В 1918 году, когда Кремль на долгие десятилетия был закрыт для моления православных, Влахернскую удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке (в нескольких сотнях метров от Кремля), где святыне продолжали воздавать должное поклонение. Однако когда в 1931 году эта церковь была закрыта и снесена, чудотворная была взята обратно в Кремль и с тех пор входит в собрание Государственных музеев Московского Кремля. Довольно небольшая (46 х 37,5 х 4 см), Влахернская икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богоматери, относящееся к типу Одигитрии. Древнейший сохранившийся красочный слой относится ко второй половине ХУ — началу XVI веков. На левой руке Пречистой написан высоко сидящий Младенец, в левой руке держащий свернутый свиток, правою же двуперстно благословляющий. При поновлении иконы в 1813 году на ней были сделаны новые греческие надписи: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище», которые сохранялись вплоть до последней реставрации, проведенной во Всероссийском реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря (ВХНРЦ) Д.А.Дунаевым. Подлинная же греческая надпись на иконе, раскрытая в результате этой реставрации, промыслительно лапидарна: «Богохранимая». Именно таковой стала судьба этой древней святыни. Одновременно с самой чудотворной на Русь доставили и список (с более высоким рельефом и выполненный полностью в технике литья из воскомастики). Список этот пребывал во Влахернской церкви села Кузьминки (ныне в черте Москвы, до 1757 года принадлежало Строгановым, затем перешло к Голицыным; только здесь празднование чудотворной совершалось 2 июля, а не 7 июля, как во всех прочих храмах). Сейчас сам этот список хранится в Третьяковской галерее, в действующем же храме в любимых москвичами Кузьминках находится живописная копия хорошего, в древних традициях, письма. Еще одна известная живописная копия с Влахернской хранится в алтаре московской церкви Успения в Вешняках. Второй из старинных списков с Влахернской пребывал в храме Сергия Радонежского московского Высоко-Петровского монастыря. Он сделан во второй половине XVII века. После закрытия монастыря большевиками эта «резная икона» хранилась в фондах Государственного Исторического музея; когда же богослужение в бывшей обители было возобновлено (ее здания занимает ныне не монастырь, а Отдел катехизации Московской Патриархии), икона туда не возвратилась – теперь ей поклоняются в московском в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове (где покоятся мощи иноков-воинов Пересвета и Осляьи).

http://pravoslavie.ru/1897.html

В 2004 г. во В. м. жили 22 насельницы, настоятельница - мон. София (Колосова). Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-33328, Д. П-75419; Метрические книги Спасской ц. Влахернского мон-ря (1909)//ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 780. Д. 3262. Л. 332; Д. 3922. Л. 76 об.; Арх. ЦНЦ. Ист.: [Письма игум. Леониды прп. Илариону (Пономарёву)]//РГБ ОР. Ф. 213-64-11; [Письма мон. Магдалины и мон. Антонии прп. Илариону (Пономарёву)]//Там же. Ф. 213-64-2, 213-64-3, 213-64-12; [Письма прп. Амвросия Оптинского игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-55-4; [Письма прп. Иосифа (Литовкина) игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-65-23; Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1851 г. СПб., 1852. С. 10; Григорович Н. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869. С. 150; Пимен [Мясников], архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 299-301; Филарет (Дроздов), свт. Письма к игум. Спасо-Влахернского мон-ря Серафиме и 2 письма к [графам] Головиным/Предисл. прот. И. Г. Виноградова. М., 1900; Амвросий [Гренков], иеросхим. Собр. писем. М., 1997. Ч. 3. С. 102-128; Иларион [Пономарёв], иеросхим. Письма/Изд. Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 1998. С. 63-107; Житие преподобноисп. Параскевы (Матиешиной), 1890-1953/Спасо-Влахернский жен. мон-рь. [М.], 2001; Жизнеописание схим. Серафимы и схим. Марии/Спасо-Влахернский мон-рь. [М.], 2002. Лит.: Казанский П. Село Новоспасское, Деденёво тож, и родословная Головиных, владельцев оного. М., 1847; [Посещение митр. Филаретом с. Новоспасского]//Моск. ГВ. 1850. 31. С. 327-330; Освящение храма в с. Новоспасском, Деденево тож...//Там же. 1854. 6. С. 60-63; 7. С. 72-75; 8. С. 84-86; 9. С. 88-95; 10. С. 100-105; 21. С. 213-215; Спасо-Влахернский общежительный жен. мон-рь. М., 1894; Фёдоров С. И. Схим. Серафима и Мария//Мир Божий. 1997. 1. С. 22-29; Соколова И. Икона Богоматерь Влахернская//Там же. 1999. 1(4). С. 20-23; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1999. Вып. 1. С. 164-166; Соловьёв М. В. Дворяне Головины: Новоспасско-Деденёвская, Спасо-Влахернская ветвь. М., 2000; Дмитров: Храмы Дмитровского р-на. М., 2001. С. 73-82; Кириченко О. В. Почитание святынь рус. дворянами (XVIII век)//Правосл. вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв.: Этногр. исслед. и мат-лы. М., 2002. С. 12, 13, 26, 27.

http://pravenc.ru/text/155033.html

Много чудес совершил покров Богородицы на Русской земле. Тысячами Покровских храмов украсили ее русские люди. Помимо храма на Нерли уже в XII веке существовал Зверин монастырь в честь Покрова Богородицы в Великом Новгороде. Чтимые иконы Покрова имелись во многих городах и селах — в храмах и монастырях. В Москве это прежде всего Покровский собор (его называют еще храмом Василия Блаженного по имени погребенного в одном из его приделов московского юродивого), заложенный царем Иваном Васильевичем Грозным по возвращении из победного похода на Волгу (именно в праздник Покрова русское воинство взяло Казань), а также церковь Введения в Барашах, Покровский храм Красного села. Из русских обителей местночтимые образы во имя Покрова имелись в Покровском Паисиевом монастыре напротив Углича (затоплен водами Угличского водохранилища), в Дионисиевом Глушицком монастыре Вологодской губернии, в Покровском Добром монастыре близ города Лихвин Калужской епархии. 1 октября в многочисленных Покровских храмах России служились и служатся праздничные службы. Из века в век вспоминает Святая Русь дивное видение, бывшее Андрею юродивому и его ученику Епифанию во Влахернском храме. И верит Святая Русь, что распростерт над нею чудесный покров Богородицы, чему веками давались всё новые подтверждения. Среди них — осада Пскова в 1581 году, когда град сей осажден был еретическим войском польского короля Стефана Батория. Тогда Пречистая явилась некоему благочестивому иноку Досифею и повелела обнести образ Покрова из Печерского монастыря по псковским стенам, после чего город удалось отстоять, несмотря на пробитые польскими орудиями огромные проломы в его стенах. В память об этом вблизи проломов была построена церковь и специально для нее написан образ — особый извод Покрова, известный как Псково-Покровский, или «Явление Богородицы старцу Досифею». Владычица пишется здесь вместе с преподобными Антонием и Корнилием Печерскими в окружении благоверных князей киевских и псковских. Самые ранние из известных икон Покрова относятся к XIII веку. Уже к следующему столетию сложились два основных извода этой иконы. Московский извод изображает само чудесное видение, которого удостоились Андрей с Епифанием; здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках. В изводе новгородском Богородица пишется в позе Оранты, с подъятыми вверх руками, а покров держат парящие пред Нею Ангелы — считается, что это изображение того чуда, которое еженедельно свершалось во Влахернском храме.

http://pravoslavie.ru/1938.html

Поднимаясь на Елеонскую гору, проходя через Гефсиманский сад, они увидели на воздухе Пресвятую Богородицу в небесной славе. Она явилась апостолам, дабы рассеять их сомнение и утешить скорбящего Фому. Господь прославил Свою Матерь и взял Ее на Небо с телом. Пообещав всегда быть с апостолами, Царица Небесная оставила в дар и благословение Свой пояс, который упал из Ее рук на этот камень. Позднее святой пояс оказался на Афоне, где пребывает и поныне в Ватопедском монастыре. От него бывает много чудес. А мы чтим это святое место, на котором явилась Пресвятая Богородица, и в праздник Ее Успения после чина Панагии совершаем крестный ход от храма к камню с пением тропаря: В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша. В православном календаре, 31 августа по ст. ст. и 13 сентября по нов. ст. празднуется Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме: «Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395-408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа. Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху. Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью. В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.

http://elitsy.ru/holy/temple/25664/

Мины. О том, как и когда возник этот монастырь, нет точных сведений. Возможно, что такого монастыря и вовсе не было в Киеве, а просто там жил черноризец-болгарин из византийского или болгарского монастыря св. Мины, ушедший вместе с Никоном из Киева . Никон оставил город, чтобы избежать княжеского гнева, и направился на юго-восток. Он пришел на берег Азовского моря и остановился в городе Тмутаракани, где правил князь Глеб Ростиславич, внук князя Ярослава (до 1064 г.). В Тмутаракани, которая у византийцев известна была под именем Таматарха, Никон между 1061 и 1067 гг. основал монастырь в честь Божией Матери и оставался в нем до 1068 г., до своего возвращения в Киев, в Печерский монастырь, где с 1077/78 по 1088 г. он подвизался уже как настоятель . Димитриевский монастырь основан был в Киеве в 1061/62 г. князем Изяславом. Для управления им Изяслав пригласил настоятеля Печерского монастыря. Соперник Изяслава в борьбе за Киев, князь Всеволод, в свою очередь тоже основал монастырь — Михайловский Выдубицкий и в 1070 г. велел построить в нем каменную церковь. Через два года в Киеве возникли еще две обители. Спасский Берестовский монастырь, вероятно, был основан Германом, ставшим впоследствии Новгородским владыкой (1078–1096),— в источниках этот монастырь часто называют «Германичем». Другой, Кловский Влахернский монастырь, называвшийся также «Стефаничем», был основан Стефаном, настоятелем Печерского монастыря (1074–1077/78) и епископом Владимира-Волынского (1090–1094), просуществовал он до разрушения Киева татарами . Таким образом, эти десятилетия были временем бурного монастырского строительства. С XI до середины XIII в. возникло и много других обителей. Голубинский насчитывает в одном Киеве до 17 монастырей . В XI в. строятся монастыри и вне Киева. Мы уже упоминали монастырь в Тмутаракани. Монастыри появляются также в Переяславле (1072–1074), в Чернигове (1074), в Суздале (1096) . Особенно много обителей строилось в Новгороде, где в XII–XIII вв. тоже насчитывалось до 17 монастырей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436435/

Так Спасо-Влахернский монастырь прекратил свое существование на восемьдесят лет. После долгого забвения монастырь был открыт 20 апреля 2001 года. Определением Священного Синода назначена настоятельницей Спасо-Влахернского женского монастыря Московской Епархии монахиня София (Колосова Анна Анатольевна). Из Крестовоздвиженского храма с. Юсупово Домодедовского района Московской области. Управляла монастырем до декабря 2003 года. В конце 2005 года прошли Влахернские Рождественские образовательные чтения, по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II на тему «Вместе возрождаем Россию». Чтения прошли при большом количестве верующих. При подведении итогов чтения получили высокую оценку. Открыты Воскресные школы, одна для детей, другая для взрослых, где занятия проходят по воскресеньям. При монастыре создана иконописная мастерская, в которой принимаются заказы от населения. Непрерывно идет реставрация старых зданий монастыря. Современное состояние [ править править код ] Сегодня в монастыре монашеская жизнь идет своим чередом. Определен устав монастыря. Службы проходят ежедневно. Торжественно отмечаются церковные праздники при большом стечении жителей поселка, ближайших деревень и почитателей из Москвы. Монастырь незаметно влился в жизнь поселка. Торжественно совершается крещение новорожденных. Церковным отпеванием смягчается боль расставания с уходящими от нас в мир иной родственниками. Немалое влияние оказывается на воспитание детей поселка. В монастыре принимают паломников, пока только на один день, так как еще не восстановлены бывшие монастырские здания. Приезжающие паломники получают послушания на различные работы: красить, строить, убирать территорию, помогать на кухне и т.д. Приезжают из разных мест школьники, с которыми сестры монастыря проводят беседы на христианские темы, рассказывают историю монастыря, устраивают для них трапезу. Монастырь располагает хорошей библиотекой. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Влахернс...

В нашей же стране Господь все-таки сменил гнев на милость. Сейчас даже внешне изменения очевидны. Дорога в храм Божий открыта и беспрепятственна. Также и в монастыри – тем, кто желает, можно идти подвизаться, спасаться. Уже никаких искусственно творимых властями ограничений нет. Я думаю, что эти изменения свидетельствуют о том, что с нами Бог, Он принимает нас, идет нам навстречу. Вопрос в том: идем ли мы навстречу Господу? Рейтинг: 9.9 Голосов: 1802 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Женский монастырь в селе Филимонки Одинцовского района в память князя Владимира. Устроен в 1891-м году при домовом храме в усадьбе Святополк-Четвертинских на средства В. Б. Святополк-Четвертинской. В 1920-е годы обитель была закрыта, до 1931 года здесь при храмах (Троицком и Успенском), ставших приходскими, проживали 65 монахинь. В 1931-м году были закрыты и эти храмы.  Спасо-Влахернский женский монастырь близ города Дмитров при селе Деденеве (ранее – Новоспасское). Учрежден в 1861-м году из основанной вдовой А. Г. Головиной женской общины на месте усадьбы Головиных. В церкви монастыря находилась Влахернская икона Божией Матери «Одигитрия». Обитель закрыта в 1928-м году, в ней располагался Дом инвалидов. Передан Русской Православной Церкви в 2001-м году. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 9 февраля 2022, 10:48 Преподобне отче Аристоклие, моли Бога о нас! Вразуми, просвети, укажи путь. Ольга 5 января 2020, 12:41 Хотелось написать свою историю,связанную с этим святым. На кануне обретения мощей(об этом я даже и не знала) мне снится сон,что в Данилов монастырь привезли чьи -то мощи.Я подхожу к регенту и спрашиваю,кто это.Имя сложное,но ассоциируется с Аристотелем.Вот это я и запомнила.Вечером пришла со службы мама рассказала,что такое событие в монастыре.И , конечно,я сразу поняла ,про кого мне снился сон.На тот момент мне было 15 лет. прот. Борис 19 сентября 2019, 14:30 Большой башмак - немцы - пришли и ушли. люди с косичками - китайцы. Иоанна 19 сентября 2019, 00:08 Маловато информации о святом. Хочется больше.

http://pravoslavie.ru/123637.html

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908, изд.А.Д. Ступина, стр.517-518. Спасо-Влахернский монастырь, 2 класса, общежительный, в 13 верстах от города Дмитрова, при селе Новоспасском. Учрежден в 1861 году из основанной в 1852 году вдовой Анной Гавриловной Головиной женской общины. В церкви монастыря находится Влахернская икона Божией Матери Одигитрии, сделанная из воскомастики, — список с хранящейся в Московском Успенском соборе Влахернской иконы ( и празднуемой здесь в субботу 5-й недели Великого поста), которая, по преданию, находилась прежде в построенном святой царицей Пульхерией (см. 10 сентября) в Царьграде Влахернском храме, сопровождала царя Ираклия в его победоносном походе против персов, хранилась, по взятии Царьграда турками, на Афоне, а впоследствии (в 1654 году) была принесена в дар царю Алексею Михайловичу. Кроме того, в монастыре находятся: Нерукотворенный образ Спасителя (по преданию, письма инока Андрея Рублева), которым в 1391 году великий князь Василий Дмитриевич благословил Мангупского князя Комнина, родоначальника Головиных, и Иерусалимская икона Божией Матери (строгановского письма). При монастыре больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». При приближении к посёлку Деденево уже издалека виден вознёсшийся над деревьями и крышами жилых домов величественный, голубой в золотую звёздочку, купол с изящным барабанчиком-беседкой на нём. Это собор Спаса Нерукотворного Образа, главный храм Спасо-Влахернского женского монастыря. Монастырь - относительно молодой, середины XIX века, само село (ныне - посёлок) значительно древнее. По некоторым свдениям, в 1295 году здесь был убит разорявший русскую землю ордынский царевич Тудан, он же, в русской транскрипции, Дюдень. Вспомним " Дюденеву рать " . Вот это как раз о нём. И название населённого пункта тоже, как иногда утвержается, оттуда. Правда, в духовных грамотах Деденево упоминается только в 1504 году, но не запретишь ведь посёлку иметь красивую легенду о своём происхождении?

http://sobory.ru/article/?object=00515

На пути вверх от Ипподрома стоит столп, и наверху его – крест. Здесь был двор царя Константина, в нем запечатаны двенадцатью кусков хлеба Христова, топор Ноя, чем он ковчег делал, и камень, из которого Моисей воду добыл. И есть столп на пути к Студийскому монастырю, весь расписан, всем, что есть на свете. Этот столп поставил себе на память царь Аркадий 13 . В святой церкви Апостолов стоит столбец, к которому евреи привязывали Христа, и другой столбец небольшой, у него плакал апостол Петр, когда отрекался от Христа. В этой же церкви великий лежит Спиридон, святой мученик Полиект, гроб царя Константина и матери его Елены и гробы многих царей правоверных. Здесь и икона господа нашего Иисуса Христа, перед ней исповедовался один монах, впавший в блуд, о чем написано в патерике. Он перед иконой исповедовался, а потом опять впадал в блуд. Перед воротами главными церкви Апостолов стоит столп очень высокий, на столпе стоит ангел удивительный, величественный и держит в руке скипетр Царьгорода, а против него стоит царь Константин как живой 14 , держит в руках своих Царьград и передает город ангелу на охранение. В монастыре великом Пантакраторе, он зовется по-русски Вседержатель, стоит доска, на которой несли Христа к гробу, на этой же доске и слезы Богородицы видны, знать, и доныне, белые, как молоко. Тут же хранятся головы Фрола и Лавра, Якова Перского, Стефана Нового и Михаила Нового, в алтаре сосуд, в котором Христос воду в вино превратил в Кане Галилейской. В стороне от этого монастыря, на расстоянии двух полетов стрелы, находится монастырь, называемый Апокаликанти. Перед воротами этого монастыря лежит жаба каменная. Эта жаба при царе Льве Премудром 15 по улицам ходила, мусор пожирала, а метлы сами подметали. Встанут утром рано, а улицы чисты. Здесь же монастырь Филоантропус, нашим языком зовется человеколюбец, в нем хранятся мощи Клементия Ангирского, Феофания и царя Льва Премудрого. Монастырь Кехаритомени, здесь лежит Иоанн Дамаскин . В Влахернской церкви лежат риза и пояс Богородицы и святого Потапия мощи. В монастыре Перивлепты хранится рука Предтечи, ею крестил Христа, голова Григория Богослова , мощи попа Григория Никодимийского, голова Татьяны мученицы и мощи многих святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Троице-Одигитриева Зосимова женская пустынь, общежительная обитель, основана была в 1826 г., тогда в ней подвизалось около 40 сестер, а в конце 60-х гг. уже 160 монахинь и послушниц; годовой доход монастыря доходил до 4000 рублей, складывался он из пожертвований и прибыли от монастырского хозяйства и большого доходного дома в Москве, подаренного монастырю. Никакой особой социально-благотворительной деятельностью этот монастырь не занимался. Спасо-Влахернский женский монастырь с общежительным уставом основан был в 1854 г., в конце 60-х гг. в нем было уже 170 монахинь и послушниц; годовой доход монастыря составлял до 5000 рублей и складывался опять-таки из пожертвований и прибыли от монастырского хозяйства и доходного дома в Москве. Никакой особой благотворительной деятельностью и этот монастырь не занимался. Крестовоздвиженское сестричество с общежительным уставом было основано в 1856 г., в нем было 100 сестер; годовой доход обители складывался из пожертвований и составлял около 2000 рублей; сестричество организовало бесплатную школу, в которой обучалось 30 девочек. Четыре первые из названных здесь обителей содержали также монастырские гостиницы, которые не давали им дохода . Это примеры, типичные не только для Московской епархии, но и для многих женских монастырей середины XIX в. по всей России. То была эпоха, когда монастыри еще только начинали свою социально-благотворительную деятельность. Если же взять отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за 80-е гг. или описания епархий, относящиеся к этому времени, то перед нами предстанет совершенно иная картина . В 1887 г., например, монастыри содержали 93 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети из которых приходились на женские монастыри, при этом мужских монастырей было тогда 469, а женских только 202 (отчет за 1887 г.). В 80–90-е гг., в эпоху Александра III (1881–1894), когда правительство поощряло учреждение церковно-приходских школ, почти во всех женских монастырях открывались такие школы, обычно для девочек, и всегда на средства самих монастырей .

http://sedmitza.ru/lib/text/436669/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010