Раннее изображение Д. И. в монументальной живописи сохранилось в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, к-рая, согласно летописной записи, была исполнена в 1508 г. мастером Феодосием , сыном Дионисия; после реставрации 80-х гг. XX в. время создания живописного ансамбля отнесено к 1547-1551 гг. (использована первоначальная система росписи), когда в Кремле выполнялись восстановительные работы после большого московского пожара ( Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля. М., 1990. С. 21). Д. И. представлен в молении, как и на иконах,- в синем кафтане и красном охабне с длинными рукавами, с непокрытой головой, в нижнем ярусе на сев. грани северо-зап. столпа вместе с сыном кн. Василием I. В этом ярусе росписи также изображены рус. князья Владимир Всеволодович Мономах, Ярослав Всеволодович, блгв. кн. Александр Ярославич Невский и Иоанн I Даниилович Калита; на зап. столпах собора - визант. государи: равноапостольные Константин и Елена, восстановители иконопочитания - имп. Михаил III и имп. св. Феодора, а также равноапостольные кн. Владимир и кнг. Ольга. Изображение визант. императоров и праведных правителей Руси в домовой церкви московских государей связывают с идеей обоснования законности царской власти Московского царствующего дома (Там же. С. 33). В соответствии с визант. традицией Д. И., как и все цари, изображен с нимбом. Наиболее полно эта идея была воплощена в росписи 1561 г. средней Золотой палаты царского дворца в Московском Кремле (не сохр.), известной благодаря подробному описанию царского иконописца Симона Ушакова 1672 г. ( Забелин И. Е. Опись стенописных изображений Государева Дворца, сост. в 1672 г.// Он же. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 1238-1255; он же. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст. М., 19184. Т. 1: Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. С. 157, 175-178). В основу сложной символической программы росписи, включавшей фигуры рус. князей от равноап. Владимира до Василия III Иоанновича, в т. ч. всех князей Московского дома, было положено «Сказание о князьях Владимирских», созданное в 10-х гг. XVI в. ( Подобедова О. И. Моск. школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 59-68). Образ Д. И. находился в откосе окна, слева от царского места.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ († 25.05.1093), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), чудотворец. Г. посвящено «Слово о Григории Чюдотворци» в Киево-Печерском Патерике - часть послания мон. Поликарпа к игум. прп. Акиндину . Святой упоминается в Патерике в «Слове о Никите Затворнице»: Г. и др. монахи «отгнаша беса» от затворника св. Никиты (впосл. Новгородский епископ), здесь Г. также именуется чудотворцем. Прмч. Григорий Чудотворец. Ксилография. Мастер мон. Илия. Патерик, или Отечник Печерский. К., 1661. Л. 173 (РГБ) Прмч. Григорий Чудотворец. Ксилография. Мастер мон. Илия. Патерик, или Отечник Печерский. К., 1661. Л. 173 (РГБ) Г. был пострижен в иночество прп. Феодосием Печерским «и от него научен бысть житию чрнеческому: нестяжанию, и смерению, и послушанию». Благодаря прилежанию к молитве Г. рано сподобился дара чудотворения и победы над бесами («имеяше бо блаженый обычай: по всяком пении запрещалныа творити молитвы» - Древнерус. патерики. С. 43). Святой не имел у себя никакого имущества, кроме пергаменных книг, возле кельи он разбил небольшой огород. Воры трижды пытались ограбить келью и огород Г., но всякий раз святой чудесным образом не давал ворам возможности совершить кражу, обращал их к покаянию и понуждал для искупления грехов работать на мон-рь (как отметил И. Дуйчев, эпизод о связывании молитвой грабителей находит параллели с текстом в Египетском Патерике и восходит к 3 Цар 13. 1-6). Часть своих книг преподобный отдал «градскому властелину», чтобы вызволить из темницы нападавших на него воров. Оставшиеся рукописи продал, не желая вводить в соблазн потенциальных грабителей, вырученные деньги раздал нищим. В 1093 г. Г. претерпел мученическую кончину. Собираясь в поход на половцев, кн. Ростислав Всеволодович, младший брат блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, отправился в Печерский мон-рь для молитвы и благословения и у Днепра встретил Г., пришедшего за водой. В ответ на оскорбления княжеских «отроков» (членов младшей дружины) святой призвал князя и его дружину к покаянию и предсказал им скорую гибель: «Вси вы в воде умрете и с князем вашим» ( Абрамович. С. 137). Ростислав в гневе приказал утопить Г. Святому связали руки и ноги, привязали на шею камень и бросили в реку, а князь не поехал в мон-рь. 26 мая 1093 г. Ростислав Всеволодович вместе с воинами его дружины утонул в р. Стугне после поражения в битве с половцами под Треполем, о чем рассказывается в ПВЛ и сочувственно упоминается в «Слове о полку Игореве».

http://pravenc.ru/text/166587.html

Списки великих князей и митрополитов Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 1. Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Юрьевича, прозванием Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого, правнук Владимира Мономаха , 1238–1246. 2.  Святослав Всеволодович (польско-юрьевский), брат предыдущего, 1247–1248. 3.  Михаил Ярославин хараборит, сын Ярослава Всеволодовича, 1248 (сомнительный). 4. Андрей Ярославин (суздальский), брат предыдущего, 1249–1252. 5. Александр Ярославин Невский (новгородский), брат предыдущего, 1252–1263. 6. Ярослав Ярославин (тверской), брат предыдущего, 1263– 1271. 1. Миндовг, 1238–1263. 2. Воишелк, сын Миндовга, 1263–1268. 3. Шварн, сын Даниила Романовича галицкого, муж дочери Миндовговой, 1268–1270. 1. Кирилл III, 1242–1249– 1281. Великие князья галицкие: Даниил Романович, сын Романа Мстиславича Волынского, (1205–) 1229 –1264; 2. Лев Данилович, сын предыдущего, 1264–1301; 3. Юрий Львович, сын предыдущего 1301–1315; 4. Андрей Юрьевич, сын предыдущего, 1315–1324; 5. Юрий Андреевич, сын предыдущего; 1324–1337; 6. Болеслав Тройденович, княжич мазовецкий, мать которого была дочь Юрья Львовича или Андрея Юрьевича, 1337–1340, смертью которого в последнем году прекратилось существование княжества галицкого. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 7. Василий Ярославич (костромской), брат предыдущего, 1272– 1276. 8. Дмитрий Александрович (переяславский), сын Александра Я–ча Невского, 1276–1282. 9. Андрей Александрович (городецкий). брат предыдущего, 1282–1284. 10. Дмитрий Александрович во второй раз, 1284–1293. 11 Андрей Александрович. во второй раз, 1293–1304. 12. Михаил Ярославич (тверской), 1304–1319. 13. Юрий Данилович (московский), сын Данила Александровича, внук Невского, 1319–1322. 14. Дмитрий Михайлович (тверской), 1322–1326. 15. Александр Михайлович (тверской), брат предыдущего, 1326–1327. 16. Иван Данилович Калита, 1328–1340. 17. Симеон Иванович Гордый, 1340–1353.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ВЫШГОРОДЕ Первая церковь на Руси, освященная в память св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба , в пригороде Киева. История церкви тесно связана с прославлением святых. Согласно житию, мощи мучеников покоились у вышгородской ц. св. Василия, построенной, очевидно, при равноап. кн. Владимире: тело Бориса, согласно летописи, было погребено в 1015 г., а тело Глеба перенесено туда в начале княжения Ярослава Мудрого. Б. ц. была возведена при кн. Ярославе Мудром на месте сгоревшей ц. св. Василия. Первоначально поставили «клетъку малу», в к-рой поместили гробы св. братьев «над землею, на деснеи стране», затем кн. Ярослав повелел выстроить церковь «велику… имеющю верхов 5», куда 24 июля были помещены раки св. Бориса и Глеба также на правой стороне. Следующий одноглавый храм вместо обветшавшего храма Ярослава был построен стяжанием кн. Изяслава Ярославича и освящен 20 мая 1072 г. Тогда же в присутствии митрополита и церковных властей в нее были перенесены мощи. Тело св. Бориса в деревянной раке несли на плечах и положили в каменный саркофаг князья Ярославичи, мощи Глеба в каменном гробу перевезли на санях. Среди участников события упоминается свящ. Б. ц. Лазарь, к-рый именуется «стареишина клириком църькве тоя». Борисоглебская церковь в Вышгороде. План фундаментов по материалам раскопок 1952 г. Борисоглебская церковь в Вышгороде. План фундаментов по материалам раскопок 1952 г. Киевский кн. Святослав Ярославич в конце своей жизни начал строить в Вышгороде каменный храм в честь мучеников, однако к моменту его кончины (1076) стены еще не были увенчаны сводами. При кн. Всеволоде Ярославиче, вероятно в 80-90-х гг. XI в., здание было достроено, но по завершении работ верх обрушился, и храм пребывал в руинах, пока в 10-х гг. XII в. его не восстановил сын Святослава Олег. Освящена церковь была 1 мая 1115 г. в присутствии киевского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха, черниговских князей Олега Святославича и его брата Давида, митр. Никифора с архиереями и игуменами киевских мон-рей во главе с Прохором Печерским. На следующий день в храм перевезли каменные раки с мощами святых, но установлены они не были, т. к. между князьями возник спор. Владимир Мономах желал поставить раки посреди храма «и терем серебрян поставити над нима» (киворий), Олег с Давидом хотели поместить их в нише-аркосолии в юж. стене храма («комару иде же отец мои назнаменал на правой стороне»). Спор решился жребием, положенным на престоле, в пользу Святославичей, и на 4-й день раки были установлены. Владимир Мономах украсил («покова сребром и златом») ниши. Начиная с 1115 г. храм неоднократно упоминался в летописях, но после монг. нашествия сведения о нем исчезают.

http://pravenc.ru/text/153185.html

Из мн. добродетелей святого автор «Алфавита» особо выделил одну - дар молитвенного умиления. Канонизация В. В. подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 360). Ист.: ПСРЛ. Т. 1-3 (по указ.); Жития свв. мучеников Бориса и Глеба и службы им/Подгот. к печ. Д. И. Абрамович. Пг., 1916. С. 63-65; Правда Русская/Под ред. Б. Д. Грекова. М., 1940. Т. 1; Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Др. Руси. XI-XIII вв: Исслед., тексты, коммент. СПб., 1992. С. 66-73 [послания митр. Никифора I к В. В.]; Бегунов Ю. К. Памятник рус. лит-ры XIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 25, 97-112; М., 1998. Т. 3 (в соавт. с П. Г. Гайдуковым). 97а-112-2; Описание о российских святых. С. 7. Соч.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240-256. Лит.: Соловьёв. История. Кн. 1 (Т. 2); Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. 1; Грушевскький М. С. Icmopiя Ykpaïhu-Pyci. Льbib, 19052. Т. 2; Макарий. История РЦ. Кн. 2 (по указ.); Протопопов С. Поучение Владимира Мономаха как памятник религ.-нравственных воззрений и жизни на Руси в дотатарскую эпоху//ЖМНП. 1874. Февр. С. 231-292; Воскресенский В. А. Поучение детям Владимира Мономаха. СПб., 1893; Шляков Н. В. О поучении Владимира Мономаха//ЖМНП. 1900. Май-июль. С. 96-138, 209-258, 1-21; Ивакин И. М. Князь Владимир Мономах и его Поучение. М., 1901. Ч. 1; Свенцицкий И. С. Поучение Владимира Мономаха детям. Львов, 1902; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554; Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916. С. I-LXVII; Алексеев М. П. Англо-саксонская параллель к Поучению Владимира Мономаха//ТОДРЛ. 1935. Т. 2. С. 39-80; Приселков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. Л., 1940. С. 42-44; Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946; Данилов В. В. «Октавий» Минуция Феликса и «Поучение» Владимира Мономаха//ТОДРЛ. 1947. Т. 5. С. 97-107; Vaillant A. Une source grecque de Vladimir Monomaque//Bsl. 1949. T. 10. P. 11-15; y evska T. Zu Vladimir Monomach und Kekaumenos//Wiener Slavist.

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

— Ха! А я что тебе говорил? — торжествуя, затеребил его за руку Ваня. Но Стас отмахнулся и замолчал, продолжая еще более внимательно слушать академика. — Ой, как жалко! И Стасика, и вообще… — прошептала Лена. — Вот тебе и открытие века… — Не открытие, а — закрытие! — довольный тем, что именно он оказался прав, радостно объявил Ваня. Минут пять, не меньше, выслушивал Стас академика. Наконец, отключил телефон и, загадочно улыбаясь, сказал: — Значит, так! Почти все это — древнерусские вещи домонгольского периода. Это — бляшка от конской сбруи, это накладка от рукоятки плети знатного половца, может быть, даже хана. Это — обломок нашей, русской стрелы. Это часть засапожного ножа. Это рыболовное грузило. Это, тут Ваня действительно прав, не гвоздь, а писало, то есть то, чем наши предки писали на навощенных табличках и бересте. Это ключ от двери. А это… — торжествуя, поднял над собой красноватый кружок. — Свинцовая печать самого великого князя Владимира Мономаха ! — Свинчать? Мономаха?! — ахнула Лена. — Того самого, что — «тяжела ты, шапка Мономаха»?!! — Легковата что-то шапка получается! — язвительно посмотрел на нее Ваня и с усмешкой напомнил Стасу: — Ты же ведь сам только что говорил, что тут написано «базилевс»! — Да, говорил, — невозмутимо кивнул тот. — Но — ошибся. Даже великим ученым свойственно ошибаться! Я думал, что это титул, а оказалось — и правда, имя. Не базилевс, а Василий. И вся эта надпись по-древнегречески читается «Кирие тосодуло Василие!», то есть, по-русски: «Господи, помоги Василию!» — Ну, а при чем тогда Мономах? Ведь он же — Владимир! — не отступал Ваня. — Правильно, — опять согласился Стас. — Владимир Всеволодович и это мне объяснил. В те времена у каждого человека было два имени — одно языческое, а второе — данное ему при крещении. Владимир Мономах во святом крещении был назван Василием, в честь святого Василия Великого , чей лик мы и видим на этой печати. Возможно, она скрепляла какой-нибудь важный государственный документ, может, висела на дарственной, хотя бы на вашу Покровку, но, скорее всего, была на грамоте Мономаха, которую куда-нибудь вез его гонец!

http://azbyka.ru/fiction/belyj-gonec-mon...

Владимир Мономах известен своим образованием. Его поучение к детям составляет ценный литературный памятник, свидетельствующий о церковной начитанности автора и высоких христианских взглядах его на жизнь, на обязанности человека, на взаимные отношения людей, на образование и труд. Из этого поучения можно видеть и воспитание детей Мономаха, которые тоже были людьми религиозными, образованными. Об отце своём, (Всеволод Ярославович) Мономах говорит, что он «сидя дома» изучил пять языков: Греческий – по причине тесной связи Руси с греками; Латинский, – как тогдашний язык литературный, за повсеместным его употреблением; Немецкий – по необходимости объясняться с множеством служивших тогда на Руси Германских выходцев, Венгерский и Польский – по близкому соседству и свойству с сими областями 39 ; а более всего – по любознательности и любви к науке. Сыновья Мономаха любили образование: памятником просветительской деятельности Мстислава служит известное «Мстиславово» Евангелие, а об Ярополке летописец пишет, что он был «Христолюбив и человеколыбив, и любя прочитание божественных словес и почитая епископы, пресвитеры и мнихи, много беседоваше наслаждащеся в духовных словесех 40 . Святослав Давидович Черниговский, в иночестве Николай (прозванием Святоша), подобно просвещённому деду своему Святославу (кн. Черниговский, потом в. кн. Киевский), любил книги, собирал их и библиотеку свою подарил Печерской обители. По его просьбе инок Феодосий перевёл «догматическое послание св. Льва, папы Римскаго, в обличение ереси Евтихия 41 . Владимир Волынский, сын Василия Романовича, даже у западных писателей известен был под именем «Философа» за свою учёность и образование. Об Андрее Боголюбском летописец говорит, что он: «божественному писанию зело прилежаше». «Он был усердный строитель церквей и школ. Константин Всев. Владимирский, воспитанный праведным отцом своим»в наказании, в разуме свершен, даже и до мужества», изжил свою недолгую жизнь (33 г.), «всех умудряя телесными и духовными беседами; часто бо чтяше книгы и творяше все по писаному», а перед смертью (1219) «дом свой и книги вся» передал на школы 42 . Замечательно завещание Константина Всеволодовича к детям Васильку и Всеволоду. В нём выражается истинно христианский взгляд на нравственные обязанности князя. «Возлюбленнии мои чаде! Будита между собою в любви, Бога бойтася всею душею, заповеди Его во всем соблюдающа, и моя нравы не всприимите, яже мя видеща творяща: нищих и вдовиц не презрита, церкви не отлучайтася, иерейскый и мнишьскый чин любита, и книжнаго поучения слушайта, и будита в любви межи собою, и Бог мира буди с вама».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По великой воинственной славе и родству наших первых благоверных Великих Князей с царями Греции священно–царская утварь, как-то: Царский венец, наперсный крест (заменивший Ветхозаветную гривну или цепь Притч.1:9 ), Бармы или украшение из золотых цепей и дорогих каменьев с священными изображениями, возлагаемые на грудь и плеча царей, при торжественных случаях, присланы были из Греции в Россию, «как жребий от царского племени на славу и честь и на венчание великого самодержавного царствия». В грамоте константинопольского патриарха Иоасафа, писанной в 1561 году Царю Иоанну IV Васильевичу, которою утверждался за ним сан Царя, по выражению грамоты, законно и церковно 12 , говорится: «Владимир, супруг царевны Анны, сестры царя багрянородного, Константина Мономаха (1242–1054), венчан митрополитами ефесским и антиохийским, посланными с дарованными регалиями 13 ». По короновании Владимира, просветителя России Православною верою, Царские регалии императоров греческих вероятно опять возвращены были в Константинополь. Ибо оне совершенно подарены были Великому Князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1052–1125), по матери внуку императора Константина Мономаха. Владимира Всеволодовича венчал Императорским венцем и возгласил его Царем росским Неофит митрополит ефесский. С той поры Царским Мономаховым венцем венчаются русские Самодержавные Цари 14 . В 1498 году чин венчания на Царство, ныне соблюдаемый Церковию, с особенною полнотою изображен в летописях, по случаю венчания на царство пятнадцатилетнего Димитрия Иоанновича 15 . В последующие времена находим некоторые пополнения в чинах венчания на царство, а именно в них упоминается о всенощном церковном бдении на кануне Коронования; о торжественном в самый день Коронования перенесении Царской утвари в собор, о торжественном в собор шествии Государя, о священном и таинственном Его Миропомазании и Причащении в день венчания на царство. В чине Коронования Феодора Иоанновича упоминается о Скипетре, Миропомазании и приобщении св. Таин; в чине Коронования Василия Иоанновича Шуйского упоминается о яблоке или Державе; в чине венчания Михаила Феодоровича – о всенощном бдении на кануне Коронования; – Феодора Алексеевича о Порфире и о пространнейшем Коронуемым исповедании Прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

ВЛАДИМИР (Загреба Василий Филиппович; 1870-1938), иером., прмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 644-645 ВЛАДИМИР (Пищулин Владимир Федорович; 1889 - 1938), иером., прмч. (пам. 28 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 645-646 ВЛАДИМИР Анатольевич Правдолюбов (1888 - 1937), мч. (пам. 21 сент., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 646-647 ВЛАДИМИР Егорович Ушков (1885-1942), псаломщик, мч. (пам. 8 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Григорьевич Хираско (1874 - 1933.), прот., священноисп. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 647-648 648-649 649-650 650-651 651-652 652-653 653-654 ВЛАДИМИР (Мороз Виорел Лазаревич; род. 1959), архиеп. Почаевский, вик. Киевской митрополии, наместник почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры 654-655 ВЛАДИМИР (Нагосский Василий Павлович; 1922 - 1997), Архиепископ Токийский и Митрополит всея Японии (Японская Автономная Православная Церковь) 655-656 656-568 658-659 ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) 659-662 ВЛАДИМИР (Синьковский [Сеньковский] Филарет Алексеевич; 1845 - 1917), архиеп. Донской и Новочеркасский 662-663 ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский 663-665 ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата 665-667 667-668 668-669 669-671 671-676 676-678 678-681 ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России по периодам ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВЕДОМСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ адм. термин, употреблявшийся в России в синодальное время (в большей степени со 2-й четв. XIX в.) ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ОЛЬГЕРДОВИЧ (до 1344 - между 12 окт. 1398 и нач. авг. 1399), вел. кн. киевский (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- осень 1394), кн. копыльский и слуцкий (1395 - после 12 окт. 1398) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАСИЙ (Влас Игнатов, Игнатьев, Толмач; 2-я пол. XV в.- между 1526 и 1534 гг.?), переводчик с латыни и нем. языка ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268) ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; 1656), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093) ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ВСЕСЛАВ БРЯЧИСЛАВИЧ (между ок. 1010 и 1035 - 1101), кн. полоцкий (1044-1101), сын полоцкого кн. Брячислава Изяславича († 1044), правнук равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича ВЩИЖ древнерус. город XI-XIII вв., к-рый был расположен в зап. части совр. с. В. Жуковского р-на Брянской обл.

http://pravenc.ru/rubrics/123046_3.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010