В 2008 году старейшая библиотека стала и обладателем всех восьми томов уникальной рукописной Библии («Оттхайнрих»-Библия), созданной в первой половине XV века в Баварии. Эту рукописную книгу с ее уникальными цветными миниатюрами, выполненными на высококачественном пергаменте, специалисты считают одной из самых драгоценных в мире, а в Германии ее относят к самым ранним переводам Нового Завета на немецкий язык, именно поэтому ее прозвали «Королевой всех Библий». Впервые за несколько столетий ее выставили для публичного обозрения в Музее сокровищ Баварской Резиденции. Здесь я обратился к администрации Резиденции с просьбой помочь в поиске мощей святых Кира и Иоанна. Попросили заполнить особую анкету и подождать телефонного звонка или сообщения по электронной почте. Поклонимся мощам святой великомученицы Екатерины Александрийской Как-то листая старые немецкие книги, повествующие об истории Ордена иезуитов в Баварии, я наткнулся на краткий рассказ о том, что в Мюнхене ежегодно торжественно отмечался общий праздник «14 святых помощников». Мюнхенские католики праздновали его 8 августа, а в группе «святых помощников» значились такие имена, как «святые Акакий, Варвара, Вит, Власий Севастийский, Георгий Победоносец, Дионисий Парижский, Евстафий, Екатерина Александрийская, Кириак, Маргарита Антиохийская, Пантелеимон, Христофор, Эгидий, Эразм». А в одном из мюнхенских иллюстрированных церковных календарей значилось, что в часовне Креста в церкви святого Михаила в 1700 году выставлен новый по тем временам деревянный реликварий с мощами святой Екатерины Александрийской, около которого собираются верующие женщины, имеющие имя этой соименной святой. В традиции Западной Церкви св. Екатерина Александрийская уже несколько веков входит в число «14 святых помощников», почитаемых как единая группа святых со времени постигшей Баварию и всю Европу страшной эпидемии чумы в 1346–1349 годах. Житие св. Екатерины широко известно в Германии. В Дрезденской галерее хранится знаменитая работа Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) «Мученичество святой Екатерины» (1506) – центральная часть алтаря св.

http://bogoslov.ru/article/1428021

Николай», «Вмц. Варвара», «Св. Утилиан (Иустиниан)», «Свт. Власий Севастийский», «Прор. Илия», «Вмч. Пантелеимон» и др., большая часть относится к кон. XIX в.). Эти произведения написаны маслом по тонкому грунту, нанесенному непосредственно на доску (чаще хвойных пород), в позднейших памятниках наличие грунта не прослеживается (красочный слой растрескивается по слоям древесины). Иконы исполнены в светотеневой манере, однако колорит и композиционные решения свидетельствуют о неск. источниках и направлениях развития народной иконописи, бытовавших на порубежье Белоруссии, Украины и России. Господь Вседержитель. Икона. Кон. XIX в. (ВМНТ) Господь Вседержитель. Икона. Кон. XIX в. (ВМНТ) Наследие собственно белорус. школы иконописи с ее ренессансными чертами фольклорно перерабатывалось в светлых по колориту, массивных и спокойных по силуэту, эпически обобщенных образах почитаемых в народе святых - покровителей земледелия и домашних ремесел. Старый прием создания золоченого резного фона на этих иконах заменен охристым, насыщенным элементами барочного орнамента узором, нанесенным густыми мазками. Арочное обрамление ранних икон рисовалось прямо на досках, по углам над арками в цвете воспроизводились резные розетки, представляя излюбленный на росписях мотив «розы белорозовой» с зелеными листьями. В позднейших иконах арки исчезают, а количество цветущих бутонов увеличивается в соответствии с народным обычаем украшать иконы венками из цветов. Среди икон «с розочками» выделяются чернофоновые с более импульсивной манерой письма ликов и фигур. Они наследуют барочную стилистику укр. искусства. Соседние черниговские земли, к к-рым относилась и часть совр. Гомельской обл., особенно склонны к использованию черного цвета как в иконописи, так и на узорных тканях, в народном костюме. Однако обе группы иконографически традиционны, их стабильность - свидетельство давнего и органичного развития народной иконописи, в цельном пространстве к-рой новые влияния перерабатывались в пластически ясный и символически убедительный образ.

http://pravenc.ru/text/166101.html

Множество святынь стало принадлежностью собора, главные из которых – частицы древа Животворящего Креста Господня и глава апостола Андрея Первозванного, для которой к освящению Андреевского собора на средства схимонаха Иннокентия (Сибирякова) московским мастером Прудниковым был изготовлен специальный драгоценный ковчег. Глава апостола Андрея Первозванного (точнее – лобная ее часть) была передана в скит архиепископом Каллиником (бывшим Мосхонийским), прожившим на Афоне 70 лет. Частицы Животворящего Креста хранились в трех реликвариях. Один из них представлял собой серебряный, украшенный драгоценностями, крест, подаренный скиту по завещанию митрополитом Хрисопольским Панкратием, прожившим на Афоне 40 лет и завещавшим никогда не выносить святыню из скита и не отделять от нее частицы. Другой крест – реликварий с частицей Животворящего Креста подарил скиту архимандрит кириархического Ватопедского монастыря Харалампий. И наконец, третий реликварий тоже в виде золотого креста был передан обители учениками о. Аникиты (Ширинского-Шихматова). Из монастыря Кастамонит в Андреевский скит была пожертвована также локтевая часть руки апостола Андрея. В скит были переданы также часть даров волхвов и частицы мощей 70-ти святых, среди которых первомученик архидиакон Стефан, апостолы Филипп и Варнава, свт. Иоанн Златоуст , вмч. Димитрий Солунский, вмч. Пантелеймон, сщмчч. Харалампий и Власий, свт. Модест, патриарх Иерусалимский, свв. мчч. Севастийские, преп. Нил Мироточивый Афонский, свв. мчч. Трифон и Димитрий Новый, прмц. Марина. Рака для хранения мощей и серебряная лампада к ней были изготовлены в Петербурге. Несколько икон скита прославились чудотворениями. Прежде всего это древние иконы, унаследованные скитом от келлии Серай. Главной чудотворной иконой скита была икона Божией Матери с предстоящими великомучениками Георгием и Димитрием Солунскими, святителями Спиридоном и Николаем, прпп. Антонием Великим , Евфимием Великим, Саввой Освященным, Онуфрием, Предтечей Господним Иоанном и евангелистом Иоанном Богословом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Преподобный Симеон Столпник исцеляет змея». Фрагмент иконы «С-в. Симеон Столпник, с житием». Тверь. Конец XVII начало XVIII в. ЦМиАР Священномученик Власий, епископ Севастийский (11 февраля) «Если какой-либо зверь чувствовал себя больным, то приходил к Святому и через возложение святой руки его получал исцеление» с. 212]. Святитель Модест, патриарх Иерусалимский (18 декабря) «Добре управляя вверенною ему паствою, святой Модест творил многие дивные чудеса и исцеления» с. 500]. Святой был славен чудотворениями, как над людьми, так и над животными. При своей жизни он оживил отравленный домашний скот одного человека. В славянском Прологе об этом повествуется так: «Мужу некоторому иеросалимлянину много скота имущу, и тому скоты помираху, источнику змиевым ядом наблевану, наветием дияволъским, на него же нашедшу Святому, скоты воскреси и змия умертви» 16 . «Святитель Модест воскрешает скот». Фрагмент иконы «Святитель Модест Иерусалимский, с житием». Тверская провинция. Начало XVIII в. ЦМиАР «Чудо о Флоре и Лавре». Икона. Русский Север. Вторая половина XVII в. ФААП Мученики Флор и Лавр (19 августа) По свидетельству святителя Димитрия Ростовского , на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Согласно преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников прекратился падеж скота . Тогда и началось почитание Святых Флора и Лавра как покровителей лошадей. Блаженная Евфросиния Колюнановская (3 июля) «Однажды летом в г. Алексине случился падеж скота. Жители были в отчаянии. Никому и в голову не приходило обратиться за помощью к матушке Евфросинии, но блаженная старица, видя людское горе, не заставила себя просить. Рано утром, когда выгоняли скот на пастбище, она вышла на середину стада, проводила его до места пастбища – и падеж прекратился» 13, с. 56 . Жития Святых содержат примеры того, как Преподобные исцеляли зверей, причем животные оказывали доверие угодникам Божиим и сами нередко прибегали к их помощи. Преподобный Макарий Александрийский (19 января)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иногда Святые обращались к животным и птицам не лично, но при помощи посредников. Птицы нередко проявляли доверчивость к Святым и слушались их. Преподобный Исаакий, затворник Печерский (14 февраля) «Однажды один из иноков сказал, подсмеиваясь, блаженному: – Исаакий! Вот сидит ворон, иди и поймай его. Поклонившись до земли, смиренный инок подошел и взял ворона и принес его в поварню инокам. Удивились все такому делу и рассказали о том игуменам и братии; и начали братия с тех пор уважать его» с. 286]. Архимандрит Павел (Груздев) Один из духовных чад так свидетельствовал о старце: «Летом, бывало, сядем с батюшкой на лавочке во дворе храма. Я спрашиваю, он отвечает. Но прежде, чем рассказывать, батюшка сначала соберет всех грачей, которые жили под куполами церкви: – ГрАчи, грАчи! – и они тотчас, словно куры к нему слетаются. Сядут вокруг него, он говорит, а они вроде как слушают: притихнут, не галдят. Так и сидим – батюшка, грачи и я с ними» [X]. Преподобный Лаврентий Черниговский (29 декабря) «Однажды матушки посадили рассаду в монастырском огороде. Галки, гнездившиеся в саду обители, повадились выдергивать молодые ростки. Матушка-сторожиха не могла уследить за ловкими, хитрыми птицами и взмолилась батюшке о помощи. Старец просил передать сторожихе: – Скажи, чтобы она велела птицам лететь в лес . Матушка была крайне удивлена, как это галки могут послушаться ее слов, но за послушание духовнику приказала птицам улетать. Птиц не стало. Прошло два дня. Батюшка вышел, посмотрел на колокольню, где раньше шумели галки. Тишина стояла в монастыре. – А скучно без птиц, – сказал старец Лаврентий, – пусть сторожиха скажет галкам, чтобы возвращались, но ничего бы не портили. Матушка послушно исполнила просьбу старца, и вновь загалдели в обители веселые птицы» [VIII, с. 149–150]. Духовное воздействие Святых на животных проявлялось иногда заочно. Священномученик Власий, епископ Севастийский (11 февраля) «Одна бедная вдова не имела ничего, кроме одного только поросенка; волк, подкравшись, схватил его. Бедная женщина стала горько плакать; увидев, что идет Святой, она бросилась к нему и со слезами стала рассказывать ему о своем горе. Святой, улыбнувшись, сказал ей:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Между тем святой Орест, приблизившись к раскаленному одру, почувствовал страх, и, глядя на святого Евстратия, сказал: — Молись за меня, потому что страх овладевает мною. — Не падай духом, брат Орест, — отвечал ему святой Евстратий, — ибо всё это только кажется страшным и мучительным; на самом же деле ты не почувствуешь никакой телесной боли, если только возляжешь смело на одр и с надеждою на Бога, так как Сам Господь будет нам помощником и защитником. Вспомни твердость духа святого Авксентия и прочих святых и не будь ниже их: здешние мучения оканчиваются скоро, а на небе нас ожидает награда вечная! Услышав это, святой Орест смело и твердо поднялся на раскаленный одр, и, встав на него, ознаменовал себя крестным знаменем и тотчас же лег на раскаленное ложе. Затем он громким голосом воскликнул: — Господи Иисусе Христе! В руки Твои предаю дух мой! И он предал Господу святую свою душу, а святой Евстратий возгласил: — Аминь! Немедленно после этого Агриколай приказал отвести святого Евстратия в темницу. Здесь Евстратий, помолившись, по обычаю, Богу, призвал бывшего с ним раба и сказал ему: — Принеси, сын мой, хартию, и составим завещание, потому что надеюсь, что завтра и я предстану Владыке моему — Христу. Когда хартия была принесена, он написал завещание, в коем высказал желание, чтобы тело его было перенесено в Араврак и чтобы никто не дерзал брать что-либо от его останков, но чтобы всё тело в целости было положено на месте, называемом Аналикозора, вместе с святыми Авксентием, Орестом, Мардарием и Евгением, ибо святые сии заклинали Евстратия, чтобы после их кончины тела их были в нетронутом виде положены вместе с его телом. Все имения свои святой Евстратий завещал на содержание служителей церковных, а движимое имущество приказал разделить поровну: во-первых, нищим и убогим, а во-вторых, своим сестрам; всех же рабов своих велел отпустить на свободу и всем им назначил награды. Написав завещание, святой целый день постился, а всю следующую ночь провел в молитве. В эту ночь к нему, при помощи данного стражам золота, пришел блаженный Власий, епископ Севастийский скрывавшийся в то время по причине гонения на христиан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Да не встретит ее никогда лукавый умысел супостата и не запнет ее во тьме за неведомые и ведомые грехи, совершенные мною в сей жизни! Милостив будь ко мне, Владыка, и да не увидит душа моя мрачного вида лукавых демонов, но да приимут ее Ангелы Твои светлые и пресветлые! Прославь Имя Твое Святое и Твоею силою возведи меня на Божественный Твой суд. Когда я буду судим, да не приимет меня рука князя мира сего, чтобы низвергнуть меня, грешника, в глубину ада; но предстань мне и будь мне Спасителем и Заступником, ибо сии телесные мучения суть радости для рабов Твоих. Помилуй, Господи, оскверненную страстями жизни сей душу мою и приими ее, очищенную покаянием и исповеданием. Ибо Ты - благословен во веки веков. Аминь16. Когда святой окончил молитву и печь была уже раскалена, он сотворил крестное знамение и вошел в нее, воспевая и говоря: - Господи Иисусе Христе! В руки Твои предаю дух мой! Так он скончался. Огонь не повредил его святого тела и даже не тронул ни одного волоса на нем. Умер он в 13-ый день декабря месяца. Блаженный же Власий, епископ Севастийский, взял мощи святых Евстратия и Ореста и исполнил всё, что было написано в завещании мученика17, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Которому слава и держава во веки. Аминь. Чудо святых мучеников пяточисленных Близ Константинополя был монастырь, называемый Олимпом, в котором была устроена церковь во имя святых пяти мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. И издавна утвердился обычай, чтобы на праздник в память святых мучеников приходили в этот монастырь император и патриарх и жертвовали, сколько нужно, на пропитание инокам. Ибо основателем монастыря было заповедано, чтобы монахи его не занимались ни сельскими работами, ни возделыванием винограда, но, предавшись совершенно предстательству святых мучеников, заботились бы только о своем спасении. И так как иноки строго хранили эту заповедь основателя, то святые мученики никогда не переставали заботиться о нуждах монастырских. Но милость Божия обычно бывает неразлучна с испытанием, дабы сделалось более очевидным то, что надеющиеся на Бога и взыскующие Его не лишатся всякого блага более, чем полагающиеся на свое богатство.

http://pravicon.com/info-3329

Ряд людей, о которых повествуется в Ветхом и Новом Завете, могли рассматриваться как осязаемые примеры для подражания; они вели жизнь в пустыне или же жизнь без дома, в которой человеку негде было приклонить голову. Вероятно, не на пустом месте родилась идея, которая впоследствии была общепринятой среди сирийских монахов, о том, что в своём подвиге они следуют библейским образцам. Для Ефрема этими библейскими прототипами монахов чаще всего были Иоанн Креститель и ветхозаветные Илия и Елисей. Возможно, появление подражания этим прототипам в виде отшельничества появилось в Месопотамии столь же спонтанно, как и идея, возникшая в Египте у Антония после прочтения 19-й главы Евангелия от Матфея. В апокрифической литературе упоминаются и другие библейские тексты, которые также могли иметь влияние. У нас есть и прямое свидетельство о том, что для аскетов был важен известный отрывок из Послания к Евреям: «те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли...» ( Евр.11:37 и далее). Рассказ Евсевия о Наркиссе Иерусалимском, относящийся к началу III века, также мог описывать события, имевшие место в Месопотамии, хотя, конечно, это невозможно доказать из-за скудности наших знаний. В пользу же этого говорит то, что мы высказали ранее в отношении взгляда на мир, господствовавшего в древности в общинах сирийского Востока. Внешние условия могли даже увеличивать число подобных случаев и делать такой образ жизни обязательным в определённых условиях жизни. Так могло обстоять дело в Персии в результате враждебности последователей маздаизма, которые делали жизнь аскетов в общине невыносимой. В таких условиях идея о том, чтобы покинуть общину и вести безмятежную подвижническую жизнь в одиночестве, могла казаться совершенно естественной. Определённое влияние могли также иметь преследования. Во время гонений епископ Власий Севастийский оставил своё жилище и поселился в пещере в горах. Можно также вспомнить свидетельство Ипполита, который пишет о некоем сирийском епископе: этот епископ во время преследований во имя Христа побуждал свою общину спасаться в пустыне. Община, которая (как часто бывало) представляла собой группу людей, помещающуюся в одну комнату, вполне могла стать аскетической колонией в пустыне. Всё это имело место на римской территории. Когда впоследствии начались гонения в Персии, большинство христиан бежало в горы, некоторые же искали прибежища в пустыне и в других удалённых местах. Можно предположить, что, когда они получили возможность вернуться, некая часть предпочла остаться, для того чтобы вести спокойную уединённую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 11 Февраля, Канон Глас 4 Песнь 1 Ирмос: Моря чермную пучину/невлажными стопами/древний пешешествовав Израиль,/крестообразныма Моисеовыма рукама/Амаликову силу в пустыни победил есть.  Припев: Священномучениче Власие, моли Бога о нас. Похвалу согласну днесь Христу приносим,/славную Власия мудраго творяще память,/Моисейски, празднолюбцы, поюще песнь Богу нашему,/яко прославися.  Припев: Священномучениче Власие, моли Бога о нас. Дольних презиратель Власий и Христов рачитель, яко святитель, и мученик, и пастырь,/еже делом показание,/и, предлож Божественную трапезу, на снедение созывает нас.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Житие добродетельми очистил еси и сосуд явился еси, потребен/Божественнаго мира на восприятие честнаго служения, мудре,/одежду же кровьми мучения испестрил еси.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Воста от отча падения, Богородительнице Чистая,/и от клятвы избавися яве праматерния, Пресвятая,/Твоим Рождеством род весь человеческий.  Песнь 3 Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи:/Ты моя крепость, Господи,/и прибежище, и утверждение.  Припев: Священномучениче Власие, моли Бога о нас. Яко ведом Богу, священствовати Христу помазался и научился Духом,/сам ся кровию освятил еси.  Припев: Священномучениче Власие, моли Бога о нас. Ученьми воистинну сбытием мудрых дел твоих/Церкви был еси мученик и учитель, Власие.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Образ благочестия Церкве Христовы был еси,/священную одежду твою кровьми уяснил еси страданий твоих.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Рождши на земли пребогатаго Бога, Чистая,/человеческое падение на Небеса возвела еси.  Седален, глас 8 Благочестия сый прозябение честно,/нечестия явился еси потребитель, Власие прехвальне, силою духовною:/на судищи бо идольскую лесть обличил еси/и благодерзновенно пети Троицу проповедал еси;/темже и беззаконным предався, страстотерпче, зверя уморил еси, злоначальнаго змия./Сего ради вопием ти:/моли Христа Бога, согрешений оставление даровати чтущим любовию святую память твою.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjas...

И корни русские во льдах азийских спят. Прощаю вас, дома многоэтажные, За то, что вырастая без корней, Вы вознеслись, надменные и важные, Над стороной растоптанной моей. Средь оренбургской суеты почудится: Не помнящий ни дедов, ни отцов Сидит малец на лавочке и щурится На цепь чужих заснеженных венцов. Но если приглядеться вдаль внимательно, Сверкнет во мгле мерцающий ледник – Табынская икона Божьей Матери, То светит Твой неугасимый Лик! 11 Февраля Власьев день... Вкушай, Буренушка Хлеб с крещенскою водой! Пей родимую до донышка – Слаще нет ее, родной! Пусть сметаною не доишься Ты, кормилица семьи, За грехи людские молишься, Злак вкушаешь от земли. Севастийский Власий-праведник Не забыл про грешных нас. И коровий млечный праздничек Под конец зимы припас Молоко течет по вымени, По копытечку журчит… Отзвук Велесова имени В этом праздничке звучит. Пора крещенских водосвятий.. Ты поутру пораньше встань. Мы, помолившись у распятий, Молчком пойдем на иордань. По два ведра на коромысле, Что всклянь полны святой водой, Прогнавши суетные мысли, Мы в избу принесем с тобой. Не сыщешь лучшего лекарства От хворей всех и всех скорбей. Зачем нам ехать за три царства Или за тридевять морей? Дед тихо стонет на полатях, Сестрица дышит горячо… Всем хватит Божьей благодати, Покуда с нами Бог еще! Страшный и давно желанный сон Мне сегодня на рассвете снился – Молния прошила небосклон. Грянул гром. Мужик перекрестился. Вроде и не Божий он пророк… Отчего ж так истово и честно Север, юг, и запад, и восток Он соединял знаменьем крестным? Небосводу бил земной поклон И читал псаломы из Псалтири… Молния прошила небосклон И зашила аспидные дырья. Золотые отшвырнув оковы По миру босое – Боже мой! – Русское заплаканное Слово, Ты идешь с поникшей головой. Не согреет мировая слава, Не спасет у жизни на краю… Призывают вороны картаво Сто смертей на голову Твою. Расхрабрились, навалились скопом… Что же, на миру красна и смерть! Только всем америкам-европам Все равно Тебя не одолеть. Бедами болезными Твоими

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010