554. S.G. [Автор не установлен.] Из академического фольклора//БВ 1915. С. 394–395 (1-я пагин.). Сон студента о встрече после смерти пр. Голубинского и Спенсера у ворот Рая. 555. Тихонравов Н.С. Горский и Невоструев. Из литографированного курса его [Н.С. Тихонравова] лекций по истории русской литературы 1881–82 г., лл. 117–134//У Троицы в академии. М., 1914. С. 342–354. 556. Толстой М.В. , граф. Воспоминания о моей жизни и учении в Сергиевом Посаде (1825–1830)//БВ 1894. С. 150–173 (2-я пагин.); С. 368–382 (3-я пагин.); С. 511–522 (2-я пагин.). 557. Толстой М.В. , граф. Хранилище моей памяти. Кн. 1–2. М., 1891–1893. 183, 189 с. 558. Трофимчук М.Х. Академия у Троицы: воспоминания о Московских Духовных школах, 1944–2004. СП: СТСЛ, 2005. 639 с. 559. Феодор (Бухарев), архим. Письма к А. А. Лебедеву //БВ 1915. С. 413–544 (1-я пагин.). 560. Фигуровский И.В. Товарищеский праздник: Московская духовная академия – 10-летие LVIII выпуска. СП, 1914. Оттиск из: БВ 1914. С. 198–206 (2-я пагин.). 561. Филарет (Гумилевский) , еп. Рижский [впоследствии архиеп. Черниговский]. Письма (...) к прот. Ф.А. Голубинскому//ПрибТСО 40. 1887. Кн. 4. С. 370–374 (1-я пагин.). 562. Филарет (Гумилевский) , архиеп. Письмо к прот. А.В. Горскому архиеп. Черниговского Филарета/Сообщил проф. Соколов//У Троицы в академии. М., 1914. С. 480–482. 563. Филофей (Успенский), иером. Письма инспектора Петербургской академии (...) к прот. Феодору Александровичу Голубинскому//ПрибТСО 40. 1887. Кн. 4. С. 363–370 (1-я пагин.). 564. Флоренский П., свящ. Записка к студентам Моск(овской) дух(овной) акад(емии) (об академическом строе)/Публ., послеслов. игум. Андроника (Трубачева) //БВ 4. 2004. С. 392–398. 565. Флоренский П., свящ. Мысли о преподавании агиологии и о классическом образовании/Публ., вступ. ст. игум. Андроника (Трубачева) //БВ 5–6. 2005–2006. С. 463–474. 566. Яламас Д.А. Два письма грека Хаджикириака братьям Лихудам//Richerche Slavistiche. 1994. 1.S. 227–238. IX. Персоналии: три великие личности в истории академии

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Ромбообразные лики на челе и плечах Богоматери являются олицетворением звезд, символизирующих Ее приснодевство. На груди Пресв. Богородицы представлены символические изображения, имеющие прообразовательное значение: наиболее часто на иконах XVI в. встречаются гора, город и красный медальон с ликом юного царя. Гора - наиболее известный прообраз Богоматери, основанный на текстах ВЗ: Дан 2. 31-45 и Ав 3. 3, а также Ис 24. 23, Пс 67. 16-17, 77. 68, 14. 1, 22. 3 и др. Изображение города в виде крепостных стен, согласно восходящей к текстам ВЗ и НЗ (Пс 47. 34, Зах 1. 16, Мф 5. 35 и др.) надписи на иконе Н. Г. Строганова (1604-1605, ЕМИИ),- это «Град Царя Великого». В текстах Свящ. Писания в случаях, когда гора и град упоминаются вместе (Зах 8. 3, Ис 2. 2-3 и др.), речь идет о горе Сионской и граде Иерусалиме. Красный медальон с ликом юного царя не имеет однозначного объяснения. Наиболее вероятно, что данный образ является олицетворением солнца. Так изображается солнце в иллюстрациях к «Христианской топографии» Космы Индикоплова, в сюжетах на тему Сотворения мира на иконах, на миниатюрах и на шитых плащаницах XV-XVI вв. (напр., на т. н. Пучежской плащанице, 1441, ГММК). Этот образ мог быть заимствован из пророчества Малахии («взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» - Мал 4. 2; см. также: Ис 41. 2). Т. е. облачный рисунок и изображение солнца на мафории Богоматери могут быть связаны, но уже в XVI в. образ царя-солнца в медальоне предпочитали заменять образом Христа Еммануила. На иконах к указанным символическим изображениям могут быть добавлены: лествица («лествица Иакова»), радуга (символ завета с Ноем), «источник запечатленный» (Песн 4. 12), древо (7-й икос Акафиста Богоматери) или горящий куст, реже - изображения книги, киота, ковчега или храма Премудрости. Окружающее образ Пресв. Богородицы с Младенцем сияние Славы в виде 8-конечной звезды, образованное путем наложения синего ромба на красный, означает прославление Ее как «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», т. е. превосходящей близостью к Богу все ангельские чины. Синий ромб, на фоне к-рого показаны изображения ангелов, обозначает небо, мир горний, а красный (с символами евангелистов) - землю, просвещенную светом евангельского учения. Это сияние символизирует Славу Господа Вседержителя, к которой причастна и Пресв. Богородица, послужившая Воплощению Христову. Форма ореола может также напоминать о пророчестве Валаама («Возсияет звезда от Иакова» - Числ 24. 17). В Акафисте Богоматерь также прославляется как Звезда, являющая Солнце (1-й икос).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Прор. Моисей с горящим кустом в качестве своего иконографического атрибута может изображаться в композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», получившей на Руси название «Похвала Пресвятой Богородицы» (напр., икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. или кон. XIV в.). Изображение горящего куста сохранилось и в новом изводе этой Богородичной композиции, появившейся на Руси в посл. четв. XV в. (икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, сер. XVI в., ГРМ), а также присутствует в пророческих рядах рус. иконостасов с XVI в. (икона «Пророки Давид и Моисей» из новгородской ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, сер. XVI в., НГОМЗ). Сюжет с видением прор. Моисею включается и в состав циклов деяний Св. Троицы (напр., икона «Св. Троица в деяниях», 2-я пол. XVI в., из Покровского мон-ря в Суздале, ГРМ). Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» Иконография этого образа Пресв. Богородицы появилась в XVI в. и, по всей видимости, была разработана в окружении свт. Макария, митр. Московского. Первое упоминание изображения с таким названием встречается в деле дьяка Посольского приказа И. М. Висковатого (1553-1554; «Н. К.» приведена Собором в числе сложных сюжетов, которые пишутся «по древним греческим образцом, яко же святии пророци видеша, и святии отци» - Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 36). Самое раннее датированное изображение Богоматери «Н. К.» является одним из сюжетов иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с клеймами земной жизни Христа и праздников» вологодского иконописца Дионисия Гринкова (1567-1568, ВГИАХМЗ). К наиболее древним относятся иконы: из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (40-е гг.- сер. XVI в.) (КБМЗ), из ц. Богоматери «Одигитрия» в Ростове (сер. XVI в., ГМЗРК), из Кириллова Белозерского мон-ря (60-е гг. XVI в., КБМЗ), из Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде (3-я четв. (60-е гг.?) XVI в., НГХМ). 2-й пол. XVI в. датируются иконы из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), из Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря (МГОМЗ «Коломенское»), из собора Смоленской иконы Божией Матери московского Новодевичьего мон-ря, из московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке (ГТГ), в собрании СГХМ. К рубежу XVI и XVII вв. относятся иконы из собрания Н. С. Голованова (ГТГ), а также из с. Усть-Кишерть Пермской обл. (заказ Н. Г. Строганова, 1604-1605, ЕМИИ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

заклинает именем Божиим беса, явившегося в песьем обличье). На иконе кон. XIX - нач. ХХ в. (КИАМЗ), на пейзажном фоне, также помещены в меньшем масштабе по одному эпизоду из Житий каждого святого: перед М. внизу показана фигурка молитвенно обращенного к нему мужчины, рядом веселящиеся стада и тут же в среднике иконы развернутый свиток с надписью: «Чюдо святаго Медоста Патриарха како у некоего мужа иерусалимлянина мертвыя скоты оживи Медост…» (чудо 1-е). Сюжетная связь с Житием сохранялась и при расширении состава святых, сходных по почитанию, напр., на старообрядческой иконе из Невьянска «Избранные святые: Медост, Власий, Флор, Лавр» (сер. XIX, коллекция Е. В. Ройзмана, Екатеринбург; см.: Уральская икона. 1998. Кат. 210. С. 180) на пейзажном фоне, рядом с каждым из святых, помещены животные, к-рым они покровительствуют, М. и сщмч. Власий в епископском облачении, оба в митрах. Также при расширении состава родственных святых введением в эту композицию образов особо чтимых святых, как, напр., на иконе «Святые Модест и Власий, Флор и Лавр, Зосима и Савватий» (1-я четв. XIX в., Невьянск, мастерская Богатырёвых, ЕМИИ, см.: Невьянского письма благая весть. 2009. Ил. на с. 131) - на живописной пейзажной картине непосредственно под двуперстно благословляющей десницей М. (в саккосе, в митре с меховой опушкой) изображен змей, изрыгающий в водный поток беса, рядом - отдыхающие умиротворенные стада. Парные образы М. и сщмч. Власия устойчиво сохраняются на иконах с избранными святыми, и можно предположить, что изображение этой двоицы было связано с желанием заказчика иметь образы не столько соименных небесных покровителей, сколько святых - защитников животных. Этот принцип, видимо, действует и в случае включения единоличных изображений и М., и сщмч. Власия в деисусный чин. Так, напр., для деисусного чина иконостаса Преображенского собора (1714) на о-ве Кижи на Онежском оз., к-рый вмещал 29 икон, была написана ростовая икона М. и парная ей - сщмч. Власия (1-я четв. XVIII в. Музей-заповедник «Кижи», см.: Фролова.

http://pravenc.ru/text/2563916.html

Пишут, кому Бог дает ревность. – Вот и у Вас она есть... Смотрите на нее, как на дар Вам Божий... мнас... Дай, Господи, Вам приделать на него десять мнасов – и получить потом десять городов в воздаяние. Благослови Вас, Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. Рисунок 7. Письмо 514. Лист 1. Автограф Рисунок 8. Письмо 514. Лист 2. Автограф 515. О трудах против учения Пашкова. О книгах [Без даты] Милость Божия буди с Вами! С удовольствием посылаю Вам 10 экз[емпляров] писем. – Вы загадываете найти символ Пашковцев. Помоги Вам, Господи! Но едва ли успеете. Потому что они сами не знают его. Пункты, которые у меня в письмах, доставил Николаю Васильевичу Елагину кто-то из вхожих к Пашкову, который слушал беседы их – домашние – и записывал. Буду ждать. Василий Николаевич Чичерин стремился к духовной жизни. Но от Церкви нимало не отчуждался. Он видел духовную сторону во внешних чинах церковных и избежал заблуждения. Ошибка Пашковцев вся в том, что они, ревнуя о духовном, совсем забывают о видимых проявлениях его. Оттого, коль скоро видимо что, то уже по-ихнему и не духовно. Их можно сразу подсекать, заводя потихоньку речь о том, может ли человек служить Богу только внутренно? – И еще – одиночное ли только служение Богу заповедуется нам или общее – всем обществом? – Отсюда – легкий переход – и ко всем чинам Церкви. «Невидимая брань» у Афонцев. Адрес показан в книге. Можно относиться туда, где склад... Да в С. П. Б. – есть часовня Афонская. Верно, там и книги все есть. – Поищите их. «Камень веры» в Синодальных Лавках. – Больше негде его найти. Но он ныне уже недостаточен. Поищите Обличительное Богословие ректора Казан[ской] Дух[овной] Акад[емии] Архим[андрита] Иннокентия. Благослови Вас, Господи, всяким благословением. Ваш доброхот Е. Феофан. Рисунок 9. Письмо 515. Автограф Протоиерею И. Г. Переверзеву 516. О посылаемых проповедях. О переводах из Феодора Студита О посылаемых проповедях. О золотом тиснении на облачении. О здоровье. О переводах из Феодора Студита . Общие благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

...В марте этого года довелось мне быть в селе Писцове ныне Комсомольского района, Ивановской области, что в 15 км от Маркова. По дореволюционному административному делению это старое торговое село с четырьмя массивными храмами находилось в черте Нерехтского уезда Костромской епархии (губернии). На ночлег остановился у одного старожильца, от которого я узнал, что здесь, в с. Писцове, на кладбище, за селом, при церкви похоронен 21/8 сентября 1934 года архиепископ Костромской и Галичский, Высокопреосвященный Евгений (Бережков), который с 1899 по 1908 г. Последовательно занимал должности инспектора и ректора во Владимирской духовной (некоторые сведения почерпнул в «Истории ВДС» Н. В. Малицкого) семинарии. Я возгорелся пламенным, горячим желанием разыскать дорогую могилку и поклониться праху этого выдающегося церковно-общественного деятеля. Пришел на кладбище, находящееся в относительном порядке. Оно оказалось покрытым снежной пеленой. На его территории б[ывшая] церковная сторожка. Вошел в нее. На печи оказался ее обитатель – убеленный сединами старец Павел Васильевич Кулиманов, 43 года жительствующий здесь. Я обратился к нему с просьбой – показать мне могилу Высокопреосвященного Владыки Евгения. Он любезно откликнулся на мою просьбу, и мы пошли на кладбище. Я ошибочно предполагал, что могила Владыки расположена возле алтаря. Оказалось, что она находится на противоположной стороне, близ паперти. П[авел] В[асильевич] сказал: «Вот она!» И каково же было мое удивление, когда я не обнаружил на могиле не только ограды, но даже простого деревянного креста? Меня это крайне удивило и... взволновало... Из беседы со словоохотливым старичком-сторожем выяснились некоторые детали в отношении архиепископа Евгения. Оказалось, что последние годы жизни он проживал в деревне Подболотье, прихода церкви с. Сретенья, у древней старушки, его призревшей. Накануне писцовского храмового праздника – Рождества Пресвятой Богородицы – гроб с телом на крестьянской телеге был доставлен в с. Писцово и установлен в главном, соборном храме. На следующий день, после Божественной литургии, был совершен чин отпевания 12-ю священниками (к сожалению, без епископа: епископ Кинешемский, викарий Костромской, преосв[ященный] Севастиан 560 , сослуживец усопшего, не прибыл, а в Иванове уже не было епископов – преосвященный Августин (Беляев), выпускник Костр[омской] д[уховной] сем[инарии] 1908 г. и канд[идат] богословия Казан[ской] Д[уховной] Акад[емии] интернирован, а обновленческий епископ Иерофей Померанцев был переведен в Казань (да его и не стали бы приглашать) во главе с настоятелем о. Геннадием Крутиковым, вторым священником о. Иоанном Смирницким и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Вам передает поклон Николай Димитриевич. Недавно он вернулся из поездки в Грецию, где пробыл больше двух недель. Он был на св[ятом] Афоне, в древнем Коринфе и других историко-памятных местах. Вероятно, в скором времени он выступит с воскресной лекцией, где поделится своими впечатлениями о поездке. К нам в Академию сейчас приехал отец Алексей Громов 149 из Владимира. Он пишет кандидатское сочинение, а материал необходимый находится в нашей библиотеке. Не знаю, как обойдется у него дело с пропиской здесь, а то он предполагал пробыть в Ленинграде с месяц. Дорогой Владыка, после долгих поисков необходимой для Вас книги я, наконец, случайно обрел ее в магазине старой книги. Не медля нисколько, я попросил продавца, чтобы она на время спрятала ее, а сам тут же послал Вам телеграмму о согласии на покупку. Когда получил от Вас телеграмму, то сейчас же пошел и приобрел ее. Как-то после этого и на душе стало легче, зная, что Вы теперь будете иметь такое ценное исследование Ключевского 150 . Денежный перевод на 150 руб[лей] я получил от Вас. Теперь напишите, выслать Вам сейчас эту книгу или привезти мне самому, когда поеду на Рождественские каникулы. Печальной вестью для Вас, милый Владыка, явится то, что я хочу написать. В среду, 2 декабря, из Академии ушел профессор Ветхого Завета и еврейского языка Александр А. Осипов 151 . Он, бывший магистр богословия, протоиерей, инспектор Ленинградских духовных школ, в своем заявлении ректору Акад[емии] заявил, что уходит совсем из Академии, из Церкви, из христианства, и, что подло в этом заявлении звучит, – это то, что он будет вести (по его словам) атеистическую борьбу с христианской религией. Жаль его душу, которая отдалилась от Бога, от правого пути истинного спасения. Всему причиной послужила женщина, о чем я Вам расскажу позднее. Ему 48 лет. Немного о себе. Учеба моя проходит по-прежнему хорошо. Времени свободного мало. Изредка прислуживаю с митрополитом Питиримом 152 рипидоносцем. 10 декабря он будет служить в нашем академическом храме, так как у нас находится чудотворная икона Знамения Б[ожией] М[атери].

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

С наслаждением примусь штудировать обе книги, тем более, что состоится в Гос(ударственной) Акад(емии) Мат(ериальной) Культ(уры) доклад Б.Н. Джангольского: Возникновение и развитие феодализма в Болгарии 58 . если будет возможно, то пришлю Вам тезисы этого доклада. С удовольствием вижу, что Иванов использовал мое издание грамот Вас(илия) но текст их мною напечатан по р(у)к(о)п(иси) Sin. 976, а не по списку Порф(ирия) Усп(енского). Между прочим и список архиепископов Болг(арии), известный Иванову, 565, по фотографии о Парижск(ому) сп(иску), находится еще и в описке Моск(овской) Син(одальной) Библ(иотеки) 286 (324 Влад.) 59 ХУ века лл. 6 r.-v. и 2 r.; где-то я об этом уже/л. 2 напечатал, а потом еще раз в статье: Номоканон Иоанна Комн(ина), архиеп(ископа) Ахр(идского) (Виз(антийский) Врем(енник), 1916, 59–60). Я очень хотел бы, чтобы Иванов обратил внимание на изд(анные) мною в Опис(ании) греч(еских) Син(айских) р(у)к(о)п(исей), 330–331 (из Sin. 976) и (из Моск(овской) Син(одальной) Библ(иотеки) 263=407 Влад.) 60 рассказы об обращении болгар в христ(ианство), а также у Ламброса Ν(ος) λληνομν(μων), 1920, 401, и .Κ. Δυοβουνιτου, Κριλλος κα Μεθδιος (ΙΣ, 1913, 194, стр. 3). Беру то, что у меня под рукой, а вероятно, есть еще. Так меня воодушевляют Ваши книги, что хочется мне со временем дать подобие исследования о болгарской кормчей. Конечно, живем в такое трудное время, что всякие расчеты на будущее имеют мало смысла, а все-таки приходится отложить/л. 2об. работу над этой кормчей на какое-то неопределенное время. Большая помощь будет тут от изучения юрид(ических) р(у)к(о)п(исей), если удастся произвести его для подготовки Corpus scr(iptorum) j(uris) gr(aeco)-r(omani). Очень прошу Вас не забывать меня при появлении оттисков Ваших трудов и буду рад, если Вы рекомендуете меня вниманию Иорд(ана) Иванова и других глубоко чтимых коллег. С сердечным приветом глубоко уважающий Вас В. Бенешевич 17. НА БАН. Ф. 9к. Оп. 1. Д. 2415. Л. 1. В.Н. Бенешевич – В.Н. Златарскому. 15 декабря 1934.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Общая идея иконографии «Н. К.» - прославление Пресв. Богородицы, послужившей великой тайне Боговоплощения. Одним из главных смысловых акцентов является также Божественное достоинство Младенца Христа. Младенец, сидящий на руках Матери, есть Сын Божий, Господь, владычествующий над ангелами, и Мессия, о Котором говорили пророки. Важное место в данной иконографии также занимают темы мироустройства и грядущего конца времен. Т. о., икона Божией Матери «Н. К.» является одним из типичных богословско-дидактических сюжетов, отличающихся широким охватом событий священной истории и подробным раскрытием темы Божественного домостроительства. Иконография «Н. К.» обладает большой вариативностью: ни одна из икон XVI в. не повторяет другую, они различаются как трактовкой ключевых элементов композиции, так и деталями. Основу изображения составляет образ Богоматери с Младенцем на фоне звезды, образованной 2 ромбами. Голова Пресв. Богородицы повернута к правому плечу, что связывает центральную часть композиции с окружающими изображениями. Типологически образ Божией Матери с Младенцем имеет в основе такие варианты «Одигитрии», как Тихвинская и Грузинская иконы Божией Матери. На большинстве икон мафорий Богоматери имеет традиц. вишневый цвет, но украшен облачным рисунком - так подчеркивается сравнение Богоматери с небом или облаком (напр., Ис 19. 1). На иконе из Ростова Великого мафорий синего цвета, по его краю идет текст: «Что Тя наречем, Обрадованная; небо, яко воссияла еси Солнце Правды» (эти слова из богородична 1-го часа часто можно встретить на иконах данного сюжета). Цвет мафория иногда близок к алому, при этом облачные мотивы получают более эффектное живописное решение, что расширяет круг возможных ассоциаций (напр., с такими прообразами, как огненный и облачный столп, указующий путь избранному народу (Исх 13. 21, Пс 77. 14, Пс 104. 39), или покрытая облаком и осененная славой Господней Синайская гора (Исх 24. 15-17) (см. иконы: 60-х гг. XVI в., КБМЗ; 1604-1605, ЕМИИ). На отдельных иконах в изображении мафория находит отражение сравнение Богоматери с горящей Купиной, так, напр., на иконе из Успенской ц. на Апухтинке 2-й пол. XVI в. (ГТГ) и на иконе XVII в. (АМИИ) мафорий имеет зеленый цвет, хотя и сохраняет волнистый облачный рисунок; кроме того, на 1-й иконе на мафории показаны язычки огня.

http://pravenc.ru/text/2564944.html

XIX в., частное собрание, Екатеринбург) образ М., как и др. 4 святых на полях в медальонах, имеет пояснительную надпись («Преподобный Марой Чюдотворец от трясовицы отрясав») (см.: Уральская икона. Екат., 1998. Кат. 463. С. 218). Он же представлен на невьянской иконе 2-й пол. XIX в. (ЕМИИ) среди наиболее почитаемых святых, предстоящих Распятию (врезному) - вместе с архангелами Михаилом и Гавриилом, апостолами Петром и Павлом, святыми Паисием Великим, Власием Севастийским, Космой, Дамианом, Харалампием, Медостом (Модестом) и Вонифатием (см.: Там же. Кат. 468. С. 218-219). На трехчастной невьянской иконе «София Премудрость Божия, свт. Николай Чудотворец, избранные святые» (посл. четв. XIX в., собрание В. В. Маслакова) М. (Марой) стоит вместе с прп. Павлом Исповедником, сщмч. Харлампием, арх. Михаилом, мч. Антипой и Вонифатием крайним справа; борода довольно короткая, округлая, правая рука лежит на груди, голова не покрыта (см.: «Писан быть сей святый образ...». 2011. Кат. 162. С. 204). В XIX в. в составе икон-«лечебников» («целебников») появляется изображение сонма святых (в т. ч. по минейному принципу), помогающих по народному поверью при болезнях и «одержании страстями и житейских нестрояниях». К 20-м - 30-м гг. XIX в. относятся гравированные листы с подобной композицией (отмечается в кон. XVIII в., см.: Снегирев И. М. Лубочные картинки рус. народа в моск. мире. М., 1861. С. 38), которая легла в основу иконных изображений, а также лубочных листов, связанных преимущественно со средой старообрядцев (на старообрядческое происхождение этих и других икон указывает, в частности написание имени М. как «Марой»; см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. 1034. С. 418-420). Образ М., как правило, помещали в паре с образом мц. Фотинии, располагая под их фигурами текст с указанием, что этим святым надлежит молиться от «трясовичной болезни». К подобным памятникам относятся иконы: «Сказание, каким святым каковые благодати-исцеления даны» 2-й пол. XIX в. (ГМИР; см.: Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп.

http://pravenc.ru/text/2562384.html

   001    002    003   004     005