Геополитические сдвиги в нач. 90-х гг. ХХ в., вызванные развалом СССР, сопровождались обострением ряда проблем в двусторонних отношениях КПЦ и Русской Православной Церкви. Существенные разногласия обнаружились в связи с ситуацией на Украине, включая проблему принятия К-польским Патриархатом в свою юрисдикцию укр. церковных образований за границей, пребывавших в расколе с РПЦ. До 1995 г. позиция К-польской Патриархии по отношению к расколу на Украине четко соответствовала православным канонам и общей позиции Поместных Православных Церквей. 26 авг. 1992 г. Патриарх Варфоломей направил патриарху Алексию II письмо, в к-ром сообщил, что в связи с событиями в Украинской Православной Церкви, приведшими к низложению митр. Киевского и всея Украины Филарета ( Денисенко ), КПЦ, «признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Святейшей Русской Церкви», принимает данное решение (Архив ОВЦС МП. Ф. К-польский Патриархат). Во время визита в РПЦ 10-19 июля 1993 г. патриарх вновь подчеркнул, что признает единственным главой Украинской Православной Церкви митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) . В ситуации, когда раскольнические силы на Украине получали поддержку не только националистических политических сил, но и правительственных органов, угроза каноническому Православию нарастала. В этом отношении было крайне важно, чтобы ранее заявленная позиция К-польского Патриархата строго соблюдалась. 24 сент. 1997 г. Патриарх Варфоломей, посетивший Одессу для участия в симпозиуме по проблемам экологии Чёрного м., во время встречи с патриархом Алексием II в очередной раз заявил о своем непризнании раскольнических групп на Украине. В 1995 г. отношения между 2 Церквами были омрачены принятием К-польским Патриархатом в полное церковное общение иерархов «Украинской автокефальной православной церкви в США и диаспоре», находящихся в расколе с РПЦ. В письме Патриарху Варфоломею от 18 мая 1995 г. предстоятель РПЦ выразил протест в связи с неканоничным решением и констатировал, что оно наносит серьезный урон двусторонним отношениям и создает опасную ситуацию, при к-рой Московский Патриархат «не сможет отныне иметь общение с частью Константинопольской Церкви, а именно, с незаконно принятыми в юрисдикцию Вселенского Патриархата украинскими раскольниками» (Архив ОВЦС МП. Ф. К-польский Патриархат).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Наш современник Федор Достоевский Третье письмо в Небеса обетованные протоиерею Николаю Агафонову, священнику и писателю Алексей Солоницын Протоиерей Николай Агафонов Здравствуйте, дорогой отец Николай. Рад, что мои первые два письма дошли до Вас. Сужу хотя бы по тому, что второе письмо, которое касалось фильма с участием Софи Лорен «Вся жизнь впереди» , хотя и без всякого предисловия, все же прочитано нашими братьями во Христе, число которых немалое, и правильно понято. Рад, что читатель умеет разбираться в литературных жанрах. Говорить и общаться с Вами по-прежнему для меня потребность души, и от возможности обсудить с Вами те новости, которые волнуют сегодня, не хочу отказываться. Вспоминаю, как Вы рассказывали о своем поступлении в Московские духовные школы, и как на вступительных экзаменах Блаженнейший Владимир (Сабодан), будущий Митрополит Киевский и Всея Украины, а в то время ректор Духовной академии, спросил вас: «А что вы читаете, молодой человек?» Вы ответили кратко: «Достоевского». Заинтересовавшись, владыка стал расспрашивать, что же недавний сержант понял в прочитанном, и беседа затянулась. А когда вы вышли, абитуриенты стали вас расспрашивать, почему так долго вы отвечали. И не поверили вам, что речь шла о Достоевском. И когда вывесили список принятых на первый курс семинарии, свою фамилию в списке вы не нашли. Увидели, что ваш знакомый показывает вам два пальца. «Значит, двойка», – удрученно решили вы. А вам, оказывается, показывали, что надо почесть второй список, в котором среди нескольких фамилий ваша стояла первой. То есть значилось, что вы зачислены сразу на второй курс. Эту историю вы рассказывали с улыбкой, и она мне вспомнилась сегодня, когда я писал о нашем общем любимом писателе. Ведь идет год Достоевского, все ближе 200-летие со дня его рождения. Спешу поделиться с вами радостью, что вчера мой редактор из издательства сообщила, что моя книга о Достоевском будет издана к юбилею писателя, поскольку выдержала Всероссийский конкурс среди других претендентов на издание.

http://pravoslavie.ru/140761.html

Но, обладая всем, в силу своей свободы, мировая душа может захотеть обладать им иначе, чем обладает, т.е. «может хотеть обладать им от себя, как Бог, может стремиться, чтобы к полноте бытия, которая ей принадлежит, присоединилась и абсолютная самобытность в обладании этой полнотой, – что ей не принадлежит. В силу этого душа может отделить относительный центр своей жизни от абсолютного центра жизни Божественной, может утверждать себя вне Бога. Но тем самым необходимо душа лишается своего центрального положения, ниспадает из всеединого средоточия Божественного бытия на множественную окружность творения, теряя свою свободу и свою власть над этим творением» 246 . Здесь начало падения и распадения мировой души на составные и враждующие, без объединяющего действия Божественного Логоса, части. Но падение касается и разбивает единство производное, а не производящее, которое остается и реализуется теперь другим образом – через постепенное свободное возвращение мировой души к Логосу и восприятия ее Им, что стало нам видимым и доступным во Христе – Новом Адаме. Постепенная реализация идеального всеединства составляет смысл и цель мирового процесса. Божественное начало является здесь (в мировом процессе) как действующая сила абсолютной идеи, стремящейся реализоваться, или воплотиться, в хаосе разрозненных элементов. Здесь божественное начало стремится к тому же, к чему и мировая душа, – к воплощению божественной идеи, или к обожествлению всего существующего чрез введение его в форму абсолютного организма, но с той разницей, что мировая душа, как сила пассивная, как чистое стремление, первоначально не знает, к чему стремиться, т.е. не обладает идеей всеединства. Божественный же Логос, как начало положительное, как сила действующая и образующая, в Самом Себе имеет и дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму 247 . «Воплощение божественной идеи в мире, составляющее цель всего мирового движения, обусловливается соединением божественного начала с душой мира, причем первое представляет собой действующий, определяющий, образующий, или оплодотворяющий, элемент, а мировая душа является силой пассивной, которая воспринимает идеальное начало и воспринятому сообщает материю для его развития, оболочку для его полного обнаружения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Все домостроительство спасения человека, по учению митрополита Филарета, может быть рассматриваемо как созидание Христом Богом Своего Тела – Церкви. Человек своими силами не может воссоздать разоренную грехом свою богозданную природу, «человек не может прийти к Богу сам собою, без особенного, чрезвычайного низведения к нему силы Божией, – без такого посредства, которым бы расстояние между Богом и человеком было наполнено, разделение уничтожено, общение, ничем не пресекаемое, восстановлено, – без посредства, которое бы с совершенным единством касалось обеих разделенных сторон – Бога и человека. И такое посредство есть Богочеловек» 122 . «Бог есть чисто жизненное начало. Тварь, как тварь, подвержена переменам, но ее перемены, в творении и под управлением Всесовершенного Творца, могут быть устранены в порядке, к совершенству, без страдания, без разрушения грубого, нечистого, мертвого, даже в случае разрешения оных на составные начала, которое может происходить легко и приятно, как например... разрешение чистого елея в свет, или разрешение ладана в благовонное курение. Откуда же беспорядок, безобразие, нечистота, страдание, разрушение, тление – словом, смерть?.. Грех в мир вниде и грехом смерть ( Рим.5:12 ). Грех, как отлучение от Бога, есть вместе отчуждение от жизни Божия ( Еф.4:18 ), и, следовательно, раньше или позже, – смерть: для существа телесного, разрушимого – временная, а для духовного, неразрушимого – вечная, потому что кроме Бога нет и никогда не будет другого источника жизни...». Миру для избавления от погибели нужно «...дарование вновь вечной жизни. И для сей-то потребности Бог Сына Своего Единородного дал есть. Смерть и погибель приходят на человека, и как естественное следствие удаления от Бога, и вместе как действие правосудия Божия над грехом. Посему для спасения человека нужно, во-первых, удовлетворить правосудие Божие (потому что никакое свойство Божества не может лишено быть свойственного ему действия; и потому, что объявление безусловного прощения или ненаказанности стоящего уже на пути греха человека всего легче повело бы далее по сему пути, и следственно не ко спасению, а к погибели); – во-вторых, вновь ввести в человечество жизнь Божию, которая бы воцарившуюся в нем смерть победила и уничтожила.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Братства становятся опорными точками литературной полемики и богословской работы. Братства организуют школы, открывают типографии, издают книги. В 1615 году возникает Киевское Братство и открывается Братская школа, тут и создается главный центр юго-западного Православия. Но если первыми влияниями здесь были влияния византийской традиции, то очень скоро она стала все сильнее смешиваться с влияниями западными. Борясь с латинством, «по необходимости обращались к западным книгам. Новое поколение проходило уже вполне западную школу. Привлекал и западный, латинский пример» ( Г. Флоровский ). И весь смысл, все значение этой Киевской главы в истории Православия в том, что именно тогда православное богословие во имя защиты Православия от агрессивной унии само постепенно вооружилось западным оружием, постепенно православную традицию переложило в латинские, схоластические категории. Решающим оказалось влияние знаменитого Киевского митрополита Петра Могилы (1596–1647). Личность митрополита Петра Могилы , выдающегося церковного деятеля первой половины XVII века, церковные историки оценивают неоднозначно. Одни считают его западником 60 , другие – стойким борцом против католичества и унии, твердо стоявшим на православных позициях и лишь в силу известных исторических обстоятельств облекавшим свою мысль в западные, католические формы. Хотя широкие заимствования Петра Могилы из латинских источников не подлежат сомнению, но объясняются они не склонностью его к унии, а необходимостью вести полемику с инославием на «западном же языке». В рассматриваемое время Запад далеко опередил в научном отношении Восток. Это отразилось как на более широкой постановке образования (школы, коллегии, университеты), так и на учено-литературных произведениях, в том числе и богословско-церковного характера, а также на приведении к известной систематизации догматических верований (катехизисы) и обрядности (бревиарии, ритуалы). Православным Южной Руси, где науки только что нарождались, естественно было пользоваться научными результатами, добытыми соседними народами, хотя и иноверными.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Течение церковной жизни совершается по законам жизни органической. Прежде всего, организм есть нечто целое; основное свойство организма – единство жизни. Между членами организма очевидны гармония, связь, взаимное отношение и деятельность. Вместе с тем, всякий организм стремится к самостоятельности в отношении внешнего мира, не сливается с ним. Первая цель деятельности организма заключается в «созидании тела», вместе с которой дана и вторая – устроение каждым членом тела своего частного благосостояния. Для всех членов организма существует одна высшая цель – созидание тела и в нем себя самого. Здесь открывается «предуставленная гармония» существования единства во множестве и множества в единстве 231 . Все члены тела необходимо нуждаются один в другом, находясь в согласованном единстве, синергизме друг с другом. С больными членами организм расстается не сразу, но после всевозможных усилий сообщить им необходимые для выздоровления жизненные силы. Все члены организма, как бы ни были некоторые из них незначительны, относительно необходимы для организма, поскольку все, каждый по-своему, действуют в созидании тела и в этом смысле обладают относительным равенством. Но не все они имеют одинаковое значение в функциональном отношении. Наибольшее значение имеет голова, как главный орган, которому подчинены все другие. Относительным равенством членов тела не исключается, а напротив, предполагается их некоторое неравенство и специфическое различие между собой по роду их деятельности. Тело не терпит в себе чужеродных элементов и не допускает их внешнего, механического приращения. Организм допускает только органическое соединение с собой дотоле чуждых ему элементов, когда они преобразуются в сродные ему. Такое уподобление элементов происходит во все время существования организма. Оно в природе организма и существенно необходимо для него, потому что организм не представляет собой совершенно замкнутой системы, обособленной от окружающего мира и только в себе и для себя существующей. Способность организма воспринимать, приводить в сродство с собой и претворять в свое тело внешние элементы есть способность давать им жизнь, возводить низшее на высшую ступень бытия. Эта способность деятельная, активная. Организм можно представить себе только действующим, живым, в противном случае он труп.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Святейший патриарх Пимен в своей речи на общественной встрече в конференц-зале ВСЦ в Женеве, говоря о нашей позиции относительно современного направления деятельности Всемирного Совета Церквей в вероучительной области (имеется ввиду вертикальное и горизонтальное богословие и направление) при необходимом динамизме нашего служения утолению земных нужд человечества, служения сострадания и любви, напомнил, что «Всемирный Совет Церквей не должен, конечно, снижать потенциала той сферы своей озабоченности, которая относится непосредственно к проблематике духовной жизни..., к вопросам вероисповедного характера...» 542 . А в своем послании Генеральному секретарю ВСЦ д-ру Филиппу Поттеру, высоко оценивая содействие ВСЦ Церквам-членам в их усилиях приблизить святое дело истинного вероисповедного единства всего христианского мира, Святейший Патриарх Пимен пишет: «Мы убеждены, что Поместные Православные Церкви могут многое сделать для усиления этого процесса посредством своих духовных ценностей и богатств своей церковной традиции» 543 . На этом мы заканчиваем обзор православного учения о Церкви выдающихся отечественных богословов и религиозных мыслителей. Отечественная экклезиология, как и все наше богословие, родилась из семени христианской веры, посеянного святым равноапостольным князем Владимиром. Из малого зерна самосознание нашей Церкви, постепенно укрепляясь и разветвляясь, выросло в прекрасное могучее дерево, которое приносит обильный цвет и плод. Конечно, на протяжении долгой истории в русской экклезиологии были разные периоды и неодинаковые направления, но не было догматической стереотипности. Русская экклезиология всегда отличалась жизненной подвижностью со всеми ее свойствами: постоянным стремлением вперед и непрерывной пытливостью боговедения. Наши богословы не только с жаром собирали и усваивали богословские мнения Запада, но, не теряя связи с жизненным первоисточником – святым Православием, сами охотно творили и обогащали богословскую науку. Возможно, в русской экклезиологии больше вопросов и проблем, чем ответов и достижений, но ведь богословский прогресс создается не столько конкретными успехами и довольством готовым, сколько неугасимым пламенным желанием больше знать о высших идеалах и наилучших путях к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

«Единосущность, как нравственная категория, есть святость. А святость есть устремленность в любви и покаянии к действительному богообщению, к действительному, а не аллегорическому, прикосновению к святыне Божией, устремленность к единосущности с ней» 306 . Бог есть абсолютная любовь. Но любовь не есть один из признаков Бога, не есть только присущее Ему промыслительное Его отношение к твари, а сама сущность Божия, Его собственная природа. «Бог не был бы абсолютной любовью, если бы был любовью только к другому, к миру, ведь тогда любовь Божия стояла бы в зависимости от бытия условного и, следовательно, сама была бы случайна. Бог есть существо абсолютное потому, что Он – субстанциальный акт любви, акт-субстанция. Бог не только имеет любовь, но, прежде всего, Бог есть любовь ( 1Ин.4:8 ). Другими словами: «Бог есть любовь», а не только «любящий» 307 . В этом положении – вершина теоретического познания и переход к познанию практическому, когда исчезает необходимость убеждать, а наступает пора подвижничества. Здесь начало нового пути – пути личного опыта познания в любви, когда познание равнозначно любви. Но поскольку любовь есть акт онтологический 308 , то и познание любовью есть также акт не только гносеологический, идеальный, но и онтологический, реальный. «Познание не есть захват мертвого объекта хищным гносеологическим субъектом, а живое нравственное общение личностей» 309 . Познание есть реальное выхождение познающего из себя и реальное вхождение познаваемого в познающего, их реальное единение. Существенное познание истины есть приобщение самой истине, реальное вхождение в недра Божественного Триединства, а не только идеальное касание к внешней форме Его. Поэтому истинное познание возможно только чрез пресуществление человека, через обожение его, чрез стяжание любви как Божественной сущности: кто не с Богом, тот не знает Бога. «Кто не любит Бога, тот не знает Его» 310 . Но, любя Бога, человек любит Богом и в Боге. Также и подлинная любовь к ближнему (но не альтруизм) невозможна для собственных человеческих усилий без Бога. Стремление к благу человечества, опирающееся на отвлеченную идею, и альтруистические эмоции, которые имеют в основе чисто естественное человеческое сочувствие, не могут носить имя христианской любви. Любовь вне Бога есть не любовь, а естественное психическое явление, не подлежащее христианской безусловной оценке. Христианская любовь рождается через «увидение» Бога в человеке ( Мф.25:31–46 ), а не сопутствующими психологическими и социально-этическими факторами.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Со словом приветствия выступила меценат Киевских духовных школ Татьяна Засуха. По традиции во время торжественного акта лучшие студенты и воспитанники КДАиС были награждены стипендиями, а преподаватели, которые отмечают юбилеи — церковными орденами. Именных стипендий имени Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана) за успехи в обучении стипендий были удостоены студент II курса магистратуры КДА Виталий Герасименко и воспитанник 3-го класса КДС Петр Ципиньо. За достойное несение возложенных администрацией послушаний финансовые премии были вручены студентам Академии и семинарии: Сергею Фарбатюку (I курс КДА), Серафиму Росохе, Михаилу Ганькуличу, Илье Ляшику (4 класс КДС) и Марьяну Багрию ( 3 класс КДС). Блаженнейший митрополит Онуфрий вручил церковные ордена преподавателям и сотрудникам КДАиС: профессору протоиерею Дмитрию Денисенко, протоиерею Ростиславу Снигиреву, Андрею Омельченко, Олегу Надю, Марии Ластовец, Александру Кулишу, Раисе Иванько. В заключение состоялся концерт хора Киевских духовных школ под руководством архимандрита Романа (Подлубняка). Далее в Большой лаврской трапезной состоялся праздничный обед, в рамках которого также прозвучали поздравления участников торжества. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru за темою У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] Специальный центр Крымской митрополии доставил 14 тонн помощи в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 12 апреля 2024 года) [Стаття] 85 больничных добровольцев Кинешемской епархии посетили зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 11 апреля 2024 года) [Стаття] Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года) [Стаття] Служба «Милосердие-на-Дону» доставила вещи, книги и игрушки в приюты Алчевска и Шахтерска. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 апреля 2024 года) [Стаття] з ключовими словами школи – Православна Церква   новини Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських У збори Насельники центри У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У «Ковчег» монастиря у Ради У Високо-Петровському Москви присвячена преподобного Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Кирила з РФ С.С.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4686240...

Кардинал Любомир Гузар собирается к осени переехать из Львова в Киев 18 мая 2005 г. 15:27 Центр Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) будет перенесен из Львова в Киев не позднее осени, передает РИСУ . Об этом на пресс-конференции 13 мая во Львове заявил верховный архиепископ Львовский кардинал Любомир Гузар. «Переезд произойдет между августом и, самое позднее, ноябрем этого года», — сообщил глава УГКЦ, отметив, что это будет происходить спокойно, без особых торжеств. Греко-католики Украины надеются на поддержку нового Папы Бенедикта XVI. По словам Гузара, понтифик хорошо осведомлен о церковной жизни Украины и планах УГКЦ получить статус патриархата. В Ватикане этот вопрос оценивают «в целом положительно», однако советуют дождаться благоприятного момента. «Я имел возможность встречаться со Святейшим Отцом, и он ясно сказал, что пусть это дело дальше назревает, чтобы и в дальнейшем идти вперед. Какой-то определенной даты нет. В первую очередь должно состояться перенесение центра Киево-Галицкой митрополии в Киев, а потом увидим», — заявил кардинал Гузар. Поместные Православные Церкви выступили против предоставления Ватиканом статуса патриархата Украинской Греко-Католической Церкви. По этому случаю предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир (Сабодан) заявил, что «такой поворот событий может отбросить православно-католический диалог на много столетий назад». В Московском Патриархате расценивают намерение греко-католиков перенести центр в Киев как «претензию на общенациональный статус в Украине». Как сообщает сайт «Православие.ru» , секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви священник Игорь Выжанов убежден, что «в Киеве греко-католиков практически нет. Подавляющее большинство верующих этой Церкви, а они составляют 5 млн. человек в стране с 50-миллионным населением, сконцентрировано на Западной Украине — во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях. Истинной целью действий, предпринимаемых вопреки позиции нашей Церкви, является претензия на общенациональный статус». Об этом сообщает «Благовест-инфо» . Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/12088.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010