Прежде всего он предложил обратить внимание на украшение трех икон в нижнем ярусе иконостаса, в виду их важного исторического значения, а именно: храмового образа и рядом с ним – Феодоровской Божией Матери – по правую сторону царских дверей, а по левую – Владимирской Божией Матери. Для сей цели он указывал употребить хранившиеся в оружейной палате без всякого назначения драгоценные каменья и оброны, состоявшие из золотых и серебреных частиц, причем, кроме того, находил необходимым икону Феодоровской Божией Матери, стоявшую до того времени по правую сторону царских дверей, поместить, согласно церковному уставу, по левую сторону, а на место её поставить список с иконы Нерукотворенного Спасова образа, что в Верхоспасском соборе, каковой список уже был сделан художником Петенкиным за 50 руб. 60 От 16 декабря 1852 г. последовало Высочайшее согласие на приведение означенных предположений в исполнение и повелено произвести торги сначала на столярные и живописные работы и на прочие исправления в Рождественской церкви и, только уже по окончании сих работ, войти с новым представлением об утверждении подрядов на устройство самого иконостаса и обложении его серебром, с показанием, сколько потребуется к имеющемуся уже налицо серебру и золоту ассигновать по сим подрядам сумм. Во исполнение сего повеления, архитектор Чичегов на первую очередь представил переделку бывшего иконостаса с клиросами и во всех частях заново, с добавлением недостающего материала, с подделкой снизу царских врат, устройством новых боковых дверей, в иконостасе, клиросов и досок для семи икон и с исправлением и подкладкой старых досок, окраской на задней стороне иконостаса, а также и клиросов и позолотою в последних частях, согласно рисунку, по Гольдфарбе. Смета на все столярные работы была составлена в сумме 14000 р. Что же касается до чеканной работы, то она имела состоять в устройстве на приготовленном деревянном основании серебреного, золоченого иконостаса со всеми украшениями и ризами для икон. Для сей последней цели требовалось серебра 84 пробы до 30 пудов по 840 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Кондак, глас 2 Учения премудрости твердо в души благочестивых вложившего/хвалами все прославим богословесного Симона:/ибо он престолу славы ныне предстоит/и с бесплотными Силами веселится,/ходатайствуя непрестанно о всех нас. 11 МАЯ. РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ МЕФОДИЯ (885) И КИРИЛЛА (869), УЧИТЕЛЕЙ СЛАВЯНСКИХ Тропарь, глас 4: Яко апостолом единонравнии и словенских стран учителие,/Кирилле и Мефодие богомудрии,/Владыку всех молите,/вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии,/умирити мир и спасти души наша. Тропарь, глас 4 Апостолам единомысленные/и славянских стран учители,/Кирилл и Мефодий богомудрые,/Владыку всего молите/все народы славянские в Православии и единомыслии утвердить,/миром мир оградить/и спасти души наши. Кондак, глас 3: Священную двоицу просветителей наших почтим,/Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших,/из негоже даже доднесь неоскудно почерпающе,/ублажаем вас, Кирилле и Мефодие,/Престолу Вышняго предстоящих/и тепле молящихся о душах наших. Кондак, глас 3 Священную двоицу просветителей наших почтим,/переводом Божественных писаний/источник Богопознания нам источивших,/из которого даже доныне обильно черпая,/прославляем вас, Кирилл и Мефодий,/Престолу Всевышнего предстоящих/и усердно молящихся о душах наших. 21 МАЯ. ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ (ПРАЗДНИК, УСТАНОВЛЕННЫЙ В ПАМЯТЬ СПАСЕНИЯ МОСКВЫ В 1521 Г.) Тропарь, глас 4: Днесь светло красуется славнейший град Москва,/яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/чудотворную Твою икону,/к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/о пречудная Владычице Богородице!/Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/да избавит град сей и вся грады и страны христианския/невредимы от всех навет вражиих/и спасет души наша, яко Милосерд. Тропарь, глас 4 В сей день радостно торжествует славнейший град Москва,/как зарю солнечную, приняв, Владычица,/чудотворную Твою икону./Ныне прибегая к ней и молясь Тебе, мы так взываем:/“О пречудная Владычица Богородица!/Молись от Тебя воплощенному Христу Богу нашему,/да сохранит град сей и все города и страны христианские/невредимыми от всех козней вражеских/и спасет души наша, как Милосердный!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

Поздравляю вас с торжеством победы над неблаговолившими к проявлениям внимания Божией Матери к задонцам чрез икону ея Владимирскую. И владыка ваш хорошо сделал, назначив расследование, которое, – слава Богу! – привело к желанному концу. Теперь торжествуйте опять с задонцами. Покров Божией Матери да установится над вами навсегда! Что выгнали N, приятно слышать. Еретичка?!! Куда ей быть еретичкою. Она просто пустомеля, и на кого влияние имела, те ротозеи. Что вам пришлось по этому поводу потщеславиться и пофонфаронить, конечно, неодобрительно, но хорошо, что увидели то, осудили и каетесь. Видит сие Господь и прощает. Что попали в бесчувствие и охлаждение, – это прямое следствие самовозношения и самодовольства. Следствие сие есть как наказание, как у пьяного головная боль по утру. Теперь поправляетесь. Дай Господи поправиться. – И сделать по пословице: Кнут не мука, а вперед наука. Поговеть верно поговели (ваше письмо получено 30 июня). Да будет сие во благо вам! Во время разъездов следует вам из своих дел благочестия делать все возможное, без поблажки себе, и хоть жалеть, но не смущаться, когда исполнить всего не найдете возможности. Можно ходя и сидя творить молитвы, какие знаете на память, а иное исполнять, или заменять Иисусовою молитвою. О нравственно-религиозном деле в семействе N. очень жалею, и вместе с вами готов кричать: o tempora! o mores! Гибнет Русь православная! Враг нашел вход в стадо наше, и все пошло к верху дном. Относительно вашего сына Рафаила – нечего более сделать, кроме того, что сделали, потолковали ему и добре, приложите теперь молитву. Кроме отца и матери кто усерднее может помолиться о детях. И постарайтесь делом поиметь сие преимущество пред другими. Хорошо, что и за собою смотрите, и встречая неладности, скорбите о том и ревность имеете устранить то. Что больше и сказать об этом? – Ищете и ищите; ибо ища усердно, непременно и обрящете. Не оставляйте себя никогда на произвол течения дел, на авось! Нет! Добре смотрите за собою, и дйствуйте на себя по усмотренному в себе; доброе утверждайте, недоброе подавляйте и искореняйте. Имеем Спасителя, у Которого только и попечения, что о спасении нашем. Взывайте, услышит! И скажет: хощу, очистися.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Мы знаем уже, что антирелигиозная пропаганда всю свою аргументацию строит именно на этой невозможности свести веру к знанию рассудочному, то есть всецело построенному на доказательствах, а потому и объявляет веру обманом и иллюзией. Выходит так: чего нельзя доказать, того нет. Но тут-то антирелигиозная пропаганда и приходит к собственному развенчанию, упирается в самоочевидный абсурд. Ибо на свете существуют тысячи явлений, которых нельзя доказать, но которые – можно показать, явить, раскрыть. Можно доказать существование поэзии, но то, что составляет суть поэзии, доказать нельзя никакими способами. Почему строчка Лермонтова, состоящая из простых, общеупотребительных слов: «По небу полуночи ангел летел», – почему эта строчка всякого, кто не окончательно глух и слеп, ударяет прямо в сердце и сразу переводит в какое-то другое измерение бытия? Ответить на вопрос научно, рассудочно невозможно. На него можно ответить только парадоксом: «Если нужно объяснять, то объяснять не нужно». И это значит, что человек либо слышит, и тогда не нужно объяснений, либо не слышит, и тогда никакие объяснения не помогут. «Перед произведением искусства, – говорил Шопенгауэр, – нужно остановиться, снять шляпу и ждать, чтобы оно само с вами заговорило». Так вот, то же происходит и с религиозным опытом. Объяснить его до конца, и тем более рассудочно-аналитическим путем, никому никогда еще не удавалось и, по всей вероятности, не удастся. Но достаточно вглядеться в икону Андрея Рублева «Троица» или в икону Божией Матери Владимирской, вслушаться в το, о чем безмолвно говорят, на что указывают, что являют собою эти краски и эти линии, чтобы приоткрылось нечто в самой сущности религиозного опыта. Вот он, вечный золотой полдень, и на его фоне – три тончайших образа, и соединяющая их Чаша на столе, и благословение этой Чаши. Посмотрите, как едва заметно обращены друг к другу, связаны в один невидимый, но так явственно ощутимый круг эти Трое. И почти сразу, без раздумий становится ясно: здесь изображено το, о чем говорит Евангелие: полнота жизни в любви, светлое единство мира и все заливающая, во всем просвечивающая небесная красота.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   Виноват! Прошу извинить и простить. Все собирался писать, — и не собрался до второго вашего письма. Благодарствую, что, несмотря на мою неисправность, написали.    Поздравляю вас с торжеством победы над неблаговолившими к проявлениям внимания Божией Матери к задонцам чрез икону ея Владимирскую. И владыка ваш хорошо сделал, назначив расследование, которое, — слава Богу! — привело к желанному концу.    Теперь торжествуйте опять с задонцами. Покров Божией Матери да установится над вами навсегда!    Что выгнали N, приятно слышать. Еретичка?!! Куда ей быть еретичкою. Она просто пустомеля, и на кого влияние имела, те ротозеи. Что вам пришлось по этому поводу потщеславиться и пофонфаронить, конечно, неодобрительно, но хорошо, что увидели то, осудили и каетесь. Видит сие Господь и прощает.    Что попали в бесчувствие и охлаждение, — это прямое следствие самовозношения и самодовольства. Следствие сие есть как наказание, как у пьяного головная боль по утру. Теперь поправляетесь. Дай Господи поправиться. — И сделать по пословице: Кнут не мука, а вперед наука.    Поговеть верно поговели (ваше письмо получено 30 июня).    Да будет сие во благо вам!    Во время разъездов следует вам из своих дел благочестия делать все возможное, без поблажки себе, и хоть жалеть, но не смущаться, когда исполнить всего не найдете возможности. Можно ходя и сидя творить молитвы, какие знаете на память, а иное исполнять, или заменять Иисусовою молитвою.    О нравственно-религиозном деле в семействе N. очень жалею, и вместе с вами готов кричать: o tempora! o mores!    Гибнет Русь православная! Враг нашел вход в стадо наше, и все пошло к верху дном.    Относительно вашего сына Рафаила — нечего более сделать, кроме того, что сделали, потолковали ему и добре, приложите теперь молитву. Кроме отца и матери кто усерднее может помолиться о детях. И постарайтесь делом поиметь сие преимущество пред другими.    Хорошо, что и за собою смотрите, и встречая неладности, скорбите о том и ревность имеете устранить то. Что больше и сказать об этом? — Ищете и ищите; ибо ища усердно, непременно и обрящете. Не оставляйте себя никогда на произвол течения дел, на авось! Нет! Добре смотрите за собою, и действуйте на себя по усмотренному в себе; доброе утверждайте, недоброе подавляйте и искореняйте. Имеем Спасителя, у Которого только и попечения, что о спасении нашем. Взывайте, услышит! И скажет: кошу, очистися.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий поблагодарил реставраторов за семилетний кропотливый труд, за возврат иконы к жизни. Вместе с тем он сказал, что « были смыты тысячи и тысячи слез, которые были пролиты нашим народом за все время существования святого образа. Невозможно оторвать икону от людского сердца. Во все трудные времени люди обращались к Божией Матери, прося ее помощи. И она всегда помогала и спасала нас по нашей Православной вере. И образ Боголюбивой Божией Матери один из таких…». На выставке представлена высококачественная репродукция иконы после реставрации в натуральный размер, на которой восполнены фрагменты авторской живописи, утраченные на подлиннике. Также представлены редкие фотографии и документы из архивов ВХНРЦ им. Грабаря, Государственной Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Выставка будет проходить до 26 февраля по будним дням. Вход осуществляется по предварительной записи по тел. 8 (499) 763-37-40. Адрес: Москва , ул. Радио, д. 17, к.6. Организаторы приглашают всех желающих посетить эту интереснейшую выставку. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/30/v_...

Но беда в том, что все равно большинство возможных преподавателей " истории религии " будут смотреть на духовный мир со стороны. Что ж, попробуем поговорить о религии как феномене культуры (хотя с тем же успехом можно говорить о музыке Бетховена как о предмете лабораторной работы по акустической физике). Итак, светская школа, оставаясь светской, рассматривает религиозный материал как материал культурологический. Курс " истории религии " в таком случае прежде всего носит характер чисто ознакомительный, культурологический. Молодой гражданин России должен знать духовную историю и духовную карту страны, в которой он живет. Но из этого очевидного тезиса вытекает следствие, которое будет весьма неприятно многим из современных " профессиональных плюралистов " . Отсюда следует, что структура курса должна учитывать простое обстоятельство: равенство всех религий перед законом, которое декларируется нашей конституцией, не может означать равенства религий перед культурой и историей России. В культурно-историческом плане религии не одинаковы. Культура России (как, впрочем, и мировая культура) не знает имен выдающихся философов-баптистов или поэтов-адвентистов, равно как и художников-мунитов. Понятно, что для русского человека важнее знать историю своей страны и Православие: ведь именно на Православии, а не на йоге, настояна вся русская история, литература, культура. Задача государственной системы образования - сохранить преемственность культурной традиции народов, создавших и населяющих данное государство. Как сохранит Тибет свой ламаизм - это его проблема. Россия же перед всем человечеством несет ответственность за сохранение своего Православия. Перед лицом всего мира Россия ответственна за сохранение Кижей и соборов Московского Кремля, за Рублевскую " Троицу " и Владимирскую икону Божией Матери. Но ведь зримые формы культуры растут из незримого опыта духа. Значит, государство и общество должны приложить усилия для того, чтобы собственно духовная традиция Православия, та традиция, которая и позволила России своим, неповторимым голосом откликнуться во вселенском хоре народов, могла быть сама собой и дальше. Станет ли мировая культура богаче, если в России исчезнет Православие? Станет ли культурный мир многограннее, объемнее, разнообразнее, если русские начнут верить так же, как и американские протестанты? Задача любой национальной школы - сохранение своего литературного языка. И если российская школа хочет быть действительно национальной, а не абстрактно " политехнической " , она должна найти способ давать детям врасти в мир национальной духовной культуры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Но если так серьёзно строго относился высокопр. Филарет к Университету, хотя очевидно по значению изложенного факта, заслуживавшему такие отношения, то другое видим в отношениях его – как Архипастыря к Киевскому Владимирскому не ранжированному Кадетскому Корпусу. В последнем он нередко бывал на экзаменах и по Закону Божию. После одного из этих экзаменов (в 1853 г.) высокопр. Филарет почёл долгом представить свой отзыв об успехах Кадетов при письме Его Высочеству, Наследнику Цесаревичу Александру Николаевичу, в Высочайшем ведении Которого состояли все военно-учебные заведения. Его Высочество со своей стороны, в Своём письме изволил выразить Свою Августейшую благодарность высокопр. Филарету. Вот от слова до слова подлинное содержание этого письма от 24 Июня 1853 г. «Высокопреосвященнейший Митрополит Филарет!» «С особенным удовольствием усмотрел Я из письма Вашего Высокопреосвященства и из донесения, заведывающего неранжированным Владимирским Киевским Кадетским Корпусом, полковника Вольского, что Вы удостоили своим посещением экзамен воспитанников означенного заведения из Закона Божия. Весьма приятно было мне прочитать лестный отзыв Ваш об успехах воспитанников. Долгом считаю изъявить Вашему Высокопреосвященству искреннюю Мою благодарность за попечение Ваше о малолетней Вашей пастве. Вполне уповаю, что любовью проникнутая пастырская заботливость Ваша возрастит в сердцах юношей плоды благочестия и христианских добродетелей. Поручая себя молитвам Вашего Высокопреосвященства, с отличным уважением пребываю Вам искренно доброжелательный «АЛЕКСАНДР». Наконец, несмотря на немощи свои и не более как за три месяца с небольшим до своей кончины высокопр. Филарет, по особенному расположению к этому заведению, совершил сам освящение храма (30 Августа 1857 года) в новоустроенном для Кадетского Корпуса здании. После освящения храма и совершения в нем Божественной Литургии, он, преподав в благословение Кадетам Икону Успения Божией Матери, обычные для него экспромтом сказал им следующее поучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Однако возможность жить днем сегодняшним одни используют по праву. И живут этим днем в Боге. Другие же также живут одним днем, но девиз при этом другой: грабь, хапай, веселись – однова живем. Надежда Мандельштам: «Один мой заокеанский друг однажды сказал: «Любой наш поэт согласился бы стать вашим поэтом». По-моему, он недооценил последствий», – заключает вдова репрессированного поэта 20 . Странничество Одна из удивительных антиномий православной души – это соединение в одном: и укоренение на земле, неизбывное вчувствование в мистику своей земли, с одной стороны, и здесь же – некая совершенная свобода и несвязанность ничем, в том числе и местом. Оптинсий старец Лев особенно радовался, когда его гнали из зависти из одной келии в другую. Он радостно брал свою икону Божией Матери (Владимирскую) и удалялся куда велели. Юродство как на Руси, так вообще в Православии, по мнению одного из юродивых, ради Христа, устраивалось Господом для того, чтобы посрамить мир. Чтобы показать, что его (мира) ценности во многом ложные, временные и преходящие. А сами юродивые странствовали по свету – свободными и мудрыми. У О. Мандельштама свобода и странничество объединяются в одном слове – посох . Посох мой, моя свобода, сердцевина бытия. Или: Посох взял, развеселился И в далекий Рим пошел. В этом смысле есть два типа странствия. Первое – это безблагодатное Каиново скитание по земле. Человек постоянно куда-то бежит, гонимый чуждой ему силой и боится, а часто и просто не может остановиться. И второй тип – это путешествие с радостным и смиренным знанием, что с Богом везде хорошо. Психология сиротства и русская сказка Русская сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» начинается словами: «Идут двое сироток по далекому пути, по широкому полю. Померли у них отец с матерью, оставили, сиротами дочку Аленушку да сынка Иванушку. Вот и пошли они странствовать по белу свету». Сироты вышли в далекий путь и в широкое поле – все это образы жизненных трудностей. Им будет также трудно, как всем здесь на земле. Но ведь у них при этом еще нет родителей. Перед этой жизнью полнота их беззащитности предельна. И вот здесь у слушателей сказки возникает некая пронзительная и одновременно тихая жалость, которая вместе с тем растворена надеждой, и упованием, и как бы даже спокойствием, что именно в обездоленности и рождается их судьба. И, возможно, все сложится даже и неплохо.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

— Я смеюсь не над любовью, — она сразу посерьёзнела. — Я смеюсь над первым научным объяснением, — и совсем уже холодно спросила: — Надеюсь, над вторым вы не дадите повода смеяться? — А второе объяснение — это русская погода, осень-зима надвигались, а эти два времени года — ох-хо-хо, гибельны для любой армии сами по себе. Печальный опыт Наполеона — типичный пример для тех, кто пренебрегает этим. «А нечего тогда лезть!» — сердито подумала она, и мысль эту явно дополняло «к нам». Опять же, ничего она не знала о вьюжно-морозном штурме астраханских стен прямо с походного марша, но ей казалось неправдоподобным, что среди тёплого августа Тамерлан испугался будущих морозов. Раздавив на Оке неумелых ополченцев Василия Димитриевича, ему б до Новгорода и назал вполне двух недель хватило. Над вторым научным объяснением она смеяться не стала, только усмехнулась и головой покачала. Сколько раз она потом сталкивалась с этим, когда не хотят видеть очевидные вещи такими, как они есть, и не иноземные «короли проповеди», а близкие окружающие подданные, которые подданными быть перестали, а судорожно пилили сук, на котором сидели. Но всё это потом. Вскоре она приехала первый раз в эту страну, хозяйкой которой ей предстояло стать, приехала в гости к Элле и её супругу, Великому князю Сергею. И, оказавшись впервые на литургии, испытала ощущение, которому так и не смогла подобрать названия. Сказать, что она была ошеломлена, значит, ничего не сказать. Видно, в человеке, где-то в потаённых недрах души, сидит ещё одно чувство, до времени не проявляемое, некий сгусток из ошеломления, радости, вдохновенного взлёта всех душевных и интеллектуальных сил, который жив ожиданием, что должно свершиться что-то важное, главное в жизни, и тогда оно, это чувство, заполнит собой и душу, и тело, для которых откроется новая и единственно нужная тайна бытия. И это «что-то», оказывается, только здесь, оно тоже единственное, и называется оно — литургия. То, что она чувствовала в Дармштадте, когда вглядывалась в подарок избранника, бумажную икону Владимирской Божией Матери, сейчас, в этом храме, среди этого действа, называемого литургией, было стократ усилено, её разом, как единое целое, охватило оно всей своей могучестью и реальностью.

http://azbyka.ru/fiction/tatjana-blohin/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010