Митрополит Никодим, в миру Борис Георгиевич Ротов, родился 15 октября 1929 года в дер. Фролово Кораблинского района Рязанской области. Первые двадцать лет его жизни прошли в Рязани, где он окончил среднюю школу (в 1947 году). В ранней юности Борис Ротов почувствовал призвание к церковному служению. В 1944–1946 годах он был иподиаконом архиепископа Рязанского (с января 1947 года архиепископ Ярославский) Димитрия (Градусова). 17 августа 1947 года принял в Ярославле от архиепископа Димитрия рукоположение во диакона и 19 августа – постриг с именем Никодим. (Впоследствии свое иноческое имя митрополит оформил и как гражданское.) В 1947–1949 годах он учился в Рязанском педагогическом институте; оставил его после окончания второго курса. 20 ноября 1949 года иеродиакон Никодим был рукоположен архиепископом Димитрием во иеромонаха и назначен на приход в с. Давыдово Толбухинского района, затем служил штатным священником Покровского храма в г. Переславле-Залесском и настоятелем Димитрие-кладбищенского храма в Угличе. С января 1952 года состоял в клире кафедрального Феодоровского собора в Ярославле и был секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского, вскоре определен ключарем собора. 1 июля 1950 года архиепископ Димитрий дал иеромонаху Никодиму рекомендацию для поступления в Московскую ДС, однако учиться ему пришлось заочно, в Ленинградских духовных школах (окончил Ленинградскую ДА в 1955 году). С декабря 1954 года исполнял обязанности настоятеля кафедрального собора в Ярославле при управляющем Ярославской епархией епископе Угличском Исаии (Ковалеве) (архиепископ Димитрий 24 июля 1954 года был уволен на покой). 25 февраля 1956 года иеромонах Никодим получил назначение членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, 31 марта 1957 года возведен в сан игумена, а 25 сентября назначен начальником Миссии, с возведением в сан архимандрита (возведен 3 ноября). В Иерусалиме работал над кандидатским сочинением «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме», которое защитил в Ленинградской ДА в 1959 году [опубл.: Серпухов, 1997]. Годы служения в Миссии положили начало яркой внешнецерковной деятельности митрополита Никодима. Святую Землю он неоднократно посещал и позднее, а с 1964 г. его усилиями паломнические группы от Русской Православной Церкви стали направляться туда регулярно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва. Домовая церковь Петра и Павла при Главном военном госпитале им. Н.Н. Бурденко. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:1801. Адрес: Россия, город Москва, Госпитальная площадь, дом 1-3, строение 2. Координаты: 55.7694, 37.6942 Проезд:м. " Бауманская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 1996 год. По многочисленным просьбам больных и их родственников в стенах старейшей госпитальной домовой церкви во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла каждую неделю стали совершаться молебны о здравии больных. Молебны проводились силами священников храма Первоверховных апостолов Петра и Павла на Солдатской улице, расположенного рядом с госпиталем. Настоятель этого храма протоиерей Василий, протоиереи Владимир и Иоанн, иереи Георгий и Михаил приходили к больным для совершения таинств крещения, исповеди, соборования, причащения Сятых Животворящих Таин. Сотрудники госпиталя на общественных началах помогают священникам, проводят подготовительные беседы с больными, передают просьбы пациентов и их родственников о принятии таинств. На молебнах больные получают возможнотсь приобрести иконы, предметы церковной утвари, духовную литературу. Начальник отделения торакальной хирургии подполковник Андрей Георгиевич Васюкевич при поддержке председателя московского общества православных врачей профессора Александра Викторовича Недоступа выступил с предложением о восстановлении на территории госпиталя больничного храма во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в неврологическом корпусе. Командование госпиталя поддержало это предложение, и было подписано прошение на имя митрополита Солнечногорского Сергия, возглавлявшего отдел по церковной благотворительности и социальному служению при Московской Патриархии, о благословлении и помощи в деле восстановления храма. 1997 год. Московский Патриархат назначает в госпиталь настоятелем возрождаемого храма иерея Сергия Волкова, в прошлом - врача-хирурга, любимого и уважаемого коллегами и пациентами, выбравшего путь духовного служения.

http://sobory.ru/article/?object=05806

О. Ю. Тарасов Список черно-белых иллюстраций и цветных таблиц Черно-белые иллюстрации в тексте 1 . В Заволжских лесах. Почтовая открытка. Начало ХХ века. Архив Г.И. Вздорнова, Москва. 2 . Кремль в городе Москве, празднование Вербного воскресенья. Гравюра из книги «Voyage du Adam Olearius». Paris, 1727. Музей книги, РГБ. 3 . Клятва московитов. Гравюра из той же книги. 4 . Сретение иконы Владимирской Богоматери. 30х71. XIX век. ГМЗК. 5 . И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880–1883. ГТГ. б. К. Савицкий. Встреча иконы. 1878. ГТГ. 7 . В.Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. ГТГ. 8 . Серафим Саронский с житием. Начало ХХ века. ЦМиАР. 9 . «Пожар в соборе Феодора Стратилата в Костроме и сохранение иконы»: перед иконой князя Василия Георгиевича с носвященным собором“ и людьми». Клейма иконы «Богоматерь Феодоровская с чудесами». Первая половина XVIII века. ГМЗК. 10 . Авраамий Галицкий с житием. XVIII век, 56х106,5. ЦМиАР. 11 . Явление чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинской». Литография. Типография Е. И. Фесенко в Одессе. Конец XIX – начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 12 . Шествие по воде св. Василия, епископа Муромского. Миниатюра XIX века. Архив автора. 13 . Адриан Пошехонский. Вторая половина ХЖ века. ЦМиАР. 14 . Тихон Калужский. Вторая половина XIX века. 18х14. ЦМиАР. 15 . Никандр Псковский чудотворец. Цветная литография. Типография И. и В. Морозовых. Конец ХХ-начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 16 . Явление иконы Богоматери Авраамию Галицкому. Вторая половина XVII века. 32х28. ГМЗК. 17 . Н.С. Матвеев. Пожар. 1891. ГМИР. 18 . Убор Богоматери Казанской, XVII век. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 19 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Вторая половина хек века. мм. 20 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Конец XVIII – первая половина XIX века. ГМИР. 21 . Никоново мудрование. Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». ОР БАН, ф. 67, ед. хр. 49, л. 51. 22 . Поморские ответы. Фрагмент рукописи с рисунками на полях. ОР РГБ, ф. 17, 28.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Отдел I (1815–1839 г.). Время от рождения до окончания курса в Киевской духовной Академии Глава I Высокопреосвященный Антоний, бывший 12 Архиепископ Казанский и Свияжский, скончался мирно о Господе в ночи на 8-е Ноября 1879 г. Родился он в 1815 году 15-го Октября; в мире (до 1840 г.) назывался Яков Гаврилович Амфитеатров. Фамилия Амфитеатровых принадлежала той, благословенной Богом, семье, из которой в текущем столетии, начиная с первой четверти, явилось постепенно несколько лиц, как замечательных представителей на поприще служения Церкви и духовной науке, имена коих не забудутся в истории церковно-иерархической и духовно-литературной. Во главе этой семьи и самой фамилии, в указываемом представительном значении, был высокопреосвященный Филарет, (род. 1778 г.) знаменитый в иерархах русской Церкви, святительствовавший тридцать восемь лет, из коих в течение последних двадцати лет состоял митрополитом в Киеве, где и скончался в 1857 г. (21-го Декабря). До монашества именовался он Феодор Георгиевич Амфитеатров. В лице этого Первосвятителя, впервые и по преимуществу, получила известность и самая фамилия Амфитеатровых. Приняв монашество в самом раннем возрасте (19 лет), Филарет замечательно скоро явился на значительно уже высоких степенях и по сану и по служению. Двадцати лет он был уже в звании Соборного Иеромонаха и в должности Префекта семинарии, через три года возведён в сан Игумена, а через два года (на 24-м году) в сан Архимандрита. С этого времени состоял он ректором семинарии, сперва Орловской, – в которой и обучался, – а затем Оренбургской и Тобольской. Перед временем же епископства (с 1813 по 1819 г.) Филарет занимал должности в двух академиях – в Петербургской инспекторскую и в Московской сначала инспекторскую в течение одного учебного года (1814–1815), а затем ректорскую до половины 1819 г. В этот период служения он удостоен был в 1814 г. степени Доктора Богословия и, бывши ещё архимандритом, имел архиерейскую панагию; наконец в 1818 г. пожалован был Высочайшею наградою, – одною из редкостнейших в отношении к сану архимандритскому, – орденом Св. Владимира 2 степени большего креста со звездою 13 . Возведенный (в 1819 г.) в епископы прямо на самостоятельную кафедру Калужскую, и затем преемственно управлявший, в сане уже Архиепископа, Рязанскою и Казанскою епархиями, Филарет в 1837 г. назначен был митрополитом Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Публикуется программа направления «Церковь И культура» Международных Рождественских образовательных чтений      IV НАПРАВЛЕНИЕ «ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА» Председатель: епископ Егорьевский ТИХОН, Председатель Патриаршего совета по культуре, наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря Ответственный секретарь: Парменов Александр Георгиевич, руководитель отдела программ Патриаршего совета по культуре, ap@pravoslavie.ru Мероприятия Председатель, сопредседатель Кураторы Время проведения Место проведения Круглый стол с участием исследователей древнерусского искусства «Памятники древней иконописи в современных реалиях» Вход согласно списку приглашенных. Протоиерей Леонид Калинин; Богатырев Сергей Евгеньевич Бузыкина Юлия Николаевна; Анохина Светлана Александровна 25.01 11:00–13:30 Музей русской иконы; Гончарная ул., 3, стр. 1; м. «Таганская», «Марксистская» Экскурсия-практикум «Проблемы, связанные с хранением и экспонированием древних икон» Вход согласно списку приглашенных. Богатырев Сергей Евгеньевич Слапиня Анна Андрисовна 25.01 14:00–17:30 Совещание представителей епархиальных отделов культуры и епархиальных древлехранителей Вход согласно списку приглашенных. Епископ Егорьевский ТИХОН, протоиерей Леонид Калинин Анохина Светлана Александровна; Клыков Михаил Вячеславович 26.01 11:00–17:00 ВДНХ; павильон 57; исторический парк «Россия – моя история»; м. «ВДНХ» Всероссийская научная конференция «Нравственные начала музыки: прошлое, настоящее, будущее» Соколов Александр Сергеевич; Зенкин Константин Владимирович Насонов Роман Александрович 25.01 11:00–16:30 Московская консерватория; ул. Б. Никитская, 13/6; м. «Арбатская», «Александровский сад», «Библиотека…», «Боровицкая», «Охотный ряд», «Театральная» Международная конференция «Музыкальная культура православного мира» Вход по предъявлению документа, удостоверяющего личность. Владышевская Татьяна Феодосьевна Игумен Варнава (Столбиков) 25.01 11:00–14:30 МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет искусств; ул. Большая Никитская, 3, стр. 1 («Дом Якоби»); вход со стороны Романова пер. в Романов двор;

http://pravoslavie.ru/110073.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 7 (20) июня Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Кунгурский Священномученик Андроник родился 1 августа 1870 года в селе Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Александра Георгиевича Никольского и в крещении был наречен Владимиром. Дед его, Георгий Гаврилович Никольский, был священником в храме села Княжево Мышкинского уезда. Отец, Александр Георгиевич, служил с 1867 года псаломщиком в Преображенском храме села Поводнево, ему исполнился тогда двадцать один год; впоследствии он был рукоположен во диакона к этой же церкви. В Поводнево в то время было около сорока домов, в которых проживало около двухсот пятидесяти жителей, а весь приход состоял из восемнадцати деревень с тысячью прихожан. Настоятелем Преображенского храма был священник Петр Богословский, который оказал значительное влияние на маленького Владимира. Отец Петр часто посещал дома своих прихожан; приглашенный совершить в том или ином доме требу, он тут же проверял детей, насколько они знают молитвы, если те их не знали и неисправно посещали храм, он делал им замечание, но тут же и учил, как молиться, а родителей учил, как воспитывать детей христианами. Он беседовал с прихожанами как отец с детьми, и эта беседа оставляла в их душах более глубокий след, чем сказанная в торжественной обстановке красноречивая проповедь. У священника был столь большой авторитет, что ни одного дела прихожане не начинали без его благословения, а уж благословившись, совершали дело со спокойной совестью, как перед Богом. В 1880 году Владимир поступил в Угличское духовное училище, а по окончании его в 1885 году – в Ярославскую Духовную семинарию. В 1891 году он окончил семинарию по первому разряду и поступил в Московскую Духовную академию. Сразу же по поступлении, по совету и благословению отца Иоанна Кронштадтского он изъявил желание принять монашество – случай в те времена нечастый, свидетельствовавший о большой решимости и твердости характера юноши. 31 июля 1893 года, перед днем его рождения, в храме Московской Духовной академии во время всенощной после великого славословия ректор академии архимандрит Антоний (Храповицкий) постриг его в монашество и нарек ему имя Андроник в честь преподобного Андроника, ученика преподобного Сергия Радонежского .

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/467/Vlad...

священник К. Ярославский Статья составлена по источникам: а) Зерцало Российских Государей, Тимофея Мальгина, СПБ. 1794 г.; б) История Государства Российского Ник. М. Карамзина, СПБ. 1824 г.; в) История г. Углича Феодора Кисселя, Ярославль 1844 г.; г) Ростов Великий, графа М. В. Толстаго, М. 1866 г. д) Иллюстрированный календарь на 1882 г., А. Гатцуга, М. 1881 г.; е) Полный Месяцеслов Востока, архимандрита (Сергия, М. 1876 г.; ж) Ярослав. Губернск. Ведомости часть неоф. 1887–1889 годов. Содержание А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских Б) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Московских     А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских I) Константин I Всеволодович Мудрый сын Всеволода III Георгиевича Большое Гнездо, Великого Князя Владимирского и Суздальского (1176–1212) и княгини Марии Шварновны Чешской; родился 1185 г. 18 мая; в 1196 г. вступил в брак с дочерью Смоленского князя Мстислава III Романовича Доброго, княжною в иночестве Агафиею († 20 января 1221 г.); имел трех сыновей: Василька, князя Ростовского (род. 7 декабря 1209 года, † 4 марта 1238 г.), Всеволода – Иоанна, князя Ярославского (родил. 18 июня 1210 г., † 4 марта 1238 г.) и Владимира – Димитрия, князя Угличского; с 1207 года князь Ростовский, Ярославский и Угличский; с 1216 г. Великий Князь Владимирский; † 2 февраля 1219 г. и погребен во Владимирском Успенском соборе. II) Блаженный Владимир I Димитрий Константинович, третий сын Константина I Всеволодовича Мудрого, Великого Князя Владимирского и княгини Агафии Мстиславовны; родился 26 октября 1214 г. 1 ; с 1218 г. князь Угличский; в 1232 г. вступил в брак с княжною Фотиниею, в иночестве блаженной Евдокиею († в 1278 г. и погребена в гор. Угличе 2 , имел сыновей Андрея и Романа; † 27 декабря 1249 г. в гор. Владимире, откуда мощи его перенесены в гор. Углич и погребены в Спасо-Преображенском соборе. III)Блaжehhый Андрей I Владимирович первый сын блаженного Владимира I Константиновича, князя Угличского и блаженной княгини Фотинии – Евдокии, родился 4 июля 1233 г.; с 1250 г. князь Угличский; около 1252 года вступил в брак с блаженною княжною Иустиною († 1278 г. и погребена в г. Угличе); были ли дети, неизвестно; † в 1261 году и погребен подле отца в Угличском Спасо-Преображенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. Ю.П. Зуев Именной указатель Алексей (Алексий) (Бяконт Елевферий-Симеон; около 1304–1378) – митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г.; фактически глава московского правительства при малолетнем князе Дмитрии Донском и сподвижник князя в борьбе за укрепление политического единства Руси. Алексий I (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970) – Патриарх Московский и всея Руси (1945–1970); ему выпало быть предстоятелем РПЦ в годы хрущевских гонений на религию. Алексий II (Ридигер Алексей Михалович; 1929–2008) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1990 г.); возглавлял Церковь в первые годы ее институционального возрождения в постсоветский период. Андрей (Шептицкий Роман; 1865–1944) – митрополит Галицкий, предстоятель Украинской греко-католической церкви в 1901–1944 гг. В 1941 г. приветствовал вторжение немецких войск на территорию СССР; в 1942 г. выступил против геноцида евреев фашистами, организовал кампанию спасения евреев; в 1944 г., сразу после вступления во Львов Советской армии, направил Сталину поздравительную телеграмму. Антоний (?–1581) – митрополит всея Руси (1572–1581); при нем по воле Ивана IV церковными соборами 1572 и 1580 гг. были приняты установления о запрете Церкви приобретать или брать в качестве вклада земельные владения. Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936) – архиепископ Псковский (1903– 1910), Новгородский (1910–1920); один из трех кандидатов на Патриарший престол на Поместном соборе 1917–1918 гг.; осужден на три года (1927 г.) за антисоветскую деятельность с высылкой в Среднюю Азию; митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933–1936). Бердебек – хан Золотой Орды в 1357 г. Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) – Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1960–1964), Первый (с 1964), Генеральный (с 1966) секретарь ЦК КПСС. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) – философ, богослов, депутат 2-й Государственной Думы (февраль – июнь1907), православный священник (с 1918), выслан из СССР (1923). Вениамин (Пуцек-Григорович Василий Григорьевич; ок. 1700–1785) – архиепископ (с 1762), митрополит (с 1775) Казанский, проводил активную миссионерскую работу среди коренных народов Казанского края, разоблачал Ем. Пугачёва как самозванца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статья завершает собой цикл публикаций, посвященных православной библеистике в СССР, и основывается на изучении работ, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии» и сборнике «Богословские труды» с 1982 по 1991гг. Как и в предыдущих статьях, в данной работе используется исторический метод – соотнесение публикаций со временем правления очередного главы государства и особенностями его религиозной политики. Рассматриваемый теперь этап при этом разделен на два периода: а) 1982–1985; б) 1985–1991гг. Показано, что основной массив статей появляется лишь с 1987 года, что, очевидно, объясняется коренным переломом в религиозной политике государства. В периоде 1985–1991гг. рассматриваются статьи, посвященные текстологии, переводам Священного Писания , библейско-археологической тематике, а также библейскому богословию. Отмечается также публикация статей, представляющих собой выдержки из книг, толкования Священного Писания из святоотеческого наследия, значительное число дореволюционных работ. Делаются выводы о снижении в целом научного уровня статей, а также, по сравнению с предыдущим периодом, о некотором сокращении их количества. Ключевые слова : библеистика, СССР, «Журнал Московской Патриархии», «Богословские труды», архиепископ Михаил (Мудьюгин) , архимандрит Августин (Никитин) , протоиерей Владимир Сорокин, протоиерей Александр Мень, Ю.В.Андропов, К.У.Черненко, М.С.Горбачев. Введение Статья завершает цикл публикаций, рассматривающих православные исследования по библеистике в СССР [Добыкин, Тарнакин, 2017a, Добыкин, Тарнакин, 2017b, Добыкин, Тарнакин, 2017c, Добыкин, Тарнакин, 2018a, Добыкин, Тарнакин, 2018b] 1 1 . Рассматриваемый период – с 1982 по 1991гг. – можно условно разделить на два: а) период с 1982 по 1985гг., который вошел в историю страны как «эпоха пышных похорон» (на протяжении трех лет в СССР сменились как главы государства, так и члены высшего руководства); б) период с 1985 по 1991гг., который теперь известен под названием «Перестройка». В период правления Ю.В.Андропова (1982–1984гг.), долгие годы возглавлявшего КГБ, Церковь по-прежнему продолжала оставаться под неусыпным контролем спецслужб. Однако, поскольку руководство страны было занято попытками «наведения порядка» в стране, религиозная политика существенно не изменилась (это, по-видимому, не было первоочередным).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Закрыть itemscope itemtype="" > Белая Русь ты моя... 15 лет назад не стало народного артиста СССР, художественного руководителя ВИА «Песняры» Владимира Мулявина 25.01.2018 1006 Время на чтение 3 минуты 26 января 2018 года исполняется 15 лет со дня трагической гибели Владимира Георгиевича Мулявина - Народного артиста СССР , советского музыканта, эстрадного певца, гитариста, композитора, аранжировщика, художественного руководителя вокально-инструментального ансамбля «Песняры» История одной старой фотографии Лето 1977 года. Витебск. Стажировка в должности корреспондента газеты «Гвардеец» 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Наши красные погоны курсантов Львовского военно-политического училища на улицах города встречают приветливо, хотя и с некоторым удивлением: здесь привыкли к голубым кантам десантников. Такое внимание (особенно со стороны девушек) нас радует. Стажер, как известно, это, прежде всего, «старший, куда пошлют». Вот и мы с моим товарищем (Василием Зданюком, на снимке он слева) как-то попались на глаза командиру части и тут же получили задачу: «Будете старшими в оцеплении стадиона!» Оказалось, что в Витебск приехал уже популярный и всеми любимый ансамбль «Песняры». Вот нам, курсантам, и поручали возглавить роту десантников, обеспечить порядок на стадионе. Это сейчас может показаться странным: курсантам, будущим журналистам, поручают такую задачу. Но время тогда было совсем другое. Мирное, спокойное время. Ни тебе террористов, ни бандитов. Не только мне, перворазряднику по гиревому спорту, но и любой хрупкой девчушке не страшно было ходить по улочкам ночного Витебска. «Застой», одним словом. Десантура, как положено, оцепила стадион. Все понимали, что это чисто формальная предосторожность. Никто не собирался бузить или нарушать порядок. Потому наши бравые десантники тут же превратилась в благодарных зрителей, разве что им не положено было сидеть. «Песняры» были тогда на пике своей популярности. Мы с товарищем подошли к Мулявину, представились кто такие и зачем здесь. Василий был побойчее и тут же попросил разрешение у Владимира Георгиевича сфотографироваться на память. У меня был фотоаппарат - зеркальный «Зенит». Кто нажимал на кнопку уже на помню. Так и появился в моем архиве этот снимок.

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/26/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010