В культуре Др. Рима, как и в большинстве культур Др. Востока, начало года было принято отсчитывать с весны, и март изначально был 1-м месяцем года. Об этом напоминают порядковые названия месяцев с сент. (от. лат. «седьмой») по дек. (от лат. «десятый»), а также размещение високосного дня в конце февр., что подчеркивает его заключающий характер ( Stern. 1953. P. 230-231). Лишь позднее в качестве Н. утвердились январские календы; в 153 г. до Р. Х. 1-е янв. было принято в качестве даты вступления в должность консулов, по именам которых велось летосчисление. Январские календы (от которых произошло название таблицы дней года - календаря) были крупным публичным и семейным праздником, сопровождавшимся гладиаторскими играми, дарением подарков (strenae), маскарадами и обильными пиршествами. После христианизации империи языческие новогодние обряды подвергались осуждению отдельными подвижниками (см. Алмахий , мч.). Церковь стремилась избавиться от пережитков языческих традиций не только прямыми запретами, но и установлением христ. праздников в дни прежних языческих торжеств. С VI в. 1 янв., к-рое является 8-м днем после Рождества Христова, стало отмечаться как церковный праздник Обрезания Господня (в католич. Церкви папским указом motu proprio «Mysterii Paschalis» от 14 февр. 1969 г. праздник получил новое название: Торжество Пресв. Богородицы). Однако традиция широкого празднования 1 янв. именно как Н. сохранялась еще долго. В частности, в ранневизант. эпоху 1 янв. улицы и дома украшали гирляндами цветов, люди ходили друг к другу в гости, дарили подарки и всю ночь веселились; в этот день рушились все сословные перегородки: господа и слуги пировали за одним столом и играли друг с другом в кости ( Поляковская, Чекалова. 1989. С. 98-99). В VIII в. герм. паломники с изумлением наблюдали в Риме новогодние пляски вокруг собора Св. Петра; их жалоба привела к запрету в 743 г. папой Захарией празднования январских календ, что подтвердил Латеранский Собор в том же году (MGH. Conc. Bd. 2/1. S. 15-16).

http://pravenc.ru/text/2577837.html

Коменданту Брызгалову привет и благоволение. Прежде чем мы спалим твоё гнездо и раздавим вас, как змеёнышей, выброшенных из норы, прежде чем ворон будет клевать ваши очи, а ветер сушить тела, прежде чем жаждущий меч пророка досыта напьётся вашей крови, мы — рабы Аллаха, перст в руке его, дуновение его уст, предлагаем именем имама Шамиля и его наибов вам послушать нашего „да-а-вада“, сохраняя себе жизнь, и приобрести милость пред очами пророка. С получением сего — прикажи поднять на башне своей белый флаг. Выборным нашим сдай орудия и всё оружие. Сами выйдите вон из крепости и коленопреклонённые ждите прощения… Муллы наши научат вас истинам Ислама, и Аллах неверных собак очистит и сделает агнцами стада своего… Мы осведомлены давно о твоей храбрости, — жаль губить джигита, который и у нас может служить правому делу. Предлагаем тебе милость, — не наешься грязи. Указываем тебе спасение, — не заблудись на. ложном пути. Нет бога, кроме Бога, и Магомет пророк его. Нас много, — вас мало. У нас позади горы с их житницами, а у вас впереди одна смерть… Не раздражай терпения нашего, потому что мы едва удерживаем шашки в ножнах. Они давно хотят зазвенеть в бою. Пожалей себя и своих, — благоразумный вождь ищет спасения там, где победа невозможна. Не будь в ослеплении подобен ишаку, умершему от голода вблизи целой кучи саману. Небо открыто всем, надо только знать истину. Аллах велик! Или вы не слышали вчера гимна газавата? Трепещите же и ждите смерти!» Брызгалов засмеялся. — Всё налицо и в порядке… Кто это мог у них написать? Очевидно, не сам князь Хатхуа. — Нет, это на совете кадиев, должно быть. — Садись, Керим, и пиши! «Кабардинскому князю Хатхуа привет. Письмо твоё получил и глупости его удивляюсь… Большим ты ослом вырос, а понимаешь меньше новорождённого щенка. Жаль мне твоей молодости, и потому я готов оказать милость тебе. Немедля положи оружие, пришли заложников и сам явись с верёвкой на шее, без папахи и пешком. Тогда вам всем будет сохранена жизнь, и царь вам покажет свою щедрость. Иначе, пошли матери своей и матерям твоих разбойников извещение, чтобы они заранее уже оплакивали вас. Мы настигнем вас в ваших горах, сорвём с утёсов ваши аулы и сбросим их в пропасти вместе с вами. Чаша нашего долготерпения давно полна. Берегитесь прибавить туда одну каплю, — она разольётся и потопит вас со всеми вашими глупыми мюридами. Вчера мы слышали не гимн газавата, а вой чекалок, вышедших на добычу и увидевших её в когтях у могучего русского орла. Я был у вас и благодарен за то, что вы пришли ко мне. Не одна мать в горах оплакивает сына своего, убитого при встрече со мною. Теперь вы сами явились на погибель. Подумайте сначала… Я оторву мясо от костей ваших и брошу его голодным зверям ущелий, а ваши кости размечу во все стороны, чтобы племена и народы всех четырёх стран света знали о вашей жалкой участи. Я так напою землю вашей кровью, что она долго не будет просить у меня пить»…

http://azbyka.ru/fiction/kavkazskie-boga...

Зимою бывает в церкви более 600 человек, а летом более 300. Сельские праздники суть следующие: в деревнях по реке Ояти празднуют Покрову, Георгию (дважды), Флору и Лавру; в Горловщине – Знамению и мученице Параскеве; в Викшенге Успению и Михаилу Архангелу; в Доможирове – Введению и Петру и Павлу: в деревнях при реке Ояти – Смоленской Божией Матери, Николаю Чудотворцу (дважды) и Рождеству Иоанна Предтечи. Во вторник на Пасхе прихожане празднуют Смоленской Божией Матери потому, что в этот день, была получена икона Богородицы от Московской игумении Анастасии; 13-го мая празднуют в память заразы на людей и скот; в первое Воскресенье Петрова поста празднуют иконе Скорбящей Божией Матери, в память холеры 1831 года. Часовни находятся в следующих местах: 1) в Доможирове – Петра и Павла; 2) в Горловщине – Знамения; 3) в Викшенге – Архистратига Михаила; 4) в деревне Бор, во имя Николая Чудотворца. Об этой часовне крестьянка деревни Бор Анна Михайловна Маиорова рассказывала следующее: Дед ее, Иван Нассонов Спиров, судопромышленник, оставшись однажды, во время сенокоса, дома, впал в дремоту и во сне услышал голос, трижды говоривший ему: «поди за деревню, выстрой при дороге часовню во имя Святителя и Чудотворца Николая. Там есть образ его». Следуя этому голосу, крестьянин выстроил часовню. Это было 100 лет тому назад. Попечительство открыто в 1871 году; председатель его Новоладожский купец Александр Чекалов. Из сумм попечительства дается пособие беднейшим прихожанам, детям участвующим в церковном чтении и пении и – просвирне. В 1876 г. попечительством куплен, за 2,200 р. с. колокол в 255 пудов. Ежегодные взносы попечительства простираются от 150 до 200 р. Ныне запасный капитал его равняется 200 руб. Никольская церковь в Имоченском погосте Имоченский погост находится в Лодейнопольском уезде, а приход его – в Новоладожском, в 280 вер. от Петербурга, и в 90 вер. от Новой Ладоги, при р. Ояти, на возвышении, в виде сопки. Может быть обилие воды дало название погосту, который прежде назывался «Вымоченицким».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Имп. Ираклий в поисках новых союзников для борьбы с Персией пытался в 626 г. в Лазике привлечь на свою сторону зап. тюрок (хазар). Хотя в результате персид. походов имп. Ираклия (дек. 627 - победа над персами при Ниневии, янв. 628 - вступление визант. войск в Дастагерд, февр.- свержение Хосрова II) империя вернула себе Армению, Месопотамию, Сирию, Палестину и Египет, а 21 марта 630 (или 631) г. в Иерусалим был возвращен Св. Крест, императору в посл. десятилетие правления пришлось пережить утрату отвоеванных им территорий в результате араб. нашествия 30-х гг. VII в. А. А. Чекалова, И. С. Чичуров Средневизантийский период (сер VII - кон. XII в.) I. Ираклиды. Несмотря на огромный авторитет освободителя Св. Креста и напряженные усилия, имп. Ираклию не удалось преодолеть раскол между сторонниками и противниками Халкидонского Собора. Арабы, объединенные новой религией, воспользовались крайним истощением Византии и Ирана и нанесли обеим державам сокрушительный удар. Гос-во Сасанидов погибло (651/2), христ. империя вышла из тяжелейшего кризиса со значительными потерями. Византийская империя в VIII-XII вв. Византийская империя в VIII-XII вв. Старший сын имп. Ираклия Константин III скончался через 3 месяца после отца. Виновницей его скоропостижной смерти считали Мартину. Верная спутница Ираклия, разделявшая с мужем все тяготы военных походов, не пользовалась народной любовью; в их кровосмесительном браке (Мартина была племянницей Ираклия) многие видели причину тяжких бедствий, обрушившихся на империю. В результате восстания в К-поле Мартина и ее сын Ираклона были изувечены и сосланы; власть перешла к малолетнему сыну Константина Константу II (641-668). В 642 г. арабы без боя заняли Александрию; через 2 года визант. экспедиции удалось отвоевать город, но удержать его оказалось невозможно, и к 646 г. Египет был окончательно занят арабами. В течение последующего века В. и. вынуждена была вести почти непрерывную борьбу за существование. Тем опаснее были внутренние противоречия, вызванные монофелитской религ. политикой Ираклия и К-польского Патриарха Сергия. Перед лицом церковного раскола с Западом, осудившим «Эктесис» Ираклия, имп. Констант издал эдикт, запрещавший «во имя сохранения единства Церкви» все споры о волях и энергиях во Христе под угрозой тяжких наказаний («Типос», 648).

http://pravenc.ru/text/372674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Леонидович Чекалов (19.03.1888, с. Романово Кувшиновского у. Тверской губ.- 27.11.1937), сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Род. в семье священника, после окончания Тверской ДС рукоположен во священника. В 1930 г. у А. были конфискованы дом и все имущество. В ожидании ареста А. благословил своих старших детей уехать из села, чтобы избежать преследований, а сам с женой и младшей дочерью остался, вскоре он был арестован и приговорен к высылке. Вместе с семьей А. переехал в с. Железниково Старицкого р-на Тверской обл. Несмотря на то что начались массовые репрессии против священнослужителей, А. продолжал служить в сельском храме, жителям села он предсказал скорое начало войны и грядущие бедствия. 21 нояб. 1937 г., в день празднования Собора архистратига Михаила, после литургии А. был арестован по обвинению «в контрреволюционной агитации», на допросах виновным себя не признал, приговорен к расстрелу, расстрелян. Реабилитирован в 1989 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Тверской обл. Арх. 21797-С. Лит.: Дамаскин. Кн. 3. С. 371-372. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64176.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 14 (27) Священномученик Александр Чекалов Священномученик Александр родился 19 марта 1888 года в селе Романово Новоторжского уезда Тверской губернии в семье священника Леонида Чекалова . Он окончил Тверскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. В 1930 году у о. Александра отобрали дом и все имущество. В ожидании ареста он благословил детям (двум сыновьям и двум дочерям) уехать, дабы избежать преследований как детям священника, а сам остался с супругой Александрой и младшей дочерью, которой в то время исполнилось всего девять лет. В том же году о. Александр был арестован и приговорен к высылке из села, где он служил. Не желая уезжать далеко из родных мест, священник поселился в селе Железниково соседнего Старицкого района. Вместе с ним на новое место переехали его супруга с дочерью. Материальных средств у них не было никаких; о. Александр служил в храме и снимал комнату для себя и семьи. Здесь его застало жестокое гонение конца тридцатых годов. После первого ареста и ссылки священник хорошо знал по своему личному опыту, что в государстве, которое исповедует в качестве новой религии воинствующее безбожие, он будет всегда гоним и в любой момент может быть арестован, но о. Александр продолжал служить и был готов к исповедничеству, а если Господь призовет, то и к мученичеству. 21 ноября 1937 года, после богослужения в день празднования памяти собора архистратига Михаила и прочих сил бесплотных, НКВД арестовал священника. 23 ноября он был допрошен. – Следствие располагает данными о том, что вы систематически проводили контрреволюционную агитацию, признаете ли вы себя виновным? –  Нет, виновным себя не признаю. Контрреволюционной агитации не проводил. – Следствием точно установлено, что вы дискредитировали вождей ВКП(б) и советское правительство. Признаете себя виновным в этом? – Нет, виновным себя не признаю. – Следствием установлено, что вы, посещая общественные места, распространяли провокационные слухи о гибели населения и войне. Признаете себя виновным в этом?

http://fond.ru/kalendar/1256/aleksandr/

Прокопий Кесарийский Прокопий Кесарийский: личность и творчество (А.А. Чекалова) 1 апреля 527 г., за три дня до Пасхи, когда, по византийскому обычаю, не полагалось ни приветствовать, ни воздавать почести кому бы то ни было, выходец из крестьян Флавий Петр Савватий Юстиниан и его жена Феодора, в прошлом куртизанка, были провозглашены соправителями дряхлеющего императора Юстина I, дяди Юстиниана по матери 1 . Через четыре месяца Юстин умер, и началось долгое, насыщенное значительными событиями, исполненное внешнего блеска правление одного из самых прославленных византийских императоров 2 . Выросший в сильно романизированной провинции Иллирик, с детства говоривший на латинском языке, Юстиниан всю свою жизнь оставался скорее римлянином, нежели греком. Его взоры постоянно были устремлены на Запад, и мысль о возрождении былого величия и мощи Римской империи не давала ему покоя. Он мечтал о славе римских цезарей. Достигнув императорского престола, он тотчас приступил к осуществлению широкой программы мероприятии, направленных на укрепление престижа империи и императорской власти, добившись на этом пути столь существенного успеха в некоторых сферах своей деятельности, что это не могло не наложить заметный отпечаток на все последующее развитие Западной и Восточной Европы. Именно при Юстиниане была проведена известная кодификация римского права и обрел свою жизнь «Свод гражданского права», который подвел итог всему законодательству Римской империи. Две характерные черты этого знаменитого юридического памятника: воплощенная в нем идея сильной центральной власти и детально разработанное право частной собственности – обеспечили ему вначале пристальное внимание со стороны средневековых европейских юристов и рецепцию при его посредстве положений римского права королевским законодательством в период развитого феодализма, а впоследствии – роль одного из источников для Кодекса Наполеона, образцового свода законов буржуазного общества, да и для всего современного права в целом. У народов Восточной Европы на долгое время остались в памяти деяния «царя Юстиниана» – от его церковной политики до осуществленного при нем обширного строительства по всей территории империи, когда был создан, в частности, один из шедевров мировой архитектуры – храм Св. Софии в Константинополе. Наконец, в результате активной внешней политики Юстиниану удалось вновь объединить распавшуюся в 395 г. на Западную и Восточную половины Римскую империю и сделать Средиземное море внутренним морем державы.

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

В преддверии Дня ВМФ в Кронштадте открылась выставка, посвященная праведному воину Феодору Ушакову 27 июля 2018 г. 16:17 25 июля 2018 года, в преддверии Дня Военно-Морского Флота России, в городе Кронштадте открылась выставка, посвященная святому праведному воину адмиралу Феодору Ушакову. Выставка подготовлена Центром культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского совместно с Российским государственным военно-историческим архивом. Поддержку проекту оказали Патриарший совет по культуре , Государственная Дума Российской Федерации и главнокомандующий ВМФ РФ. В Кронштадте осуществить проект помогли Ленинградская военно-морская база, Кронштадтское благочиние Санкт-Петербургской епархии , администрация Кронштадтского района Санкт-Петербурга и Региональная общественная организация «Кронштадтское Морское собрание». На церемонии открытия к собравшимся военным морякам, кадетам Кронштадтского военно-морского корпуса, жителям и гостям города со словами приветствия обратились: руководитель проекта «Непобедимый адмирал святой праведный воин Феодор Ушаков» П.А. Карпухин (г. Москва); начальник Военного учебно-научного центра ВМФ им. адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова вице-адмирал В.Л. Касатонов; ветеран ВМФ, Герой РФ контр-адмирал В.Л. Хмыров; ответственный секретарь Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга Т.И. Чекалова; глава администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга капитан 1 ранга О.А. Довганюк; председатель Кронштадтского Морского собрания контр-адмирал А.В. Спешилов; заведующий филиалом Центрального Военно-морского музея Министерства обороны РФ капитан 1 ранга А.П. Тарапон и представитель Кронштадтского благочиния иеромонах Леонид (Маньков). Просветительская выставка с успехом прошла во многих городах России и за рубежом. Открытие выставки в Кронштадтском Морском соборе приурочено к принесению мощей святого праведного воина Феодора Ушакова из Санаксарского монастыря в Мордовии. В экспозицию вошли более 20 раритетов: карты сражений, редкие фотографии, награды и другие предметы. Выставка рассказывает о жизненном пути самого прославленного флотоводца России, его победах, отношении к морякам и выбранном иноческом пути в конце земной жизни. Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

С.Ф. Чекалов выиграл торги на постройку каменной церкви с колокольней и оградой в станице Слепцовской за 18500 рублей серебром, уменьшив сумму на 5775 р.67 к. за счет использования местного тесаного камня вместо жженого кирпича (1) Церковь эта простояла сравнительно недолго и в 1902 г. была опечатана «как грозящая скорым разрушением». По-видимому, главной причиной трещин здания стало наводнение 8-9 мая 1900 г. вследствие разлива Сунжи. Наводнение принесло много бед и разрушений в станице. Многие дома смыты или разрушены (2). 24 июня 1902 г. священниками М. Поповым, Н. Малининым и В. Яковенко освящен временный молитвенный дом, в который были перенесены накануне из старой церкви св. престол и церковная утварь. 10 июля, по донесению священника Малинина, старый каменный храм запечатан печатями - церковной и станичного правления (3). 19 августа 1912 г. в воскресный день в станице Слепцовской состоялось торжество закладки нового станичного храма во имя Покрова Богородицы. На медной дщице, которая должна быть положена вместе с «краеугольным камнем» под восточную стену алтаря, надпись: «Основана сия церковь в честь и память Покрова Пресвятой Богородицы, при державе Благочистивейшего, Самодержайневшего, великого Государя нашего Императора Николая Александровича, при святительстве Преосвященнейшего Питирима Архиепископа Владикавказского и Моздокского, при Начальнике Области г-л. Флейшере, при атамане Сунженского отд. г-м. Соколове, при Настоятеле церкви свящ. Евлампии Никитине, ат. станицы Семене Ляпине и церковном старосте Антоне Бузаверове в лето …» и т.д. Состоялось освящение воды, благословение елея и, наконец, водружение креста на место будущего престола, крестный ход, трапеза (4). О дальнейшем строительстве храма источники не найдены. Наступившая мировая война, затем братоубийственная гражданская прервали эволюционный созидательный ход истории. В станице был и старообрядческий молитвенный дом, который по неустановленным причинам сгорел 25 дек. 1913 г. (5) Источники: 1)  Дело о вознаграждении подпоручика Чекалова за постройку церкви в ст. Слепцовской 1-го Сунженского казачьего полка 22 февраля 1856г. (РГВИА ф.1058, оп.1, д.228, л.9)

http://sobory.ru/article/?object=41046

Самые ранние из сохранившихся документов нач. XVII в. называют певч. специализации Г. п. д. внутри станиц: вершник , демественник , путник , нижник (5-м в станице обычно являлся 2-й путник, в 30-х гг. один из них назывался «большой»). С 50-х гг. такой состав стабилизировался в 1-й и 2-й станицах. В 70-х гг. в станице могло быть по 2 вершника или демественника и до 3 путников. Наиболее значительные перемены в организации хора происходили в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVII в. В последние годы правления царя Феодора Алексеевича Г. п. д. начали подразделяться на 2 хора. 1-й, государев хор, состоявший из мастеров древнерус. певч. искусства (из 1-3-й станиц; 14 чел.) во главе с Петром Васильевым Покровцом, пел в дворцовом Спасском соборе. 2-й хор был сформирован из «меньших», штатных Г. п. д. и тех, к-рые ранее не вносились в штатные росписи. Т. н. партесники (певшие в партесном стиле; всего 28-29 чел.) во главе с Осипом Седым пели в дворцовой ц. во имя мц. Евдокии; они представляли, вероятно, общий хор для членов царской семьи (цариц, царевичей, царевен). Однако иногда имя того или иного дьяка можно встретить в росписях то одного, то др. хора, следов., певец владел как искусством знаменного пения, так и партесным стилем. В 1680-1681 гг. из обоих хоров выделялись также 4 певчих для новой дворцовой ц. во имя мч. Иоанна Белгородского. В 1681-1683 гг. принцип разделения государева хора по дворцовым церквам сохранялся. Певцы, ранее именовавшиеся «евдокеинские», по новому месту службы при дворцовых соборах Воскресения и Иоанна Предтечи стали именоваться «воскресенские и предтечевские». Их количество возросло до 58, но среди них находилось 7 молодых «вспеваков», к-рые только обучались своему ремеслу, и 17 дьяков, выделявшихся для пения в ц. во имя Илии пророка. Дальнейшая реорганизация государева хора продолжалась в годы совместного правления царей Петра и Иоанна Алексеевичей. В 1683 г. все Г. п. д. (более 60 чел.) были подразделены следующим образом. Певцы под упр. уставщика Феодора Чекаловского именовались «партесники» и, составляя хор царя Иоанна, пели в Воскресенском соборе. Г. п. д., возглавлявшиеся уставщиком Петром Покровцом (т. н. старые певчие), образовывали хор царя Петра, к-рый пел в Спасском соборе. Во главе с Осипом Седым существовал также 2-й хор партесного пения, певцов к-рого до 1685 г. называли «[цариц и царевен] всех комнат крестовые певчие». Во 2-й пол. 80-х гг. место этого хора заняли отдельные хоры во главе со своими уставщиками.

http://pravenc.ru/text/166319.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010