На Чаше сидит, – шепотом сказала Зоя. Лицо священника сделалось испуганным, он даже сказал “ой”, правда, про себя и протянул ко рту Зои ложечку с Кровью и Телом Христовым. Голубица накрыла собой Зоину голову и она увидела тот свет, на котором плавала недавно… Она громко чмокнула Чашу и пошла запивать… Потом она стояла перед иконой Владимирской Божией Матери, главной иконой храма и слушала благодарственные молитвы. И себе на удивление, понимала все. И вдруг почувствовала в себе неуемное желание поцеловать икону, но когда начала приближать к ней губы, была остановлена чьей-то рукой. Обернулась. Перед ней стояла высокая худая… нет, не поворачивается язык назвать ее ни старушкой, ни бабуськой, ни бабулькой (бабушку ее все называли бабулей). Тут что-то другое. “Пожилая женщина” – тоже, почему-то, не подходило. И не в том дело, что несмотря на возраст, спина ее была прямая, без сутулости, а лицо почти без морщин. Главное в человеке – глаза. Да, нет ничего страшнее человеческих глаз, но нет ничего и прекраснее их. Они, конечно, “зеркало души”, но только для хозяина глаз, потому как в зеркале видишь только себя. И если смотришь в себя, целиком в себя погружен, то не можешь видеть ничего вокруг. Что можно увидеть в себе? “Да ничего там нет, кроме грехов!” – говорил батюшка Севастьян. И это замечательная и редкая способность – видеть в себе свои грехи. Но как показалось сейчас Зое, та, кто ее остановил, будучи целиком погружена в себя, видит и все вокруг. Она видит и грехи свои и тот Лик на иконе, к которому обращена ее молитва. Это уже “диплом с отличием”. Зоя глядела в безстрастные, спокойные глаза и видела перед собой – молитвенницу. – Не надо целовать иконы после причастия, – услышала она тихий выразительный голос. Захотелось, чтобы она еще что-нибудь сказала. И она сказала: – Первый раз причащалась? Зоя кивнула. Молитвенница погладила Зою по голове и вновь отстранилась от всего. Зоя подняла голову к безстрастным глазам: – Заблудших Александру и Юлию помяните. А меня зовут Зоя.

http://azbyka.ru/fiction/izbrannica/

Но беда в том, что все равно большинство возможных преподавателей “истории религии” будут смотреть на духовный мир со стороны. Что ж, попробуем поговорить о религии как феномене культуры (хотя с тем же успехом можно говорить о музыке Бетховена как о предмете лабораторной работы по акустической физике). Итак, светская школа, оставаясь светской, рассматривает религиозный материал как материал культурологический. Курс “истории религии” в таком случае прежде всего носит характер чисто ознакомительный, культурологический. Молодой гражданин России должен знать духовную историю и духовную карту страны, в которой он живет. Но из этого очевидного тезиса вытекает следствие, которое будет весьма неприятно многим из современных “профессиональных плюралистов”. Отсюда следует, что структура курса должна учитывать простое обстоятельство: равенство всех религий перед законом, которое декларируется нашей конституцией, не может означать равенства религий перед культурой и историей России. В культурно-историческом плане религии не одинаковы. Культура России (как, впрочем, и мировая культура) не знает имен выдающихся философов-баптистов или поэтов-адвентистов, равно как и художников-мунитов. Понятно, что для русского человека важнее знать историю своей страны и Православие: ведь именно на Православии, а не на йоге, настояна вся русская история, литература, культура. Задача государственной системы образования — сохранить преемственность культурной традиции народов, создавших и населяющих данное государство. Как сохранит Тибет свой ламаизм — это его проблема. Россия же перед всем человечеством несет ответственность за сохранение своего Православия. Перед лицом всего мира Россия ответственна за сохранение Кижей и соборов Московского Кремля, за Рублевскую “Троицу” и Владимирскую икону Божией Матери. Но ведь зримые формы культуры растут из незримого опыта духа. Значит, государство и общество должны приложить усилия для того, чтобы собственно духовная традиция Православия, та традиция, которая и позволила России своим, неповторимым голосом откликнуться во вселенском хоре народов, могла быть сама собой и дальше. Станет ли мировая культура богаче, если в России исчезнет Православие? Станет ли культурный мир многограннее, объемнее, разнообразнее, если русские начнут верить так же, как и американские протестанты? Задача любой национальной школы — сохранение своего литературного языка. И если российская школа хочет быть действительно национальной, а не абстрактно “политехнической”, она должна найти способ давать детям врасти в мир национальной духовной культуры.

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

– Как же я радуюсь атмосфере художественной мастерской!.. Вспоминаю и свои мастерские, некогда с любовью обустраиваемые и заменяющие порою родной дом. – Давайте поговорим о сегодняшнем состоянии церковных искусств. Главными в разговоре будут, конечно, духовные реалии, но совершенно ясно, что есть еще и самостоятельный профессиональный план. Церковное искусство – это среди всех церковных служений отдельное служение, начиная со времен апостола Луки, написавшего по преданию Владимирскую [Вышгородскую] икону Божией Матери. Точнее, эта целая совокупность близкородственных, но уже давно обособившихся служений – отдельно иконопись, отдельно церковное зодчество, отдельно много разных прикладных искусств и так далее. Как вы оцениваете нынешнее состояние дел в этой сфере? Что здесь есть важного, замечательного и радостного? А что есть такого, что сподвигает нас к размышлению, озабоченности и даже обеспокоенности? Такой совместной обеспокоенности, которая может побудить нас к совместным действиям. – Для начала я бы сказал, что радостного у нас достаточно, но так, как бывает его достаточно в самом начале пути, когда путник только выходит и начинает движение. Пока ноги целые, но он еще не знает точно, сколько он будет идти и чего достигнет, придет ли к своей цели. Но такая радость начала пути – она существует. Еще существует радость от количественного прирастания храмов, открывающихся в Москве и по всей России, от того, сколько их расписывается, украшается. Я думаю, наша иконопись достаточно давно вступила на собственный путь развития. Это трудный путь, потому что иконопись дело сложное. В связи с этим я бы назвал, прежде всего, архимандрита Зинона , который сначала оттолкнулся от русской иконописи, а потом пошел назад, к византийской традиции, углубился в нее и в каком-то смысле начал с самых истоков. Мы чтим как первоначальника нашей иконописной традиции Андрея Рублева, но его фигура, удаленная от нашего времени на много веков, не может быть для нас начальной точкой. Такой начальной точкой должно быть самое начало христианского искусства. И путь, который прошел архимандрит Зинон, очень показателен. Он на этом пути обрел много выразительности и собственного понимания того, как надо писать иконы. Он почерпнул многое из всего, что мы видим в самых разных местах – в Африке, Сербии, Италии, в Риме, и не только в художественном смысле.

http://pravmir.ru/v-tserkovnom-iskusstve...

Праздник Владимирской иконы Божией Матери 23-го июня был днем величайшего восторга для учеников мутноводского духовного училища. К торжественной встрече этого многознаменательного для них дня они начинали собираться не за день, не за два и даже не за неделю... нет – тотчас же по приезде своем в Мутноводск после Пасхи. Лишь только каждый мальчик в это время показывался в свою классную комнату, к нему уже подбегал классический цензор или кто-нибудь из высших учеников в классе, успевших раньше других приехать, и предлагал ему сделать пожертвование «на праздник». Мальчик отыскивал в поданном ему списке свое имя и подписывал на украшение иконы по-своему усердию от 10 до 30 коп. Когда таким образом производимый сбор по подписке оканчивался, мальчики, в каждом классе, отдельно, считали собранную сумму и потом составляли нечто вроде совета, рассуждали о том, что именно нужно будет им сделать к празднику на собранные деньги, соображали все, что следовало бы им сделать и сколько нужно на то денег, и если собранная сумма оказывалась недостаточною, собирали еще по 5 или 10 копеек с человека. И каждый класс при этом старался непременно отличиться перед другим в своем усердии к украшению своей классной иконы Богоматери! Смотришь потом, в одном классе к празднику явилась новая лампадка или паникадило, в другом – новая киота, в третьем новая медно-посеребренная риза: что-нибудь да сделают непременно новое. Каждый курс, так сказать, оставлял по себе память в классе, украшая свою классную икону в праздники, как только было то для них возможно. Сделав пожертвование на украшение своей классной иконы, ученики потом с нетерпением со дня на день ждут своего праздника, и чем он ближе, тем они нетерпеливее ждут его. Но вот пришел канун праздника. Ученики в восторге: они не чают, как бы скорее в этот день кончились «проклятые» на этот раз урочные часы, отвечают уроки рассеянно, потому что голова у них занята не уроками, а близостию праздника. Немилосердно учители наказывают их розгами за плохие ответы, но они на этот раз как бы и не чувствуют боли от сечения их розгами, да и «дневальные» наказывают их рассеяннее, а от того и легче.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Но вот вернулся отец Сергий. Он собрал сестер и поговорил с ними: он остается! Был отслужен молебен Царице Небесной. С тех пор каждую среду вечером выносили на средину храма икону Божией Матери – сперва Феодоровскую, а потом Владимирскую – и пели Параклис. На эту службу собирались, по возможности, все духовные дети отца Сергия. Мой личный путь к приятию духовного руководства, особенно его начало, был труден и для меня, и для духовного отца. Прошло много лет, пока отношение к духовному отцу стало ровным, пока выросло в душе полное доверие и простота. Поначалу моя душа была замкнута и не умела открываться. Она точно боялась отказаться от убогого замкнутого устроения, боялась всего, что было непонятно уму. Отец Сергий подходил осторожно, никогда не требовал откровенности. Он ждал, а я мучилась и хотела открыться, но не могла. Прочтя жизнеописания оптинских старцев, а также епископа Феофана Затворника «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения», я чувствовала необходимость духовного руководства, желая его всей душой. Я не сомневалась в том, что это верный путь, и не хотела другого духовного отца, кроме отца Сергия. Но всего этого оказалось недостаточно. Для получения этого дара пришлось пролить потоки слез. Я хотела быть откровенной и открыть отцу Сергию свою душу, а приходя к нему, молчала. Молчала сперва от смущения, потом – не зная, что сказать. Все становилось ничтожным и пустым. И, наконец, от ужаса, что сама все разрушаю и сейчас уйду, тогда всему доброму наступит конец. Отец Сергий ждал, успокаивал, спрашивал, опять ждал. Какая же это была мука! Я уходила, спросив о каких-нибудь пустяках, с тяжелым сердцем и горькими слезами. Время шло, я научилась описывать свои переживания, писать исповеди. Отец Сергий читал их при мне. Я добавляла – он отвечал. Это во многом помогало. Это была форма, которая облегчала общение. Но подлинное отношение к духовному отцу вырабатывалось иначе. Отец Сергий постепенно вводил меня в свое дело, в дело служения маросейской семье... Когда мы говорили о ком-то, решали то или иное дело, разговаривать было легче. Мы все больше понимали друг друга. Я привыкала, и все легче становилось говорить о себе. Росли доверие и любовь. Послушание отцу Сергию не было трудным. Я радовалась, когда делала то, чего хотел он. А он был так осторожен. Раньше, чем решить какие-нибудь дела, он всегда спрашивал, а как смотрят на это мама и папа, что думаю сама, заставлял высказывать мысли и сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Так она была выставлена в Московском Историческом музее на Красной площади, где должна была, по-видимому, выступать как важный памятник русской истории. В 1930 г. она была перемещена в Третьяковскую галерею, где стала важной вехой исторической перспективы этого художественного собрания, ставившей своей целью познакомить посетителей со стилистической эволюцией национальной живописи от первых свидетельств XI в., вплоть до произведений века XIX. В 1980-х и в 1990-х гг., когда началось усиленное стечение верующих, одушевлённых желанием почтить заступницу всея Руси, руководству музея стало очевидно, что необходимо найти способ сочетания требований благочестия и культурного туризма. Найденное решение оказалось, на мой взгляд, гениальным. Было решено вновь освятить бывшую часовню, устроенную Третьяковым в здании галереи, и использовать её в качестве экспозиционного зала только для Владимирской иконы, сделав её доступной как изнутри, так и снаружи галереи 1174 . Более радикальным было решение, принятое в Новгороде относительно иконы Знамения Божией Матери, почитаемой за знаменитое чудо, обеспечившее независимость города в 1170 г., во время его осады суздальскими войсками, которые она отразила, послав против них их же собственные стрелы 1175 . Государственный музей искусства и истории в этом случае согласился передать икону в пользование находящегося рядом Софийского собора, выдвинув в качестве условия только помещение её в контейнер, который кажется отличным сочетанием кивота и проскинитария. Тем самым обеспечиваются полная обозримость образа и его правильное хранение. В то же время у верующих имеется возможность почитать её возожжёнными пред нею свечами, коленопреклонением и лобзаниями, которые не разрушают живописную поверхность, поскольку уста верующих по необходимости касаются лишь стекла. На этом фоне развернулась научная дискуссия по проблемам истории чудотворных образов, и ясно, что имеет особую важность, между прочим, и по политическим мотивам, строгое определение образов, причисляемых к этой категории.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 .  В 1907 году А. В. Пороховников, в бытность свою белостокским железнодорожным комендантом, посетил батюшку. Разговаривая с ним, старец попросил: «Вы теперь хорошо знаете нашу монастырскую жизнь и потому, когда будете в Успенском соборе, поддерживайте нас, монахов». А. В. никак не мог понять, зачем отец Алексий сказал ему, чтобы он защищал монахов, и почему он будет в Успенском соборе. Через три года слова батюшки объяснились. В 1910 году была совершена попытка ограбления собора, намеревались украсть чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Решено было для усиления охраны учредить особую должность смотрителя собора, и на эту должность прокурор Московской синодальной конторы рекомендовал благочестивого подполковника – железнодорожного коменданта А. В. Пороховникова. Хотя А. В. и предстояло вскоре повышение по службе на железной дороге, но ради служения Царице Небесной он оставил все земные расчеты и дал согласие занять место смотрителя собора. (И когда ему потом приходилось слышать нападки на монахов, он вспоминал слова старца и старался защищать по мере сил русское монашество.) А. В. поехал снова к отцу Алексию, чтобы взять благословение на новую службу и новую жизнь. Тот благословил его и, давая разные советы относительно службы в соборе, где батюшка сам раньше служил, между прочим сказал, как продавать свечи и как при этом держать себя. А. В. возразил, что он не староста и продажа свечей не его дело. Батюшка на это промолчал. Через месяц после этого из-за болезни старосты собора А. В. должен был, по указу Синодальной конторы, взять на себя временно обязанности старосты Успенского собора, а через год, в августе 1911 года, он был утвержден в этой должности. Так что совет батюшки был дан кстати. 7 . Сын А. В. Пороховникова Сергей, закончив в 1914 году реальное училище в Москве, очень хотел поступить или в гардемаринские классы Морского корпуса, или, если это не удастся, в Московское инженерное училище. Отец для решения этого вопроса посоветовал ему съездить в Зосимову пустынь к отцу Алексию и взять благословение. Они поехали вместе. Сережа отличался нежной душой и был очень религиозен. На вопрос, куда батюшка благословит его поступать, он совершенно неожиданно и для себя и для своего отца получил ответ: «В Александровское военное училище». Сережа так расстроился (он совершенно не чувствовал влечения к военной службе), что даже расплакался. Однако батюшка решения своего не переменил и только повторял: «Сережа, милый, не плачь, ведь ты спросил моего благословения, а мне думается, что тебе всего лучше поступить сейчас туда». Однако Сережа подал прошение в Инженерное училище. И что же? Прошло лишь несколько недель, и началась война с Германией, и всем молодым людям, получившим среднее образование, было предложено поступить в Александровское военное училище. Патриотическое чувство захватило тогда Сергея. Он тут же записался в это училище, как и благословил батюшка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

В означенный день, по окончании литургии, произнесена была о. протоиереем Сервицким приветственная речь юбиляру, и затем совершено благодарственное Господу Богу молебствие с провозглашением многолетия юбиляру. После сего корпорация семинарская сочла своим нравственным долгом почтить высокоуважаемого юбиляра принесением ему в его квартире искреннего сердечного приветствия с знаменательным моментом в его жизни и деятельности. Семинарскими певчими пропет был приличный случаю концерт, после чего от лица всей Семинарской корпорации инспектор высказал пожелание, чтобы плодотворная деятельность почтенного о. ректора на учебно-воспитательном поприще продолжалась еще и еще на пользу нескольких поколений. Вслед за принесением поздравленИЙ от корпорации наставников Семинарии, являлась в квартиру о. ректора депутация от воспитанников вверенного просвещенному руководству юбиляра духовно-учебного заведения. В теплых выражениях искренней, глубокой признательности к юбиляру, как начальнику заведения и как воспитателю и наставнику духовного юношества, некоторые из членов означенной депутации высказали не поддельные чувства любви и преданности, одушевляющие вверенное педагогическому руководству почтенного юбиляра учебное заведение. Как корпорацию наставническую, так и депутацию от воспитанников Семинарии о. ректор отблагодарил в прочувствованных выражениях и предложил по-семейному некоторое угощение. Вскоре после принесения поздравлений от корпорации наставнической и от учеников Семинарии, в квартиру о. ректора прибыл Высокопреосвященнейший Феогност, Архиепископ Владимирский и Суздальский. В нескольких выражениях любви и признательности Владыка почтил плодотворную на пользу воспитания духовного юношества педагогическую деятельность юбиляра, при чем вручил виновнику юбилейного торжества икону Владимирской Божией Матери, как бы поручая Ее заступничеству и его самого и всю Владимирскую Семинарию. 23-го сентября по добровольной подписке наставников Семинарии, устроенной в честь двадцатипятилетия служения юбиляра учебно-воспитательному делу, в квартире инспектора Семинарии приготовлен был вполне приличный торжественному случаю обед, на который корпорация Семинарская пригласила виновника торжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Владимирская " Описания иконы Описание иконы Владимирская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву. Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее[...] Икона Владимирская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Согласно преданию, икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. Сын Юрия Долгорукого Андрей, впоследствии прозванный Боголюбским, отправляясь с юга России на север для создания независимого от Киева владения, взял с собою икону Божией Матери. После краткого отдыха в городе Владимире князь Андрей продолжил своё путешествие, но, отъехав на несколько верст от города, лошади, везшие икону, неожиданно встали, и все попытки заставить их стронуться с места были безуспешны. Смена лошадей также ни к чему не привела. Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить чудотворную икону во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в че[...]

http://pravicon.com/icon-58

Сотниково. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Владимирской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1905 и 1907. Адрес: Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Сотниково Координаты: 51.881282, 107.476198 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм построен верхнеудинским купцом П.В. Семёновым и его женой А.И. Семёновой при посильной помощи крестьян села Сотниково и Уточкино и благотворителей. Освящен 24 июля 1907 года. Купеческая жена Александра Ивановна Семёнова, тогда ещё жительница Томска, видела во сне икону Божьей Матери Владимирской. Икона эта врезалась ей в память до мельчайших подробностей и постоянно рисовалась в воображении. С тех пор Александра Ивановна задалась целью отыскать эту икону. И вот после 10-летнгего усиленного искания, в 1904 году совершенно случайно увидела желаемую икону в селе Сотниковском, в часовне во имя Святителя и Чудотворца Николая. Было это накануне Николина дня, 9 мая (по старому стилю). А сюда она пришла в числе паломниц с крестным ходом из города Верхнеудинска. Во время совершения всенощного бдения в часовне св. Николая Семёнова вдруг среди старых икон, установленных на длинной скамье в передней части часовни, увидела ту самую святую икону, которую так долго искала. По окончании бдения, со слезами благодарения и радости, она объявила всем о своей находке, о своём счастье и радости. И тут же обратилась к местным жителям с просьбой позволить ей взять икону, для того чтобы поднять её и украсить ризой. По согласию всех Александра Ивановна сама уносит эту дорогую для неё находку домой. И через несколько месяцев икона Божьей Матери, поновленная и украшенная золотой шитой ризой, вновь освященная, была положена в Соборном местном храме, но с условием, что ежегодно будет носима с крестного хода 9 мая в Николин день в с. Сотниковское. Хранить её в Сотниковской часовне было опасно, ибо бывали случаи похищения икон. В течение трех лет икону приносили в с. Сотниковское с крестным ходом, накануне 9 мая, пока в новом храме, построенном в честь Божьей Матери в самом Сотниковском селении, не было уготовано для неё место постоянного пребывания. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=26065

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010