Из Заиорданской страны Господь Иисус вновь отправился в Иерусалим. По дороге Он продолжил учение притчами; кроме того, Его ученики стали свидетелям таких чудес, как исцеление больного водянкой и десяти прокаженных. Тогда же на пути в Иерусалим им встретился богатый юноша, спросивший Господа Иисуса, что ему надо делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Отвечая, Спаситель предложил ему раздать имение нищим. Но этот юноша не смог отказаться от своего богатства. Эта встреча тоже стала притчей, потому что, когда богатый юноша оставил их, Господь Иисус, обратившись к ученикам, сказал: Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!.. Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк. 10, 23–25). Слова Спасителя ужаснули и изумили учеников – они надеялись на чудесное восстановление Царства Израилева на земле. И вновь Петр от лица всех апостолов сказал: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мк. 10, 28). И тогда: Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной (Мк. 10, 29–30). Многие библеисты считают, что это предсказание о жизни Церкви, одним из пастырей которой предстояло стать апостолу Петру. Оказавшись вблизи Иерусалима, Господь Иисус с апостолами зашел в Вифанию. Там он совершил одно из величайших Своих чудес – воскрешение Лазаря, который уже четыре дня, как был похоронен. Это привлекло огромное внимание народа, и, одновременно, вызвало сильное раздражение у первосвященников и фарисеев. Так что Господу и апостолам пришлось уйти в Ефраим. Следование за Христом: Страстная Седмица Счудом воскрешения Лазаря напрямую связан торжественный Вход Господа Иисуса в Иерусалим. Об этом событии повествуют все Евангелия, но, согласно Преданию, одно из них – Евангелие от Марка – сохранило воспоминания об этом событии апостола Петра.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Изгнание легиона бесов (Мк. 5:1–20; Лк. 8:26–39; Мф. 8:28 – 9:1) И переехали на другой берег моря, в страну Гадаринскую, или, что то же, Гергесинскую, лежащую напротив Галилеи. Только Он вышел из лодки, навстречу Ему вышел из гробов один бесноватый. Это был житель города; но уже с давнего времени одержим был нечистыми духами; он не терпел на себе одежды, и в дому не жил, а в гробах. Не могли удержать его даже цепями; часто, бывши скован, разрывал цепи, и разбивал оковы. Никто не мог усмирить его; день и ночь в гробах и в горах он кричал и бился о камни; и столько был свиреп, что никто не смел проходить той дорогой. Иисус Христос взыскал этого несчастного; и в духе Своем повелевал бесам выйти из этого человека. Увидевши Иисуса Христа издалека, бесноватый прибежал и поклонился Ему до земли; и громким голосом сказал: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Бога Всевышнего? пришел сюда прежде времени мучить нас? Заклинаем Тебя Богом, не мучь нас». Иисус Христос спросил его: – «как тебе имя?» – Тот сказал: «имя мне Легион; потому что нас целый полк». И бесы усильно просили Иисуса Христа, чтобы не отсылал их в бездну, и не высылал вон из этой страны. В некотором же отдалении от них, на горе, паслось большое стадо свиней. Бесы просили: «ежели выгонишь нас, то позволь нам войти в стадо свиное». Так как эти нечистые животные были запрещены Моисеевым законом: то Иисус Христос позволил. Нечистые духи, вышедши из человека, вошли в свиней. И вдруг, бросилось все стадо с утеса в море, и перетонуло в воде; (а было их около двух тысяч). Пастухи, увидавши случившееся, побежали и рассказали в городе и по деревням. Жители пошли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу Христу; и находят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит, уже одетый, у ног Иисусовых, и в здравом уме, и ужаснулись. Свидетели же чуда рассказали им, как исцелился бесновавшийся, и о свиньях. В страхе, весь народ начал просить Иисуса, чтобы Он удалился из Гадаринских окрестностей. Тогда Иисус Христос вошел в лодку, чтобы отплыть обратно. Тут, человек, из которого вышли бесы, просил взять и его с Собою (может быть, он опасался подвергнуться опять тому же несчастию). Но Иисус Христос сказал ему: – «воротись домой к своим, и расскажи им, что Господь сотворил с тобою, и, как помиловал тебя Бог». – Он пошел и начал проповедовать по десяти городам заиорданским, что сотворил с ним Иисус. И все дивились. 14. Исцеление страдавшей кровотечением, и воскрешение дочери Иаировой (Мк. 5:21–43; Лк. 8:40–56; Мф. 9:18–26)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Иисус Христос, отведши его от народа в сторону, вложил персты Свои в уши его и, плюнувши, окропил язык его; потом воззрел на небо, (давая разуметь, что помощи ожидать надобно от Бога), вздохнул, (показывая, чтобы немой этим вздохом заменил словесную молитву), и сказал: –«Эффафа», – то есть, отверзись! И, тотчас, отверзся слух его, и разрешились узы языка его, и стал говорить чисто. И запретил им, чтобы никому не сказывали. Но, чем более Он запрещал им, тем более они разглашали. Приводили к Нему и других больных, хромых, слепых, немых, увечных; и повергали к ногам Его. Он исцелял всех, так что, в изумлении, говорили о Нем: «как все это хорошо Он делает! дает глухим слышать, немым говорить, хромым ходить и слепым видеть!» И прославляли Бога Израилева. 25. Насыщение четырех тысяч человек семью хлебами (Мк. 8:1–9; Мф. 15:32–38) Так как в той заиорданской пустыне, народу собралось множество, и нечего было им есть, то Иисус Христос, подозвавши учеников Своих, сказал им: – «жаль Мне этого народа. Вот они уже три дня при Мне; а пищи с ними нет. Отпустить их голодными не хочу, чтобы не ослабели в дороге; потому что некоторые из них пришли издалека». – Ученики Его на это сказали Ему: «откуда нам здесь в пустыне взять столько хлебов, чтобы накормить такое множество?» Иисус Христос спросил их: – «сколько у вас хлебов? – Они сказали: «семь». Тогда велел народу возлечь на землю. И, взявши семь хлебов, воздал хвалу Богу, преломил, и стал раздавать ученикам Своим, а ученики разносили народу. Еще было у них несколько рыбок. Он, благословивши, велел раздать и их. И ели все, и насытились. И собрали, оставшихся кусков, семь полных корзин. А евших, было около четырех тысяч человек, кроме женщин и детей. После этого, Иисус Христос отпустил их. 26. Ответ Иисуса Христа фарисеям и саддукеям, требовавшим знамения с неба; и предостережение учеников от закваски фарисейской, саддукейской и Иродовой (Мф. 15:39–16:12; Мк. 8:10–21; Лк. 12:1) И, тотчас, вошедши в лодку с учениками Своими, переправился на западный берег Галилейского озера, в места, лежащие близ Галилейских городов Магдалы и Далмануфы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Иов.1:15 .  волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Под именем Савеян в кн. Бытия и Паралипоменон известны две народности: одна, происшедшая от сына Хама Хуша ( Быт 10.7 ; 1Пар 1.9 ), другая – от потомка Сима Иоктана ( Быт 10.28 ; 1Пар 1.22 ). Но если первая обитала в Африке (Толковая Библия , 1 т., с. 71–72), то в настоящем случае разумеется, очевидно, вторая, поселившаяся в северной Аравии от Персидского залива до Идумеи. Иов.1:16 .  Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Выражение «огонь Божий» напоминает тождественные выражения: «огонь от Господа» ( Быт 19.24 ), «огонь Господень» ( Чис 11.1 ; 3Цар 18.38 ), «огонь Божий» ( 4Цар 1.12 ), и потому должно быть понимаемо в буквальном смысле. Другие, ссылаясь на 18–19 ст. , видят в данном выражении указание или на молнию, которою сопровождается буря, или на убивающий людей и животных ветер самум. Иов.1:17 .  Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Имя халдеев (древневавилонское «Kashdu», позднейшее «Kardu» и «Kaldu», откуда греческое « Χαλδαιοι») усвояется народности, населявшей местность между Евфратом и Аравийской пустыней, от Борзиппы на севере до Персидского залива на юге, а также устья Тигра и Евфрата. Оно сохранено в трех древнебиблейских выражениях: Ур Халдейский, (Ur Kashdim), Арфаксад (Arpakeshad) и Кесед ( Быт 22.22 ). Достоверность сказания о разбойничьих набегах Халдеев на восточно-заиорданскую сторону подтверждается свидетельством так называемых Телль-Амарнских надписей о существовании деятельных сношений между Месопотамией и всей Палестиной в патриархальный период. Иов.1:20 .  Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как видим, согласно протоиерею Порфирию, невольный убийца Ветхого Завета прообразует собой не столько грешника вообще, сколько непреднамеренно и по слабости согрешающего христианина. Жертвенник свидетельства (22:1–34) Воины заиорданских колен возвращаются в свою землю, данную им Моисеем (22:4), в Заиорданье. После нескольких лет войны, после захвата Обетованной земли, возвращаются к своим семьям. Иисус Навин дает им наставление, призывает их тщательно исполнять заповеди и закон Моисеев (22:2–5), благословляет и отпускает их (22:6–8). Пришедши в окрестности Иордана, что в земле Ханаанской, сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина соорудили там подле Иордана жертвенник, жертвенник большой по виду (22:10). Услышав об этом, сыны Израилевы подумали, что два с половиной колена умыслили отделиться от единства Израиля, и чтобы наказать сепаратистов, решили идти против них войной (22:12). Но священник Финеес и десять начальников поколений израильских, посланные с испекцией к берегу Иордана (22:13–14), возвратившись, доложили сынам Израилевым, что жертвенник, сооруженный на границе Ханаана заиорданскими коленами, не является в собственном смысле слова жертвенником, это всего лишь памятник, напоминающий о том, что и колена, отделенные от Ханаана Иорданом, являются частью израильского народа. Жертвенник по замыслу должен был стать не свидетельством отделения и раскола, а свидетельством единства всего Израиля, как жителей Ханаана, так и заиорданских колен. Текст 22:21–29 содержит подробное объяснение этого, данное заиорданцами начальникам тысяч Израилевых. Возвратившись в Силом, к скинии собрания, Финеес и тысяченачальники докладывают Иисусу и всему обществу, что никакой угрозы раскола нет, что нет необходимости идти против них войною, чтобы разорить землю заиорданских колен (22:33). Израильтяне успокаиваются и даже одобряют совершенное братьями-заиорданцами, которые также, как и прочие израильтяне будут иметь право приходить в скинию в Силом и приносить свои жертвы, и прочие израильтяне не смогут сказать «нет вам части в Господе» (22:25–27). Посему этот жертвенник-памятник был назван di, свидетель, свидетель того, что Яхве остается Богом заиорданских колен (22:34). Иордан не сможет разделить братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Когда их слабые доводы не помогли им, еретики огнем и мечом воздвигли гонение на иконы и на почитающих их. Огнем они сжигали иконы, а мечом усекали православных. Но, поелику крепость Божия сильнее и огня, и меча, еретики в конце концов пали и погибли, а иконы остались, чтобы и далее украшать Божии храмы и напоминать верным о великом и страшном присутствии Бога и небесных сил в жизни человеческой на земле. В честь победы над иконоборцами и торжественного восстановления иконопочитания во времена патриарха Мефодия, благочестивой царицы Феодоры и сына ее Михаила святые и богоносные отцы определили сей первый недельный день Великого поста для празднования этого события. День сей называется также " Торжество Православия " , в воспоминание о победе православного вероисповедания над еретическим пустословием и земным мудрованием. В связи с этим избрано для сегодняшнего евангельского чтения зачало о Нафанаиле: о том, как сомневался он во Христе, пока отстоял далеко от Него, и как обратился ко Христу, лишь только оказался близ Него. Да явится чрез то и необходимость присутствия Божия для обращения маловерных к вере, и чудотворное могущество присутствия сего! Во время оно Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. После Своего крещения на Иордане Господь наш Иисус Христос отправился в Галилею, где Ему надлежало начать Свои труды. Развращенный ум Иудеи не был достоин того, чтобы Господь начал Свое дело среди ее жителей. Иудея с Иерусалимом по своей приверженности к земному и чувственному пала ниже языческих краев. Галилея была языческой, населенной главным образом эллинами, римлянами и сирийцами, которых лишь слегка разбавляли евреи. Евреи из Иудеи презирали Галилею как землю языческую, землю тьмы и неведения. Именно в этом презираемом краю должен был воссиять свет великий, как сказано пророком: Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Массифа – в 2-х часах пути к северо-западу от Иерусалима; она была расположена на востоке, господствующей над окружающими местностями. Иер.40:7–16 . Годолия стал вводить добрые порядки среди оставшихся в Иудее жителей, и около него стали собираться остатки иудейских отрядов, находившимся во время взятия Иерусалима вне этого города, а также те иудеи, какие спасались бегством от халдеев у аммонитян и, вообще, в заиорданских областях. Но благополучию оставшейся иудейской общины скоро пришел конец. Против Годолии был устроен заговор неким Измаилом, о котором Годолии донесли своевременно, но против которого наместник не захотел принять никаких мер. Иер.40:8 .  тогда при­шли к Годолии в Массифу и Исмаил, сын Нафании, и Иоанан и Ионафан, сыновья Карея, и Сераия, сын Фанасмефа, и сыновья Офи из Нетофафы, и Иезония, сын Махафы, они и дружина их. Измаил, сын Нафании, как видно из Иер 41.1 , был царского рода. Отсюда понятно, почему он восстал против Годолии, человека простого происхождения, на которого он, притом, мог смотреть как на изменника отечеству. – «Нетофаф» – город в Иудее, недалеко от Вифлеема. Иер.40:9 .  Годолия, сын Ахикама, сына Сафанова, клял­ся им и людям их, говоря: не бойтесь служить Халдеям, оставайтесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет вам хорошо; «Не бойтесь служить халдеям» – правильнее перевести, как у LXX: не опасайтесь служителей (или чиновников) халдейских, которые, конечно, были оставлены в Палестине Навуходоносором. Иер.40:10 .  а я останусь в Массифе, чтобы пред­ста­тель­ство­вать пред лицем Халдеев, которые будут при­ходить к нам; вы же собирайте вино и летние плоды, и масло и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших, которые заняли. «Собирайте вино». Замечательно, что халдеи не истребляли жатвы и плодов земли Иудейской – то и другое оказалось в целости спустя несколько недель после их удаления из Иудеи. Ассирийцы поступали иначе (ср. Ис 1.7–9 ). Иер.40:13 .  Между тем Иоанан, сын Карея, и все воен­ные начальники, быв­шие в по­ле, при­шли к Годолии в Массифу

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

( Мк. 8:22–26 ) Приходит Иисус Христос в заиорданскую Вифсаиду. Здесь приводят к Нему слепого и просят прикоснуться к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: «Видишь ли что»? – Тот, прозрев, сказал: «Вижу людей как деревья, и они ходят». (Таково могло быть ощущение у человека, который, не пользовавшись зрением с самого рождения, вдруг открывает глаза и не привык еще различать вещи по их виду, а замечает только их покой или движение). Иисус Христос опять возложил руки на глаза ему, и велел ему взглянуть и стал видеть все ясно, различая и вид, и близость, и отдаление предметов. И послал его Иисус Христос домой, сказав: «И в селение не заходи, и не рассказывай никому из селения». Мысли святителя Феофана «Мысли на каждый день года» Вифсаидского слепого Господь не вдруг исцелил, но сначала неполно, а потом полно, так что он стал видеть все ясно. Для чего Господь так сделал, Ему Единому ведомо. Мы же возьмем отсюда следующую мысль: если считалось нужным исцелить телесное зрение постепенно, то тем более такая постепенность необходима в просветлении очей ума нашего. Так оно и было. В патриархальный период Богооткровенное ведение было не сложно, в период подзаконный оно стало сложнее и подробнее; в наш христианский период оно еще подробнее и возвышеннее; но конец ли? На земле высшего не ожидай, а на том свете будет. Два святых апостола удостоверяют нас в этом, святой Иоанн и Павел. Ныне видим все, как сквозь тусклое стекло, а тогда все увидим ясно. Но и там будут степени умственного просветления, ибо область ведения Божия беспредельна. На земле же откровение Божие уже завершено; нечего и мечтать о высшем; все имеем, что нужно: усвой и живи тем. Христианское откровение впереди не обещает нового откровения; но только то, что Евангелие будет узнано во всем мире, и что эта повсюдность и всеобщность ведения Евангелия есть предел бытию настоящего порядка вещей. Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет тугой, и благость Божия положит конец миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Многие матери, веруя в И. Христа, как человека святого, приносили к И. Христу своих детей, чтобы Он возложил на них руки, т. е. благословил их. Ученики Христовы, вероятно, не желая, чтобы Господь был утруждаем, по их мнению, таким маловажным, делом, препятствовали матерям приносить к Иисусу детей. Неразумное поведение учеников заставило возне годовать на нах Господа. Потом Он стал обнимать и благословлять детей, выражая этим нежнейшую любовь к чистой, невинной детской природе. Ученикам же дал наставление, что дети суть не только достойнейшие члены царствия Божия, но и взрослые удостоятся этого царствия только в том случае, если примут Его с детским сердцем. Ответ И. Христа богатому юноше о пути к жизни вечной и ап. Петру о награде апостолам (Мф.19:16–20; Мр. 10:17–31; Лк. 18:18–30) Когда Иисус Христос был намерен оставить страну Заиорданскую и переправиться к Иерихону, к Нему подошел некто, по возрасту юноша, a по общественному положению начальник (Лук.), и спросил Его: «Учитель благий, что благо сотворю, да имам живот вечный?» Несмотря на то, что юноша этот, будучи искренно стремящимся ко спасению, в точности исполнял весь закон Моисеев, как он сам говорит, однако в душе своей он чувствовал, что ему чего-то недостает. Поэтому он обращается к Господу за наставлением. Как видно из того, что он, подбежавши к Иисусу, пал пред Ним на колена (Мр.), юноша относился к Господу с глубоким почтением. Но называя И. Христа благим, он этим не хотел выразить ничего особенного, а только высказал обычный почтительный привет. Поэтому Христос говорит ему: 2что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Этими словами Господь призывает юношу обдумать свой привет. Если не пустые слова произносишь, именуя Меня благим, – хочет сказать Спаситель юноше, – то Я готов исполнить твою просьбу. «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди», которые суть воля Божия. «Все это, – говорит юноша, – я сохранил от юности моей; чего еще мне недостает?» Когда юноша сказал, что он «все исполнил», то, конечно, разумел ряд отдельных внешних дел, а поэтому ответ его обличает в нем непонимание сущности и духа закона и недостаточность самопознания нравственного. Невозрожденному благодатью Христовою человеку, при всем его искреннем стремлении к исполнению закона, всего закона исполнить невозможно. Однако, Иисус Христос оценил в нем это горячее и искреннее стремление к добродетели высшей и, взглянув на него с любовью, сказал: «одного недостает тебе, продай имение и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест». Но отречься от земного богатства ради Бога и ближних, оказалось, юноша не имел силы: он отошел с печалью на лице от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Мф.18:34.   И прогневався господь его, предаде его мучителем, дондеже воздаст весь долг свой , И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. т. е. навсегда, потому что он никогда не отдаст. Остального в этой притче не исследуй: оно взято для большей убедительности. Одному только из нее научись: грехи наши против Бога многочисленнее грехов братьев наших против нас. Каждый из нас должен Богу десять тысяч талантов, т. е. имеет у Него много, и великих долгов, потому что за свои многие и великие грехи мы должны потерпеть много и великих наказаний. Каждый из согрешающих против нас должен нам сто динариев, т. е. имеет малый и не важный долг по сравнению с десятью тысячами талантов. Если мы, будучи столь великими должниками у Бога, не окажем милосердия по отношению к своим должникам, то уничтожим и то прощение, которое прежде получили по своим молитвам, и после уже без всякого сострадания потерпим наказание за все. Смотри, что следует дальше. Мф.18:35.   Тако и Отец Мой Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их . Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Ради этого изречения Он составил всю притчу, подтверждая примером, чтобы оно было тем легче воспринято. Итак, в начале притчи Он назвал Себя Царем и Законодателем, а по окончании ее приписал Отцу право наказания, чтобы не показаться тщеславным и вместе с тем показать, что у Них одна и та же власть. От сердец ваших, т. е. от сердца, а не на словах только. Глава XIX Учение Иисуса Христа о нерасторжимости брака и о безбрачии Мф.19:1.   И бысть егда сконча Иисус словеса сия, прейде от Галилеи и прииде в пределы Иудейския обонпол Иордана . Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. Пришел в иудейские страны, потому что приближалось время страданий Его. Мф.19:2.   И по Нем идоша народи мнози, и изцели их ту . За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010