Из числа сих епархий при Императоре Николае было вновь образовано 14, именно 6 архиепископий: херсонская, литовская, варшавская, рижская, олонецкая, донская, и 8 епископий: полоцкая, томская, саратовская, симбирская, кавказская, камчатская, самарская и абхазская. Но кроме значительного увеличения числа самостоятельных епархий, в то царствование было образовано еще 7 новых викариатств, 459 так что в последний год царствования Николая I их уже считалось 12: киевское, новгородское, московское, с.-петербургское, грузинское, казанское, херсонское, подольское, два литовских, пермское и волынское. Отделение VIII. Хронологический перечень епархиальных и викарных архиереев всех епархий Этот перечень расположен по старшинству и по степеням епархий. 1) Киевская епархия 1) Евгений, с 1822 г., из псковских архиепископов, умер в 1837 г. от апоплексического удара: 2) Филарет, с 1837 г. по 1855 год, из ярославских архиепископов. 2) Новгородская и с.-петербургская 1) Серафим, с 1821 года, из московских митрополитов, умер в 1842 году; 2) Антоний, с 1842 г., из варшавских архиепископов, умер в 1848 г.; 3) Никанор, с 1848 по 1855 год, также из варшавских архиепископов. 3) Московская 1) Филарет, с 1821 по 1855 год, переведен из ярославских архиепископов тем же саном и в день коронации Императора Николая I пожалован митрополитом. 4) Казанская 1) Амвросий, с 1815 года по 1826, из тульских епископов, перемещен в Тверь: 2) Иона, с 1826 года, из тверских архиепископов; умер в 1828 году; 3) Филарет, с 1828 по 1836 год, из рязанских архиепископов, переведен в Ярославль; 4) Владимир, с 1836 года, из черниговских архиепископов; уволен в 1848 году, по прошению, на покой в свияжский монастырь; 5) Григорий, из тверских архиепископов, с 1848 по 1855 год. 5) Астраханская 1) Павел, с 1825 года, из слободско-украинских епископов; умер в 1832 году; 2) Виталий, оттуда же, управлял с 1832 по 1841 год своей кончины: 3) Стефан, из вологодских епископов, правил епархией не более 6 месяцев; умер в 1841 г.; 4) Смарагд, с 1841 по 1844 год, из харьковских епископов; переведен, по прошению, в Орел; 5) Евгений, из экзархов Грузии, с 1844 по 1855 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ректорство А. Антония в Киевской Академии продолжалось семь лет. Во всё это время он состоял, по существовавшим тогда положениям, первенствующим Членом Духовной Консистории. По словам воспоминателя, «голос его в делах консисторских имел особенный вес при его отношениях к митр. Филарету. Вообще он любил административное дело, любил проявлять и проводить своё влияние, когда и где находил нужным» 275 . К роду этих же административных действий А. Антония относится его особенная наблюдательность за делами по Внешнему (Окружному) Правлению Академии. К этому открывалась ему возможность тем более, что с ректорами семинарий и многими Преосвященными он вёл переписку и потому получал разные сведения; а равно и письма Преосвященных к высокопр. Филарету по делам, касающимся учебных заведений, ему были известны. Так как от академического Окружного Правления зависело назначать в Семинарии ревизии и при этом давались инструкции, то кроме общего содержания последних, он сообщал назначавшимся ревизорам и частные указания, на что и как обратить внимание. Был он и сам (в 1852 г.) ревизором в Волынской и Подольской семинариях. Быть в первой он имел особенное желание, именно, чтобы посетить Почаевскую Лавру и помолиться перед св. Чудотворною Иконою Божией Матери, именуемою Почаевскою. Это желание было у него даже обетное. В течении ректорства в Академии А. Антоний был удостоен Высочайших наград, – после первых двух годов св. Анны 2-й степени с Императорскою Короною, и затем через два же года св. Владимира 3-й степени. Судя и по годам службы, а ещё более по личным достоинствам и заслугам, едва ли не всем думалось, что А. Антоний непременно будет в сане святительском ещё при жизни высокопр. Филарета. Мнения эти усиливались особенно с той поры, когда Филарет стал уже видимо изнемогать от старческих годов и от повторявшихся недугов его. Более всего думалось, что он будет просить сам о назначении А. Антония в Викарии ему, так как бывший Викарий – Преосвященный Аполлинарий имел давно уже право на занятие самостоятельной кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В условиях, когда польск. власти только начали закрепляться на новоприсоединенных территориях, в Люблинском воеводстве в 1918-1919 гг. определенной свободой пользовался греко-католич. Луцкий еп. Иосиф Боцян, к-рому ранее было запрещено служить на Волыни. Однако даже не обсуждался вопрос о передаче униатам собора в Хелме, хотя последние имели на него больше прав, чем римо-католики. Впрочем, на Холмщине к нач. 20-х гг. XX в. насчитывалось только ок. 1,5 тыс. «аутентичных» униатов, живших в основном в селах Костомлоты, Кодень, Голя в Юж. Подляшье, а также в Замойском и Томашувском повятах. Униаты не могли составить серьезную конкуренцию правосл. Церкви, и власти не использовали их в борьбе против Православия. По переписи 1921 г., в Люблинском воеводстве жили 2 087 950 чел., из них: 77,6% римо-католиков, 13,8% иудеев и 7,3% православных. В 1931 г. в воеводстве насчитывалось 210,4 тыс. православных, в основном в Хелмском, Хрубешувском, Влодавском и Томашувском повятах. Значительное число правосл. клириков перешло в неоунию . Неоуниат. священнослужителями стали настоятель Яблочинского мон-ря в 1922-1923 гг. иером. Нифонт (Медведь), свящ. Марк Ячиновский из с. Ст. Бубель (1925), свящ. Николай Галас из с. Голя (1926), свящ. Феодор Чистовский из с. Шостка (1927), настоятель Яблочинского мон-ря в 1925-1927 гг. иером. Никита (Курдыбанский-Денисенко) и др. В сент. 1921 г. Владимир (Тихоницкий) был лишен права управлять Варшавской и Холмской епархиями, эту функцию власти передали архиеп. Георгию (Ярошевскому) , 11 окт. 1921 г. патриарх Тихон назначил архиеп. Георгия экзархом правосл. Церкви в Польше. 30 янв. 1922 г., как указывалось в решении 1-го архиерейского Собора Польской Православной Церкви, архиеп. Георгий был избран «митрополитом Варшавским с управлением Холмской епархией» и получил права областного митрополита. Митр. Георгий, действуя по указанию польских властей, не собирался замещать Холмскую кафедру и предотвратил попытку прот. Ореста Милькова возобновить в Хелме деятельность епархиального совета. Люблинский воевода в письмах митр. Георгию в 1922 г. указывал: «Любая попытка возобновить кафедру в Хелме будет расценена как попытка возрождения в Хелме очага пропаганды русского церковного империализма в предвоенном духе» (цит. по: Pelica. S. 159). Варшавская митрополия была переименована в Варшавско-Холмскую (с 1924 митрополит имел титул «Варшавский, Волынский и всея Польши»). Настоятель храма в г. Влодава, благочинный свящ. Михаил Левицкий, протестуя против упразднения Холмской епархии, в 1923-1924 гг. поминал за богослужениями патриарха Тихона, о чем поступил донос люблинскому воеводе. В 1925 г. Левицкий был смещен с должности благочинного. Из прихода в с. Кульне Билгорайского повята в 1924 г. за укр. агитацию и антипольск. действия был устранен свящ. Гавриил Коробчук, высланный из Люблинского воеводства и служивший на Волыни.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

1 января В. М. Васнецов. Богоматерь с Младенцем. Мозаика в храме К 1901 году — В Русской Православной Церкви насчитывалось 64 епархии: Епархии и викариатства Русской Православной Церкви в начале XX в. 1 – Архангельская, 2 – Астраханская, 3 – Варшавская, 4 – Владикавказская, 5 – Владимирская, 6 – Вологодская, 7 – Волынская, 8 – Воронежская, 9 – Вятская, 10 – Гродненская, 11 – Донская, 12 – Екатеринославская, 13 – Казанская, 14 – Калужская, 15 – Киевская, 16 – Кишиневская, 17 – Костромская, 18 – Курская, 19 – Литовская, 20 – Минская, 21 – Могилевская, 22 – Московская, 23 – Нижегородская, 24 – Новгородская, 25 – Олонецкая, 26 – Орловская, 27 – Пензенская, 28 – Пермская, 29 – Подольская, 30 – Полоцкая, 31 – Полтавская, 32 – Псковская, 33 – Рижская, 34 – Рязанская, 35 – Самарская, 36 – С. Петербургская, 37 – Саратовская, 38 – Симбирская, 39 – Смоленская, 40 – Ставропольская, 41 – Таврическая, 42 – Тамбовская, 43 – Тверская, 44 – Тульская, 45 – Уфимская, 46 – Финляндская, 47 – Харьковская, 48 – Херсонская, 49 – Холмская и, Люблинская, 50 – Черниговская, 51 – Ярославская. Грузинский Экзархат: 52 – Грузинская, 52-1– Бакинское вик., 52-2– Эриванское вик., 53 – Гурийско-Мингрельская, 54 – Имеретинская, 55 – Сухумская. Грузинский Экзархат — митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Флавиан (Городецкий). Духовные миссии: в Иерусалиме — архимандрит Александр (Головин); в Китае — епископ Иннокентий (Фигуровский); в Японии — архиепископ Николай (Касаткин; будущий равноапостольный); в Персии (Урмии) — епископ Мар-Ионас. 1919 год – Петлюровцы провозгласили автокефалию Украинской Церкви. Петлюровская Директория издала закон, которым объявила автокефалию Украинской Церкви. Была сформирована «Украинская высшая освященная церковная рада» из приверженцев идеи автокефалии во главе со сторонником Петлюры – архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Владыка Агапит запретил поминовение за богослужением святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и митрополита Киевского Антония (Храповицкого), за что был запрещен в служении Юго-Восточным Высшим Церковным Управлением под председательством митрополита Киевского Антония. На Украине был также сформирован «священный синод», куда вошли наиболее активные борцы за автокефалию – священник Василий Липковский и другие.

http://pravoslavie.ru/5313.html

784 Алексий (Лавров-Платонов Александр Федорович; 1829–1890) – бывший профессор МДА, известный русский канонист. В 1878 г. рукоположен во епископа Можайского, викария Московской епархии; с 1883 г. – епископ Дмитровский, викарий той же епархии; с марта 1885 г. – епископ Таврический и Симферопольский; с мая 1885 г. – епископ Литовский и Виленский (с 1886 г. – архиепископ). – Ред. 786 Архимандрит Владимир (Шимкович) после трех лет служения «на чреде» в Петербурге был рукоположен во епископа Нарвского, на новоучрежденное викариатство Санкт-Петербургской епархии 9 мая 1887 г. См. о нем прим. 5, с. 581. – Ред. 790 Сергий ( Соколов Иван Иванович ; 1844 – 1893) – воспитанник МДА, ректор Могилевской и Пензенской ДС. Рукоположен во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, в 1888 г. С 1891 г. – епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии, с 1893 г. – епископ Черниговский и Нежинский. – Ред. 1 Иларион (Троицкий), архим. Богословие и свобода Церкви. О задачах освободительной войны в области русского богословия//Богословский вестник. 1915. Л» 9. С. 128 и след. То же: Священномученик Иларион. Без Церкви нет спасения. М.; СПб., 2000. С. 302–350. 793 Возможно, в тексте описка. Логичнее было бы: «...из инспекторского помещения в ректорское, а я – туда (т. е. в инспекторское)». – Ред. 796 Дебольский Николай Григорьевич (1842–1918) – профессор кафедры метафизики СПбДА, философ, переводчик на русский язык «Науки логики» Гегеля (В 2 ч. СПб., 1916). – Ред. 797 Екатерина (Ефимовская Евгения Борисовна; 1850–1925) – графиня, основательница и настоятельница Богородицкой Леснинской обители (см.: Памятка о Леснинской первоклассной женской Свято-Богородицкой обители. Варшава, 1904). – Ред. 798 Палладий (Ганкевич Павел Феодорович; 1823–1893), епископ. Родом из Могилевской губернии, окончил магистром СПбДА в 1851 г. Епископ Выборгский (с 1871 г.), викарий Санкт-Петербургской епархии, затем – Ладожский, викарий той же епархии (с 1873 г.). Епископ Тамбовский (с 1876 г.), архиепископ Волынский и Житомирский (с 1885 г.). С 1889 г. на покое в Почаевской лавре, где и скончался. В Тамбове этот преосвященный Палладий называется вторым, так как он был там епископом с 1875 по 1885 г. после Палладия, впоследствии митрополита Санкт-Петербургского. – Изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Тамбовская Учреждена в 1682 году Тамбовская и Козловская Кафедра в Тамбове Леонтий епископ, рукоположен (первый) с 26.03.1682 по 1684 отрешен; † после 1707 Питирим епископ, свт., рукоположен с 15.02.1685 † 28.07.1698 Игнатий (Шалгин) епископ, рукоположен с 21.11.1697 по 23(28).08.1699 расстрижен и сослан; † 26.03.1718 В 1699 году кафедра закрылась и отошла к Рязанской епархии. Тамбовская и Пензенская Восстановлена в апреле 1758 года Кафедра в Тамбове Пахомий (Симанский) епископ, рукоположен с 25.05.1758 по 9.11.1766 еп. Устюжский и Тотемский Феодосий (Голосницкий) епископ, бывший еп. Устюжский и Тотемский с 9.11.1766 † 23.12.1786 Феофил (Раев) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 6.05.1788 по 6.02.1794 еп. Астраханский и Ставропольский Платон (Любарский) епископ, рукоположен с 26.02.1794 по 11.03.1794 еп. Астраханский и Ставропольский Феофил (Раев) епископ, бывший еп. Астраханский и Ставропольский (повторно) с 11.03.1794 по 16.10.1799 переименован еп. Тамбовский и Шацкий Тамбовская и Шацкая С 16 октября 1799 года Феофил (Раев) епископ, бывший еп. Тамбовский и Пензенский с 16.10.1799 † 23.12.1811 Иона (Василевский) епископ, рукоположен с 29.03.1812 по 22.04.1821 архиеп. Астраханский и Кавказский Феофилакт (Ширяев) епископ, рукоположен с 23.07.1821 † 20.05.1824 Афанасий (Телятьев) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 5.08.1824 по 5.04.1829 еп. Новочеркасский и Георгиевский Евгений (Бажанов) епископ, рукоположен с 11.06.1829 по 17.02.1832 еп. Минский и Литовский Арсений II (Москвин) епископ, рукоположен с 24.04.1832 по 5.04.1841 архиеп. Подольский и Брацлавский Николай (Доброхотов) епископ, рукоположен с 27.04.1841 по 7.04.1857 на покое; † 21.10.1864 Макарий (Булгаков) епископ, бывший еп. Винницкий, викарий Подольской епархии с 1.05.1857 по 18.04.1859 еп. Харьковский и Ахтырский Феофан (Говоров) епископ, свт., рукоположен с 1.06.1859 по 22.07.1863 еп. Владимирский и Суздальский † 06.01.1894 Феодосий (Шаповаленко) епископ, рукоположен с 1.09.1863 по 13.06.1873 еп. Вологодский и Устюжский Палладий (Раев) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 13.06.1873 по 9.09.1876 еп. Рязанский и Зарайский; † 05.12.1898 Палладий (Ганкевич) епископ, бывший еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 9.09.1876 по 12.02.1885 архиеп. Волынский и Житомирский † 13.01.1893 Виталий (Иосифов) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 11.05.1885 по 3.06.1890 еп. Калужский и Боровский Иероним (Экземплярский) епископ, бывший еп. Чигиринский викарий Киевской епархии с 3.06.1890 по 30.04.1894 еп. Литовский и Виленский; † 2.11.1905 Викарии Тамбовской епархии Козловские епископы Викариатство учреждено 10 декабря 1868 года Иоанникий (Москвин) епископ, рукоположен с 9.05.1869 † 25.10.1869 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Епархией этою управляли следующие епископы: 1) Герман (Гоголашвили), хиротонисанный из архимандритов Абхазских 8 сентября 1851 года. 2) Геронтий (Папиташвили), хиротонисанный из архимандритов Давидгареджийской пустыни 6 октября 1857 года. 3) Александр (Окропиридзе), хиротонисанный из архимандритов Абхазских; управлял Абхазскою епархией с 4 марта 1862 года. После него, с 30 мая 1869 г., Абхазская епархия была присоединена к Имеретинской, в каковом состоянии и находилась до 12 июня 1885 г., когда в силу мнения государственного совета, высочайше утвержденного в указанный день, была восстановлена под именем Сухумской епископии, с кафедрою при Сухумском Александро-Невском соборе. Тогда же утвержден штат Сухумского епархиального управления, измененный в 1891 году в силу Высочайшего повеления 3 июня того же года 71 . Епархией этою управляли следующие епископы: 1) Геннадий (Павлинский), хиротонисанный из архимандритов Троице-Сергиевской лавры 28 декабря 1886 года, умер 31 марта 1889 года в Симоно-Канонитском Ново Афонском монастыре, где имел пребывание, и там погребен. 2) Александр (Хованский), хиротонисанный из архимандритов Владимиро-волынского Христорождественского монастыря 29 мая 1889 года; скончался 12 февраля 1891 года и погребен в Сухумском Александро-Невском соборе. 3) Агафодор (Преображенский), из епископов Балахнинских, с 2 марта 1891 года; ныне управляет Ставропольскою епархией. 4) Петр (Другов), хиротонисанный из архимандритов-ректоров Киевской духовной семинарии, с 21 марта 1893 года; ныне епископ Смоленский. 5) Арсений (Изотов), хиротонисанный из архимандритов Московского Ставропигиального Симонова монастыря; управляет Сухумскою епархией и ныне. Осетия, входящая ныне в состав епископии Владикавказской, до 1811 года входила в состав епископии Цилканской, затем с 21 декабря 1870 года управлялась, епископом Моздокским, викарием епископа Ставропольско-Кавказского. Апреля 3 дня 1875 года была учреждена епископия Владикавказская, которая до 23 апреля 1885 года входила в состав Грузинского экзархата, как викариатство, с этого же времени, в силу высочайше утвержденного доклада Святейшего Правительствующего Синода, преобразована в самостоятельную епархию, с присоединением к ней Моздокского епископства и Терской области от епископии Ставропольско-кавказской и Дагестанской области от Грузинского экзархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Волынского воеводства. Деянием 4 было положено начало существованию Автономной Украинской Православной Церкви (УПЦ) «в канонической зависимости от Церкви Российской». Высшей церковной властью на Украине провозглашался обл. Собор епископов Украины под рук. архиеп. Алексия (Громадского), получившего права обл. митрополита всей Украины и звание священноархимандрита Почаевской лавры. В соответствии с тем же деянием экзархат Зап. Украины был упразднен, митр. Николай (Ярушевич) ввиду его отсутствия (находился в Москве) объявлялся утратившим свои полномочия как по экзархату, так и по Волынской епархии и по лавре. Деянием 5 от 18 авг. 1941 г. Полесско-Пинскому еп. Вениамину (Новицкому) , не занявшему кафедру в Пинске и остававшемуся в Почаевской лавре, было присвоено звание Владимир-Волынского викарного епископа Волынско-Кременецкой епархии с правом управления приходами бывш. Владимирского и Любомльского повятов. В своем докладе на Соборе архиеп. Алексий обосновал соборные решения ссылками на указ патриарха Московского и всея России св. Тихона от 20 нояб. 1920 г. основание для укр. архиереев выбрать старейшего из своей среды в условиях отрыва от Москвы. 1 сент. 1941 г. архиеп. Алексий издал обращение к духовенству и мирянам с подробным объяснением причин, по которым он не может войти в юрисдикцию Варшавского митр. Дионисия. В дек. 1941 г. вышел указ митр. Дионисия (Валединского) о назначении архиеп. Поликарпа (Сикорского) «администратором нашей святой автокефальной православной Церкви на освобожденных от большевиков украинских землях»; была образована «Временная администратура на освобожденных украинских землях» с Поликарпом во главе (подробнее см. ниже). Это окончательно раскололо украинское православие на автономное и автокефалистское течения. 25 дек. 1941 г. митр. Алексий (Громадский) выступил с «Посланием к духовенству Луцкого викариатства», в котором говорилось: «Этот акт епископа Поликарпа противоречит церковным канонам и приведет к церковному разделению на Волыни… Владыку Поликарпа ввиду его перехода в иную юрисдикцию следует считать утратившим всякие канонические полномочия».

http://pravenc.ru/text/2458999.html

7 В 1213 г. в Суздале учрежд. еп. Суздальская и Владимирская; в 1239 г. упразднена; в 1274 г. восстановлена во Владимире; в 1299 г. закрылась и вошла (по перенесении престола Всероссийской митрополии во Владимире) в состав митрополичьей области; в 1744 г. восстановлена с кафедрою во владимире; в 1786 г. соединена в Суздальской, вновь открытой, ок. 1330 г., кафедра которой в 1798 г. перенесена во Владимир; в 1788 г. к ней присоединена ер. Переславская, существовавшая с 1744 г. 8 Переименована из Велико-Пермской в 1556 г.; в 1682 г. от нее была отделена, а в 1788 г. присоединена Велико-Устюжская. См. Пермскую. 10 В 992 г. учрежд. во Владимире-Волынском Владимиро-Волынская еп. С 1371–1391 г. находилась в подчинении Галицких митрополитов; с 1415–1419 г., с 1433–1435 г., с 1458–1626 г. – митрополитов Западной Руси. С 1520 г. и с 1625–1795 г. отпала в унию. В 1795 г. вместо нее было учрежд. викариатство Житомирское при Минской епархии, которое в 1799 г. (16 окт.) обращено в самостоятельную еп. Волынскую и Житомирскую; в состав ее выошли бывшая еп. Луцкая (1288–1711 г.) и часть Владимирской и Туровской (1072–1633 г.). 11 Преемником преосвящ. Михея был назначен 7 ноябр. 1908 г. архим. Стефан (Данилов), настоятель придворной церкви в Баден-Бадене; но в том же году, 5 дек., он был освобожден от данного ему назначения, согласно его прошению по болезненному состоянию, и оставался на прежнем своем месте. 15 Назначенный непосредственно после преосвящ. Арсения архим. Владимир, настоятель Никандровой пустыни (Псковской еп.), был освобожден от данного ему назначения, согласно его прошению. 17 Грузинский экзархат был учрежден в 1812 г. и первоначально состоял из двух епархий; Мцхетской-Карталинской и Алавердской-Кахетинской. В 1818 г. эти епархии были соединены в одну (Карталинскую и Кахетинскую) и было образованно по одной епархии в Имеретии, Мингрелии и Гурии. Некоторые изменения в распределение епархий вносились и впоследствии. B настоящее время Грузинский экзархат состоит из епархий: Грузинской (заключающей в себе Тифлисскую, Бакинскую, Елизаветпольскую и Эриванскую губернии и Карсскую область), Имеретянской, Гурийско-Мингрельской (обнимающих Кутаисскую губернию, за исключением Сухумского округа) и Сухумской (заключающей в себе Черноморскую губернию и Сухумский округ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Викарии, в смысле помощников епархиальных епископов, известны были в самые первые времена христианства 49 ; в начале же IV века появились так называемые хорепископы 50 , которые своею личною властью имели право поставлять только иподиаконов, чтецов, певцов и заклинателей; рукополагать же пресвитеров и диаконов они могли только с утверждения епископа (ант. 10; анк. 13); кроме того, им поручалось наблюдать за поведением сельского духовенства, принимать отзывы о церковнослужителях от священников и диаконов и представлять эти отзывы епископам (Вас. Вел.§ 9); они испытывали желающих поступить в клир, имели попечение о бедных и исполняли всякого рода поручения главного епископа. В древней русской Церкви некоторое сходство с нынешними викариями представляли собою епископские наместники, каковыми (в в) были: при Феогносте св. Алексий, епископ владимирский, при Алексее–Афанасий, епископ волынский. В деяниях Стоглавого собора упоминается о назначении помощника (владыки сарского и подонского) всероссийскому митрополиту, a на Московском соборе 1667г. высказано предположение о назначении подобных помощников, кроме патриарха, и другим епископам. Название же «викарий» y нас известно стало только со времени Петра при котором в 1708 году новгородскому митрополиту назначен был викарием епископ карельский и ладожский. Впрочем, в 1724 году Петр I отменил звание как викариев, так и наместников; Екатерина I хотя предполагала учредить викариев для всех архиереев, заседающих в Св. Синоде, но это предположение не было осуществлено ею, и только со времени Екатерины II (26 февраля 1764г.) окончательно учрежден был штат викарных архиереев. В последнее же время (17 декабря 1865г.) Высочайше разрешено учреждать викариатства во всех тех епархиях, где содержание их может быть обеспечено предоставлением в их распоряжение достаточных монастырей. Права и обязанности ваших викариев основаны на тех же историко-канонических положениях, на которых основывались вышеизложенные права и обязанности хорепископов. Викарным епископам y нас предоставлено право иметь собственную канцелярию, сравненную, по правам, с губернскими присутственными местами (Св. Зак. т. III. в приложении к ст. 327). Викарии состоят в непосредственном ведении епархиальных епископов и могут быть ими увольняемы в отпуск на 29 дней; на более же продолжительный срок испрашивается разрешение Св. Синода (Ук. Св. Синода 1865г. 27 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010