713 Возможно, имеется в виду Ливотов Е. В., церковный этнограф и агиограф, публиковавшийся в «Пензенских епархиальных ведомостях», «Русском обозрении». Многие его работы издавались в г. Холме, куда в рассматриваемое нами время писал отец Михаил архимандриту Антонию (Храповицкому) . – Ред. 716 Пономарев Александр Иванович (1849–1911) – выпускник Уфимской ДС. В 1874 г. окончил СПбДА и был допущен к чтению лекций по отделу словесности в звании приват-доцента. В 1886 г., после защиты магистерской диссертации, о которой пишет отец Михаил, утвержден в звании доцента, а в 1887 г. – в звании экстраординарного профессора по кафедре теории и истории литературы. Автор книг и хрестоматий по истории древнерусской книжности. С 1880 г. издатель журнала «Странник» совместно с А. Васильковым и Е. М. Прилежаевым. – Ред. 720 Книга вышла уже после смерти автора: Приселков А. А. Обозрение посланий святого Климента, епископа Римского, к коринфянам. Вып. 1. Обозрение первого послания. СПб., 1888. – Ред. 721 Васильков Алексей Васильевич – выпускник Костромской ДС, окончил СПбДА в 1875 г. Помощник инспектора и редактор (вместе с А. И. Пономаревым) журнала «Странник». Как следует из письма, отец Антоний (Храповицкий) намеревался напечатать свою статью в этом журнале. – Ред. 722 «Православное обозрение» – ежемесячный журнал, издававшийся в Москве в 1860–1891 гг. Его редактором состоял с 1875 г. протоиерей П. А. Преображенский. – Ред. 724 Имеется в виду речь «В чем состоит церковность», произнесенная на заседании Братства Пресвятой Богородицы 14 декабря 1886 г. (см.: наст. изд.) – Ред. 727 Чередного (архимандрита), то есть вызванного из своей епархии на чреду священнослужения и проповедования в Санкт-Петербург. Часто именно из чередных архимандритов избирались кандидаты для рукоположения во епископы. – Ред. 728 Владимир (Шимкович Василий; 1841–1925). Окончил Могилевскую ДС и Киевскую ДА (1867). Священник (с 1879 г. протоиерей) Могилевской епархии. В 1884 г. пострижен в монашество и назначен с возведением в сан архимандрита в настоятели Могилеве-Братского монастыря. В 1886 г. вызван в Петербург «на чреду служения и проповедания слова Божия». Рукоположен в 1887 г. во епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1890 г. епископ Сумской, викарий Харьковской епархии, с 1892 г. епископ Екатеринославский и Таганрогский, с 1896 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский. С 1897 г. на покое. С 1900 г. епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии (после 1919 г. архиепископ; в 1923 г. упоминается как митрополит). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Митрополит Вениамин (Федченков) , позже, анализируя ситуацию в духовных семинариях, писал, что в тех условиях лучшим выходом было применять строгость лишь тогда, когда она действительно была необходима, и покрывать любовью то, что можно было простить 57 . Воспитанники семинарий ценили великодушие и часто исправляли свое поведение. Имеются сведения и о том, каким образом поднимал дисциплину, архимандрит Серафим. По свидетельству архимандрита Пантелеимона, беседуя с учащимися вскоре после вступления должность, архимандрит Серафим обратил внимание на явное издевательство над ним со стороны некоторых распущенных воспитанников. Инспектор в тот же день представил новому ректору список нарушителей порядка и предложил исключить их. Однако, отец Серафим был противником таких мер и подошел к каждому из нарушителей индивидуально, вызывая их по одному, беседуя, и уговаривая исправиться. Такой подход принес свои плоды. Комиссия, направленная с ревизией в Воронежскую духовную семинарию, Великим постом 1915 года, оставила о семинарии самый благоприятный отзыв 58 . Высоко оценил работу архимандрита Серафима и член учебного комитета при Святейшем Синоде Петр Федорович Полянский (впоследствии митрополит и Патриарший Местоблюститель), который называл Воронежскую семинарию одной из лучших в России 59 . Председатель учебного комитета Воронежской епархии, епископ Острогожский Владимир (Шимкович), в связи с улучшением ситуации в семинарии, даже сказал архимандриту Серафиму: «Вы возродили нашу семинарию без каких-либо мер наказания, единственно, благодаря Вашей любви. Вероятно, скоро Вас поставят епископом. Русская Церковь нуждается именно в таких архиереях» 60 . Находясь в Воронеже, архимандрит Серафим ежегодно посещал Задонский монастырь, для поклонения мощам святителя Тихона Задонского . Во время таких поездок, будущий архипастырь всегда посещал и, расположенный там же, Скорбященский женский монастырь 61 . В Воронеже архимандрит Серафим совмещал ректорские обязанности с массой других. Вместе с должностью ректора семинарии, архимандрит получил и должность редактора «Воронежских епархиальных ведомостей». Кроме того, отец Серафим стал постоянным членом учебного епархиального совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

16 июля 1925 года владыка был послан местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским) в Воронеж , в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу) , которому тогда было уже 84 года. Немощного старца митрополита Владимира подвергали домашнему аресту, запрещали говорить проповеди, но он твердо противостоял обновленцам. Епископ Петр стал опорой престарелому владыке. При нем началось почти поголовное возвращение церквей Воронежской епархии из обновленчества. Это послужило причиной частых вызовов епископа в ОГПУ. Осенью 1925 года еп. Петр был вызван в ГПУ. 23 ноября он отбыл в Москву к Тучкову . 6 января 1926 года скончался митрополит Воронежский Владимир (Шимкович) . Епископ Старицкий Петр прибыл в Воронеж 10 января и вместе с митрополитом Курским и Обоянским Назарием (Кирилловым) отпевал почившего митрополита. Архиепископ Воронежский Верующие желали, чтобы владыка Петр взошел на Воронежскую кафедру . Православными были выдвинуты владыке своего рода условия: его просили о неучастии в политических группировках, чтобы оградить от возможных притеснений власти. Владыка писал: " ...не дерзаю отказываться и изъявляю полное согласие на занятие Воронежской кафедры... " После народного избрания владыка поехал в Москву, чтобы получить подтверждение от священноначалия. Заместитель местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) признал это избрание и во второй половине января назначил владыку на Воронежскую кафедру , с возведением его в сан архиепископа . При этом митрополит Сергий отозвался о нем как о лучшем проповеднике Московской Патриархии. Многие храмы в Воронеже были к этому времени захвачены обновленцами , поддерживаемыми советской властью. В этой обстановке владыка умел успешно противостоять расколу, обращая к себе сердца истовым служением и нелицемерной любовью к верующим. Архиепископ Петр служил по афонскому чину, все богослужение совершалось неспешно и без пропусков. Партесное пение владыка не любил; во время его служения часто пел весь народ, вдохновляемый и управляемый постоянным хором владыки. Часто, стоя на кафедре, он сам запевал: " Хвалите Имя Господне " , молящиеся подхватывали. Регентовал народным хором архимандрит Игнатий (Бирюков) , который собирал и ввел в церковный обиход древние распевы. В результате деятельности владыки Петра началось возвращение Православной Церкви захваченных храмов. Обновленческие священники приносили публичное покаяние. Противодействие обновленцев стало усиливаться. В их руках оставалось все меньше храмов. В это время, опасаясь провокаций и нападений, прихожане организовали охрану владыки. Его сопровождали на улице и даже оставались с ним в доме. Верующие желали, чтобы владыка приезжал в села губернии, но власть официально признавала только обновленцев, и на все просьбы разрешить владыке поездки по епархии отвечала отказом.

http://drevo-info.ru/articles/13175.html

Ситуация в духовных семинариях того времени была сложной. Что касается Воронежской семинарии, то она не была исключением, и дисциплина в ней была на низком уровне. Воспитанники даже совершили покушение на ректора и инспектора семинарии, а 1912 год был отмечен настоящим бунтом семинаристов. Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в связи с новым назначением отца Серафима написал ему: «Вы назначены в наибезнадежнейшую и бунтарскую семинарию» . Имеются сведения о том, каким образом поднимал дисциплину архимандрит Серафим. Беседуя с учащимися вскоре после вступления в должность, архимандрит обратил внимание на издевательские выпады в свой адрес со стороны некоторых воспитанников. Инспектор в тот же день представил новому ректору список нарушителей порядка и предложил исключить их. Однако отец Серафим подошел к каждому из нарушителей индивидуально, вызывая их по одному, беседуя и уговаривая исправиться. Такой подход принес свои плоды. Комиссия, направленная с ревизией в Воронежскую духовную семинарию Великим постом 1915 года, оставила о семинарии самый благоприятный отзыв . Высоко оценил работу архимандрита Серафима и член учебного комитета при Святейшем Синоде Петр Федорович Полянский (впоследствии митрополит и Патриарший Местоблюститель), который назвал Воронежскую семинарию одной из лучших в России . «Вы возродили нашу семинарию без каких-либо мер наказания, единственно благодаря вашей любви». Председатель учебного комитета Воронежской епархии епископ Острогожский Владимир (Шимкович) в связи с улучшением ситуации в семинарии даже сказал архимандриту Серафиму: «Вы возродили нашу семинарию без каких-либо мер наказания, единственно благодаря вашей любви. Вероятно, скоро вас поставят епископом. Русская Церковь нуждается именно в таких архиереях» . В должности ректора архимандрит Серафим находился до 1918 года, когда семинария была закрыта новой властью. 30 октября/12 ноября 1917 года в городе установилась власть большевиков, а уже 8 февраля 1918 года был расстрелян крестный ход монахов и прихожан Митрофаниева монастыря.

http://pravoslavie.ru/71288.html

Несомненно, что молитвами сонма русских святых, среди которых сияет святитель Митрофан, Патриаршество было восстановлено в Русской Церкви именно тогда, когда нашему народу было необходимо духовное утешение. Знаменательно, что епархия святителя Митрофана стала подлинной опорой новоизбранного святителя-исповедника Патриарха Тихона, ближайшим сподвижником которого был уроженец воронежской земли, выпускник Воронежской Духовной семинарии священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий. После кончины Святейшего Патриарха Тихона он возглавил Русскую Православную Церковь как Местоблюститель Патриаршего Престола и принял мученическую кончину, явив верность Христу даже до смерти. Приемники святителя Митрофана архипастыри-священномученики Тихон (Никаноров), Петр (Зверев), Захария (Лобов), митрополит-исповедник Владимир (Шимкович) и их сподвижники – новомученики Воронежской земли – явили своими подвигами крепость веры и преданность канонической чистоте Русской Православной Церкви. Воронежская епархия уже с 1918 года, когда вместе со святым архиепископом Тихоном (Никаноровым) были расстреляны 160 священнослужителей, стала, наряду с Бутовским полигоном и Соловецкими островами, местом мученической кончины многих тысяч людей. По свидетельству священномученика Петра (Зверева), в эти скорбные годы верующие Воронежской епархии реально ощущали, что " всех хранят молитвы Матери Божией и святых Митрофана, Тихона и Антония, великих святителей Воронежских " . Церковно-каноническое значение Воронежской епархии в те годы было общеизвестно. Именно поэтому ей пришлось испытать сильнейшее давление со стороны как богоборцев, так и представителей обновленческого, григорианского и ревнительских расколов, буквально терзавших епархию святителя Митрофана... Паства Воронежской епархии благодарно хранит в памяти и такой исторический факт: в 1937 году после ареста и кончины архиепископа Петра (Соколова), когда церковная жизнь в епархии, казалось бы, была разрушена до основания, временное управление Воронежской кафедрой принял на себя Патриарший Местоблюститель, будущий Святейший Патриарх, митрополит Сергий (Страгородский), который и возглавлял ее до 1944 года, когда изменившиеся церковно-государственные отношения позволили ему назначить в Воронеж нового правящего архиерея – архиепископа Иону (Орлова).

http://religare.ru/2_47019.html

Наконец, в последнем (от 7 января 1925 г.) завещательном распоряжении Патриарха Тихона, которое и вступило в силу в апреле 1925 г., митрополит Ага- фангел также был поименован: теперь уже после митрополита Кирилла, но до митрополита Петра (о митрополите Сергии там речи не было и после его уклонения в обновленчество в 1922 г., очевидно, и быть не могло). Не знавший, однако, до мая 1925 г. о новом патриаршем завещании митрополит Кирилл пребывал в уверенности, что Местоблюстителем в случае кончины Патриарха должен стать митрополит Агафангел. Поэтому-то, согласно собственным показаниям святителя Кирилла, он, хотя и получил уведомление об окончании срока своей ссылки еще до кончины Патриарха Тихона, «зная о кандидатуре м[итрополита] Агафангела к[а]к первого возможного Местоблюстителя, не считал нужным преодолевать во что бы то ни стало трудности начавшейся весенней распутицы и оставался на месте своего поселения ожидать первого парохода» 921 . Ко всему этому следует добавить еще и то, что в середине 1920-х гг. митрополит Агафангел, хиротонисанный во епископа в 1889 г., был еще и старейшим иерархом Православной Российской Церкви, что также усваивало ему особые права (старший митрополита Агафангела по хиротонии митрополит Владимир (Шимкович) скончался в январе 1926 г.). В принятом Поместным Собором в декабре 1917 г. определении «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», в частности, было сказано: «В случае кончины Патриарха или нахождения его в отпуске или под судом, его место в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете заступает старейший из присутствующих в Синоде иерархов» 922 . Синода, правда, в 1925 г. уже не было, а кроме того, в августе 1918 г. Собором было принято определение «О Местоблюстителе Патриаршего Престола», существенно ограничившее полномочия старейшего иерарха по освобождении Патриаршего Престола. Он должен был лишь созвать соединенное присутствие Священного Синода и Высшего Церковного Совета, которое под его председательством и избрало бы Местоблюстителя 923 , причем вовсе не обязательно его же.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Большую осторожность Местоблюститель проявлял и при решении вопросов о перемещениях архиереев. Позднее на вопрос следователя: «Были ли за Ваше время прецеденты смещения и увольнения с кафедр?» – митрополит Петр ответил: «Смещений не было, но назначения были викарных, а епархиального – ни одного, да, не было» 635 . Как правило, архиерейские назначения производились митрополитом Петром по просьбам самих же епископов. Так, например, по представлению епископа Смоленского Филиппа (Ставицкого), лишенного возможности самому прибыть в Смоленск, временно управляющим Смоленской епархией был назначен епископ Иларион (Бельский) 636 . Преосвященный Серафим (Юшков) по его просьбе и по согласованию с митрополитом Сергием (Страгородским) был назначен епископом Лукояновским, викарием Нижегородской епархии 637 . Престарелых архиереев Местоблюститель также не увольнял на покой, а направлял им помощников. Так, архиепископу Воронежскому Владимиру (Шим- ковичу) (1841 года рождения, 1887 года епископской хиротонии) митрополит Петр в июле 1925 г. послал в помощь епископа Старицкого Петра (Зверева) . Вслед за этим, 20 августа, Местоблюститель возвел Воронежского архипастыря в сан митрополита 638 . Этот случай примечателен еще тем, что на его примере видно, что митрополит Петр, признавая ограниченность своих полномочий, видел их все же шире, чем было очерчено в определении Собора «О Местоблюстителе Патриаршего Престола» от 10 августа 1918 г. Этим определением Местоблюстителю не усваивалось право награждения архиереев 639 . Но митрополит Петр и Местоблюстителем стал не в том порядке, который был изложен в этом определении, получив санкцию на управление Церковью не со стороны отсутствовавшего Синода, а от значительно более внушительного собрания архиереев. Возведенный в митрополичье достоинство, Высокопреосвященный Владимир (Шимкович) оказался старейшим по сану и времени хиротонии из архиереев Русской Православной Церкви, обойдя в этом отношении митрополита Агафангела (Преображенского). При этом в своей кадровой политике митрополит Петр, как ранее и Патриарх Тихон, стремился быть независимым от ОГПУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Деятельность епископа Бориса уже в середине 1925 г. вызвала решительное выступление против него верующего народа. Выше было приведено его собственное признание на этот счет: «Обо мне уже пошли по городу слухи, что я красный, что внушаю разделение, что я образую какую-то свою церковь » 882 . Несмотря на прокатившуюся в конце 1925 г. волну репрессий по делу митрополита Петра, Москва оставалась главным местом сосредоточения православных архиереев (в разговоре с митрополитом Агафангелом в апреле 1926 г. Тучков определял их количество как 62 883 , хотя, возможно, он несколько и завысил это число). Естественно, что в ситуации, когда имя епископа Бориса в столице и ее окрестностях уже с лета 1925 г. стало для большинства православных одиозным, «Временному Высшему Церковному Совету», в котором он играл столь видную роль, получить признание московских церковных кругов было крайне трудно. Даже протежировавшее епископа Бориса ОГПУ в своих сводках вынуждено было констатировать резкую неприязнь к ВВЦС в Москве. «Отношение мирян Москвы к ВВЦС явно враждебное, – говорилось в «Обзоре политического состояния СССР» за март 1926 г., – и поэтому священникам – сторонникам ВВЦС приходится скрывать от мирян свои взгляды. В Донском монастыре был случай нанесения побоев мирянами епископу, принимавшему церковь от тихоновцев» 884 . Скорее всего, битым был именно Борис (Рукин), поскольку он занимался захватом храмов в Москве. Нужен был только центр, который бы объединил не приемлющих «борисовщину». Этим центром и стал митрополит Сергий и назначенный им его представителем в Москве епископ Петр (Зверев) . Впрочем, борьбу с ВВЦС в Москве епископ Петр возглавлял не долго. 6 января 1926 г. в Воронеже скончался старейший иерарх Русской Православной Церкви митрополит Владимир (Шимкович) и епископ Петр, ранее являвшийся его помощником, отбыл на его погребение и должен был переключиться на воронежские церковные дела 885 . Позиции борисовцев-григориан в Москве, однако, это не укрепило, и впоследствии одно только имя епископа Петра приводило их в ярость.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В 1921-1928 гг. к существующим Острогожскому и Валуйскому (создано в 1920) вик-ствам добавились Бобровское (1921), Задонское (1922), Калачеевское (1922), Бутурлиновское (1924), Богучарское (1927), Новохопёрское (1922-1927), Россошанское (1928), Павловское (20-е гг.). Во 2-й пол. 1922 г. часть воронежского духовенства во главе с архиеп. Тихоном присоединились к обновленческой «Живой церкви» , основная же масса верующих сплотились вокруг правосл. Острогожского еп. Владимира (Шимковича) , в авг. 1923 г. по благословению Патриарха св. Тихона возглавившего приходы Воронежской епархии. В результате бескомпромиссной борьбы еп. Владимира с обновленцами началось возвращение приходов в каноническую Церковь. В авг. 1925 г. еп. Владимир был возведен в сан митрополита. В нач. 1926 г. Воронежскую кафедру возглавил архиеп. сщмч. Петр (Зверев) . За короткий срок его пребывания на Воронежской кафедре более 500 приходов воссоединились с РПЦ, ок. 700 священнослужителей принесли покаяние. При нем вернулись в РПЦ священнослужители Спасской ц. Воронежа, верующие из с. Белогорье, насельницы Покровского мон-ря, ранее объявившие себя «автокефальной церковью». Еп. Петр неоднократно был арестован, после 15 нояб. 1926 г. находился в заключении. В янв. 1928 г. временно управлявший В. е. Козловский еп. Алексий (Буй) и часть духовенства и верующих присоединились к иосифлянскому расколу (см. ст. Иосиф (Петровых) ). 27 янв. определением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) еп. Алексий был освобожден от управления епархией и уволен на покой. В февр. 1928 г. временное управление В. е. было поручено вернувшемуся из ссылки Егорьевскому еп. Павлу (Гальковскому) . При еп. Павле и сменившем его в апр. следующего года архиеп. Макарии (Звёздове) число буевцев уменьшилось. В мае 1935 г. был арестован Воронежский архиеп. сщмч. Захария (Лобов) . Затем был арестован Воронежский архиеп. Петр (Соколов) . В 1937 г. такая же участь постигла временно управлявших В. е. Липецкого еп. Александра (Торопова) , и Елецкого и Задонского архиеп. Серафима (Протопопова) и Моршанского еп. Аполлоса (Ржаницына) . В 1937-1943 гг. приходы В. е. подчинялись непосредственно Патриаршему Местоблюстителю митр. Сергию.

http://pravenc.ru/text/155254.html

26 февр. 1923 г. Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила П. и др. подследственных к ссылке в Нарымский край на 2 года. После оглашения приговора всех заключенных перевели в Таганскую тюрьму. В сер. марта того же года П. был отправлен этапом в Ташкент. Дальше ему был назначен переезд в Перовск (ныне Кызылорда, Казахстан), где он отбывал ссылку. Патриарх Тихон сразу после своего освобождения из заключения в июне 1923 г. подал властям список архиереев, без к-рых он не мог управлять Церковью, в их числе был назван П. В кон. 1924 г. архиерей прибыл в Москву, а 16 июля 1925 г. местоблюстителем Патриаршего престола Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) направлен в Воронеж в помощь Воронежскому архиеп. Владимиру (Шимковичу), которому исполнилось 84 года. После смерти митр. Владимира (Шимковича) в янв. 1926 г. П. был избран паствой на Воронежскую кафедру. Заместитель местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) признал это избрание, назначил П. на Воронежскую кафедру с возведением его в сан архиепископа. При П. началось возвращение обновленческих храмов в Патриаршую Церковь. Он был выдающимся проповедником, его проповеди привлекали на богослужения множество народа. П. не любил партесного пения и поощрял пение народа в церкви. Ближайшим помощником П. был архим. прмч. Иннокентий (Беда) . Власти юридически признавали только обновленцев, что затрудняло возможность П. посещать сельские приходы. С ходатайствами перед властями о разрешении для П. подобных поездок обращались председатель церковного совета С. Циков и представители сельских приходов. Подобные обращения вызывали недовольство властей и новые гонения. Архиерей обратился с посланием к воронежской пастве и направил текст обращения для публикации в газ. «Воронежская коммуна», чтобы смягчить напряженность в отношениях верующих с местными властями. Осенью 1926 г. у П. на квартире был произведен обыск, после к-рого его вызвали на допрос. В это время у дома П. собрались ок. 300 чел. рабочих, поддерживавших его, к-рые последовали за ним к зданию губотдела ОГПУ. Там во время допроса неск. человек из толпы были арестованы, остальные разогнаны.

http://pravenc.ru/text/2580154.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010