Мамант. В ПРАВОМ КОВЧЕЖЦЕ: 9 мучеников Кизических (в центре), св. великомученица Параскева, св. великомученица Варвара, свт. Димитрий Ростовский, свт. Иоасаф Белгородский (все 4 – обрамляют центр), преп. Нил Столобенский, преп. Гавриил Седмиозерный, часть одежды блаж. Матроны, блгв. кн. Анна Кашинская, блгв. кн. Константин Ярославский, блгв. кн. Феодор Ярославский, свт. Питирим Тамбовский, преп. Ефросиния Полоцкая, преп. Амвросий Оптинский, преп. Зосима Александровский, муч. Младенцы Вифлеемские, преподобномученики Зверинецкие Киевские. Под благодатной сенью молитв этих святых обитель медленно возрождается. Это раздел из книги Андрея Рощектаева " Путеводитель по святыням Казанской епархии " В. Кизичский Введенский монастырь, 3 класса, близ города Казани. Основан во второй половине XVII века. По мнению некоторых, основателем монастыря был иеродиакон Стефан (Сахаров), который, путешествовавши по святым местам и вынесши из Кизика части мощей святых Кизичских девяти мучеников (см. 29 апреля), исходатайствовал у митрополита казанского Адриана основание обители, предложив в состав средств для построения ее и наследственное достояние. Главнейшую святыню монастыря составляют мощи святых Кизичских мучеников. Они находятся в киоте, вложены в кипарисную доску и залиты воско-мастикой; вверху же часть древа (красноватая) креста Господня, вделанная в серебряный маленький ковчежец. Здесь же находятся: чудотворный Кизический образ Божией Матери (письмо иконы — древне¬греческое, весьма художественное); Виленская икона Божией Матери — весьма чествуема многими, как чудотворная; крест напрестольный большой, под коим вычеканена надпись об устроении его в 1690 году иеродиаконом Стефаном. Ежегодно 25 июня совершается из монастыря крестный ход в город Казань. В 1821 году 29 апреля монастырь праздновал 200-летие своего существования. При монастыре с 1888 года школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основанный в 1688 году Введенский мужской монастырь был официально открыт в 1692 году по инициативе тогдашнего казанского митрополита Адриана,ставшего позже патриархом.

http://sobory.ru/article/?object=06239

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иконография Рождества Христова 2 мин., 06.01.2015 Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории. Ранние изображения этого События были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Уже позднее, постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова. Рождество Христово. Икона из праздничного ряда иконостаса. XVII век Иконография Рождества Христова появилась, поскольку за основу взяты были Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковное Предание. Среди различных византийских образцов можно назвать мозаику в монастыре Хосиос Лукас (Фокида, Греция, 1030-???0-е года), икона XII века из Синайского монастыря, фреску XIV века из церкви святых Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия). Из Византии иконография Рождества Христова пришла на Русь. Из известных сегодня древних изображений можно назвать роспись в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице (1198 год), роспись в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове (1156 год). В общих чертах иконография Рождества Христова такова. Иконография праздника Рождества Христова относится к многосюжетному типу — на одной иконе изображено сразу несколько сцен, посвященных одному событию. Центральным изображением на иконе являются фигуры Божией Матери и Богомладенца Христа, Которые лежат в пещере (вертепе) — месте, где, согласно Евангелию, и родился Господь. Богомладенец Иисус Христос изображается лежащим в яслях (кормушке для скота). Его окружают животные (осел и вол), которые, по преданию, присутствовали при рождении Спасителя и согревали своим дыханием Новорожденного. Также перед Господом изображаются склоненные волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары — золото, ладан и смирну. Эти же волхвы изображаются в левом верхнем углу иконы — здесь они еще только находятся на пути к Вифлеему, следуя за светом звезды.

http://foma.ru/ikonografiya-rozhdestva-x...

И, действительно, вскоре сестра загорелась молитвою к Господу настолько, что отвергла все земных женихов, стала усердно посещать матушку, помогать церкви и, наконец, приняла на себя обет молчания, объясняясь только знаками, чем и заслужила прозвище «Маня немая». В общей сложности она молчала 12 лет. И так, все последние годы своей жизни матушка провела с моей сестрой. Домик у матушки был на самом краю села, маленький, тёмненький, состоявший из одной комнаты и сеней. В комнате была только коечка, стол и три окна. Одна стена целиком от пола до потолка была увешана иконами, горела неугасимая лампада. В углу во весь рост стояла чудотворная слезоточивая икона Матери Божией – теперь эта икона в Пюхтицком монастыре в храме при богадельне. После смерти матушки одна из её почитательниц привезла икону в Пюхтицы к монахине Магдалине – бывшей «немой Мане» – и та по благословению игум. Варвары передала её в богадельню. В юности, когда матушка жила со своими родителями, обстановка вокруг неё была более скудной – она помещалась рядом с телёнком, и зимой вода замерзала около неё. Но при всём этом внешнем убожестве жилище её напоминало Вифлеемскую пещеру, в которой среди тёмной ночи было тепло и светло, потому что свет был не снаружи, а внутри неё, исходя от Самого Отца Светов. Так и от матушки всегда исходили свет и тепло, райская тишина и райский покой, «мир, всяк ум преимущий». Рядом с её убогим ложем, похожим на смертный одр, душа испытывала ни с чем не сравнимое счастье. Уже на дальних подступах к матушкиному домику души казалось обитавшая там благодать – какое-то непередаваемое ощущение «тонкой прохлады», вольнее того «тихого ветра», в котором древним пророкам являлся Господь… Матушка была необыкновенно любвеобильной – любовь буквально струилась от неё. Она любила и жалела всякое Божие творение, особенно цветы. Летом её кроватку иногда выносили в сад, и матушка гладила своей ручкой росшие вокруг цветочки – а потом на этом месте вырастали цветы удивительной красоты – казалось бы, простые ромашки, но такие яркие и пышные, что выглядели как розы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Справа от яслей помещена фигура Пресв. Богородицы, ниже сидит, подпирая правой рукой подбородок, прав. Иосиф; перед ним - ангел, под ногами прав. Иосифа - топор. В средней части иконы представлена сцена «Омовение Христа»: служанка наливает из кувшина воду, повитуха Саломея с Младенцем на коленях опускает правую руку в купель. В левой части иконы композиции представлены в 2 ряда: в верхнем изображены фигуры волхвов с дарами, в подпоясанных одеждах по колено, в облегающих высоких сапогах и в остроконечных шапках; перед ними у яслей изображена Вифлеемская 8-конечная звезда; под ними помещены фигуры 3 пастухов и 4 овец. Почти все фигуры сопровождают пояснительные надписи, сделанные асомтаврули. Согласно исследованиям Г. Чубинашвили, моцаметская икона имеет параллели с аналогичными иконами-пластинами из Соголашени и Шемокмеди, хронологически непосредственно следует за ними и датируется 2-м десятилетием XI в. ( Чубинашвили. 1959. С. 107-110). Н. П. Кондаков и Д. З. Бакрадзе датировали икону XIII-XIV вв. ( Кондаков. 1890. С. 56). В записях Муравьёва упомянуты храмовый образ Благовещения Пресв. Богородицы с образами великомучеников Давида и Константина и икона Божией Матери «Знамение», «напоминающая чертами и колоритом ту, которая чествуется в Цилкани» ( Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 154). Кондаков и Бакрадзе описали также чеканную серебряную икону Христа Вседержителя с раскрытым Евангелием в руках (груз. работы, более позднего времени). Они отметили, что престол Спасителя имеет «декоративные столбы оригинальной формы» ( Кондаков. 1890. С. 56). Моцаметское Четвероевангелие Ап. Марк. Начало Евангелия от Марка. Разворот Моцаметского Четвероевангелия. XII–XIII вв. (Кут. 182. Л. 80 об.— 81) Ап. Марк. Начало Евангелия от Марка. Разворот Моцаметского Четвероевангелия. XII–XIII вв. (Кут. 182. Л. 80 об.— 81) (Кут. 182, XII-XIII вв.) выполнено в М. на пергамене письмом нусхури. Кондаков и Бакрадзе датировали его «временем Баграта IV», т. е. XI в., а Э. Николадзе - XV в. Переплет кожаный на деревянной основе.

http://pravenc.ru/text/2564254.html

О Палестине рассказывает самая обширная часть выставки, сформированная, по словам Е.М. Юхименко, согласно церковно-археологическим постулатам. Первый раздел – Палестина как земля Авраама, Исаака и Иакова, и главное событие, о котором повествует данный раздел выставки, – явление Святой Троицы праотцу Аврааму у дуба Мамврийского. Как известно, участок с этим дубом Русская духовная миссия приобрела в 1868 году, и он сразу стал местом паломничества русских. Сама миссия санкционировала изготовление иконы Троицы Ветхозаветной, написанной на срезе Мамврийского дуба. И в экспозиции как раз демонстрируется эта икона с печатью миссии из собрания Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Рядом представлены миниатюрные иконы Ветхозаветной Троицы, выполненные на раковине и в панагии. А вот один из поздних списков «Хожения» игумена Даниила в Святую Землю, предпринятого в XII веке. Прекрасно иллюстрированный, список раскрыт также на миниатюре «Мамврийский дуб». Палестину как место, где проходили земные деяния пророков Давида и Соломона, представляют Псалтирь в списке XVI века с миниатюрой «Царь Давид в кругу музыкантов» и изображение царя Соломона в храме из библейского сборника. Здесь же скульптурные изображения Давида и Соломона, а также работы художника Василия Поленова «Евреи у стены Соломоновой» и «Аллеи в Гефсиманском саду» – результат его паломнической поездки. Переходя к новозаветной истории, экспозиция ведет нас к Назарету, где было Благовещение Пресвятой Богородицы. Это событие представлено в памятниках иконописи, лицевого шитья, мелкой пластики, в частности икон на раковине. А вот изящную коробочку-реликварий с сюжетом Благовещения привез, по преданию, из паломнической поездки Николай Васильевич Гоголь. Каждый человек, прибывший на Святую Землю, старался попасть в Вифлеем, где родился Спаситель. В экспозиции представлен графический лист с видом храма Рождества Христова, звездица и дискос. Киево-Печерская икона Успения Божией Матери Вифлеем был местом производства изделий из перламутра, ориентированных на паломников, и именно здесь их и приобретали – в Иерусалиме они стоили дороже. А вот и модель Вифлеемской пещеры и модель звезды, которая находится в крипте Рождества Христова. Иконы, кресты. На выполненном в технике резьбы по дереву восьмиконечном кресте две надписи: одна, резная, – о том, что он сделан в древнем Вифлееме; другая, чернилами, – что увезен в Тверскую губернию.

http://pravoslavie.ru/33114.html

Пол базилики имеет двойное покрытие. Сверху находятся каменные плиты. Под ними – византийская мозаика, часто которой можно увидеть в специально оставленном проеме. Особым способом в храме Рождества расписаны колонны: смешивать краску с расправленным воском придумали крестоносцы. К сожалению, в настоящий момент на них видны только нечеткие изображения святых. Но одна из колонн на фоне остальных все же выделяется – образ Господа на ней ведет себя словно живой. Когда смотришь на него издали, то глаза на его лице кажутся открытыми либо закрытыми, а когда начинаешь двигаться вперед, то открытые глаза закрываются и наоборот. Есть среди колонн еще одна особенная – на ней имеется пять углублений в форме креста. Это подтверждение очередного чуда, случившегося здесь много веков назад. Из данной колонны чудесным образом вылетел рой ос, который защитил прихожан от ворвавшихся в храм арабов-мусульман. А с 2000 года в базилике начала мироточить одна их икон Спасителя, находящаяся на одной из мраморных колон. Интересно, что случается это исключительно в день апостола Фомы, который всегда с недоверием относился к учениям Христа. Таким образом, отправляясь в Вифлеем, в Храм Рождества Христова, будьте готовы не только к интереснейшей экскурсии с гидом, но и к тому, что вы сможете стать очевидцами происходящих здесь чудес. Если до этого момента, вы считали, что абсолютно все изображения святых на иконах имеют статичные лица, то вы ошибались. В мире существует образ, с которого смотрит улыбающаяся Богородица. Это кажется вдвойне странным, ведь согласно иконографическим традициям Дева Мария всегда изображается скорбящей. Находится эта уникальная икона в Храме Рождества Христова в Вифлееме. В «город хлебов» образ был передан Российским императорским домом после того, как с его помощью чудесным образом от тяжелейшей болезни излечилась императрица Елизавета. Кроме того, согласно историческим данным, Вифлеемская икона Божией Матери сыграла большую роль в жизни царевны Анны, дочери греческого императора Константина Порфирородного.

http://elitsy.ru/holy/temple/25941/

894 ИОРЯС. Т. V. О советах Урошу см. летопись у Раича (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Safarik. Pamatky drevniho pisemnictvi. Византийцы в: Stritter. Serbica, Croatica, Bosnica, Bulgarica. 895 У о. Порфирия ( Порфирий (Успенский) . Указатель актов) хрисовул деспота Иоанна Углеша о построении Симонопетрского монастыря по случаю исцеления дочери в октябре 6872 (1364 г.). Грамота деспота Иоанна Углеша 1368 г. о подчинении церквей Греческому патриарху в: Acta Patriarch of Constantinople. У Григоровича (Григорович В. Очерк путешествия) «кесарь Углешь, господарь Серблем и Подунавию» в 6931 (1423) дает Хиландарю село Враве. Но здесь в означении года ошибка – по летописи Углеш был убиен па Косовом поле в 1370 г. (Гласник. Кн. 5). 897 Раич. История разных славенских народов. Ч. 2; Сербская летопись (Гласник. Кн. 5). В Трескавце камень с надписью: «м. генвара успе раб Бож. Дабижив, инохиарь (виночерпий) цара Уроша вьсе Срьбскые земьле, Грьчьские и Поморьские, в л. 6875» (1367), за 10 месяцев до страдальческой кончины царя (Григорович В. Очерк путешествия). В 1320 г. кнез Дабижив – посол короля в Рагузы (Споменницы из Дубровачке архиве 2, 2. Белгр. 1862). Дабижив внесен и в Сапочанский синодик. См.: Гильфердинг А.Ф. Сербские имена, записанные в Помяннике Сопочанского монастыря//ИОРЯС. Т. VII. 898 Выписка из жития Урошева см.: Гильфердинг А. Поездка по Герцеговине, Боснии и Старой Сербии; Летопись (Гласник. Кн. 5). Заметка в типике у Миклошича: Miklosich. Monumenta Serbica. 899 Записки географического общества. Т. XIII; Летопись (Гласник. Кн. 5). «Исаия мниха о крале Влъкашкне» у Миклошича: Miklosich. Chrestomathia palaeoslovenica cum speciminibus reliquarum linguarum slavicarum. Vindobonae, 1861. По цароставнику (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2) убит сентября 26-го 6879 (1370). 901 «Город Цилкани находился в Карталинии у подошвы гор, носящих название Тини, близ речки Нареквави, впадающей в Арагву: теперь на месте прежнего города существует большое и довольно богатое селение, в котором уцелел храм во имя Бо- жией Матери, построенный еще в IV стол. сыном царя Мириана. В этом храме есть сокровище первых веков христианства: ветхая икона Божией Матери древнейшего письма на доске, как известно по преданию, из яслей Вифлеемских, относящаяся ко времени принятия грузинами веры христианской».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Храмы: во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси; в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»; во имя святых мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Святыни: иконы преподобной Анны Кашинской и преподобного Антипы Валаамского с частицами их святых мощей; частицы святых мощей святого апостола и Евангелиста Марка, святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), святого великомученика Димитрия Солунского, преподобного Феодора Санаксарского, святого преподобноисповедника Александра, архимандрита Санаксарского, святого праведного воина Феодора, адмирала флота Российского, преподобного Кукши Нового, преподобного Амвросия Оптинского, трех неизвестных мучеников III – IV веков, одного из Вифлеемских младенцев; частицы от гроба преподобного Феодора Санаксарского и гроба святой праведной Иулиании Муромской; частица облачения преподобного Иова Почаевского; частица мантии святителя Игнатия (Брянчанинова); частицы покровов с мощей святых благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских; икона преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей. В настоящее время продолжается благоустройство территории монастыря и восстановление его хозяйства. К празднику Крещения Господня 1999 года был сооружен баптистерий, возведен келейный сестринский корпус. 25 июня 2000 года состоялось освящение нового придела старого храма в честь великой княгини Анны Кашинской. 20 сентября 2004 года на строящийся в обители новый храм были установлены купола. 4 декабря 2008 года в Свято-Алексиевском женском монастыре Саратова Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», а затем в стенах нового храма была отслужена первая литургия. 11 января 2011 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма во имя святых мучеников 14000 малденцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, расположенного под храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " .

http://sobory.ru/article/?object=08191

В самом монастыре 5 храмов, в которых находится 39 престолов. Соборный храм обители посвящен Воскресению Христову. Эта церковь устроена по образцу Иерусалимского храма. В алтаре семиярусные хоры и двое дверей: «красные» и «судные». Против входа в красные двери – «камень повития н помазания», на котором в Иерусалиме Иосиф и Никодим обвили плащаницей и помазали снятое со креста Тело Господне. Под главным куполом храма находится место гроба Господня. Над ним устроена роскошная высокая кувуклия, или палатка. На верху ее поставлена сень из нескольких золоченых колонн, и в ней – резное изображение воскресшего Спасителя, сияющего лучами. На самом верху кувуклии – золоченый крест. Вся кувуклия сияет золотом и издали производит чрезвычайно приятное впечатление. Наклонившись, паломник входит внутрь кувуклии, в придел, где находится гроб Господень. Здесь, у стены, на каменной четырехугольной гробнице распростерта плащаница, заменяющая сам гроб, в которую вделана небольшая частица от гроба Господня. Над ней – изображение воскресшего Спасителя с хоругвью в руке – знаменем победы над смертью. Вторая монастырская церковь посвящена Рождеству Христову; сооружен этот храм в конце столетия. Третий храм – в честь Входа Господня в Иерусалим. Остальные храмы во имя Трех Святителей, – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , – устроенные в конце XVII столетия, и церковь во имя прп. Иоанна Рыльского. В храме Воскресения Христова помещаются чудотворная икона Божией Матери Троеручицы. Образ этот прислан патриарху Никону из Хилендарского монастыря на Афоне в 1663 году. Здесь же находится икона Господа Вседержителя с припадшими к Нему митрополитом Московским св. Филиппом и патриархом Никоном . В Воскресенской обители совершается ежегодно множество крестных ходов: 6 января в Никоновской скит; 2 февраля по ограде обители; 25 марта по ограде монастыря; в Вербное воскресенье из теплой церкви в собор; в Великий Пяток внутри собора, при обряде спуска плащаницы для помазания на «камне помазания»; в Великую Субботу внутри главного храма; в понедельник и среду Светлой седмицы внутри соборной церкви; в пятницу Светлой седмицы в церковь Св. Константина; в преполовение Пасхи к «силоамской купели»; в среду отдания Пасхи; в Вознесение Господне в часовню на Елеонской горе, где крест; в неделю Всех Святых; 29 июля в скит; 1 августа из собора на реку Истру; 25 декабря из церкви Рождества Христова в нижний ярус храма, где находится подобие вифлеемских вертепа и яслей. В Великую Субботу совершается соборное освящение елея в главном храме обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Здесь в Вифлееме мы разместились в очень комфортном отеле, в нем было много иностранцев. Предусматривалась служба в храме Рождества Христова на том самом месте, где родился Спаситель мира. Это та самая пещера – вертеп, она сохранилась доныне. Вся эта территория принадлежит Палестинской автономии, здесь живут в основном арабы. Русских людей они любят, уважительно относятся к священникам. Мы отслужили Божественную литургию в пещере Рождевства Христова вместе с греческими священниками. Очень было интересно. Ведь вся служба была на греческом языке со своими традиционными отличаеми. Было очень радостно, душа ликовала. Ведь здесь когда-то произошло событие вселенского маштаба. Осуществилось обещание Божие, в мир пришел Спаситель. Сюда пришли волхвы с востока, ведомые Вифлиемской звездой, чтобы поклонится Богомладенцу Христу и поднести ему свои дары: золото, ладан и смирну. Здесь были и пастухи, пораженые явлением ангельским, пришедшие, чтобы удостовериться в правдивости сказаного ангелами о младенце Иисусе. Одним словом задумываешься обо всем этом и понимаешь, как милостив Господь, оставив нам эти святые места для поклонения и душевного утешения. Здесь в верхнем храме, построеном над пещерой Рождества Христова, находится икона Божией Матери Вифлеемская. Рядом с Вифлеемом город Бейт Джала здесь на возвышенности находится храм святителя Николая, построеный над домом-пещерой святителя Николая. Пещерка очень маленькая, в ней находится икона Святителя, на полу мазаичное изображения двухглавого орла. Здесь жил святой, отсюда же он ходил на службы в Иерусалим и Вифлеем. В храме находятся частичка мощей святителя. Я был очень рад побывать в доме святого Николая Угодника, да еще и приложиться к частичке его святых мощей. Вся моя семья очень почитает святого. В нашей жизни он очень много нам помогает.Тогда я еще не знал, какую милость уготовляет мне Господь. Ведь через два года я окажусь в Италии в городе Бари у самого святителя Никалая, и буду там служить Божественную литургию и причащаться прямо на его гробнице, где под спудом находятся его святые мощи. Но это уже другое путешествие, мы о нем расскажем ниже.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjashhe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010