Прежде всего, если представляется затруднительным провести грань между преподавательским персоналом Академии, то еще более затруднительно сделать это для разделения и. д. доцента от стипендиатов, стипендиатов от четвертокурсников и т.д. Передаю личное настроение: если и. д. доцента – наши младшие товарищи, то не могу же я смотреть иначе на студентов 4 курса и т.д. Для меня лично отношение к студентам не как к младшим товарищам психологически всегда представлялось невозможным; а людей, имеющих все гражданские права, могущих по возрасту своему быть отцами семейств, а по цензу своему руководителями школ и даже целых приходов, – таких людей рассматривать как недорослей мне всегда казалось не только неправильным в смысле воспитательном, но и просто противоестественным. 6. Теперь является вопрос, по каким именно делам студенты могут участвовать в действиях Совета? Я полагаю, что студенты сами извращают назначение Совета, когда говорят об участии своем в «студенческих» делах: студенческими делами студенты могут заниматься на своих сходках. Дела Совета – общеакадемические, и студенты не как члены студенческой корпорации, а как члены Академии могут или даже должны принимать участие в решении академических дел. Я говорю об этом вовсе не потому, что защищаю здесь какие-то особенные интересы студентов, —395— а исключительно с точки зрения академической; я не мог бы относиться с уважением к студентам, которые интересовались бы лишь своими студенческими делами и были бы равнодушны к жизни Академии как целого, раз только эта жизнь не касается непосредственно их интересов. Подобное корыстное отношение к Академии я бы назвал непростительным. 7. Поэтому не «студенческие», а академические дела Совета предполагают участие в решении их и студентов. Кажущееся исключение – лишь присуждение ученых степеней, которое хотя и происходит в Академии, но не есть дело академическое, тут профессора привлекаются к рассмотрению известной диссертации лишь как эксперты; доказательством тому может послужить присуждение степени профессорам хотя бы Московской] Акад[емии] в иных академиях, так что, следовательно, дело о присуждении оказывается ничем существенно не связано с жизнью Академии. Все же остальные дела – суть общеакадемические. 8. В частности, таковым является и избрание ректора Академии, его помощника и т.д. Я бы добавил сюда и вопрос об избрании на профессорские кафедры, ибо при этом избрании имеются в виду или, по крайней мере, д[олжны] иметься вовсе не одни только ученые заслуги или ранги обсуждаемого лица, но и его дидактические и лекторские способности, и в особенности его духовный облик. Я полагаю, что всё это для Академии, а след[овательно], и для студентов не только не безразлично, но и весьма важно; даже более того – для студентов это важнее, чем для профессоров.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ввиду неисследованности вопроса о переименовании пришлось временно остановить поток мысли и направить ее по новому руслу, чтобы собрать и упорядочить сырой материал об изменении имен в процессе религиозных пертурбаций . Этою целью и задается настоящий appendix к более общей работе о прерывности, и отсюда делается понятным, что с автора спадает сама собою обязанность оправдывать свою работу, раскрывать ее raison d ’ tre . Вызванная прямою нуждою (и в этом – достаточное оправдание ее), настоящая работа может поэтому предполагать известными основные обводы изучаемого явления и идти, следовательно, синтетически; последнее – сжатости изложения. Замечу еще походя, что она может восполнить недостаток в литературе на русском языке по изменению имен: у нас, насколько мне довелось узнать, не имеется ни одной работы или даже заметки, посвященной этому вопросу; старинные же латинские диссертации 1 , касающиеся его же, настолько редки, что даже в библиотеке Моск. (овской) Дух. (овной) Акад. (емии) и библиотеке Румянцевской не имеется ни одной из них. Отдельные же факты столько разбросаны, что для приблизительного уяснения бе их области необходимо пересмотреть целую литературу. Глава I. Лингвистическое исследование слова имя По мнению Кратила 2 , «правильное название каждой вещи прирождено ей природою , и не то ее имя, которым называют ее некоторые, условившись называть так и издавая часть своего голоса, но и у греков, и у варваров есть прирожденная всем им правильность наименований» 3 . " Имя, свойственное по природе неделимому, – говорит Кратил в ином месте диалога, – не должно ли тому законодателю [т.е. первому установителю наименований, каким, например, представлен в Библии ( Быт.2:19–20 ) Адам] уметь полагать в звуках и слогах и, смотря на это самое, что такое имя, составлять и придавать все имена, если он хочет быть верным их придавателем» 4 . Это понятно: «вещи получают свои имена от природы и не всякий есть составитель имен, а только тот, кто смотрит на имя каждого предмета в отношении к природе и может вид сего полагать в буквах и слогах» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

16 июля. Получил за это время письма от Шпиллера об его освобождении из М[осковской] Академии […]. В 5 ч. вечера приезжал на дачу А.Ф.Шишкин, возвратившийся из Москвы и привезший мне письмо от Патриарха. Патриарх сообщает, что в конце июля он собирается приехать на несколько дней в Л[енин]гр[ад] и навестить меня на даче и переговорить о Моск[овской] Академии и Семинарии, как и других делах. Он предполагает с 1 сент[ября] назначить ректором М[осковской] Д[уховной] Акад[емии] прот.Ружицкого [lxiv] (из Киева). 17 июля. Сегодня написал письмо Патриарху об отношении Совета Моск[овской] Д[уховной] Академии к Учебному Комитету, не только не исполняющему указания Уч[ебного] К[омите]та, но и допускающему колкости в отношении к нему [lxv] . Привезли дела из канцелярии, все рассмотрел и утвердил. 1 августа. Вчера с Парийским беседовал о делах Уч[ебного] Комитета и академических. Предложил подготовиться к совещанию наставников с представителями Моск[овской] Д[уховной] Ак[адемии] по вопросу об Уч[ебном] Плане для Академий и оплаты преподавателей. Предполагается, что приедут о.Н.Колчицкий и прот.Савинский; просил подготовить для заседания Уч[ебного] Комитета: 1) Перегрузки наставников М.Д.А. 2) Сводку по Ак[адемиям] и Семинариям. 3) Выборку из отчетов и пожеланий семинарий 4) Заявления Преосвященных 5) Распределение вакансий по семинариям 6) О Заочном секторе и др. 3 августа. Сегодня получил телеграмму от Патриарха: «Ильин день получил Ваше письмо, отвечаю письмом, рад заметному улучшению Вашего здоровья. Козлова [lxvi] представьте. П.А.». 9 августа. Вчера получил письмо Патриарха, в котором он пишет, что на созываемое мною Совещание в начале сентября он командирует Колчицкого, Ружицкого и Савинского. Это хорошо, п[отому] ч[то] скорее и согласнее пройдет совещание по Уч[ебному] Плану и оплате по Академиям. 13 августа. Рассмотрел привезенные Парийским проекты оплаты преподавателям и вопросы для Совещания. Колеблюсь в вопросе о смене Ректора: не лучше ли пока оставить Еп. Симеона, п[отому] ч[то] не уверен, что согласится идти в Ректоры прот.Козлов и сможет ли [он] быть твердым в управлении. С другой стороны Парийский готов ко всяким моим указаниям в постановке дисциплинарно-воспитательной стороны. М[ожет]б[ыть] пока подождать начала уч[ебного] года и посмотреть, что получится?..

http://bogoslov.ru/article/4888315

Спасибо за фотографии. Одну из них с любовию посылаю Вам. Несколько на Ваши вопросы: Самое лучшее толкование на книги ветхого и Нового завета выпущено было недавно при редакции журнала «Странник» (под редакцией Лопухина , проф(ес-сора) П(етербургской) Духовной Акад(емии). В этих толкованиях есть и мои труды: толкования на книги Маккавейские, на книгу Есфирь, на Деяния Апостольские, кажется, на посл(ание) к Евреям и еще что-то (по подписям узнаете). Моих сочинений сейчас достать, не знаю где. У меня осталось всего только по одному экземпляру. Кроме дневника инока («В объятиях Отчих» за 1901–1911 годы) напечатана «История иудейского народа по Иосифу Флавию» и разные мелкие статьи в разных журналах. Дневник продолжался после 1911 года в «Душеполезном Чтении», до конца не издан, а сейчас копится и лежит не напечатанным, к великому моему прискорбию, ибо последующие труды более содержательны и могли бы давать массу материала особенно для (нрзб.) и духовного назидания. Насчет произнесения Израиль или Исраиль я справлялся, как это слово пишется по-еврейски; оказалось, что там стоит не З, а С:???. Славянский текст воспроизводит точно еврейское начертание. Но, вероятно, практикой установилось несколько другое, более благозвучное произношение начертанного, тем более, что по свойствам нашего языка легче произносит после i и перед р букву з, нежели букву с. Лучше поэтому произносить так, как принято в нашем наречии, не гоняясь за начертанием, т(о) е(сть) Израиль, а не Исраиль. М(итрополит) I(ocuф) 483 . Надпись рукой митрополита Иосифа на обратной стороне его фотографии «Лидии Николаевне Герман «Прочь плачь и сетование! Пусть плачут иудеи! Пусть стенают Эллины! Пусть рыдают неверующие! Все же это да будет далеко от нас, имеющих упование в жизни вечной!» (Из свято-Отеческих извлечений) Вот лучший совет и врачевство всем малодушным сынам Царства Небесного, наследникам небесной славы и Христовых утешений! М(итрополит) I(ocuф) 25 декабря 1928» 484 . Письма, адресованные протоиерею Александру Советову

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

О побуждениях, одушевлявших основателей Ободской типографии, говорят нам предисловия и послесловия двух дошедших до нас церковных книг, напечатанных в Ободе: Октоиха (1493) и Следованной Псалтыри (1495). Вот предисловие Октоиха в совершенно точной транс­крипции: Понеже вь троици поклан емии Бгь блгоизв ó ли испльнити свою црквь различными книгами. Видевь а зь вь ха Бга блговерныи и бмь храними гнь гюргь цьрноевыкь. црквы праздны стых книгь, грехь рад н á ших разхищениемь и радздраниемь ага- —282— ранскыхь чдь. Вьзревновахь поспешениемь стго дха, и любовию кь бжтвным црквам. напсах сию дшеспсную кнгу осмоглсныкь. вь спльниение славословию трислнчнаго вь динстве поклан емаго бжства. млю же юние сьвзрастные старие, чьтоущеи ли вьспевающей ли пшуще любве хве ради справл ти. нас же оу сьрдне потьщавших се на сие дело влсвл ти. да обои славеще отца з негоже вьса. сна и мже вьса. стго дха от немьже вьса зде оулучим млсть. таможе сее светомь озарымсе. аминь Повелением гна ми гюрг цьрноевик азь хоу рабь сщенноинокь макарие роукоделисах сие. при вьсеосщном митрополите зетском кур вавуле. в лето за (т. е. 7001, от Рожд. Хр. 1493). В после­словии к Октоиху, после исповедания веры, священноинок Макарий говорит: Нам, не сущим Аврааму же и Моисею подобним, еже Богови сьвещательном быть, даст (Бог) писаниа, вь нихже пророци яко вь царскихь сокровищь положи неистьщимое богатьство. И по сихь они божестьвны мужие Дамаскин же и Иосифь и Козма, наити­ем Духа научаеми предаше нам песьнословити в Трьсльньчнемь Божестве три святыми гласи ангельскими славосло­вимого в вышних... Последи же, грех ради наших, постиже насущи нась исмаильтьска железна палица, увы не просто биющи, нь оубивающи, и придоше языци вь достоание Божие, церкви раздрушише. Видевь азь вь Христа Бога благоверни и Богомь храними воевода Зети господинь Гюрьгь Црьноевикь умаление святых книг расхищением, агаренскыихь чедь, вьзревновахь поспешениемь Святаго Духа, и сьставихь форми, на нихже в едино лето осмимь человеком сьвршити Охтоихь, от д. го гласа, вь славо­словие Богови нась укрепльшому. Трудих же се о семь и рукоделисах сие смерени священникь мнихь Макарие оть Чрьные гори, повелением господина ми Гюрьга Црьноевикя, при вьсеосвященномь архиепискупе зетьскомь митро­полите курь Вавуле... Сьврьшише се сие книги от битиа, в лето зв (7002 – 1494) 872 . Подобного же содержания послесловие к Следованной псалтыри 1495 г. 873 . И так

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

окончании семинарии учился в Москов[ской] Акад[емии] был смотрителем Пошехон[ского] дух[овного] училища, где и умер. Л.82. ленной портерной семинаристов. Когда мы вошли в нее, то там сидело уже человек до 10 семинаристов разных классов. Подойдя к хозяину портерной, стоявшему за стойкой, Вальский, очевидно свой человек хозяину, что-то ему сказал, а тот мотнул головой, и наша партия пошла вслед за нашим вожатым в заднюю половину, по всем признакам хозяйскую спальню.  Осведомившись, сколько у меня денег, В[альс]кий сделал соответствующий заказ пива. В первый раз в жизни мне пришлось пить пиво и, по правде сказать, оно мне не понравилось. После нескольких стаканов этого напитка я почувствовал себя не хорошо и должен был выйти задним ходом на улицу, чтобы освежиться. Голова моя кружилась. Около 11 часов мы возвратились в семинарию и не заметно прошел в спальню. Когда я лег на койку, голова моя закружилась, был позыв на рвоту, но я употреблял невероятные усилия, чтобы меня не вырвало. Выйти в коридор я боялся, ибо с минуты на минуту ожидался обход Л.82 об. спален помощником инспектора. Но вот скрипнула дверь и в спальню появился со свечкой в руках член инспекции. Я лежал, наглухо закрывшись одеялом. Положение мое было самое критическое. Но все прошло благополучно. Однако этот случай заставил меня быть внимательным к себе и осторожнее в подобного рода случаях. Новым преподавателем в III кл[ассе] явился Василий Иванович Покровский , бывший до сего времени помощником инспектора в нашей семинарии. Покровский был, кажется, последним лицом, сдававшим, для получения права преподавательства, пробный урок. Его объяснения по логике, в присутствии всего состава семинарского правления, были настолько туманны, что, когда, после своего объяснения, он спросил повторить, то никто из учеников не мог дать удовлетворительного ответа, что очень огорчило В[асилия] Ив[анови]ча. В последствии это был один из лучших преподавателей семинарии. Год пребывания моего в III кл[ассе] был годом полным тревог. Постоянные покушения

http://bogoslov.ru/article/6174500

Я пока не выявил свою просьбу об освобождении меня от Уч[ебного] Комитета. Посмотрю, что будет дальше… 1 апреля. Утром виделся с о.Н.Ф.Колчицким. По поводу инцидента с докладом Хоз[яйственного] Упр[авления] он рассказал следующее. Доклад представил Патриарху С.И.Филиппов, у которого скверные отношения с Парийским, и направил на «сокрушение» Парийского, конечно, в полном контакте с «Данилушкой». По-видимому, желали, чтобы секретарство Уч[ебного]Комитета было в Москве. По-видимому, речь у Патриарха была и о замене меня другим лицом. Патриарх предлагал пост Председателя Колчицкому. Тот наотрез отказался, ссылаясь на болезнь. Тогда Патриарх указал на М[итрополита] Варфоломея, с увольнением которого на покой, и назначением в Москву на должность председателя Уч[ебного] Комитета[…]. О Ружицком речь не заходила как о Председателе, но как о заместителе председателя. В смысле взаимоотношений, М[итрополит] Николай и о.Колчицкий видят полное и беспрекословное влияние Остапова на Патриарха […]. В совете по делам РПЦ возмущаются, видя что рать Моск[овской] Акад[емии] уподобляется прежней бурсе, что студенты зажаты в тиски […]. Г.Г.Карпов пробовал деликатно указывать Патриарху на вредное влияние Остапова, но тот конечно отрицает [lxxiii] […]. Г.Г.Карпов болен. В 4 часа дня был у С.К.Белышева, представил ему годовой отчет […], и дал ему копию своей докладной записки Патриарху. Он тоже изумлен, и тоже говорил, что ходит много разговоров о внутренних движениях в Патриархии. В процессе разговора ни он, ни я не называли конкретно ни одного имени, но хорошо взаимно понимали, о ком идет речь… 2 апреля. Был в Патриархии […]. Патриарх сообщил на мое суждение новый состав Уч[ебного] Комитета (с 1 апреля) в целях сосредоточения управления в Москве: Председатель М.Григорий Заместитель Председателя о.Колчицкий Ректор МДА Ружицкий Проф.прот.Савинский Проф.Савич Член-секретарь П.В.Корнилов. Отчисляются от состава Уч[ебного] Комитета Л.Н.Парийский и проф.Макаровский, как имеющие место жительства вне Москвы. Все члены Уч[ебного] Комитета (кроме секретаря) – без особого содержания по Комитету. Виделся с П.В.Корниловым (б[ывший] чиновник – контролер при Св.Синоде, 70 лет), познакомились. Он одновременно будет и членом Хоз[яйственного] Упр[авления]. Просил возможно чаще сноситься со мной [по вопросам] Уч[ебного] Комитета – даже частным.

http://bogoslov.ru/article/4888315

5 апреля. Прочитал журнал совета Моск[овской] Д[уховной] Акад[емии] с отзывами о программах и учебники о.Сергиенко по нравственному богословию и Миролюбова по Догм[атическому] богословию. Разбор о.Ружицкого учебника о.Сергиенко – основателен. И дает очень нехорошее впечатление о стиле и характере преподавания о. Сергиенко. Отзыв Сарычева [xc] указывает на основательные недочеты в программе Миролюбова. Рекомендовал (в резолюции) серьезно ознакомиться и Сергиенко и Миролюбову с этими отзывами, а в Уч[ебном] К[омите]те рекомендовать и одобрить сделанные в совете Моск[овской] Академии постановления по ним. 20 июня. (В Ленинграде). Вчера ректор Академии получил из Канады от проф. Uohn Boyah ’ a от 22. V .55 г. прислать некоторые статистические (и другие) материалы, касающиеся религиозного образования в СССР, чтобы их использовать на Выставке их Коллегии. Адрес: Иван Боян, Почтовый ящик 83, Едмонтон, Алберта, Канада. Нужно подумать, что послать. 21 июня. Вчера были у меня Сергеенко (оба) и о.П.Гнедич. Сергеенко официально еще не знает, будет ли он в Московской Академии, или у нас. Гнедич подал объяснение по поводу инцидента с его диссертацией, ждет окончательного решения о себе. Я вылетаю 26 VI в Одессу для беседы с Патриархом по ряду вопросов, в том числе и о Гнедиче, о Сергеенко, об Осипове, […] и по другим вопросам (...Кстати о оканчивающих монахах Крохе и Снычеве [xci] ). 22 июня. Окончившим курс Академии положено являться благодарить меня. Вчера были: о.Максим Кроха, Онищенко, Козырев; сегодня Шеломницкий. В 7 час[ов] вечера был доц. М.Ф.Русаков с обычным ежегодным (после экзаменов) докладом о своей работе. 24 июня. По слухам, в Москве и Одессе совершается что-то странное. О.П.Гнедич резолюцией Патриарха отставлен от доцентуры (за резкий отказ от исправления работы магистерской...). О.А.Сергеенко – вместо Москвы и Академии назначается будто бы Одесса... Оба просят ходатайств. О.Осипов также смущен, так как Ведерников предложил не приезжать в Одессу по делам печатания Библии, которую корректирует Осипов.

http://bogoslov.ru/article/4888315

Слова, разъяснение которых желаете иметь, все означают одно – волю Божию, выраженную в слове Божием, о том, как нам быть и жить и душу свою спасать. – А что одно и то же выражается разными словами – то тут означаются разные стороны одного и того же.– Напр[имер], закон означает непреклонность воли Божией. Заповедь – что она предлагается свободе и требует охотного, на убеждениях основанного, повиновения. Свидения – что она верна, свидетельством непреложного Бога запечатлена. Оправданье – что сие указывается, как стать праведным и как согрешивши получить оправданье. Словеса – что изрекается Богом. Именуется еще судьбы – как определенье Божией правды вечной. Псалом не представляет текучей речи или систематического рассуждения. А есть совокупность изречений о заповедях и законе, кои стоят одно подле другого без всякой существенной связи. В еврейском стихи идут по алфавиту, на каждую букву 8 стихов, всего 22 по 8. – Восемь на «А»; восемь – на «Б» и так далее. – Какая при этом могла быть система? – Набиралось 8 изречений, начинающихся с известной буквы, заботясь об одном, чтобы они все говорили о законе. Потому стараясь понять известный стих, должно им одним ограничивать свою зоркость, и объяснять его им самим. В пособие взять можно только предварительные общие понятия о законе и заповедях и жизни по ним, в разных отношениях. – Если станете рассуждать о стихах с сими мыслями, то, полагаю, не многое останется непонятным. Можно немного дать свободы и догадливости, только не слишком высокопарничать. Конечно, вместо такого наказа, лучше бы дать самое толкование. – Но я не могу указать Вам ни одного, которое бы Вас вполне удовлетворило. – Найдите в творениях св. Отцев изд[ания] Моск[овской] Акад[емии] – в творениях Афанасия Велик[ого] и блаж[енного] Феодорита. Коротенькие заметки – но в очень многих местах решительные. Есть еще Синодом изданные толкования Псалтири – в двух видах... То найдите... и читайте. – Полагаю в ученом Киеве все это есть. – Всех Вам благ от Господа желаю. На масленице погулять хорошо, а постом попоститься добре.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Некоторые вещи пожертвованы и, след(овательно), в расход не взошли, напр(имер): кровати желез(ные) с прибором, мебель, сукно на сюртуки и брюки, 30 р. на одежду нанковую, капуста, дров 5 саж(еней), самовар. Как все это высчитать, когда еще год не прошел, да год первый, примерный? Платья станет на год: у каждого мальчика пара суконная, две пары нанковых пал(ь)то летних, из коих одна уже не будет скоро годна к ношению, одна пара пальто на вате, по 1 жилету и по 1 картузу, да по 2 пары сапог, из коих к иным шьются головы… 2656 Заметно, что содержание 12 мальчиков и при них надзирательницы, учителя, кухарки и служителя обойдется недешево, если взять в сравнение, что стоит ученик в бурсе, где не считаются расходы на наем дома и отопление. Легче бы было нам, если б деньги выдавали бедным в руки с условием, что лишены будут пособия, когда не окажут должных успехов в ученьи и хорошего поведения. Это значило бы свалить нам всю заботу на других, нам неведомых деятелей. Но дело не в том. Надо достигнуть желанной цели… Обращусь к расходам. У нас определенные пока расходы: на наем квартиры 300 р., на жалованье учителю 150 р., кухарке и служителю по 48 р., всего 546 р. Остальное все еще не выяснилось. Я гадал, что на каждого мальчика выйдет в месяц не менее 10 р., след(овательно), в год до 120 р. Тут будут в счете и ухаживающие за ним. Мысль взять Донск(ое) училище не Ст(епана) Ив(анови)ча 2657 и не моя, а я передал ее Вам и Ст(епану) Ив(анови)чу от П. С. Казанского , профес(сора) Моск(овской) акад(емии), 2658 который ее высказал по поводу моих рассуждений о постановке нашего дела. Действительно это было бы лучше, чем метаться в разные стороны. Но теперь, как Вы справедливо замечаете, это неблаговременно. Пождем реформы в семинариях. 2659 Остается делать, что под силу. Не смущайтесь нашим бездействием. Наполеон, как сказал кто-то, действует, когда, по-видимому, ни во что не вмешивается. То же сказать нельзя ли и о нас? Но извините. Сейчас повестку подали. Зовут ко Владыке. И устал что-то.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001   002     003    004    005