Ведущий — Можешь, сколько хочешь получать. О. Дмитрий — Можешь в душе даже побольше получить раза в два, поэтому вера в душе — это вообще отсутствие веры. Конец видео В. Легойда — Ну вот такая известная, в общем, цитата и вопрос, кстати, известный. Я, знаете, подумал о том, что не всегда просто ответить на это, почему верить в душе неправильно или нехорошо, и мне часто самому приходилось отвечать, но вот отец Димитрий находил какие-то такие простые слова и объяснения, которые как-то вот западали. Я помню в 90-е годы, когда мы на кассетах слушали ваши проповеди и встречи, отца Димитрия, помню, у отца Димитрия была такая фраза, он говорит: «Ну что гордиться умом: лопнул у тебя один сосуд в голове — и ты дурак дураком». Отец Артемий, как это удавалось, вообще, насколько это важно такие простые и понятные вещи находить? О. Артемий — Я скажу, что батюшка Димитрий имеет слово, не сравнимое ни с каким другим проповедником, и, наверное, ближе всего к его манере, стилю, образности его мышления присловья: «с чувством, с толком, с расстановкой», действительно, «посмотрит — рублем одарит», «слово не воробей». Он умеет так кратко и емко выразить сложную мысль, что отпадают все противоречия. Видим, что у батюшки рассудочность, рассудительная сила доминирует, эмоции как будто бы спрятаны, но внутренняя сила убеждения своей результирующей имеет совершенно исчерпывающий ответ, отсутствие всякого формализма, всякой казенщины, экивоков, батюшка не считает нужным дипломатничать. Вместе с тем он думает, что говорит, и понимает, какие из сказанного будут последствия. В. Легойда — Миш, а скажи, пожалуйста, а у тебя есть какие-то любимые выражения, те, что сейчас мы увидели или я вспомнил? и второй у меня был еще вопрос: а вот в семейном кругу он был такой же, отец Димитрий, или другой? М. Смирнов — Все это, как сказала моя бабушка, его мама, Людмила Александровна Смирнова, с которой я был в детстве достаточно близок и она была моей такой подругой, и, собственно говоря, я и отца Димитрия воспринимаю через его родителей больше даже, потому что, по разным причинам, у отца Димитрия была своя семья, и мы, конечно, встречались на каких-то его праздниках, но с бабушкой и с дедушкой я был чаще, и, конечно, все то, что… вот эта харизма, которой отец Дмитрий обладал, она абсолютно харизма семьи. И поэтому все то, что стало со временем на экране, и то, что было сначала в проповедях в Митрофане Воронежском и потом в Благовещенском храме, все это, конечно, было у нас дома в избытке, только было гораздо, так сказать… радикальнее.

http://foma.ru/mozhno-ja-opozorju-sebja-...

О. Артемий — Я припоминаю, как мы волновались, услышав от кого-то, что отец Димитрий чуть ли пальца не лишился… М. Смирнов — Циркулярной пилой, было такое. О. Артемий — Да, то есть это, видимо, его как раз рукоделие… М. Смирнов — Да, у него была куча досок, он строил, у нас стояла какая-то в деревне не беседка, а такая, как терраса, им созданная по какому-то физическому замыслу физики, он ее расставил таким образом, как звездой восьмиконечной, и он говорит: «Эта конструкция никогда не упадет по законам физики и не только по этим законам». И у нас была такая беседка в форме восьмиконечной звезды, и она действительно, она была без всякого закрепления специального, она просто стояла, но ни один ветер ее, она до сих стоит, мне кажется, там. В. Легойда — А он привлекал тебя, еще кого-то к каким-то таким?.. М. Смирнов — Вообще, конечно, когда он появлялся, мы все должны были делать вид, что мы что-то делаем. Во всяком случае никак не лежать, во всяком случае хоть что-то, какое-то действие, допустим, играть в настольный теннис. Кстати говоря, стол для пинг-понга он сам сделал из таких вот блоков, и у нас была целая история, чемпионаты устраивались там. Так что он был человек такой, помимо вот этой созидательной энергии, он, конечно, был, очень в руках у него все спорилось, горело. В. Легойда — А вот, отец Артемий, я подумал, что иногда ведь священники жалуются, что приходится заниматься стройкой и так далее. Вот мне кажется, что отец Димитрий, как раз там даже не было вот этой проблемы вопроса баланса, он строил… О. Артемий — Это удивительно, эта органичная многогранность, я вспоминаю, как прежний первый викарий Москвы говорил с иронией: «Отец Артемий не строитель, он писатель». И действительно, я мучился настоятелем и для меня было большой радостью созидание монастыря, когда скипетр и державу, административные и финансовые все аспекты деятельности я передал, став скромным духовником, писателем, литератором — болтуном. Вот батюшка действительно органично сочетал и внешнее, и внутреннее, и душепопечение, и участие в проектах, удивительно рациональных, удивительно сильных, нужных. Вот пересматривал, как и многие, с Познером передачу, где батюшку спрашивает ведущий: «Вы чем-то удовлетворены, смотря назад, что доставляет вашей душе радость?» — «Три сиротских дома». И это, конечно рукотворный памятник, и только отец Димитрий мог оставаться самим собой, молитвенным, мудрым, красноречивым проповедником, при том что после себя он оставляет не напалмом выжженную полосу, а Китеж-грады, Берендеевы леса. Вот я заинтересовался теперь этой восьмиконечной звездой, надо бы туда паломничество организовать. ( Смеются .) ТЕРПЕНИЕ

http://foma.ru/mozhno-ja-opozorju-sebja-...

Конференция по теологии прошла в Санкт-Петербурге ноября 2020 IV Всероссийская (с международным участием) конференция " Теология в научно-образовательном пространстве: задачи и решения " прошла 25-26 ноября в Санкт-Петербурге. Ее организовала Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА) при поддержке администрации президента РФ и Межрелигиозного совета России. Конференция проводится для решения поставленных президентом РФ задач " повышения роли теологии в сфере гуманитарного знания, в сбережении духовно-нравственных ценностей и культурного наследия народов России, в воспитании подрастающего поколения " , " укрепления методологической базы этой важной отрасли науки, создания современной, качественной системы теологического образования " . Основные петербургские мероприятия с видеодключением прошли в СПбГУ при поддержке городского правительства. Велась прямая трансляция через YouTube. Среди участников были клирики Санкт-Петербургской епархии: ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан , проректор СПбДА протоиерей Владимир Хулап , протоиерей Кирилл Копейкин , иереи Димитрий Лушников и Алексий Волчков . 25 ноября прошли " круглые столы " , обозначившие место теологии как науки среди других отраслей знаний. Ученые ставят две основные задачи: демаркацию теологии и смежных дисциплин и выявление междисциплинарного потенциала теологии, ее роли в развитии гуманитарного и социального знания. " Круглый стол " " Развитие теологического образования: от истории к современности " состоялся в РГПУ. На нем, в частности, с сообщением " Православие и естественные науки: проект междисциплинарного курса " выступил иерей Сергий Кривовичев , доктор геолого-минералогических наук, членкор РАН, председатель Кольского научного центра РАН, зав. кафедрой кристаллографии геологического факультета СПбГУ (Апатиты - Санкт-Петербург). Тему " Пути и задачи теологической науки в образовательном пространстве современной России " обсудили в помещении лектория общества " Знание " на Литейном проспекте. " Круглый стол " организован совместно РГПУ и СПбДА. Ведущими выступили директор Института философии человека РГПУ Роман Светлов и завкафедрой богословия СПбДА иерей Димитрий Лушников. Отец Димитрий также выступил с докладом " Актуальные вопросы преподавания основного богословия в духовных школах России " , директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований СПбГУ, доцент кафедры богословия СПбДА протоиерей Кирилл Копейкин - с докладом " Исследовательский проект " Материя и сознание " в рамках проекта " Наука и православие в мире " Темплтоновского фонда " , преподаватель СПбДА иерей Алексий Волчков - с докладом " Экзегетическая школа или экзегетические школы? Теология и филология. Проблемы изучения, интерпретации и перевода священных текстов, анализа источников и документов " , ассистент кафедры философии, религиоведения и педагогики РХГА Игорь Хмара - с докладом " Понятие человеческого тела у Григория Нисского в свете позднеантичной медицинской традиции " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

«В данном случае речь идет об абортах. Мало того, о. протоиерей убежден, что революция 1917 года имела своей целью ликвидацию института семьи и именно для этого коммунистическая партия заменила собой духовенство. (…) Протоиерей Димитрий не сказал, что советская власть преступная и кровавая. Если бы он просто так сказал, можно было бы отмахнуться. Он сказал, что советская власть хуже Гитлера!!!» - пишет портал. «Как это понимать, отец Димитрий? – вопрошает издание. - И как должен на подобное отреагировать тот же Патриарх, позиция которого в корне отличается от заявленного? Как-то должен, это уж точно». «Благодатный огонь» напоминает, что «Президент Путин сказал, что приравнивать коммунизм к нацизму нельзя, Патриарх Кирилл фактически сказал то же самое. А вот прот. Димитрий Смирнов фактически солидаризируется с одиозным президентом киевской хунты Порошенко в его реабилитации и героизации воинов бандеровского фашистского движения ОУН-УПА, воевавших на стороне Гитлера в период Великой Отечественной войны». Напомним , что в июле 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил в прямом эфире крупнейшего телеканала Украины «Интер». Предстоятель Русской Церкви, коснувшись резолюции ОБСЕ, приравнивавшей сталинизм к нацизму, заявил, что он ни в коей мере не оправдывает режим Сталина (и его отец и его дед были узниками ГУЛАГа), выразил мнение, что уравнивать два режима все же нельзя: нацизм отличается от любой другой репрессивной идеологии своим особым человеконенавистничеством. «И в нацизме, и в сталинизме есть репрессии, и против своего собственного народа тоже, как и во многих других режимов, которые существовали. Но чем нацизм отличается от любой другой системы? Он отличается своим человеконенавистничеством... Это политика и философия, которая оправдывала любую человеческую жестокость, которая ставила своей целью уничтожение людей. Вот почему еще нельзя ставить все на один уровень», - подчеркнул Патриарх. В апреле 2015 года с аналогичным заявлением выступил Президент России Владимир Путин . По его убеждению, «невозможно ставить на одну доску нацизм и сталинизм, потому что нацисты прямо, открыто, публично объявили одну из целей своей политики - уничтожение целых этносов: евреев, цыган, славян. При всём уродстве сталинского режима, при всех репрессиях, даже при всех ссылках целых народов всё-таки цели уничтожения народов никогда сталинский режим перед собой не ставил, и попытка поставить на одну доску одних и других абсолютно не имеет под собой никакой почвы».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/28/os...

Протоиерей Владимир Вигилянский: Кодекс морали для работников СМИ давно необходим Если государство или государственные институты не хотят помочь своему народу, то так же народ будет относиться к государству и государственным институтам. Вопль в отношении средств массовой информации и телевидения мы уже слышим многие годы. Разговор об общественном или ином совете, который основывался бы на кодексе морали для работников СМИ, давно назрел. 28 мая, 2011 Если государство или государственные институты не хотят помочь своему народу, то так же народ будет относиться к государству и государственным институтам. Вопль в отношении средств массовой информации и телевидения мы уже слышим многие годы. Разговор об общественном или ином совете, который основывался бы на кодексе морали для работников СМИ, давно назрел. Протоиерей Димитрий Смирнов: Обращение к президенту по поводу нравственной цензуры в СМИ — глас вопиющего в пустыне Обращение к Президенту и Правительству с просьбой создать наблюдательный совет по контролю за нравственным содержанием СМИ, а так же посвящать христианским передачам большее эфирного времени было встречено властями с недоумением. Деятелям искусства было предложено поднимать культурный уровень населения, а СМИ со своей стороны предложили верующим, к которым причисляет себя 82% населения России, довольствоваться кабельным телеканалом «Союз». То есть произошло ровно то, что не далее как вчера высказал в своем комментарии отец Димитрий Смирнов. СМИ устроили истерику, и порицательная компания приняла такие масштабы, что действительно создала иллюзию общего отрицательного отношения. Однако комментарии под соответствующими разгромными статьями в сети Интернет показывают, что народное мнение далеко не так однозначно. Прокомментировать ситуацию мы попросили протоиерея Владимира Вигилянского — руководителя Пресс-службы Патриарха, члена Союза журналистов и Союза писателей. Протоиерей Владимир Вигилянский Средства массовой информации, действительно, устроили настоящую истерику. Я специально посмотрел информацию, которую опубликовали более чем в ста СМИ относительно обращения к Президенту деятелей культуры, и не увидел ни одного адекватного. Ни одного! Везде содержится или искажение слов, изложенных в обращении или просто клевета и вранье. Заголовки прессы представляют собой примерно следующее: «Михалков предложил ввести цензуру».

http://pravmir.ru/protoierej-vladimir-vi...

Поскольку мы сейчас все эти структуры с ними взаимодействуем. Л. Горская — А они в каждой епархии есть, эти отделы? В. Легойда — Почти. Не в каждой. Пока не в каждой. Есть новосозданные епархии, где только-только формируется управленческая структура, не в каждой. Я бы сказал, что в большинстве епархий есть и пресс-службы, которые с нами находятся на взаимодействии — и информационные отделы, и отделы по взаимоотношению Церкви с обществом. И для нас это была хорошая возможность посмотреть друг на друга. В этой встрече принимал участие протоиерей Димитрий Рощин, который в нашем отделе будет заниматься, это новое для него послушание… Л. Горская — Он не из нашего эфира об этом узнает? В. Легойда — Нет, ну что вы. Если он уже во встрече принимал участие… Он уже как представитель руководства отдела принимал участие во встрече. Отец Димитрий будет заниматься взаимоотношениями как раз таки с общественными организациями и с обществом в этом смысле. И ему, мне кажется, было важно посмотреть на людей, с которыми придется работать. И он очень важные говорил слова, которые мне хотелось бы сейчас вспомнить, в зале было священников, и он говорил, что любое служение Церкви в рамках наших существующих отделов, это все равно служение пастырское, он говорил о важности личного участия и личного отношения к людям. Отношения с общественными организациями, он говорил, что для нас это, прежде всего, отношение с людьми, которые эти организации представляют, которые там находятся. Поэтому призывал не к бумажному обмену только или электронному, как сейчас более принято, а к непосредственному взаимодействию и участию в делах общественных организаций, которые общественными делами занимаются. А. Пичугин — Здесь говорится, что отец Димитрий в прошлом актер, из актерской семьи, среды, занимается катехизацией своих бывших коллег. В. Легойда — Да. Если не ошибаюсь, по первому образованию он режиссер, он действительно очень хорошо знает творческую среду и очень успешно с ними взаимодействует. Л. Горская — Давайте вернемся к цитате, которая у нас прозвучала в начале программы.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

«Советские воины – и встречные одиночки, и размещенные по разным центрам города отряды – не проявляли никакого недружелюбия к моей священнической рясе, – пишет прот. Владимир. – В первый вечер после освобождения нашего района по нашей улице проводился обход новоустановившимися сербскими властями, которые арестовывали всех подозреваемых в сотрудничестве с немцами, к числу которых относили и русских эмигрантов... Советские власти проявили большую благожелательность по отношению к остаткам русской эмиграции, но немалое число людей, известных мне по своей антисоветской общественной деятельности были арестованы и отправлены в Россию; большинство из них были осуждены на заключение в лагерях». 608 «Остается надеяться, что полный текст воспоминаний, по всей вероятности, хранящийся у Р.В. Булатовой, содержит больше сведений по истории русского зарубежного православия», – замечает А.В. Попов . 609 Среди мемуаров русских православных священников-эмигрантов своим объемом и обилием приводимых сведений выделяются мемуары церковного историка, писателя протоиерея Димитрия Константинова, названные автором «Через туннель XX столетия». Всего за годы эмиграции им было опубликовано 10 книг и более 400 статей. Церковный историк, богослов и проповедник неразрывны в творчестве протоиерея Димитрия Константинова. Многие процессы в сегодняшней церковной жизни России были прозорливо предсказаны им в своих работах. 610 Воспоминания были изданы в серии «Материалы к истории русской политической эмиграции» в 1997 г. Публикация осуществлена по авторизованному машинописному тексту воспоминаний, хранящемуся в личном фонде протоиерея Димитрия Константинова в Государственном Архиве Российской Федерации (Ф. 10037). Мемуары протоиерея состоят из четырех частей. Три главы «Детство», «Ленинградские годы» и «Война» охватывают годы жизни автора в России. В четвертой главе «Эмиграция» он рассказывает о своей жизни в Германии, Аргентине и США. Отдельную главу мемуарист посвятил второй волне российской эмиграции, представителем которой он является.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Ростовской епархии состоялось пленарное заседание областной учительской конференции XXVIII Димитриевских образовательных чтений 10 ноября 2023 г. 10:19 9 ноября 2023 года в зале Ученого совета Ростовского государственного университета путей сообщения в городе Ростов-на-Дону состоялось торжественное пленарное заседание областной учительской конференции (для педагогов учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОРКСЭ и ОДНКНР)) в рамках XXVIII Димитриевских образовательных чтений. Заседание прошло под председательством митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия . В состав президиума вошли: руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ростовской епархии Ольга Шевченко, министр общего и профессионального образования Ростовской области Тамара Шевченко, ректор Ростовского государственного университета путей сообщения Владимир Верескун. Присутствовали более 500 человек, в том числе представители государственной власти, сотрудники учреждений образования, науки и культуры, духовенство епархий  Донской митрополии , преподаватели ОРКСЭ и ОДНКНР. Целью конференции стало рассмотрение основных векторов развития духовно-нравственного воспитания в Донском крае, вопросы преподавания предметных курсов ОРКСЭ И ОДНКНР. Пленарное заседание открыла руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации епархии Ольга Шевченко, приветствовавшая участников форума. В ходе пленарного заседания выступили: министр общего и профессионального образования Ростовской области Тамара Шевченко с докладом «Основные векторы духовно-нравственного воспитания в региональном образовании» и епископ Волгодонский и Сальский Антоний , который рассказал об опыте работы Волгодонской епархии с педагогами общеобразовательных школ. В завершение конференции с докладом «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание на Дону: проблемы, потенциал, перспективы развития» выступил митрополит Меркурий. Говоря о роли образования в современном мире, владыка митрополит отметил: «Современная образовательная стратегия государства ориентирована на воспитание, опирающееся прежде всего на православные ценности и традиции, которые и помогли сформировать Российское государство во всем своем многообразии этносов и культур… Поставленная задача по укреплению воспитательной, духовно-нравственной, гражданско-патриотической составляющей курсов на сегодня не является еще полностью завершенной. И одним из аспектов разрешения этой задачи является вопрос о преемственности курсов ОРКСЭ и ОДНКНР».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

В. Легойда — А средний брат, дядя, ты сказал, он ученый, по-моему? М. Смирнов — Он математик. В. Легойда — Математик. Как интересно: священник, математик и музыкант, да? М. Смирнов — Тут есть такой момент: моему дедушке Николаю Николаевичу один сын академика, потому что он дружил с детьми, соответственно, Академии наук, он сказал: «Знаешь, Коль, вот у тебя трое мальчиков, один из них будет священником, другой будет математиком, а третий будет музыкантом». В. Легойда — То есть это еще когда они были маленькие? М. Смирнов — Да. Он говорит: «Почему?» Он говорит: «Потому что все это в тебе есть, три составляющие, из которых состоишь ты». В. Легойда — Как интересно. ПРОЩЕНИЕ В. Легойда — Да. «Прощение» у нас следующая тема, посмотрим… Начало видео О. Димитрий — Всепрощение — это не христианское совершенно явление, скорее буддистское, какое же «все»… Ведущий — Господь же призывал даже к врагам… О. Димитрий — Никогда. Конечно, если враг твой голоден — накорми его, поэтому если летчик катапультировался, мы его покормим обязательно, а потом в плену посидит. Конец видео В. Легойда — Отец Артемий, а вот с этим я, например, часто сталкиваюсь: на уровне обывателей есть такое представление, что всепрощение — это как раз таки христианское понятие, то есть с чего отец Димитрий начал, что это не христианское, а почему это так распространено, как вы думаете? О. Артемий — Лев Николаевич Толстой, рисовые котлетки. «Что вы будете делать, Лев Николаевич, если у вас на глазах кто-то решит надругаться над вашей супругой?» Он сказал честно: «Не знаю». И я помню, как нам в девятом классе это выставлялось за христианство. Но нужно было немножко пообщаться с батюшкой, чтобы вкус и соль христианства познать, это благородство, снисходительное отношение к оппонентам, но это и умение постоять за себя, особенно за ближних, вплоть до положения души своей за друзей своих. В. Легойда — Да. Миш, а ты? М. Смирнов — Я боюсь просто перед батюшкой какие-то свои заключения тут говорить, но мне кажется, что, если батюшка благословит, я скажу, что прощение без того, что у тебя не возникнет настоящего этого чувства прощения, ты же не достигнешь вот любви той самой христианской, ты тогда окажешься в темноте и будешь в этой темноте и будешь в этой темноте до тех пор, пока не простишь, поэтому это же как, в общем-то, что-то такое эгоистическое в желании прощать. Для христианина, мне кажется, это нормально, мы же имеем вот этот чин прощения в Прощеное воскресение, потому что без этого невозможно как-то к Богу приблизиться и как-то захотеть…

http://foma.ru/mozhno-ja-opozorju-sebja-...

Ответом на присоединение смоленских князей к князю Димитрию стал поход литовцев на Смоленскую землю, а ответом на присоединение к московскому правителю черниговских князей стал набег войск Мамая на черниговские княжества, расположенные на верхней Оке. Так стало намечаться сближение Орды Мамая и Литвы, недовольных усилением Москвы и объединением под ее политическим руководством русских земель. В 1376 г. кн. Владимир Андреевич вел войну с Великим княжеством Литовским, а великий князь Димитрий Иоаннович вновь стоял с войсками на Оке, охраняя себя и своих союзников от набегов ордынцев. Военные действия между Москвой и Ордой развернулись первоначально у границ Нижегородского княжества. В них на рус. стороне участвовали совместно московские и нижегородско-суздальские войска. Инициатива принадлежала рус. стороне. Весной 1377 г. объединенные рус. войска под командованием кн. Д. М. Боброк-Волынского, шурина Димитрия Иоанновича, предприняли поход на г. Болгар , подчинявшийся в то время Мамаю. Местные князья были разбиты, выплатили 5 тыс. р. и приняли представителей рус. власти - «даругу» (сборщика дани) и таможенника. Впервые часть владений Орды оказалась, хотя и на короткое время, в зависимости от рус. князей (нижегородского и московского). Летом 1377 г. московско-нижегородская рать потерпела сокрушительное поражение на р. Пьяне от войск «Мамаевой Орды», тайно проведенных мордовскими князьями; затем ордынцы напали на Нижний Новгород и разорили его. Эти успехи, по-видимому, побудили Мамая обратить внимание на владения Московского вел. князя. Посланное им войско во главе с Бегичем Димитрий Иоаннович встретил в Рязанской земле, в среднем течении р. Вожи. 11 августа 1378 г. ордынское войско было разгромлено. Погибли 5 ордынских князей, в руки победителей попал ордынский лагерь со всем имуществом. Случалось и ранее, что рус. князья во второй половине XIV в. наносили поражение отрядам отдельных мурз, нападавших на их земли во время смут в Орде, но поражение войску, высланному правителем Орды, было нанесено впервые.

http://drevo-info.ru/articles/25172.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010