В 1944-1945 гг. ближайшими помощниками еп. Иова по управлению приходами Кременетчины и Ровенской обл. были местные благочинные: настоятель Николаевского собора в Кременце прот. Стефан Михалевич, настоятель Крестовоздвиженского собора в Кременце прот. Алексий Улович, настоятель Воскресенского собора в Ровно прот. Иоанн Морчаковский, настоятель Ильинского собора в Дубно прот. Владимир Ковальский, настоятель Екатерининского собора в Здолбунове прот. Макарий Коломиец, настоятель Александро-Невского собора в Костополе прот. Иоанн Радивоник, настоятель Богоявленского собора в Остроге прот. Михаил Рыхлицкий, настоятель Покровского собора в Сарнах прот. Георгий Палий. Заботами этих пастырей в период оккупации в их благочиннических округах Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) не получила распространения. Почти все эти клирики в послевоенный период были репрессированы. Репрессиям подверглись и др. священнослужители: бывш. настоятель Белевского мон-ря игум. Илиан (Гук), свящ. Василий Маркопольский (с. Борщевка Кременецкого р-на), свящ. Вениамин Осадовский (с. Вел. Загайцы Шумского р-на), свящ. Каллиник Галий (с. Башаровка Радивиловского р-на), диак. Матфей Каштан (с. Городище Людвипольского, ныне Корецкого р-на) и др. Согласно сообщению бывшего секретаря епархии Н. Урбанского от 1 сент. 1945 г., на территории Кременецкой епархии с 1941 г. были убиты 59 священников, включая автокефалистов (Там же. Оп. 3. Д. 14. Л. 39). Мн. священники, принадлежавшие к Автономной УПЦ, погибли от рук бандеровцев. После образования 22 апр. 1945 г. Львовско-Тернопольской епархии все районы на территории бывш. Кременецкого повята, входившие в Тернопольскую обл. (вместе с Почаевской лаврой), были отделены от Волынско-Луцкой епархии (переименованной в дек. 1945 в Волынско-Ровенскую) и переданы под управление Львовско-Тернопольских архиереев Украинского экзархата. Тогда же еп. Никодим (Гонтаренко) был освобожден от должности заместителя священноархимандрита Почаевской лавры и почислен на покой. К. в. Львовско-Тернопольской епархии было возобновлено 12 июня 1955 г., когда архим. Дорофей (Георгиевич) был хиротонисан в Москве во епископа Кременецкого. Не позднее 19 авг. 1955 г. еп. Дорофей перешел в клир Чехословацкой Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2459003.html

Дионисию и учрежденному им епархиальному совету, признавая своими архиереями Острожского еп. Аверкия (Кедрова) и Владимир-Волынского еп. Фаддея. В кон. 1920 г. владимир-волынский городской благочинный прот. Арсений Бордюговский и ковельский городской благочинный прот. Авдей Концевич отказались выполнять указы и требования еп. Дионисия, а также признавать его в качестве правящего архиерея для Зап. Волыни. Попытки епархиального совета сместить клириков потерпели неудачу. 30 янв.- 1 февр. 1921 г. прошел 2-й съезд духовенства и мирян Владимир-Волынского у. Съезд обязал клириков связываться с Кременцом по всем вопросам только через Владимир-Волынское правление. Съезд постановил ввести выборное начало во все сферы церковной жизни, учредить выборный уездный совет благочинных, выборные благочиннические (окружные) советы духовенства и мирян. В июне 1921 г. управляющий делами Волынского ЕУ в Кременце прот. Александр Громадский от имени еп. Дионисия обратился к прот. А. Бордюговскому с предложением о примирении. К тому времени еп. Дионисия в его конфликте с прот. А. Бордюговским уже поддерживал новый благочинный Ковельского городского окр. прот. Михаил Абрамович. С аналогичным обращением прот. А. Громадскому пришлось обратиться и к уездному протоиерею Луцкого повята прот. П. Бычковскому, под рук. к-рого в кон. июля - нач. авг. 1921 г. повятовое собрание духовенства и мирян в Луцке приняло решение о создании духовного правления по образцу Владимир-Волынского. 3-5 авг. 1921 г. в Кременце прошло 1-е епархиальное совещание уездных протоиереев и благочинных, к-рое наметило на окт. епархиальный съезд духовенства и мирян, установило процедуру избрания на него делегатов, поручило преподавателю Кременецкой ДС В. А. Беднову подготовить издание епархиального журнала на укр. языке. На совещании присутствовали уездные протоиереи: из Кременца (Дионисий Кирилович), Луцка (Прокл Бычковский), Ковеля (Михаил Абрамович), Дубно (Агафоник Соботович), Острога (Николай Кроткевич), Ровно (Николай Рогальский), его проигнорировали благочинные Владимир-Волынского, Гороховского, Любомльского, Камень-Каширского, Сарненского повятов.

http://pravenc.ru/text/2459003.html

бывший епископ Астраханский и Енотаевский с 08.12.1877 по 23.05.1879 на покое; 06.11.1883 бывший епископ Архангельский и Холмогорский с 23.05.1879 по 07.06.1885 епископ Вятский и Слободской; 24.12.1894 бывший епископ Люблинский, викарий Холмской (Варшавской) епархии с 07.06.1885 по 25.11.1889 епископ Волынский и Житомирский; 13.04.1902 Владимир (Петров), епископ бывший епископ Ставропольский и Екатеринодарский с 25.11.1889 по 07.05.1892 архиепископ Казанский и Свияжский; 02.09.1897 Владимир (Никольский), епископ бывший епископ Пермский и Соликамский с 07.05.1892 29.12.1900 Викарии Нижегородской епархии Балахнинские епископы Викариатство учреждено 11 мая 1866 года Имена Сведения рукоположен с 17.07.1866 по 29.08.1867 епископ Орловский и Севский; 24.12.1894 Поликарп (Гонорский), епископ рукоположен с 14.01.1868 по 08.11.1886 на покое; 07.03.1891 рукоположен с 04.01.1887 по 28.10.1887 епископ Балтский, викарий Подольской епархии; 17.03.1908 Агафодор (Преображенский), епископ рукоположен с 28.02.1888 по 02.03.1891 епископ Сухумский; после 1919 Иаков (Пятницкий), епископ рукоположен с 28.04.1891 по 29.09.1892 епископ Уманский, викарий Киевской епархии; 1922 рукоположен с 25.10.1892 по 03.09.1893 епископ Курский и Белгородский; 12.04.1904 Новгородская Учреждена одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой до 997 года. Примерно с 1165 года – архиепископия Новгородская Кафедра в Новгороде Имена Сведения Иоаким (Корсунянин), епископ, свт. бывший епископ Константинопольский около 992 не рукоположен 1030/1031 около 1035 Лука (Жидята), епископ, свт. рукоположен с 1036 (1030, 1037) 15.10.1059 (1060) Стефан, епископ рукоположен 1068 (1069) (убит) Феодор, епископ рукоположен 1077 (1078) Герман, епископ, свт. рукоположен 1096 (1095) Никита, епископ, свт. рукоположен 31.01.1108 Иоанн (Попин или Попынин), епископ управлял епархией с 1108 (1110) по 1130 на покое; неизвестно Нифонт, епископ, свт. рукоположен архиепископ с 1130 (1129) по 1149 сослан в монастырь, освобождён князем Юрием Долгоруким; 08.04.1156

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Брест Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.094246; 23.684568 Беларусь, Брест Брестская область Беларусь Православие в Бресте [ править править код ] История [ править править код ] До середины XII в. Брестская (летоп. Берестейская) земля входила в состав Туровского княжества, где уже в 1005 г. была православная епархия. С середины 12 в. православные христиане Берестейщины окормлялись Владимиро-Волынскими епископами, которые иногда носили титул «епископов Владимиро-Волынских и Берестейских». В Берестье, при церкви свт. Николая (территория современной крепости) располагалась резиденция епископов (по документам «Брестская русская кафедра»). Здесь в 1590, 1594, 1596г.г. проходили соборы западно-русских епископов. После заключения Брестской церковной унии 1596г. подавляющее большинство приходов и монастырей было подчинено Литовско-Новоградской униатской митрополии. В 1765 г. было учреждено Брестское епископство (в составе Владимирской униатской епархии), с 1798 самостоятельная Брестская униатская епархия (в 1808 году частично, а с 1828 года целиком вошла в состав Литовской униатской епархии). Немногочисленные православные приходы окормлялись в разное время епископами Луцкой, Киевской митрополичьей, Белорусской (Могилевской) и Минской епархий. К 1787г. в Православии оставались Брестский монастырь св. Симеона Столпника (с 1798г. здесь была учреждена архимандрия) и 4 монастыря в Белостокской области. После воссоединения униатской Литовской епархии с Православием 22.01.1840 г. было учреждено Брестское викариатство Литовской православной епархии. В 1900г. определением Св. Синода из части Литовской епархии образовано самостоятельная Гродненская епархия с титулом епископа «Гродненский и Брестский». В 1921 - 1939г.г. восемь благочиний Брестчины входили в Полесскую епархию в составе Польской Православной Автокефальной Церкви. Во время Второй мировой войны была создана викарная Брестская кафедра в пределах Автономной Украинской Православной церкви Московской юрисдикции. Первым послевоенным епископом был Паисий (Образцов, 1944-1945г.г.), с 14 февраля по сентябрь 1945г. – Онисифор (Пономарев) с титулом «епископ Брестский и Пинский». В 1946г. временно управлял епархией архиепископ Минский и Белорусский Василий (Ратмиров), в 1948 -1949гг. епископ Паисий (Образцов), в 1950-1951г.г. - Сергий (Ларин) с титулом «епископ Гродненский и Брестский». В 1952 -1989г.г. епископы на Брестскую кафедру не поставлялись, приходы окормлялись правящими архиереями Минской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Брест

1942 г. митр. Алексий (Громадский) и представители УАПЦ подписали в Почаевской лавре «акт объединения». Еп. Иов (Кресович) в числе немногих архиереев вначале поддержал данное соглашение, надеясь, что оно поможет преодолеть раскол в укр. Православии. Однако глава УАПЦ Поликарп (Сикорский) вскоре вынудил настоятеля Покровской ц. в Луцке прот. Иоанна Давидовича перейти в его юрисдикцию (еп. Иов жил при Покровском храме - единственном храме в Луцке, сохранявшем верность канонической Церкви). Еп. Иов уехал в Ковель, где ковельский благочинный прот. Ипатий Червинский выделил ему архиерейскую резиденцию. В связи с этим перемещением еп. Иов некоторое время имел титул «Луцкий и Ковельский». В письме Луцкому гебитскомиссару от 3 дек. 1942 г. еп. Иов отмечал, что Поликарп (Сикорский) незаконно подчинил себе Луцкий и Ковельский округа и окончательно нарушил «Почаевское соглашение» (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 118. Л. 163). Впосл. прот. Иоанн Давидович вернулся в юрисдикцию еп. Иова, и в нач. 1943 г. епископ приехал в Луцк. С того времени Ковель перестал быть его 2-й кафедрой. По решению Собора автономной УПЦ, прошедшего в Ковеле 6-7 июня 1943 г., Ковельское благочиние перешло под управление еп. Владимир-Волынского и Ковельского Мануила (Тарнавского) . В марте 1944 г. Брестский и Пинский округа были переданы из рейхскомиссариата Украина в генерал-комиссариат Белоруссия. В связи с этим в нач. апр. 1944 г. Полесский и Брестский архиеп. Иоанн (Лавриненко) подал прошение Собору белорус. епископов о принятии его в Белорусскую Православную Церковь. Прошение было удовлетворено. В постановлении Собора епископов Белорусской Православной Церкви от 15 мая 1944 г. указывалось, что в ведение Брестского и Ковельского архиеп. Иоанна (Лавриненко) были переданы Камень-Каширский, Ковельский и Любомльский округа. 8 июля 1944 г. архиеп. Иоанн был эвакуирован немцами в Польшу, затем жил в Мариенбаде (ныне Марианске-Лазне, Чехия), в 1946 г. приехал в СССР, назначен епископом Молотовским (Пермским) и Соликамским. 16-29 июля 1992 г. епископом Ковельским, викарием Волынской и Луцкой епархии, являлся Николай (Грох) , бывш. «епископ» УАПЦ, принятый через покаяние в УПЦ. После перевода его на Ивано-Франковскую кафедру К. в. не замещалось. После образования 3 мая 1996 г. Владимир-Волынской и Ковельской епархии УПЦ Ковель стал 2-м кафедральным городом епархии. Лит.: Касяк I. З ricmopыi Царквы беларускага народу. Н.-Й., 1959; Диаковский А., прот. Высокопреосв. архиеп. Иоанн (Лавриненко): [Некр.]//ЖМП. 1986. 2. С. 22; Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Хроника одной жизни: Восп., проповеди: [К 60-летию пастырского служения (1935-1995)]. М., 2006. В. Г. Пидгайко Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841606.html

Со стороны Киевской митрополии вопрос о назначении еп. Дионисия управляющим приходами Зап. Волыни в 1918-1919 гг. не поднимался (несмотря на позднейшие утверждения еп. Дионисия о том, что укр. духовные и светские власти якобы планировали создание отдельной епархии во главе с ним на территории Зап. Волыни, Берестейщины, Пинщины и Мозырщины). Дважды, в сент. и окт. 1918 г., митр. Антоний обращался через МИД Украинского гетманского гос-ва в австро-венгерское представительство в Киеве с просьбой разрешить прибытие в любой из зап. уездов Волыни Владимир-Волынского еп. сщмч. Фаддея (Успенского) для окормления этой части Волыни, а также оказавшихся в изгнании клириков Владимир-Волынского и Ковельского уездов, о возвращении к-рых в родные края также ходатайствовал Киев. Однако согласия на это со стороны австро-венг. властей не последовало. В нач. 1919 г., после захвата большевиками Киева и Житомира, еп. Дионисий уехал в Кременец. В мае-июне 1919 г., когда город был занят большевиками, архиерей скрывался у верующих (по др. данным, находился в Иоанна Милостивого, свт., Загаецком мужском монастыре ). Патриарх Тихон утвердил еп. Дионисия в должности временно управляющего Холмской епархией, о чем было извещено 27 дек. 1919 г. Мин-во исповеданий и народного просвещения Польши (Холмщина, как и зап. часть Волынской губ., после провозглашения независимости Польского гос-ва оказалась в его составе). 20 окт. 1920 г. управляющим Холмской епархией указом патриарха Тихона был назначен архим. Сергий (Королёв) , хиротонисанный 17 апр. 1921 г. во епископа Бельского (Бельско-Подляшского). К весне 1919 г. Кременецкий епископ оказался единственным действующим архиереем в западной части бывш. Волынской и Житомирской епархии. В 1919-1920 гг. епископ налаживал разрушенную войной церковную жизнь в Кременецком, Дубенском, Ровенском и Луцком повятах (уездах), распространяя свою юрисдикцию на соседние Староконстантиновский и Острожский уезды, независимо от епархиального центра в Житомире. Неопределенность гос. границ в 1919-1921 гг. была причиной одновременных назначений на один и тот же приход клириков указами из Житомира и Кременца. 18 февр. 1920 г. еп. Дионисий без согласования с в. у. Волынско-Житомирской епархией еп. Фаддеем (Успенским) назначил настоятелем в Крестовоздвиженский собор в Староконстантинове свящ. Иоанна Августиновича. После протестов местного духовенства 30 апр. 1920 г. еп. Дионисий и Кременецкое ЕУ предложили должность настоятеля прот. Иоанну Барановичу, благочинному Староконстантиновского городского окр. (ГА Тернопольской обл. Ф. 148. Оп. 1. Д. 250. Л. 27-29). Между тем еп. Фаддей 23 апр. 1920 г. назначил настоятелем собора свящ. сщмч. Аркадия Остальского , с чем согласились местное духовенство и прихожане (ГА Житомирской обл. Ф. Р-1657. Оп. 1. Д. 258. Л. 242). Подобных случаев было немало.

http://pravenc.ru/text/2459003.html

456 Синод, как бы не доверяя словам архиерея, просил полтавского губернатора уведомить его, точно ли в весеннее и осеннее время так трудно из Крестовоздвиженского монастыря сообщаться с Полтавой, как пишет архиерей. 457 Началась переписка и по истечении 12 лет, после издания указа о перенесении кафедры из Переяславля в Полтаву, приступлено было к постройке архиерейского дома, консистории и семинарии в самом городе Полтаве. 458 Примечание. Говоря о разных переменах, происшедших в царствование Николая I в наших епархиях, мы должны упомянуть здесь также и о том, что одна из них получила новое наименование. Теперешняя Харьковская губерния, по древнему положению своему на границе или украйне России и по особенному характеру её народонаселения, называлась в старину Слободско-Украинскою. Это имя оставалось за нею до 1835 г.; но как оно уже потеряло смысл и значение, то указом 5-го декабря 1835 г. велено было переименовать Слободско-Украинскую губернию в Харьковскую, по главному в ней городу. Синод, сообразуясь с новым названием, данным Слободско-Украинской губернии, положил и местному архиерею этой губернии, называвшемуся до сего слободско-украинским и харьковским, именоваться, по главному в губернии городу Харькову и уездному Ахтырке, харьковским и ахтырским. Государь утвердил это положение синода 5-го февраля 1836 г. (см. 2-е полн. Собр. Зак., 9058, об именовании епархиального в бывшей Слободско-Украинской губернии архиерея впредь Харьковским и Ахтырским). Отделение VII. Число православных епархий и викариатств в последний год царствования Императора Николая I В последний год царствования Императора Николая I число православных епархий считалось 55; из них 4 были первоклассные или митрополии: киевская, новгородская, московская и с.-петербургская, 19 второклассные или архиепископии, именно: казанская, астраханская, тобольская, ярославская, псковская, рязанская, тверская, херсонская, литовская, варшавская, рижская, могилевская, черниговская, минская, подольская, кишиневская, олонецкая, донская и иркутская; 27 третьеклассные или епископии: екатеринославская, калужская, смоленская, нижегородская, курская, владимирская, полоцкая, вологодская, тульская, вятская, архангельская, воронежская, костромская, тамбовская, орловская, полтавская, волынская, пермская, томская, пензенская, саратовская, харьковская, оренбургская, симбирская, кавказская, камчатская и самарская и 5 внеклассные, составлявшие грузинский экзархат, именно: карталинская, имеретинская, мингрельская, гурийская и абхазская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Викарии, в смысле помощников епархиальных епископов, известны были в самые первые времена христианства; в начале же IV века появились так называемые хорепископы (I всел. 8), которые своею личною властью имели право поставлять только иподиаконов, чтецов, певцов и заклинателей; но рукополагать пресвитеров и диаконов они могли только с утверждения епископа (ант. 10; анк. 13); кроме того, им поручалось наблюдать за поведением сельского духовенства, принимать отзывы о церковнослужителях от священников и диаконов и представлять эти отзывы епископами (Вас. Вел. 89); они испытывали желающих поступить в клир, имели попечение о бедных и исполняли всякого рода поручения главного епископа. В древней русской церкви некоторое сходство с нынешними викариями представляли собою епископские наместники, каковыми (в XIV в.) были: при Феогносте – св. Алексей, епископ владимирский, при Алексее –Афанасий, епископ волынский. В деяниях стоглавого собора упоминается о назначении помощника (владыки сарского и подонского) всероссийкому митрополиту, а на московском соборе 1867 г. высказано предположение о назначении подобных помощников, кроме патриарха, и другим епископам. Название же «викарий» у нас известно стало только со времени Петра I, при котором в 1708 г. новгородскому митрополиту назначен был викарием епископ корельский и ладожский. Впрочем, в 1724 г. (П. С. 3., 4455) Петр I отменил звание как викариев, так и наместников; Екатерина I, хотя предполагала учредить викариев для всех архиереев, заседающих в Св. Синоде, но это предложение не было осуществлено ею, и только со времени Екатерины II (26 Февр. 1764 г.; П. С. 3., 12060) окончательно учрежден был штат викарных архиереев. В последнее же время (17 Дек. 1865 г.) Высочайше разрешено учреждать викариатства во всех тех епархиях, где содержание их может быть обеспечено предоставлением в их распоряжение достаточных монастырей. Права и обязанности наших викариев основаны на тех же историко-канонических положениях, которыми определялись вышеизложенные права и обязанности хорепископов. У нас викарии состоять в непосредственном ведении епархиальных епископов, исполняют все их поручения по делам епархии и могут быть ими увольняемы в отпуск на 29 дней; на более же продолжительный срок испрашивается разрешение Св. Синода (ук. Св. Син. 27 Окт. 1865 г.; П. С. 3., 42559). Викариям некоторых епархий по исключительным местным условиям даются высшею властью особые полномочия в сравнении с другими; таковы, напр., викарные епископы: великоустюжский (волог.), уральский и сарапульский. Всем викариям предоставляется иметь собственную канцелярию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

с 22.09.1783 по 06.05.1786 епископ Суздальский и Юрьевский Виктор (Онисимов), епископ бывший епископ Суздальский и Юрьевский с 06.05.1786 по 16.10.1799 временно управлял переименован епископ Владимирский и Суздальский Владимирская и Суздальская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Виктор (Онисимов), епископ Суздальский и Юрьевский с 16.10.1799 по 24.02.1800 на покое «на смирение»; 29.03.1817 Ксенофонт (Троепольский), епископ бывший епископ Свияжский, викарий Казанской епархии с 24.02.1800 по 03.06.1821 архиепископ Подольский и Брацлавский рукоположен с 21.08.1821 архиепископ с 25.12.1833 по 25.02.1850 архиепископ Воронежский и Задонский, на покое; 17.03.1879 Иустин (Михайлов), епископ бывший епископ Костромской и Галичский с 25.02.1850 по 26.07.1863 на покое; 17.03.1879 Феофан (Говоров), епископ, свт. бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 26.07.1863 по 17.06.1866 на покое; 6.01.1894 Антоний (Павлинский), архиепископ бывший архиепископ Волынский и Житомирский с 17.06.1866 29.03.1878 Феогност (Лебедев), епископ бывший епископ Подольский и Брацлавский, с 09.12.1878 архиепископ с 15.05.1883 по 21.11.1892 архиепископ Новгородский и Старорусский; 22.01.1903 бывший епископ Могилёвский и Мстиславский с 21.11.1892 20.11.1904 Викарии Владимирской епархии Муромские епископы Викариатство учреждено 23 января 1868 года Имена Сведения Андрей (Поспелов), епископ рукоположен с 7.04.1868 30.05.1868 Иаков (Кротков), епископ рукоположен с 18.01.1870 по 28.01.1884 на покое; 01.12.1885 Аркадий (Филонов), епископ рукоположен с 22.12.1885 по 30.09.1887 епископ Аккерманский. викарий Кишиневской епархии; 11.09.1908 Александр (Богданов), епископ рукоположен с 12.02.1889 по 23.03.1892 епископ Енисейский и Красноярский; 12.07.1898 Тихон (Клитин), епископ рукоположен с 26.04.1892 по 30.11.1895 епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии; 05.12.1896 Вологодская Учреждена в феврале 1492 года Великопермская и Вологодская Кафедра перенесена из Усть-Выми в Вологду Имена Сведения Филофей (Амфилохий), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   Архиепископ Александр (Иноземцев), находившийся на покое, и викарный епископ Луцкий Поликарп (Сикорский) объявили, что они никогда не входили в юрисдикцию Московской Патриархии, потому что в свое время не ездили в Москву по приглашению Патриархии. От поездок в Москву они действительно уклонились, но епископ Поликарп участвовал вместе с патриаршим экзархом митрополитом Николаем в архиерейской хиротонии, а епископ Пинский Александр в 1939 г. уволен был на покой Местоблюстителем патриаршего престола по его же прошению. Эти два иерарха обратились к митрополиту Дионисию (Валединскому) с просьбой возглавить Украинскую Церковь и получили согласие митрополита Дионисия. В октябре 1941 г. группа самосвятских священников и поддерживавших их мирян, как и в годы гражданской войны, образовала Церковную раду, которая направила в Варшаву просьбу прислать в Киев епископов. Митрополит Дионисий передал Церковной раде свое благословение. Единомышленная с липковцами рада образовалась и в Ровно, тоже получив благословение из Варшавы. Стало очевидным стремление митрополита Дионисия взять на себя возглавление всех Церквей на оккупированных территориях. Но установить регулярную связь между Варшавской кафедрой и церквами Украины было непросто из-за запрещений пересекать границы. Тогда митрополит Дионисий решил поставить викарного епископа Волынской епархии Поликарпа (Сикорского) епархиальным архиереем Луцким и Кременецким, освободив его от подчинения правящему архиерею Волынской епархии архиепископу Алексию (Громадскому). Несмотря на прежнюю свою приверженность украинофильским тенденциям, архиепископ Алексий на этот раз не желал отступать от канонов и не признал юрисдикции митрополита Дионисия за пределами той территории, на которую она распространялась до немецкой оккупации Украины. Несмотря на это, 24 декабря 1941 г. митрополит Дионисий назначил епископа Поликарпа администратором православной Церкви на Украине. По словам полтавского священника протоиерея Владимира Беневского, «Поликарп вопреки всем каноническим правилам получил от митрополита Дионисия полномочия на управление Украинской Церкови с неизвестным Церковью до сих пор титулом «администратора». В связи с этим архиепископ Волынский Алексий (Громадский) обратился с посланием к духовенству Луцкого викариатства, в котором говорилось: «Этот акт епископа Поликарпа противоречит церковным канонам и приведет к церковному разделению на Волыни. Ни митрополит Варшавский, ни викарный епископ Луцкий не могут ни представлять Волынскую Церковь, ни делить ее... Я твердо убежден, что духовенство Волынской епархии понимает остроту ответственности нашего времени и не допустит церковного раскола на Волыни... Высокопреосвященного Поликарпа ввиду его перехода в иную юрисдикцию следует считать утратившим канонические полномочия и в Луцком викариатстве».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010