«Слышаша пастырие Ангелов, поющих плотское Христово пришествие, и текше, яко к пастырю, видят Сего яко агнца непорочна, во чреве Мариине упасшася, Юже поюще реша: Радуйся, Агнца и Пастыря Мати; радуйся, дворе словесных овец…» Следующие три строфы (5-й кондак, 5-й икос, 6-й кондак) говорят о поклонении волхвов. Обратим внимание на среднюю из этих строф. Здесь поэтическими средствами изображена парадоксальная ситуация: с одной стороны, Бог – это младенец, находящийся на руках Девы; с другой стороны, Он – Творец, создавший весь этот мир: «Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу создавшаго рукама человеки…» В этом фрагменте можно увидеть и стремление к аллитерации: греч. херси … хири ( руку… рукама ) перекликается с постоянно повторяющимся воззванием хере ( радуйся ). " Звезда Пресветлая " икона Божией Матери. В игру вовлекается и образ звезды: если в 5-м кондаке говорится о вифлеемской звезде и о ее сиянии («Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари…»), то в 5-м икосе звездой метафорически именуется уже Богомладенец, а сиянием – Дева: «Радуйся, звзеды незаходимыя Мати, – обращаются волхвы к Марии, – радуйся, заре таинственного дне…» В последних двух строфах первой (исторической) части Акафиста вспоминается бегство в Египет (6-й икос) и встреча с Симеоном (7-й кондак). Мы понимаем, что на самом деле хронология была иной: сперва – Сретение, затем – бегство (и, кстати, возможно лишь после этого – поклонение волхвов). Но это нарушение хронологической последовательности событий как раз очень хорошо подчеркивает родство иконографии и гимнографии, которая, в свою очередь во многом восходит к библейской поэзии. Икона двумерна, и на ее единой плоскости могут изображаться разновременные события, один и тот же персонаж может быть представлен дважды, трижды; библейское повествование, как и любой текст, прежде всего линейно, но об одном и том же нередко говорится по два раза, но в разных выражениях – знаменитый библейский параллелизм, получивший свое наиболее яркое выражение в псалмах и доведенный до высшей степени виртуозности в Великом акафисте.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-v-...

20 Хохол – чуб, клок волос на голове; прическа хохлом – долгих волос на темени, малороссийский оселец (Даль). Это было принадлежностью людей, пришедших с «вором» с запада. 21 Панталеон Лигарид учился в греческой коллегии в Риме. Его современник, Лев Алаций, писал в 1645 г. своему другу Нигузию: «Панталеон Лигарид, три года назад, удалился из Рима в Константинополь, для посещения своего отечества Хиоса и для распространения в той стороне римской веры». Еще прежде он издал «Апологию Петра Аркудия», известного своими ревностными трудами на пользу унии в югозападной России и между греками. В таком же духе писаны и другия сочинения Лигарида. Будучи потом учителем в Угро-Валахии сумел расположить к себе, пребывавшего там, патриарха иерусалимского Паисия. Последовав за ним в Иерусалим, он принял пострижение с именем Паисия, был потом митрополитом гасским. Преемники патр. Паисия, Досифей и Хрисанф, подвергли его осуждению за прежния неправославные сочинения. Старец Арсений Суханов , находившийся в Иерусалиме, был восприемным отцем Лигарида. Он и рекомендовал его Никону, который в 1657 г. приглашал его приехать в Москву. (Гр. М. Толстой ). 22 Царь, по поводу этого заявления, сказал на соборе: «Никон о том мне не писывал, а Семен Лукьянович поклялся предо мною, что того вовсе не бывало». 23 Об этом намерении говорится, под 1685 г., и в «Летописи церковных событий» архим. Арсения (1880). 24 Седмиезерская икона Божией Матери дана была в благословение Седмиезерской пустыни иноком Евфимием, прибывшим в 1615 г. в Казань и основавшим монастырь. 25 Длина храма внутри 50 сажен, ширина 20, окружность 173 сажени. В храме 29 приделов. В приделе всех Святых погребен патр. Никон. Внутри гроб Господень точная копия Иерусалимского. Зимний храм в честь Рождества Христова с Вифлеемской пещерой. Под Голгофской горой устроена церковь , в которую ведет ход в 33 ступени – число земных лет Спасителя. 28 При патр. Иове: 1) в 1591 г. написан канон и исправлена им служба пр. Иосифу волоколамскому, память которого собор положил праздновать во всех церквах; 2) в 1600 г. установлено праздновать везде преп. Корнилию комельскому. 30 В 1450 г. Марфа Борецкая подарила Соловецкому монастырю землю на обоих берегах р. Сумы. Там в 1586 г., в 3,5 верстах от Сумского залива, для отражения нападений шведов и финляндцев, сооружен был Сумский острог. Позднее он значился посадом в Кемском у. Архангельской губернии 31 Полное название: «Мечец духовный, или разговор с иезуитом Руткою в польской земле». Переведен на славянский язык в 1690 г. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Курган. Собор Богоявления Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первое богослужение в помещении клуба Продольного водопровода отделения Южно-Уральской железной дороги состоялось на Вселенскую Троицкую родительскую субботу 14 июня 1997 года по благословению Преосвященнейшего Михаила, епископа Курганского и Шадринского. Указом Владыки протоиерей Николай Чирков был назначен настоятелем Богоявленской общины, которая по ходатайству мэра г.Кургана Ельчанинова А.Ф. перед начальником отделения дороги Павлюченковым Н.Д. получила бесхозное помещение бывшего клуба на правах аренды для временного обустройства в нем прихода и с целью строительства нового храма в находящемся поблизости парке Победы. а это время клуб был перестроен под церковь окончательно и 18 января 2000 года – состоялось освящение нового храма в г.Кургане архиерейским чином. В Богоявленском храме имеется чтимая икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», перед которой по пятницам за вечерним богослужением совершается акафист. Также почитаются мощи святых, находящиеся в мощевиках в иконах: Святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца, Святителя Петра, митрополита Московского, Свв. Великомучеников Георгия Победоносца и Целителя Пантелеимона, Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, Свв. Мучеников младенцев Вифлеемских, а также частица от Честных Древ Честного и Животворящего Креста. Со дня основания храма работает церковная библиотека, насчитывающая свыше 6.000 экземпляров книг. Фонд бережно хранится и регулярно пополняется новыми изданиями. В библиотеке заведены летописные альбомы, где собираются фотоматериалы и выдержки из газет о жизни Курганской епархии и нашего прихода. Основными событиями в жизни прихода являются: Престольный храмовый праздник 19 января – Крещение, в который совершается крестный ход на реку Тобол и купание в купели, а также активное участие в 30-ти километровом традиционном Крестном ходе из г.Кургана в с.Утятское с чудотворным образом Святителя Николая в день Всех Святых в земле Российской просиявших. Радостным и запоминающимся событием является выезд за город в лес или к озеру с детьми церковной воскресной школы, а также зимние церковные детские праздники.

http://sobory.ru/article/?object=29450

Вифлеемская икона Божией Матери в Храме Рождества. Фото: media.elitsy.ru По сути, часто, почти всегда, перед тем как одарить нас Своей милостью и благословением, Бог испытывает нас, посылая искушения, чтобы определить, достойны мы Его дара или нет. Это отлично видно на примере святых прародителей, которые, по приближении Божественной награды — долгожданного зачатия, — были испытуемы еще в большей степени. Придя в дни праздника Кýщей (евр. Суккóт — Прим. перевод. ) в Храм с дарами, они подверглись посрамлению от первосвященника, назвавшего их недостойными приносить дар Богу, ибо не оставили они потомства Израилю. Святым прародителям было неимоверно горько слышать такое порицание, но они не отчаялись, а нашли прибежище в горячей молитве. Иоаким удалился в горы, а Анна уединилась в саду, и тогда Бог наконец внял им. Ангел Господень возвестил Иоакиму и его супруге — каждому по отдельности, — что зачнут они Ту, Которая будет прославлена по всей земле. Так и нам, дорогие отцы и братия, следует безропотно терпеть скорби и искушения, попускаемые Господом для нашего блага и духовного роста. Будем молиться Пресвятой нашей Владычице Богородице и бабушке Господа нашего Иисуса Христа — праведной Анне, имеющим дар исцелять бесплодие, как телесное, так и духовное. Чтобы Бог послал в сердца наши Свою сладчайшую благодать, украшающую и обновляющую род человеческий, попирающую смерть и избавляющую от тления. Перевод Елизаветы Терентьевой Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 мая, 2022 1 мая, 2022 1 апреля, 2023 18 марта, 2023 19 июня, 2022 12 июня, 2022 20 мая, 2022 15 мая, 2022 8 мая, 2022 2 мая, 2022 1 мая, 2022 1 апреля, 2023 18 марта, 2023 Лучшие материалы

http://pravmir.ru/chto-esli-by-bozhii-pr...

Петербургские паломники продолжили посещение святынь Палестины сентября 2023 В пятый день пребывания на Святой земле, 19 сентября, паломники во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием продолжили посещение святынь Палестины. В Вифлееме они молились за Божественной литургией в базилике Рождества Христова. Богослужение прошло в крипте на месте рождения Спасителя. Его возглавил митрополит Варсонофий по благословению настоятеля базилики митрополита Диокесарийского Венедикта и в сослужении с ним. Службы шла на греческом, арабском и церковнославянском языках. Сослужили заместитель начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Дометиан (Маркарян) и паломники в священном сане. Вифлеем известен еще в ветхозаветной истории. На северной окраине города расположена могила прекрасной Рахили, супруги праотца Иакова. Из Вифлеема происходит царь Давид. Иосиф Обручник с Девой Марией отправились сюда во время переписи населения, поскольку Иосиф был из рода Давидова. Так сбылось реченное пророком Михеем, что незначительная тогда деревушка станет местом рождения Мессии (Мих. 5:2-5). Над Вифлеемским вертепом расположена византийская базилика с древними мозаиками IV-VI веков. На южной стене главного нефа запечатлена в мозаике родословная Христа по Евангелию от Матфея (Мф. 1:1-16), а на северной - по Евангелию от Луки (Лк. 3:23-38). Под амвоном базилики находится величайшая святыня - пещера Рождества. Место Рождества Христова в ней указывает серебряная звезда. Рядом с ней - место яслей, в которых лежал Богомладенец. Базилика находится в совместном использовании Иерусалимской Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви и Римско-католической Церкви. Все они имеют при храме монашеские общины. Паломники спустились в Вифлеемский вертеп, приложились к почитаемой Вифлеемской иконе Божией Матери. Это единственный в мире образ, где Богоматерь улыбается. По одной из версий икона была пожертвована храму Русским Императорским Домом, а парчовая риза была дарована императрицей Марией Александровной, супругой государя Александра II.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Нельзя забывать о своем сердце, пренебрегать им - от него многое зависит. Во время Рождественского поста мы очищали свои сердца. Сегодня началось предпразднство Рождества Христова, и мы слышали песнопение: " Веселися Вифлееме, Евфрафо, готовися: се бо Агница, Пастыря Великаго во утробе носящи, еже родити тщится: Егоже зряще, Богоноснии Отцы веселятся, с пастырьми поюще Деву доящую " . За эти несколько дней мы должны посмотреть, как подготовили сердце. Господь пришел к нам, и наше сердце должно стать яслями, чтобы Младенец посетил его, даровал нам Свою благодать и силу. А мы придем на ночную рождественскую службу, приложимся к пеленам Младенца Христа. И весь год будем идти с Богом, Господь будет нас вести за руку. Только мы всегда должны помнить, за что сами отвечаем: это - наше сердце. Желаю вам с чистым сердцем подойти к празднику Рождества Христова " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму было подарено Евангелие. Благотворителям и сотрудникам храма были вручены архиерейские грамоты. Верующим раздали иконки Божией Матери " Вифлеемская " . Первый деревянный храм на месте нынешнего в районе Ульянки на Петергофском тракте (сейчас - проспекте Стачек) был построен по указу императора Петра I в начале XVIII века в память одной из побед над шведами в Северной войне. Он располагался на месте, где был штаб русских войск. Здание перестраивалось. При последнем благотворителе прихода графе Александре Шереметеве в конце XIX века был построен величественный четырехпрестольный каменный храм в византийском стиле. Он простоял до 1947 года. По решению властей здание, частично пострадавшее в годы войны, снесли, и через место, где находился храм, проложили улицу Лени Голикова. В начале 1990-х началось возрождение прихода. Новопостроенный храм 2 октября 1994 года освятил митрополит Иоанн (Снычев). В нем находится сохранившаяся святыня прежней церкви - старинная икона святителя Петра, митрополита Московского, с частицей его мощей. ИА " Вода живая " , 02.01.19 Поделиться Упоминания в новостях

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Однажды, когда ученики Иоанна — иеромонах Авив и диакон Исе — совершали литургию на горе Зедазени, в монастырь пришли из Мцхета католикос Евлавий и царь Парсман в сопровождении епископов и духовенства. Католикос сел на камень у входа в пещеру и беседовал с Иоанном. Затем, приветствуя учеников преподобного, он сказал: «Радуйся, Исе, епископ Цилканский, радуйся, Авив, епископ Некресский». Епископы, сопровождавшие католикоса, одобрили его выбор. Цилкани была одна из самых древних епархий в Грузии. Там хранилась чудотворная икона Божией Матери «Цилканская». По преданию, она написана евангелистом Лукой на доске от яслей из Вифлеемской пещеры, в которых лежал Младенец Христос. Некреси находился в предгорьях Кавказа, там, где семена христианства, брошенные святой Ниной, не пустили глубоких корней и колючие тернии язычества могли заглушить и уничтожить цветы Евангелия. Скорбно было расставаться двум монахам со своим учителем, но послушание в иноческой жизни выше всех добродетелей, и они с благословения католикоса покинули Зедазени. Божия Матерь вторично явилась Иоанну Зедазенскому и повелела ему послать учеников во все концы Картли и Кахети, чтобы проповедовать Евангелие и строить монастыри. Преподобный Иоанн, несмотря на то, что удостоился божественного явления, пришел к католикосу просить благословения. Католикос посоветовал Иоанну послать учеников вместе по двое, как Христос посылал апостолов на проповедь в Палестине. Иоанн остался в своей пещере. Ему помогал послушник — диакон Илия. Каждый день он спускался к Арагви и приносил в кувшине воду, каждый день всходил на Задезани, как по ступеням храма, читая молитву или псалмы. Однажды он уронил кувшин и разбил его. Илия заплакал: как он напоит старца, ведь из Арагви не донесешь воду в ладонях? Тогда Иоанн, видя скорбь ученика, своей молитвой вывел источник из скалы, как Моисей жезлом. Господь открыл Иоанну день его кончины. Преподобный Иоанн призвал своих учеников и причастился Святых Тайн. Ученики видели, как ангелы Божии пришли взять душу Иоанна, и скорбь их о разлуке с учителем была озарена небесной радостью.

http://pravoslavie.ru/61647.html

Это они в начале 50х годов откликнулись на зов отца Владимира Демичева строить в Тосно новый храм. Это они донесли духовный огонь Православной Веры до нашего времени и передали его новому поколению. «Без десяти праведников несть граду стояния», свидетельствует Священное Писание, а Слово Божие непререкаемо. Поэтому без преувеличения можно сказать, что православная община своей верностью Богу и молитвами «о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея» сохранила город Тосно своими молитвами и богоугодной жизнью. Этих теплых молитвенничков ведает Бог, хотя люди, возможно, и не почитают их за праведников. В деревянной церкви на кладбище главной святыней является почитаемая икона Божией Матери Казанская. Престольные праздники в Тосно празднуются в дни Казанской иконы 21 июля и 4 ноября. В эти дни совершается Крестный ход к месту старинного храма. Торжественно празднуют верующие и дни памяти Николая Чудотворца, в честь которого освящен в тосненском храме второй престол, т. е. 22 мая и 19 декабря. В настоящее время приход все активнее включается в жизнь города. Православная община в Тосно, насчитывающая около трехсот лет своей истории, живет надеждой на духовное возрождение нашего города, Тосненского края и всей России. А в дни, когда готовится к изданию эта книга, по инициативе настоятеля церкви протоиерея Михаила Бреславского, служащего в тосненском храме с 2004 г., православный приход готовится почтить память священников-строителей Казанского храма установкой новых крестов на могилах протоиерея Владимира, протоиерея Евгения, а также других священнослужителей, которые похоронены возле родной церкви. Светлая им память! Статья написана для приходских нужд, в СМИ не публиковалась «Во всю землю изыде вещание их» ( Пс. 18 , ст. 5) Псалмопевец-провидец Миру высветил стих: «Во всю землю изыде Вещание их». От звезды вифлеемской До сегодняшних дней По просторам вселенским Глас Небес все сильней. «Вышел сеятель сеять» – Нам Спаситель изрек, И идет, пламенея, Вслед Ему человек.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

По сохранившимся воспоминаниям жителей Утевки, Григорий был весёлого нрава, любил шутить. Чтобы позабавить детей, брал в зубы пастушеский кнут, размахивал и хлопал им с оглушительным свистом. Утевская каменная церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под непосредственным руководством Григория Журавлёва. По его эскизам были написаны все фрески. Для храма Журавлёв писал не только иконы, но и огромные фрески, — рассказывает настоятель храма священник Анатолий Копач. — Когда он расписывал церковь, особенно купол, кожаные ремни впивались в его тело, выщербливались зубы, опухали губы. Это был подвиг… На куполе изображены Святая Троица и семь Архангелов. На фресках — апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, митрополиты Московские Петр и Алексий. Совсем недавно стал проявляться лик святого Симеона Верхотурского. В храме великолепная акустика, в стены строителями были встроены специальные горшки. Освящена церковь в 1892 году. При ней была школа и небольшая библиотека. В 1934 году власти начали разрушать колокольню. Разожгли костры под деревянными опорами. Иконы со стен срывали баграми. Наиболее ценные отправили в Самару, остальные под покровом ночи привезли на колхозную пасеку — для изготовления пчелиных ульев. Но пчеловод Дмитрий Лобачёв тайно раздал иконы жителям села. Взамен ему принесли необходимое количество досок. К разрушению самого храма власти приступали не один раз. Но неожиданные обстоятельства вынуждали богоборцев то и дело откладывать задуманное. Так Промыслом Божиим церковь сохранилась до наших дней. Вернули её верующим в 1989 году. Через два года храм освятили. Администрация Нефтегорского района выделила 100 тысяч рублей на строительство разрушенной колокольни. Из Воронежа привезли восемь колоколов. На самом большом из них в честь утевского художника сделана надпись «Григорий». Свв. равноап. Кирилл и Мефодий. «Сия икона писана зубами в Самарской губернии Бузулукского уезда Утевской волости того же села крестьянином Григорием Журавлевым безруким и безногим 1885 год 2 сентября» В Троицком храме находится много святынь: частица камня Гроба Господня, частица камня от Гроба Божией Матери, частицы мощей Вифлеемских младенцев-мучеников, Оптинских старцев, преподобного Серафима Саровского…

http://pravoslavie.ru/36986.html

Думаю, в будущем столичный опыт подхватят и другие регионы России. Кроме того, наш опыт полезен и для других конфессий. И мы показываем пример представителям других религий, которые тоже начали обращаться в правительство Москвы со строительными инициативами. И для города очень важно повышать таким образом общий уровень просвещения и духовности. В целом получается, что сейчас в Москве строятся духовные центры для всех религий, но пропорционально числу верующих. — Какие строительные компании участвуют в «Программе-200»? — Из московских строителей первыми откликнулись и показали пример другим такие крупные структуры, как «Мосстроймеханизация-5», «Мосфундаментстрой-6», «Дон-строй Инвест», «Московская инженерно-строительная компания», фирма «Сатори», «Крост», НПО «Космос», «Экотепло», «СУ-155», «СУ-39». А за проектирование храмов взялись опытные городские проектные институты: «Моспроект-2», «Моспроект-3», МНИИТЕП. — Довольны ли Вы теми модульными архитектурными проектами, которые подготовлены для «Программы-200»? — Предложенные проекты очень удачные. Они одобрены Святейшим Патриархом Кириллом. В каких-то случаях мы из-за особенностей самого участка, где должен располагаться храм, делаем индивидуальные проекты. Название «модульные» не должно никого вводить в заблуждение. Модульные они только с точки зрения конструкции, а облик самого здания будет индивидуальным. Кроме того, большое внимание уделяется внутреннему убранству храма и его символике. Например, в Ясеневе возводится храм Покрова Богородицы, где в нижнем приделе воссоздается так называемая икона Святой земли, то есть в одном месте будут собраны копии христианских святынь: Гроба Господня, камня помазания, гробницы Божией Матери, Голгофы, придела вифлеемской звезды. Есть и другие примеры создания оригинальной архитектурной концепции. — Работы каких архитекторов Вы считаете наиболее интересными? — Думаю, это Михаил Посохин, который принимал участие в воссоздании Храма Христа Спасителя, также хотел бы назвать имена Андрея Оболенского и Юрия Григорьева.

http://patriarchia.ru/db/text/2551636.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010