отца, а других — ошуюю. Он скажет одним: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира». А другим: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Да, сегодняшний праздник напоминает нам, что близится день, когда Христос придет судить мир — то, что может совершать только Бог. Христос говорит о Своей власти судить все народы. Ибо Он Пастырь Великий этого огромного словесного стада — Бог. И если кто-то в роде человеческом еще сомневается, что Он — Бог, Он напоминает, что придет со всеми Своими Ангелами и святыми. И мы слышим также имя Сына Человеческого, этого таинственного Лица из книги Даниила (Дан. 7, 13), грядущего на облаках небесных судить всех людей в конце времен. Он уже не будет Тем, Кто будет стоять перед судом Понтия Пилата. Но воссядет на Престоле Судии, износя Суд народам во имя Отца и Сына и Святого Духа. Страшный Суд человечества будет совершен перед Крестом Христовым, на котором любовь Бога к человеку и любовь человека к Богу явлены до конца. Тайна двуединой заповеди о любви — в крестном пересечении. Существует опасность воспринимать этот Суд только по горизонтали. Как если бы Господь ничего не говорил, кроме: «любите друг друга», как если бы существовала лишь заповедь о любви к ближнему. Мы должны, прежде всего, увидеть отвесную крутую вертикаль, которая говорит, что Бог есть Бог и что Он — Господин истории. И что даже те, кому кажется, что они никогда не встретили Его здесь: «Господи, когда мы видели Тебя?» — встретят Его однажды, когда Он придет в Своей Божественной славе.

http://moral.ru/exaltation/

   Применим и к тебе, брат, смысл этого тропаря. Ибо как царю Константину — образ креста был дан для того, чтобы он побеждал и ниспровергал чувственных врагов, так и тебе дан тот же образ креста, чтобы ты побеждал и ниспровергал трех своих мысленных врагов: мир, плоть и миродержителя дьявола. Будь же внимателен, возлюбленный; и когда ведешь войну с упомянутыми выше врагами твоими и побеждаешь их, приписывай всю победу силе креста и пригвожденного ко кресту Христа; и несомненно Бог сделает победу над врагами твоими сильнее камня, как обещает чрез Иезекииля: «крепчае камене дах прю твою» (Иезек. 3:9). Но если ты будешь чрезмерно гордиться и победу над врагами твоими припишешь не силе креста, а своей собственной силе, то горе тебе! Знай, что Бог отнимет у тебя силу твою, и таким образом окажется, что победа отойдет от тебя и ты будешь произносить плачевное изречение Иеремии: «и рех: погибе победа моя» (Плач. 3:18).    Итак, две вещи необходимы тебе, брат мой, христианин. Во-первых, непрестанно вести войну и побеждать страсти и врагов своих; ибо если их победишь, то будешь сидеть и ты вместе с Иисусом Христом на престоле славы и царствия Его, как Он обещает в священном Апокалипсисе: «побеждающему, дам ему сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его» (Апок. 3:21). Если же не ведешь войны и не побеждаешь своих страстей, то знай, что не получишь венца от Бога. Ибо Василий Великий говорит: «кто спя воздвиг трофей? или проводя время в наслаждениях и игре на флейте, украсится венцем? Конечно никто». Во-вторых, когда воюешь со страстями своими и побеждаешь их, то прилично всю причину победы приписывать кресту и распятому Христу, как мы сказали выше, потому что всякая победа, особенно же такая мысленная и духовная, не приобретается множеством телесной силы, или с помощью чувственных колесниц, как свидетельствуют об этом книги Маккавейские: «не во множестве воев одоление» (I Мак. 3:19), и еще: «не оружием победа» (2 Мак. 15:21). Но приобретается она верою и силою креста и Иисуса Христа. Ибо сказано: «кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй яко Иисус есть Сын Божий?» (I Иоан. 5:5); и еще: «сия есть победа победившая мир, вера наша» (I Иоан. 5:4). Выражая это в виде общего положения, скажем так: те христиане, которые побеждают страсти и дьявола, силою креста и кровию Христа побеждают их. Посему и сказано в Апокалипсисе, что «победиша его», мысленного змия, «кровию Агнчею» (Откр. 12:11). Поэтому и после победы таковые должны говорить следующие слова Давида к Богу: «Тебе Господи, величество, и слава, и одоление, и крепость» (1 Пар. 29:11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ради чего будет явлено это знамение Креста? Для стыда одних и для радости других. Для того чтобы при виде славы Креста заплакали и устыдились распинатели Христа: и те, кто некогда прибили Господа гвоздями к Орудию Его Казни, и те, кто поныне продолжает распинать Спасителя своими грехами и духовной враждой против Него. И для того чтобы при виде вселенского явления Крестного Древа возрадовались те, кто силой Креста обрел спасение и начало Вечной жизни во Христе. О том стыде, что должны испытать распинатели, лицезрел эсхатологическую славу Креста, ярко говорит в «Беседе первой о Кресте и разбойнике» святитель Иоанн Златоуст: «Но для чего явится тогда Крест и для чего Спаситель придет с ним? Для того чтобы распявшие Его познали свою собственную неблагодарность – для того именно Он и показывает им сам этот символ их бесстыдства. А что для этого Он принесет его, послушай пророка, который говорит: тогда восплачет земля по коленам и племенам ( Зах.12:12 по LXX), видя Обвинителя и сознавая свой грех. И что ты дивишься, что Он придет с Крестом, если Он покажет тогда даже и сами [Свои] раны? Воззрят , – говорит [пророк], – на Него, Которого пронзили ( Зах.12:10 ). Подобно тому, как сделал Он с Фомой, желая уничтожить неверие ученика, и по Воскресении показал ему знаки гвоздей и язвы, говоря: вложи… руку твою… и посмотри ( Ин.20:27 ), ибо дух плоти и костей не имеет ( Лк.24:39 ), так точно и тогда Он покажет раны и Крест, дабы доказать, что Он есть Тот, Который был распят». О том же учит и святитель Кирилл Иерусалимский: «Знамение Креста снова явится с Небес с Иисусом. Ибо победное знамя будет предшествовать Царю сему, чтобы, увидев Того, Которого пронзили, и по Кресту узнав Поруганного, иудеи восплакали в раскаянии. Восплачут они, восплачет каждое колено; ибо раскаются тогда, когда не будет им времени для раскаяния. Но мы в восхищении да хвалимся Крестом, поклоняясь посланному и распятому за нас Господу, поклоняясь и пославшему Его Богу Отцу вместе со Святым Духом». Но то всемирное явление Креста, что принесет боль и стыд одним, в то же самое время дарует радость, ликование и духовное наслаждение другим – верующим во Христа.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Вне Богородичного цикла, по такому принципу возникает праздник Воздвижения Креста (связанный с освящением Гроба Господня) и Усекновения главы Иоанна Крестителя 29 августа (освящение храма Предтечи в бывшей Самарии-Севастии) " (202-203). В этих справках автора характерный показатель доверия к западным выводам, вопреки, как мы полагаем, простому выводу из порядка церковно-богослужебного года. Церковный византийский год начинается 1 сентября. Первый праздник в году соответствует началу новозаветной истории - Рождество Пресвятой Богородицы; последний большой праздник церковного года в последнем его месяце - Успение Божией Матери. Это последовательно и логично. Праздник Преображения Господня приходится на начало августа, несомненно, потому, что чтение евангельских зачал приблизилось к этому времени к повествованию Евангелиста Матфея о Преображении Господнем, и воспоминание этого знаменательного евангельского события выделено в особый праздник. Что же касается слов в кондаке Преображения: " да егда Тя узрят распинаема " , то они соответствуют словам Господа, сказанным ученикам за шесть дней до преображения на горе и повторенным непосредственно после преображения: " С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников и быть убиту и в третий день воскреснуть " (Мф. 16:21; 17:9,22). Поэтому Церковь, согласно с Евангелием, за 6 дней до Преображения начинает пение катавасии " Крест начертав Моисей " (может быть, с этим связано и изнесение Креста 1 августа), а через 40 дней после праздника Преображения совершает воспоминание крестных страданий и смерти Господа в день Воздвижения Честнаго Креста Господня. И назначение времени этого праздника едва ли случайно: время это совпадает, как и у праздника Преображения, с приближением евангельского чтения на Литургии о крестных страданиях и смерти Господа. Вот один из примеров показывающих, что богослужебный уклад в Типиконе отличается последовательностью, гармоничностью и обоснованностью. Если в церковном календаре представляется не соблюденной строгая последовательность евангельских событий, то это потому, что евангельские воспоминания охватывают много лет и в календаре они расположены как бы в виде спирали, охватывающей несколько лет: она вмещает в себе ряд девятимесячий (от зачатия до рождения св. Иоанна Предтечи, Богородицы, Спасителя), два евангельских сорокадневия и др.

http://moral.ru/ecumenica.html

О православном сознании Воздвижение Креста Господня Ин. 12:28–36:19:6–11 Ин. 19:13–20:25–28:30–35 1Кор. 1:18–24 Праздник Воздвижения связан с именем Елены, святой матери равноапостольного императора Константина. В начале четвёртого века, после прекращения гонения на христиан, ей пришла мысль – посетить ту землю, по которой ходил когда-то Господь Иисус Христос, и отыскать крест, на котором Он был распят. С трудом нашли хранителей тайны. Разрушители построенный на этом языческий храм, раскопали насыпанный холм и нашли три креста. Царица верила, что Господь не допустит поклониться кресту разбойника, и дерзновенно велела возложить каждый из трёх на проносимую умершую девицу. От прикосновения одного из низ девица ожила. И не у кого не возникло сомнений, чей это крест. Тут же он был воздвигнуть над толпой, и все только могли без конца восклицать: «Господи, помилуй!». Впервые орудие страшной казни (а ведь и тогда, спустя триста лет, ещё казнили на крестах) было воздвигнуто не для позора и смерти, а для всемирного прославления. Воздвижение креста как бы воскресило день казни Господа. И Евангелие сегодня напоминает жестокие подробности. Поскольку «тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата» снять их. А поскольку двое ещё были живы, то «пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней; но один из воинов копьём пронзил ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода». Об этом и свидетельствует и стоявший тут же ученик, которому Господь в предсмертных мучениях поручил заботу о Своей Матери: «Жено, се сын Твой… се Матерь твоя!..» Царица же Елена – яркий пример живой православной души. Апостол Иоанн Богослов писал: «Духа Божия… узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» ( 1Ин. 4:2 ). И православное сознание отличается особым, сердечным вниманием к факту воплощения Христа, ко всему, на чём остался след Его пребывания на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Проповедь на Воздвижение Креста Господня 1957 г. Во имя Отца и Сына и Св. Духа! Поклоняясь ныне предлежащему и возносимому изображению Честнаго и Животворящего Креста Господня, каждый истинно верующий православный христианин не только изъявляет свое благоговение в отношении орудия нашего спасения, но и устремляется мыслью и сердцем к самой тайне искупления. " Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах; и как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную« ( Ин. 3:13–16 ). Грехопадение человека представляет собой тайну для богословствующего ума. Хотя наличие в раю искусителя и способствует частичному объяснению возможности преслушания заповеди Божией Адамом и Евой при наличии у человека свободной воли, однако остается непостижимым, изумительным, как мог человек, имевший «своим храмом и ризою Бога», испытывавший сладость богообщения, живший в лучах Божественной любви, – как мог он стать нарушителем даже легчайшей заповеди, богоотступником и изменником! Тайне беззакония неминуемо должна была противостать тайна искупления. Несказанная дерзость вела к столь тяжкой виновности, что по суду Правды Божией смыть вину прародителей не могло никакое раскаяние, никакая жертва со стороны человека или даже всего человечества. Требовалась такая жертва, которая обладала бы божественными качествами, божественной силой и в то же время была бы принесена от человеческого естества. Недомыслимая Премудрость Божия нашла путь, открывавший возможность принесения такой жертвы, а Божественная Любовь превратила эту возможность в действительность. Жертвой, спасающей человека от проклятия и осуждения, дающей право не только на прощение, но и на усыновление Богу, стал Богочеловек – Господь наш Иисус Христос, единосущный Богу Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству. Средством очищения и освящения стала драгоценная Кровь Божественного Агнца, а орудием искупления и символом победы над диаволом, смертью, грехом – Животворящий Крест Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Таинство исповеди предварить обязательно молитвами пред исповедью и внимательно выслушивать грехи кающихся, употребляя и милость и строгость. Не совершать таинства исповеди во время литургии. До причащения нужно вычитывать каноны: особенно канон и молитвы перед причащением. После причащения необходимо вычитывать молитвы по причащении и давать непременно крест для целования, после литургии, как для причастников, так и для всех присутствующих в храме.    —6-    При чтении Святого Евангелия – слова и возгласы за богослужением не произносить вычурно, а скромно, церковно, внятно и громко, нараспев, а не разговорной речью.    Также и чтение не допускать на клиросе разговорного,а только церковного, нараспев.    —7-    Наблюдать в Святом храме благоговение и тишину. Следить за беготней детей, разговорами. Смотреть за чистотой храма, особенно святого алтаря, за опрятностью риз.    Да умудрит Господь Бог всех православных пастырей добре пасти стадо, от Бога им врученного. Пусть помнят они грозные слова Господни: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иерем.48,10) и пусть утешаются незабвенными словами нашего Спасителя и Бога: «не вы Меня, а Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал,дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он даст вам» (Uoah.XV,16).    г.Харьков, 1925 г. Епископ Онуфрий Елисаветградский    2512 сентября. Управляющий Одесской Епархией. Беседа в праздник Воздвижения Креста Господня...    В О З Д В И Ж Е H И Я К Р Е С Т А Г О С П О Д H Я .    «Кресту Твоему покланяемся, Владыко,    и Святое воскресение Твое славим».    Великий праздник Воздвижения честного и животворящего креста Господня! Вспоминается то светлое явление, когда св.равноапостольная царица Елена, мать св. царя и равноапостола Константина, обрела крест, на нем же распятся Христос Царь и Господь. Не сразу найден был честный крест Христов. Долго искала место распятия Спасителя св.Елена. А когда открыто было место, оказались все три креста. Каков же крест Христов? Приложили первые два к мертвецу и не было чуда.Но после того , как приложили крест Христов и умерший воскрес,— весь народ, собравшийся вместе с Патриархом Иерусалимским Макарием, убедился, что пред ними свято крест Христов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Несение креста Мы часто и весьма глубокомысленно употребляем это выражение: «нести свой крест», понимая обычно под ним терпение скорбей и подразумевая, явно или неявно, что в конце пути мы обретем награду. Но что это за путь? Кто и куда несет крест? В годы сталинского террора приговоренные к расстрелу сами рыли рвы, куда палачи через несколько минут скидывали их тела. Во времена Римской империи осужденный на распятие нес к месту казни перекладину собственного креста. 2 октября, 2010 Мы часто и весьма глубокомысленно употребляем это выражение: «нести свой крест», понимая обычно под ним терпение скорбей и подразумевая, явно или неявно, что в конце пути мы обретем награду. Но что это за путь? Кто и куда несет крест? В годы сталинского террора приговоренные к расстрелу сами рыли рвы, куда палачи через несколько минут скидывали их тела. Во времена Римской империи осужденный на распятие нес к месту казни перекладину собственного креста. В неделю по Воздвижении – Мк 8:34 – 9:1 (зач. 37): Сказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Тиноретто Якопо. Несение креста Мы часто и весьма глубокомысленно употребляем это выражение: «нести свой крест», понимая обычно под ним терпение скорбей и подразумевая, явно или неявно, что в конце пути мы обретем награду. Но что это за путь? Кто и куда несет крест? В годы сталинского террора приговоренные к расстрелу сами рыли рвы, куда палачи через несколько минут скидывали их тела. Во времена Римской империи осужденный на распятие нес к месту казни перекладину собственного креста.

http://pravmir.ru/nesenie-kresta/

Но смерть не победила Христа. Христос победил смерть. Христос, телом находясь в гробовой пещере, душою сошел в преисподнюю и там свершил Свою победу над адом. На третий день Христос воскрес телесно. Крест является орудием победы Христовой над смертью, над адом, над грехом. Поэтому Крест был, есть и будет так ненавидим врагами христианства. Кроме того, Крест Христов есть выражение любви Божией к роду человеческому. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Христос воскрес! На факте Воскресения, на этом твердом фундаменте созидалась Церковь Христова. Потому что если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна (напрасна) и вера ваша ( 1Кор.15:14 ). Враги Божии сражались со Христом, когда Он был жив; пытались убить Его, распяв на кресте. Когда родилась Церковь Христова после Сошествия Святого Духа, они же старались уничтожить дело Христово на земле. Стереть в памяти человеческой имя Христа, дело Христа, даже то место, на котором был распят Господь. Гора Голгофа была засыпана землей, на том месте был построен языческий храм. Христианство пытались уничтожить физически, утопить в крови. Все, казалось, было брошено, чтобы погубить дело Божие на земле. Но свет во тьме светит, и тьма не объяла его ( Ин.1:5 ). Христианство не только устояло, но одержало духовную победу над миром. В IV веке под руководством святой царицы Елены, матери святого равноапостольного царя Константина, на том месте, где был распят Христос, начались раскопки. Тысячи тонн земли пришлось снять, прежде чем открылась взору небольшая гора Голгофа, на которой был распят Спаситель мира. Затем были найдены три креста, на которых были распяты Христос и два разбойника. Вот три креста перед взором людей. Два из них являются орудием казни преступников, а третий – Престолом Божиим, святыней. Патриарх Иерусалимский Макарий, чтобы установить, который из трех – спасительный Крест Христов, возлагает поочередно три креста сначала на тяжелобольного человека, который оказался неподалеку, а потом – на покойника, которого проносили мимо Голгофы. Когда возложили на них первые два креста – ничего не произошло, то есть страдания разбойников за свои грехи не принесли людям помощи. Но когда возложили Крест, на котором Христос страдал за наши грехи и умер за них, то больной выздоровел, а покойник воскрес. Эти события произошли в первом тысячелетии и мы о них вспоминаем, празднуя Воздвижение Креста Господня, который мы называем Честным и Животворящим. Честным – потому что кровью Истинного и Единственного в человеческом роде безгрешного праведника он омыт. Животворящим – потому, что оживотворение силою Креста Господня происходило во все века, происходит и сейчас и будет происходить, пока длится история рода человеческого. И не было бы в храмах никого, если бы души людей, прикасаясь ко Христу и обновляясь, духовно не оживали.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010