Витсаида – името на няколко древни библейски градове. – Витсаида Галилейска – град в Галилея на северозападния бряг на Тивериадското езеро (Галилейското езеро), недалеч от Капернаум и Хоразин. Във Витсаида са родени свв. апостоли Петър, Андрей и Филип. В този град бил много пъти Господ Иисус Христос (Мат. 11:21). Да се различава от Витсаида Юлия. – Витсаида Юлия – град на североизточния бряг на Тивериадското езеро (Галилейското езеро), наречен на името на дъщерята на римския император Октавиан Август. Недалеч от града, в който Иисус Христос наситил 5000 души с пет хляба и две риби ( Лук. 9:10 , Марк. 6:41–45 ). Във Витсаида Юлия Господ изцелил слепия ( Марк. 8:22–25 ). Св. Власий Севастийски Чудотворец (+316) – свещеномъченик, епископ на гр. Севастия в областта Кападокия в Мала Азия (днес в Турция). Гоненията на християните от император Диоклетиан го принудили да се оттегли в пещера в пустинната планина Аргеос. Там в молитви и трудове прекарвал дните си, общувайки само с диви животни. Като научил за него, Ликиний заповядал да го доведат, св. Власий бил жестоко мъчен и накрая обезглавен заради нежеланието му да се отрече от Христа. Поради кротката му мъдрост и чудесата, които направил, много езичници се обърнали към християнската вяра. Извън речника: Св. Власий. В отан (Водан, Wodan, Wotan, Wuotan) – бог на мълнията и гърма в древногерманската (езическа) митология; върховен бог, обитаващ Валхала, където пируват боговете и където попадат загиналите в битка войни. В скандинавската митология на Вотан съответства бог Один (произнасян «Удин»). Вселенска патриаршия (вселенски патриарх) – название, с което се титулува Константинополската патриаршия от времето на патриарх Йоан Постник (582–595). Виж също Икуменизъм. Извън речника: Константинопол (Истанбул). Вселенски събор – събор за разрешаване на въпроси от общоцърковен характер, предимно из областта на вярата и църковното устройство, на който присъстват епископи от цялата Христова Църква, и чиито решения се отнасят до цялата Църква.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Аминь. Святые славные сорок страстотерпцев Христовых, мужественно пострадавшие за Христа в городе Севастии! Вы прошли через огонь и воду и как друзья Христа вошли в покой Небесного Царствия. Вы имеете великое дерзновение к Пресвятой Троице ходатайствовать о роде христианском, и прежде всего о тех, кто чествует вашу память и призывает вас с верой и любовью. Испросите у щедрейшего Бога прощение наших согрешений и исправление нашей жизни. Чтобы мы, проведя жизнь в покаянии и искренней любви друг к другу, с дерзновением пошли на Страшный Суд Христа и, благодаря вашему заступничеству, встали на нем по правую руку Праведного Судии. Божьи угодники! Будьте нам защитниками от всех врагов, видимых и невидимых, чтобы под покровом ваших святых молитв мы избавились от всех бед, несчастий и всякого зла до последнего дня нашей жизни, и прославили великое и достойное поклонения Имя Создавшей всё Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, теперь и всегда и во веки веков. Аминь. О помощи в житейских делах, о благословении Божием над домом Священномученику Власию, епископу Севастийскому Тропарь, глас 4й Аудио: И нравом причастник,/и престолом наместник апостолом быв,/деяние обрел еси, Богодухновенне,/в видения восход,/сего ради, слово истины исправляя,/и веры ради пострадал еси даже до крове,/священномучениче Власие./Моли Христа Бога//спастися душам нашим. О священномученик Власий! Твой образ действия был общим с апостолами, ты стал наследником их престолов. Вдохновленный Богом, ты познал, что дела возводят к видению. Поэтому, верно истолковывая слово Истины, ты мужественно пострадал за веру вплоть до пролития крови, священномученик Власий. Умоли Христа Бога, чтобы спаслись души наши. Кондак, глас 8й Аудио: Священия помазанием и мучения кровию украсился еси, славне Власие,/и сияеши всюду, в Вышних ликуя/и нас назирая, в храм твой пришедшия/и в нем тебе непрестанно зовущия://всех нас соблюди. Ты украсил себя помазанием священства и кровью мученичества, славный Власий, и сияешь повсюду, ликуя на Небесах, и за нами наблюдаешь, пришедшими в твой храм и непрерывно призывающими тебя: сохрани нас всех! Молитва

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-o-s...

8. 5 (8. 5-7)). Причины появления этой страсти различны: как телесная горячка, хотя она и одна, может воспламеняться из-за разных обстоятельств, так и «воспламенение и движение раздражительности и прочих наших страстей имеют многие и различные причины» (Ibid. 8. 28 (8. 30)). И. Л. обозначает 3 степени проявления этой душевной болезни: возмущение сердца (по Евагрию, такое состояние - обыкновенный результат гнева - см.: Evagr. De octo vit. 6//PG. 40. Col. 1273А) или посредством слова, или, что самое неподобающее монаху, путем дела: «...худо смущать сердечное око… еще хуже - стремление души обнаруживать словами, а руками - вовсе противно и чуждо монашескому, ангельскому и божественному житию» (Scala. 8. 19 (8. 22)). Подобно тому как ветры возмущают морские пучины, недуг раздражительности более всех остальных страстей смущает ум подвижника, а потому средством врачевания должна служить молитва, соединенная с сердцем, как преграда от мысленных разбойников (Ibid. 26. 216, 218 (26. 3. 22, 24)). И. Л. свидетельствует, что многие гневливые могут усердно подвизаться в бдении, посте и безмолвии, но только «слеза истинного плача подавляет всякий пламень раздражительности и вспыльчивости» (Ibidem). Прп. Иоанн Ленствичник, вмч. Георгий и свт. Власий Севастийский. Икона. 2-я пол. XIII в. (ГРМ) Прп. Иоанн Ленствичник, вмч. Георгий и свт. Власий Севастийский. Икона. 2-я пол. XIII в. (ГРМ) Непосредственное порождение гнева - памятозлобие (μνησικακα) связано с ним, как кольцо в одной цепи страстей (Ibid. 9. 1). И. Л. определяет памятозлобие рядом ярких эпитетов, среди к-рых - «отчуждение любви», «хранение согрешений», «пресечение моления» (Ibid. 9. 2). Вражду с любовью иначе можно назвать ненавистью ко всем окружающим людям, по причине которой одержимые этой страстью долгое время, а может и всю жизнь, с горечью и недоброжелательством смотрят на своих обидчиков, вместо того чтобы «памятозлобно памятозлобствовать на демонов и непрестанно враждебно враждовать на свое тело» (Ibid. 9. 9 (9.

http://pravenc.ru/text/471351.html

Священномученик Власий, епископ Севастийский (11 февраля) «Святители Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский благословляют животных». Икона. Москва. Около 1407 г. ГИМ «Он обитал в пещере и подвизался в безмолвии и постничестве, воссылая непрестанные молитвы Богу. К нему приходили дикие звери , и если заставали Святого в безмолвной молитве беседующим с Богом, то они, как бы разумные существа, не прерывали его Богомыслия, но стояли перед пещерой, дожидаясь, пока Святой, окончив свою молитву, не выйдет к ним, и не уходили до тех пор, пока Святой, выйдя и возложив на них свои руки, не благословит их» с. 212]. Священномученик Елевферий (15 декабря) «...Это было пустынное место, и в нем находилось множество зверей. Но святой мученик Елевферий, воссылая хвалу Господу, жил с ними, как бы с овцами: мимо него проходили львы, медведи даже ласкались к нему. Как будто зная голос его, они, как рабы за господином, всюду следовали за ним, служа и охраняя его» с. 423]. Преподобный Иоаникий Великий (4 ноября) «Иоанникий ушел, желая дальше скрыться от всех, удалился в горы Контурийские, где было много зверей и змей. Там поселился Святой, избегая славы человеческой; он жил со зверями и змеями . ... В зимнюю пору Святой вошел в одну глубокую пещеру и нашел гнездившегося в ней змея, глаза которого горели, как огни. Не догадываясь, что перед ним был змей, и думая, что это в самом деле огонь, Святой собрал дров и стал класть на змея, желая согреться у костра в такую стужу. Змей, встряхнувшись, сбросил с себя дрова, и тогда Святой увидал, что тут был змей. Однако он не испугался, но поместился на правой стороне пещеры и оставался здесь вместе со змеем до тех пор, пока не окончилась зима» с. 60, 62]. Преподобный Павел Комельский Обнорский (10 января) «Преподобный Павел Обнорский (Комельский)». Икона. Конец XX века. Воспроизведено с сайта: 1.php «К отшельнической келии преподобного пустынника во множестве слетались лесные птицы ; сюда же приходили и дикие кровожадные звери , которые становились кроткими по молитвам Святого, и исполняли все, что приказывал им блаженный отец» с. 307]

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После погребения в царской трапезной прошла общая поминальная трапеза, во время которой наместник епископ Иосиф также вспоминал батюшку Власия, его жизненный путь, его болезни и тяжелый крест духовничества, его участие и роль в своей жизни. Со словами соболезнования обратились благочинный Боровского церковного округа протоиерей Игорь Павлов, глава Боровской администрации Н.А. Калиничев и другие, сообщает  епархиальный сайт . Схиархимандрит Власий (в миру Анатолий Владимирович Перегонцев) родился 8 февраля 1934 г. в дер. Кушлянщина Смоленской области, в верующей семье (бабушка стала схимонахиней).  По окончании школы поступил на лечебный факультет Смоленского медицинского института на кафедру педиатрии и детских болезней, однако из-за религиозных убеждений и посещений служб в Успенском кафедральном соборе подвергся травле и преследованиям в институте. Оставив учебу, переехал в город Мичуринск Тамбовской области, где встретился со своим духовным наставником отцом Иларионом (Рыбарем), с которым переехал в Закарпатье, в монастырь свв. Флора и Лавра. Так как пропавшего студента объявили во всесоюзный розыск, вынужден был сменить имя, был наречен Петром (в честь апостола Петра). Через пять лет был пострижен в иночество с именем Власий в честь Власия Севастийского, 11 лет был келейником у о. Илариона.  С закрытием монастыря в период хрущевских гонений вынужден был вернуться в Смоленск, где был принят на работу в Успенский собор псаломщиком и регентом и сблизился с епископом Смоленским Гедеоном (Докукиным), который позднее рукоположил его в сан иеродиакона и иеромонаха.  В 1972 г. в связи с назначением епископа Гедеона управляющим  Новосибирской епархией  переехал вместе с ним в Новосибирск. Позднее переехал в Тобольск, где служил в храме святителя Иоанна Тобольского. Из-за разногласий с местным архиереем вынужден был переехать в Тюмень, а позднее в Белгородскую область к архимандриту Серафиму (Тяпочкину), который в 1980 г. постриг его в схиму с тем же именем, теперь в честь Власия Кесарийского. 

http://patriarchia.ru/db/text/5859740.ht...

Его травили и заставляли отречься от веры. Но он выбрал для себя Божье. Всеми гонимый, никем не понимаемый, затравленный, на грани нервного срыва в беспамятстве, он пошел пешком в Мичуринск к дому своего будущего духовного отца — схииеромонаха Илариона (Рыбаря). Тот его принял, утешил и оставил у себя в доме. Вместе с ним батюшка уехал в Закарпатье в монастырь свв. Флора и Лавра. Дома его объявили во всесоюзный розыск, он вынужден был сменить имя, его нарекли Петром в честь апостола Петра. Через пять лет инок Петр был пострижен с именем Власий в честь Власия Севастийского. Во время хрущевских гонений монастырь советские власти закрыли, монахов разогнали. Он вернулся в Смоленск, был псаломщиком и регентом в Успенском соборе. Там сблизился с епископом Смоленским Гедеоном (Докукиным), который позднее рукоположил его в сан иеродиакона и иеромонаха. Когда в 1972 году владыку назначили управляющим Новосибирской епархией, батюшка переехал с ним в Новосибирск. Затем отца Власия назначили настоятелем Покровского собора в Тобольске, где он служил у мощей святителя Иоанна Тобольского. Уже тогда отец Власий был известен как ревностный любвеобильный пастырь, к нему в храм шли люди, властям это не нравилось. Омский епископ Максим тоже его люто невзлюбил, считая чуть ли не сектантом, за то, что батюшка после служб пел псалмы, постоянно служил молебны у раки святителя, подолгу исповедовал людей, тогда это было не принято, власти за этим следили. Архиерей в глаза говорил батюшке, что согнет его в бараний рог, сотрет с земли, что и не вспомнят о таком. Он хотел, чтобы отца Власия извергли из сана и навсегда запретили в служении, написал докладную Патриарху Пимену. Вскоре из Москвы пришла телеграмма, чтобы отца Власия не было в Тобольске в течение 24 часов. Зимой в мороз батюшка оказался выброшенным на улицу в стареньком подряснике, скуфейке и летнем плаще. Исцеление на Афоне Шел 1980 год. Расцвет брежневской эпохи, когда на весь Советский Союз остались действующими несколько десятков храмов, в моем родном полуторамиллионном Екатеринбурге была открыта единственная на весь город Ивановская церковь на городском кладбище.

http://pravmir.ru/k-nemu-shli-kogda-zemn...

Вениамин, преп. Нитрийский, ум. ок. 392. В субб. с. Вероника, или Виринея, мученица из Иераполя, с Домниной. 4 окт. Верк пресв., из 26 мучч. Готфских, в 4 веке. 20 марта. Вечеслав, князь Чешский, уб. братом Болеславом в 929 году. 28 сент. и 4 марта. Вевея, мученица Едссская при Траяне, с Сарвином. 15 окт. Вивиан, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Викентий, диакон Августопольский (в Испании), муч. Валентийский при Диоклетиане (304). 11 ноября. Викторин, Виктор и др., мучч. Коринфские, ок. 251 тода. 31 янв. Викторин, муч. Римский при Диоклетиане, с Севастианом и др. 18 дек. Виктор, иначе Фотик, муч. Римский при Нероне, с матерью Фотиной Самаряныней. 20 марта. Виктор, муч. Коринфский ок. 251 г., с Викторином и др. 31 янв. Виктор воин и Стефанида, мучч. в Дамаске, при Антонине. 11 ноября. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан, мучч. Никомидийские ок. 303 года. 18 апр. Виктор воин, муч. Халкидонский при Диоклетиане, с Евфимией всехвальной. 16 сент. Виктор, муч. при Ликинии, с Дорофеем и др. 18 февр. Вил или Вила муч., с Терентием и Неонилой. 28 окт. Вирилад, из числа 45 мучч. Никопольских, ок. 320 года. 10 июля. Виринея (Вероника), мученица из Иераполя, с Домниной и Проскудией. 4 окт. Вирко, иди Уирко, мученица Готфская, 4 века. 26 марта. Висарион, преп. Египетский 5 в. 6 июня. Виталий, муч. Керкирский, ученик ап. Иасона, с Зиноном и др. 28 апр. Виталий, муч. Римский, из 7 сынов Филицаты, ок. 164 года. 25 янв. Виталий преп., из обители аввы Серида, 7 века. 22 апр. Витимий, преп. Египетский 5 в. В субб. с. Вит отрок, Модест пестун, и Крискентия, питательница его, мучч. Луканийские при Диоклетиане. 15 июня. Вифоний муч., с Елпидифором и др. 3 апр. Вианор и Силуан, мучч. Писидийские. 10 июля. Владимир-Василий, вел. князь Киевский, ум. 1015. 15 июля. Власий пастырь, муч. Кесарийский (в Каппадокии). 3 февр. Власий, еп. Севастийский, муч. при Ликинии от Лисия. 11 февр. Вонифатий РимлянИн.муч. Киликийский ок. 307 года. 19 дек. Вонифатий милостивый, еписк. Ферентийский 6 в. 19 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

валентийской, 11 ноября.     Викторин (победительмый, лат.), муч. коринфский, 31 янв. и 10 марта.     Викторин, муч. рммский, с Севастианом и друг., 18 дек.     Виктор (победитель, лат.), иначе Фотин, муч. римский с материю Фотиною самарянынею, 20 мар.     Виктор, муч. коринфский, 31 янв. и 10 марта.     Виктор воин. муч. в Дамаске, 11 ноября.     Виктор, муч. никомидийский, 18 апр.     Виктор воин, муч. халкидонский, 16 сент.     Виктор, муч. с Дорофеем и др., 18 февр.     Вила (госпожа, халд., или небесная, древн. греч.), мученица, 28 окт.     Вирилад, из числа 45 мучч. никопольских, 10 июля.     Виринея (Вереника), мученица из Иераполя, 4 окт.     Вирко или Уирко, мученица готфская, 26 марта.     Вир (муж, лат.), 30 дек.     Виссарион (лощнистый, лесистый или кашляющий, греч.), преп. египетский, 6 июня.     Виталий (жизненный, лат.), муч. керкирский, 28 апр.     Виталий, муч. римский, из 7 сынов Филицаты, 25 янв.     Виталий преп., из обителя аввы Серида, 22 апр.     Вит (побежденный или живущий, лат.), отрок, 15 июня.     Вифоний (в глубину брошенный, греч.), муч., 3 апр.     Вианор (жестокий, насильник, греч.), муч. писидийский, 10 июля.     Владимир — Василий, вед. князь киевский, 15 июля.     Власий пастырь, муч. кесарийский, 3 февр.     Власий, еп. севастийский, муч., 11 февр.     Вонифатий (благотворец, лат.), римлянин, муч. киликийский, 19 дек.     Вонифатий милостивый, еп. ферентийский, 19 дек.     Всевоиод-Гавриил, князь псковский, 11 февр., 22 апр. и 27 ноября.     Вукол (пастух, греч.), еп. смирнской, 6 февр.     Вера, муч. римская, 17 сент.     Гаафа, княгиня готфская, 26 марта.     Гаведдай, муч. персидский, 29 сент.     Гавиний (лат.), пресв., муч. римский, 11 авг.     Гавриил (нуж Божий или крепость Божия, евр.), архангел, 26 марта и 13 июля.     Гавриил, муч. болгарский, 22 янв.     Гавриил-Всеволод, князь псковский, 11 февр.     Гаиания (земная, греч. см. Гай), муч. арменская, 30 сент.     Гаиан (зенной, греч.), 15 ноября.     Гаий (зенной, греч. и латин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Возможно, что здесь в древности стоял идол Волоса, на месте которого позже и была выстроена деревянная церковь Власия. По мнению Б.А. Рыбакова, в устойчивом наименовании Волосовой улицы сохранилась " память о языческом Волосе " . Согласно другой версии, улица названа по храму св. Власия, поскольку Волос - это народная восточнославянская форма имени Власий. Другой учёный-археолог М.Х. Алешковский считал, что Волосова улица древнее Власьевской церкви, стоящей в конце, а не в начале улицы, поэтому её название восходит к антропониму Волос, широко распространённому среди новгородцев. В.Л. Янин утверждает, что, как и в случае с другими языческими капищами древнего Новгорода, упомянутая под 1111 годом деревянная церковь Власия была построена на месте славянского капища Велеса (Волоса), от которого христианский Власий унаследовал основные черты. Обосновывая свою точку зрения, Янин ссылается лишь на «декорум христианизации», включающий «идею торжества над поверженным язычеством». В.Л. Васильев пишет, что наличие здесь языческого капища археологически до сих пор не прослежено. Под 1111 годом клировые ведомости впервые упоминают о деревянной церкви св. Власия Севастийского. Летописи 1184 г. сообщают: «Въ то же лето сърубиша церковь нову святого Власия». Затем в 1379 году строится на этом месте новая деревянная церковь. Существующая каменная церковь Власия была построена в 1407 году жителями Людина (Гончарского) конца. В XVI веке церковь упоминается как соборная, с существующим на хорах приделом Иоакима и Анны, а позднее как ружная. В 1775 году церковь подверглась некоторым перестройкам: внутри, для улучшения освещенности, были убраны хоры, с запада был пристроен тёплый придел Иакова с трехъярусной колокольней в стиле классицизм. В 1852 году был перестроен деревянный верх церкви. В 1853 году пристроен новый придел Иоанна. Покрытие храма изменяется на четырёхскатное, сделаны более широкими окна. В результате разрушения 1820-х годах бастионов и рва Малого земляного города, церковь оказалась стоящей на довольно большой открытой площади.

http://sobory.ru/article/?object=00339

Агафоник, Принкипс и др., мучч. Силимврийские. 22 авг. Мучч. Солунские: Александр. 9 ноября. ДомнИн.10 окт. Зинон и Зина, мучч. Филадельфийские. 22 июня. Мучч. Халкидонские: 305–313.                  Солохон, Памфамир и Памфалон, воины. 17 мая. Севириан. 22 авг. Максим, Феодот и Асклиада, мучч. Фракийские. 15 сент. Ардалион, муч. из лицедеев. 14 апр. Роман муч. 10 ноября. Ок. 315.       Ермил и Стратоник, мучч. в Мисии. 15 янв. Ок. 316.       Евстафий воин, муч. Анкирский. 28 июля. 319.            Феодор Стратилат, великомуч. в Ираклее Понт. 8 февр. 320.            Гордий, муч. Кесарийский в Каппад. 3 янв. Феоген, священномуч. Парийский. 2 янв. Сорок пять муч. Никопольских. 10 июля. Мучч. Севастийские: Севириан. 9 сент. Сорок воинов. 9 марта. Феодот, священномуч. Керинийский. 2 марта. Фока вертоградарь, муч. Синопский. 22 сент. 322.             Василий, еп. Амасийскиии, муч. Никомид., и св. дева Глафира. 26 апреля. Авив, муч. Едесский. 15 ноября. 308–323.       Иулиан пресв., муч. Анкирский при Ликинии. 13 сент. Селевк. Макровий и Гордиан, муч. Галатские. 13 сент. Аммун диакон и 40 дев постниц, мучч. Ираклийские. 1 сент. Алфий, Филаделф, Киприан и др., мучч. Италийские. 10 мая. Акакий, муч. Милитский. 28 июля. Мучч. Севастийские: Власий еп., два отрока и 7 жен. 11 февр. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест. 13 дек. Илия, Зотик, Лукиан и Валериан, мучч. в Томах. 13 сент. Дорофей, Агриппа, Виктор и Феодул мучч. 18 февр. 324.            Филогоний, еп. Антиох. 20 дек. 325.            Митрофан, патриарх Цареградский. 4 июня. Григорий, еп. Армении Вел. 30 сент. Никейский собор 1-й. 29 мая. 326.            Царица Елена. 21 мая. Ипатий, священномуч., еп. Гангрский. 31 марта. 327.             Иона, Варахисий и другие, муч. Персидские. 28 марта. 330.             Обновление Царьграда. 11 мая. Ахиллий, еп. Лариссы. 15 мая. Силвестр, папа Римский. 2 янв. 335.             Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме. 13 сент. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. 14      сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010