Новости 14 января, 2011 Торопецкая икона Божией Матери может быть экспонирована в Торопецком монастыре Временно переданная из собрания Русского музея в подмосковный храм св. блгв. кн. Александра Невскогого может быть передана на временное же экспонирование в Торопецкий монастырь. 13 января, 2011 Митрополит Корнилий назвал неумными нападки на мэра Таллина в вопросе возведения храма на средства Фонда Андрея Первозванного Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий выступил в защиту мэра Таллина Эдгара Сависаара, которого ранее раскритиковали за намерение просить средства у российского Фонда Андрея Первозванного на строительство православной церкви. «Нападки, прозвучавшие в адрес мэра города Эдгара Сависаара, я расцениваю не только как необоснованные, но и просто неумные, неуместные и свидетельствующие о том, что люди, развязавшие […] 13 января, 2011 В Курском государственном университитете проходит выставка детского рисунка " Свет Рождества " В Курском государственном университете, в дни празднования Светлого Христова Рождества проходит выставка детских рисунков «Свет Рождества». Ее организатором выступил информационно-просветительский центр храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при университете. 13 января, 2011 В Татарстане ограблена церковь Храм Покрова Божьей Матери в селе Большие Аты (Татарстан) ограбили в ночь с 10 на 11 января. Церковь была основанав 19 веке купцом Стахеевым. Жители деревни называют произошедшее настоящим святотатством. 13 января, 2011 Профессор из Кэмбриджа: число верующих будет увеличиваться По мнению профессора экономики из Кембриджского университета Роберта Роуторна, существующая генетическая предрасположенность к религиозности в сочетании с большей рождаемостью среди верующих приведет к росту количества религиозных людей. 13 января, 2011 В Москве прошла церемония награждения победителей конкурса «Вифлеемская звезда» 12 января 2011 года в Зале церковных Соборов в Храме Христа Спасителя прошло торжественное награждение участников IX Международного московского конкурса детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда».

http://pravmir.ru/category/news/page/556...

Считается, что верхняя церковь Владимирской Богоматери была устроена в честь нее. Однако из доношения 1729 года мы знаем, что придел Владимирской Богоматери был старинный, а явленная после поляков икона – старинной выносной иконой самого собора. Наличие на обороте образа Николая Чудотворца позволяет надеяться, что придел его имени в соборе тоже был издревле. Икона Владимирской Богоматери была местной святыней вплоть до погрома 30-х гг. ХХ в. и стояла наверху, в церкви своего посвящения, в особом киоте. Другой древностью собора Рождества Христова, исчезнувшей в 30-е гг., были резные царские врата нижней церкви. Они пережили все ремонты и поновления и могли также относиться ко времени князей Старицких. Стены обоих этажей собора были украшены фресковой живописью венецианского стиля, принадлежавшей кисти известных художников того времени. В восьмигранном куполе был изображен Господь Саваоф, окруженный ликами Херувимов и верховных Архангелов, на гранях – истребление идолопоклонства, исцеление Иисусом Христом слепого, изгнание из Иерусалимского храма торгующих, прощение приведенной к Иисусу грешницы. Под ними, с правой стороны – избиение Вифлеемских младенцев Иродом, несение Креста, с левой стороны – хождение по водам апостола Петра и убиение святого Стефана. На западной стене по сторонам входа – Всемирный потоп. Отмечаются прекрасно выполненные лики настенной иконописи. В нижнем храме на поддерживающих низкие своды круглых столбах – изображения великих святых. В настоящее время эти росписи утрачены, сохранились лишь фрагменты фресок в куполе второго этажа. Иконостасы верхнего и нижнего храмов устроены заново после 1812 г., за исключением упоминавшихся выше старинных резных царских врат нижнего храма. Местные иконы все в серебряных ризах. В верхнем этаже иконостас украшали шесть золоченых коринфских колонн. Иконы второго и третьего яруса были подновлены, фон на них вызолочен. Над царскими вратами – изображение великого Голгофского события. Распятый Спаситель изображен в барельефе, справа скорбящая Богородица со святыми женами, Пилат на коне, слева – Иоанн Богослов и Лонгин Сотник, в глубине – два распятых разбойника. Подобное изображение в уменьшенном виде было и над входом в трапезную. С правой стороны – картина Страшного Суда. В верхнем храме, у левого клироса, в богатом золоченом киоте находилась упоминавшаяся выше Владимирская икона Божией Матери. Под иконой на медной доске было записано предание о ее явлении. Рядом с Владимирской стояла икона с изображением всех святых, празднуемых в течение летнего полугода, написанная в чисто греческом стиле. В нижней части иконы врезано несколько серебряных и золоченых крестов с мощами святых. Подобная икона, только со святыми, празднуемыми в продолжение зимнего периода, находилась нижнем зимнем храме.

http://sobory.ru/article/?object=01124

Во-первых, правитель, благословил ею свою наследницу в то время как она выходила замуж. Во-вторых, этот образ сопровождал царское дитя во время пути из Царьграда в Черниговское княжество. Кстати, именно поэтому второе название иконы «Одигитрия», что означает «Путеводительница». Если подробнее разбирать то, что изображено на святыне, то можно понять, что центровой фигурой на ней является вовсе не Богородица, а Младенец, которого она держит на руках. В левой руке Господнего сына находится Евангелие, правой же Он дает благословение Деве Марии, а в ее лице и всем людям, молящимся перед этим святым образом. В православии икона с изображением улыбающейся Богородица считается символом, способным приблизить человечество к Христу, назвавшего себя единственным праведным путем, истиной и жизнью. «Одигитрия» имеет насыщенную событиями историю. Автором данного варианта иконы Божией Матери был евангелист Лука, который написал ее в числе двух других образов – Иерусалимского и Царьградского. В 463 году, когда святыня была перенесена в Константинополь, благодаря ее заступничеству византийское войско смогло отразить нападение скифов. После этого на протяжении трех столетий икона находилась в храме, расположенном неподалеку от византийской столицы, в городе Влахерны… В 988 году икона Божией Матери оказалась в Корсуни, так как была преподнесена в дар святому равноапостольному князю Владимиру. Следующим городом пребывания образа стал Великий Новгород – здесь, в течение более чем четырех веков, святыня хранилась в Софийском соборе, и приобрела за это время большую известность на Руси. Сегодня Вифлеемская икона продолжает удивлять своей чудотворной силой. Ее почитают не только христиане, но и мусульмане, а также паломники со всего мира. Она стала отрадой для молящихся, утративших надежду на будущее. Во всех трудных жизненных ситуациях, люди обращаются к образу улыбающейся Богородицы и всегда получают помощь. Чаще всего у данной иконы просят о даровании счастливого материнства, о воспитании детей и их благополучии, о семенном счастье и о помощи в исцелении различных недугов.

http://elitsy.ru/holy/temple/25941/

В Анно-Зачатьевской церкви находится чудотворная Казанская икона Божией Матери, от которой были явлены знамения и чудеса во время войны. В 1997 году, в день празднования этой иконы, перед ней отслужили молебен, на котором присутствовали многие молодые люди перед отправкой на службу в Чечню. Они не только не погибли, но и не получили никаких ранений, хотя и находились на передовых позициях. Святыней храма является и чудотворная икона – почитаемый образ преподобного Серафима Саровского . В храме хранится ковчег с частицей мощей вифлеемских младенцев и крест-мощевик с частицей святых мощей первомученика архидиакона Стефана. Прихожане чтят образ Матери Божией «Неопалимая Купина», также почитается икона Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы. Собор Зачатия святой Анны Спасо-Яковлевского монастыря Собор Зачатия святой Анны является первым каменным храмом и древнейшей постройкой Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря в Ростове. На западной стене храма, слева от входа, сохранилась надпись, рассказывающая о том, что храм был построен Ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в 1686 году «во имя Живоначальной Троицы, а в 1754 году… в память первобытного храма, созданного Яковом епископом Ростовским, переименован во имя Зачатия св. Анны». В связи с переделками, производившимися в XVIII и XIX веках, церковь не сохранила своего первоначального облика. В 1836 году с ее северной стороны, на месте разобранной теплой придельной церкви, сооруженной в 1725 году, была пристроена новая, Яковлевская церковь , закрывшая весь северный фасад памятника. В то же время с запада была пристроена паперть, получившая обработку фасадов, отвечающую фасадам расположенной рядом Шереметевской церкви. Архитектурная обработка фасадов древней части памятника отличается крайней скромностью, имея троечастное деление лопатками по вертикали стен. Главный, пятиглавый, четверик без подклета имеет три яруса окон, из которых только окна первого яруса сохранили свои скромные наличники. Своды и арки храма поддерживаются четырьмя пилонами, два из которых скрыты в иконостасной преграде. К интересной особенности интерьера храма следует отнести оригинальную конструкцию системы арок, перекинутых со столпов на стены под подпружными арками. Перечисленные признаки отличают памятник от других ростовских церквей той эпохи, для которых, в частности, характерно наличие подклетей и отсутствие внутренних столпов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вифлеемские пещеры оставались одним из главных мест паломничества в средневековье и Новое время. Среди изображений, заказанных паломниками и выполненных в технике энкаустической живописи на колоннах базилики Рождества Христова в Вифлееме, сохранился образ Божией Матери в изводе «М.» 30-х гг. XII в. Фрагменты местной глинистой и известняковой почвы, на к-рые ставились оттиски с изображениями Божией Матери с Младенцем, сцены Воскресения Христова и др., в большом количестве привозили из Вифлеема западноевропейские паломники в виде евлогий. Их употребляли как лекарственное средство: разводили в воде и давали пить потерявшим молоко кормящим матерям ( MacGregor A. Medicinal «terra sigillata»: A Historical, Geographical and Typological Review//A History of Geology and Medicine/Ed.: C. J. Duffin, R. T. J. Moody, C. Gardner-Thorpe L., 2013. P. 123). Молоко, как правило, появлялось в т. ч. благодаря содержащимся в меловой почве химическим микроэлементам. Подобная практика сохранялась вплоть до нач. XX в., о чем свидетельствуют неск. реликвий из коллекции Уэлкома в Музее науки в Лондоне. Иконы Божией Матери «М.» на Афоне Икона Божией Матери «Млекопитательница» («Типикарница») (келия св. Саввы Сербского в Карее, Афон) Икона Божией Матери «Млекопитательница» («Типикарница») (келия св. Саввы Сербского в Карее, Афон) Наиболее почитаемый образ Божией Матери в изводе «М.» находится в Карее в келии Типикарница (там хранился типик, или устав, свт. Саввы Сербского), относящейся к мон-рю Хиландар на Афоне. Название «Типикарница» иногда переносят и на саму икону «М.» ( Кондаков. 1902). Устное монастырское предание, которое было записано иеросхим. Сергием (Весниным) в 1847 г. и легло в основу Сказаний об иконе, связывает создание образа со Св. землей и, в частности, с именем прп. Саввы Освященного. Перед своей кончиной (532) преподобный оставил образ на попечение братии основанной им лавры близ Иерусалима с наказом в будущем передать его в качестве благословения некоему царственному паломнику из Сербии, соименному прп.

http://pravenc.ru/text/2563854.html

После революции 1917 года церковь пережила трудные времена. Однако храм закрыли в 1962 году. В стенах храма сделали склад. Пятиярусный золоченый иконостас, утварь и другое церковное имущество в этот период было утрачено. В 1988-ом, в год Тысячелетия Крещения Руси, храм передали церковной общине. На Сретение состоялась первая Божественная литургия. В первоначальной росписи стен приняли участие выпускники Московской художественной школы Алексей Бандин и художник Вадим Овсянников. В настоящее время сохранились отдельные фрагменты работ художников. В Анно-Зачатьевской церкви находится чудотворная Казанская икона Божией Матери, от которой были явлены знамения и чудеса во время войны. В 1997 г., в день празднования этой иконы, перед ней отслужили молебен, на котором присутствовали многие молодые люди перед отправкой на службу в Чечню. Они не только не погибли, но и не получили никаких ранений, хотя и находились на передовых позициях. В храме есть чтимый образ Матери Божией «Неопалимая купина», также почитается икона Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы. Святыней являются также чудотворная почитаемый образ преподобного Серафима Саровского, пожертвованный Юрием Николаевичем Сбитневым, который спас икону от поругания. В храме хранится ковчег с частицей главы Вифлеемского младенца, а так же крест-мощевик, в том числе, с частицей святых мощей Первомученика Архидиакона Стефана. По дороге к усадебному дому, близ входа в храм, на склоне холма - святой источник, освященный в честь святых и праведных богоотец Иоакима и Анны с поклонным крестом. В 2000 году началась реконструкция источника. Тогда источник освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Сейчас святой ключ украшает резной крест из светлого гранита и мозаичная икона Матери Божией «Живоносный источник», которою освятили в 2007 году.   Зачатьевский храм состоит как бы из двух зданий, каждое из которых окрашено в свой цвет. Конечно, со стороны они выглядят искусственно соединёнными строениями, но смотрятся весьма органично.

http://sobory.ru/article/?object=00764

Крестный ход, который еще в мае отправился из Владивостока, дошел до Новосибирска и отправился в сторону Омска. На выходные путники остановились в городе Каргате. Однако часть из них пожертвовала законным отдыхом и посетила Бердск. Программа «Под звездой Богородицы» посвящена историческому объединению Русской Православной Церкви. Составным ее элементом являются крестные ходы. Из шести городов России (Санкт-Петербурга, Архангельска, Якутска, Владивостока, Барнаула, Ростова-на-Дону) и двух духовных центров православия — Иерусалима и Афона — идут верующие. Десятого июня они сойдутся в Москве. Восемь сходящихся направлений символизируют восемь окончаний Вифлеемской звезды. Как рассказал «Известиям» руководитель Владивостокского крестного хода Александр Дьячков, на всем протяжении пути их очень сердечно встречают. В Бердске православных принял собственный крестный ход. Больше тысячи человек собрались и проводили гостей в Преображенский кафедральный собор. «Люди, которые идут из Владивостока в Москву, по расхожему стереотипу должны были быть по крайней мере двухметрового роста и необыкновенной физической выносливости. Но нет, это были обыкновенные люди. Они осмелились пройти это испытание, аналогов которому нет», — комментирует протоиерей Василий Бирюков. На погодные условия православные не жалуются: идут со скоростью около 7 км/ч, через каждые 10 км делают привал. «Вот вы, когда идете на лыжах, вы же не надеваете шубу? И мы идем быстро, нам тепло». Кроме того, утверждают участники, мороз и ветер начинаются в регионе тогда, когда крестный ход покидает его. К примеру, в Чите участники избежали пятидесятиградусного холода. Еще в августе в селении Сковородино владивостокский ход соединился с якутским. Стоит сказать, что от якутского хода на данный момент остались два человека, один из которых сейчас на время уехал в Москву в срочную командировку. С момента соединения у путников две главные иконыикона Божией Матери «Живоносный источник» и икона Божией Матери «Державная». Икона эта для владивостокцев значит много. Валентина из поселка Тарбогатай на Дальнем Востоке в свое время слетала в Москву, нашла архитектора храма Державной иконы Божией Матери, попросила чертежи, теперь и в Тарбогатае будет строиться храм в честь этой иконы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Далее на стене опять небольшие иконы с частицами мощей прп. старцев Оптинских, прп. Евфросинии Полоцкой, рядом с игуменским местом икона прп. Серафима Вырицкого — как привет из «родных пенатов», от нашего приходского храма. Чудотворная Казанская икона Божией Матери — перед ней молились о прекращении эпидемии — совсем небольшая по размеру. Но, пожалуй, она более всего приближается (и по размеру и по манере письма) к первообразу, обретенному в Казани. Перехожу на левую сторону храма. Здесь также по верхнему ряду размещены большие иконы Царицы Небесной — Боголюбская, Иверская, Тихвинская, «Призри на смирение». Нижний ряд — иконы среднего размера с частичками мощей: свт. Феофана Затворника , прп. Домники Осташковской, св. вмч. Пантелеимона, прп. Анны Кашинской, прп. Ионы Киевского, прп. Иова Почаевского , прпп. Марфы, Марии, Елены Дивеевских, блж. Марии Гатчинской. Посередине левой стены, как и справа, стоит киот с многочисленными святынями. Перечислю их: часть животворящего Креста, часть мощей свт. Григория Богослова , мч. Трифона, вмч. Георгия, сщмч. Харлампия, св. Нила Мироточивого, ап. Филиппа, первомуч. Стефана, равноап. Марии Магдалины, прп. Мелании, прп. Пелагеи, камень со св. горы Голгофы, часть мантии свт. Митрофана Воронежского , часть камня с запекшейся кровью вифлеемских младенцев. Удивительно красиво оформлен этот ковчег, яркий красный бисер с белой каемкой создает по-настоящему праздничное ощущение. Вспомнилось, как хранятся мощи в греческих храмах, даже в Гробе Господнем, в каких старых запыленных и иногда замасленных черных коробках, а к ним приложен клочок бумаги с надписанием имени святого. Не в осуждение говорю это, а просто хочу подчеркнуть все-таки существующее еще русское благочестие и любовь к святыне. И справа и слева на стенах висят иконы «Целование Елисаветы и Марии», они одинакового размера, но письмо разное. По преданию, именно на том месте, где произошла встреча двух святых матерей, был построен Казанский храм. Еще обращает на себя внимание большая икона Божией Матери афонского письма «Утоли моя печали», ее, как и некоторые другие большие иконы, привез со сборов по России настоятель Русской Духовной Миссии перед революцией архимандрит Леонид. Некоторые иконы Божией Матери украшены жемчужными окладами, это шитье — также пожертвование обители.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

4. Икона Божией Матери, окруженная 28 малыми иконами разных святых, которых всех тут же находятся и мощи, и при них надписи каждого святого. Икона эта, подобно иконе св. Сильвестра, устроена также складнем. Это дар монастырю императора Андроника, – дар по истине царский. 5. Икона Божией Матери, принесенная в монастырь будто бы ктитором оного св. Павлом из монастыря Мирелеон, основанного отцом его Михаилом Рагкаве. Икона эта стоит при юго-восточной колонне, поддерживающей купол собора. 6. Часть злата, ливана и смирны, принесённых волхвами в дар Вифлеемскому Богомладенцу Господу Иисусу. Эта святыня пожертвована дочерью последнего из деспотов Сербских Георгия Бранкована – Марией. Части св. мощей здесь находятся следующих святых: нога левая от стопы до колена св. Григория Богослова , кость от локтя с плотью св. Максима Исповедника , глава св. Феодоры Александрийской, часть св. великомученика Пантелеимона, частицы 40 мучеников, нога правая преподобномученика Каллиника нового, часть св. Василия Великого . Кроме соборного храма, есть здесь параклисы: во имя св. Константина и Елены, святителя Николая и еще несколько параклисов. Монастыри, основан св. Павлом, который происходил из царственного рода. Монастырь этот был некогда славянским. Показывают пещеру при самом море, где уединенно постнически подвизался св. Павел. Отсюда до Дионисиата – часть самого трудного ходу пешком, или на муле, а до Карии – около восьми часов. 17. Дионисиат (киновия) Соборный храм – в честь Предтечи Господня Иоанна. Кроме животворящего древа Креста Господня, здесь служат предметом чествования и поклонения: локоть от правой руки св. Предтечи и крестителя Иоанна, правая рука св. Иоанна Милостивого, правая же рука св. Иоанна, епископа Колонийского; правые же руки священномучеников Власия, Модеста, патриарха Иерусалимского; священномученика Антипы; св. Апостола и Евангелиста Луки и св. Параскевы; глава св. Григория, епископа Акрагантийского; челюсть св. архидиакона Стефана, большой зуб св. мученика Христофора; кости св. бессребреников Космы и Дамиана, священномученика Харалампия, патриарха Нифонта, Феофании царицы, св. муч. Фомаиды; миро св. великомуч. Димитрия и узы св. Апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 мая 1950 года в храме был освящен северный придел в честь этой святой иконы, переданной из закрытой одноименной церкви и помещенной справа перед иконостасом. В северной же части храма, за приделом иконы Божией Матери " Милующая " , расположен Рождественский придел, который украшает искусно выполненная Вифлеемская пещера. Здесь всегда горит лампада, на Рождество устанавливаются ёлочки, развешиваются светильники. Южный придел - в честь святой блаженной Ксении Петербургской, неизменной покровительницы этой церкви - был устроен уже в наши дни, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, ныне Патриарха Московского и всея Руси. Освящение первого в России престола во имя святой Ксении состоялось 16 февраля 1990 года. В иконостасе придела рядом с образом святой Ксении помещена икона другого покровителя нашего города - святого праведного Иоанна Кронштадтского. Справа перед иконостасом в отдельном киоте - образ Божией Матери " Всех скорбящих радосте (с грошиками) " , или Петербургской. В Ксенинском приделе особенно почитаются иконы Божией Матери Феодоровская и Скоропослушница, а также святого первоверховного апостола Петра. В 1987 - 1988 годах Смоленская церковь была полностью отремонтирована. Засияла позолотой резьба иконостасов и киотов, промыто стенное письмо, расчищена живопись многих икон. Преобразилась церковь и снаружи. Свое 200-летие в 1990 году небоподобный храм Васильевского острова встречал во всем великолепии. Сведения о храмах Смоленского кладбища - из буклета к 200-летию Смоленского храма. На северо-западной стороне Васильевского острова… находится Смоленское православное кладбище, одно из древнейших и самое обширное из столичных кладбищ. Существует предание, что при построении Петербурга на Васильевском острове поселилась пришедшая из Смоленска артель рабочих. Они недолго прожили: непривычный образ жизни, тяжкие труды скоро свели их в могилу. Умерших свезли на берег Черной речки и там похоронили. С того времени и поле на южной стороне этой речки стало называться Смоленским. Потому и первая церковь на этом поле посвящена была Смоленской иконе Божией Матери. Церковь эта, деревянная, как видно из донесения в с.-петербургскую духовную консисторию священнослужителей этой церкви от 2 мая 1768 г. и промемории, посланной из духовной консистории в губернскую канцелярию от 9 июня 1768 г. за 188, построена была в силу указа императрицы Елизаветы из правительствующего сената, в 1756 г., от губернии, казенным коштом, по середине существовавшего уже кладбища, которое в то же время обнесено деревянным забором квадратно, на западной же стороне кладбище, кроме забора, отделено было от поля каналом.

http://sobory.ru/article/?object=00742

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010