В сравнении с «Завещанием» Патриарха Тихона послание митрополита Петра гораздо сдержаннее в изъявлении лояльности властям. Это связано с тем, что он знал, сколько недоумений породило в церковной среде «Завещание» Патриарха. Более уступчивый по отношению к властям, документ мог вызвать растерянность у паствы, ведь митрополит Петр не имел такого авторитета среди верующих, как Святейший Патриарх Тихон. Но безусловная гражданская лояльность выражена была и в обращении к Церкви митрополита Петра. Послание патриаршего Местоблюстителя содействовало прекращению сомнений и колебаний среди православных, убедило всех в том, что, исполняя заветы почившего святого Патриарха, митрополит Петр твердо стоит на страже православия и не допустит его подмены обновленческим лжеучением.    Несмотря на то что митрополичья кафедра северной столицы вдовствовала уже третий год после убийства священномученика Вениамина и ссылки викарных архипастырей — Алексия (Симанского), Николая (Ярушевича), Мануила (Лемешевского), борьба с расколом в Ленинграде не затихала. Во главе православных церквей стоял епископ Венедикт (Плотников), управлять епархией ему помогали епископы Григорий (Лебедев), Николай (Клементьев) и Иннокентий (Тихонов). С негодованием отвергли они призыв именовавшего себя митрополитом Ленинградским нового председателя обновленческого синода Вениамина (Муратовского). В ту пору добрая половина епархиальных архиереев содержалась в лагерях и ссылках, поэтому попечение о православных церквах везде почти брали на себя остававшиеся на свободе викарные епископы. После ареста митрополита Казанского Кирилла епархия его управлялась епископом Иоасафом (Удаловым), в Самаре на страже православия стоял епископ Петр (Зверев), переведенный в июле 1925 г. в Воронеж в помощь престарелому владыке Владимиру (Шимковичу).    Особенно трудно было вести борьбу с обновленчеством на окраинах страны — в Сибири, на Северном Кавказе, в Белоруссии и на Украине.    В Харькове, ставшем республиканской столицей Украины, из 27 храмов только 3 остались в ведении Московской Патриархии. В одном храме распоряжались самосвяты-липковцы, а остальные 23 были обновленческими. В Киеве обновленцы захватили лавру, организовали Высшую украинскую богословскую школу, издавали журнал «Голос православной Украины», а у тихоновцев не было ни печатных органов, ни духовных школ. Православные архиереи и священники либо сидели по тюрьмам и томились в ссылках, либо со дня на день ожидали ареста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Наряду с ректорством о. Ив. А. Кратиров с 4-го августа 1884 г. состоял председателем Харьковского епархиального училищного совета, но особенно много проработал для известного богословско-философского журнала «Вера и Разум», редактором которого он был с самого основания – по определению св. Синода – с 1 января 1884 года по 1-е апреля 1893 года, получая за это всего по 300 рублей ежегодно. Дело было новое и требовало больших хлопот по организации, привлечению сотрудников и пр. Пользуясь близкими связями с корпорациею Московской Академии, о. Ив. А. Кратиров притянул для него самые крупные научные силы и сразу создал начинающему журналу такую высокую репутацию, что постепенно стал стекаться весьма обильный материал. Но последний нуждался в пересмотре и приспособлении, а эта черновая работа всецело падала на редактора, который однако же не мог действовать вполне самостоятельно, ибо все снова просматривалось архиеп. Амвросием и печаталось только по специальному его разрешению. Отсюда происходили иногда самые тягостные коллизии, а вообще порождались особые трудности помимо тех, с которыми связано всякое редакторство, да еще в новом духовном издании, где всесторонняя ответственность не связывалась с совершенною властью. Тем не менее Кратировская эпоха была чуть ли не самой лучшей во всей истории журнала «Вера и Разум», хотя главная заслуга по этому важному делу принадлежит, конечно, инициативе, энергии, вдохновению и всяческому участию архиеп. Амвросия. Нужно сказать, что именно последнему о. Ив.А. Кратиров много обязан добрыми успехами своего Харьковского служения. Хотя бывали межу ними крупные временные расхождения, почему однажды о. Ив. А. Кратиров хотел даже перепрашиваться (якобы в Курск), но – в общем – отношения были дружественные и благожелательные. Возложив большие ответственные обязанности на своего ректора, архиеп. Амвросий оказывал ему полное доверие и всячески способствовал всем его начинаниям, уважая все мнения и представления и высоко ценя фактические заслуги. Посему, когда о. Ив. А. Кратиров овдовел 7 , архиеп. Амвросий при первой возможности поспешил сделать его своим викарием на место преосвящ. Владимира (Шимковича), переведенного 5 декабря 1892 года в Екатеринослав, и продолжал оказывать знаки самого благоволительного расположения 8 . 6 марта 1893 г. он был пострижен в монашество с именем Иоанна и 7 числа возведен в сан архимандрита, а Высочайшее утвержденным 26 марта докладом Св. Синода назначен епископом Сумским и хиротосан в С.-Петербурге в соборе Александро-Невской лавры 25 апреля 1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Во все время своего служения в Воронеже поддерживал тесные отношения с патриархом Тихоном, ставя его в известность обо всем происходящем в епархии. Обновленчество архиепископ встретил непримиримо, понимая, что никакого равноправного соединения с обновленцами быть не должно. Так, он писал святителю Тихону: " С самоотвержением буду исполнять поручение Ваше относительно попечения о верных чадах святой Православной Церкви в Воронежской епархии, насколько достанет у меня умения и сил. До настоящего времени я не имел молитвенного общения с женатыми епископами и второбрачными клириками, не принимал участия в хиротониях их, несмотря на настояния и просьбы, не участвовал и в собираемых местными обновленцами съездах и пастырских собраниях, проводимых под обычным неустранимым давлением местного епархиального управления. Как на прошлогодний июльский съезд обновленцев, так и на майский настоящего года смотрю как на скопище злоумышляющих на чистоту православия Русской Церкви; постановления этих съездов признаю не имеющими силы и совсем необязательными, а программы и доклады всех обновленческих групп, преобладавших на этих съездах, считаю явно еретическими , судя по содержанию их. Пастыри Воронежской епархии, терроризированные репрессиями и угрозами, пока молча терпят засилие обновленцев и вместе со всею почти паствою ожидают распоряжений Вашего Святейшества, чтобы объединиться под Вашим отеческим управлением и руководством... " . В апреле 1924 года он вновь писал патриарху: " По наветам обновленцев на меня был наложен домашний арест, томился в заключении епископ Елецкий Николай , арестован и Бутурлиновский епископ Митрофан 22 марта, накануне обновленческого узкопартийного съезда. Вечером 9 апреля я освобожден из-под домашнего ареста, но с ограничением " временно не говорить проповедей " . Я энергично, хотя и безрезультатно, протестовал против такого ограничения, между прочим указывал, что не могу я молчать, когда обновленцы извращают истины православия и поносят имя Вашего Святейшества " .

http://drevo-info.ru/articles/11699.html

В марте 1924 года епископ Петр писал протоиерею Алексею Бенеманскому: «Спешу возвестить Вам большую радость для Вас, а также поделиться и своей радостью: по случаю смерти Ленина объявлена многим политическим амнистия, и в том числе нам; ам­нистия сокращает срок наполовину, а так как мы уже отбыли по­ловину своего срока, то и можем теперь ожидать скорой отправки восвояси...» События прошедшего года – обновленческий раскол, арест Патриарха Тихона, попытка обновленцев захватить церковную власть – ставили один и тот же вопрос: как надо поступать, чтобы, не жертвуя Христовой истиной и интересами Церкви и в то же вре­мя в условиях гонений, по возможности избежать прямого столк­новения с властью. Желание избежать раскола влекло к политике компромисса, но это не успокаивало совесть, и хотелось отыскать твердую каноническую основу. Время ставило насущные вопросы церковно-канонического характера, и многие не готовы были дать на них ответы по существу. В одном из писем епископ Петр писал отцу Алексею Бенеманскому: «В неделю за литургией я вдруг ясно понял, какую точку зрения должен был я иметь в вопросе о поми­новении Святейшего . Я должен был твердо помнить, что Святей­ший не имел права единолично отменять те канонические прави­ла, которые приняты и утверждены Церковью... Стало быть, если бы он и отменил их, то это было бы незаконно и несоглашающиеся были бы правы...» В 1923 году был освобожден из заключения Патриарх Тихон и сразу же подал властям список архиереев, без которых он не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. В конце 1924 года владыка прибыл в Москву, а 16 июля 1925 года, уже по­сле смерти Патриарха Тихона, Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским) он был послан в Воронеж в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу), которому было тогда восемьдесят четыре года. Епископ Петр служил в Воронеже в огромном пятипрестольном храме во имя Сошествия Святого Духа на Терновой поляне, но чаще всего он служил в Покровско-Преображенском храме бывшего Девичьего монастыря, где и жил. Во время его богослу­жений храм был всегда полон молящимися, было так тесно, что не всегда можно было поднять руку, чтобы перекреститься. Епископ со всеми был приветлив, внимателен и ласков, всех любил, все для него были родными и близкими, и народ вскоре ответно его полюбил.

http://fond.ru/kalendar/90/petr/

Насельники были замучены по приказу коменданта Воронежа поляка (или латыша) П. П. Скрибиса. Тела убиенных монахов похоронили на монастырском кладбище, заупокойную службу совершил архиеп. Тихон (Никаноров). Убиенные монахи канонизированы в 1981 г. в сонме новомучеников Российских на Соборе РПЦЗ. В конце окт. город вновь заняли отряды Красной Армии, и после небольшого перерыва концлагерь в М. В. м. был восстановлен. В лагере существовали сапожная, слесарная, портняжная и граверная мастерские. В отчете коменданта Рейзина за 27 марта - 2 апр. 1921 г. говорится: «Заключенных Митрофановского концентрационного лагеря состоит 1070 человек, 375 рабочих и 695 крестьян. За этот период прибыло в лагерь 60, освобождено до окончания срока 38. Смертельных случаев 13, бежал из расположения лагеря 1». Большинство заключенных имели небольшие сроки - от 2 недель и до 2 лет. Но есть упоминания о сроках от 10 лет до пожизненного. При Митрофановском концлагере были открыты школа политграмоты, б-ка-читальня. Среди заключенных находился виолончелист Л. В. Ростропович (1892-1942), отец М. Л. Ростроповича. Концлагерь действовал до 1923 г. В нач. 20-х гг. XX в. М. В. м. еще не был закрыт и сосуществовал с концлагерем. Благовещенский и Архангельский соборы еще действовали, в мон-ре проживала часть братии. Осенью 1921 г. в документах того времени упоминается игум. Илиодор. В обители по-прежнему находилась резиденция главы епархии. 2 марта 1920 г. в Благовещенском соборе был погребен сщмч. Тихон (Никаноров), отпевание совершил его преемник, еп. Владимир (Шимкович) , в сослужении еп. Верейского Модеста (Никитина) . Согласно списку храмов губернии кон. 1922 г., в мон-ре были закрыты Архангельская, крестовая (в доме епископа) и Митрофановская трапезная церкви. В остальных храмах обители служили обновленцы. Викарий Воронежской епархии еп. Митрофан (Поликарпов) называл М. В. м. и Троицкий собор «двумя величайшими центрами проповеди живоцерковщины» в Воронеже. Настоятелем Благовещенского собора при обновленцах был прот.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

В нач. июня 1923 г. в Минск прибыл Сергий (Иванцов), решительно начавший проводить в жизнь постановления собора, прошедшего в мае в Москве, в первую очередь о переходе на григорианский календарь в богослужении. Это вызвало волну негодования, мн. верующие в деревнях перестали посещать богослужения. Вскоре Сергий запретил в служении известного минского свящ. Лавра Васюковича, возглавившего действия по срыву выступлений Введенского. БЕУ запретило Васюковича в священнослужении, позже он был выведен за штат. Эти действия не поддержали большинство членов епархиального совета. На съезде духовенства еп. Сергию заявили о том, что, идя на встречу пожеланиям верующих, духовенство отказывается от общения с ним. В праздник Воздвижения Креста Господня Сергий смог войти в собор только с помощью милиции, но провести богослужение ему не удалось, т. к. верующие заперли его в ризнице. Обновленческий епископ распространял лживые сведения о митр. Мелхиседеке, что окончательно оттолкнуло минскую паству от обновленчества. Сергий был вынужден уехать из Минска в Кострому. Кафедральный собор перешел в ведение тихоновского церковного управления. Минская раскольническая община, не имея храма, проводила службы в бывш. покоях игумении Преображенского мон-ря. Сначала во главе общины стоял свящ. Михаил Соколовский, затем свящ. Владимир Соловьёвич. По настоянию минских раскольников обновленческий синод командировал в Минск «епископа» Александра Щербакова в апр. 1925 г., но в окт. следующего года он уехал в Витебск, после чего остался открытым вопрос о регистрации общины. Активные «живоцерковники» стремились провести в Минске учредительный съезд, но их усилия были напрасными. Для исправления ситуации в Москву за рекомендациями отправились прот. Петр Шимкович и секретарь Трусевич. Было принято решение о проведении заседания в сент. 1925 г. в Смоленске. Открыл собрание «архиепископ Смоленский» Алексий (Дьяконов). В Минское ЕУ избрали 5 чел. После обсуждения вопроса о постоянном пребывании епископа в Минске приняли компромиссное решение о том, что «архиепископ» Алексий возглавит Смоленскую и Минскую кафедры.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В дек. 1867 г. по представлению игум. Поликсении архиеп. Воронежский Серафим совершил первый постриг 12 сестер в мантию, а 23 - в рясофор; численность насельниц увеличилась до 100 чел. В 1868 г. в З. м. проживали настоятельница, 20 сестер, 100 послушниц. С июня 1877 г. до окончания русско-тур. войны в 1878 г. 6 инокинь находились на полях сражений в качестве сестер милосердия. Стараниями мон. Поликсении были нормализованы отношения с ктитором Викулиным, к-рый перед кончиной не только способствовал возвращению в распоряжение З. м. корпуса богадельни с Александро-Невским храмом, но и пожертвовал обители каменный дом с пристройками в Задонске. Новая настоятельница мон. (с 1897 игумения) Клавдия (Нарциссова Ксения Ивановна) в 1901 г. была награждена наперсным крестом. К 1891 г. в З. м. проживали 50 монахинь, 62 послушницы, 6 наемных рабочих, 12 призреваемых в богадельне, 10 обучавшихся рукоделию и ремеслам; в 1901 г.- 45 монахинь и 86 послушниц (21 указная, 65 «на испытании»), в 1914 г.- 54 монахини и 77 послушниц, 2 священника и диакон в штате обители. З. м. оказывали духовную поддержку задонские затворник Стратоник (Г. А. Машурин ), подвижница М. Н. Попова (мон. Мария), настоятели Богородицкого монастыря Димитрий (Григорьев), иером. Геронтий (Кургановский) и др. Затворник Стратоник в письме ктиторше Т. Г. Викулиной свидетельствовал, что сестры «содержат себя собственными трудами, поэтому и не требуют иного содержания, разве только помощи и назидательного призрения», и просил ее покровительствовать «бедным поселянкам» ( Никольский. 1911. Вып. 10. С. 180). Активное участие в устроении З. м. принял митр. Исидор (Никольский), обитель посещали архиепископы Серафим (Аретинский), Анастасий (Добрадин) , епископы Вениамин (Смирнов) и Владимир (Шимкович) . Храмы и другие постройки Первая в обители ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Богородице-Тихоновская) освящена 15 авг. 1813 г. еп. Антонием (Соколовым). 26 июня 1863 г. архиеп. Иосиф (Богословский) заложил в трапезной части Богородице-Тихоновского храма правый придел во имя святителей Воронежских Митрофана и Тихона (освящен 21 июля 1864) и левый - во имя св. Иоанна Предтечи и прп. Поликсении (освящен 1 мая 1865).

http://pravenc.ru/text/182473.html

Макарий Булгаков 1879–1882 Иоанникий Руднев 1882–1891 Леонтий Лебединский 1891–1893 Сергий Ляпидевский 1893 Нарвское викариатство Учреждено в 1887 году. Епископы (в С.-Петербурге): Владимир Шимкович 1887–1890 Никандр Молчанов 1891 (первый викарий с 1893) Гдовское викариатство Учреждено в 1892 году. Епископы (в С.-Петербурге): Николай Налимов 1892–1893 Назарий Кириллов 1893 Московский Патриархат Патриархи Московские и Всея Руси. Иов 1589–1605 Игнатий, лжепатриарх 1605–1606 Гермоген 1606–1612 Междупатриаршество 1612–1619 Филарет Романов 1619–1634 Иоасаф I 1634–1641 Иосиф 1642–1652 Никон Минин 1652–1658 Питирим, митрополит Крутицкий, правитель 1658–1667 Иоасаф II 1667–1672 Питирим 1672–1673 Иоаким Савелов 1674–1690 Адриан 1690–1700 Стефан Яворский , местоблюститель 1700–1721 Синодальный период 1721–1917 Тихон 1917–1925 Сергий (Страгородский) 1943–1944 Алексий I (Симанский) 1945–1970 Пимен (Извеков) 1971–1989 Алексий II (Ридигер) с 1990 Епископат Московской Патриархии (состояние на 19 июня 2002 года) Россия Епископ Абаканский и Кызылский Ионафан (Цветков) Епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона (Карпухин) Епископ Балтийский      Серафим (Мелконян), викарий Смоленской епархии Епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев) Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов), председатель Миссионерского отдела при Священном Синоде Епископ Благовещенский и Тындинский Гавриил (Стеблюченко) Епископ Брянский и Севский Фефилакт (Моисеев) Архиепископ Верейский Евгений (Решетников), викарий Московской епархии, председатель Учебного комитета, ректор Московских Духовных академии и семинарии Епископ Ветлужский Феодосий (Васнев), викарий Нижегородской Епископ Видновский Тихон (Недосекин), викарий Московской епархии Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман (Тимофеев)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1933–1934: Владимир Злобин 17(30).09.1934–08(21).02.1938: Александр Самонов Волоколамская 14(27).09.1909–1919: Феодор Поздеевский 14(27).09.1919–31.05(13.06).1928: Герман Ряшенцев 04(17).06.1928–1928: Питирим Крылов 1928–1931: 03 .1931–02(15).04.1931: Стефан Гнедовский 21 .06(04.07).1931–1931: Никифор Никольский 16(29).09.1931–20.04(03.05).1934: Иоанн Широков 1934–1936: 01 .1936–1936: Иоанн Соколов 19 .07(01.08).1936–27.04(10.05).1937: Иоанн Широков, паки 1937–1941: 1941–1942: Алексий Палицын Волчанская 1918–1919: Алексий Волынская см. Ровненская и Волынская Вольковская (обн.) Михаил Митрофанов Вольская 18(31).01.1909–25.08(07.09).1917: Досифей Протопопов 05(18).09.1917–1918(?): Иннокентий Кременский 01 .1918–1919: Герман Косолапов 26 .04(09.05).1920–1922: Иов Рогожин –1923: 1923–1928: Пётр Соколов Варлаам Пикалов, в. у. (?) 1925–01(14).06.1929: Григорий Козырев 08(21).06.1927–25.09(08.10).1928: Симеон Михайлов, в. у.(?) 03(16). 10.1928–30.09(13.10).1933: Андрей Комаров 18 .09(01.1 0).1931–24.06(07.07).1933: Иоанникий Попов, в. у. 11(24).08.1933–03(16).10.1935: Георгий Садковский 16(29).10.1935–01 (14).04.1936: Сергий Куминский Вольская (обн.) 30 .09(13.10).1922–25.02(10.03).1925: Михаил Постников 1925–1926: Николай Позднев 25 .02(10.03).1925–1928: Михаил Постников, в. у. 06 .1928–02.1930: Арсений Покровский 03 .1930–09.1930: Виктор Путята 09 .1930–05.1931: Арсений Покровский, паки 06(19).05.1931–17(30).11.1932: Алексий Марков Вороговская (сцв) 1924–1927: Василий Лебедев Воронежская 13(26).05.1913–27.12(09.01).1918: Тихон Никаноров 1918–1923: Тихон Василевский 1922–24.12(06.01).1925: Владимир Шимкович 12 .1925–02.1926: Пётр Зверев 1926–12.1926: Алексий Буй, в. у. 1927–1927: Нафанаил Троицкий, в. у. 1928–1928: Макарий Звездов, в. у. 01(14).02.1928–03.1928: Павел Гальковский, в. у. 24 .04(07.05).1929– 12(25). 11.1935: Захария Лобов 12(25).11.1935–10.1936: Пётр Соколов 31 .10(13.11).1935–10(23).01.1936: Александр Торопов, в. у. 1936–1944: 06(19).03.1944–13(26).05.1945: Иона Орлов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Управляющей Тверской Епархией Петр, Епископ Старицкий. Приведенные документы свидетельствуют о стремлении епископа к абсолютной лояльности в отношении к гражданской власти и подчеркивают, что гонения и страдания, которые постигли его, (уже в 1922–1924 гг. он был в ссылке), могли быть только безвинным мученичеством за веру, которую он пламенно утверждал в церковном народе. В Воронеже Владыку народ очень полюбил. Во время его Богослужений церкви всегда были переполнены до того, что в буквальном смысле яблоку негде было упасть. Так тесно, бывало, что нельзя было поднять руку, чтобы перекреститься. Если же это после некоторых усилий удавалось, то невозможно было опустить ее. В 1925 г. Владыка Петр чаще всего служил в так называемой Терновой церкви. Это был огромный, пятипрестольный храм на краю города, на Терновой поляне (так называлось это место). Главный престол был освящен во имя живо-начальной Троицы, Владыка часто служил там и беседовал с народом. Со всеми Владыка был исключительно приветлив, внимателен и ласков, всех любил, все для него были родными. И он для всех стал родным и близким. Обычным его обращением и письменно и устно было: «родные мои». В 1925 г. Владыка пробыл в Воронеже до 10/23 ноября, когда был вызван в Москву, в ГПУ, на Лубянку, к известному в то время руководителю противоцерковными делами большевиков Евгению Тучкову, «митрополиту Евгению», как Владыка смеясь назвал его. Народ был очень огорчен этой разлукой, и сам Владыка, прощаясь с приходившими к нему, говорил, что везде, где он бывал оставался кусочек его сердца: «вот и в Воронеже опять остается кусочек моего сердца». Затем сказал, что для него как-то роковым является число 10/23, все вызовы и аресты приходились обычно на это число. А их было вероятно не мало. Незадолго до своего назначения в Воронеж он вернулся из ссылки из Средней Азии, где жил в тяжелых условиях, болел цынгой, лишился, в результате этой болезни, зубов. Итак, Владыка уехал, но народ с нетерпением ожидал его возвращения. В это время жив был еще другой светильник Воронежа, его престарелый, 87-летний архипастырь Митрополит Владимир, тихий, скромный, смиренный. Своим тихим, ласковым светом своей необыкновенной, проникновенной теплотой и вниманием он согревал всех, приходивших к нему. (Митрополит Владимир (Шимкович), рукоположен во епископа в 1886 г. Был последовательно Нарвским, Сумским, Екатеринославским, Екатеринбургским, с 1900 г. Острожским, викарием Воронежской епархии. В сане митрополита с 6 августа 1925 г. Умер 24 декабря 1925 г., а назначенный вместо него другой Архиепископ Тихон, б. Симферопольский и б. Курский, перешел в обновленчество. – Ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010