Кн. Владимир Андреевич. Фреска на юж. стене Архангельского собора Московского Кремля. 1652 - 1666 гг. Родился на 40-й день после смерти отца. Его матерью была Мария, дочь галичского (Галича Мерского) кн. Ивана Федоровича. В 1358 г. скончался Иоанн, старший брат В. А., и 5-летний В. А. стал наследником всех владений отца, расположенных в юго-зап. части Московского княжества и в окрестностях Москвы. Они были расширены в 1359 г. дядей В. А. московским вел. кн. Иоанном II Иоанновичем Красным. Согласно его завещанию, В. А., оставшийся единственным сыном Андрея Иоанновича, признавался полновластным наследником отца. К нему переходили отцовские волости и села по рекам Наре, Лопасне, Моче, Рожае, ряд подмосковных сел, в числе к-рых были Труфоновское, Коломенское, Ногатинское, Нов. Городок в устье р. Протвы, данный Иоанном Красным в качестве компенсации за разоренную рязанцами в 1353 г. волость Лопасню. В. А. получил право на сбор 3-й части московских судебных пошлин, торговых налогов, медового оброка, что было больше, чем владел его отец (тому принадлежала 4-я часть таких сборов). Вместе с двоюродными братьями Димитрием и Иоанном, сыновьями вел. князя, В. А. ведал численными людьми (особая категория лиц на княжеской службе, в обязанности к-рых входили прием и сопровождение ордынской знати на рус. землях). Кроме того, ему было предоставлено право участвовать в разделе владений вдовы Иоанна Калиты - вел. кнг. Иулиании после ее смерти. Это расширение владений и прав совсем юного московского удельного князя было вызвано тем, что завещатель, сам ранее бывший удельным князем, став князем великим, отнял почти все великокняжеские земли у вдовы Симеона Иоанновича Гордого вел. кнг. Марии Александровны и распределил их между своими сыновьями Димитрием и Иоанном, ничего не выделив из них В. А. Великокняжеские владения Иоанна Красного выросли в неизмеримо большей степени, чем владения удельного серпуховского княжича. В завещании 1359 г. вел. князь сделал ему нек-рые уступки, чтобы в будущем В. А. не мог добиваться перераспределения земель и прав, принадлежавших в свое время Симеону Гордому.

http://pravenc.ru/text/159088.html

Л.А. Ильюнина Сила Божия в немощи совершается. Владимир Андреевич Гориславец Прошли годы с той поры, как отошел в небесные обители наш родной батюшка Николай. В первое время после отпевания не верилось, что мы больше не услышим его назидательных простых проповедей, касающихся нашей жизни и спасения. Находясь дома в Санкт-Петербурге, мы продолжали ощущать помощь и молитвенную поддержку батюшки Николая. Казалось, что вновь при посещении его келии услышим его звонкий голос и пение. У всякого христианина после встречи с теплым молитвенником оставались на всю жизнь неизгладимые впечатления. Все те, кто приезжал к батюшке с надеждой на помощь Божию, не уходили без молитвенной поддержки и благословения. Впоследствии дивным образом разрешались все дела. Касаясь личных воспоминаний, боюсь оказаться навязчивым в своих суждениях. Наше первое с женой Верочкой посещение батюшки Николая на острове Залита в январе 1993 года, его благословение оставили память на всю жизнь. В нескольких словах при встрече нам были сказаны сокровенные пожелания для нашего спасения. К примеру, «все возможно полезное и доброе». «Только веруйте» – умолял всех батюшка. Зная о моей врачебной профессии, благословил продолжать мой труд. Примечательно то, что после первой поездки на остров Залита у меня появилось желание чтения акафиста. Ранее такого за собой не отмечал. Следует особо отметить, что еще с тех пор, с начала 90-х годов, я обращался за поддержкой в своих трудах к Царю-Мученику Николаю Александровичу Романову. Батюшка всегда говорил, что «Царь – наш главный помощник во всех вопросах». Мы в это свято верим! Пребывание у батюшки Николая в течение более или менее длительного времени требовало ответственного отношения к себе, к своему духовному миру, к очищению от скверны грехов. Старец учил нас молитве, требовал неукоснительно совершения молитвенного правила, с чего начинался и чем завершался день. Иногда прием у батюшки был очень строгий, он как бы не узнавал вначале меня в качестве постоянного посетителя, тем самым требовал исправления от грехов в Таинстве Покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Н. Сечина Скачать epub pdf 1835–1926 Митр.Московский и Коломенский Макарий (Невский) Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) может быть, без сомнения, поставлен в ряд выдающихся иерархов Русской Православной Церкви. Его служение пришлось на трагическое время истории России – ее гибели как православного государства, и в судьбе митрополита Макария виден, как писал о нем один из его почитателей и соратников, «особый Промысл Божий – с одной стороны, высота сана, с другой – великие испытания: изгнание, болезнь, людская оставленность, почти забвение. Но ни один из этих поворотов не заставил святителя отступить от живого дела духа – дела покаяния, веры, любви к Богу и ближним». Храм Рождества Богородицы в с.Шапкино, Владимирской губ., где служил пономарем отец вл.Макария (нач.ХХ в.) Митр.Московский и Коломенский Макарий (Невский) , в миру – Михаил Андреевич Парвицкий (Невский – прозвище, данное ему в семинарии), родился 1 октября 1835 г. в селе Шапкино Владимирской губернии, в семье простых, но благочестивых родителей. Отец его, Андрей Иванович, служил причетником сельского храма Рождества Богородицы. Мать приучала маленького Михаила к молитве домашней и церковной, и он уже в детстве ощутил действенную силу молитвы – своей, детской (когда горячо молился о теплой одежде, которой у него не было и которую Господь послал ему), и материнской (когда был избавлен от гибели на льдине и от нападения разбойников). В 1855 году, после окончания семинарии Михаил Андреевич, согласно его желанию, определен на службу в Алтайскую духовную миссию рядовым сотрудником. Михаил с самого начала постарался изучить и усвоить дух истинного миссионерства, поставив себе образцом знаменитого основателя Алтайской духовной миссии архимандрита Макария (Глухарева), о жизни и трудах которого он много слышал от очевидцев. Много позже, уже будучи епископом Томским, отдавая дань памяти этому «первоапостолу Алтая», владыка Макарий так сказал о трудностях миссионерского служения: Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего ряд скорбей, болезней и трудов...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Основание монастыря Устное предание относит основание Малоярословецкого Николаевского монастыря к XIV столетию, приписывая оное удельным Князьям Оболенским 1 , отчизна которых – г. Оболенск (ныне село Оболенское Тарусского уезда) находится в 30 верстах от Малоярославца. Легко могло статься, что нынешний Малоярославец (названный этим именем позже), находясь в столь близком расстоянии от Оболенска, входил в состав родового удела Князей Оболенских под каким либо другим именем, а следовательно нет ничего неправдоподобного и в том, что они по своему усердию построили в этом городке, если не монастырь, то церковь во имя Святителя Николая, тезоименного победе, в которой они принимали личное участие. Для ближайшего исследования о основании Малоярословецкого Николаевского монастыря обратимся к истории города, в коем он существует доселе. По мнению нашего историографа (Карамзина) нынешний Малоярославец получил свое название в честь Князя Ярослава Владимировича, сына Князя Владимира Андреевича Храброго, двоюродного брата Великого Князя Московского Димитрия Иоанновича Донского. Действительно в духовной грамоте сего последнего князя, писанной в 1410 году, между прочим читаем: «а благословил есмь сына Князя Ярослава, дал есмь ему Ярославль с Хотунью, с тамгою и с мыты, и с селы и з бортью и со всеми пошлинами» 2 . Заметим, что в этом акте нынешний Малоярославец является в первый раз в истории под именем Ярославля; в последующих годах того же столетия он именуется Ярославец, а в XVI столетии Ярославец малый в отличие от другого Ярославля великого, или точнее сказать старейшего, ибо в то время они уже оба вошли в число городов Московского Великого Княжения. Некоторые, основываясь на том, что в древних актах с 1381–1456 год упоминается г. Лужа, а потом как бы внезапно исчезает из них, уступая свое место Ярославцу, полагают, что в древности (до 1410 года) Ярославец назывался Лужею, но догадка эта несправедлива, ибо в той же самой духовной грамоте Владимира Андреевича, где упоминается Ярославль (Ярославец), назначенный в удел князю Ярославу, упоминается особо и Лужа, о которой говорится так: «А жоне своей Княгине Олене дал есмь ей Лужу и со всеми слободами и с волостьми и с околицами и с селы и з бортью, с тамгою и с мыты и с озеры и со всеми пошлинами, и что в Луже села за слугами и в слободах, и те села все Княгине моей: Козлов брод с бортью и с селы и с оброчники и со всеми пошлинами, Бадееву слободку; а слободы Лужевское и волости Княгине моей: Ловышева, Ярьцева слободка, Сосвовец, Турьи горы, Бубол, Вепрейка, Якимова слободка, Маковец, Сетунка, Терехова, Спиркова, Артемова слободка, Скомантова, Гриди Ярцева, Михалкова Степана Осипова, Дынка Мосолова, Гриди Федотова Лукина» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Боровск. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь; Рождественская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Боровский в честь Рождества Христова женский монастырь находился в г. Боровске Калужской губ. Время основания неизвестно, первое упоминание монастырского храма Рождества Христова относится к 1544 г.: в описании 1763 г. воспроизводится надпись на камне в стене Рождественской ц.: «Строена в 7052 г. по повелению царя и великаго князя Иоанна Васильевича» (Боровск: Мат-лы для истории города. С. 288). Версия об основании монастыря в XV в. Боровским удельным кн. Владимиром Андреевичем (Зверинский; Памятная книжка Калужской губ. на 1861 г. и др.) возникла в результате неверного прочтения духовной грамоты вдовы князя Елены (в иночестве Евпраксии) 1433 г. В этой грамоте она благословляла «свои снохи и своего внука князя Василия Ярославича» монастырем в честь Рождества, но не Христова, как прочли авторы этой версии, а «Святеи Богородицы» в Москве. Существует др. документ, в к-ром упоминается имя «князя Володимира Андреевича». В 1733-1734 гг. в синодальном Казенном приказе разбирался спор о земле между обителью и монастырским причтом. В числе др. была представлена грамота царя Алексея Михайловича 1651 г., данная в ответ на «челобитье» «строительницы старицы Анисьи с сестрами». В челобитной говорилось о том, что в 1650 г. по царскому указу в мон-рь приезжал «сыщик Леонтей Корсаков, и у них-де отнял их вкладныя монастырския земли пять селищ, которую землю дал им вкладу по душе своей князь Володимер Андреевич... а те-де селища в книгах не написаны, потому как... в те поры тот монастырь был пуст и стариц никово не было». В 1556 г. Боровск был передан в удел Владимиру Андреевичу Старицкому, по всей видимости, именно он упоминается в грамоте, а не Боровский кн. Владимир Андреевич. Челобитная также свидетельствует о запустении монастыря в сер. XVI в. Согласно «Дозорной книге» 1621 г., в 1610 г. крымские татары сожгли Рождественскую ц., кельи и ограду монастыря, но к 1621 г. на месте прежней церкви на средства прихожан была выстроена новая деревянная и 2 кельи, в которых жили 3 монахини; обитель получала ругу. По «Приправочной книге» 1614 г., монастырю принадлежала пустошь. К 1625 г. прибавилось еще 2 кельи.

http://sobory.ru/article/?object=34006

Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья и святители Источник Содержание I. Гробницы княжеские 1-ая гробница, в которой, до своего открытия в 1702 году, почивали мощи св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского 2-я гробница, в которой погребен великий князь Всеволод III Георгиевич 3-я гробница, в которой погребен князь Мстислав Андреевич 4-я гробница, в которой погребен великий князь Михаил Георгиевич. В ней же положены останки мученически скончавшихся, при взятии Владимира татарами в 1238 году супруги св. великого князя Георгия – Агафии, дочери, снох и внучат их 1. Великий Князь Михаил Георгиевич 2. Великая Княгиня Агафия, дочь ее Феодора, снохи и внучата 5-я гробница, в которой погребен Князь Борис Даниилович 6-я гробница, в которой погребен князь Изяслав Андреевич 7-я гробница, в которой погребен великий князь Ярослав Всеволодович 8-я гробница, и погребенные в ней князья Всеволод, Мстислав и Владимир Георгиевичи 9-я гробница, в которой, до своего обретения в 1645 году, почивали честные мощи св. благоверного великого князя Георгия Всеволодовича 10-я гробница, в которой погребен великий князь Константин Всеволодович Погребенные в соборе державные лица, гробницы которых не восстановлены II. Гробницы Святительские 1-я гробница, в которой погребен епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Лука 2-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Симон 3-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Митрофан 4-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Серапион Место погребения епископа Владимирского Феодора и сведения о нем самом 5-я гробница, в которой погребен митрополит всея Руси Максим Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире Древние гробницы во Владимирском Успенском женском монастыре и погребенные в них княгини и княжны (Дополнение к статье «Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире») Обновление Владимирского Успенского Собора  

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

иеродиакон Софроний (Макрицкий) Раздел второй Подвижники благочестия и родные по духу Схиархимандрит Андроник (Лукаш) Епископ Стефан (Никитин) Митрополит Леонид (Поляков) Схиигумен Феофил (Россоха) Схиигумен Савва (Остапенко) Архимандрит Адриан (Кирсанов) Архимандрит Кирилл (Павлов) Схиархимандрит Власий (Перегонцев) Архимандрит Нектарий (Марченко) Схиархимандрит Илий (Ноздрин) Протоиерей Владимир Волгин Схииеромонах Амфилохий (Трубчанинов) Протоиерей Анатолий Шашко Александр Андреевич Гадицкий Петр Ильич Мельник Памяти Глинского старца – схиархимандрита Андроника (Лукаш, 1888–1974) 103 “Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедовал вам”. ( Ин. 15:14 ) Старец Глинской пустыни – схиархимандрит Андроник (Лукаш , 1888–1974). Ныне прославлен в лике святых. Духовно окормлял отца Димитрия Тяпочкина (архимандрита Серафима) с 1960 г. Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш) родился 12 февраля 1888 года в селе Луппа Роменского уезда Полтавской губернии, в семье крестьян Андрея и Акилины. Его отец служил сельским почтальоном и был жестокого нрава, вспыльчивым и раздражительным. Мать, напротив, была смиренной, глубоко верующей, набожной женщиной, верной христианкой и заботливой женой. В семье росло пятеро детей: Филипп, Иоанн, Варвара, Алексей и Василий. Акилина провидела в Алексее его светлое пред Богом будущее. Окрестив его в честь святого Алексия, человека Божия, она неустанно заботилась о воспитании сына. Семя упало на добрую почву и уже в детстве дало всходы: мальчик потихоньку вставал ночью, становился на колени, скрестив ручки на груди, и с удивительным для его лет усердием молился о маме, отце, братьях и сестре. Он отличался кротостью и непоколебимым спокойствием, которые сохранил до преклонных лет. Начальное образование Алексей получил в сельской церковно-приходской школе. Знания давались ему с трудом, и после окончания школы отец устроил его работать кучером. Мальчик был настолько серьезным, что отец часто давал ему самые ответственные поручения. Следуя закону Божию, он повиновался родителям во всем. Но еще в отроческие годы Алексея стала тяготить суета этого мира. В своих мыслях он часто погружался в тот мир, где непрестанно славится имя Божие, думал о монастырях и иноческой жизни. С годами в нем окрепло желание стать монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (До 1160 - 28.03.1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших). Второй сын Ростово-Суздальского блгв. вел. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского (от 1-го брака), младший брат блгв. кн. Изяслава Андреевича , старший брат блгв. кн. Глеба Андреевича и буд. груз. царя кн. Юрия (Георгия) Андреевича. Основные источники сведений о М. А. сохранились в древнерус. летописях, памятниках агиографии и синодиках. После кончины своего старшего брата Изяслава Андреевича, погребенного с участием М. А. 28 окт. 1165 г. во владимирском Успенском соборе (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 524; Бережков. 1963. С. 67, 158, 165, 176), М. А. стал наследником Андрея Боголюбского. В нач. 1169 г. по приказу отца М. А. возглавил масштабный поход в Ср. Поднепровье, в к-ром участвовали войска коалиции 11 рус. князей против Киевского и Владимиро-Волынского блгв. кн. Мстислава Изяславича . 8 марта 1169 г., после 3-дневного штурма, войскам М. А. удалось занять Киев. «Весь град», включая «Подолье и Гору» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 545), в течение 2 дней подвергался разграблению со стороны войск союзников. Пострадали не только почти все киевские мон-ри (кроме Печерского), но и главные городские святыни - Софийский собор и Десятинная церковь : «...и взяша именья множьство, и церкви обнажиша иконами и книгами, и ризами, и колоколы изнесоша все Смолняне и Суждалцы и Черниговцы» (Там же). 12 марта 1169 г., посадив на киевском столе своего дядю, переяславского кн. Глеба Юрьевича, вместе с ростово-суздальскими войсками М. А. выехал из Киева в Сев.-Вост. Русь. 8 мая 1169 г. М. А. мог стать свидетелем низвержения из самовольно присвоенного сана нареченного Владимирского митрополита (избранного по воле Андрея Боголюбского, но не признанного в Киеве и К-поле) Феодора (Феодорца), который вскоре был выслан Владимирским вел. князем в Киев на суд митр. Константина II .

http://pravenc.ru/text/2564280.html

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Мусины-Пушкины отцовский ОТ РАДШИ КОЛЕНО X: Михайло Тимофеевич Пушкин-Муса, родоначальник Мусиных-Пушкиных (см. статью о графах Бутурлиных) КОЛЕНО XI: Иван Михайлович Гавриил Михайлович Григорий Михайлович Истома Михайлович КОЛЕНО XII: Василий Иванович Михайло Иванович шарап Илья Григорьевич Иван Григорьевич Василий Григорьевич Яков Истомич КОЛЕНО XIII: Захар Васильевич Андрей Васильевич Юрий Васильевич Макар Васильевич Григорий Михайлович Василий Иванович Гавриил Иванович ратай Иван Васильевич Григорий Яковлевич Тугарин Яковлевич КОЛЕНО XIV: Максим Захарович Киприан-Богдан Захарович Антон Захарович † 1634 Богдан Андреевич Сергий Андреевич Яков Юрьевич Григорий Юрьевич Андриан Макарович Фёдор Григорьевич Селиверст Васильевич внук Григорий Васильевич Василий Васильевич Фёдор Гаврилович пятый Семён Гаврилович Иван Иванович Игнатий Иванович Русин Григорьевич Иван Тугаринович Томило Тугаринович КОЛЕНО XV: Тимофей Максимович Матвей Максимович Анфиноген Богданович Игнатий Антонович Артемий Антонович Алексей Богданович Савва Яковлевич Григорий Яковлевич Иван Григорьевич Никита Андриянович Матвей Андриянович Афанасий Андриянович Степан Фёдорович Юрий Селиверстович Василий Селиверстович Иван Селиверстович Пётр Селиверстович Иван Васильевич Максим Васильевич Григорий Фёдорович грёма Спиридон Фёдорович смиреня Владимир Фёдорович Иван Семёнович Андрей Игнатьевич Леонтий Игнатьевич Матвей Игнатьевич Евстифей Русинович Никита Иванович Данило Иванович Кручина Иванович Тихон Иванович КОЛЕНО XVI: Григорий Тимофеевич Наум Тимофеевич Андрей Тимофеевич Евстифей Матвеевич Семён Анфиногенович Павел Анфиногенович Данило Анфиногенович Василий Игнатьевич Иван Артемьевич Лев Артемьевич Граф Иван Алексеевич, боярин и действительный тайный советник † 1729; женат на Савеловой Пётр Савич Михайло Савич Яков Савич; женат на Вельяшевой-Волынцевой Иван Савич Лев Савич Евстигней Иванович Григорий Иванович Пётр Никитич Павел Никитич Никита Никитич Иван Никитич Дмитрий Никитич

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010