Старая Ладога. Никольский мужской монастырь. Церковь Иоанна Златоуста. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм во имя святителя Иоанна выделяется среди построек монастыря. Это удивительная по своей необычности церковь. Она строилась по проекту академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева в 1861-1872 гг. Храм отличается смешением стилей: здесь сочетаются черты средневековой романской архитектуры (прямоугольный храм-базилика), готики (вытянутые стрельчатые окна, окно-розетка на фронтоне, украшенные витражами), русско-византийского стиля (луковичные маковки на крыше и тяжелое крыльцо с массивными бочковидными колоннами). Интерьер храма украшает живопись на сюжеты жития святителя, изображения его современников, исполненная воспитанниками Петербургской Академии художеств. Архивные документы и фотографии рассказывают, что в храме находился удивительной красоты деревянный вызолоченный резной иконостас. К сожалению, он не сохранился. Вход в храм украшает готическое крыльцо с двумя гранитными колоннами. Центральный неф храма устремлен ввысь, его своды расписаны аквамариновой краской, которая символизирует небо - творенье Божье и звезды - бесконечность. Тяжелые своды шатровой крыши поддерживают 4 колонны, выполненные из карельского селувийского гранита готического ордера. В боковых нефах изображены важные моменты жизни святителя Иоанна: его избрание на Константинопольскую кафедру, Проповедь в храме, Успение (смерть) Вселенского учителя и Погребение святого. По углам первого яруса написаны образа святых современников Иоанна Златоустого: Диаконисы Олимпиады, преп. Исихия, святителя Милетий Антиохийского, святителя Прокла Влахернского. В парусах храма изображены святые евангелисты. Верхняя часть нефа расписана сюжетами Страстей Христовых (копии репродукций Гюстава Доре): Предательство Иуды, Христос в темнице, Суд Пилата, Несение креста на Голгофу. По углам второго яруса написаны образа Отцов Церкви: Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Василия Великого и Апостола Иакова. Удивительна по красоте и выразительности роспись алтарной апсиды: Благословляющий Господь Саваоф с предстоящими Ему Ангелами.

http://sobory.ru/article/?object=05248

1 мая Икона Византийская Чудотворная Византийская икона Богоматери явилась в 732 году. Пред этой иконой Пётр Великий приносил благодарственные молитвы Господу за Полтавскую победу. Совершается празднество в честь иконы также и 7 апреля. Царевококшайская икона Икона сия явилась в 1647 году 1 мая, близ селения Большие Кузнецы в 15 вёрстах от города Царевококшайска Казанской епархии земле дельцу Иванову, отчего так и названа. Икона вырезана на аспидном камне и обложена серебром и золотом. Богоматерь изображена на ней с жёнами мироносицами, почему и называется ещё и Мироносицкой. Иванов помолился и взял икону в дом свой. От неё стали совершаться многие чудеса. Тогда вскоре увезли её в Москву, где она встречена была царём и патриархом. Отпуская обратно св. икону, царь приказал устроить на месте явления монастырь, где она и находится в настоящее время. 2 мая Путивльская икона Икона находится в Путивльском Печерском мужском монастыре Курской епархии. Явление сей иконы последовало в 1238 г. на болоте Молча, в 20 вёрстах от города Путивля, отчего она и получила своё название. Вутиванская икона Об этой иконе сказаний не сохранилось. 3 мая Икона Яскинская Об этой иконе известно только то, что она явилась в 682 году. Киево-Печерская икона Успения Эта есть древнейшая из икон, чтимых в православной России. Икона сия, как залог благодатного и всегдашнего предстательства Божией Матери о Православной Церкви Российской, дана от Неё Самой четырём грекам, которых Она избрала в строители Киево-Печерского храма. Богоматерь явилась им, имея с Собой преподобных Антония и Феодосия, как говорит предание, – «чувственне в виде Царицы», во Влахернском Константинопольском храме в 1073 году и повелела им идти строить храм в Киеве во имя Её и при этом дала им Свою икону – «да наместная будет» в этом храме, и золото на строение; а ими в 1085 году принесена эта икона из Царьграда в Киев и вручена преподобным Антонию и Феодосию Печерским . Она и доныне находится в Киевской лавре, в соборной церкви над царскими вратами, в богато украшенном окладе, откуда спускается на шнурах. Эта св. икона прославлена весьма многими чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

26-е Преподобного Давида Солунского Сей преподобный отец с юности проводил жизнь в воздержании и, оставив отечество своё, Малую Азию, прибыл в Фессалию и жил отшельником близ Солуни в куще под миндальным деревом, сияя добродетелями и уподобляясь ангелам, наставляя приходящих к нему на путь спасения. Угасив в себе страсти, он был невредим и от огня естественного и совершал чудеса. И угодив Богу, преставился от сей временной жизни около 540 года. Мощи его почивали в Солуни, в церкви его имени. Празднование, Тихвинской иконе Богоматери Тихвинская икона Богоматери первоначально, по сказанию предания, писана св. Лукой и послана была им вместе с Евангелием и книгой Деяний Апостольских в Антиохию к державному Феофилу, принявшему тогда веру Христову. По смерти его она перенесена была в Иерусалим, а оттуда в V веке по Рождестве Христове Евдокией, супругой Греческого царя Феодосия Младшего, в Константинополь, где для неё воздвигнут был храм, известный под именем Влахернского. Здесь она пребывала 539 лет. От неистовства иконоборцев св. икона перенесена была из Влахернского храма в обитель Пантократора и скрыта. По прекращении гонения св. икона возвращена была во Влахерну. За 76 лет до падения Константинополя, во дни великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене, в 1383 году, Влахернская икона Божией Матери с предвечным Младенцем, начертанным на левой руке, явилась в пределах Новгорода над водами Ладожского озера, в лучезарном свете, солнце-образно сияющая, шествуя по воздуху над водами, переносимая невидимо от места до места ангелами, и, притекши к городу Тихвину, остановилась при реке Тихвинке. В продолжение своего шествия она в пяти местах останавливалась и являлась и верующим, усердием коих на всех местах, ознаменованных и освящённых присутствием чудотворного образа Владычицы, созданы после храмы Божии. Равно на том месте, где икона совершенно остановилась, устроен был деревянный храм во имя Успения Богоматери, который неоднократным пожаром обращаем был в пепел. Но явленная и чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, находившаяся в нём, всегда оставалась невредима. Наконец усердием великого князя Василия Иоанновича, вместо деревянного храма, для Тихвинской иконы Божией Матери в 1510 году создан каменный. В 1560 году, спустя 177 лет по явлении иконы, устроен иждивением и усердием великого князя Иоанна Васильевича Тихвинский мужской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

     Эта история случилась недавно в московском храме Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Бибиреве. Здесь с недавних пор открыт небольшой, но очень интересный музейный уголок — по инициативе настоятеля священника Владислава Мишина. Он предложил прихожанам приносить сюда православные реликвии: старинные предметы церковной утвари, богослужебные книги. Уже собрано достаточно много редких экспонатов, некоторые из них иногда используют во время церковных служб. Кому принадлежала книга — Бывает, люди приносят какие-то интересные предметы и передают их дежурному по храму, — рассказывает отец Владислав. — Именно так и появилась у нас старинная книга большого формата. Это было Евангелие в потёртом кожаном переплёте с позолоченным обрезом. Появление нового экспоната, о котором сообщил отец Владислав, выглядело довольно случайным. Однако для верующих людей, как известно, случайностей не бывает. Так оказалось и на этот раз. Книга появилась в храме накануне воскресного дня, когда Церковь праздновала память новомучеников и исповедников Российских. И тут же обнаружилась прямая связь между этими событиями. Книга хорошо сохранилась. И когда её стали внимательно рассматривать, на форзаце обнаружили ­надпись с именем владельца: протоиерей Николай Васильевич Крылов. Священник Владислав Мишин много занимается церковной историей и краеведением, написал на эти темы несколько книг. Так что именно у него были хорошие возможности идентифицировать прежнего хозяина этого Евангелия. — С большой долей вероятности можно предположить, что оно принадлежало одному из подмосковных новомучеников, прославленных на юбилейном Соборе РПЦ в 2000 году, — говорит отец Владислав, — ведь протоиерей Николай Васильевич Крылов служил на севере — в Дмитровском уезде Московской губернии, в селе Подлипичье, а наш храм как раз находится на севере Москвы и граничит с Дмитровским районом. Отбыл срок, но из лагеря не вернулся      Кем же был священномученик Николай? Он родился 26 апреля 1875 года в селе Петровском Верейского уезда Московской губернии в семье псаломщика Василия Фёдоровича Крылова. В 1900 году поступил псаломщиком и регентом в Казанскую церковь в селе Подлипичье. Будучи небогатым сельским псаломщиком, имея семью, он стал безвозмездно преподавать церковное пение и церковнославянский язык в церковно-приходской школе Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове. В 1909 году Николай Васильевич был рукоположен в диаконский сан и определён в Спасо-Влахернский монастырь, где прослужил 26 лет. В 1921 году возведён в сан протодиакона, в 1925 году стал иереем, затем протоиереем, назначен настоятелем Спасской монастырской церкви и духовником сестёр. В 1936 году священника приговорили к пяти годам исправительно-трудового лагеря и отправили в Карлаг — в Казахстан. Там он полностью отбыл срок, но из заключения не вернулся: скончался в ночь с 11 на 12 декабря 1941 года.

http://pravoslavie.ru/120502.html

В четверг первой седмицы Великого поста Предстоятель Русской Церкви совершил повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Высоко-Петровском монастыре 2 марта 2017 г. 23:09 2 марта 2017 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. В храме преподобного Сергия Радонежского Его Святейшество совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского. На богослужении присутствовали: Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов; председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников; руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов; член Совета Федерации ФС РФ О.П. Ткач; глава управы Тверского района г. Москвы С.Е. Золотарев Богослужебные песнопения исполнил хор Высоко-Петровского монастыря (регент А.И. Любимов). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. По окончании богослужения наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству две панагии и крест. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью . В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону Божией Матери «Влахернская» начала XVIII века, находившуюся в Высоко-Петровском монастыре до закрытия монастыря в 20-е годы ХХ века. Передавая образ Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Хотел бы поблагодарить Вас, отец Петр, за ваши добрые слова и за подарок, который Вы преподнесли. Со своей стороны хотел бы передать для Высоко-Петровского монастыря этот старинный образ. Это копия чудотворного образа Влахернской Одигитрии, одного из самых древних образов в истории Церкви. В далекие века подлинник этой иконы был создан в Византии, причем не просто из дерева, но при помощи так называемого воскомастиха. Это смешение ладана, воска, ароматных веществ, которые, замешиваясь, образуют некую пасту, способную затем затвердевать и сохранять форму на долгие и долгие годы. Этот образ Божией Матери был нанесен на кипарисовую доску в древней Византии именно воскомастихом.

http://patriarchia.ru/db/text/4823134.ht...

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная. Свт. Григорий Палама Чудотворная икона Божией Матери Одигитрия Смоленская. Новодевичий монастырь – одна из самых красивых обителей Москвы. Красив он в любую погоду, в любое время года. С детства и на всю жизнь запомнились необыкновенно пышные заросли монастырской сирени (сейчас ее почему-то почти всю вырубили). К этой красоте трудно привыкнуть, и каждый раз, входя под темные своды надвратной церкви, невольно застываешь и любуешься. Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!… Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы. Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской. Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

http://pravoslavie.ru/1909.html

Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская» Сретенский монастырь был основан и получил свое название в честь встречи Владимирской иконы Божией Матери, с которой связывают победу русских войск над войском хана Тимур-Тамерлана. Предлагаем вниманию читателей очерк из истории церковного искусства, написанный преподавателем Сретенского высшего православного училища кандидатом богословия Олегом Викторовичем Стародубцевым. Благодать Святого Духа непрестанно пребывает в Церкви. Эта благодать подается в таинствах Церкви, через мощи святых угодников Божиих, через чудотворные иконы. Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. По-разному и в разных условиях подается через иконы эта божественная благодать. В одних случаях, большинство икон, выходящих из-под кисти иконописца-подвижника, в силу его подвига, становятся, почитаемы и известны. В других случаях, Промысел Божий открывает Божественную Благодать через образы неизвестных иконописцев, скрывая их происхождение и авторскую принадлежность. Но во всех случаях, в какое бы время, какими мастерами и техниками ни были бы написаны образы, Божественная Благодать всегда присутствует на них. По Вознесении Господа на небо св. апостол Лука, как повествует Священное Предание, написал на доске образ Богородицы. Первый образ был показан Божией Матери, который Она благословила словами «Благодать рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет». Образ этот был отправлен св. апостолом Лукою в Александрию к Феофилу. По другим источникам, эта икона хранилась до 450 года в Иерусалиме. Позднее образ был перенесен в Константинополь и много столетий находился во Влахернском храме. Святой апостол Лука, как повествует церковное Предание, написал еще несколько икон Богоматери. По данным летописи, икона Богородицы, писанная ап. Лукою, была прислана около 1131 года на Русь в период княжения Юрия Долгорукого патриархом Цареградским Лукою Христовергом. Из этих же источников известно, что в это время принесена была и другая икона Богородицы. Последняя находилась в одном из храмов Киева, построенном в 1132 году, и, вероятно, от него же получила наименование «Пирогощая».

http://pravoslavie.ru/5890.html

Как свидетельство Воскресения — эта Святыня сохранялась еще в первохристианской общине. В последствии она оказывается в Константинополе- столице «нового Рима», которую император Константин стал строить на новом христианском основании. Впервые о Погребальных Пеленах Господа упоминается в Евангелии когда апостолы, войдя в гробницу, увидели: «…одни пелены лежащие и плат, который был во главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин 20: 6-7). Как свидетельство Воскресения — эта Святыня сохранялась еще в первохристианской общине. В последствии она оказывается в Константинополе- столице «нового Рима», которую император Константин стал строить на новом христианском основании. Письменный источник Византийского периода оставил нам ризничный императорской церкви во имя Божией Матери Фаросской — Николай Месарит. Запись эта датируется 1200 г.: «Гробные пелены Христа (entathioi sindones). Они — из льна, дешевого простого материала, еще дышащие миром, возвышающиеся над тлением, так как необъятного, мертвого, обнаженного, умащенного после Страстей обдержали». Важнейшее свидетельство о Плащанице относится к 1204 году, когда после захвата города крестоносцами ее видел и оставил запись о ней — Роббер де Клари: «И среди всех прочих чудес был там еще один монастырь, который назывался именем святой девы Марии Влахернской; в этом монастыре был саван, которым был обернут наш Господь; этот саван приоткрывали каждую пятницу, так что можно было хорошо видеть лик Нашего Господа, и никто – ни грек, ни француз – никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят».  Таким образом, мы получаем важное историческое свидетельство о том, что Плащаница выставлялась на всенародное поклонение по пятницам, и то, что на ней отображен образ Спасителя. Это интересно с точки зрения Литургической практики, так как можно предположить, что традиция выноса по пятницам настоящих погребальных Пелен Христа в XI –XII в.в., вошла в современную Литургическую практику Православной Церкви как чин Выноса Плащаницы на Страстную Пятницу.

http://pravmir.ru/turinskaya-plashhanica...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Афанасий Константинопольский, прп. еп. - житие Афанасий I (ок. 1235 - 1315), патриарх Константинопольский (1289-1293; 1303-1309), святитель. Память 24 октября и в Соборе Афонских преподобных В миру Алексий, родился около 1235 года в семье благочестивых родителей Георгия и Евфросинии в Адрианополе. Еще в юности, преуспев в познании мудрости Христовой, он покинул дом и ушел в Фессалоники, где в одном из монастырей принял постриг с именем Акакий. Оттуда он скоро удалился на Афон и вступил в братство Есфигменской обители, где три года служил трапезарем. В трудах и подвигах он стяжал дар слез, а своими добродетелями снискал всеобщее расположение братии. Боясь похвал, смиренный Акакий ушел с Афона сначала к святыням Иерусалима и Синая, а затем на Патрийскую гору около Милета, где долгое время подвизался в отшельничестве. Оттуда подвижник перешел на Авксентиеву, а потом на Галантийскую гору близ Ефеса в монастырь святого Лазаря. Здесь он провел восемь лет, принял монашество с именем Афанасий, получил священный сан и стал экклесиархом. Здесь святой удостоился Божественного откровения: от распятия он слышал глас Господень, предсказавший ему Патриаршее служение и призвавший его пасти " словесных овец. " Спустя 10 лет, желая еще более укрепить свой дух в безмолвии и молитве, святой Афанасий вновь поселился на Афонской горе в монастыре Каракалл. Однако из-за возникших там нестроений переслился на гору Ганос во Фракии. Здесь ему недолго пришлось оставаться в уединении. Постепенно вокруг него собралась братия , множество народа стекалось к нему за пастырским наставлением. Слава об аскетических подвигах святого достигла и царского двора. В 1285 году святой Афанасий участвовал во Влахернском Соборе. Когда кафедра Константинопольской Церкви пустовала, по предложению благочестивого императора Андроника Палеолога Собор архиереев и клириков в 1289 году единодушно избрал святого Афанасия патриархом. Взошел на Царьградский патриарший престол 14 октября того года.

http://pravicon.com/info-1846

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евфросиния Суздальская, прп. - житие Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Суздальская (память 25 сентября по старому стилю) Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана — родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, — она будет служительницей Влахернской церкви. Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией (раба Божия). Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен. У нее было четыре брата и сестра Мария (супруга замученного татарами князя Василия Ростовского (1238г., память 4 (17) марта). Родители с удивлением и благоговением смотрели на Феодулию. Если кормилица ее питалась мясом, то Феодулия, еще находясь в пеленках, отказывалась брать грудь кормилицы весь день. Однажды матери было видение: она на крыльях возлетает к небу и отдает Богу свою дочь. Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». В остальном же наставником юной княжны был боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Житие отмечает образованность Феодулии, глубокое знание античной литературы: «Она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых...». В этом списке — философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении. В юности увидела она во сне Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна придти юная дева, которую необходимо принять в обитель.

http://pravicon.com/info-2285

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010