Но – мы надеялись не на оружие наше, а на силу Господа, Спасителя Иисуса Христа. И не обманулись в своей надежде. Низложив их силою своею, Господь возвратил меня в свое отечество. – Прошу тебя, преподобный отец Савва, - принеси благоуханные мощи святого. По отшествии вашем, земля наша стала осквернена беззакониями нашими, улита кровью, пленена иноплеменными, враги наши одолели нас и – по взаимной ненависти мы стали смехом для соседей наших. Может быть, вашими святыми молитвами, вашим пришествием к нам, всемилостивый Бог умилосердися над нами и соберет во едино рассеянных и посрамит противников»54). Вулкан по сербской почтительности к отцу явился на встречу мощей св. отца; потом быв свидетелем чудес св. отца, по убеждению преп. Саввы дал клятву не тревожить более брата в законных правах его55). Стефан с своей стороны помог брату выгнать из Хлума западника Петрислава, оставив за последним только Невесин и Дебре56). Брат Вулк скоро умер; удел его Зета предоставлен был Стефаном двоюродному брату Андрею Мирославичу57). Сын Вулкана благочестивый князь Димитрий охотно довольствовался своим уделом, какой назначил дядя; он построил обитель на р. Лиме в Бродареве и приняв иночество с именем Давида по   54) Стефан в житии отца своего, у Шафарика стр. 19. 55) Св. Савва в житии Немани, у Шафарика стр. 13. Дометианово житие св. Саввы. Баснь грека Никиты об отношении Стефана к гречанке Евдокие, употреблявшей в орудие злости своей Вулка, разобрана Раичем II, 361. 362. Книга евангельских чтений, писанная при Волке, сын самодержавного Стефана Немани, великом жупане зетском и поморском (Прохорова Древн. тетр. II, стр. 150-152) писана не позже 1208 г. 56) Луккари р. 30. Орбини в Гласнике XII, 404. 405. 417. 418. 57) Гласник XII, 412. 411. смерти чтился сербскою церковию между святыми58). – Так Стефан спокойно рсполагал уделами Сербии, как верховный правитель всей Сербии59). По усмирении домашних врагов Стефану пришлось бороться с сторонними неприятелями. Против него восстали болгарский царь Борис и тесть его латинский император Царяграда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Как детям, не печься о завтрашнем дне. Преклоним же с верой колена и выи, – И с теплой молитвой пред Господом сил, Да даст Он воздвигнуть нам крест на Софии В виду мусульманских зеленых могил. Да имя Господне повсюду святится, И слово Его, как Эдемский поток, Везде разольется, да им оживится И Север, и Запад, и Юг, и Восток. Тогда мы и новое небо увидим, Увидим и новую землю тогда, И, чистые, в радость мы Господа внидем: За скорбью наступит блаженства чреда. Конец 1853 Грекам Час ударил; Греки, в сечу! В руки мстительный булат! Притеснителям навстречу За отцов, за жен, за чад! Долго, долго вы терпели, Долго иго вы несли: Вихрем в бой для славной цели! Дни отмщения пришли! Истощив терпенья меры, Бог – врагов вам предает! Разверните знамя Веры, И с молитвою вперед! Что отверженных вам рати? Не спасет их Магомет! Вы под сенью благодати; Вам сияет горний свет! Не давать врагам пощады Ни на суше, ни в морях; Там огню их села, грады, Здесь – погибель им в волнах! Дети брани, дети чести, В путь! – Вам дорог каждый час; Выступайте в поле мести, Вера, право, все за вас! В бой вступая за отчизну, Призовите Бога сил, И с мечом к врагам на тризну! Час погибели их бил! Время славному народу, Просветителю всех стран, Время выкупить свободу У тиранов-мусульман! С ней, с свободой благодатной, Блеск искусств и свет наук В край родной придет обратно; Вспомнит деда поздний внук! Вспомнит эллина Омира И Теосского певца; Грянет пламенная лира И прольет восторг в сердца! Вспомнит Пиндара, Софокла, Вспомнит доблестных вождей! Слава дней их не поблекла На земле до наших дней! Вспомнит предков и зальется Умилительной слезой; Сердцу сердце отзовется И умчит его на бой! Час ударил! Греки, в сечу! В руки мстительный булат! Притеснителям навстречу За отцов, за жен, за чад! В этом предсмертном стихотворении, впервые опубликованном в «Москвитянине» (1854, 6) вместе со стихотворением «Война и мир», Семен Раич обращается к той же самой теме, которую Василий Туманский выразит в стихотворении «Греческая ода (Песнь греческого воина)», впервые опубликованном в 1824 году в альманахе «Звездочка» Рылеева – Бестужева и в 1827 году включенного Раичем в свой альманах «Северная Лира» как, несомненно, одно из лучших о Греческом восстании. Греческий воин восклицает:

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

—325— Справк а: 1) Указами Святейшего Синода от 25 июля и 28 августа 1903 года за 6691 и 7825 разрешено было Совету Академии допустить болгарского уроженца Георгия Поп-Харалампиева и сербских уроженцев Младена Мирчетича и Любомира Раича, после предварительного медицинского освидетельствования, к установленным испытаниям для поступления в число академических студентов, с назначением им на содержание, в случае принятия в Академию, стипендий из духовно-учебного капитала. – 2) По § 81 лит. б п. 1 устава духовных академий „зачисление в студенты Академии“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определил и: 1) Принимая во внимание, что обнаруженные болгарским уроженцем Георгием Поп-Харалампиевым и сербским уроженцем Любомиром Раичем на испытаниях познания удовлетворяют, в общем, тем минимальным требованиям, которые предъявлены были в текущем году к студентам русских духовных семинарий, державшим приёмные испытания в Академию, – ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять Поп-Харалампиева и Раича в число студентов I курса Академии; сербского же уроженца Младена Мирчетича, оказавшегося недостаточно подготовленным к прохождению академического курса наук, – в число вольных слушателей академических лекций. – 2) В случае утверждения означенного постановления, – просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о назначении как студентам Георгию Поп-Харалампиеву и Любомиру Раичу, так и вольнослушателю Младену Мирчетичу на содержание в Академии стипендий из духовно-учебного капитала. XIV. Прошение на имя Преосвященного Ректора Академии студента Московской духовной семинарии выпуска текущего 1903 года Александра Зверева 2-го: „Покорнейше прошу Вас, Ваше Преосвященство, позволить мне слушать лекции первого курса при вверенной Вам Академии“. Справк а: По § 115 устава духовных академий: „Сверх студентов могут быть допускаемы к слушанию академи- —326— ческих лекций и посторонние лица по усмотрению Епархиального Преосвященного“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

32 Шафар. т. II. кн. 1. стр. 419. Ист. серб. яз. Майкова, стр. 26. 215– 220. Пып. 93. Макуш. 47. 34 Так Милутин женат был на дочери севастократора Фессалии и Локриды Иоанна Ангела, но потом, чтоб получить Боснию, он оставил ее под предлогом неплодства её, и женился на сестре венгерского короля, Елисавете, и получил (1286 г.) Боснию; потом, оставив Елисавету, женился (1296 г.) на дочери болгарского царя Тертера, и, оставив последнюю, взял за себя дочь греческого императора Андроника, несовершеннолетнюю Симониду. Ист. серб. яз. Майкова, стр. 227. Пып. стр. 94. 35 После войны с греками Милутин присоединил от греков к Сербии (1282– 1285 г.) Скопле, Овчеполе, Златову, Пианец, все пределы струмские и серские, Хрисополь с окрестностями, землю дебрскую, кичавскую, поречскую, влахиотскую (Эпир) и пр. Воевал (1292 г.) с болгарским князем Шипманом, и татарским царем Натаем. – Папа предложил было Мплутпну принять унию, – но, получив отказ, вооружил (1314 г.) против него императора немецкого, королей польского, венгерского, богемского, неаполитанского. Венгерцы уже заняли было (1318 г.) Боснию, Мачву и Эпир, но мятеж и беспорядки в самой Венгрии прекратили все затеи папы. Ист. серб. яз. Майкова стр. 223– 227, 295.-– Архиеп. черниг. Филарета св. южных славян, окт. 30 чпсло. Голуб. 435– 436. 36 Дечанский после войны с греками (1330– 31 г.) присоединил к Сербии Велес, Просек, Штин, Трепиту, Добрунь, которые издавна принадлежали славянам. Майк. стр. 230 – 233. Подробнее о завоеваниях Дечанского см. у Голубинского стр. 437. 38 Майк. стр. 236, 237, 240 – 242. Пып. 95. Макуш. 48. Правосл. Обозр. 1870 г. аир. 621. – Голуб. 437, 438. – Душан замечателен еще тем, что издал «Законник», напечатанный Раичем в приложении к истории слав, народов, и Шафариком в памятниках. Он составлен в 1349 г., и дополнен в 1354 г. Майк. 31. 40 Урош родился от брака Душана с греческой царевной Еленою, дочерью импер. Иоанна Кантакузена. Житие слав, и ив. святых, Муравьева, дек. 7. 41 Наприм. греки отняли себе часть сербских владений в Македонии; Босния окончательно отделилась от Сербии, независимыми сделались наместник Акарнанский, наместники Фессалии, Албании, Герцеговины. Гильф. собр. соч. т. 2. стр. 169. 170.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В новейший период отдельная М. е. была образована в 1992 г. Ею управляли: как администратор - еп. Канадский Георгий (Джокич) в 1992-1994 гг.; еп. Василий (Вейнович) в 1994-1997 гг.; еп. Филарет (Мичевич) в 1997-2015 гг. Владыка Филарет способствовал реконструкции мон-ря Милешева, восстановлению разрушенных и открытию новых храмов. В 1997 г. епархия была разделена на 3 наместничества, в ней действовали 3 мон-ря (Милешева, Баня и Троицкий под Плевлей) и 18 приходов, в которых служили 17 священников. В наст. время в М. е. 14 обителей. Помимо Милешевы это Баня монастырь во имя святителя Николая , Бистрица (в с. Бистрица близ Приеполя, в честь Успения Пресв. Богородицы; основан в 1-й пол. XIII в., при турках пришел в запустение, обновлен в 1872 и 2004), Давидовица , Доволя , Дубница (во имя Св. Троицы, основан патриархом Печским сщмч. Гавриилом I (Раичем) , впосл. сожжен и восстановлен в 2007), Дубочица (во имя свт. Николая Чудотворца; основан в 1565, при строительстве водохранилища в 1983 перемещен на 11 км южнее), Куманица (в честь Собора арх. Гавриила; основан на рубеже XIII и XIV вв., при кор. Милутине разрушен не позже 2-й пол. XVII в., восстановлен в 2001), Ораховица (или Мажичи; во имя вмч. Георгия Победоносца; основан в нач. XIII в.), Пустиня (во имя апостолов Петра и Павла; основан на рубеже XIV и XV вв., в XVII в. разрушен турками, восстановлен в 2003), Джурджевича-Тара (во имя арх. Михаила; основан в XIV в., при турках разрушен, восстановлен в 2000), Селяни (в честь Успения Пресв. Богородицы; основан в XIV в.), во имя святых Космы и Дамиана (основан в 2010, подворье (метох) мон-ря Милешева), Плевлянский монастырь во имя Святой Троицы . В 2012 г. власти Черногории предписали 7 священникам М. е., имевшим гражданство Сербии, покинуть страну. По причине нехватки духовенства это решение осложнило деятельность епархии. Лит.: Руварац И. О хумским епископима и херцеговачким митрополитима до године 1766. Мостар, 1901; В. Р. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950; П. Прилози за ucmopujy СПЦ. Ниш, 1997. С. 20-44.

http://pravenc.ru/text/2563200.html

имущ.; игум. Леонтий). 259. Красногорский – Богословский – Преображенский – Спасский , женский, 2-го класса, Полтавской губ., Золотоношского у., в 4 вер. к сев. от Золотоноши, на возвышенной горе, известной исстари под именем „красной горы» и обтекавшейся прежде кругом водами р. Золотоноши, ныне же у подошвы горы образовалось болото, почти непроходимое и поросшее аиром, осокой и камышом. Первоначально он был мужским, и основание ему положено во второй половине XVII ст. каким-то отшельником, которому подарил остров владелец его Слюжка и около которого собралась впоследствии братия. С построением в нем храма Преображения (1767–1771 г.) монастырь стал называться Преображенским. В 1786 г. м-рь упразднен и назначен для временного пребывания заштатных монахов. Указом 1789 г. велено было перевести в здания м-ря Киевский Богословский женский м-рь. Благолепию м-ря много способствовал Софроний Кристалевский, который принял здесь иночество, потом был игуменом и в 1753 г. назначен епископом Иркутским. К местным святыням принадлежат: явленная икона Божией Матери, известная под именем Дубицкой, так как она явилась на дубу, и Божией Матери, называемой Корецкою, ибо вырезана была на коре дерева, которое росло на монастырской горе. При м-ре существует училище. Протоиерей Николай Думитрашко, “Ист. статист. очерк Золотон. Красногор. Богослов. 2-класс. жен. м-ря”, Полтава, 1859 г.; “Ист. Росс. Иер.”, 519, 804; Ратшин, 444; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1870 г., 200 (учрежд. училища); 1884 г., 240 (состояние училища); 1885 г., 196 (преобразов. училища); Строев, “Спис. иер. и на- стоят.”, 934; “Акты Зап. Р.”, V, 177 (Универсал 1688 г. на влад. вновь сельц. Слободкою Слюзчиною; игум. Иосиф Григорьевич); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II. ч. 1, 918 (реестр 1722 г. обретающимся в м-ре монахам; игум. Герман Рубанов); IV, 1724 г., 490 (дело об иеромон. Епифании; игум. Герман 1729 г.); VI, 1726 г., 135 (челобитье протопопа Черняховского; упоминается игум. Красногор. м-ря Рафаил, который показан у Строева в 1720 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1848 г., XXIII, 426 (воспомин. о гор. Золотоноше; обстроен в 1687 г. Переяслав. полковн. Дм. Гр. Раичем).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

522 Письмо Вулкана к папе от 2 января 1199 г. (Theiner A. Monumenta vetera Slavorum meridionalium. Romae, 1863). 523 В 1202 г. папа поздравлял короля Венгерского с покорением Сербии и упоминал о том, что Венгерский король передал права свои на Сербию Вулкану (Assemani. Kalendaria Ecclesiae Universae. T. 1–6. R., 1755–1757. T. V (далее – Assemani. Kalendaria Ecclesiae Universae. -Ред.)). 524 Папа в 1204 г. писал к Венгерскому королю: «не надобно забывать, что благородный Стефан, мегаложупан Сербии, чрез посланников, смиренно просил нас, дабы легат наш, явясь в Сербию, привел ее в повиновение Римской церкви (лукавое двумыслие!) и подал царству его корону. Мы с собором соизволили на прошение и поручили посольство пречестному брату нашему Албанскому епископу (т. е. in exteris). Но узнав, что это неприятно вашей светлости, за любовь твою, не без смущения, отложили свое намерение» (Raynaldus. Annales Ecclesiasticï in 37 vol. Vol. 20). Верить папе на слово, будто Стефан просил привести Сербию в религиозное «повиновение Римской Церкви», может только тот, кто не знает языка тогдашней дипломатики папизма, намеренно мешавшего политическую учтивость с религиозною. Если бы папе дано было обещание папизма со стороны Стефана, он не был бы так учтив пред Венгерским королем, прислал бы и венец Стефану и под угрозою анафемы запретил бы Венгерскому называться королем Сербии. Венгерский король точно дал обещание папе привести Сербию в повиновение папе (письмо см. в: Адам Черниговский (Zernikaw). De processione Spiritus Sancti a suo Patre); но с одной стороны увидал, что сербский народ повторяет анафему папе, с другой ссора Андрея с братом Мирком и венецианцами заставила Андрея хлопотать о себе, а не о папе. По этим-то причинам и папа, собравшийся по надеждам на короля Венгерского наложить властную руку на Сербию, вынужден был расстаться с мечтами. 526 Св. Савва в житии Немани (Там же); Дометианово житие св. Саввы (Домети/ан. Живот светога Симеуна и светога Савве/Публ. Ъ. Даничич.Београд, 1865). Басня Грека Никиты об отношении Стефана к гречанке Евдокии, употреблявшей в орудие злости своей Вулка, разобрана Раичем (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Книга Евангельских чтений, писанная при Волке, сыне самодержавного Стефана Немани, великом жупане Зетском и Поморском (Христианские древности и археология. Тетр. II), писана не позже 1208 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Как детям, не печься о завтрашнем дне. Преклоним же с верой колена и выи, – И с теплой молитвой пред Господом сил, Да даст Он воздвигнуть нам крест на Софии В виду мусульманских зеленых могил. Да имя Господне повсюду святится, И слово Его, как Эдемский поток, Везде разольется, да им оживится И Север, и Запад, и Юг, и Восток. Тогда мы и новое небо увидим, Увидим и новую землю тогда, И, чистые, в радость мы Господа внидем: За скорбью наступит блаженства чреда. Конец 1853 Грекам Час ударил; Греки, в сечу! В руки мстительный булат! Притеснителям навстречу За отцов, за жен, за чад! Долго, долго вы терпели, Долго иго вы несли: Вихрем в бой для славной цели! Дни отмщения пришли! Истощив терпенья меры, Бог – врагов вам предает! Разверните знамя Веры, И с молитвою вперед! Что отверженных вам рати? Не спасет их Магомет! Вы под сенью благодати; Вам сияет горний свет! Не давать врагам пощады Ни на суше, ни в морях; Там огню их села, грады, Здесь – погибель им в волнах! Дети брани, дети чести, В путь! – Вам дорог каждый час; Выступайте в поле мести, Вера, право, все за вас! В бой вступая за отчизну, Призовите Бога сил, И с мечом к врагам на тризну! Час погибели их бил! Время славному народу, Просветителю всех стран, Время выкупить свободу У тиранов-мусульман! С ней, с свободой благодатной, Блеск искусств и свет наук В край родной придет обратно; Вспомнит деда поздний внук! Вспомнит эллина Омира И Теосского певца; Грянет пламенная лира И прольет восторг в сердца! Вспомнит Пиндара, Софокла, Вспомнит доблестных вождей! Слава дней их не поблекла На земле до наших дней! Вспомнит предков и зальется Умилительной слезой; Сердцу сердце отзовется И умчит его на бой! Час ударил! Греки, в сечу! В руки мстительный булат! Притеснителям навстречу За отцов, за жен, за чад! В этом предсмертном стихотворении, впервые опубликованном в «Москвитянине» (1854, 6) вместе со стихотворением «Война и мир», Семен Раич обращается к той же самой теме, которую Василий Туманский выразит в стихотворении «Греческая ода (Песнь греческого воина)», впервые опубликованном в 1824 году в альманахе «Звездочка» Рылеева – Бестужева и в 1827 году включенного Раичем в свой альманах «Северная Лира» как, несомненно, одно из лучших о Греческом восстании. Греческий воин восклицает: 

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Впервые: «Нива» (1877, 12), в год смерти Д. Ознобишина Аврааму Сергеевичу Норову (1775–1869), как при жизни, так и после смерти, посвятили стихи вкладчики альманаха «Северная Лира», выпущенного в 1826 году Семеном Раичем и Дмитрием Ознобишиным, – Федор Тютчев и Петр Вяземский. Но стихи Дмитрия Ознобишина, посвященные памяти Авраама Норова, были впервые опубликованы лишь в 2001 году. В 1868 году Авраам Норов, высоко оценивая писательский дар Льва Толстого, вступил с ним в полемику, будучи, как и Петр Вяземский, участником Бородинского сражения… Джованни Батиста Рубинини (1795–1854) – итальянский певец, с большим успехом гастролировавший в Петербурге в 1844–1845 гг. К этому времени относится и стихотворение Мятлева, написанное под впечатлением, как отмечали многие современники, «божественного пения» Рубини. А.И. Тургенев писал П.А. Вяземскому 23 марта 1843 года: «Молитва его, Мятлева, передо мною; православные недовольны ею». Это недовольство было вызвано тем, что Рубини на своих концертах исполнял католическую молитву, слова из которой «Царица Небесная! Помилуй нас!» Мятлев поставил эпиграфом к своему стихотворению, впервые опубликованному в «Современнике» (1843, т. 30). Впервые: «Московский Сборник» (М.,1846). Это предсмертное стихотворение, посвященное Алексею Хомякову, стало поэтическим завещанием Николая Языкова. В образе библейского богатыря Сампсона он воплотил идею непобедимости Руси. Запись в дневнике: «Около 12 часов ночи нашло на меня вдохновение, и я сочинил молитву в виде сонета». В.А. Жуковский напишет: «Это последний звук его арфы». Впервые: «Московский Вестник» (1830, ч. 1). Но еще до журнальной публикации, вернувшись из Рима в Москву, 23 декабря 1829г., Степан Шевырев с большим успехом прочитал «Преображение» на заседании Общества любителей русской литературы при Московском университете. Впервые: «Современник» (1837, m. VII). Впервые: «Отечественные Записки» (1840, Впервые: «С нами Бог! Вперед!.. Ура!..» Собрание стихов на нынешнюю войну» (М.,1854). Впервые: «Северные Цветы на 1830 год».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВИЛЕ [серб. жен. мон-рь во имя святых архангелов Михаила и Гавриила Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в долине р. Ношницы в с. Ковиле близ г. Иваница (Сербия). Согласно легенде, мон-рь был задужбиной серб. кн. св. Лазаря и кнг. св. Милицы (2-я пол. XIV в.). Как действующий мон-рь К. впервые упоминается в Крушевском помяннике 1606 г. Небольшая монастырская испосница во имя святых архангелов датируется XIII или 2-й пол. XIV в. церковь во имя свт. Николая Чудотворца была возведена на фундаменте древнего храма в 1644 г. митр. Нови-Пазарским и Рашским Гавриилом I (Раичем ; позже патриарх Печский). В XVIII в. в К. действовала школа для священников и монахов. После 1813 г. храмы стали приходскими. Опись церквей и мон-рей Ужицкой епархии 1836 г. сообщает, что при «бывшем монастыре» проживает монах, оба храма находятся в хорошем состоянии и покрыты новой деревянной крышей. Как монастырь К. возобновлен в авг. 2005 г. В 2007-2009 гг. был возведен келейный корпус. В 2010 г. мон-рь преобразован в женский: в нем поселились 6 монахинь из мон-ря Врачевшница во главе с игум. Агриппиной. С 1970 г. в обеих церквах осуществляются работы по консервации фресок, датируемых периодом возведения храмов. Арх.: Архив Cpбuje. Државни савет. II Бф. I. N 30/836: Списак цркви находео се у Okpyжjy ужичком, и onucahuje сваке цркве понаособ у цjeлoм jehoм cocmojahujy. Л. 251-252. Лит.: С. Српски поменици XV-XVIII в.//ГСУД. 1875. 42. С. 134; В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 147-148; Р. Манастир радова Народног мyзeja Чачка. Чачак, 1969. 1. С. 33-54; он же. Новооткривене фреске у же. 1971. 2. С. 27-36; О. Цркве и манастири на noдpyчjy nampujapшuje до 1683. г. Београд, 1984. С. 118. Н. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841614.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010