В сложные послереволюционные годы Преображенская церковь на Пятницком кладбище стала убежищем для многих «врагов» Советской власти. Так в 1935 г. в храме служил псаломщиком высланный из Ленинграда игумен Никон (Белокобыльский). В этот же период при храме служил будущий священномученик Владимир Дмитриевич Мощанский (15 июня 1866 г. – 7 сентября 1938 г.). Постоянного прихода о. Владимир не имел, т.к. находился уже в преклонных летах, но часто совершал богослужения в сторожке Пятницкого кладбища, где крестил и отпевал умерших. На кладбище он служил панихиды по усопшим. Сохранилось свидетельство о том, что после подобных панихид он шёл на пустое место, где долго молился. Видимо, ему было открыто, что погребён после своей мученической кончины в Вышневолоцкой тюрьме он будет не в родовой могиле, а в тюремной. Здесь же в Преображенской церкви последние годы своей жизни служил и отец священника Владимира Мощанского протоиерей Дмитрий Константинович Мощанский. В Вышневолоцком муниципальном архиве сохранилось несколько документов этого периода, где упоминается Преображенская церковь. Первый из них датирован 4 апреля 1931 г. В этот день председателю церковной двадцатки среди прочих руководителей двадцаток действовавших на тот момент церквей города было объявлено решение Горисполкома от 1 апреля 1931 г. о прекращении с 5 апреля звона во всех храмах города. Вместо подписи под этим решением председатель церковной двадцатки Пятницкой церкви поставил два креста. В том же 1931 г. прошла компания по изъятию из храмов города и района металлических дверей, решёток, надгробий, а так же колоколов. Не обошло это и решение и храм на городском кладбище. Изымались так же и плиты с могил священнослужителей и дворян. Это и объясняет тот факт, что так мало сохранилось дворянских захоронений на территории Пятницкого кладбища. Не сохранилось и не одного дореволюционного захоронения священнослужителей Преображенской церкви. В числе прочих утрачены могилы таких известных в городе лиц как Михаил Фёдорович Ванчаков – городской голова, дворян Свечиных, Морковниковых, Глазатовых, Путятиных, Менделеевых и многих других. Некоторые надгробия стоят со сбитыми надписями – по-видимому, кто-то из родственников пытался скрыть имена своих предков, боясь преследований. Некоторые уже в советское время приспособлены под памятники другим умершим людям.

http://sobory.ru/article/?object=02444

16 августа 1938 года Специальная Коллегия Верховного суда, рассмотрев дело, постановила, что приговор подлежит отмене " на том основании, что такой важный документ, как протокол судебного заседания, председательствующим не подписан " , показания одного из свидетелей записаны путано, указано, что не Мощанский вел антисоветские разговоры, а этот свидетель. На этом основании приговор суда подлежит отмене, а дело передаче в тот же суд со стадии судебного следствия . Администрация тюрьмы не улучшила положение священника, оставив его в общей камере. Не вынеся тяжелых условий заключения, протоиерей Владимир Мощанский скончался 7 сентября 1938 года . 15 сентября копии определения Спецколлегии Верховного суда были пересланы начальнику Вышневолоцкой тюрьмы для передачи одной из них священнику, но вручить копию было уже невозможно. Заключенные сами сделали гроб. Отца Владимира одели в чистое белье, которое он хранил в тюрьме на случай смерти. Гроб поставили на телегу и повезли на Пятницкое кладбище мимо дома священника. Александра Ивановна не знала, что о. Владимир скончался, и еще несколько дней носила в тюрьму передачи. После смерти о. Владимира его образ стал являться начальнику хозяйственной части тюрьмы. Куда бы он ни шел, чтобы ни делал, перед его взором стоял старый священник. Это продолжалось и ночью, так что он совсем потерял сон. И вот на рассвете девятого дня с момента кончины о. Владимира, едва рассеялись сумерки, он пошел по улице в сторону кладбища. Он не знал адреса его близких, но непроизвольно, по внушению Божию, остановился перед домом священника и постучал в окно. Александра Ивановна открыла форточку и спросила, что ему нужно. " Выйдите, оденьтесь, ваш дедушка умер, я покажу вам могилку " . Александра Ивановна вышла, и он отвел ее на кладбище и показал могилу о. Владимира, где еще при жизни он служил панихиды. Впоследствии на этом месте был поставлен крест и погребены сын и дочь священника – Владимир и Ольга. Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3» Тверь. 2001. С. 151-163 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/726/vladimir/

Священномученик Владимир родился в 1866 году в селе Заборовье Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье священника Димитрия Мощанского. Окончив Тверскую духовную семинарию, он обвенчался  с дочерью священника Иоанна Дмитриевского Евдокией и вскоре был рукоположен в сан диакона ко храму в селе Рогачеве Ржевского уезда, а затем - во священника к Успенской церкви в селе Спасском Кашинского уезда. У отца Владимира и Евдокии Ивановны родилось четверо детей: дочь и три сына.  При рождении последнего ребенка Евдокия Ивановна умерла, оставив отца Владимира с маленькими детьми, в дальнейшем помогала их воспитывать ее незамужняя сестра. В 1924 году власти закрыли храм в селе Спасском и конфисковали церковный дом, в котором жил о. Владимир с семьей. Отец Владимир переехал служить в Вышний Волочёк, поселившись в доме своего отца, к тому времени уже почившего. Гонения с каждым годом усиливались. Дети отца Владимира стали просить его, чтобы он больше не служил в храме, поскольку это грозит преследованиями не только ему, но и им. Но отец Владимир не согласился и почти каждый день служил. Только в последнее время, когда возраст стал подходить к семидесяти годам и подступили болезни, он стал оставаться в будние дни дома. Отец Владимир воспитывал внучку Ольгу, которая перехала жить к нему после смерти матери, когда ей было восемь лет. 13  февраля 1938 года священник Владимир Мощанский был арестован. Ему были предъявлены обвинения в контрреволюционной агитации. Вины своей он не признал. 27 июня состоялся суд, который приговорил отца Владимира к семи годам заключения в исправительно-трудовом лагере. После суда священник подал жалобу  с просьбой пересмотреть приговор. Его вернули в вышневолоцкую тюрьму. 16 августа Специальная коллегия Верховного суда, рассмотрев дело, отменила приговор. 15 сентября 1938 года копия определения суда была направлена  начальнику тюрьмы для вручения обвиняемому, но вручать ее уже было некому. Не вынеся тяжелых условий заключения, протоиерей Владимир Мощанский 7 сентября 1938 года скончался. Поскольку приговор был отменен, его похоронили в отдельной могиле на Пятницком кладбище. Один из служащих тюрьмы сообщил родственникам о смерти священника и показал его могилу.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-185-...

В 1924 году власти закрыли храм в селе Спасском и конфисковали церковный дом, в котором жил отец Владимир с семьей. Было совершено последнее богослужение, во время которого храм был полон молящимися, и все стояли на коленях, и многие плакали. Отец Владимир переехал служить в Вышний Волочёк, поселившись в доме своего отца, к тому времени уже почившего. Гонения с каждым годом усиливались. Дети отца Владимира стали просить его, чтобы он больше не служил в храме, поскольку это грозит преследованиями не только ему, но и им. Но отец Владимир не согласился и почти каждый день служил. Только в последнее время, когда возраст стал подходить к семидесяти годам и подступили болезни, он стал оставаться в будние дни дома. И тогда он выходил с внучкой Ольгой на улицу и, стоя возле дома, с благоговением и теплотой говорил: «Это звонят в Казанском соборе к обедне, а это в Троицкой церкви, а это у Николая Чудотворца, а это Ермаковская церковь, а это Зимний собор». Отец Владимир воспитывал внучку Ольгу, которая переехала жить к нему после смерти матери, когда ей было восемь лет. Первое время он обучал ее сам по всем предметам, а прежде всего обучил молитвам. Но ребенка можно многому научить и в школе. Однажды ей велели выучить частушку: «Нынче в церковь не ходила и не каялась попу, я такого крокодила даже видеть не хочу!» Придя домой, она с детским простодушием прочла эту частушку дедушке. Отец Владимир помолчал, внимательно посмотрел на внучку и затем сказал: «А ты подумала, Оля, что твой дедушка — священник?» Только здесь до нее дошло оскорбительное содержание частушки, и в раскаянии она упала на колени и просила прощения. Священник Владимир с внучкой Ольгой. 1920-е годы 13 февраля 1938 года, около дома священника остановилась машина, откуда вышли трое сотрудников НКВД. Войдя в дом, они предъявили документ на обыск и арест. На следующий день следователь допросил свидетеля, который показал: «Знаю Мощанского Владимира Дмитриевича с 1931 года как соседа. 23 ноября в присутствии учеников восьмых-девятых классов Мощанский проводил контрреволюционную агитацию, направленную на распространение провокационных слухов оскорбительного характера против наших ученых, говоря: “Ученый Павлов перед смертью завещал, чтобы имеющиеся церковные здания не ломать и не занимать под музеи. Вот видите, и ученые заступаются за религию”».

http://foma.ru/cvyashhennomuchenik-vladi...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 25 (7 сентября) Священномученик Владимир Мощанский Священномученик Владимир родился 15 июня 1866 года в селе Заборовье Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Отец его, протоиерей Дмитрий Константинович Мощанский, служил сначала в Заборовье, а последние годы своей жизни – в Ильинской церкви на Пятницком кладбище в Вышнем Волочке. Мать, Анна, была дочерью священника, служившего в городе Старице. Она рано осталась вдовой; будучи очень набожной, она кормила всех бедных и нищих, и когда умерла, все они пришли ее хоронить, и тогда стало видно, сколь многим она благодетельствовала. Владимир Дмитриевич окончил Тверскую Духовную семинарию. Женился на дочери священника Иоанна Дмитриевского, Евдокии, и вскоре был рукоположен в сан диакона ко храму в селе Рогачеве Ржевского уезда Тверской губернии. У о. Владимира и Евдокии Ивановны родились дочь Ольга и три сына – Владимир, Александр  и Николай. При рождении последнего ребенка Евдокия Ивановна умерла, оставив о. Владимира с маленькими детьми, воспитывать которых помогала ее незамужняя сестра Александра Ивановна. Следующим местом служения о. Владимира был Успенский храм в селе Спасском Кашинского уезда, куда он был рукоположен иереем. Через некоторое время он был возведен в сан протоиерея. В этом селе о. Владимир служил до гонений от безбожных властей. За отзывчивость к нуждам людей, кротость и милосердие прихожане любили его как попечительного пастыря и отца. Несмотря на скудость средств, он всегда благотворил нуждающимся, отдавая иногда последнее. Когда о. Владимир шел в церковь, нищие подходили к нему, и он всех оделял деньгами, так что уже и Александра Ивановна говорила ему: " Отец, ты все раздаешь, у нас уже и у самих почти нет ничего, а ты раздаешь " . Переехав впоследствии в Вышний Волочек, он жил по соседству с фабричными рабочими. Бывало, они получат зарплату и в три дня ее прогуляют, а между тем у них были семьи – и идут занимать деньги к отцу Владимиру. Александра Ивановна скажет: " Отец, они же тебе не отдадут " . Но о. Владимир, зная это, давал все равно – его доброе сердце никому не могло отказать.

http://fond.ru/kalendar/726/vladimir/

Когда здоровье о. Владимира не позволяло ему служить, он приходил в храм молиться, крестил младенцев, отпевал покойников, служил панихиды на Пятницком кладбище, где в Ильинской церкви служил когда-то его отец и где за алтарем было семейное захоронение Мощанских. На Пятницкое кладбище он приходил во все родительские субботы, чаще всего с родственниками. Бывало, что вся семья собиралась у родовых могил Мощанских и долго ждала о. Владимира, потому что, прежде чем прийти сюда, он шел в другое место, где тогда не было захоронений, и служил панихиду и молился здесь, как будто ему было открыто, что не в родовой, а в тюремной могиле ему суждено быть погребенным. Иногда уже и Александра Ивановна укоризненно скажет: " Ну что ты, отец, так долго, мы все тебя заждались " . Он ничего не отвечал, но в следующий раз, когда шел служить на кладбище, заходил помолиться на место своего будущего погребения. Пришло время беспощадных гонений 1937 года. Перед праздником Сретения, 13 февраля 1938 года, около его дома остановилась машина, откуда вышли трое сотрудников НКВД. Они предъявили документ на обыск и арест; переворошили письменный стол и все вещи; забрали пять рублей серебром советских денег, один бумажный николаевский рубль, шесть столовых и четырнадцать чайных серебряных ложек, карманные часы с цепочкой, золотой браслет, золотой крестик крестильный и наперсный серебряный крест. В тюрьме врач обследовал состояние здоровья семидесятидвухлетнего священника и выписал справку: склероз сердца, старческая дряхлость; годен к физическому труду третьей категории . В самый день ареста следователь допросил некую свидетельницу, она показала: " Мощанского Владимира Дмитриевича я знаю с 1937 года... как служителя культа в прошлом времени, а в настоящее время он проводит службы исключительно в большие духовные праздники и причем не зарегистрирован в соответствующих органах советской власти... Из разговоров верующих мне известно, что Мощанский прибыл из Кашинского района в город Вышний Волочек. Мощанский настроен к существующему строю и мероприятиям партии и советской власти враждебно, систематически высказывает среди верующих контрреволюционные антисоветские взгляды, направленные на подрыв советской власти, наносит оскорбления советской конституции, говоря, что это обман и свобода большевиков только на бумаге.

http://fond.ru/kalendar/726/vladimir/

В 1924 году власти закрыли храм в селе Спасском и конфисковали церковный дом, в котором жил отец Владимир с семьей. Было совершено последнее богослужение, во время которого храм был полон молящимися, и все стояли на коленях, и многие плакали. Отец Владимир переехал служить в Вышний Волочёк, поселившись в доме своего отца, к тому времени уже почившего. Гонения с каждым годом усиливались. Дети отца Владимира стали просить его, чтобы он больше не служил в храме, поскольку это грозит преследованиями не только ему, но и им. Но отец Владимир не согласился и почти каждый день служил. Только в последнее время, когда возраст стал подходить к семидесяти годам и подступили болезни, он стал оставаться в будние дни дома. И тогда он выходил с внучкой Ольгой на улицу и, стоя возле дома, с благоговением и теплотой говорил: «Это звонят в Казанском соборе к обедне, а это в Троицкой церкви, а это у Николая Чудотворца, а это Ермаковская церковь, а это Зимний собор». Отец Владимир воспитывал внучку Ольгу, которая переехала жить к нему после смерти матери, когда ей было восемь лет. Первое время он обучал ее сам по всем предметам, а прежде всего обучил молитвам. Но ребенка можно многому научить и в школе. Однажды ей велели выучить частушку: «Нынче в церковь не ходила и не каялась попу, я такого крокодила даже видеть не хочу!» Придя домой, она с детским простодушием прочла эту частушку дедушке. Отец Владимир помолчал, внимательно посмотрел на внучку и затем сказал: «А ты подумала, Оля, что твой дедушка — священник?» Только здесь до нее дошло оскорбительное содержание частушки, и в раскаянии она упала на колени и просила прощения. Священномученик Владимир  с внучкой Ольгой.  1920-е годы 13 февраля 1938 года, около дома священника остановилась машина, откуда вышли трое сотрудников НКВД. Войдя в дом, они предъявили документ на обыск и арест. На следующий день следователь допросил свидетеля, который показал: «Знаю Мощанского Владимира Дмитриевича с 1931 года как соседа. 23 ноября в присутствии учеников восьмых-девятых классов Мощанский проводил контрреволюционную агитацию, направленную на распространение провокационных слухов оскорбительного характера против наших ученых, говоря: “Ученый Павлов перед смертью завещал, чтобы имеющиеся церковные здания не ломать и не занимать под музеи. Вот видите, и ученые заступаются за религию”».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Больше я ничего не говорил. Виновным себя в антисоветской агитации не признаю . После этого были вызваны свидетели, дававшие показания на предварительном следствии. Один из них сказал, что священник заявлял, что " раньше жилось лучше, все было, свобода слова, а теперь ходи между могилками да оглядывайся, а то арестуют... " Другой свидетель на суде пояснил: " Осенью 1937 года в разговоре с Мощанским о новой конституции он мне сказал: " Что вы ко мне так относитесь враждебно, разве религия это позор? "  23 декабря 1937 года, как записал секретарь суда, ведший стенограмму заседания, свидетель показал, что " священник... говорил, что Бог есть и что, когда академик Павлов умирал, он говорил, чтобы в Ленинграде не закрывали ни одной церкви, так как Павлов сам верил в Бога " . Последним давал показания священник-обновленец; он сказал, что Мощанский настроен антисоветски, он нападал на обновленцев, называл их антихристами, говорил, что они предали веру. Отец Владимир, выслушав все обвинения, выдвинутые против него, возразил, что если когда что и говорил, то не с целью агитации. На этом судебное заседание закончилось; судьи ушли, чтобы вынести приговор – семь лет заключения с последующим поражением в избирательных правах на три года. Отец Владимир подал жалобу, прося пересмотреть несправедливый приговор. На время, пока суд рассматривал жалобу, о. Владимира вернули в Вышневолоцкую тюрьму. Все камеры здесь были переполнены, заключенным почти круглосуточно приходилось стоять и даже на полу не было места прилечь. Когда надзиратель открывал дверь, то люди непроизвольно вываливались в коридор. Отец Владимир в тюрьме строго постился и почти все посылки, которые передавала ему Александра Ивановна, раздавал сокамерникам. В заключении протоиерею Владимиру исполнилось семьдесят два года. Состояние его здоровья становилось все хуже и хуже, а тюремная администрация медлила принимать какие бы то ни было меры, так что в конце концов заключенные в камере возмутились, стали стучать в железную дверь и кричать: " За что вы мучаете старого священника? В чем он виноват? Мы тоже верим в Бога " .

http://fond.ru/kalendar/726/vladimir/

Казанской церкви в Тосно посвящено и немало стихотворных строк. Приведем одно из наиболее полюбившихся тосненцам стихотворений: Березы в инее. Снега. И голубая, золотая Церквушка, Русь оберегая, Стоит радушна и строга. Не в радостный, так в скорбный час Спешит сюда народ из Тосно. О, сколько здесь прошений слезных, Молений тайных принял Спас! Куда еще идти, когда Душа взыскует утешенья? Восходят к небу песнопенья, А, значит, стерпится беда. И Богородицы покой Теплом старинным сердце тронет, Лишь подойдешь к Ее иконе И лик увидишь неземной. О, сколько милости святой Таится в нем и силы нежной!.. И встреча здесь с самим собой, Как вздох последний, Неизбежна . Новый кладбищенский храм, именно тот, который посещают теперь паломники, был выстроен при настоятеле Владимире Демичеве в 1951-1952 годах по проекту епархиального архитектора В.П. Засорина . Отец Владимир Демичев, как рассказывают прихожане, стал священником по обету, данному в годы Великой Отечественной войны во время опасной для жизни ситуации. После освящения церкви в Тосно отец Владимир служил в разных храмах епархии, но последним местом его служения снова оказалась тосненская церковь Казанской иконы Божией Матери, выстроенная батюшкой в пору его молодости. Возле этой церкви отца Владимира и похоронили в 1979 году. Отделочные работы и оформление интерьера храма пришлись на время настоятельства Евгения Бобовского. Он попал в Тосно прямо из Красноярского края после одиннадцати лет «лагерей, ссылок и высылок», как сам отец Евгений писал в своих послужных документах. Там, в городе Енисейске, где о. Евгений отбывал ссылку, во время войны батюшка восстановил Успенскую церковь Пресвятой Богородицы, о чем и теперь часто вспоминают благодарные прихожане-сибиряки. Священник Евгений в Тосно жил в приходском доме рядом с храмом. Здесь прошла его, исполненная многих настоятельских забот, жизнь, полностью отданная богу и людям. Отец Евгений Бобовский скончался в 1972 году и также похоронен рядом с деревянной церковью . В 50-90-е годы прошлого века в тосненском храме Казанской иконы Божией Матери служили ныне покойные священники Петр Павлов, Григорий Лысенко , Александр Мощанский (сын причисленного к лику святых священномученика Владимира Мощанского), Пантелеимон Воскобойников, Петр Гаврилюк…

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

Батюшка в тюрьме строго постился и почти все посылки, которые ему передавала Александра Ивановна, раздавал сокамерникам. Здоровье его всё ухудшалось, тюремная администрация не принимала никаких мер, в конце концов заключённые в камере возмутились, стали стучать в железную дверь и кричать:«За что вы мучаете старого священника? В чём он виноват? Мы тоже верим в Бога». Однако тюремные власти не улучшали положения священника, он по–прежнему оставался в общей камере. Не вынеся тяжёлых условий заключения, протоиерей Владимир Мощанский скончался 25 августа (7 сентября н. ст.) 1938 года. Заключённые сами сделали гроб. Батюшку одели в чистое бельё, которое он хранил в тюрьме на случай смерти. Гроб поставили на телегу и повезли на Пятницкое кладбище мимо дома священника. Александра Ивановна не знала о его смерти, и ещё несколько дней носила в тюрьму передачи. После смерти отца Владимира, его образ стал являться начальнику хозяйственной части тюрьмы. Куда бы он ни шёл, чтобы он ни делал, перед его взором стоял старый священник. Это продолжалось и ночью. На рассвете девятого дня с момента кончины отца Владимира, едва рассеялись сумерки, он пошёл по улице в сторону кладбища. Не зная, где жил батюшка и его близкие, но непроизвольно, по внушению Божию, он остановился перед домом священника и постучал в окно. Александра Ивановна открыла форточку и спросила, что ему нужно.«Выйдите, оденьтесь, ваш дедушка умер, я покажу вам могилу». Он отвёл её на кладбище и показал могилу отца Владимира. Была она на месте, где ещё при жизни батюшка служил панихиды. Впоследствии на этом месте был поставлен крест и погребены сын и дочь священника — Владимир и Ольга. 6 (19 н. ст.) сентября 1999 года канонизован как местночтимый святой Тверской епархии. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Гавриил (Масленников) (память 5 ноября по старому стилю) С вященномученик Гавриил родился в 1871 году в городе Михайлове Рязанской губернии в семье кузнеца Михаила и жены его Ольги, у которых было одиннадцать детей. Родители Гавриила отличались благочестием и воспитывали детей в православном духе. Гавриил окончил городское училище и, как и старший его брат Василий, избрал профессию кузнеца. Образование, полученное в городском училище, ощущалось Гавриилом как недостаточное, и он много времени посвящал чтению книг, и в особенности духовных, занимаясь самообразованием.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010