Но я ничуть не думаю в том винить А. С. Хомякова. Больше я склонен винить нашу духовную школу, которая двести лет в вопросе о спасении стоит в рабской зависимости от средневековых католических образцов. От юридического представления всего дела спасения, к сожалению, мы не освободились доселе. Между нашим богословием и богослужением – противоестественный разрыв. Может быть, не случайно, что в нашем богослужении пропускаются почти все стихиры и каноны, в которых «православного богатство богословия». Это богословие нами забыто, нам стало чуждо. Мы потеряли к нему вкус. Грешно было бы не ценить заслуг А. С. Хомякова для православной богословской науки. Для многих он доселе служит толчком для первого сдвига с проторенных путей школьной догматики. Но кто далеко уйдет с этих путей, тот, думается мне, должен заметить, что в вопросе о спасении следует мыслить несколько иначе, чем А. С. Хомяков. А. С. несомненно «жил в Церкви», но мыслил об этой жизни с большим оттенком рационализма и схоластики. Простите, глубокоуважаемый Димитрий Алексеевич, если я написал выше что-либо неразумное, я не мог вновь перечитать сочинений А. С. Хомякова, но общий их дух, думаю, мною понят. Буду рад, если Вы меня наставите и исправите. Душевно Вас чтущий проф[ессор] Моск[овской] Дух[овной] Акад[емии] архимандрит Иларион. P. S. Кстати же мы с Вами земляки 2 . 1914, февр[аля] 28. ОПИ ГИМ. Ф. 178. Ед. хр. 76. Л. 5–10. 1 Нам не удалось обнаружить данного отзыва при просмотре номеров органа Московской Духовной академии «Богословского вестника» за 1912–1913 годы, где в составе журналов собраний Совета МДА публиковались отзывы оппонентов на работы студентов, выдвигавшиеся на соискание степени кандидата богословия. Однако в составе журнала от 21 мая 1912 года 15 нам встретился отзыв исполняющего должность доцента Владимира Алексеевича Троицкого (тогда еще мирянина) о кандидатском сочинении священника Леонида Архангельского на тему «Идея спасения в живом церковном сознании по богослужению двунадесятых праздников».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

7 октября. (В Москве). Шпиллер рассказал эпопею своего увольнения из Академии. Его отстаивание академических интересов и проведение моих указаний в постановке дела в Академии не понравилось доминирующему кружку заправил и Дан. Андр. Остапову, и последний повлиял на Патриарха, и Шпиллера освободили и от Инспекторства, и от преподавания. Совет, по словам Шпиллера, ничего не знал об этом. Сначала Шпиллера перевели настоятелем собора Новодев[ичьего] монастыря, а потом и отсюда – к церкви Николы в Кузнецах, где он теперь и находится. Он рассказывал, как сын Остапова «Ленечка» (крестник Патриарха), в присутствии Патриарха и восточных гостей критиковал профессоров. Шпиллер возражал и указал на плохие занятия самого «Ленечки», и Ленечка не был остановлен. По словам Шпиллера, уполномоченный от Моск[овской] обл[асти] (А.А.Трушин) на его стороне. Интересно узнать, как на это смотрит Г.Г.Карпов? 9 октября. (В Ленинграде). Сегодня я служил в Акад[емической] церкви литургию и (с еп.Симеоном) молебен. Было больше 30 священников. Я сказал слово и пред молебном, посвятил в стихарь 7 человек IV класса. Потом обед в столовой и в 2 часа акт в зале. Отчет читал Парийский. У нас всего в Акад[емии] и Сем[инарии] стационаров, экстернов и заочников 265 чел[овек] из них в духовном сане 156!... Актовую речь (о Херсонесе) читал Г.П.Миролюбов [lxix] . Акт прошел около 2 ½ часов. Было много духовенства и публики. В общем, все прошло хорошо. 12 октября. Вчера вечером прот.И.Козлов в Академии устраивал ужин по случаю получения степени Магистра бог[ословия]. Прошло дружно, с речами. 31 октября. Вчера в академии был коллоквиум А.И.Макаровского. Защита была блестяща. Оппоненты также на высоте (Н.Д.Успенский и В.А.Некрасов). 9 ноября. Был Л.Н.Парийский. Из семинарии берут 3-х чел[овек] в армию. По Уч[ебному] Комитету – ряд необходимых замечаний по поводу постановлений Совета Моск[овской] Д[уховной] Академии, нарушающих установленный порядок: назначен пом[ощник] Инспектора не из канд[идатов] бог[ословия]; самостоятельно – без Уч[ебного] Комитета назначили профессора без выслуш[ивания] пробных лекций, при совмещении с професс[орским] стипендиатством и т.п. Приходится деликатно отмечать в журналах, так как Патриарх уже утвердил постановления…

http://bogoslov.ru/article/4888315

Это определение показывает, что Стефан, бывший Римский епископ, был погрешим, и что вселенская церковь не признавала его не только непогрешимости, главенства, но и власти решать все вопросы единолично, ибо решила противно его мнению, (о чем и раньше также говорили св. отцы). Определяя высшие церковные порядки, I вселенский собор, можно сказать, констатирует то, что было в жизни церкви повсюду в то, и предшествующее время, как это видно из сличения правил апостольских и других, бывших ранее соборов, с 6 и 7 правилами вселенского собора. «Да хранятся древние обычаи, – гласит 6 правило, принятые в Египте, Ливии и Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно. Подобно и в Антиохии и в иных областях да сохраняется преимущество церквей». «Понеже утвердилось обыкновение (7 пр.) и древнее предание, чтобы чтили епископа, пребывавшего в Емии (Иерусалиме), то да имеет он последование чести с сохранением достоинства, присвоенного митрополии». Здесь епископ Римский ясно поставляется в ряд других: Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского. Такое же понятие о Римском епископе выражали и другие современники первого вселенского собора. Так например к папе Юлию, по поводу защиты им св. Афанасия, многие восточные епископы писали: «Римская церковь выражает всем свое любочестие, поколику почитает себя пристанищем апостольского попечения и первоначальною митрополиею благочестия, хотя проповедники христианского учения приходили к ней с востока». Преемники Императора Константина Великого смотрели на вселенские соборы подобно ему. Посему Феодосий и Валентиниян, приглашая епископов прибыть на III вселенский собор в Ефесе, писали: «Мы давно уже по обстоятельствам времени признавали необходимым боголюбезное собрание святейших епископов из всех мест. Однако ж, чтобы не утруждать их, мы долго медлили. Но исследование нынешних необходимых церковных, и сопряженных с ними общественных вопросов, показало неотвратимую нужду в таком собрании».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Таким образом, моя попытка испросить некоторую сумму денежных средств на постановку христианской эмблемы на могиле архиеп[ископа] Евгения потерпела фиаско. Что-то даст мне ставка на Иваново?.. В заключение хотелось бы привести цитату из произведения английского поэта Байрона «Паломничество Чайд 565 Гарольда»: И на земле лишь Вы да Бог Теперь мои друзья. С искр[енним] к Вам ув[ажением], благодарный ученик А. Свирелин . Д. 32. Л. 36–36 об. Подлинник. Автограф. 26 апреля 1958 г. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка! Подтверждаю получение от Вас первой денежной суммы. После получения второй приступаю к реализации Вашего поручения. Очень прошу Вас написать мне эпитафию для креста. Как – то быв в Кинешме и посетив городское кладбище, я случайно наткнулся на могилу епископа Кинешемского, викария Костромского, Севастиана, сослуживца архиепископа Костромского и Галичского, высокопреосвященного Евгения. Преосвященный Севастиан скончался в 1928 году. Мне припоминается надпись на кресте следующего характера: «Блажени мертвии, умирающие о Господе (Апок., гл. 14, ст. 13). Под сим крестом погребено тело епископа Кинешемского Севастиана. Родился (тогда-то), умер (тогда-то). Жития его было (столько-то) лет». Помнится, что этот апокалипсический текст я использовал на кресте своего Папы, свяшенно-иерея Николая, умершего и погребенного в селе Никольском б[ывшего] Шуйского уезда, Владимирской епархии 22/9 1936 г. Поминайте его в своих архипастырских молитвах. Быть может, для составления эпитафии Вам необходимы будут некоторые биографические данные, которыми я располагаю. Делаю выписки полностью из двух источников. I. «История Владимирской Духовной Семинарии», составил Неофит Владимирович Малицкий, выпуск первый 1900 год. На стр. 382 мы читаем: Ректоры: 6) Евгений (Бережков) (с 1899 г.), в мире Иван Николаевич. В 1884 году окончил курс во Владимирской семинарии и в том же году определен учителем в Афанасьевское народное училище Александр[овского] уез[да] Влад[имирской] губ[ернии]. 1 июля 1887 г. законоучитель в Карабановском народном училище Александр[овского] уез[да] 30 августа 1887 г. рукоположен во диакона в селе Карабаново. С 1893 по 97 г. Студент Московской Акад[емии], которую окончил с званием магистранта. 1 ноября 1897 г. пострижен в монашество. 28 ноября 1897 г. – инспектор Владимирской семинарии. 2 марта 1899 г. – ректор и архимандрит. Во Влад[имирских] Еп[архиальных] Вед[омостях] напечатал: «Нравственные уроки богослужения св. Четыредесятницы и Пятидесятницы», 1899 г. 3–8: речи – при погребении П. А. Белоярова (1899 г., 22) и на юбилейных торжествах (1900 г., 4 и 19)».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Возраст мой не позволяет обучаться очно. Предполагаю искать содействия у своего земляка – Алексея Ивановича Иванова 580 , который в 1905 г. окончил Шуйское духовное училище под 1, затем Владимирскую духовную семинарию в 1911 г. первым студентом и, наконец, С[анкт]-П[етербургскую] духовную академию в 1915 г. Первым магистрантом. (Его сокурсник по семинарии Федор Никанорович Колоколов, ныне проживающий в г. Иванове на положении пенсионера, говорил мне, что ниже первого ученика он не учился ни в дух[овном] уч[или]ще, ни в семинарии; Колоколов в 1911–12 гг. был надзирателем за учениками в Ш[уйском] Д[уховном] У[чилище]; а затем ушел в Коммерческий ин[ститу]т, по окончании которого стал банковским служащим). Ныне А. И. Иванов профессорствует в Ленинградской дух[овной] академии. От одного заочника слышал о нем весьма лестные отзывы. М[ожет] б[ыть], допустят меня к сдаче экстерном за курс дух[овной] акад[емии] по причине возрастных особенностей, хотя я и очно учиться мог бы: интеллект работает в полную меру. Говорят, что ректором академии состоит прот[оиерей] Сперанский 581 , который в 1913–1915 гг. был преподавателем русского языка в Ш[уйском] Д[уховном] У[чилище], затем перешел в Костромскую дух[овную] сем[инарию] преподавателем раскола. Окончил вместе с В. П. Шмелевым Московскую дух[овную] академию в 1913 году. У Сперанского учился мой брат и сохранил о нем добрую память... В великую пятницу я присутствовал в Ивановском Спасо-Преображенском соборе за выносом плащаницы. Богослужение совершал Высокопреосвященнейший Иларион, архиепископ Ивановский и Кинешемский в сослужении соборного духовенства, среди которого были и Ваши питомцы: прот. о. Георгий Смирнов, Вами рукоположенный в священнический сан, и протодиакон А[лекса]ндр Ив[анович] Миловидов (шуянин по рождению). Владыка Иларион с сухим, мимически бедным, малоподвижным, мертвенно бледным, суздальским лицом, весьма похожий на б[ывшего] епископа Юрьевского, первого викария Владимирской епархии епископа Евгения (Мерцалова).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

О существовании такого устава ровно ничего не говорят такие добросовестные собиратели и исследователи уставов, как Н[икон] Черногорец и Ф[еодор] Тоскани. Впрочем, если только справедливо замечание проф. Голубинского, и сам о. Сергий «сознал уже свою ошибку» (Ист[ория] Русск[ой] Церкв[и]. Т. I, полов. 2. С. 324. прим. 1).” 517 В 1317 году, по словам Ф[еодора] Тоскани, в Твери некто Фома Сириец списывал греческий Типик св. Саввы, хранящийся ныне в Ватиканской библиотеке. Следовательно, появление Иерусалимского Типика в пределах России нужно относить [ко времени] не раньше половины XIV века. И действительно, в настоящее время известны памятники богослужебной письменности, имеющие прямое или косвенное отношение к имени Саввы Освященного, которые по времени своего происхождения [относятся к периоду] не раньше XIV века. Таковыми памятниками нужно считать: два устава М[осковской] Синод[альной] библ[иотеки] 328 (383), 329 (384), два Часослова – один из библиотеки графа Толстого 419, а другой из библиотеки наследника цесаревича (ныне благополучно царствующего государя императора), принадлежавший некогда известному любителю древностей Е.В. Барсову и, наконец, Минея 1400 года из библиотеки С[анкт-]П[етер]б[ургской] дух[овной] акад[емии] (Соф[ийская] библ[иотека], апрель, 200). Все эти богослужебные памятники русского происхождения и никак не могут оправдать того существующего в литературе мнения, что «они принесены к нам из земель юго-славянских (Чтен. в общ. истор. древн. 1867. Кн. II, V, 8) 518 или Афона и уже в позднейшее время». Ясным доказательством этого могут служить, во-первых, чисто русское письмо, а во-вторых, (в уставах) находим указание на имена русских святых и на русские праздники. Так, напр., в 328 и 329 1 октября положено праздновать Покров Богоматери, 9 мая – пренесение мощей св. Николая Чудотворца, 3 мая – Феодосия Печерского , 15 июля – св. равноап. князя Владимира, 2 мая и 24 июля свв. князей Бориса и Глеба. Частнее, в уставе под 328 23 мая воспоминается обретение мощей св. Леонтия Ростовского, 28 мая – св. Игнатия Ростовского, а устав под 329 20 декабря – память св. Петра митрополита. В-третьих, наконец, во всех этих памятниках мы не встречаем ни одного имени из южно-славянских святых. Понятно, что все эти богослужебные памятники не создались непосредственно на Руси, а имели для себя прототипы далеко не русского происхождения. Такими прототипами должны быть ближе всего Иерусалимский Типик юго-славянских Церквей и тот же Типик Церкви Греческой Византийской, так как от этих только Церквей мы и могли получать богослужебные книги, необходимые в нашей богослужебной практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

окончании в 1856 г. семинарии учился в Московской д[уховной] Академии, которую кончил со степенью магистра в 1860 г[оду]. Был профессором Тульской и Полтавской семинарий. Умер в Полтаве в 1865 г[оду] . А. П. Соколов кандид[а]т Моск[овской] д[уховной] Акад[емии] – 1841 г[ода]. По окончании Академии был назначен настоятелем Никол[ьского] собора и вместе смотрителем дух[овного] училища. Умер в 1886 г[оду]. О нем будет сказано впереди. Л. 6 об. Узнав цель поездки моего отца, протоиерей очень настойчиво стал убеждать отца отказаться от намерения вступить в дом священника Троицкого, как человека сварливого и неуживчивого. Слова прот[оиерея] Соколова немало встревожили моего отца. Однако он все-таки решился продолжать путь и довести дело до конца. Вот он и у Вознесения. Дом священника Троицкого, моего деда, находился в центре села, вблизи церкви, и в то время был одним из лучших домов в селе. Будущим своим тестем отец мой был встречен и принят радушно. Величавая и внушительно строгая фигура свящ[енника] Троицкого произвела на моего отца сильное впечатление. Высокого роста, стройный, с большой окладистой бородой, он держался величественно. Будучи от природы остроумным, он, насколько возможно было в то время в сельском месте, не отста- Л. 7 вал от современной ему литературы, особенно интересовался вопросами богословско-философскими, а святоотеческую литературу всю, кажется, знал наизусть. И вот, в беседах с моим отцом, молодым студентом, он как бы мимоходом затрагивал те или иные богослов[ско]-философские вопросы, спрашивал отца, как они решаются на лекциях в семинарии и проч. Отец мой был немало смущен таким неожиданным для него экзаменом, но, как говорил он, выдержал этот экзамен с честью. Дело со сватовством и передачей места решилось быстро, и мой отец, вступив в брак, отправился для посвящения в иереи в город Вологду. Говоря о свящ[еннике] Троицком, моем деде по матери, мне хочется более подробно остановиться на этой незаурядной личности. Я хорошо помню величавую фигуру деда. По выходе за штат он поселился

http://bogoslov.ru/article/6173070

А. П. Полиевктов был женат на дочери священника Людмиле Платоновне Розановой , их сын Иван Александрович Полиевктов (1897—1956) был профессором медицины Саратовского мединститута. В его биографии говорится: «Родился 26 ноября 1897 года в городе Елабуге в семье педагога. По окончании классической гимназии, а затем духовного училища , Иван Александрович поступил в Московскую духовную семинарию и, закончив среднее образование, по конкурсу аттестатов поступил на медицинский факультет 1-го Московского университета» . Отметим, что Московскую семинарию он всё же не окончил, а уволился «по прошению» по окончании 4 курса . Примечательно, что А. П. Полиевктов вспоминает о своём однокурснике о. Феофане. Говоря о воспитательном процессе в духовно-учебных заведениях, он писал: «К сожалению, добрые намерения не всегда осуществлялись, нечасто находились самоотверженные деятели, всецело посвятившие себя исключительно детям и юношеству. Примечание: пример о. Феофана, бывшего инспектора Вологодской дух[овной] Семинарии (в мире В. В. Харитонова, студента 35 курса Казан[ской] Дух[овной] акад[емии]), свидетельствует о том, что подобные лица часто совершенно уходят от мира» . Брат Александра Павловича Сергей Павлович Полиевктов родился 14 июня 1871 г. и после Вологодской семинарии учился в Московской духовной академии (1891–1895). Его кандидатская работа сохранилась в фонде МДА: «Превосходство православия над католицизмом в воззрениях на пастырство» . Отзыв на неё был написан архимандритом Антонием (Храповицким) . Как и многие другие выпускники академии, по окончании учёбы, ожидая распределения Учебного комитета, Сергей служил на родине. Он преподавал в Вологодском епархиальном женском училище около года, по август 1896 г. Далее, до сентября 1898 г. — в Астраханской семинарии, а затем в Вологодской семинарии вёл «Историю и обличение русского раскола и обличительное богословие» . В октябре 1898 г. женился на дочери ректора Астраханской семинарии Юлии Капитоновне Ястребовой . С 13 декабря 1899 г. до сентября 1906 г. Сергей Полиевктов был церковным старостой Вознесенской церкви в Вологде. Мы имеем сообщение о заседании городской думы, состоявшемся 4 сентября 1906 г.: «Церковным старостой к Вознесенской церкви вместо уволенного по его прошению помощника смотрителя Вологодского духовного училища С. П. Полиевктова, выбран Сергей Николаевич Львов, Вологодский мещанин, торговец хлебо-бакалейным товаром, имеющий свой дом на Большой Благовещенской улице» . До Сергея Полиевктова с декабря 1893 старостой Вознесенской церкви был «помощник смотрителя Вологодского духовного училища кандидат богословия статский советник Григорий Александров Кириллов, 39 лет» . Примечательно, что в это время священником Вознесенской церкви был вологодский подвижник о. Александр Баданин , ныне местночтимый вологодский святой.

http://bogoslov.ru/article/6172977

  Когда Г[лубоковс]кий обучался в V кл[ассе], ему пришлось заняться переводом с немец[кого] языка сочинения об Юлиане Отступнике по просьбе своего брата А[лекса]ндра Ник[анорови]ча , в то время студента Казан[ской] Акад[емии], избравшего для своей кандид[атской] диссертации тему об Юлиане Отступнике.   Л. 123 Св[ященному] писанию трудность заключалась в том, чтоб знать, где находятся известные места, п. ч. профессор спрашивает прямо о каком-либо событии, а студент должен отыскать и объяснить несколько стихов. Подготовки особенной не нужно, важно выучиться понимать славянский текст, п. ч. обыкновенно предлагают такую Библию. Вообще же экзамены здешние гораздо легче наших семинарских; говорю тебе по собственному опыту. На следующий год вместо писания будет, вероятно, догматика? Я думаю, тебе известно, что поступило нас вологодцев только четверо: я — вторым, Ям[влих] Попов до 50-го, а Озерков и Поляков — ниже. Нас с Ямвлихом определили на казенное, Поляков же надеется получить пособие из Правления семинарии. Ныне волонтерам, т. е. поступившим не на казенное, не делают никакого снисхождения, и они обязательно должны вносить по 220 руб[лей] в год. Лекций пока нет. Живу скучно, п. ч. из вологодцев со мной в номере никого нет, да притом еще недавно получил печальное извещение о смерти матери. Ну, а ты как? Что читаешь в саду? Советовал бы тебе отдохнуть годик-то и слегка (больше ей-ей не нужно) почитывать, да и приходить сюда. Уверен, что ты поступишь».   Л. 123 об. 30 сентября я получил приглашение на освящение церкви в с. Боговарово. Так как туда сбиралось ехать много молодежи обоего пола, то я с удовольствием принял это приглашение и отправился на священье вместе с двумя нашими молодыми псаломщиками. Приехали мы накануне священья и остановились в доме дьякона Павла Васильевича Попова , моего родственника. Говорить что-либо о самом освящении церкви нечего: оно было обычное. После окончания службы все мы были приглашены в дом местного священника о. Кирилла Попова на обед. Во время обеда, проходившего оживленно, было провозглашено несколько многолетий. В общем все было чинно и благообразно. Вскоре после молодежь развела танцы, много пели и выдумывали разные игры. От священника перешли к дьякону. Везде усердно потчевали, особенно пивом. У диакона гостей было еще больше, чем у священника. Вместе с другими гостями меня посадили за стол, причем, конечно, не переставали угощать всякими

http://bogoslov.ru/article/6174747

2006. Кат. 46. С. 39. Ил. на с. 88). Святитель представлен в повороте вправо, на правом плече лежат 2 локона, у него длинная, почти до пояса, клиновидная борода. Состав же святых, в т. ч. родственных по защитительной функции, мог быть разнообразным. Напр., на литой иконке «Пятеро избранных святых: Медост, Власий, Марон, Флор и Лавр» (15,5×11 см; кон. XVIII в., частное собрание; см.: www.eremeevs.com/index.php?lotid=176699 [Электр. ресурс]:) святые, покровительствующие домашнему хозяйству, фланкируют фронтальный ростовой образ М. Также, по сторонам фигуры М., изображенного фронтально в рост (в саккосе, в митре) под Владимирской иконой Божией Матери, помещены образы свт. Николая Чудотворца, сщмч. Власия, а выше - св. бессребреников Космы и Дамиана (XVIII в., ВГИАХМЗ). На крупной иконе, очевидно, из местного ряда деревянной ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в Почозере (ныне дер. Филипповская Плесецкого р-на Архангельской обл.) представлены разделенные стадами центральные образы М. и сщмч. Власия в молении Спасителю, известные по 2-фигурным композициям и дополненные изображениями прп. Даниила Столпника и св. Анастасии (XVIII в., ЦМиАР, см.: Нечаева Т. Н. Группа северных икон из Почозера//Кеноезерские чт.: Сб. ст. конф. Этнокультурный ландшафт Кеноезерья, 2009. Архангельск, 2011. Ил. на с. ?). Примером расширенного состава святых может служить невьянская икона 2-й пол. XIX в. (ЕМИИ) с образами наиболее почитаемых святых, предстоящих Распятию (врезному),- архангелами Михаилом и Гавриилом, апостолами Петром и Павлом, святыми Паисием Великим, М., Власием Севастийским, Космой, Дамианом, Харалампием и Вонифатием (см.: Уральская икона. 1998. Кат. 468. С. 218-219). Как избранные святые двоица М. и сщмч. Власий изображаются также и на полях икон. Напр., на невьянских иконах: «Свт. Николай Чудотворец, с предстоящими прор. Илией, святыми Евдокией, Модестом, Власием, Флором и Лавром» (кон. XVIII в., частное собрание, Екатеринбург, см.: Невьянского письма благая весть.

http://pravenc.ru/text/2563916.html

   001    002    003    004   005