Сёйты. Часовня Модеста, патриарха Иерусалимского, Казанской иконы Божией Матери и Трёх святителей. Карта и ближайшие объекты Деревня Сейты, Сыктывдинский район, Республика Коми. Часовня во имя Святого Модеста, Патриарха Иерусалимского. Построена в конце XIX века. http://www.outdoors.ru/region/komi/kr228.php Деревня Сейты находится всего в 30 км от Сыктывкара, добраться сюда непросто: летом – только на пароме, зимой – через ледовую переправу. С коми языка «сёйты» переводится как «глинистое озеро». И не случайно. Деревня располагается у озера, на берегу которого издавна добывали глину. Историю часовни деревни Сейты пытались восстановить священники соседнего Вознесенского храма села Озел еще в 1900 г. – но, увы, тщетно. «Когда сия часовня была построена, с чьего разрешения и по каким побуждениям, об этом достоверных сведений и устных преданий не имеется. В ней есть достаточное количество святых икон, и все принадлежности для отправления богослужений: всенощного бдения, часов и молебнов – имеются», – зафиксировано в клировой ведомости озельской Вознесенской церкви. А службы тогда в деревне Сейты совершались в дни памяти святителя Модеста, патриарха Иерусалимского, Казанской иконы Божией Матери и Трех святителей. В Сейты сохранилось предание, что строили часовню зодчие из Санкт-Петербурга – Яков и Павел, фамилия одного из них была Рыж. Сведения эти сообщил своему внуку, Семену Елфимову, его дедушка – деревенский псаломщик. А почему часовню в глубинке Коми посвятили патриарху Иерусалимскому Модесту? Сотрудник Национальной галереи Республики Коми Наталия Плаксина считает, что связано это со случаями падежа скота в деревне, поскольку святитель Модест почитался как покровитель домашних животных и избавитель их от болезней. Уже в наши дни в часовню была возвращена икона, спрятанная в богоборческие времена в доме у одной из жительниц деревни, на которой были изображены в центре святитель Модест, а по сторонам – священномученик Власий, епископ Севастийский, и святая мученица Анастасия Рымляныня. Все эти святые считаются покровителями домашнего скота.

http://sobory.ru/article/?object=11804

Ликиний (314 – 323), зять Константина Великого , правитель востока, сперва, по-видимому, покровительствовал христианам и даже издал в Милане эдикт в пользу их; но так он действовал только из угождения Константину. Когда же между ними порвалась дружеская связь, – Ликиний явился гонителем христиан. Так он требовал языческой присяги от всех служивших при дворе и в войсках его; он удалял христиан от почетных должностей военных и гражданских; он запрещал епископам составлять соборы, потому что этим будто бы нарушается спокойствие в государстве; он распространял дурную молву о служителях веры, и требовал, чтобы в христианских, богослужебных собраниях женщины непременно были отделяемы от мужчин и оглашенные из них (женщин) слушали наставления в вереот женщин. Затем он велел христианам своей столицы, Никомидии, собираться для богослужения не в церквах, а за городом, на открытом поле, под тем предлогом, что для многолюдных собраний загородный, свежий воздух здоровее городского, а наконец велел разрушить или запечатать все церкви в Понте, под тем предлогом, что там молятся не за него, а за Константина. Местное начальство, видя такие распоряжения Ликиния относительно христиан, начали открытое преследование их. Из мучеников этого времени более замечательны: сорок воинов севастийских, Власий, епископ севастийский иФеодор Стратилат. Сорок христианских воинов, после темничного заключения и побиения камнями, были брошены в замерзавшее озеро, а потом сожжены; кости их брошены в реку. (Память их 9 марта). Св. священномученика Власия строгали железом и обезглавили. (Память его 11 февраля). Больше всех их пострадал св. Феодор Стратилат, правитель Ираклии. Ликиний, узнав, что он в Ираклии уже многих обратил в христианство, потребовал его к себе в Никомидию. Феодор хотел пострадать за Христа в виду всех жителей Ираклии, и потому отвечал Ликинию, что он не может явиться к нему, потому что в Ираклии уже многие приняли христианство, а потому в его отсутствие между ними и язычниками легко может возникнуть враждебное столкновение, и оттого просил его, чтобы он сам прибыл вИраклию. Ликиний поверил ему и прибыл вИраклию, взяв с собою множество идолов. Феодор торжественно встретил его, и на предложение своего государя – принести жертву богам при всех на площади, – отвечал, что он желал бы прежде принести им домашнюю жертву, а потом уже пред всем обществом ираклийским. Ликиний согласился. Феодор раздробил дома истуканы на части, и роздал их бедным вместо денег. Ликиний, узнав об этом, приказал предать Феодора самым жестоким пыткам и мучениям: его бичевали, его строгали железом, его опаляли огнем, его скоблили острыми черепицами, его резали ножами, ему выкололи глаза, и наконец обезглавили. (Память его 8 февраля).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

С. 3-44; Фомина Т. Ю. «Вопрошание Кириково» как памятник покаянного права Др. Руси//Там же. С. 66-81; Костромин К. А. «Вопрошание» Кирика с ответами Нифонта и канонико-правовое наследие Киевской Руси в контексте международных отношений//Там же. 2014. Ч. 3. С. 87-97; Карпов А. Ю. Русская Церковь X-XIII вв.: Биогр. слов. М., 2016. С. 337-342; Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. М.; СПб., 2017 (по указ.). М. В. Печников Иконография святителя начинает развиваться на новгородских и псковских землях, очевидно, в период позднего средневековья. К числу древнейших образов Н. относится икона «Сошествие во ад - Воскресение Христово, с избранными святыми» (сер. XV в.- по мнению А. Н. Овчинникова, 2-я пол. XV в.- по мнению О. А. Васильевой, ПИАМ). На верхнем поле помещен ряд избранных святых, образующих деисусный чин, центром к-рого является свт. Николай Чудотворец (возможно, икона предназначалась для Никольской ц. в Пскове или его округе). Фигура Н. в правой части Деисуса атрибутируется по остаткам букв в надписании имени, прежде всего греч. «фиты» ( Овчинников. 1988. С. 140). Святитель облачен в белый клобук, крещатые ризы (белые с красными крестами), зеленоватый омофор с черными крестами. У него короткая широкая борода, что делает его похожим на свт. Петра, митр. Московского, или на свт. Леонтия, еп. Ростовского, в иконографии к-рых также устойчиво встречаются святительские многокрещатые облачения и белый клобук. На покровенной левой руке, как и др. святители, Н. держит крупный кодекс в драгоценном окладе. Васильева атрибутировала эту фигуру как изображение свт. Нифонта , еп. г. Константиана на о-ве Кипр (IV в.) ( Васильева. 2012. С. 110), однако наличие белого клобука на голове святого не позволяет согласиться с этим мнением, поскольку на иконе все др. святители раннехрист. времени, в т. ч. свт. Власий, еп. Севастийский (напротив Н., в левой части Деисуса), не имеют подобного головного убора. Составитель программы, а также мастер, писавший эту икону, возможно, пользовались неизвестными ныне образцами и проявляли большое внимание к облачению святых: напр., на голове прп. Варлаама Хутынского, занимающего место по левую руку от свт. Николая Чудотворца, вместо куколя - маленькая белая скуфья с черным крестом. Освящение ц. Рождества Пресв. Богородицы в Суздале. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 168) Освящение ц. Рождества Пресв. Богородицы в Суздале. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 168)

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Прибыв в Севастию после пятидневного перехода, Евстратий предстал перед правителем, желавшим вызвать его на диспут. Обладая обширными познаниями в различных предметах, доблестный христианин без труда доказал противнику бессмысленность языческих культов и бесплодность эллинской философии. Затем в немногих, но полных силы словах он описал благой Промысл Божий о людях от начала времен и рассказал о том, как Господь явил им Свое милосердие, послав на землю Своего Единородного Сына, Иисуса Христа. Однако же Агриколай, оставаясь непреклонным перед всеми доводами Евстратия, утверждал, что тот обязан безусловно повиноваться императору во всем и что, отказываясь поклоняться богам, признанным государственной религией, он заслуживает смерти. После этого правитель велел привести Ореста и положить его на раскаленное железное ложе, дабы заставить Евстратия быть свидетелем жестокой казни. Устрашившись поначалу ожидавших его страшных мук, Орест, ободряемый Евстратием на подвиг, решительно шагнул навстречу мученической смерти, воскликнув: «Господи, предаю душу мою в руки Твои!» Ночью, перед казнью, Евстратия тайно посетил в темнице епископ Севастийский святой Власий и обещал исполнить его последнюю волю и доставить мощи всех пяти мучеников в Араураку. Помолившись вместе с Евстратием и преподав ему утешительную беседу, епископ совершил Божественную литургию. Когда Евстратий принимал Святое Причастие, мрачный застенок внезапно озарился ослепительным светом и глас с неба произнес: «Евстратий, ты мужественно сражался, прими же теперь свой венец!» Пав ниц, мученик вознес горячую молитву Господу, прося укрепить его дух и послать силы для последнего испытания . Поднявшись затем на ноги, он смело направился к пылающей печи, осенил ее крестным знамением и вошел внутрь, воспевая Господу благодарственную песнь, как некогда три отрока иудейских в Вавилоне (ср.: Дан. 3). На протяжении последующих веков и в наши дни пять честных мучеников не перестают совершать чудеса по молитвам и прошениям христиан через свои мощи, иконы и даже своим непосредственным явлением.

http://pravoslavie.ru/58359.html

«Оплакивание». Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. «Оплакивание». Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Остальные сохранные фрески и их фрагменты относятся к житийному циклу небесного патрона храма - вмч. Пантелеимона. На вост. стене - «Мучение железом и огнем», в юж. части верхнего регистра и ниже - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от казни на колесе». На юж. стене в вост. части верхнего регистра - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от утопления в море», в нижнем регистре - «Святые Ермолай, Ермипп и Ермократ перед императором» и их «Усекновение мечом и погребение». На сев. стене в зап. части нижнего регистра - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от казни мечом», в вост. части верхнего регистра - «Усекновение вмч. Пантелеимона мечом», ниже - «Погребение вмч. Пантелеимона». Благодаря сохранившимся надписям, а в случае их утраты - по характерным внешним признакам идентифицируются следующие образы святых: в жертвеннике - епископы Модест, Спиридон, Антипа, Елевферий, Парфений, Ахиллий, Поликарп; в диаконнике - святые целители Кир и Иоанн, Косма и Дамиан, Ермолай, а также Сампсон Странноприимец на зап. стене прохода из диаконника в алтарь; в сев. рукаве креста на сев. стене - святые гимнографы Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Феофан Начертанный, Иосиф Сицилийский; в юж. рукаве на юж. стене - преподобные Антоний Великий, Павел Фивейский, Евфимий Великий, Савва Освященный, на зап. стене - Арсений Великий и Ефрем Сирин; в зап. рукаве креста на сев. стене - святые воины Феодор Тирон, Феодор Стратилат и Прокопий, на юж. стене - Георгий, Димитрий, Нестор, на зап. стене к югу от выхода в нартекс - Артемий и Никита; в сев.-зап. компартименте - мученики Авксентий, Евгений, Евстратий, Мардарий и Орест Севастийские, Мина, Виктор, диак. Викентий и еп. Валерий, Трифон, Мамант и Власий (все трое с пастушескими посохами, последний - еще и с животным на руках), а также некий св. Александр. На иконографическую программу росписи оказал влияние богословский спор сер.

http://pravenc.ru/text/2565062.html

Прототипом церкви в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, стала Спасская церковь XVII века из Зашиверска — города, находившегося за Полярным кругом в Якутии. Якутская церковь — это единственное здание, сохранившееся от древнего Зашиверска. Сам город, основанный в XVII веке первыми русскими землепроходцами на реке Индигирке, прекратил свое существование в 20-х годах XIX века из-за эпидемии «черной оспы». Архитектура храма относится к довольно распространённому типу древних шатровых церквей — «восьмерик на четверике с трапезной». Иконостас храма Всех святых, в земле Русской просиявших, выполнен в традициях северных писем XVI–XVII веков и украшен богатой деревянной резьбой. Слева от Царских врат — наместная икона Святогорской Божией Матери. Справа от иконы Спасителя находится храмовая икона Всех святых, в земле Русской просиявших. Слева от иконы Божией Матери — икона преподобного Иоанна Затворника, Святогорского чудотворца. На диаконских вратах изображены русские святые — равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга. Иконы святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого помещаются в деисусном ряду иконостаса. Венчает иконостас Державная икона Богородицы. Пресвятая Дева изображена в шапке Мономаха. В иконостасе этого храма присутствует ряд небольших икон, расположенных над местным рядом, называемых «пядничным». Название это отражает малый размер их досок (пядь — старинная мера длины от 18 до 23 см). В пядничном ряду иконостаса представлены святые покровители сельского хозяйства: преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, святые мученики Флор и Лавр, мученик Конон Градарь, мученик Мамант, священномученик Власий, епископ Севастийский, мученик Трифон, святой великомученик Георгий Победоносец. На звоннице Всехсвятского храма собраны сброшенные колокола закрытых в безбожные советские годы церквей. Поскольку храм расположен на монастырском кладбище, то на главном колоколе, который был изготовлен с помощью благотворителя обители Сергея Георгиевича Лунева, отлиты слова Святого Евангелия о воскресении мертвых: «Егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавши оживут».

http://sobory.ru/article/?object=05588

Считая их тайными друзьями Константина, он всеми мерами стал заискивать расположения языческой партии, чтобы себя усилить на будущее время в борьбе с Константином; христиан же преследовал насмешками, притеснениями и даже казнями. Так, он предписал, чтобы в церквах мужчины от женщин были отделяемы перегородкой; запретил христианам отправление богослужения в Никомидии и других больших городах; в некоторых местах закрыл и даже разрушил христианские храмы под тем предлогом, что христиане молятся в них не за него, а за Константина. Областные правители, узнав о ненависти Ликиния к христианам, в угоду ему, не ожидая даже указа, открыли на них настоящее гонение, и кровь христианская опять полилась на востоке. При Ликинии сделались известны своим мученичеством: епископ севастийский, св. Власий, которого сначала скребли по телу железными гребнями, а потом усекли мечом, и сорок севастийских мучеников. Эти последние все были воины. Чтобы вынудить у них отречение от Христа, их заставили обнаженными простоять ночь на льду замерзшего озера; когда же они и после того остались непреклонными, их казнили. Такие действия Ликиния побудили Константина восстать на защиту христиан. Отсюда происшедшая между ними война получила характер войны религиозной. Ликиний считал себя призванным восстановить древнюю религию в империи, а Константин – в. Вести в нее религию христианскую. Перед началом войны один приносил кровавые жертвы идолам, а другой усердно призывал на помощь Распятого и водружал кресты на знаменах воинских. Константин восторжествовал над своим противником и сделался единственным повелителем империи. В лице Константина и христианство одержало победу над язычеством. После победы над Ликинием (323 г.) Константин стал решительнее действовать против язычества и в пользу христианства. Одни из языческих храмов, отличавшиеся богатством и красотой, он обратил в церкви христианские; другие, в которых богослужение состояло из бесстыдных обрядов, он закрыл или разрушил. Правительственным лицам Константин запретил принимать участие в публичных жертвоприношениях; гладиаторские игры и все кровавые и безнравственные зрелища уничтожил; крестную казнь отменил и, наконец, перенес свой столицу из преданного язычеству Рима в Византию, переименованную Константинополем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

В этой иконе, как и в любом великом произведении, очень важен ритм. Он создается всеми средствами художника: линией, цветом, формами. Направляющие линии в изображении не завершаются в его пределах, как бы связывая образ с миром, безграничностью времени и пространства. К тому же, посмотрите, как эти линии поют! Это молитва, которая идет, не кончаясь. В «Тихвинской» особенно ясно видна премудрость древнего иконописания. Однажды я вела экскурсию для воскресной школы из храма Святой Софии, которая находится на территории психиатрической больницы. Детей было около двенадцати. И вот когда мы подошли к иконе Богородицы «Тихвинская», преподаватель этой школы попросила у меня разрешения потихонечку спеть. Это возможно, когда в музее не очень много людей. Дети стояли маленькой группкой возле иконы и тихо пели три раза: «Богородице, Дево, радуйся». А я неотрывно смотрела на Ее лик, и мне показалось, что он меняется, будто Она слышит этих детей… Почему бы и нет, если икона чудотворная? — Среди старинных икон, представленных в этом зале, старшая — икона Николая Чудотворца с избранными святыми (XV век). Может, это только мое личное восприятие, но мне показалось, что этот образ особенный. Расскажете о нем что-нибудь? — В самом деле, эта икона, хоть она и небольшая, привлекает внимание своей особой благообразностью и простотой. Икона поступила в музей в 1922 году из Государственного музейного фонда. В музее она определяется как произведение новгородской школы. Мы видим, что фигура святителя Николая на ней главная, а вокруг него изображены другие святые: мученики Флор и Лавр, святитель Власий Севастийский, святые бессребреники и целители Косма и Дамиан, архидиакон и первомученик Стефан. Видимо, это семейный образ: эти святые соименны членам некоей русской семьи XV века. Святитель изображен здесь, как положено: «седоват, кручеват, в руке Евангелие, благословляет». Легко заметить, что этот образ отмечен особым благородством. Все на нем просто, значительно, строго. Образ легко узнаваем, но совсем не похож на портрет конкретного человека. Художник здесь далек от желания передать иллюзию живого человеческого взгляда, хотя многим этот принцип — «как в жизни» — кажется достоинством. Взгляд святого будто обращен одновременно и внутрь себя, и к тебе, предстоящему, и куда-то вдаль, в бесконечность. Ты предстоишь и молишься сейчас, и святой слышит тебя. Удивительно, как возле этой иконы человек ощущает свою причастность к жизни бесконечной. Дело, конечно, не в особом умении живописца, а в качестве его веры, от которой и происходят внутренняя глубина и великая простота.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/29/taina_...

Христос Пантократор и пророки. Мозаика купола парекклисиона мон-ря Панагии Паммакаристос. Ок. 1310 г. В парекклисионе уцелела часть мозаичного убранства, созданная вскоре после его постройки (ок. 1310) по заказу Марии Дукены. Хорошо сохранились мозаики в алтарной части, куполе, обеих восточных и юго-западной угловых ячейках, частично - в люнетах над верхним карнизом. В скуфье купола помещены поясное изображение Христа Пантократора в медальоне и ростовые образы 12 пророков (Исаия, Моисей, Иеремия, Софония, Михей, Иоиль, Захария, Авдий, Аввакум, Иона, Малахия, Иезекииль). В алтарной части располагается деисусная композиция: в конхе - фигура восседающего на троне Спасителя (с эпитетом «Υπεργαθος» - Преблагой), в боковых люнетах вимы - ростовые образы Богоматери и св. Иоанна Предтечи, на крестовом своде вимы - поясные изображения архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила. Остальное пространство вост. части парекклисиона отведено под образы святителей, из которых сохранились 13; в жертвеннике представлены Иаков, брат Господень (в конхе), Климент, папа Римский (?) (в сев. люнете), и Митрофан, 1-й патриарх К-польский (в юж. люнете, в технике фрески), в диаконнике - Григорий Богослов (в конхе), Кирилл Александрийский и Афанасий Великий (в сев. и юж. люнете соответственно). В сев.-вост. угловой ячейке: Игнатий Богоносец (в медальоне на своде) и Григорий Нисский (в софите арки); в юго-вост. угловой ячейке: Григорий Просветитель (в медальоне на своде), Григорий Чудотворец, Григорий Акрагантский, Антипа Пергамский и Власий Севастийский (в софитах арок). В юго-зап. угловой ячейке сохранились 6 изображений преподобных: Антоний Великий (в медальоне на своде), Евфимий Великий (в люнете зап. стены), Савва, Иоанн Лествичник, Арсений и Харитон (в софитах арок). Все святые представлены в рост, за исключением погрудных изображений в медальонах на сводах. Из сцен двунадесятых праздников полностью сохранилось «Крещение» над верхним карнизом в восточном люнете юж. рукава и фрагмент «Вознесения» (?) в вост. люнете сев. рукава. Своды жертвенника, диаконника и угловых ячеек украшает стилизованный флоральный орнамент. От декорации нартекса уцелели незначительный фрагмент мозаичного образа Богоматери в типе «Оранта» в юж. аркосолии вост. стены и фрагменты фресковой росписи ( Mango, Hawkins. 1964. P. 327-328; Belting et al. 1978. P. 20).

http://pravenc.ru/text/2578782.html

Церковь Власия на Волосовой улице (Великий Новгород) Материал из Азбука паломники История [ править править код ] Церковь Власия находится в северной части Людина конца в 250 м от новгородского Детинца. Расположена на перекрёстке трёх улиц — Мерецкова-Волосова, Каберова-Власьевской и Большой Власьевской улицы. Представляет собой крестовокупольную, четырёхстолпную, одноглавую, одноэтажную, квадратную в плане постройку с трёхлопастным завершением. Под 1111 годом клировые ведомости впервые упоминают о деревянной церкви св. Власия Севастийского. Есть летописные отметки 1184 и затем 1379 года о строительстве на этом месте деревянной церкви. Существующая каменная церковь Власия была построена в 1407 году жителями Людина (Гончарского) конца. В XVI веке церковь упоминается как соборная, с существующим на хорах приделом Иоакима и Анны, а позднее как ружная. В 1775 году церковь подверглась некоторым перестройкам: внутри, для улучшения освещенности, были убраны хоры, с запада был пристроен тёплый придел Иакова с трехъярусной колокольней. В 1852 году был перестроен деревянный верх церкви. В 1853 году пристроен новый придел Иоанна. Покрытие храма изменяется на четырёхскатное, сделаны более широкими окна. В результате разрушения 1820-х годах бастионов и рва Малого земляного города, церковь оказалась стоящей на довольно большой открытой площади. Во время Великой Отечественной войны памятник значительно пострадал от пожара. В конце 1940-х—начале 1950-х годов был разобран церковный притвор и колокольня. Угроза сноса нависла и над самой церковью. Городские власти считали, что пострадавшие во время войны старинные здания мешали работе общественного транспорта и угнетающе действовали на психику горожан. Планы по разрушению церкви Власия вызвали активный протест со стороны научной общественности Москвы и Ленинграда и в 1954—1959 годах церковь Власия была отреставрирована. По проекту архитектора Д.М. Фёдорова она была восстановлена в формах 15 века. При реставрации по незначительным следам удалось воссоздать купол и своды, обнаруженные в северном и западном фасадах части древних перспективных (уступчатых) порталов со стрельчатым завершением а также завершающиеся стрельчатой аркой окна. В 1974 году обрушилась средняя часть западной стены церкви. Над северным порталом сохранилась ниша с остатками фрески «Священномученик Власий». Современное состояние [ править править код ] В настоящее время не является действующей. Как добраться [ править править код ] Адрес: Великий Новгород, ул. Большая Власьевская, д. 2 Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Власия...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010