Екатерина» (Екатеринбург, до 1923, ЕМИИ). С кольцом и мечом Е. изображена на иконе Алексея Колмогорова (?) «Вмц. Екатерина» (ок. 1778, ВОКМ). Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ) Судя по обилию Екатерининских престолов в разных храмах (в т. ч. домовых) традиция изображения Е. в синодальный период была весьма развитой, но о ней в наст. время известно мало. С XVIII в. дошло мн. образов Е., созданных в академической манере живописи: в иконостасе Большого собора Зимнего дворца (икона 1762, ГЭ), в Исаакиевском соборе, др. храмах С.-Петербурга, в церквах его пригородных дворцов, в храмах провинциальных городов (иконы И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. И. Бельского). «Вмц. Екатерина и прор. Анна» (1748-1751), написанная для ц. Воскресения словущего в Аничковом дворце, С.-Петербург; образ «Вмц. Екатерина» (с кольцом и мечом) (ок. 1778, Алексей Колмогоров (?), ВОКМ); «Вмц. Екатерина и сщмч. Ианнуарий» (кон. XVIII в., из ц. вмц. Екатерины на Васильевском о-ве в С.-Петербурге, ГЭ). На иконах XVIII-XIX вв. традиц. письма Е. представлена в ранней иконографии (в царском облачении, с короной на голове и крестом): икона «Избранные святые» из коллекции Н. Паниткова (кон. XVII - нач. XVIII в.), образ «Избранные святые жены (Параскева, Екатерина, Улита с сыном Кириком и Варвара) в молении пред образом Спасителя» (2-я четв.- сер. XVIII в., частное собрание). В этот период изображения Е. часто встречаются на предметах мелкой пластики, рельефах слоновой кости, медальонах, в шитье, иконах народного письма (плакетка слоновой кости XVIII в., ГЭ), финифть (2-я пол. XVIII в., ГЭ). В связи с ее почитанием как покровительницы при исходе души и помощницы в трудных родах ее иконы находились во мн. семьях. На образе «Богоматерь с праздниками и избранными святыми» из Деисуса (2-я пол. XIX в., Верхотурский у. Пермской губ., частное собрание, Екатеринбург; надпись: «Муч. Екатерина освобождение жен от трудного рождения»).

http://pravenc.ru/text/189599.html

2000. Кат. S-20); иконы (нек-рые работы мастеров Оружейной палаты) в собраниях Музеев Ватикана, Галереи Академии во Флоренции, Музея икон во Франкфурте-на-Майне. Широкое распространение почитания Е. отражает появление ее деревянных скульптур: «Вмц. Екатерина», Подвинье, XVII в. (АМИИ); «Святая Параскева Пятница, с предстоящими великомученицами Екатериной и Варварой», XVII-XIX вв. из с. Ныроб (ПГХГ); «Вмц. Екатерина», XVIII в. (собрание В. М. Момота). В XVIII в. прославление Е. как небесной покровительницы 2 царствующих императриц и дома Романовых способствовало расширению ее почитания и созданию изображений Е. на иконах, в храмовых декорациях, в шитье, в прикладном искусстве. Образы Е. создавались для новых храмов С.-Петербурга и для частных лиц. Распространению изображений Е. способствовало ее почитание как покровительницы наук. Облик Е. и атрибуты святой в произведениях этого времени восходят к западноевроп. образцам. Одежды Е. покрыты крупным растительным орнаментом, на распущенных волосах святой - венец в виде барочной короны: икона Алексея Андреева (1719, Москва, ГМИР); «Вмц. Екатерина», мастер Григорий Попов (1743, АМИИ). На иконе Григория Агапова (1726, Романов?) Е. представлена с крестом в правой руке и с цветком в левой, сошедший к ней ангел венчает ее главу, у ног святой изображено колесо, внизу, на фоне,- сцена перенесения 2 ангелами мощей Е. на Синайскую гору. Как дева с распущенными волосами и в короне Е. представлена на стихаре XVIII в. рус. работы (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); как юная царица с распущенными волосами и в венце, с большим крестом в левой руке - на иконе «Вмц. Екатерина» в шитом окладе (кон. XIX - нач. XX в., мастерская Новотихвинского мон-ря, ЕМИИ); на иконе «Прп. Григорий и вмц. Екатерина. Избранные святые» (сер. XIX в., собрание Е. В. Ройзмана); с раскрытым свитком в руке - образ «Вмц. Екатерина, с избранными святыми на полях» (XIX в., частное собрание, Екатеринбург); как царица - в плате, украшенном жемчугами и каменьями, с красной накидкой на горностаевом меху, с ветвью, мечом и сломанным колесом у ног на иконе «Вмц.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Вмц. Екатерина. Икона. Ок. 1923 г. (ЕМИИ) Вмц. Екатерина. Икона. Ок. 1923 г. (ЕМИИ) Об истории почитания Е. в Болгарии и Сербии сохранилось очень мало сведений. Ее имя не входит в царский ономастикон, возможно, потому, что воспринималось прежде всего как монашеское, а в Сербии отчасти и как «латинское» (из-за широкого распространения в Италии и католич. Далмации). Едва ли случайно, что в ономастической части словаря Дж. Даничича, основанного в первую очередь на документальных источниках, все примеры имени происходят из Боснии, в культурном отношении тесно связанной с Венгрией, Италией и Далмацией (см.: Pjeчhuk из старина српских. Београд, 1863, 1975p. T. 1. С. 442-443). Сходная ситуация наблюдается на Руси по крайней мере до XV в. В домонг. время известен только 1 случай наречения именем Е. в княжеской семье дочери вел. кн. Всеволода Ярославича (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 283). С XV в. (очевидно, во 2-й пол.) наблюдается достаточно широкое распространение изображений Е. в рус. иконописи, в т. ч. житийной (см. в разд. «Иконография»). Только в XVII в. имя вошло в царский ономастикон - его носила родившаяся в 1658 г. дочь царя Алексея Михайловича. С этим связан новый перевод Мученичества Е., выполненный иером. Арсением Греком и опубликованный в 1660 г. в составе Анфологиона, а также упоминание Е. (наряду с носящей ее имя царевной) в эпиграмматическом цикле «Еленхос», написанном в 1675 г. иером. Епифанием (Славинецким) (см.: Сазонова Л. И. Литературная культура России: Раннее Новое время. М., 2006. С. 221, 405, 430, 463, 468, 757). На месте явления царю во сне Е., возвестившей о рождении дочери, в 1660 г. был основан Екатерининский мон-рь (пустынь), «что в Ермолинской роще» близ Подольска ( Зверинский. Т. 2. 792). Расцвет популярности имени в аристократической среде относится к XVIII-XIX вв. и несомненно связан с тем, что его носили 2 императрицы. Великомученицы Ирина, Екатерина и Варвара. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Великомученицы Ирина, Екатерина и Варвара. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Вмч. Меркурий. Роспись Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг. Вмч. Меркурий. Роспись Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг. На Руси образ М. не приобрел широкого распространения, хотя о его почитании упоминают некоторые источники, а частицы мощей святого присутствуют среди чтимых реликвий в мощевиках и панагиях. В русской традиции М. преимущественно изображался безбородым. Одно из ранних изображений святого, датируемое XII в., находится на левом поле оклада иконы «Богоматерь Одигитрия», происходящей из Софийского собора в Вел. Новгороде (НГОМЗ),- великомученик показан в хитоне и плаще с крестом в руках. В нижней части наперсного креста XIII-XIV вв. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК) помещено поясное изображение безбородого М. в воинских доспехах; на кресте-мощевике нач. XVII в. из того же собора (ГММК) также внизу расположено поясное изображение безбородого М. Заключенный в арку образ М.-мученика, с крестом в руке, вместе с другими св. воинами украшает т. н. Малый саккос (XIV в., ГММК), а его поясной образ в медальоне вышит на рукаве т. н. Большого саккоса митр. Фотия (1-я четв. XV в., ГММК). В иконописи отдельные изображения М. практически не встречаются. Его образ включен в состав святых в минеях на ноябрь, где он может быть представлен как мученик или как воин. Напр., вместе с мч. Меркурием Смоленским М. изображен на иконе на ноябрь из Покровского собора на Рогожском кладбище (нач. XVII в., см.: Древности и духовные святыни старообрядчества/Сост.: М. Вилкова и др. М., 2005. С. 86); с вмц. Екатериной - на минее 1701 г. работы П. И. Рименского (ГТР). Для икон, на которых М. изображен в составе избранных святых, предпочтительным становится его тип воина, юного, безбородого, напоминающего обликом вмч. Димитрия Солунского (напр., на иконе-двухряднице из ц. Входа Господня в Иерусалим в Каргополе, кон. XVI-XVII в., ВОКМ; на иконе «Избранные святые в предстоянии иконе «Богоматерь Знамение»», 1914, ЕМИИ). Столь популярный в визант. и поствизант. искусстве элемент иконографии М., как шлем, в рус. памятниках неизвестен.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

3 апреля. С Патриархом до обеда – вручил утвержденные награды, резолюции о перенесении секретариата Уч[ебного] Комитета в Москву и назначение о.Колчицкого заместителем[…]. В отношении оплаты персонала Ак[адемий] и Сем[инарий] – Патриарх решил, что т[ак] к[ак] в Лен[ин]гр[адской] Акад[емии] нет превышения установленной сметной нормы, нет никаких дотаций из Патриархии, то вопрос может не касаться нашей Сем[инарии] и Акад[емии], – все оставить с 1 апреля по-прежнему. Что же касается невыясненных вопросов по Моск[овской] Акад[емии], то вопрос будет обсужден в мае по представлении доклада Хоз[яйственного] Упр[авления] […]. Парийскому Патриарх написал особое письмо с подслащенной пилюлей; в то же время предложил переговорить с ним и предложить ему сан и ректорство (с отставкой еп.Симеона)[…]. О.Н.Колчицкий беседовал о способе решения дел по Уч[ебному] Комитету, предложив примерно раз в месяц – или мне приезжать в Москву и устраивать собрания, или он будет на 2-3 дня приезжать с делами в Л[енингра]д (кстати и отдохнуть от здешней сутолоки). Во всяком случае, ни одного журнала не приводить в исполнение без моей подписи и согласия. Итак, как будто все устроилось, хотя перепалка заставила всех здесь встряхнуться и продумать произошедшее… Сегодня, наконец, Слава Богу, уезжаю, с более спокойной душой, чем приехал. Патриарх был относительно любезен за обедом, очевидно, благополучно развязавшись с затеянной им (или чрез него) пертурбацией. 9 апреля. Вернулся в Л[енингра]д 4-го в пятницу. Сразу прием. Сообщил необходимое Л.Н.Парийскому и сдал распоряжение по Академии о зарплате. 5-го вечером у меня была делегация от наставников с благодарностью. В беседе я указал на необходимость работы комиссии для подготовки совещания для рассмотрения неясных вопросов по оплате. Сдал резолюцию в академию о распоряжении Патриарха оставить прежние нормы зарплаты, а Патриарху рапортом донес об этом. В особом письме Патриарху сообщил об этом распоряжении, о разговоре с Л.Н.Парийским по поводу ректуры, и особо просил двинуть вопрос о викарии.

http://bogoslov.ru/article/4888315

во 2-й часу – у Муравьева (Патр[ология] 2 курс Академии), у Георгиевского (Литург[ика] 3 кл[асс] Семинарии), в 3-м часу у о. Никольского (Осн[овное] бог[ословие] 2курс Акад[емии]), у о.Ветелева (Гомил[етика] 1 к[урс] Академии). Посетил столовую во время обеда. Вечером дома (в Лавре) рассмотрел все записи наставников по классным Журналам, сравнил с программами и сделал заметки по положениям программ – для выяснения и беседы с наставниками. Инспектору поручено представить записку об административно-хозяйственных неувязках с Хоз[яйственным] Управлением (сокращение сметы в существенных нуждах), для своего отчета. 24 дек[абря]. Вчера, 23-го, посетил уроки Талызина (Кан[оническое] пр[аво] 3 к[урс] Акад[емии]), Хибарина (Греч[еческий язык] – 4 кл[асс] Сем[инарии]), Вертоградова (Ветх[ий] Зав[ет] 4 кл[асс] Сем[инарии]), Юшкова – (Слав[янский] яз[ык] 2 кл[асс] Сем[инарии]), Хибарина (Англ[ийский] яз[ык] 3 к[урс] Академии), о. Попова (Практ[ическое] рук[оводство] 3 кл[асс]Семин[арии]). Рассмотрел кл[ассные] журналы и увидел: отсутствие уч[ебного] плана (в Академии) или его нарушение (в Семинарии), нарушение типовой программы (кстати: Уч[ебный] К[омите]т не разослал ?!), медленность выполнения курса и др. Программы их Академия не посылает в Уч[ебный] К[омите]т (тенденция к автономности...). Сегодня у меня был Е.В. Амбарцумов – который выяснит свое положение и сообщит. Возможно, что сдача им дел продлится месяца два. На оклад 1500 р. он согласен (лучше бы до 2 т.р.). Можно дать надзирательство. Квартиру пока один в – библиотеке, а с лета (с мая) в Академии (вместо Углянского). Ждет священства. Вечером был Шпиллер, представил докл[адную] записку по восп[итательной], учебн[ой] и хоз[яйственной] части. Записка вполне удовлетворяет. Мое же предложение изложить с фактическими обоснованиями. Главное - надо изменить систему распределения предметов и оплату не по часам, а по кафедрам. Поменьше тенденций к автономии в уч[ебно]-восп[итательном] деле, и наоборот, побольше доверия к администрации, и поменьше вмешательства Хоз[яйственного] Управления Патриархии.

http://bogoslov.ru/article/4888315

Письма Ваши получил. Был неделю в Москве. Правила очень краткие, поведения верующих в храме шлю, но опять очень краткие, из Ваших писем понял, что их нужно прислать Вам скорее, поэтому и, может быть, они проредактированы не так, как хотелось бы мне, но если пойдет в печать – там цензура, то и се, ну и сгладится. Полагаю, что миряне наши подкованы Уставом и Богослужением не крепко, то если то, что писано, уразумеют, то слава Богу. Рад быть в среду пасхальную в Редакции на Вашем совещании. Опять-таки мне нужно знать определенно, будет оно или нет, я приеду специально на него в среду утром, так чтобы в четверг уехать. Очень просил бы, чтобы сообщили мне в понедельник (это для достачи проездн[ого] билета). Зная в понедельник, я вечером во вторник в 6 ч[асов] сумею выехать. Хорошо бы получить в понедельник телеграмму: Углич Ярославской области Каменская 34/30 Муравьеву. Заседание среду двенадцать часов. Подпись не нужна, пойму без нее. Если пошлете в понедельник в первую половину дня, я получу ее к вечеру. По здешним порядкам. Храни вас Христос. Глубоко Вас почитающий Н. Муравьев. Никак не могут понять, что свящ[енник] Розов – имеет манию писательства, медицински скрибомания. А к нему подход не соответств[ует] медицинск[ому]. Если бы был такой, было бы меньше всклоки 979 . Его я, можно сказать, не знаю, но слухами земля полнится. Вам он был известен по 385-му. Простите. Д. 22. Д. 107–108. Подлинник. Автограф. 8. 24 марта 1958 г. 24–III–58 Углич. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший дорогой Владыка. Прежде всего приветствую и желаю всегда о Г[оспо]де радоватися и доброго здоровья. Письмо Ваше получил с отповедью «Рецензенту» службы Святителю Димитрию 980 . Шлю Вам свои мысли по этому случаю. Дорогой Владыка. Простите, но нужно учесть, что сейчас время для всяких выправок и исправок острое. Не знаю, известно ли Вашей Святыне выступление преподавателя Саратовской Семинарии, кандидата богословия Мос[ковской] Дух[овной] Акад[емии] Дулумана 981 , даже выпустившего брошюру, затем кандидата Бог[ословской] Ленинград[ской] Д[уховной] Акад[емии], свящ[енника] Смоленской ц[еркви] Ленинграда, П. Дарманского 982 , выступившего с антирелиг[иозной] статьей по поводу разночтений в книгах церковных – «Северный рабочий» 60 от 23 марта 1958 г. и «Киевская речь» 22 февраля 1958 [г.] на украинском языке. А знаю, еще есть «рясоносцы», могущие «выступить» и «привязати». Учитывая все это, полагаю от переделок и исправ[лений] воздержаться, да простит мое суждение Ваша Святыня. А вот я имею вести, что из архива Вселенского Патриарха вывезены документы Белокриницкого Митр[ополита] Амвросия 983 в Архив Св[ятейшего] Синода в СПб в 1848 г., вот их бы хорошо исследовать. Храни Вас Христос и цела и здрава и долгоденствующа в добром здравии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Статья Розанова «К возрождению духовенства» вызвала первое письмо к нему Глубоковского, написанное в тот же день, 17 марта, положив начало интереснейшей переписке двух великих современников, столь разных по взглядам, но столь искренних в своем служении идеальному. «Вот Вы такой простой и добрый в письмах, – писал ему Розанов впоследствии, – а когда пересчитывали [?], кого бы из проф[ессоров] Пет[ербургской] Дух[овной] Акад[емии] пригласить в Религиозно-филос[офские] собрания (1903 г.), то, когда Вы вошли в гипотезу приглашения, о Вас сказали: «он такой гордый и замкнутый – и ни за что не пойдет, так что будет лишь конфуз кружку из-за отказа». Между тем Вы (прошлую зиму) о всем писали, о массе людей и с таким изумлением («замкнутый и гордый») я увидел Вашу подпись на 1-м полученном письме» 1490 . С той же удивительною теплотой Глубоковский писал впоследствии Розанову: «Вы сомневаетесь о мне совершенно напрасно. Не люблю я тенденцию злости и глумливости, но для меня дороги запросы честной интимной души, о которой неложно сказано: ищите и обрящете. Не соглашаясь часто, я тут сам учусь, оживляюсь и вдохновляюсь. Могут [?] быть мысли у нас разные, а слова даже противные и взаимно отрицающие, но да будет един дух Божий – любви и преданности именно ради нее самой, помимо наших личных, временных потребностей. А Вы ведь вовсе не антихрист, но и Фома, и Нафанаил вместе по Евангелию...» 1491 . В своем первом письме, от 17 марта, задетый замечаниями Розанова о духовной цензуре, Николай Никанорович сообщал некоторые факты из практики духовной цензуры, опровергавшие мнение о «всесилии» обер-прокурора и «бессилии» Св. Синода. Глубоковский рассказал о запрещении Синодом в 1903 г. печатать подготовленный К. П. Победоносцевым перевод Евангелий на русский язык (перевод был издан «не для публики», т.е. на правах рукописи, в количестве 300 экземпляров). Давая разрешение на использование этих сведений в печати («хотя с некоторой прикровенностью»), Глубоковский заключал: «Разве может развиться свободная и честная мысль при таком давлении от лиц, о которых сам К. П. П[обедоносцев] мне говорил, что «это такие свиньи, каких во всем свете не сыщешь " " 1492 . Спеша поблагодарить Глубоковского за сведения о «курьезах духовной цензуры», Розанов замечал в ответ: «Молодые невежественные люди чинят расправу со старыми и учеными: почему это (не тот же) бунт мальчишек, только «официально одобренный» и покровительствуемый. К. П. Победоносцев хорошо говорит, как всегда, и вяло действует или вовсе не действует как всегда же: разве не в его власти было преобразовать духовную цензуру и организовать ее просвещеннее?» 1493 . Сообщенные Глубоковским сведения Розанов привел в опубликованной в «Новом времени» 26 марта статье «К характеристике духовной цензуры», предварив указанием, что их сообщил «один из почтеннейших профессоров здешней духовной академии».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

20-го января. Пятница Утром у меня был Кирилл по возвращении из поездки на Мурман в г. Романов. После прогулки    принял Барка и в 12 час. — lord Milner. Он, В. Долгоруков и Н. П. (деж.) завтракали. Погулял с Татьяной. Мороз был здоровенный — к ночи он дошёл до 23°.  В 7 ч. принял Протопопова. Обедал Н. П.   Читал немного. 21-го января. Суббота Морозный ясный день. Принял Беляева, Кульчицкого и Фредерикса, кот[орый] завтракал, также Мордвинов (деж.).  В 2 часа принял Думерг и говорил с ним до 31/2  ч. Погулял полчаса и принял Раева. После чая у меня был Гурко и затем кн. Голицын. В 8 час. был большой обед всем членам союзной конференции. Разговоры окончились в 101/2 ч. 22-го января. Воскресенье Солнечный морозный день. В 10 час. принял итальянского министра из состава членов конференции — Шалойя. В 101/2  поехали с дочерьми к обедне. Завтракали: Мордвинов и Сердюков (деж.).  Посидел у Алексея и затем погулял с Татьяной.  Читал и писал до 8 ч. После обеда провели вечер на той стороне с Денами, Аней, Н. П., Солтановым и Чистяковым. 23-го января. Понедельник Утром у меня были Гротен и Граббе с новым офицером 1го Гребенского полка Вертеповым. После прогулки принял Григоровича и командующего Балтийским флотом в.[ице] — а.[дмирала] Непенина. Затем франц.[узского] генерала Castelnau, кот[орый] завтракал с нами. От 21/2  до 41/2 ч. принимали офицеров, окончивших ускоренный курс военной акад[емии], числом 227 чел.; громадное количество из них ранено и контужено. Выбежал на полчаса в сад. В 6 час. принял Булыгина. Читал. Обедали — Аня и Эристов (деж.). Вечером читал вслух. 24-го января. Вторник С 10 час. до часа принимал: Гурко, Беляева и Покровского. Завтракал Кароль, вернувшийся с фронта. Погулял с дочерьми. Было 12° мороза. Занимался до 8 час. Вечер был свободный. 25-го января. Среда Утром явился Воейков из Пензенской губернии. Погулял. Принимал представляющихся, последним был Граббе — донской атаман. Завтракал и обедал Н. П. (деж.). Гулял один. Погода была солнечная и очень морозная — 17°.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

«С образованием в 1946 году Учебного Комитета при Священном Синоде для руководства духовно-учебными заведениями, были выработаны типовые программы учебных предметов, указаны учебные руководства (б. ч. из прежних учебных курсов) и даны установки для нормального хода внутренней жизни школ. На местах приискивались кадры преподавателей (б[ольшей] ч[астию] из бывших воспитанников прежних академий), вырабатывались правила и инструкции соответственно местных условий, устраивались общежития, и строилась хозяйственная жизнь школ с большой личной инициативой тех или иных непосредственных руководителей школ и епархий. В этот строительный период постановки дела оно налаживалось постепенно, по мере выявления тех или иных требований и обстоятельств жизни. И действительно, появилось некоторое разнообразие в постановке дела в отдельных семинариях» [xx] . В связи с указаниями опыта, накопленного в первые годы восстановления системы духовного образования, учебные планы изменялись. В течение 1948 – 1949 годов в ходе совместной работы и совещаний представителей корпораций обеих Академий, а также после согласования с правящими архиереями епархий, где были семинарии, Учебным комитетом под руководством митрополита Григория был разработан типовой учебный план и типовые программы для семинарий. С открытием Духовных школ в них было начато преподавание таких новых, по сравнению с программами прежних Духовных школ, предметов, как история философии, психология, история русской религиозной мысли, педагогика и логика. Однако постановлением Учебного комитета с 1949/50 учебного года эти предметы были исключены из учебных планов, но отдельные их разделы были введены в программы таких предметов, как апологетика, пастырское богословие и история Русской Православной Церкви. В публикуемых ниже материалах архива митрополита 1948–1949 гг. сохранилось записи того, почему и как это происходило. 31 августа 1948 г. митрополит писал в дневнике: «Надо поручить Парийскому составить отчет о работе Уч[ебного] Комитета за истекший уч[ебный] год на основании отчетов семинарий и Академий. По приезде в Л[енингра]д надо рассмотреть внимательно программу занятий по философии (в сем[инарии] и Акад[емии]) ввиду всяких разговоров о занятиях марксизмом-ленинизмом. Как впрочем рассмотреть и все программы.

http://bogoslov.ru/article/4888315

  001     002    003    004    005